А. Абрамов Я. Брак и семья. СПБ.1900. – Развод. СПБ.1900. Абрашкевич.М. Прелюбодеяние с точки зрения уголовного права. Одесса. 1904. Азаревич Д. Античный мир и христианство . Ярославль. – 1880. – Брачные элементы и их значение. Временник Демидовского Юридического Лицея. 1879. Т. 18. Ярославль. – 1879. – История византийского права. Ярославль. 1876– 77. – Русский брак. Журнал гражд. и угол. Права. 1880. V, VI. Айвазов И. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. М. 1913. – Новая вероисповедная система русского государства. М. 1908. – Православная церковь и высшие государственные учреждения России. М. 1912. Аквилонов Е. , протопресвитер, проф. О непозволительности служения православным духовенством панихид в храмах по усопшим иноверцам-христианам. СПБ. 1906. – Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям. СПБ. 1906. – Церковь . Научные определения Церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом. СПБ. 1894. Аксаков.Н. П. Возможны ли в церкви решающие и совещательные голоса? СПБ. 1906 г. – Духа не угашайте! По поводу статьи Л. Тихомирова : « Духовенство и общество в современном религиозном движении». СПБ. 1895 г. – Канон и свобода. СПБ. 1905. – К церковному собору. СПБ. – Несколько примечаний к канонам. СПБ. 1906. – Об избрании епископов в древней христианской церкви. СПБ. 1906 г. – Патриаршество и каноны. СПБ. 1906 г. – Что говорят каноны о составе собора. СПБ. 1906г. Аксенов. П. Моисеево уголовное право. СПБ. 1904. Алабовский М, свящ. Значение православной церкви в деле устроения государственной и общественной жизни. Киев. 1912. Александровский А. Владимир Соловьев и доктрина непротивления злу и отрицания государства. Церк. Ведомости. 1915. 31. Прибавл. Александров Д., свящ. О клятвах соборов 1956, 1666–1667 г.г. и об единоверии. Самара. 1901. Александр, еп. Дмитровский. Церковь англиканская по прву ли присваивает себе название церкви кафолической? Изд. 2-е. М. 1892. Алексий, еп. Шелапутинская община. Казань. 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

по поводу книги О.Д.Дурново «Так говорил Христос» КАКИХ только небылиц не взводилось на Господа нашего в текущем хотя бы столетии, особенно с тех пор, как вошла в моду так называемая «свобода» от «совести»?! Все силы ада вырвались из преисподней и ринулись на Христа, чтоб извратить Его святое Евангелие, исказить Его учение, расшатать Его Церковь , ниспровергнуть христианство ... Достаточно припомнить хотя бы появление на русском книжном рынке следующих, напр. изданий: Густава Френсена «Рукопись из романа Hilligenlei (Жизнь Иисуса)», Спб., 1907 г.; Вилегельма Вейтлинга «Евангелие бедного грешника» (Спб., 1907 г.); Ива Гюйо «Социальные учения христианства» (Спб., 1907 г.); проф. Ф. Зелинского «Соперники христианства» («Из жизни идей»; т. 3-й), Спб., 1907 г.; Карла Каутского «Античный мир, иудейство и христианство » (Спб., 1909 г.); О.Пфлейдерера «Возникновение христианства» (Спб., 1910 г.), «Подготовка христианства в греческой философии» (Спб., 1908 г.), «От иудейства к христианству; Образ Христа древнехристианской веры в религиозно-историческом освещении» (Спб., 1910 г.), Нотовича «Неизвестная жизнь Иисуса Христа (Тибетское сказание)», Спб., 1910 г. и много друг. О разных, переведенных на русский язык, Бюхнерах, Фейербахах, Штраусах, Ренанах, Ницше, Геккелях… уже умалчиваю. Их и поныне выкрикивают мальчишки на Невском проспекте, отдавая за гривенник вместо рубля или двух. Нечего сказать – прекрасная пища предлагается русской публике, приготовляющая Гилевичей и подобных им чудовищ в человеческом образе. А впереди будет еще не то. На днях мне удалось достать еще макулатурное произведение в том же роде, – произведение, о котором, опираясь на слухи и газеты, я уже отчасти говорил, так сказать, «заглазно» (см. мою статью в «Церковном Вестнике»: «Не так говорил Христос»; 1912 г., 41, colonn. 1290–1293). А теперь, имея его в руках, поговорю о нем, о взглядах его автора подробнее и уже документально. Одновременно присланы мне три новых издания: два Б.И. Гладкова, а) «Толкование Евангелия» (4-е изд.; Спб., 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

