Соч.: Самарово, село Тобольской губернии и округа: Хроника, восп. и мат-лы о его прошлом. СПб., 1892; Византийская печать с именем рус. княгини//ВВ. 1894. Т. 1. С. 159-166; Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 г.//Там же. 1895. Т. 2. С. 581-628; Описание некоторых греч. Житий святых//Там же. 1897. Т. 4. С. 337-401; Повесть об имп. Феодосии II//Там же. 1898. Т. 5. С. 63-90; Житие св. царицы Феофании и его позднейшие пересказы//ЖМНП. 1899. Ч. 325. Окт. Отд. 2. С. 343-361; Брак Мстиславны (1122)//ВВ. 1902. Т. 9. С. 418-445; Об униатстве имп. Мануила Комнина//Там же. 1907. Т. 14. С. 334-357; Агиография VIII-IX вв. как источник визант. истории//Визант. обозр. 1916. Т. 2. Вып. 1. С. 167-176; Моя биография//Подорожник: Краеведческий альм. Тюмень, 2010. Вып. 11. С. 22-26; Материалы для моей биографии//Там же. С. 26-35. Изд.: Хождение купца Василия Познякова по Святым местам Востока. СПб., 1887. (ППС; Т. 6. Вып. 3(18)); Ioannis Comneni medici Vita Ioannis Cantacuzeni Romaeorum imperatoris. Petropoli, 1888; Хождение Трифона Коробейникова (1593-1594). СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Слово о некоем старце: Вновь найденный памятник рус. паломнической лит-ры XVII в. СПб., 1890. (СбОРЯС; Т. 51. 2); Житие прп. Стефана Комельского. СПб., 1892. (ПДП; 85); Послание митр. Климента к Смоленскому пресв. Фоме: Неизд. памятник лит-ры XII в. СПб., 1892. (ПДП; 90); Кирилл Туровский, свт. Слово в Великую субботу. СПб., 1893. (ПДП; 97); Анонимное иерусалимское хождение нач. XVIII в. СПб., 1912. Лит.: Срезневский В. И. Х. М. Лопарев: Припоминания о его жизни и трудах//РИЖ. 1918. Кн. 5. С. 327-342; Сперанский М. Н. Хрисанф Мефодьевич Лопарев (1862-1918)//Научные изв. М., 1922. Сб. 2: Философия, литература, искусство. С. 333-335; Михеева Г. В. Лопарев Хрисанф Мефодиевич//Сотрудники РНБ - деятели науки и культуры: Биогр. словарь. СПб., 1995. Т. 1. С. 329-333; Самаровский петербуржец: Письма сибиряков к Х. М. Лопареву/Сост.: В. К. Белобородов. Ханты-Мансийск, 2008; «Искренно делюсь с Вами как с другом...»: Из переписки Х. М. Лопарева и Ю. М. Поповой/Сост.: В. К. Белобородов. Тюмень, 2011; Танкова Е. В. Письма Х. М. Лопарева к членам Об-ва любителей древней письменности//Мат-лы III Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 28 сент. 2011 г. СПб., 2011. С. 6-10; Рафиенко Л. С. Уроженец села Самарово Х. М. Лопарев - выдающийся российский ученый//Мат-лы IV Лопаревских чт., Ханты-Мансийск, 24 окт. 2013 г. Ханты-Мансийск, 2013. С. 6-15; Цысь В. В., Цысь О. П. Сотрудничество Х. М. Лопарева с Имп. Православным Палестинским Об-вом//Вестн. Сургутского гос. пед. ун-та. 2013. 6(27). С. 131-139.

