Соч.: «Повесть о чюдеси Пречистыя Богородицы, о граде Муроме и о епископе его, како прииде на Резань»//Летописи рус. лит-ры и древностей, издаваемые Н. Тихонравовым. М., 1859. Т. 2. Разд. 3. С. 97-99; Повесть о Муромском кн. Петре и супруге его Февронии// Кушелев-Безбородко. Памятники. Вып. 1. С. 29-52; Попов А. Н. Книга Еразма о Св. Троице//ЧОИДР. 1880. Кн. 4. С. I-XIV, 1-124; Слово к верным. Правительница (фрагменты). Слово о разсужении любви и правде и о побеждении вражде и лже (фрагменты)// Жмакин В. И. Митр. Даниил и его сочинения. М., 1881. Прил. С. 62-76; Шляпкин И. А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного, и его сочинения//С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. С. 545-568; Ржига В. Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма//ЛЗАК. 1926. Т. 33. С. 103-200; он же. «Повесть о Петре и Февронии» в рус. лит-ре к XVIII в.//ТОДРЛ. 1957. Т. 13. С. 429-436; Скрипиль М. О. Повесть о Петре и Февронии (тексты)//Там же. 1949. Т. 7. С. 215-256; Повесть о Петре и Февронии Муромских/Подгот. текста, вступ. ст.: М. О. Скрипиль; Примеч.: Н. И. Тотубалин//Рус. повести XV-XVI вв./Сост.: М. О. Скрипиль; Ред. текстов, ст. и примеч.: Б. А. Ларин. М.; Л., 1958. С. 108-115; Клибанов А. И. Сборник сочинений Ермолая-Еразма//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 178-207; он же. Духовная культура средневековой Руси. М., 1994, 19962. С. 309-338; Повесть о Петре и Февронии/Подгот. текстов и исслед.: Р. П. Дмитриева. Л., 1979; Повесть о Петре и Февронии Муромских. Повесть о Рязанском епископе Василии. Правительница/Подгот. текстов и коммент.: Р. П. Дмитриева; Пер.: Л. А. Дмитриев и А. А. Алексеев//ПЛДР. 1984. С. 626-663, 763-768 (переизд.: БЛДР. 2000. Т. 9. С. 452-485, 561-564); Повесть о Петре и Февронии//Древнерус. княжеские жития/Сост., вступ. ст., подгот. текстов, пер. и коммент.: В. В. Кусков. М., 2001. С. 287-309, 388-389; Руди Т. Р. О гимнографическом наследии Ермолая-Еразма//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 159-215; она же. «Малая трилогия» Ермолая-Еразма//Там же. Т. 61 (в печати); Романова А. А. «Круг пасхалии, по немуже християны празднуем Пасху» Ермолая-Еразма//Там же. 2006. Т. 57. С. 671-687.

http://pravenc.ru/text/190205.html

Стб. 633-643 (переизд.: Там же. С. 211-218); Дионисий Александрийский//Там же. Стб. 1082-1086 (переизд.: Там же. С. 311-314); Дионисий Ареопагит//Там же. Стб. 1076-1082 (переизд.: Там же. С. 315-320); Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского//БВ. 1903. Т. 2. 12. С. 690-716; 1904. Т. 1. 3. С. 448-483; Т. 2. 5. С. 91-123 (переизд.: Там же. С. 49-116; отд. отт.: Серг. П., 1904); Мистическое оправдание аскетизма в творениях прп. Макария Египетского//БВ. 1904. Т. 3. 11. С. 538-565; 1905. Т. 1. 1. С. 28-59; Т. 2. 6. С. 237-278 (переизд.: Там же. С. 117-189); Богословские факультеты: [Рец. на кн.: Светлов П. Я., проф. О необходимости богословских факультетов в университетах или о реформе высшего религиозного образования в России. К., 1906]//БВ. 1906. Т. 1. 2. С. 392-401; Св. Иоанн Златоуст и его враги//БВ. 1907. Т. 3. 11. С. 569-607; 12. С. 798-855 (переизд.: Там же. С. 321-389); Конспект лекций по патрологии: 1907-1908. Серг. П., 1908. Литогр.; Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства: (Доклад в Моск. Психологическом об-ве 13 дек. 1908)//ВФиП. 1909. Кн. 1(96). С. 55-92 (отд. отт.: М., 1909); Идея обожения в древневосточной церкви//Там же. Кн. 2(97). Отд. 1. С. 165-213 (переизд.: Там же. С. 17-48; отт.: М., 1909); Конспект лекций по патрологии: 1911-1912. М., 1912. Серг. П., 19163 (переизд.: М., 2003 [назв. изм.: Патрология: Краткий курс]; Тверь, 2006); Личность блаженного Августина//БВ. 1915. Т. 1. 2. С. 324-364; Жизнь и развитие бл. Августина до его крещения//Там же. 4. С. 693-738; Т. 2. 7/8. С. 474-511; Т. 3. С. 68-97; Учение блаженного Августина о познании//ВФиП. 1915. Кн. 4(129). С. 388-460; Кн. 5(130). С. 499-580; 1916. Кн. 2/3 (132/133). С. 195-279; Экстаз и откровение в системе блж. Августина//В память столетия (1814-1914) Имп. Московской духовной академии: Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 2. С. 455-508; Учение блж. Августина о познании души//БВ. 1916. Т. 1. 3/4. С. 452-493; Т. 2. 5. С. 37-56; Вопрос о бытии Божием в творениях блаженного Августина//Христ.