К. участвовал в первой русской революции как распространитель прокламаций Всероссийского крестьянского союза, в янв. 1906 г. был арестован, освобожден в июле того же года. В 1908 г. снова арестован за отказ по религ. мотивам проходить военную службу, освобожден, признан непригодным к службе по состоянию здоровья. Революционные идеи у К. сочетались с чаяниями Царства Божия на земле, что выразилось в его ранней лирике. В 1907 г. началась активная переписка К. с А. А. Блоком , к-рая взаимно обогатила обоих поэтов. Благодаря Блоку в 1910 г. К. познакомился с И. П. Брихничёвым и В. П. Свенцицким , организаторами религиозно-политического движения «голгофских христиан». «Голгофские христиане» увидели в К. народного пророка, выразителя их идеи голгофской жертвы во имя Новой Земли. Сближение с Брихничёвым и Свенцицким способствовало появлению стихов К. в печати. В 1911 г. выходит его первый поэтический сб. «Сосен перезвон» (на титульном листе - 1912) с предисловием В. Я. Брюсова (2-е издание в 1913). Сборник был посвящен Блоку, ряд стихотворений ориентирован на его поэтику, но К. отрицал, что «родился из Блока», как утверждали «разные Городецкие». К. объяснил, что это было «выражение Блоку своей приязни» (Словесное древо. 2003. С. 57). По словам К., его любимыми поэтами были прп. Роман Сладкопевец , П. Верлен, царь Давид , после к-рого Аввакум - «первый поэт на Земле, глубиною глубже Данте и высотою выше Мильтона» (Там же. С. 31, 61). Н. С. Гумилёв , с к-рым К. познакомился в 1911 г., в отзыве на «Сосен перезвон» предсказал расцвет его эпического дара, высоко оценил его поэтику, одобрительно отозвался о присущем ему «византийском» сознании иерархичности при мысли о Боге и «славянском» ощущении равенства людей (Аполлон. 1912. 1. С. 70-71). В 1912 г. была издана 2-я книга стихов К.- «Братские песни» с предисловием Свенцицкого (в том же году вышло 2-е издание с пометкой «Песни голгофских христиан»). В «Братских песнях» прослеживалась переработка К. сектантского фольклора, что, по мнению критики, не умаляло авторской индивидуальности. Как писал Д. В. Философов , «новая книга Клюева напоминает «духовные стихи», сектантские «псалмы»» (Речь. СПб., 1912. 199. С. 3). В рецензии Гумилёва на «Братские песни» отмечалась «сектантская узость» предисловия Свенцицкого и широкий диапазон поэзии К. Гумилёв писал: «Христос для Клюева - лейтмотив не только поэзии, но и жизни. Это не сектантство, отнюдь, это естественное устремление высокой души к Небесному Жениху» (Аполлон. 1912. 6. С. 53).

