СЫНА БОЖИЯ

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Редкие сюжеты в иконографии Воскресения Христова ...Искать в Источникеpravmir.ru
... чувствия и узрим неприступным светом воскресения Христа блистающася… (Канон Воскресению, песнь 1) Дивный Пасхальный канон — «торжественная песнь радости о Победителе смерти и ада» [13, с. 206] — наряду с глубокими богословскими рассуждениями содержит столь яркие и образные описания самого события Воскресения Христова, что это творение преподобного Иоанна Дамаскина порой кажется своего рода иконографической программой, которую творец канонов заботливо предлагает не только самим иконописцам, но и тем, кто стремится вникнуть и в смысл изображенного события. Последуем призыву, приведенному в качестве эпиграфа к нашей заметке: попробуем узреть то, что донесли до нас и о чем благоговейно умолчали святые евангелисты. «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя» (песнь 3) … Прежде чем перейти к рассмотрению редко встречающихся в современном церковном обиходе сюжетов Воскресения Христова, остановимся на широко известном «Сошествии во ад». Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Для православного сознания свет Воскресения Христова, воссиявший даже до преисподней, ... далее ...
Славянофильство: тоска по христианской Европе - ...Искать в Источникеfoma.ru
... соединённые элементы различных мировых религий соседствуют с прямым оккультизмом. Между тем для успешного развития идеи цельного знания достаточно было вслед за Киреевским продолжить обращение к мистическому опыту Восточных Отцов. Дело в том, что исходная точка их любомудрия – Откровение Св. Троицы ( Отца, Сына и Св. Духа ) , стало быть, тайна, неисповедимая для человеческого разума. Однако внешние проявления Божества в отношениях к тварному миру (область икономии) нисколько не препятствуют становиться ей самόй источником познания. Неисчерпаемый познавательный потенциал, скрытый в тайне Сына Божия – Слова (Логоса) , Которым сотворён мир, был выявлен ещё св. Афанасием Великим (IV в.) . Он развивает учение о Логосе как миродержавной и творческой Премудрости, создающей во всём порядок и соразмерность, сочетание и согласие вещей противоположных. Но это означает, прежде всего, что в плане Божественного домостроительства Логос может именоваться не только Словом, что вовсе не является нарушением богословских канонов. Нельзя в связи с этим не отметить, например, что древнейший апологет христианства Афинагор Афинянин (II в.) называл Логос Божественными «мыслью» и «энергией», ... далее ...
Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянынеИскать в Источникеpravoslavie.ru
... дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа. Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая - в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья - как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа. Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это - чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращения самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя. Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово - " пасха " ? Это слово означает " переход " . Христос Воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: " ... от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе... " Пасха означает переход во многих ... далее ...
«Столп Церкви»: протоиерей Ф.А. Голубинский и его ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... сущность и действие (τò περι την θείαν ουσίαν και ενέργειαν ταυτον) »?.. [59] О Паламе Голубинский был осведомлен достаточно, но в деликатную дискуссию относительно его идей он вступает в другой лекции. «В XIV веке архиепископ Фессалоникский Григорий Палама говорил, что свет, явившийся на Фаворе, не есть свет сотворенный, а есть ενέργεια Θεότητος — действо Божества, как будто уделение от вечного неприступного света, в котором обитает Божество. Мы не смеем отвергать сего объяснения, потому что из Евангельской Истории известно, что сей свет сиял от Божества, сокрывавшегося в человечестве Сына Божия, а не был собран из воздуха материального мира. Но вместе с сим должны признать и то, что сей свет совершенно был отличен от света солнечного или другого какого-нибудь. Ибо известный нам свет (например, солнечный) подлежит ограничениям пространства, имеет движение, и притом не мгновенное, а поступательное». [60] Подробно вдаваясь в суждения астрономов, свидетельствующие об ограниченности и видоизменяемости этого света, Голубинский делает вывод, «что недостойно приписывать такой свет неограниченной природе Божественной». Но если мы, — продолжает он, — «последуем объяснениям ... далее ...
Вознесение открыло Ее славу / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... понятиям человеческим, пока человек жив, слава, которая его окружает вследствие его известности, вследствие его силы или могущества, вследствие каких-либо деяний, – эта слава распространяется все больше и больше. И сам человек обыкновенно стремится прославить себя здесь, на земле, пока он жив. Ибо все мы знаем, что со смертью, день за днем, приходит забвение для всякого человека. Так что даже среди людей существует пословица, что гроб является ходатаем забвения. И чем дальше отстоит время от смерти человека, тем менее обыкновенно его помнят люди. Чем дальше отстоит время от смерти человека, тем менее его помнят люди Поэтому слава, которая окружает человека, распространяется от него при жизни. И вот здесь пророк Давид указывает нам, что закон духовный, закон Евангельский, закон, по которому жила Пресвятая Богородица, закон, который дан и нам, христианам, действует противоположно мирскому закону. Пока Она была на земле, Она находилась в безвестности, и лишь со дня Ее преставления к Богу (или, как учит Церковь, со дня Ее Успения) эта слава стала распространяться по земле. И чем далее, тем более этой славе, боголепной славе Пресвятой Богородицы, мы не видим никакого предела и ... далее ...