http://pravenc.ru/text/469348.html

Зенько Ю. М. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002. Игнатий (Брянчанинов) еп. Творения в семи томах. М.: Правило веры, 1993 (репр. переизд.: 2-е изд., СПб., 1886). Иларион (Алфеев) иером. Преподобный Симеон Новый Богослов . М., 1998. Иннокентий (Борисов) архиеп. Из лекций по догматическому и нравственному богословию//Сборник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии... Киев, 1869. Иннокентий (Борисов) архиеп. Нравственная антропология//Его же. Сочинения. Т. 10. СПб.-М., 1875, с.216–278. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры» . Ростов н/Д, 1992 (репр. переизд.: СПб., 1894). Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения: Пер. с греч. Сергиев Посад, 1993. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12-и т. ТТ. 1–7. М., 1991–1995 (репр. переизд.: СПб., 1898–1914). Иоанн Кронштадтский . Душа-христианка. СПб., 1997. Иоанн Кронштадтский . О Боге, мире и о душе. СПб., 1991 (репр. изд.: СПб., 1908). Иоанн Лествичник . Лествица. М., 1901. Иоанн Постник. Послание к деве преданной Богу о покаянии, воздержании и девстве//Христианское чтение. 1826, ч. 24, с.246–306. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М.: Православное изд-во, 1993 (репр. переизд.: Сергиев Посад, 1911). Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. М.: Синод. тип, 1883 (М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911). Исаия авва. Митерикон. СПб.: Воскресение, 1996 (М., 1891). Иустин Попович архим. На Богочеловеческом пути. СПб.: Спасо-Преобр. Валаам. мон., Изд-во «Владимир Даль», 1999. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим//Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.305–424. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М.: Академия, 1999. Климент Александрийский . Строматы//Отцы и учителя Церкви III века. Т. 1. М., 1996, с.30–299. Лазарь архим. О тайных недугах души. М., 1997. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1998. Лосский В. Н. «Мрак» и «свет» в познании Бога//Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.67–81 (переизд.: Журнал московской патриархии. 1968, 9, с.61–67).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1515       Помимо упоминавшихся выше, см. также: Церковь Римская и Византийская в их взаимных догматических и церковно-обрядовых спорах в IX, X и XI веках. M., 1875; Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров в 842 г. до начала крестовых походов. M., 1902 (переизд.: 2-е изд. СПб., 2003); Исторические очерки состояния Византийско-Восточной церкви от конца XI до половины XV в.: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 r.). M., 1892; 2-е изд. M., 1902 (переизд.: СПб., 2003); Очерки истории Греко-Восточной церкви от конца XI до половины XV века. M., 1892; История Греко-Восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени: В 2 т. С. Посад, 1896 (переизд.: СПб., 1998; 2003); История разделения Церквей в IX, X и XI вв.: (С подробным указ. русской литературы, относящейся к этому предмету, с 1891 по 1900 г.)// Лебедев А. П. Собр. церковно-ист. соч. Т. 5. 2-е изд. M.; СПб., 1906. 1519       См. также его: Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894; О византийско-восточном монашестве IX–XII веков//Правосл. собеседник. 