Список научных трудов П.В. Знаменского 1 . «История российская» В.Н. Татищева в отношении к русской церковной истории/Труды Киевской Духовной Академии. – 1862. – 2. – С. 197– 228. 2 . Исторические труды Щербатова и Болтина в отношении к русской церковной истории/Труды Киевской Духовной Академии. – 1862. – 5. – С. 31–78. 3 . Заметки касательно устройства древней Новгородской епархии/Православный собеседник. – 1863. – 1– 4. – С. 174–201, 244–291. 4 . Еще статья о новой книге (Северно-русское народоправство во времена удельно-вечевого уклада, соч. Н. Костомарова . СПб., 1863. 2 Т.) по поводу народоправств Костомарова/Время. – 1863. – 4. – С. 1–45. 5 . Законодательство Петра Великого относительно духовенства/Православный собеседник. – 1863. – Т. 2. – С. 377–414; Т. 3. – С. 45–77, 125–158, 372–405. 6 . Церковные вотчины при Петре Великом/Православный собеседник. – 1864. – 2. – С. 127–152; 3. – С. 247–279. 7 . Законодательство Петра Великого относительно чистоты веры и церковного благочиния/Православный собеседник. – 1864. – 10. – С. 97–131; 11. – С. 201–279; 12. – С. 290–340. 8 . Очерки из истории славянской мифологии/Нижегородские епархиальные ведомости. – 1865. – 17. – С. 22–36; 18. – С. 9–32; 19. – С. 24–32; 20. – С. 9–21; 1866. – 7. – С. 279–286; 8. – С. 309–321; 13. – С. 511–537; 14. – С. 561–581; 16. – С. 623–644. 9 . О борьбе христианства с язычеством в России/Православный собеседник. – 1865. – 9. – С. 211–302. 10 . Религиозное состояние черемис Козмодемьянского края/Православное обозрение. –1866. 10.-С. 61–63; 12.-С. 149–168. 11 . Горные черемисы Казанского края/Вестник Европы. – 1867. – 12. – С. 30–71. 12 . Приходское духовенство на Руси/Православное обозрение. – 1866. – Т. 21. – С. 1–35, 131–169. 13 . Иоанн Неронов/Православный собеседник. – 1869. – 1–4. – С. 236–282, 325–366. 14 . Описание Седмиозерской Богородицкой пустыни/Православный собеседник. – 1869. – 11. – С. 212–252; 12. – С. 297–319. 15 . Руководство к Русской церковной истории. – Казань, 1870. – 439 и VIII с. (тоже – 1876, 1880, 1886, 1888, 1891, 1904.)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

А.А. Половцов Назарий (Кондратьев), игумен Валаамского Спасо-Преображенского монастыря Назарий (Кондратьев) (в миру Николай Кондратьевич) – игумен Валаамского Спасо-Преображенского монастыря; родился в 1735 г. в с. Аносове (Тамбовской губ.) от бедных родителей духовного звания. В 1752 г. на 17-м году жизни пришел он в Саровскую пустынь. В монашество, с именем Назария, был пострижен 23 сент. 1760 г. в Астрахани. Митрополит Новгородский Гавриил вызвал его в 1781 г. в Петербург и в следующем году назначил строителем Валаамского монастыря, поручив ему устроить разоренное монастырское хозяйство и ввести общежитие и порядки по уставу Саровской обители. В 1786 г. монастырь был переведен в число третьеклассных штатных монастырей, а его строитель возведен в сан игумена. В марте 1804 года он был уволен по вторичному прошению митрополитом Амвросием в Саровскую пустынь на всегдашнее пребывание, где и скончался 23 февраля 1809 г. 74-х лет от роду; тело его погребено у алтаря теплой церкви Саровской обители. Ему принадлежит «Старческое наставление о. Назария, игум. Валаамской обители», напечатанное в С.-Петербурге в 1785 г. И. Чистович , «История православной церкви в Финляндии», СПб., 1856 г., стр. 84–86; «Истор.-статист. сведения о С.-Петербургской епархии», в. IV, СПб., 1875 г., прилож., стр. 11–12; «Валаамский монастырь и его подвижники», 2-е изд., СПб., 1889 г., стр. 74–77, 85–87, 92–100, 112–114, 119–126, 136–146, 211, 232; «Валаамские подвижники», 2-е изд. СПб., 1891 г., с. 11–19; «Остров, Валаам и тамошний монастырь», СПб., 1852 г., с. 35–37; Пимен, иером. «В защиту монашества». СПб., 1876 г., стр. 51–52; «Слово о Валаамском монастыре». Истор. очерк, 3-е изд. СПб., 1888 г., с. 14–17; Авель, иером., «Общежительная Саровская пустынь». Изд. 4-е, М., 1884 г., стр. 100–148; Пимен, архим. «Богородице-Рождественский Коневский монастырь». 