Церковь и Византийская империя: эпифаническая связь событий Александр Ужанков Источник: Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017 г. Рецензия на книгу: Василик В.В. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках. СПб.: Алетейя, 2016. 640 с. Василик В.В. Церковь и Империя в византийских церковно-поэтических памятниках. СПб.: Алетейя, 2016. 640 с. В последнее пятилетие появились достаточно интересные исследования, посвященные византийским литургическим книгам и содержащимся в них церковно-поэтическим памятникам, а также отдельным византийским авторам, скажем, Кассии Константинопольской , но таких монографий никогда не бывает много. Поэтому можно только приветствовать выход новой книги В.В. Василика «Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках» (СПб.: Алетейя, 2016. 640 с.), которая вносит серьезный научный вклад в изучении византийской гимнографии. Эта книга отличается масштабностью, широким охватом материала, как в хронологическом, так и в жанровом аспекте, и стремлением выстроить определенную эволюционную линию в идейном и в жанровом плане. Она будет весьма полезной и историкам, и филологам, и культурологам. Основное значение работы В.В.Василика состоит в умении извлекать актуальную историческую информацию из текстов, которые, на первый взгляд, не призваны отражать историческую реальность, а посвящены делам Божественным. Автор показывает, что это далеко не так, и гимнографические тексты могут предоставлять интересные исторические данные, в том числе и в таких казалось бы далеких от церковной жизни, областях, как история землетрясений, восстаний и войн. С философской и культурологической точки зрения автор обосновывает свою позицию тезисом о дуализме византийского сознания и об основополагающем значении Халкидонского вероопределения, постулирующего единство Божественного и человеческого, земного и небесного, материального и идеального и соответственно формирующего византийскую ментальность (С.10-11). Сама по себе эта мысль в латентном виде встречалась в работах о. Георгия Флоровского , однако В.В.Василик впервые использовал ее для системного объяснения византийской культуры и гимнографии.

http://pravoslavie.ru/105661.html

С филологической стороны интересен вопрос о соотношении текста Иоанна Малалы и псевдо-Ефрема Сирина, содержащего описание чумы. По-видимому, все же текст Малалы является первичным. Интерпретация текстов Романа Сладкопевца, посвященная землетрясениям, выглядит убедительной, особенно связанных с катастрофой 551 года – разрушением финикийских городов. Интересны размышления автора относительно ромейского общества как нового Египта и греховного инфантилизма. Главы, посвященные отражению жизни общества и права в гимнографических памятниках, характеризуются прекрасным знанием общественных и правовых реалий Византии. В.В.Василик смог найти в гимнографических текстах отражение таких юридических явлений, как эмансипация, injuria majestatis и др. Отражение этих реалий исследовано корректно и в целом нареканий не вызывает. Раздел, посвященный культуре, интересен прежде всего восстановлением биографии преп. Романа Сладкопевца. В результате реконструкции автора перед нами возникает живой образ церковного и общественного деятеля, живущего радостями и горестями Романии, весьма далекий от абстрактной позднесредневековой житийной схемы. В исследовании «Акафиста» автор выявляет основные черты византийской культуры и творчества, связывая их с взысканием личностной истины, логосностью, подражанием Божественному творению. В целом книга В.В. Василика, несмотря на отмеченные недостатки и мелкие недочеты в оформлении, является крупной удачей исследователя и существенным вкладом в отечественную византинистику. В более полном виде рецензия опубликована в журнале Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017 г. 29 июня 2017 протодиакон Владимир Василик защитил диссертацию «Отражение жизни Церкви и Империи в памятниках византийской гимнографии», написанную на основе рецензируемой книги. Александр Ужанков , доктор филологических наук, профессор Источник: Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2017 г. 8 августа 2017 г. Рейтинг: 9.3 Голосов: 26 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Василик В.В.  Церковь и империя в византийских церковно-поэтических памятниках. СПб: Алетейя, 2016. 640 с. Далее страницы приводятся в тексте рецензии.