1894. Июль; О народных школах в Византии с половины IX до половины XV века//Церк. ведомости. 1897. 7, 8; Святейший Фотий, патриарх Константинопольский //Церк. ведомости. 1900. 5; Церковно-религиозная и общественно-бытовая жизнь на православном греческом Востоке в XIX веке. СПб., 1902; О византинизме в церковно-историческом отношении. СПб., 1903; Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии СПб., 1904; Константинопольская Церковь в XIX веке: Опыт исторического исследования. Т. I. СПб., 1904; Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. СПб., 1905; Св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии: По поводу исследования Г.Х. Папамихаила γιος Γρηγριος Παλαμς... 1911//Журнал Мин-ва народ. просвещения. 1913. Апрель-июль (отд. отт.: СПб., 1913); Антиохийская Церковь : Очерк современного ее состояния//Со- общения Имп. Правосл. Палестинск. об-ва. 1913; Епархии Константинопольской Церкви настоящего времени. СПб., 1914; Критико-библиографический обзор русской литературы по византологии//Виз. временник. 1895–1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений. С приложением толкований преп. Максима Исповедника . СПб., 2006. Максим Исповедник , преп. Тайноводство (Мистагогия)/1) Писания св. отцев и учителей Церкви... Вып. 1. СПб., 1855. С. 293–352; 2) новый пер. А. И. Сидорова [под псевд. И. Венедиктов, предисл. при участии А. Мумрикова]: Максим Исповедник , преп . Тайноводство/Пер. и примеч. [по РС]/Журнал Московской Патриархии, 1987. 4. С. 67–73; 5. С. 69–74; 7. С. 68–72; 8. С. 66–69; 10. С. 67–75. Переизд.: Максим Исповедник , преп . Творения/Пер., вступ. статья, комм. А. И. Сидорова . М., 1993. Т. 1: Богословские и аскетические трактаты. С. 154–184. Софроний Иерусалимский , св. О божественном священнодействии/Писания св. отцов и учителей Церкви... Ч. 1. СПб., 1855. С. 265–291. Николай Кавасила , св. Изъяснение Божественной литургии/Писания святых отцев и учителей Церкви... Ч. 3. СПб., 1857. С. 291–426. Также отд. оттиск: СПб., 1857. Переизд.: ЖМП 1971, 1, 3, 5; Христос. Церковь . Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы . М., 2002. С. 123–191; и др. Таинственное толкование на Литургию блаженнейшего Симеона, митрополита Фессалонитского: Книга о храме и Толкование на Литургию [=PG 155, 697–749]/ Дмитриевский И. И . Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1804. 1–90 второй пагинации [парал. церковнослав. текст и рус. пер. греч. текста по Евхологию Гоара, с сокращением антилатинских полемич. мест] и более 10 переизд., в т.ч. СПб., 1884. С. 301–352; СПб., 1897. С. 373–424. Отд. изд.: Симеона Солунского Таинственное толкование на Литургию... [Парафраз]. Казань, 1910. Сочинения блаж. Симеона , архиепископа Фессалоникийского/Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Вып. 2–3. СПб., 1856–1857. [Сод.: 1) Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных; 2) Толкование на божественный и священный символ...; 3) Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного символа...; 4) 12 глав или членов...; 5) Ответы на некоторые вопросы...; 6) О священстве]. Переизд.: М. 1916. Репр. Ч. 2: М., 1994. Специальные исследования и статьи