2-е изд. СПб., 1899 г., стр. 39–43; П. Строев, «Списки иерархов». ст. 282; Филарет, «Обзор рус. духовной литературы». 3-е изд. СПб., 1884 г., с. 399; В. И. Зверинский. «Материалы для истор.-топогр. Описания монастырей». СПб., 1890 г., т. I, 95; ,.Душеполезное Чтение» 1861, ч. III, стр. 274–289; 1870, 11, стр. 90–102. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Феодосий, архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский (Янковский) Родился в 1696 году в городе Вильно. В 1718 году принял монашество в Виленском Свято-Духовском монастыре и тогда же рукоположен во иеродиакона. В 1720 году из монастыря отправлен в Киев учиться. Два года жил в Киево-Печерском монастыре и обучался в Киевской духовной академии. В 1722 году в сане диакона переведён в приписной к Киево-Печерскому монастырю Змиевский Николаевский монастырь Белгородской епархии. В 1726 году вызван епископом Белгородским Епифанием (Тихорским; 1731) и оставлен при нём архидиаконом. Перед смертью преосвященный Епифаний представлял Феодосия в качестве кандидата на своё место, но Феодосия не назначили на Белгородскую кафедру и лишили звания архидиакона как не полагающегося на Белгородской епархии. С 1737 года – игумен Ахтырского Свято-Троицкого монастыря Белгородской епархии. В 1742 году переведён наместником в Троице-Сергиев монастырь. 10 марта 1745 года хиротонисан во епископа Санкт-Петербургского и Шлиссельбургского с возведением в сан архиепископа. Скончался 22 апреля 1750 года. Погребён в Александро-Невском монастыре в Благовещенской церкви у правого клироса. Основное внимание преосвященный Феодосий в епархии уделял строительству и благоукрашению храмов и монастырей. При нём, по указу императрицы Елизаветы, начата постройка Смольного девичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Императрица Елизавета милостиво относилась к преосвященному и часто преподносила ему подарки. Так, преосвященный Феодосий получил от неё наперсный крест с вензелем, усыпанный драгоценными камнями. Литература: Архангельский М. Преосвященный Феодосий, первый архиепископ Санкт-Петербургский//Странник. СПб., 1869, т. 1. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича . СПб., 1913, стр. 592–594, Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. – Киев. 1913, стр. 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 72. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. –С. 265. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 72. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии: в 10 т. СПб., 1869–1885, т. 5. Труды Киевской духовной академии. – Киев. 1860–1917; 1878, май, стр. 299. Русская старина. СПб., 1870, т. 1, стр. 412. Русская старина. СПб., 1877, т. 18, январь, стр. 76–77. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П.П. Сойкина. СПб., б.г., 1.2, стр. 2108. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888. –С. 21. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Геласий, митрополит Сарский и Подонский В ноябре 1586 года хиротонисан во епископа Сарского. В мае 1589 года возведен в сан митрополита. В мае 1591 года послан с князем B. И. Шуйским в Углич для следствия по делу об убийстве благоверного царевича Дмитрия (память 15/28 мая, 23 мая/5 июня и 3/16 июня). Он же совершил и отпевание царевича. Скончался 26 сентября 1601 года. Погребен в Крестовой (Воскресенской) церкви митрополичьего дома на Крутицах. Митрополит Геласий занимался церковным песнотворчеством. Труды: Канон преподобному Косме Яхромскому и служба ему. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – C. 668–677. Косаткин В., протоиерей. М онастыри Владимирской епархии. – С. 113. Никитский М. В. Историческое описание древней Владимирской обители на Крутицах. – М., 1893. – С. 77. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 101. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1035. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 40. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 261. Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1862, 4.2. – С. 94; 1894, ч.З. – С. 61–63. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел: в 5 т. – М., 1813–1894, т. 2. – С. 121–122. Исторический вестник. – 1888, февраль. – С. 500. – 1891, май. – С. 312. Русский архив. 1895, кн. 2, 7. – С. 395. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 374–375. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авраамий (Летницкий Александр Иванович), еп.Саратовский и Царицынский Родился в 1836 году в Астраханской губернии в семье диакона. В 1858 году окончил Астраханскую Духовную Семинарию. В 1862 году окончил Казанскую Духовную Академию со степенью магистра богословия. С 14.I.1863 состоял помощником инспектора Смоленской Духовной Семинарии. В этом же году 4 мая пострижен в монашество и 9.Χ.·рукоположен во иеромонаха. 9·Χ·1865 переведен инспектором в Тверскую Духовную Семинарию. 30.X.1868 назначен ректором Вологодской Духовной Семинарии с возведением в сан архимандрита. С 20.Х.1874 был ректором Тифлисской Духовной Семинарии. В 1879 году – ректор Калужской Духовной Семинарии. 2.XI.1880 хиротонисан во епископа Михайловского, вик.Рязанской епархии. 27.XI.188I перемещен на Брестскую кафедру. 9.III.1885 перемещен на Тобольскую кафедру. С 16.XII.1889 – епископ Саратовский и Царицынский. Скончался 24.Х.1893. Во время его пребывания на Саратовской кафедре, епархию постигли тяжелые бедствия – неурожай и холера. Он как добрый архипастырь проявил чисто отеческое попечение о своей пастве. В голодный год он, не жалея своих средств, помогал нуждающимся, располагал и духовенство к посильным пожертвованиям в пользу голодающих. Во время холерной эпидемии он сделал распоряжение, чтобы духовенство при всяком удобном случае разъясняло о заразительности холеры и о мерах предохранения от нее и содействовало всеми возможными средствами к ослаблению эпидемии. В личной жизни он отличался простотой, ласковостью в обращении и полной доступностью для всех – всякий мог свободно приходить к нему и говорить ему о своих нуждах и встречал приветливый прием. Литература: «Церк.Вед·» 1888 г., 51, стр. 279· «Церк.Вед.» 1890 г., 2 , стр. 7· «Приб. к «ЦВ» 1888 г., 4, стр.86. «Приб. к «ЦВ» 1903 г., 45, стр.1744, 1745. «Изв.Казан.епарх.» 1881 г. 16, стр.413. «Церк.Вестн.», «Церк.Вести.», «Церк.Вестн.», «Церк.Вестн.», «Церк.Вестн.», Венгеров, Крат.биогр.словарь m.I, стр. 76–77.· Булгаков, стр. 1411, 1412, 1415· БЭС m.II, стр.2004, 2168. Н.Д.Извеков. «Исторический очерк состояния Православной русской церкви в Литовской епархии за 1839–1883 г.» М.1899 г., стр.21–22. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии» на 1893 г., стр.24. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896 г., 461, стр.68. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Владимир (Соколовский-Автономов Василий Григорьевич), архп. Екатеринославский Родился 31 дек.1852 года. День Ангела 15 июля. Сын священника Полтавской епархии, села Сенковки. В 1878 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 26 июля назначен помощником смотрителя Полтавского Духовного училища. 29 сент.1878 г. пострижен в монашество, а 3 окт. того же года рукоположен во иеромонаха. 14 янв.1879 г. назначен членом Японской Духовной миссии. В 1884 году возведен в сан игумена. В 1886 году – преподаватель Холмской духовной семинарии. 4 дек.1887г. возведен в сан архимандрита и назначен инспектором духовной семинарии. 20 дек.1887 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. С 8 июня 1891 г. – епископ Острогожский, вик. Воронежской епархии. С 22 дек.1896 г. – епископ Оренбургский и Уральский. С 26 ноября 1903 г. – епископ Екатеринобургский и Ирбитский. 