http://pravenc.ru/text/1841526.html

Скачать epub pdf Библиография Принятые в Библиографии сокращения БВ – Богословский вестник БВс – Братский вестник БТ – Богословские труды ВДИ – Вестник древней истории ВР – Вера и разум ВЧ – Воскресное чтение ДЧ – Душеполезное чтение ЖМП – Журнал Московской патриархии И. Флавий, Арх. – Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях НЭС – Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона ПБЭ – Православная богословская энциклопедия ПМ – Православная мысль ПО – Православное обозрение ПС – Православный собеседник ПТО – Прибавление к творениям св. Отцев ТБ – Толковая Библия Ст – Странник ТКДА – Труды Киевской духовной академии ХЧ – Христианское чтение ЧОЛДП – Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Жизнь Иисуса Христа 1. Общие труды, источники 1 . Библия с приложениями. – М.: Московская Патриархия, 1968:1988. 2 . Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М.: Московская Патриархия, 1976. 3 . То же с приложениями. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1967; 2-е фототип. изд., 1970. 4 . То же – Рим, 1944 и 1946. 5 . То же. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. – Лондон, 1970. 6 . Гладков Б. И. Евангельская история. – СПб., 1913. 7 . Слово Жизни вечной. Евангельское повествование (составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1959. 8 . Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. – М., 1918. 9 . Бобровский А. Из эпохи зарождения христианства: 1. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго веков о Господе нашем Иисусе Христе. – Париж, 1929. 10 . Вега (В. В. Гейман). Апокрифические сказания о Христе: Книга Никодима. – СПб., 1912. 11 . То же: Книга Девы Марии. – СПб., 1912. 12 . Тоже: Книга Иосифа Плотника. – СПб., 1914. 13 . Лопухин А. П. Незаписанные в Евангелии изречения Христа Спасителя и новооткрытые изречения Его. – СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря. В 1871 г. получил степень магистра богословия. В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»· В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей. 4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский. 6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем. С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии. В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию. С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии. 3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии. 24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским. В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории. С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий. 14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями. 25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом Свято­Троицкой Александро-Невской Лавры. 25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней. С 1898 – постоянный член Св.Синода. 6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре. 9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода. 22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета. Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Я. К. и.). О явлении и об обретении иконы Богородицы в Казани известно из Повести «самовидца» и участника обретения святыни свт. Ермогена , 1-го митрополита Казанского (впосл. патриарх Московский и всея Руси; † 1612), в бытность его священником казанской ц. свт. Николая Чудотворца при Гостином дворе. Повесть под названием «Месяца Июля в 8 день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Явления образа иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном митрополитом Казаньским» завершена в 1594 г. и сохранилась в авторской рукописи (частично переписана писцами) (ГИМ. Син. 982) (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 158-159, 161). Известны многочисленные списки Повести XVII-XIX вв., ее краткое изложение приводится в Прологах. Впервые Повесть издана под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пречистыя Богородицы во граде Казани» (Каз., 1871), затем ее опубликовал казанский историк и миссионер прот. Евфимий Малов ( Малов. 1879. С. I-XV). В 1880 г. была напечатана авторская рукопись Повести, сверенная с оригиналом синодальным ризничим архим. Иосифом (Мат-лы для истории Русской Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г.//ЧОЛДП. 1880. Кн. 6. Отд. 3. С. 1-44). К 300-летию мученической кончины патриарха Ермогена в 1912 г. осуществлено фототипическое издание Повести с анализом ее почерков (Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресв. Богородицы: Ркп. Свят. патр. Гермогена/Предисл.: А. И. Соболевский. М., 1912), также Повесть вышла в переложении на рус. язык протопресвитера Успенского собора Московского Кремля Н. А. Любимова (Творения свт. Гермогена, патр. Московскаго и всея России: С прил. чина поставления патриарха. М., 1912. С. 1-34), существовало и издание лицевой Повести ( Постников П. П. Лицевое сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери. СПб., 1912; переизд.: Честь и Слава Богоматери. М., 1994. Вып. 4: Казанская икона). Впосл. Повесть неоднократно переиздавалась (Патриарх Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. предания, чудеса и прославление/Сост., коммент. и ред.: Е. А. Смирнова. М., 1997. С. 41-58; переизд.: Свт. Ермоген, патр. Московский/Сост.: Е. А. Смирнова. М., 2005. С. 339-366; Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//БЛДР. 2006. Т. 14. С. 24-53).

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Русская Церковь, лояльный спутник русского государства, естественно, была потрясена катастрофой русской революции 1917 г. Но как это ни покажется неожиданным, она оказалась сравнительно более подготовленной к этой катастрофе, чем само государство. Повелительным толчком к этой подготовке была первая, предупреждающая революция 1905 г. Сам К. П. Победоносцев вынужден был тогда запросить всех епархиальных епископов высказаться о желательных реформах в Русской церкви. Ответы были готовы к концу 1905 г., и из них составилось пять больших томов, официально изданных Св. Синодом. Подавляющее большинство епископов резко критиковало существующий строй управления церкви и требовало широких и разнообразных реформ. Царский манифест 17 октября 1905 г. даровал России конституционный строй с народным представительством. И Церкви ее покровителем-императором был обещан тоже своего рода конституционный строй с представительным органом в виде Собора, и указано было — готовиться к Собору (17.XII.1905). Для этой подготовки в январе 1906 г. Св. Синод созвал особую совещательную коллегию под именем “Предсоборного присутствия”. В состав ее приглашался обширный круг компетентных лиц (до 50 человек): епископов, ученых протоиереев, светских профессоров духовных академий и университетов, общественных деятелей и публицистов. “Предсоборное присутствие” работало с энтузиазмом в течение всего 1906 г. в атмосфере сочувствия церковно-общественного мнения. Шесть огромных томов трудов “Предсоборного присутствия” (СПб., 1906–1907) — блестящее свидетельство глубокой и поистине ученой подготовки русской Церкви к своему Собору. В 1912 г. было для той же цели открыто при Св. Синоде “Предсоборное совещание”, которое прибавило к сделанному ранее еще 5 томов своих работ (СПб., 1912–1916). Когда разразилась революция 1917 года и поставила на очередь дня созыв Собора, русская Церковь и принципиально и технически знала, что и как ей нужно делать на этом Соборе. Неясен был лишь конечный результат: какое из двух борющихся течений — консервативное или либеральное — одержит верх?

http://pravmir.ru/revolyuciya-i-sobor-19...