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

574 Пробуждению этого интереса, наряду с политическими событиями, несомненно способствовало издание русской «Еврейской энциклопедии» более чем в 15 томах [точнее, в 16 томах (1908–1913), РМ., 1991], а также многотомного перевода Талмуда Переферковичем [Талмуд. Мишна и Тосефта. Т. 1–7: СПб., 1899–1906; 2Т. 1–5. СПб., 1902–1911 (отдельно: Талмуд. Авот рабби Нафана. СПб., 1903; Талмуд Вавилонский. Трактат Берахот. СПб., 1909); РМ., 2004]. Насколько велик был этот интерес, видно из публикации работы И. Лютостанского (1835–1915) «Талмуд и евреи», которая была напечатана в пяти томах и много раз переиздавалась. [Лютостанский И. К. Талмуд и евреи. Т. 1–3. М., 1879–1880. 3СПб., 1902. В советское время все издания этой книги, ставшей громадной библиографической редкостью, были изъяты из общедоступных и служебных каталогов и самих книгохранилищ и оказались практически недоступны, за исключением собрания РНБ.] 576 Репринт (в 3 книгах): Стокгольм, 1987. Переизд. (перенаборное, с не всегда корректным исправлением опечаток и неточностей в ссылках): М.: Дар, 2007. – Ред. 577 Указанная работа Иринея (Клементьевского) , архиепископа Псковского, является на самом деле переводом-обработкой труда кардинала Р. Беллармино (1542–1621) (4М., 1823; 9М., 1903, РМ.: Лествица; Паломник, (1997)). По данной тематике есть и другая работа на русском языке автора, составившего целый ряд толкований на ветхозаветные книги: Памадий (Пьянков). Толкование на псалмы, составленное по текстам: еврейскому, греческому (LXX) и латинскому (Вульгате), по учению отцев и учителей Св. Церкви и дополненное различными замечаниями Палладием, еп. Сарапульским. М., 1872. 576 с. (2Вятка, 1874. 588 с.). – Ред. 582 Никон. Жизнеописание митр. Антония. Т. 1. С. 94. [С. 125–126 по переизд. 2003 г. Первоисточник цитаты не указан.] 584 Митрополит Антоний. Полное собрание сочинений. Т. 2. С. 161. См.: Никон. Жизнеописание митр. Антония. Т. 1. С. 94. [Сноска С. 126 по переизд. 2003 г. Сведения о библейских трудах митр. Антония взяты митр. Амфилохием из указанного сочинения архиеп. Никона. Статья напечатана впервые в виде приложения к рус. переводу правил Тихония в журнале: Прибавления к творениям святых отцов 48 (1891), 162–183. Переизд.: Альфа и Омега. 1999. 2 (20). С. 93–107; Антоний (Храповицкий) . Новый опыт. С. 238–259; и др.]

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

М., 1912 (Переизд.: Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 49-297); Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. Серг. П., 1917. М., 1994П; Тихие думы: Из ст. 1911-1915 гг. М., 1918, 1996П; На пиру богов. София, 1921; Новозаветное учение о Царствии Божием: Протоколы семинария проф. прот. С. Н. Булгакова (по записи Л. А. Зандера)//Духовный мир студенчества. Прага, 1923. 3. С. 47-69; 1924. 4. С. 51-71; 1925. 5. С. 48-60 (Переизд. в: С.Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Междунар. науч. конф., посвящ. 130-летию со дня рождения/Науч. ред. А. П. Козырев; сост. М. А. Васильева, А. П. Козырев. М., 2003. С. 427-520); Ипостась и ипостасность: (Scholia к «Свету Невечернему»)//Сб. ст., посвящ. 35-летию науч. деятельности П. Б. Струве. Прага, 1925. С. 353-371 (Переизд. в: Булгаков С., прот. Труды о Троичности. М., 2001. С. 19-53); Очерки учения о Церкви. I//Путь. 1925. 1. С. 53-78; Очерки учения о Церкви. II: Обладает ли Православие внешним авторитетом догматической непогрешимости?//Путь. 1926. 2. С. 47-58; Очерки учения о Церкви. III: Церковь и «инославие»//Там же. 4. С. 3-20; Св. Петр и Иоанн: Два Первоапостола. П., 1926. Минск, 1996. (Два Первоапостола); Купина Неопалимая: Опыт догматич. истолкования некоторых черт в правосл. почитании Богоматери. П., 1927; Друг Жениха (Ио. III, 28-30): О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Die Tragödie der Philosophie. Darmstadt, 1927 (На рус.: Трагедия философии//ВРСХД. 1971. 101/102. С. 87-104; Трагедия философии// Булгаков С. Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 311-518); Лестница Иаковля: Об ангелах. П., 1929; Очерки учения о Церкви. IV: О Ватиканском догмате//Путь. 1929. 15. С. 39-80; 16. С. 19-48; Главы о Троичности//ПМ. 1928. Вып. 1. С. 31-88; 1930. Вып. 2. С. 57-85 (Переизд. в: Булгаков С., прот. Труды о Троичности. С. 54-180); Евхаристический догмат//Путь. 1930. 20. С. 3-46; 1930. 21. С. 3-33; Иуда Искариот - апостол-предатель//Там же. 1930-1931. 26-27 (Переизд. в: Булгаков С., прот. Труды о Троичности. С. 181-330); Икона и иконопочитание.