18 марта 1910 г. уволен на покой по болезни и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в г. Москве. В 1921 г. Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру; на кафедру не поехал. С января по июнь 1926 года пребывал в григорианском расколе. Скончался 27 ноября 1931 года в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий. Погребен при алтаре Всехсвятской церкви села Алексеевского (ныне входит в черту г. Москвы по Ленинградскому шоссе). Знаток церковного пения. В Оренбурге поставил пение на должную высоту. Литература: «Церк. Вед.» 1891, стр.308. -«- 1896, стр.352. -»- 1897, стр.2. - " - 1903, стр.388. -”- 1910, стр.77. «Приб. к «ЦВ” 1888, стр.96–97,88. -”- 1888, стр.709. -”- 1889, стр.261–271. -”- 1903, стр.1937. -”- 1913, стр.620. «Рус. Паломн.” 1893, стр.252. «Прав. Собес.” 1897, август, стр.218. -”- 1899, январь, стр.52 отчет. -”- 1900, март, стр.10, 28 отчет. -”- 1901, март, стр.3. -”- 1914, февраль, стр.4 отчет. «ЖМП” 1932, стр.9. «Мисс. Календ.” 1907, стр.130. «Церк. Вестн.” 1891, стр.619. «Странник” 1891, май, стр.187. «Отд. Христ.” 1908, VIII-IX, стр.58–59. Браил. «Церковные вопросы в России или Рус. Дух. Вед.”. 1896, стр.194. Чернавский Н. «Оренбургские епископы”, Вып. II Оренбург, 1901–1902, стр.14. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.», стр.344–345. Анатолий архм., «Американские очерки», Одесса, 1907, стр.23–27. Д-р Николай Руссель. «Житие Преосв. Владимира еп. Алеутского и Аляскинского, ныне вик. еп. Воронежского». Москва, 1895. Заметки и дополнения Е.М. 51. Списки архиереев Иерархии Всероссийской. СПБ, 1896, 505, стр.76. F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 125 (?). Orthodox America 1794–1976 (Syosset New York 1975) S. 30. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

отв. ред. Д. С. Лихачев Палея историческая Палея историческая – переводной памятник, излагающий библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида. В отличие от Палеи толковой П. И. не содержит толкований и полемических отступлений. В списках носит наименование «Книга бытиа небеси и земли». Источниками П. И. помимо собственно библейского текста явились апокрифы, Великий канон Андрея Критского , слова Иоанна Златоуста и Григория Богослова . Русский текст ее восходит, как это установлено М. Н. Сперанским и Т. А. Сумниковой, к средне-болгарскому переводу с греческого, осуществленному в 1-й пол. XIII в. Сходный греческий текст (который не может быть, однако, признан непосредственным оригиналом перевода) опубликован А. Васильевым (Васильев A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893). Влияние П. И. обнаруживается в сочинении Ермолая-Еразма о Троице, в Хронографе Русском распространенной редакции 1617 г., а также в особой переработке П. И., изданной А. Поповым под названием Сокращенная палея русской редакции по списку ГПБ, Соф. собр., 1448 (описание списка см.: ЛЗАК за 1864 г. СПб., 1865. Вып. 3. разд. 3. С. 17–20). Перечень известных в настоящее время списков П. И. см. в работе Т. А. Сумниковой. Изд.: Попов А. Книга бытиа небеси и земли: (Палея историческая с приложением Сокращенной палеи русской редакции)//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. Лит.: Жданов И. Н. Палея//Киевские унив. известия. 1881, окт. С. 309–322 (перепечатано в кн.: Сочинения И. Н. Жданова. СПб., 1904. Т. 1. С. 470–483); Веревский Ф. Русская историческая палея//Филологические записки. Воронеж, 1888. Т. 2. С. 1–18; Сперанский М. Н. 1) Ucmopujka Naлeja, преводи и peдakцuje у cmapoj cлobehckoj Београд, 1892. Т. 16. С. 1–15; 2) Из истории русско-славянских литературных связей. М., 1960. С. 77–85, 104–147; Сумникова Т. А. К проблеме перевода Исторической палеи//Изучение русского языка и источниковедение. М., 1969. С. 27–39. См. также литературу в статье «Палея толковая». О. В. Творогов Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