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Евангельская история. – СПб., 1857 и 2-е изд. – СПб., 1876. Ответ на «ученую полемику» по вопросу о последней Пасхальной Вечери Иисуса Христа и дне Его смерти. 1. Разбор статей «Церковного вестника». – СПб., 1877. Речь при отпевании законоучителя Могилевских мужской и женской гимназий члена консистории, протоиерея С. К. Галаско//Могилевские епархиальные ведомости. – 1885, 9. Нагорная проповедь Спасителя: Сущность христианского учения/Изложено по Евангелию, с объяснениями святых отцев Церкви. – Седлец, 1899. Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб., 1901; Странник. – 1861. Притчи Христовы: Вып. 1–10. – СПб., 1860–1861; 2-е изд. – СПб., 1864; 3-е изд. – СПб., 1901. Перечень всех трудов преосвященного Виталия//Исторический вестник. – 1888, т. 34, ноябрь. – С. 24–25. Кроме того епископ Виталий писал критические статьи на следующие произведения: – о книге Авдия Востокова. Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду//Странник. – 1865, кн. 1; – о книге Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы//Странник. – 1869, кн. 3; – о книге Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятыя Богородицы//Странник. – 1869, кн. 3; – о книге П. Лебедева. Руководство к пониманию православного богослужения//Странник. – 1869, кн. 7. Литература: Каргопольцев И. Преосвященный Виталий Гречулевич , епископ Могилевский и Мстиславский (Биографический очерк). – Екатеринославль, 1887. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1405. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 78–79. Едлинский М. Анатолий Мартыновский , архиепископ Могилянский, и его литературные труды. Труды Киевской духовной академии. – Киев, 1889. – С. 125, прим. 2. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 865. Русский паломник. – 1893, 29. – С. 462.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

20 . Акафист святому великомученику Димитрию, Солунскому чудотворцу. Церковной печати. Тамбов, 1878; СПб., 1881, 1882; М., РПМА, 1886, 1890, 1895. Составитель акафиста – схимонах Свято-Пантелеимонова монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 10, с. 449). О схимонахе Аркадии как составителе служб и акафистов см.: Дмитриевский А. А. Русские па Афоне. СПб., 1895, с. 328 234). 21 . Акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону, с изображением его. Церковной печати. СПб., 1861, 1866, 1867, 1871, 1872; М., РПМА, 1879, 1880, 1881, 1882, 1887, 1889, 1892. 1894, 1900. Гражданской печати. СПб., 1863, 1865, 1869, 1870, 1873, 1874, 1877; М., РПМА, 1879, 1881, 1887, 1888, 1890, 1891, 1893, 1894, 1898, 1915. Автором акафиста Л. Денисов считал иеросхимонаха Сергия Святогорца (Веснина) (Денисов Л. Святые заступники и молитвенники наши пред Богом. М., 1898, с. 131). Однако А. Попов , на основании сведений из Свято-Пантелеимонова монастыря, указывает в качестве автора схимонаха этого монастыря Аркадия (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 7/8, с. 172). Другие издания акафиста см.: Служба и акафист святому великомученику и целителю Пантелеимону... 774). См. также: Молебные предпразднственные каноны... 475). 22 . Акафист святому Иоанну Предтече и Крестителю Господню. Церковной печати. СПб., 1872; М., РПМА, 1883, 1891, 1894, 1896. Гражданской печати. СПб., 1872, 1873; М., 1878. Составитель акафиста – иеросхимонах Иероним (Соломенцев), духовник Свято-Пантелеимонова монастыря, редактор – схимонах того же монастыря Аркадий (Попов А. Православные акафисты... – ПС, 1902, 9, с. 319). 23 . Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. Из содерж.: Окружное послание митрополита Симона о милостыне на Афонский монастырь (1495–1005), с. 145–146. – Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия митрополиту Варлааму об отправлении в Москву святогорского старца Максима Грека с сопутниками (1516–1517), с. 175–176. – Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия митрополиту Варлааму о милостыне (1516–1517), с. 176–177. – Опасная грамота Великого князя Иоанна Васильевича святогорским старцам Пантелеимонова монастыря на приезд в Москву за милостынею (1543, ноября 3), с. 539. – Послание Александрийского Патриарха Иоакима Великому князю Иоанну Васильевичу об освобождении святогорского инока Максима и о дозволении ему возвратиться в место пострижения своего (1545, апреля 4), с. 539–541. – Окружное послание митрополита Макария о милостыне святогорским старцам (Руссика) (1547, августа 1), с. 545–546.