http://pravenc.ru/text/153629.html

Лазарь архим. О тайных недугах души. М., 1997. Лахтин М. Ю. Бесоодержимость в современной деревне. Историко-психологическое исследование. М., 1910 (М., 1917). Левитов П. Всесовершенный характер Богочеловека. Харьков, 1910. Левитов П. Духовное совершенство, как верховный идеал человеческой жизни//Вера и разум. 1916, 8–9. Левитов П. Природа религиозной веры в отношении ее к знанию//Вера и разум. 1902, 20. Лепорский П. И. Учение св. Иоанна Златоуста о совести//Христианское чтение. 1898, 1, с.89–102. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания. М.: Ин-т практ. психологии, Воронеж: МОДЭК, 1998. Лефченко О. Т., Гальцева Р. А. «Режимбаль Ж.-П. Рок-н-ролл»//Образ человека ХХ века. Сборник. М., 1988, с.217–234. Липский Н. Психологические данные в вопросе миссионерской тактики//Вера и разум. 1910, 1, с.84–96. Лосский В. Н. Боговидение. Пер. с франц. М.: Изд-во АСТ, 2003 (переизд.: Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.112–272). Лосский В. Н. Богословие образа//Богословские труды. 14. М., 1975, с.105–113 (переизд.: Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.303–319). Лосский В. Н. Богословие света в учении свт. Григория Паламы //Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.82–111 (переизд.: Журнал Московской Патриархии. 1968, 3, с. 76–77). Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности//Богословские труды. 14. М., 1975, с.114–120 (переизд.: Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.289–302). Лосский В. Н. «Мрак» и «свет» в познании Бога//Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000, с.67–81 (переизд.: Журнал московской патриархии. 1968, 9, с.61–67). Лосский Н. О. Идея бессмертия души, как проблема теории знания//Вопросы философии и психологии. 1910, кн. 4(104), с.488–503. Лосский Н. О. Психология человеческого «я» и психология человеческого тела//Записки Рус. Нар. ин-та в Белграде. Вып. 17. 1939. Лосский Н. О. Свобода воли//Его же. Избранное. М., 1991, с.481–597. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении//Переселение душ. Сборник. М., 1994, с.357–383.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