В лучших литературных кружках того времени к Ольдекопу относились холодно, чему виной была отчасти его роль цензора и не забытая проделка его с «Кавказским пленником» Пушкина. Характеристики его, оставленные современниками, все довольно сдержанны и мало говорят в пользу Ольдекопа. Обыкновенно его изображают веселым человеком и большой руки шутником, имевшим обширный круг знакомства, в особенности в театральном и коммерческом мире; некоторые намекают на какие-то его сношения с биржей, таможней и представителями торгового купечества, а Ксенофонт Полевой в своих записках говорит об Ольдекопе, что «он был человек двусмысленный, как гражданин, но великий оригинал». Вот более или менее точный список трудов и переводных работ Е. И. Ольдекопа: в 1821 г. «Cacographie ou Exercises sur les principales difficultés de la langue française» СПб.; в 1830 г. «Nouveau Dictionnaire de Poche français-russe et russe-français». СПб.; в 1824 г. «Russisch-Deutsches und Deutsch-Russisches Taschenwörterbuch in 4 Theilen»; в 1833 г. «Russische Grammatik für Deutsche» СПб.; в 1834 г. 4-я часть «Deutsch-Russisches Wörterbuch» СПб.; «Большой ручной словарь франц.-русский» в 2 т., 1844; «Грамматические беседы», 1843; «Карманный словарь российско-немецкий и нем.-рос.», в 4 ч., 1824; «Карманный словарь франц.-рос. и рос.-франц. с краткими грамматикой обоих», 1830; «Новый карманный словарь франц.-рус. и рус.-фр.» (4-е изд. 1854 г.) «Начальные правила для обучения франц. языку» (7-е изд. 1856 г.); «Разговоры французско-русско-немецкие, составленные по грамматическому порядку» (7-е изд. 1858 г.) в 1842 г. «Geographie des Russischen Reiches, nach den neuesten Quellen». Karl Eichhorn, «Geschihte St-Petersburger Zeitung» 1727–1902. СПб. 1902 г., стр. 143, 147, 169, 177, 190, 195, 200, 201, 205, 208. – «Переписка Грота с Плетневым» т. I, стр. 77, 111; т. II, стр. 400; «Остафьевский архив» т. II; «Русский архив «1874 г., стр. 137, 141, 143; 1879 г. Т. II «Русская Старина»; т. Х, стр. 699; т. 29, стр. 329; т. 75, стр. 11, 13; 1902 г., сентябрь, стр. 627–628; «Исторический Вестник» 1887 г.; 1892 г. т. 49, стр. 511–513; – «Записки Ксенофонта Полевого». СПб. 1888 г., стр. 403; «Журнал Мин. Нар. Просв.» 1845 г. 45; «Моск. Вед.» 1845, 22, «Сев. Пчела» 1845, 35; П. Прозоров: «Системат. указатель книг и статей по греч. филологии», СПб. 1898. Сборник «Памяти Л. Н. Майкова», СПб. 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Из сочинений и переводов его известны только следующие: 1) «Твердые намерения молодого человека, наставленного в истинах и должностях закона христианского» («Иппокрена», 1799 г., ч. II, М., стр. 257–273 и «Друг Юношества», 1808 г., декабрь, стр. 57); это – благочестивые размышления об обязанностях человека, цель которых, по заявлению автора, «споспешествовать к возведению юноши на путь истинного блаженства»; 2) «Юный Перс Кир, Артакс и Придворные» («Иппокрена», 1799 г., ч. I, М., стр. 337–342); пустой и бессодержательный разговор трех греков; 3) «Филиция Вильмар, или Изображение человеческой жизни», сочинение г-на Бланшара, перевод с французского; 3 части, М., 1805; 4) «Герцогиня де ла Вальер», сочинение г-жи Жанлис, перевод с французского, М., 1815 г., 4 части (2-е издание). Послужной список 1812 г. – Переписка А. Х. Чеботарева с сестрой С. X. Мудровой и зятем М. Я. Мудровым, в семейном архиве Н. И. Чаплиной, урожденной Великопольской (сообщ. Б. Л. Модзалевский). – Н. Барсуков, «Жизнь и труды М. П. Погодина», кн. I, СПб., 1888, стр. 84. – А. А. Васильчиков, «Семейство Разумовских», т. II, СПб., 1880 г., стр. 304, 329, 342, 343, 367, 369, 374, 376, 383, 498. – Письма митрополита Евгения Болховитинова к В. Г. Анастасевичу, «Русский Архив», 1889 г., кн. II, стр. 218–219, 234. – Имп. Моск. университет в воспоминаниях М. П. Третьякова, «Русская Старина», 1892, июль, стр. 127–128. – С. Шевырев, «История Имп. Моск. университета», М., 1855, стр. 306, 345, 348, 361, 393–394, 