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Гордиенко Н. С. Новые православные святые. Киев, 1991. Громыко М. Мир русской деревни. М., 1991. Даль В. И. Пословицы русского народа: сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, и проч.: В 2 т. М., 1862. Дебольский Г. С. (прот.). О любви к отечеству и труде по слову Божию. Репр. М., 1996. Димитрий, епископ. Домашний молитвослов для усердствующих. Харбин, 1943. Добротолюбие. Т. 1. Репр. неустановленного дореволюционного издания. Сергиев Посад, 1993. Добрый пастырь: биография о. Иоанна Кронштадтского , письма к батюшке и воспоминания о нем. СПб., 1994. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1980. Думский Ф. Я. Золотые слова; сборник проповедей русских церковных витий. СПб., 1905. Духонина Е. Из моих воспоминании об о. Иоанне Кронштадтском . СПб., 1907. Духонина Е. Как поставил меня на путь спасения отец Иоанн Кронштадтский . Дневник духовной дочери. СПб., 1911; репр. М., 1998. Душеполезное чтение: Указатель статей, помещенных в «Душеполезном чтении» в течение десяти лет, от начала 1860 до 1869 года. М., 1870. Душеполезный собеседник за 1889 г. М., 1902. Дьяченко Г. Христианские утешения несчастных и скорбящих, испытывающих бедность, болезни, потери родных и близких сердцу, житейские неудачи…: В 3 ч. М., 1898. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: В 2 т. М., 1899. Дьяченко Г. В подарок детям. Искра Божия. Сборник рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской школе для девочек среднего возраста. М., 1903. Е.К. Воспоминания об отце Иоанне. СПб., 1909. Евлогий (митрополит ). Воспоминания. Париж, 1957. Евстратий [Голованский] (иеромонах). Тысяча двести вопросов сельских прихожан о разных душеполезных предметах с ответами на оные бывшего приходского их священника. Киев, 1869. Елагин Н. В. Что надо желать для нашей церкви. СПб., 1882–1885. Емельях Л. И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. Л., 1965. Ефименко А. Исследования народной жизни. М., 1884. Ефремов Л. В. (прот.). Добрый Пастырь. Краткое описание жизни отца Иоанна Борисовича, священника Преображенской церкви города Ельца. 1750–1824. Воронеж, 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Труды: Слово в день восшествия на престол Александра I. Рассуждение о вечности мучений в будущей жизни//Некоторые упражнения студентов Санкт-Петербургской духовной академии VI учебного курса. – СПб., 1825. – С. 22, 188, 333–354. Литература: Ефимов А., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. – Чернигов, 1903. – С.138–139. Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь. (Историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 90. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии. – Казань, 1888. – С. 986. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 859–860. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 25–27. Сергий, архимандрит. Высокопреосвященный Афанасий, архиепископ бывший Казанский и Свияжский. – Казань, 1888. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 904. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1415. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 302. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 290, 346, 3 90, 451, 516, 556, 1017. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 302. Записки сельского священника. – С. 83. Минуты пастырского досуга Гермогена, епископа Ладожского, ныне Таврического и Симферопольского. – СПб., 1882, т. 2. – С. 286, 288, 293. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о казанских архипастырях. – Казань, 1893. – С. 94–96. Самарские епархиальные ведомости. – 1868, 4. – С. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

47. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Ч. I. 48. То же, 1858. Ч. 2. 49. То же, 1859, Ч. 3. 50. Творения святого Исидора Пелусиота . М., 1859. Ч. 1. 51. То же, 1860. Ч. 2. 52. То же, 1860. Ч. 3. 53. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина . 2-е изд. М., 1892. 54. Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. М., 1892. 55. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископа христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. 56. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина . СПб., 1874. 57. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. 7-е изд. Сергиев Посад, 1908. 58. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания. 10-е изд. М., 1913. 59. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова . Сергиев Посад, 1917. 60. Преподобного Симеона Нового Богослова слова. 2-е изд. М., 1892. Вып. I. 61. То же, 1892. Вып. 2. 62. Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина . М., 1874, Кн. I. 63. То же, 1874. Кн. 2. 64. Невидимая брань. Творения преподобного Никодима Святогорца . М., 1904. 65. Св. Григорий Палама . Гомилии. Монреаль. 1865. 66. Добротолюбие. М., 1883 или 3-е изд. М., 1895. Т. I. 67. То же, 1885. Т. 2. 68. То же, 1889. Т. 3. 69. То же, 1889. Т. 4. 70. Тоже, 1890. Т. 5. 71. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791. 72. Древний Патерик, изложенный по главам. М., 1874. 73. Древний Патерик. Избранные сказания. М., 1914. 74. Палладия, епископа Еленопольского Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. СПб., 1850. 75. Луг Духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха . Сергиев Посад, 1915. 76. Собеседования о жизни италийских отцов. Римский Патерик, Казань, 1859. 77. Жизнь пустынных отцов. Сергиев Посад, 1898. 78. История боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853. 79. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М., 1845.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

На конференцию предложены следующие доклады: 1. Лисовой Н.Н. «А.А.Дмитриевский – секретарь ИППО, летописец русского дела в Святой Земле». 2. Герд Л.А. (СПб). «Архив А.А.Дмитриевского в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки в С.-Петербурге». 3. Барынина О.А. (СПБ). «Материалы А.А.Дмитриевского в Петербургском филиале Архива РАН». 4. Сухова Н.Ю. «Из истории Киевской Духовной академии (по переписке А.А.Дмитриевского с епископом Василием (Богдашевским))». 5. Беляев С.А. «Значение труда А.А.Дмитриевского для обретения мощей святителя Арсения Элассонского». 6. Рождественская Т.В. (Спб). «Древнерусские богослужебные тексты на стенах Новгородских храмов». 7. Емельянов Н.Е., д.т.н., проф. (Ин-т системного анализа РАН). «А.А.Дмитриевский и другие деятели ИППО в базе данных «За Христа пострадавшие» и др. Ожидается также выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилл, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посвященное 150-летию А.А. Дмитриевского. Алексей Афанасьевич Дмитриевский (1856–1929 – выдающийся церковный ученый и церковно-общественный деятель XIX-XX вв, литургист, богослов, историк Православной Церкви. Является основателем российской школы исторической литургики. А.А. Дмитриевский был одним из самых неутомимых исследователей церковных древностей православного Востока. Летом 1886 года А.А. Дмитриевский отправился в Палестину, затем несколько месяцев провел на Святой Горе Афон с целью изучения богослужебных рукописей. На Афоне он описал 38 типиконов и более 100 других богослужебных рукописей. В 1888 году Дмитриевский работал в библиотеке Синайского монастыря, где, помимо работы с рукописями, описал более 500 икон. «Синайская библиотека, – писал он, – дала такое количество богослужебных рукописей, какого я не встречал в других восточных библиотеках». В 1889, 1891 и 1893 году Дмитриевский вновь посетил Иерусалим, работал на Афоне, занимался в Константинополе и Афинах и путешествовал по Италии. В 1898 году еще раз побывал в главнейших книгохранилищах Востока, а также в шестой раз посетил Святую Гору Афон.

http://pravoslavie.ru/16764.html

В наст. время архив Д. хранится в ОР РНБ, Отделе древних книг и рукописей научной б-ки СПбГУ, в ОР ИРЛИ. Соч.: О жизни и трудах Константина Экономоса//Странник. 1860. 7. Отд. 1. С. 1-23; Ватопедский снимок Птолемеевой географии: (Письмо к П. И. Севастьянову)//ИИАО. 1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22; Какими путями нужно исследовать древний классический греч. мир?//ЖМНП. 1868. Ч. 140. Дек. Отд. 2. С. 887-895; О каталоге греч. афонских рукописей, сост. летом 1880 г.: (Извлеч. из отчета греч. ученого Ламбра о командировке его на Афон)//Там же. 1881. Ч. 213. Февр. Отд. 2. С. 159-171; Топография средневек. Константинополя//Там же. 1882. Ч. 219. Янв. Отд. 2. С. 1-132; 1883. Ч. 225. Янв. Отд. 2. С. 1-29, 229-263; Разыскания о греч. богатырских былинах средневек. периода. СПб., 1883; Статьи по Византии в греч. журнале «Афиней»//ЖМНП. 1883. Ч. 230. Дек. Отд. 2. С. 415-446; Новая греч. книга об Афоне: [Рец. на: Мануил И. Гедеон. Об Афоне: Воспоминания и докум. заметки. К-поль, 1885 [на греч. яз.]]//Там же. 1886. Ч. 245. Май. Отд. 2. С. 349-375; Ист.-топогр. очерк сухопутных стен Константинополя//Тр. VI Археол. съезда. Од., 1887. Т. 3. С. 235-280; Каталог греч. афонских рукописей: (Обзор книги Сп. Лампроса. Афины, 1888 [на греч. яз.])//ЖМНП. 1889. Ч. 264. Июль. Отд. 2. С. 132-157; Живые остатки визант. терминологии//ЛетИФО. 1891. Т. 2. Визант. отд. Вып. 1. С. 1-24; [Рец. на.:] Иерусалимский изборник, печатаемый на счет ИППО, сост. и изд. А. Пападопуло-Керамевсом. СПб., 1891. Т. 1//ЖМНП. 1892. Ч. 282. Май. Отд. 2. С. 385-400; Опыт биографии Георгия Франдзия//Там же. 1893. Ч. 287. Июнь. Отд. 2. С. 427-497; Заметки по исправлению текстов в обеих летописях Франдзия//Там же. 1894. Ч. 291. Янв. Отд. 5. С. 1-11; Заметки по тексту Феофанова Временника//ВВ. 1894. Т. 1. Отд. 1. С. 307-318; Изд.: Повесть Епифания о Иерусалиме//ЖМНП. 1886. Ч. 247. Сент. Отд. 2. С. 125-143; Дополнение к визант. источникам//Там же. 1881. Ч. 276. Июль. Отд. 2. С. 204-213; Рассказ и путешествие по Святым местам Даниила, митр. Ефесскаго: 1493-1499 гг.//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8).

http://pravenc.ru/text/171757.html

2692 Архимандрит Витебского Маркова (или Слуцкого Свято-Троицкого) монастыря. «...Когда белорусская епархия по проискам иезуитов оставалась незанятою, слуцкие архимандриты заведывали всеми церковными делами в северо-западной Руси...» ( Чистович И. А. Очерки истории западнорусской Церкви. СПб., 1889. Ч. 2. С. 187). 2693 По Строев. С. 494, титуловался: Могилевский, наместник митрополии Киевской и Экзаршеской трона Константинопольского. 2695 Архидиакон. «...Присвоил себе... звание администратора епархии... Св. Синод, не зная настоящего положения дел, утвердил эти назначения; но когда... открылся его обман, Св. Синод... устранил Каллиста из Белоруссии...» ( Чистович И. А. Ук. соч. Ч. 2. . 259–260). 2697 «...Хир. 20 марта 1743 г., привилегию (королевскую. – Сост.) получил 03 окт. 1744 г...» (Н.Д. Иерархия... С. 390). Скончался 02.12.1754. 2698 Архиепископ с 22.09.1783. Выдающийся борец за Православие в белорусских землях в эпоху разделов Польши. «...Скончался в Могилеве 13 Февраля 1795 года на 78 году жизни и погребен в Спасо-Преображенской церкви. Во время нашествия... в 1812 году французы открывали гроб Георгия; в то время было уже 18 лет, как скончался он, но тело его было еще нетленно...» ( Тихомиров Д. Ук. соч. С. 7). 2699 Вторая дата – определение на покой. Скончался 01.01.1801. Память в Соборе Белорусских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2700 По ААО. Т. 1. С. 150, на епархии не был. Вторая дата – определение на покой. Скончался 12.01.1799. 