468 . Lossky V. Domination et Règne (étude eschatologique)//ВРЗПЭ 1954. 17. 43–55. пер.: Dominion and kingship: An eschatological study//Sobornost. 1953. 14. 67–79. пер..: Господство и царство (эсхатологический этюд)//БТ 1972. 8. 1 .114). 205–214. Переизд.://Лосский В. Н. По образу и подобию 1 .115). 184–197;//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение 1 .117). 581–599. 469 . Lossky V. La notion théologique de personne humaine//ВРЗПЭ 1955. 24. 227–235. À l’image et à la ressemblance de Dieu. 109–121. пер.: Богословское понятие человеческой личности//БТ 1975. 14. 113–120. Переизд.://Лосский В. Н. Богословие и боговидение 1 .117). 289–302. 470 . Lossky V. La problème de la «Vision face à face» et la tradition patristique de Byzance//StPatr 1957. 2. 512–537. пер.: The Problem of the Vision Face to Face and Byzantine Patristic Tradition//GOTR 1972. 17. 231–54. пер.: ср. Боговидение 1 .116), гл. 8 («Боговидение в византийском богословии») и «Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни»//ВРЗПЭ 1968.61. 57–68. 471 . Lossky V. La théologie de l’image//ВРЗПЭ 1959. 30–31. 123–133. пер.: The Theology of the Image//Sobornost. 1957–58. 2. 510–520. пер.: Богословие образа//БТ 1975. 14. 105–113. Переизд.://Лосский В. Н. По образу и подобию 1 .115). 117–128;//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение. 1 .117). 303–319. 472 . Lossky V. La Tradition et les traditions//ВРЗПЭ 1959. 30–31. пер.://Lossky V., Uspensky L. The Meaning of Icons. Boston 1952. 13–24. пер.://Lossky V, Uspensky L. Der Sinn der Ikonen. Bern; Olten 1952. пер.: Предание и предания//ЖМП 1970. 4. 61–76; Переизд.://Лосский В. Н. По образу и подобию 1 .115). 129–151;//Лосский В. Н. Богословие и Боговидение 1 .117). 513–544. 473 . Lossky V. Vision de Dieu. Neuchâtel. 1962. 142. пер.: The Vision of God. I. 1963. 139. Slayton M.//GOTR 1964. 10:1. 144–148. пер.: Shau Gottes. Zürich 1964. 144. пер.: La teologia mistica della Chiesa d’Oriente. La visione di Dio/Introd. di Lanne E. Bologna. 1967. XXVIII, 412. пер.: Гл. 1–2//БТ 18. 118–135; гл.З//БТ 24. 214–229; Гл. 4//БТ 25. 161–168; Гл. 7 (Святой Дионисий Ареопагит и преподобный Максим Исповедник )//АО 1995. 3(6). 83–95; Гл. 8–9//БТ 1972. 8 1 .114). 187–203. Полн. пер. впервые: Боговидение 1 .116). Переизд.://Лосский В.Н. Богословие и Боговидение 1 .117). 112–272. пер.: Атос 2000. [Исихастская и паламитская проблематика, пр. всего, в гл. 6–9].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1927 г. В., получив приглашение Йельского ун-та, переехал в США. По поручению ун-та написал для студентов однотомную «Историю России», к-рая вышла в 1929 г. При переизданиях (6-е изд. в 1969) В. дополнял ее новыми главами, доведя изложение до современности. Книга пользовалась большой популярностью, была переведена на большинство европ. языков (рус. пер.: Русская история. М., 1997) и содержит специальные разделы, посвященные церковной тематике. В сер. 30-х гг. В. вместе со своим другом проф. Гарвардского ун-та М. М. Карповичем задумал создать «Историю России» в 10 томах. Первые 6 томов (с древнейших времен до нач. XIX в.) предстояло написать В., остальные 4 т. (Россия в XIX-XX вв.) - Карповичу. 1-й т. («Древняя Русь») вышел в 1943 г. (переизд.: Тверь; М., 1996), 2-й («Киевская Русь») - в 1948 г. (переизд.: Тверь; М., 1996), 3-й («Монголы и Русь») - в 1953 г. (переизд.: Тверь; М., 1997), 4-й («Россия в средние века») - в 1958 г. (переизд.: Тверь; М., 1997). После смерти Карповича в 1959 г. работа остановилась. 5-й т. в 2 ч. («Московское царство», изложение доведено до 1682) вышел в 1968 г. (переизд.: Тверь; М., 1997. 2 ч.), 6-10-й тома не были написаны. Исследование В. и Карповича стало первым зарубежным обобщающим трудом по истории России с древнейших времен до XVIII в. Значительное внимание как в этом исследовании, так и в др. общих и специальных трудах В. уделил раскрытию роли правосл. Церкви в истории России, развитии рус. культуры. По мнению В., духовный кризис рус. народа достиг высшего напряжения в XX в. и должен был разрешиться возрождением Православия. На научные исследования В. оказало влияние его личное отношение к религии и Церкви. В первые 30 лет жизни главным авторитетом для В. был его отец, к-рый считал себя религ. человеком, хотя и отрицал необходимость Церкви. В молодые годы В. разделял взгляды отца, но затем его перестала удовлетворять «бесцерковная» вера. В. вспоминал: «В Перми я, можно сказать, вернулся к Церкви. Во время моего студенчества в Москве и позже до 1917 г. я как-то отошел от религии и Церкви, хотя и не сделался атеистом и почти всегда ходил на 12 Евангелий и Пасхальную заутреню. Вероятно, большевистский переворот обратил меня к Церкви» (Из воспоминаний. С. 144). В Симферополе В. посещал религиозно-философские собрания. Он писал, что под влиянием религ. диспутов и работ прот. Сергия Булгакова «многое - особенно модернистские тенденции в Православии - стало для меня неприемлемым» («Соединение церквей». С. 158). В К-поле В. познакомился с митр. Антонием (Храповицким) , митр. Платоном (Рождественским) , архиеп. Анастасием (Грибановским) и еп. Вениамином (Федченковым) , встречи и беседы с к-рыми еще более укрепили его религ. убеждения.

http://pravenc.ru/text/150429.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010