«Троичный ученикъ»: преподобный Сергий ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Сергия Радонежского: святой Сергий сразу после поставления игуменом, а также иереем ( между 1353-1355 годами ) молился перед иконой Пресвятой Троицы в одноименном храме, воздвигнутом ранее его совместными с братом Стефаном трудами. В молитве преподобного, пересказанной в Житии, содержится, быть может, самое раннее, самое краткое и самое глубокое русское богословие Пресвятой Троицы во образе Трех Ангелов за престолом. Созерцая икону, святой Сергий молит Бога, «дабы далъ несуменно смение у престола славы стати Живоначалныя Троица и къснутися рукама Агнца Божия, за мир заколеннаго Христа, Сына Божия» ( Там же, стр. 330 ) . Уже позже это богословие мощно разовьют духовные последователи святого Сергия: преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Макарий, митрополит Московский. Непосредственно в живописании образ Живоначальной Троицы боговдохновенно воплотит другой духовный последователь святого Сергия ‒ преподобный Андрей Рублев (+1430) , а вслед за ним ‒ бесчисленные иконописцы всех последующих веков вплоть до нынешнего времени. Любовь и мир предстают в учении преподобного той силой, которая созидает во времени и вечности Святую Русь Молясь перед иконой Пресвятой Троицы ... далее ...
Поучение в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... дня Светлого Христова Воскресения Святая Церковь в течение трех недель не может оторваться от событий, непосредственно связанных с Воскресением Господа Иисуса Христа. Первая неделя проходит в ликующем восторге о самом Воскресении; вторая – в воспоминаниях о том, как уверовал святой Апостол Фома; третья – как Христу Спасителю послужили праведные Иосиф и Никодим и как пришли на Гроб Воскресшего Христа жены-мироносицы и увидели сперва Ангела, а потом и Самого Воскресшего Господа. Праздник Пасхи продолжается и дальше, но в последующие недели в церковных службах наряду с прославлением Воскресения Христова вспоминаются и другие события, происходившие до распятия и Воскресения Христова. Это – чудеса исцеления расслабленного и слепорожденного и, как в настоящий воскресный день, обращение самарянки к вере в Господа Иисуса как Спасителя. Воскресение Христово мы часто называем праздником Пасхи. А что значит слово – «пасха»? Это слово означает «переход». Христос воскрес и перевел нас от смерти к жизни и от земли к небу. Так поется в 1-м ирмосе Пасхального канона: «…от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…» Пасха означает переход во многих смыслах: от ... далее ...
Пророчества о Христе в рукописях Мёртвого моря, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Сына». Однако пророк добавляет при этом «Сын дан нам». Что он имеет в виду? По мнению Александра Константиновича Волнина, здесь очевидна аллюзия на пророчество Нафана. «Смысл этого добавочного предложения, – пишет А. К. Волнин – i (очевидно, мессианский. Понятие «Сын» означает здесь много более, чем только «царский» или «царственный Сын». Но значило ли оно «Сын Божий» – сказать очень трудно». 260 Использует ли в данном стихе пророк Исаия указание на «Сына») בֵּן, «бен» (, который «дан») נִתַּן, «ниттан» (с намерением обозначить происхождение Эммануила по Его божественной природе как Сына Божия) рожденного предвечно от Отца и всего лишь приходящего в мир, что подчёркивается словом « дан » (, а указание на «младенца») יֶלֶר, «йéлед» (который « родился») יֻלַּר, «йуллад» (– чтобы обозначить Его человеческое происхождение и человеческую природу? Или же в данном месте слово «Сын» используется пророком всего лишь для связи со стихом 7: 14, где говорится о чудесном рождении этого Сына от Девы?) Ко второму варианту склоняются многие как дореволюционные (в том числе и упомянутый русский библеист А. К. Волнин) , так и современные исследователи, подчёркивающие, что идея сыновства ... далее ...
«Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... «Авва Иустин сказал мне служить в Которе, где лежит голова змеи» Беседа со священником Сербской Православной Церкви Момчило Кривокапичем Протоиерей Момчило Кривокапич, наместник митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) , настоятель храма святителя Николая в городе Котор, проповедник, педагог, психолог, частый гость передачи «Спрашивайте священника» на радио Светигора – один из самых известных и любимых священников Черногорско-Приморской митрополии. Отец Момчило родился в 1945 году в семье военного священника. Желание продолжить служение отца появилось у него уже в детстве. Судьба семьи была трудной, но это только укрепило отца Момчило в решении посвятить свою жизнь Церкви. Протоиерей Момчило Кривокапич После окончания богословского факультета, по благословению духовного отца, преподобного аввы Иустина (Поповича) , он возвращается на родину, с которой была когда-то была изгнана его семья, чтобы служить в Которе, так как именно там, по словам отца Иустина, «лежит голова змеи». О том, что значили эти слова старца, о своем христианском пути, об истории Церкви Христовой в годы безбожия, о встречах с Патриархами Германом и Павлом, преподобным Иустином и ... далее ...
Воплощение и Церковь / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Воплощение и Церковь Рождество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа «Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе», — поет Святая Церковь в навечерие Христова Рождества. Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти — была именно тайной. О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что где-то в пещере, в Вифлееме Само Божество, воплотившись, соединилось «неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно» с естеством человеческим? Да и скоро ли обратило человечество свое внимание на величайшее событие в своей истории? Прошли не годы, а столетия до того времени, когда высокие умы стали богословствовать о воплощении и о его значении для человечества. Младенец возрастал, но мы не знаем Его святого детства. Лишь апокрифические евангелия стараются заполнить тридцатилетнюю пустоту и наполняют ее чудесным. Божественное достоинство Младенца ясно обнаруживается в ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: СЫНА БОЖИЯ
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера