4 мая 1888 г. И. был определен епископом Уманским, 2-м викарием Киевской епархии. 5 мая того же года в Великой Успенской ц. Киево-Печерской лавры состоялось наречение, 9 мая - хиротония. 12 июля 1890 г. И. был назначен епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии. В литературной деятельности И. киевский период оказался наиболее плодотворным. Он подготовил сочинения «Пастырская жизнь по воззрениям Вселенской Церкви: По Гольцварту Х. Ф.» (К., 1868. Вып. 1), «Опыт курса практического руководства для пастырей» (К., 18722. Вып. 1. Ч. 1); составил «Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета» (К., 1871, 18814), «Руководство к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета» (К., 1871, 18732) (были признаны пособиями для изучения Свящ. Писания воспитанниками 3-го и 4-го классов семинарии; за первое И. получил Макариевскую премию; см. рецензии на них С. М. Сольского (ТКДА. 1871. 8. С. 431-444) и И. Т. Экземплярского (впосл. Варшавский архиеп. Иероним ) (РукСП. 1871. Т. 1. 15. С. 524-530)), «Руководство к изучению Псалтири» (К., 1879. Вып. 1; переизд.: Руководственное пособие к пониманию Псалтири. К., 1882. М.; СПб., 2000; см. рецензию Сольского: ТКДА. 1883. 6. С. 366-368). Ряд статей И. посвятил изучению Посланий ап. Павла, перевел с франц. языка кн. «Пастырские послания ап. Павла». После выхода в свет книги Э. Ж. Ренана «Жизнь Иисуса Христа» И. перевел с нем. языка сочинение В. Ците «Земная жизнь Господа Спасителя нашего Иисуса Христа», которое за 15 лет выдержало 4 издания (К., 1867, 1870, 1874, 1882). И. публиковал собственные критические статьи (преимущественно в «Воскресном чтении» и «Трудах КДА»), а также издал обзор «Апологетическая и полемическая литература на Западе против сочинения Ренана «Жизнь Иисуса»» (ТКДА. 1864. 9) и кн. «За веру и против неверия, или Общепонятная защита главных оснований христианского вероучения» (К., 1879). Также И. перевел с англ. языка книгу О. О " Рейли «Мученики Колизея» (К., 1875), с греческого - «Толковую Псалтирь» Евфимия Зигабена , «изъясненную по святоотеческим толкованиям», с прибавлением своих историко-экзегетических замечаний (К., 1883). В 1891 г. за педагогические и просветительские труды И. был награжден Высочайшей грамотой.

http://pravenc.ru/text/674021.html

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1408. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 556, 953. Лесков Н. С. Собрание сочинений. – М., Гослитиздат, 1956–1958. – Т. 6. – С. 342–344, 346–347, 350, 657 (прим, к с. 342). Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Никольского монастыря, что на Угреше. – М., 1877. – С. 98, 345. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 252. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 121. Юродивый Иван Яковлевич Корейша. – М., 1898. – С. 79–80. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 344. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 10. – С. 58, 59, 60; т. 11. – С. 299. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. – 2-е изд. – Ярославль, 1888. – С. 20. Ярославские епархиальные ведомости. – 1869, 29–52. Пензенские епархиальные ведомости. – 1869, 20–23. –»– 1870. 2. Душеполезные размышления. – М., 1878–1887; 1885. – С. 324. Русский паломник. – 1900, 50. – С. 853. Исторический вестник. – СПб., 1885, январь. – С. 85. –»– 1894, апрель. – С. 226–227. –»– 1911, ноябрь. – С. 530–535. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1872, март. – С. 376; апрель. – С. 683–684; май. – С. 477–478. –»– 1878, сентябрь. – С. 102–113. –»– 1879, январь. – С. 159–163; февраль. – С. 361–370; август. – С. 729–730; декабрь. – С. 562, 714. –»– 1880, ноябрь. – С. 746. –»– 1881, июнь. – С. 318. –»– 1882, июнь. – С. 372; сентябрь. – С. 561–586; октябрь. – С. 116–118. –»– 1883, январь. – С. 175–176; июль. – С. 141; сентябрь. – С. 559–583. –»– 1886, июнь. – С. 710. –»– 1888, январь. – С. 55. –»– 1907, июнь. – С. 640. Письма А. Н. Муравьева к С. Д. Нечаеву/Русский архив. – М., 1893. – Кн. 2. – С. 136, 137, 141–142, 147.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вера, как дар Божий, дается человеку ради спасения души от греха и смерти, ради вечной жизни будущего века. Этот дар христианин должен испросить у Бога добровольно по призыву Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам…» ( Мф.7:7 ). На уровне естественных греховных способностей человеку свойственно себя переоценивать и больше доверять себе, нежели Богу. И только тот, кто победил духа лести, может согласиться с мыслью преподобного Марка Подвижника : «…делающий мерою своей деятельности показывает меру веры, приемля и благодать в такой мере, в какой поверовал» 30 . В конце этого краткого размышления о свойствах спасительной Христовой веры и основных отступлениях от ее основ еще раз отметим: вера не только дар Божий, но и великая тайна Откровения Бога роду человеческому. В наше время особенно актуально звучат слова святителя Иоанна Златоуста: «Вера… недостаточна для спасения; но чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас» 31 . В современном мире учение о вере искажено в такой мере, что мы сами довольно часто являемся и свидетелями, и исполнителями пророческих слов Спасителя: «…Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк.18:8 ). И все это случится, по слову Христа, когда «…проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). Несомненно, конец наступит, если человечество самой жизнью не ответит на вопрос: «Какую же веру в Отца Небесного принес в мир Христос и в каком духе верует во Христа христианский мир?» Примечания: 1 Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 2. С. 145. 2 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетическая проповедь. 3е изд. СПб., 1905. Т. 4. С. 206. 3 Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова): Аскетические опыты. 2е изд. СПб., 1905. Т. 1. С. 504. 4 Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 2. С. 266. 5 Добротолюбие. 2е изд. М., 1883. Т. 1; преп. Марк Подвижник, 530. 6 Писание мужей апостольских Ерм . Пастырь; Пер. прот. Петра Преображенского . 2е изд. СПб., 1897. С. 192.

http://azbyka.ru/soblazny-neveriya-v-bog...

6 . ЛИТЕРАТУРА, СОДЕРЖАЩАЯ ОТДЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЛИ УПОМИНАНИЯ О СВЯТИТЕЛЕ ТИХОНЕ 518 . Амвросий (Орнатский) , архиепископ Пензенский и Саратовский. История Российской иерархии, т. IV. М., 1818. 519 . Бекетов. Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их кратких жизнеописаний. М., 1843. 520 . Бронзов А. , проф. Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901. 521 . Булгаков СВ. Образцы святоотеческой и русской проповеди, с присоединением кратких биографических сведений о проповедниках, характеристик и примерных разборов их проповедей, планов и тем для проповедей, подробного указателя к проповедям и проч. Опыт гомилетической христоматии. Харьков, 1887. 522 . Введенский С. Материалы по истории Воронежской епархии. Воронеж, 1905. 523 . Васильев В. История канонизации русских святых. М., 1893. 524 . В Воронеже и Задонске (из путевых заметок)//“Домашняя беседа”, вып. 12–14, 1861. 525 . Вейнберг Л.