405. – «Иппокрена», 1799 г., ч. I. – «Друг юношества», 1808 г., декабрь, стр. 57. – Биографический словарь профессоров и преподавателей Имп. Моск. университета, ч. II, М., 1855 г., стр. 551–553. – Н. В. Сушков, «Моск. университетский Благородный пансион», М., 1858, стр. 10. – Записки С. П. Жихарева, М., 1890, стр. 77–78, 93, 104, 147. – А. Н. Неустроев, «Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1703–1802 гг.», СПб., 1875, стр. 816. – В. Саитов, «Заметки и разъяснения к опыту Росс. библиографии В. Сопикова», СПб., 1878, стр. 43. – «Опыт Росс. библиографии» В. Сопикова, 12356, 12856. – «Роспись книгам» Смирдина, 9620. – Н. Тихонравов, «Письма профессоров Московского университета к М. Н. Муравьеву», в «Чтениях в Общ. истории и древностей Росс.», 1861 г., кн. III, отд. V, стр. 22–77. – Труды Вольного Экономического Общества, 1818 г., ч. 69, стр. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лит.: Горский А., Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1862, отд. 2, ч. 3, с. 1–52; Срезневский И. И. 1) Пандекты Никона Черногорца в русском списке XII в. – Зап. имп. АН, 1871, т. 20, кн. 1, с. 149–156; 2) Пандекты Никона Черногорца по древнему переводу. – Там же, 1872, т. 21, кн. 1, с. 194; 3) Памятники (1882), стб. 283–284; Калужняцкий Е. И. Обзор славяно-русских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах Львовских (Отд. отт. из Тр. III Археол. съезда. Киев, 1877, с. 34–46); Отзыв Ф. Терновского о сочинении А. Ленского «Никон Черногорец и судьба его сочинений в русской литературе». – Тр. Киев. духовн. акад., 1877, 10, Приложение, с. 353–355; Отзыв В. Малинина о том же сочинении. – Там же, 1888, 8, Приложение, с. 74–80; Архангельский А. С. К изучению древнерусской литературы. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. СПб., 1888, с. 143–146; Тихвинский А. Ярославский список Пандект Никона Черногорца XII–XIII в. – РФВ, 1892, 3, с. 114–132; 1893, 4, с. 340–345; 1894, 1–2, с. 316–323; 3, с. 113–122; 4, с. 261–269; Соболевский А. И. 1) Переводная литература, с. 21; 2) Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. VIII. Особенности русских переводов домонгольского периода. – СОРЯС, СПб., 1910, т. 88, 3, с. 167 (то же: Соболевский А. И. История русского литературного языка. Л., 1980, с. 138); Лихачев Н. П. Рукопись, принадлежавшая патриарху Феодосию Тырновскому. – ИОРЯС, 1905, т. 10, кн. 4, с. 312–319; Украïнськi письменники, с. 751–752; Исакин А. Г. 1) Палеографическое описание Пандектов Никона Черногорца по Ярославскому рукописному списку XIV в. – Тр. кафедр рус. яз. вузов Вост. Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1960, т. 1, с. 77–89; 2) Глагольные формы настоящего-будущего времени в Пандектах Никона Черногорца по списку XIV века. – Там же. Улан-Удэ, 1966, т. 4, с. 73–82; Кучкин В. А. Один из источников Еллинского летописца второго вида. – ВВ, 1967, т. 37, с. 319–324; Иванова-Константинова К. Об одной рукописи XIV в. Погодинского собрания. – ТОДРЛ, 1970, т. 25, с. 294–308; Sownik staroytnoci sowiaskich. Wrocaw; Warszawa; Kraków, 1970, t. 4, s. 18–19; Загребин В. М., Колесов В. В. «Пандекты» Никона Черногорца в пергаменном списке XV в. – Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1974 г. М., 1975, с. 33–36; Павлова Р. 1) Неизвестен ръкопис с подписа на българския патриарх Теодосий Търновски. – Език и литература. София, 1975, 2, с. 25–38; 2) Три рукописи четырнадцатого века с подписью болгарского патриарха Феодосия. – Славистични изследвания. София, 1978, кн. 4, с. 131–142; 3) Още един непознат среднобългарски ръкопис. – Език и литература. София, 1983, 5, с. 23–31; Birkfellner G. Das Römische Paterikon (Schriften der Balkankommission. Linguistische Abteilung, XXVII). Wien, 1979, Bd 1, S. 64–67; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека : Неизданные тексты. Л., 1984, с. 190.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010