http://pravoslavie.ru/105661.html

Гаврилов А.К. Языкознание византийцев//  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.113–116. Гаврюшин Н.К. Византийская космология в XI веке// Историко–астрономические исследования. – М., 1983. – Вып. 16.  Герцман Е.В. Музыкально–теоретические знания Михаила Пселла//Византийский временник. –  М.,  1993. – Т. 54. Гукова С.Н. Космография в системе византийской науки и образования в XI – XII вв.//Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. – Л.: Наука, 1986.  Иоанн Мейендорф. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение. – М.: Когелет, 2001. С.113–115. История Европы. – М.: Наука, 1992. – Т. 2.   Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. – М.: Наука, 1973.   Клейнер Ю.А. Латинская грамматическая традиция в Англии//  История лингвистических учений: Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985.  С.112–114. Кривушин И.В., Хохлова С.В. Мятежи в изображении “Хронографии” Михаила Псёлла//ИМАС. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.   Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Литаврин Г.Г. Византийские интеллектуалы XI века о " демократии " и " аристократии "http://Византийские очерки. Труды российских ученых к  XXI Международному конгрессу византинистов. – СПб.: Алетейя, 2006. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). – СПб.: Алетейя,  2000.   Литаврин Г.Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Констатинтинополь//Византийский временник. –  М.,  1967. – Т. 27. Лосев А.Ф. Имя: Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. – СПб.: Алетейя, 1997. С.265–273. Любарский Я. Византийский монах XI в. Илья (по материалам переписки Михаила Пселла) //Античная древность и средние века. – Свердловск: Уральский университет,  1973. Вып. 10. Любарский Я.Н. Византийский историки и писатели: Сборник статей. – СПб.: Алетейя, 1999 . С.174–221, 300–302.

http://bogoslov.ru/person/2993327

Библиография работ о персоне: Аверинцев С.С. От редакции//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  Аверинцев С.С. Философия VIII–XII вв..//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  С.49–56. Амвросий, архимандрит. Предисловие//Михаил Пселл. Богословские сочинения. – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института; Журнал " Нева " ; " Летний сад " , 1998. Амвросий, архимандрит. Предисловие. (Прибавление)//Михаил Пселл. Богословские сочинения. – СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института; Журнал " Нева " ; " Летний сад " , 1998. Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2. Безобразов П.В., Любарский Я.Н. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл: Личность и творчество. – СПб.: Алетейя, 2001. Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл//Две книги о Михаиле Пселле: Безобразов П.В. Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл; Любарский Я.Н. Михаил Мселл. Личность и творчество – СПб.: Алетейя, 2001. 544 с. (Визант. б–ка. Исследования) Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 422–429. Бибиков М. В. Византийские источники о славянах и Древней Руси//Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 90 – 93. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.128–135. Бородин О.Р. Географические знания//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. Бородин О.Р., Гукова С.Н. История географической мысли в Византии. – СПб.: Алетейя, 2000. С.71–75, 88–89. Брагинская Н.В. Влажное слово: Византийский ритор об эротическом романе. – М.: РГГУ, 2003. Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла//Византийский сборник. – М.; Л., 1945. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.  

http://bogoslov.ru/person/2993327

Ложкина Наталья Александровна, сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат культурологии Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика.М: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. – С.300. Свящ. Александр Пржегорлинский. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. –СПб.: Алетейя, 2011. С.– 34-41. Свящ. Александр Пржегорлинский. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. –СПб.: Алетейя,2011. –С.34-41. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика.1997. С . –12-15. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы. – СПб.: Византинороссика.1997. С . –13-15. Свящ. Александр Пржегорлинский. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. –СПб.: Алетейя, 2011. С.–73-118. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы. – СПб.: Византинороссика.1997. С . –14. Архимандрит Плакида (Тезей). «Добротолюбие» и православная духовность. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. –С.55-56. Свящ. Александр Пржегорлинский. Византийская церковь на рубеже XIII-XIV вв. –СПб.: Алетейя,2011. –С .73-118. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы. – СПб.: Византинороссика.1997. С . –28-29. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы. – СПб.: Византинороссика.1997. С . –27-29. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История церкви и восточнохристианская мистика. –М: Институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. – С.300. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика.1997. С . –27-35. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика.1997. С . –27-35. Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Жизнь и труды св. Григория Паламы, СПб.: Византинороссика.1997. С.–35-36. Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии. – Т. 1. Вып. 1. Санкт-Петербург : Имп. Академия Наук, 1898. – С. 83–84.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/17/...

Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.246–259. Красножен М. Толкователи канонического кодекса восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон: Исследование. – Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1911. – С. 36–42. Красносельцев Н.Ф. Патриарх Фотий и византийское богословие его времени//Записки Новороссийского университета. – Т. 57. Куник А. О трех списках Фотиевых бесед 865 г.//Записки Императорской академии наук. Историко–филологическое отделение. –  СПб., 1906. – Т. VII. – 8. Курбатов Г.Л. Риторика//Культура Византии: IV – первая половина VII в. – М.: Наука, 1984.     цева. – М.: Наука, 1987. С.177–178. Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до Х века. – СПб.: Алетейя, 1997.   Лебедев А.П. История Константинопольских соборов IX  века. – СПб.: Алетейя, 2001 .   Лебедев А.П. История разделения церквей в IX, X и XI веках. – СПб.: Алетейя, 1999. С.26–222. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Лебедев А.С. Новые исследования о времени и личности патриарха Фотия//  Православное обозрение. – М.,  – 1868. Ловягин Е. Две беседы святейшего патриарха константинопольского Фотия по случаю нашествия россов на Константинополь//Христианское чтение. – СПб.,  1882. – 9–10. Лоллий (Юрьевский), архиепископ. Александрия и Египет. – СПб,: Журнал Нева; Летний сад, 2001.   Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи историей идей. Т. 1: Древность и средние века/Пер. с нем. – М.: Христианская Россия, 1999. С.267–270. Лурье В.М. Взаимосвязь проблемы Filioque  с учениями о обожении у православных богословов после святого Фотия//Патрология. Философия. Герменевтика. (Труды Высшей религиозно–философской школы. – СПб., 1992. – Т. 1). Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л.: ЛГУ, 1955.   Мерцалова Л.И. " Фотиевский ренессанс " и духовно–просветительская миссия св. равноап. Кирилла и Мефодия//Славянская культура. Традиции и современность. Чита, 2000.

http://bogoslov.ru/person/3177038

(по Ларше), 634–640 г.г. (по Шервуду); ТР 7 (PG 91 69–89), 640–642 гг.; ТР 20; ТР 14 (PG 91 152–153), 640–643 гг. (датировка гипотетична); Письмо к Фалассию (сохранился только отрывок в переводе Анастасия Библиотекаря; Mansi X, 677–678 – PL 129 583–586; ТР 8 (PG 91 89–112), 640 г. (датировка гипотетична); ТР24 (PG91,268–269), 640 г.; ТР25 (PG91 269–273), 640 г.; ТР 6(PG 91 65–69); ТР 26 (PG 91 276–280), 640 г. (датировка гипотетична); Ер 12, 641 г.; ТР 16 (PG 91 184–212), после 643 г. (датировка гипотетична); ТР 19 (PG 91 216–228); ТР 12 (PG 91 141–146), 643–644 гг.; ТР27 (PG 91 280–285), 640–646 гг. 41 Издание Экфесиса императором придавало ему статус более высокий, чем Псифосу, изданному патриархом. Впрочем, по версии, которую выдвинул Максим, сам император снял с себя ответственность за Экфесис, переложив ее на церковные власти. В письме, адресованном папе Иоанну IV, он, по словам Максима, писал: «Когда я вернулся с Востока, [Сергий] попросил меня подписать и издать его» (RM 9). Как бы то ни было, Экфесис не был отменен при жизни Ираклия, и в деяниях Латеранского собора фигурирует как Экфесис Ираклия. Экфесис был одобрен через месяц после своего издания на Константинопольском соборе, проведенном в 638 г. патриархом Сергием. После своего вступления на кафедру Пирр созвал следующий собор, который его утвердил (Mansi X, 674D-680A, 999–1003). ? 44 Здесь следует отметить, что, хотя впервые тезис «ни одна, ни две энергии, но одна воля» появляется в первом послании папы Гонория патриарху Сергию, Гонорий во втором послании этот тезис уже не выдвигает, но придерживается позиции Псифоса: «Мы не должны утверждать ни одного, ни двух действий», к чему добавляет формулу папы Льва: «То и другое естество... действовало и производило каждое в общении с другим» (Деян. Т. IV. С. 195). Итак, если Сергий отошел от Псифоса в сторону антидиофелитства (для обоснования которого он воспользовался формулой Гонория), то Гонорий, напротив, отказался от своей же формулы «одна воля» и попытался увязать Псифос с традиционным римским богословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской культуры, 2004. (Studia Philologica). С. 46 – 52, 74 – 81, 222–236. Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. С.95–98. Бибиков М.В. Константин VII Багрянородный//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.  Бородин О.Р. Географические знания//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989. Брайчевский М.Ю. По поводу одного места из Константина Багрянородного//Византийский временник. –  М.,   1960. – Т. 17. Васильев А.А. История Византийской империи. Время до Крестовых походов (до 1081). – СПб.: Алетейя, 1998.    Грот К. Известия Константина Багрянородного о сербах и хорватах и их поселении на Балканском полуострове. – СПб., 1880. Иоанн, игумен. Обрядник византийского двора (De Ceremoniis aulae Byzantinae) как церковно–археологический источник. – М., 1895. Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период. – М.: МГУ, 1999. С.12–13, 160–161. Карпов С.П. Константин VII Багрянородный//Антология мировой правовой мысли в 5–ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв. Карпов С.П. Культура Трапезундской империи//КВ(3). Лебедев А.П. Очерки внутренней истории Византийско–восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала Крестовых походов – 1096 г. – СПб.: Алетейя, 1998.   Литаврин Г. Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников//Византийский временник. –  М.,  1982. – Т. 42. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). – СПб.: Алетейя,  2000.   Литаврин Г.Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь//История СССР. – 1981. – 5. Лихачева В.Д., Любарский Я.Н. Памятники искусства в «Жизнеописании Василия» Константина Багрянородного//Византийский временник. –  М.,  1981. – Т. 42. Любарский Я.Н. Сочинения Продолжателя Феофана. Хроника, история, жизнеописания?//Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей/Пер. Я.Н. Любарского. – М.: Наука, 1992.