В. Распространение христианства на Украине (краткий исторический очерк, составленный по неизданным документам)//“Воронежские губернские ведомости”, 39–42, 1889; отдельное издание, Воронеж, 1889. 526 . Геронтий, иеромонах. Город Задонск и его окрестности//“Юбилейный сборник в память 300-летия г. Воронежа”, т. II. 527 . Голубинский Е. История канонизации Святых в Русской Церкви, изд. 2. М., 1903. 528 . Григорий, архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения, ч. IV. СПб., 1889. 529 . Grunwald, Constantin de. Quand la Russia avait des Saints. Paris, 1958. 530 . Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви, вып. IV. Рязань, 1889; вып. X. М., 1893. 531 . Добронравов И., свящ. Краткая церковная история по программе городских училищ, изд. 2. Саранск, 1910. 532 . Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1873–1876 гг. М., 1929. 533 . Достоевский Ф.М. Письма к разным лицам (письмо к Майкову). СПб., 1883. 534 . Достоевский Ф.М. Письма, т. II. М – Л., 1930. 535 . Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М., 1884. 536 . Ермолаев А., свящ. Путешествие детей Воронежского сиротского убежища в г. Задонск на богомолье//“Воронежские епархиальные ведомости”, 15, 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Диакон Андрей утверждает, что на Руси повествование о мытарствах Феодоры считалось апокрифом, основываясь лишь на монографии Ирины Михайловны Грицевской «Индексы истинных книг» (СПб., 2003): «А Василии же новый и Андрей Уродивы и Мефодий Патрьский и странник подобает о сих вещаго и ведущаго вопрошати, аще истинна есть». Книга И. Грицевской включает 316 наименований. Она составлена на материале 186 списков. И если у составителя одного из этих списков возник недоуменный вопрос по поводу жития Василия Нового, то нет абсолютно никаких оснований делать вывод о том, что это житие считалось «апокрифом». Выше уже отмечалось, что житие блаженной Феодоры (Память преподобной матери нашея Феодоры), в котором говорится о мытарствах, было включено (30 декабря) в «Пролог» – церковно-учительный сборник, широко распространенный в Древней Руси. Описание этих мытарств является не апокрифом, а частью жития преподобного Василия Нового († 944 или 952), память которого празднуется 26 марта по юлианскому календарю. Житие это было составлено учеником святого Василия Григорием, который описал, что «сам видел и от других достоверных лиц слышал» ( Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный Месяцеслов Востока . Том 3. М., 1997. С. 117). Повествование о мытарствах Феодоры († 940) на Руси не было «запрещенной» книгой. Оно было выделено из жития преподобного Василия Нового в отдельный текст и помещено в «Прологе» за 30 декабря под названием «Память преподобной матери нашея Феодоры» для назидательного чтения. Житие святого Василия Нового с описанием мытарств Феодоры содержится в томе 3 «Житий святых» (Киев, 1700) святителя Димитрия Ростовского . Оно неоднократно переиздавалось в течение XIX и начала XX веков. Его подробно пересказывает в «Слове о смерти» строгий ревнитель чистоты Православия святитель Игнатий (Брянчанинов). Митрополит Макарий (Булгаков) , автор капитального труда «Православно-догматическое богословие», пишет: «Тоже о мытарствах, как пути, общем для всех умерших, изложено в житии преподобного Василия Нового, где блаженная Феодора, между прочим, рассказывает: «Восходящим нам горе…”(далее идет подробная выписка из жития.)» (СПб., 1883. Т. 2. С. 530). Блаженной Феодоре посвящен очерк архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) «Подвижницы восточной церкви» (СПб., 1871. С. 320–321).

http://azbyka.ru/mytarstva-uchenie-svyat...