2701 Архиепископ с 15.09.1801. Духовный ритор; автор известного религиозного гимна «Коль славен наш Господь в Сионе». 2702 Архиепископ с 23.03.1808. Дальнейшая судьба его сложилась печально. «...В злополучный двенадцатый год Преосвященный Варлаам, вместе со всем своим духовенством, принес присягу Наполеону 14 июля. За это был отрешен от управления епархией – высочайшим повелением 5 декабря 1812 г. – и подвергнут суду. По указу 1 мая 1813 года лишен архиерейства и священства в Черниговском кафедральном соборе 29 июня – и доживал свои печальные дни в келлии над воротами Новгород-северского Спасского монастыря, под колокольней по преданию – «в качестве звонаря и привратника», до самой кончины – в сентябре 1823 г. Преосвященному Варлааму приписывается несколько элегических строф, составленных будто бы им в печальные дни. К концу жизни Варлаам выплакал свои очи и местные интеллигенты, из сожаления к разжалованному владыке, приходили и читали ему его любимые книги. Существует несколько объяснений злополучного поступка Преосвященного Варлаама. Современные ему свидетели выставляли мечты Варлаама стать Патриархом юго-западной России. Сам он говорил, ссылаясь не свое прошедшее, что теперь он «душу свою положил за овцы своя», выставляя на вид, что к церквам его епархии не прикоснулась рука французов...» ( Рункевич С. История Минской архиепископии. СПб., 1893. С. 211).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молчанов Д. А. Архим. Макарий, начальник и основатель Алтайской дух. миссии (Миссионер. 1879 г., 40−51). Празднование Алтайской духовной миссией 50-летнего своего юбилея (Том. еп. вед. 1881 г., Путинцев М. прот. Воспоминания о первом алтайском миссионере, архим. Макарии (Том. еп. вед., г. , 15. То же – Душеп. чтение. 1889 г., 3). Из алтайских воспоминаний (Душеп. чтение. 884 г., 1). Сумароков П. Миссионерство в Сибири. (Христ. чт. 1884 г., ч. 1, 124−136). Томские еп. вед., 1885 г., 7, стр. 3−5 – о прощании архим. Макария с Алтаем (из отчета об Алтайской и Киргизской миссиях за 1884 г.). Вербицкий В., свящ. Очерк состояния Алтайской дух. миссии с 1830 по 1844 год по поводу 50-летнего юбилея миссии (Памятная книжка Томской губернии за 1885 г.). Филимонов Д. Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архим. Макария (Правосл. обозрение за 1887 и 1888 г. и отдельные издания 1888 и 1892 гг.). Архим. Макарий, основатель Алтайской миссии (Церк. вед., 1888 г., 46, 49:50). Филарет, митрополит Московский. 25 писем к о. Макарию – в «Письмах к высочайшим особам и к другим лицам» (Тверь. 1888 г., стр. 105−137). Акимов В. Архим. Макарий, подвижник и благовестник слова Христова (Рус. паломник. 1888 г., 37−40). Францева М. Д. Воспоминания (Исторический вестник. 1888 г., VI, 610−614). Сергий (Васильевский), архим. Высокопр. Филарет, м. Киевский и Галицкий I, (1888 г., 416−436). Голубинский Д. Ф. Макарий основатель Алтайской миссии, по бумагам Ф. А. Голубинского (Душепол. чтение. 1890 г., III, 1891 г., I, III). Путинцев М., прот. Алтай (гл. III: Воспоминания о почивших алтайских миссионерах). Издание Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. Изд. 2. М. 1891 г. Ястребов И. И. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской духовной миссии. Краткие сведения о его жизни и деятельности по случаю столетней годовщины со дня его рождения. Издание СПб. епарх. комитета Прав. миссионерского общества. (СПб. 1892 г. То же – Бийск, 1893 г.). Соколов К., прот. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии. Издание торгового дома Петрова и Михайлова (Томск, 1892 г.). То же на языках русском и алтайском.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010