http://bogoslov.ru/person/2931320

Гимн 58. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божьих /Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Вестник русского христианского движения. – Париж; Нью–Йорк; М., 1997. –  175. Гимны// Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003. Главизны. Благодарения. Диалог со схоластиком. – Б.м., 1999.  Главы богословские, умозрительные и практические/Пер. иеромонаха Илариона (Алфеева)//Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. Главы богословские, умозрительные и практические. – М.: Зачатьевский монастырь, 1996. Главы практические и теологические: [Фрагменты]/Пер.  с греч.: Т.А.Миллер//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Из гимнов божественной любви/Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Избранные гимны (3, 6, 19, 42)/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Журнал Московской патриархии.  – 1992. – 1. Избранные гимны/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Символ. – 1991. – 26. Избранные гимны в стихотворном переводе/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. То же:  Церковь и время. – М., 1998. – 1(4). Избранные гимны: 35, 44; 5,11,40,45/Пер. с греч., примеч.: иером. Иларион (Алфе ев)//Церковь и время. –  М., 1998. 1(4). 2(5). Избранные проповеди//Начало. – СПБ., 2002. – 12. Метод священной молитвы и внимания/Пер.  с греч.: А.Г.Дунаев//Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых  отцов–исихастов/Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г.Дунаева. – М.: Православное братство Святителя Филарета Московского, 1999.

http://bogoslov.ru/person/3089571

Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Изд-во им. Игнатия Ставропольского, 1997. Слово на текст " Отпущайте, и отпустят вам "http://Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. – М.: Юристъ, 1996. Слово о разорении города Рима/Предисл. и пер. с лат.: С.А. Степанцов//Вестник древней истории. - М., 2001. с. 245-250. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским//Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято-отеческие и церковно-отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.). Творения (Том второй): Теологические трактаты/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том первый): Об истинной религии/Составление и подготовка текста: С.И. Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том третий): О граде Божием (кн. 1-13)/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том четвертый): О граде Божием (кн. 14-22)/Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения Блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1901-1915. Ч. 1-8. Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви. – Кн. 5). Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//Альфа и Омега. -  М., 1997. 2(13). Толкование на псалом сто двадцать пятый/Пер.  с лат.: С.Степанцов//Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.  Цветы благодатной жизни. – СПб.: Библия для всех, 1997. Шесть книг о музыке. Книга первая/Пер. с лат.:  В.П.Зубов//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. Энхидрион, или о вере, надежде, любви. – Киев, 1996. Фрагменты сочинений//Антология мировой правовой мысли в 5-ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв. Фрагменты сочинений//Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. Фрагменты сочинений//Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.

http://bogoslov.ru/person/2529560

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010