192 Цит. по:Гиллельсон М. Письма Жуковского о запрещении «Европейца»//Русская литература. 1965. 4. С. 117, 120. 199 Стихотворения A.C. Хомякова. М., 1910. С. 133. Там же Бартенев указывает, что Хомяков всегда высоко чтил московского владыку, несмотря на его недоверчивое отношение к тому, что писал Хомяков. 202 Цит. по:Завитневич В. 3. Алексей Степанович Хомяков. Киев, 1902.Т 1. Кн. 2. С. 1399. Хомяков знал в совершенстве три европейских языка, два древних, читал по-санскритски, знал еврейский язык, изучал остатки языка финикийского. Таубе сообщает, что «православный храм в Париже хранит иконы его прекрасной работы» (Таубе М. Ф. A.C. Хомяков. Харьков, 1908. С. 2). 207 Он же. Записки о всемирной истории//Поли. собр. соч. М., 1900. Т. 6. С. 475, 484; Т. 7. С. 56. 228 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова. C. IV-V, VII-VIII. 234 Материалы для характеристики русских писателей, художников и общественных деятелей//Русское обозрение. 1896. 12. С. 998. 235 Самарин Ю. Ф. Предисловие к первому изданию богословских сочинений A.C. Хомякова. C. XX, XXX. 239 Письмо к А.И. Кошелеву, 1854 г.//Хомяков A.C. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 8. С. 137–138. См. также: X о м яков А. С. Истинная Христова Церковь //Свет во тьме. Современные религиозные и церковно-общественные вопросы в решении их выдающимися духовными и светскими православно-русскими писателями. СПб, 1903. С. 131. Н. Лосский пишет: «Хомяков рассматривал православие как одну истинную Церковь , но… он не понимал extra ecclesiam nulla salus (вне Церкви нет спасения) в том смысле, что католик, протестант, иудей, буддист… обречен на проклятие» (Лосский Н. О. История русской философии. М.: Иностр. лит., 1954. С. 35). 240 Д. X. О замечаниях A.B. Горского на богословские сочинения Хомякова//Хомяков A.C. Соч. М., 1907. Т. 2. С. 530. Близкую точку зрения на Рим и западных христиан имел Тютчев. 254 Письмо к H.H. Страхову от 6 июля 1863 г. Цит. по:Стр ахо в H. Н. Воспоминания о Ф.М. Достоевском//Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М. Достоевского. СПб., 1883. С. 257.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

В собрании ГМИР имеется небольшая деревянная раскрашенная скульптура И. Его фигура представлена фронтально в рост, на нем охристый подрясник, красно-коричневая мантия, сине-зеленая схима, голова непокрыта (куколь лежит на плечах). Правая рука прижата к груди, в приподнятой до уровня груди левой - свиток. На вост. фасаде храма Христа Спасителя в Москве (освящен в 1883), «при оконных арках», справа были установлены горельефы из мрамора заступников и молитвенников за Русскую землю. Парное к изображению прп. Сергия Радонежского изображение И. было выполнено скульптором Н. А. Рамазановым ( Мостовский М. С. История Храма Христа Спасителя в Москве. М., 1882. С. 36). 13 июня 2009 г., накануне празднования 530-летия со дня основания обители и 20-летия ее возрождения, на площади перед св. вратами Иосифова Волоколамского мон-ря был установлен памятник преподобному работы скульптора С. М. Исакова, созданный на средства правосл. меценатов; в день празднования обретения мощей И. 31 окт. 2009 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил памятник. Святой изображен в рост, средовеком, голова непокрыта. Правой рукой благословляет, в опущенной левой - развернутый свиток. «Портретной» и иконографической основой памятника послужила икона И. в местном ряду Успенского собора мон-ря. Ист.: Виноградов П. И., свящ. Летописи Волоколамского Иосифова мон-ря. М., 1888; Нектарий, иером. Ист. описание Иосифова Волоколамского 2-кл. мон-ря. М., 1887. Лит.: Антонова, Мнёва. Каталог. 1963. Т. 2. С. 172-173. Кат. 569; Древнерус. лицевое шитье XV-haч. XVIII в. в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1980; Полякова О. А. Говорящие иконы//Памятники Отечества. М., 1992. 2/3: Быль монастырская. С. 92-93; Волоколамская земля. М., 1994. Ил. 9, 13, 14, 60, 61, 64, 140, 205; «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Русского музея. СПб., 1995. С. 228. Кат. 143; Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997. С. 69; Лицевой летописный свод: Факс. изд. рукописи XVI в. М., 2006. [Кн.