А.Н. Маюров, Г.Э. Щеглов Скачать epub pdf По окончании курса в минской духовной семинарии рукоположен в 1869 в сан священника. Спустя 33 года, по внутренним побуждениям, снял с себя в 1902 сан. Б. напечатал: «Пинчуки» (этнографический сборник, СПб., 1890); «В стороне от жизни» (повесть, СПб., 1909; в ней рисуется драма священника, снимающего с себя сан); «Близнецы» (СПб., 1903; роман из московской жизни семидесятых годов). Кроме того, Б. были издаваемы народные брошюры религиозно-нравственного содержания: брошюры по вопросу борьбы с алкоголизмом. С 1912 Б. – редактор-издатель двухлетнего журнала «Всероссийский вестник трезвости». Б. родился в городе Елец Орловской губернии в семье псаломщика местной Предтеченской церкви, Гавриила и Екатерины Булгаковских. Свое духовное образование он начал в Орловской Духовной Семинарии, однако, лишившись отца, а вместе с тем и средств к существованию, вынужден был оставить учебу. С этого времени начинаются его жизненные скитания. В 1864, в поисках средств к жизни, Димитрий прибыл по вызову Главного начальника Северо-Западного края графа М.Н. Муравьева в Минскую губернию на должность наставника Зачистского народного училища. Это было время как раз после подавления в Западных губерниях польского восстания (1863–64 гг.). В целях укрепления православно-русского элемента в крае М.Н. Муравьев предпринял ряд мер, одной из которых было приглашение выпускников духовных семинарий из центральной России на преподавательские должности в Западные губернии. Вот именно по такому приглашению и прибыл в Белоруссию Б. Но Димитрий все же желал завершить духовное образование. После года преподавательской деятельности он, благодаря личному участию Минского архиепископа Михаила (Голубовича), продолжил учебу в Минской духовной семинарии, куда был принят на полное казенное содержание. Во время учебы в семинарии Димитрий поступил в число иподиаконов Преосвященного Михаила, выполняя в течение двух лет обязанности «книгодержца». В 1869 Б. благополучно окончил полный семинарский курс с почетным званием студента.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Библиография Зеньковский С.А. Русское Старообрядчество В подстрочных примечаниях автор обычно ссылается на издание, указанное в библиографии. В том случае когда ему приходилось пользоваться разными изданиями одного и того же труда, и в примечании ссылка сделана на издание, не указанное в библиографии, то он указывает в самом примечании год этого издания. В тех случаях когда разбивка на тома указанного издания не совпадает с разбивкой основного прижизненного издания, то он указывает сначала том использованного издания и затем в скобках разделение на тома основного прижизненного издания; например: Соловьев. V (X), 214. Аввакум, протопоп. Сочинения протопопа Аввакума//Памятники истории старообрядчества XVII века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). Азарьин Симон. – см. Книга о новоявленных чудесах пр. Сергия. Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Т. I—II. М.—Л., 1940—1545. Александр Б. (Боровкин, еп. Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных в пользу раскола. Т. I—II. СПб., 1861. Алексеев Иван. История о бегствующем священстве//Братское слово. 1889. Т. II (есть отд. издание: Ивана Àлексесеева сочинения против мнимого свящества поповцев/Изд. Н. Субботин. М., 1890); ЛРЛД. Т. IV. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПб., 1870. Андрей Денисов (Вторушин, кн. Мышецкий). Поморские ответы. Изд. 1-е, М., 1884; изд. 2-е, М., 1911; изд. 3-е, М., 1911; изд. 4-е, Уральск, 1911. Аполлос [Алексеев], архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха Московского и всея России. М., 1859. [Аполлос (Алексеев), архим.] Н. А. А. [новоспасский архимандрит Аполлос] Никон//ЧОИДР. 1848. 5. Барсков Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества [I]. СПб., 1912 (ЛЗАК. Т. 24). Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин как выговский проповедник//ТКДА. 1867. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII—XVIII вв. М., 1890. Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы//Православное обозрение. 1865. Барсов Н.И. Раскольничья литература новейшего времени//Христианское чтение. 1894. Т. I (есть отд. издание).

http://sedmitza.ru/lib/text/439595/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010