http://pravenc.ru/text/578410.html

В 1646 г. по благословению митр. Петра (Могилы) К. стал опекуном Киево-Могилянской коллегии. По завещанию митрополита К. был одним из его душеприказчиков. Вельможа вступил в Киевское и Львовское братства. В своем завещании К. предоставил Киево-Братскому мон-рю и братской школе свои имения Позняки за Днепром и местечко Новосёлки с деревнями Богушевка, Звонки и Забловщина. К. завещал по 600 злотых Владимиро-Волынской и Брестской правосл. капитулам (клиросам), 300 злотых на госпиталь св. апостолов. К. поддерживал Михайловский мон-рь в своем имении Гоща (см. Гощанский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь ), имевший школу, подчиненную Киево-Могилянской коллегии. В. Н. Киселёв, В. О. Свистун Ист.: АрхЮЗР. Ч. 1. Т. 11. С. 395; Т. 12. С. 485; Ч. 2. Т. 1. С. 337-348; Michalowski J. Ksiga pamitnicza. Kraków, 1864. S. 583-589; Максимович М. А. Акт избрания Петра (Могилы) в митрополиты Киевские//Собр. соч. К., 1876. Т. 1. С. 390-394; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт ист. исслед.). К., 1883. Т. 1. Прил. С. 368-369, 454-505; 1898. Т. 2. С. 155-156, 162-163, 166, 204-205, 210, 233-237, 322, 329, 356, 508. Прил. С. 143-152, 153, 167-168; он же. Неизвестное полемическое соч. против папских притязаний в Юго-Зап. России (1633 г.)//ТКДА. 1899. 2. С. 300-341; Pulaski K. Pierwsze lata publicznego zawodu Adama Kisiela// Idem. Szkici i poszukiwania historyczne. Kraków, 1887. [T. 1]. S. 197; Жукович П. Н. Материалы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1911. (ЗапИФО; Т. 8. 15). С. 8-23; Крип " якевич I . П. Hobi мam-лi до icmopii Coбopib в 1629 р.//ЗНТШ. 1913. Т. 116. С. 25-29; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы: В 3 т. М., 1954. Т. 2: 1648-1651 гг. С. 96, 111, 340, 385-386; Analecta OSBM. DPR. 1954. Vol. 2. P. 530-532; Epistolae Josephi Velamin Rutskyj, metoropolitae Kioviensis catholici (1613-1637). R., 1956. P. 232; Epistolae metropolitarum Kioviensium catholicorum Raphaelis Korsak, Antonii Sielava, Gabrielis Kolenda/Ed. A. Welykyj. R., 1956. Vol. 2. P. 92-96; Документи Богдана Хмельницького, 1648-1657/Упор: I. П. Крип " якевич, I. Л. Бутич. К., 1961. С. 36-39, 105-107, 139-140, 151-152, 192-194; Analecta OSBM. LNAHU. 1962. Vol. 6. P. 91-109, 217-218, 223-224, 247, 249-250; Документы об освободительной войне укр. народа/Сост.: А. З. Барабой и др. К., 1965. С. 361-373; Radziwi A. S. Memoriale rerum gestarum in Polonia, 1632-1656. Wrocaw, 1968. T. 1. S. 60-66; 1970. T. 2. S. 336, 779.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

1075 ПФА РАН. Ф. 800. ОП. 3. 250. Л. 10 об. Письмо Глубоковского Н. Я. Марру от 1 мая/18 апр. 1918 г. 1079 С. Т. [Троицкий С. В.] Проект издания богословского энциклопедического словаря в 1864 году в московской академии (истор[ическая] справка)//Странник. 1904. 4. С. 698. 1081 Александр Павлович Лопухин родился 1 октября 1852 г. в семье священника села Митякино Саратовской губ. По окончании СПбДА (1878) около трех лет служил псаломщиком при посольской церкви в Нью-Йорке. Затем занимал кафедру сравнительного богословия в СПбДА (1883–1884), а после введения нового академического Устава – кафедру древней общей гражданской истории (1884–1904). Современники называли Лопухина богословом-публицистом. Еще студентом академии он поместил на страницах «Церковного вестника» свыше ста статей, а впоследствии приобрел громкую известность издательской и редакторской деятельностью, был инициатором русского издания полного собрания творений св. Иоанна Златоуста , в 1893–1902 гг. – редактором журнала «Христианское чтение» и еженедельника «Церковный вестник». Русскую богословскую науку Лопухин обогатил целым рядом весьма ценных оригинальных сочинений и переводов, был составителем обширной «Библейской истории при свете новейших исследований и открытий», переводчиком трудов К. Фаррара, регулярно знакомил русскую публику с современными явлениями религиозной жизни Запада. О нем: Потехин П. Памяти проф. А. П. Лопухина (22 августа 1904 года). СПб., 1904; Биобиблиографический указатель. Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания. 2-е изд. М., 2001. С. 327–336; Юревич Д., свящ. Александр Павлович Лопухин : Жизненный подвиг «аскета ученого труда»//ЦВ. 2002. 10. 1083 Лопухин А. П. Православная Богословская Энциклопедия перед судом казанского критика//ЦВ. 1901. 12, 22 марта. Стб. 385. 1089 Лопухин А. П. Что такое «Православная Богословская Энциклопедия» (По поводу одной рецензии)//Странник. 1900. Декабрь. С. 733. 1095 Перечень докторских и магистерских диссертаций, защищенных с 1869 г., см.: Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). М, 2006. С. 530–570.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1885 г. стр. 311–321, 348. В «истории рус. церкви» м. Макария (т. XI, 44) на основании сочинений наших библиографов указаны три издания церковного устава при п. Филарете (одно в 1631 г. и два в 1633 г.). Но по записям печатного двора указания эти могут быть точно исправлены и печатные данные в предисловиях и послесловиях к филаретовским уставам восполнены. Оказывается, что издания устава в 1631 г. вовсе не было; указ о печатании его объявлен на печатном дворе 1 декабря 139 г., когда приступили к набору печатного для него материала (Кн. 6 л. 58); новая покупка этого материала производилась с 9 апреля 140 г. 12 л. 75 об. 81, 90); к 9 ноября 141 г. устав был напечатан и под этим числом отписан на печатном двор; печатался он в заводе 1125 книг, а из дела вышло 1100 книг; цена книге 1 р. 28 алт. 2 д. в тетрадях; 10 февраля книги поднесены были царю, патриарху, царице Евдокии Лукьяновне, царевичу Алексею Михаиловичу; по книге роздано безденежно по кремлевским церквам и соборам и богоявленскому игумену Илии; с 15 февраля 141 г. началась продажа книги 14 л. 119–121); издание расходилось быстро в виду указа об отобрании устава 1610г., так что 17 марта приступили уже ко второму изданию устава, 1 сентября продавались последние экземпляры первого издания 16 л. 4.), а 30 сентября того же 1633 года вышло из дела и печати второе несколько дополненное издание устава, в количестве 1150 книг; 16 марта 1634 г. книга была поднесена царю и роздана бесплатно в числе 15 экземпляров, а остальные книги пущены в продажу по цене первого издания 20 л. 71–73); в 1636 г. непроданых уставов оставалось уже немного (Мансветова «Церк. устав» стр. 320 примечание). 89 «Полное описание старопечатных книг С.-Петербургской дух. академии» A. С. Родосского, в особых приложениях к «Христ. чтению» с 1884 г. книги под 79, 88, 94, 95, 125 и 126. 92 Каратаева Описание славяно-русских книг т. I СПБ. 1883. 402, 407, 410, 436, 440, 442, 444, 466, 488, 495, 498, 503, 513, 530. Известная печатная азбука Бурцева, изданная в Москве дважды (в 1634 и 1637 г.), была перепечаткой виленского букваря 1621 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010