Каринский М. И. Каринский Мих. Ив. – философ. Сын московского священника, родившийся 4 ноября 1840 г., М. И. Каринский учился в московской Д. Семинарии и потом в московской же Дух. Академии. По окончании курса в последней [в составе XXIII-ro курса: 1858–1862 гг.] четвертым магистром богословия, он был преподавателем сначала в вифанской, потом в московской Дух. Семинариях, а с 1869 по 1894 г. состоял профессором философии [с 15 августа 1869 г. по метафизике, с 13-го мая 1874 г. по кафедре истории философии] в с.-петербургской Дух. Академии. В 1880 г. 8а свое исследование под заглавием: „Классификация выводов“ он получил от Спб. университета степень доктора философии. Другие сочинения М. И. К-го: “Египетские иудеи“ [в „Христ. Чт.“ 18070 г., ч. II, в 7, стр. 121–163, и в X 9, 398–461; это магистерская диссертация, об условиях происхождения которой см. у † проф. П. И. Горского-Пдатонова, Голос старого профессора по делу профессора А. П. Лебедева с покойным профессором о. протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым с приложением статьи: „Из наблюдений старого профессора“, Москва 1900, стр. 12–13], „Критический обзор последнего периода германской философии“ (Спб. 1873), „К вопросу о позитивизме» («Прав. Обозр.» 1875), „Подложные стихи в сочинении иудейского философа Арисговула» („Журн. Мин. Нар. Просв.“ 1876), „Аполлоний Тианский“ там же 1877 г.), „Явление и действительность» („Прав. Обозр.» 1878), „О связи философских взглядов с физико-астрономическими в древнейший период греческой философии“ („Хр. Чтен.“ 1883 г.), „Учебники логики М. М. Троицкого“ („Журн. Мин. Нар. Пр.“ 1889 г.), „Бесконечное Анаксимандра“ (Спб. 1890), „Об истинах самоочевидных“ (Спб. 1893) и „Разногласие в школах нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных“ („Журн. Мин. Нар. Пр.“ за 1900-ые годы) – еще не оконченное. Заслуж. ординарный профессор, доктор философии Михаил Иванович Каринский М. И. Каринский в России, бесспорно, принадлежит к философским мыслителям, какого в настоящее время наша философия может ставить в ряд с западными работниками, оставившими крупный и неизгладимый след в своей области (имею в виду главным обр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

А.А. Половцов Де-Пуле, Михаил Федорович Де-Пуле , Михаил Федорович, педагог и писатель, происходил из дворян, родился 12 октября 1822 г. в селе Хренном, Липецкого уезда, Тамбовской губернии, начальное образование получил в Козловском уездном училище, потом воспитывался в Воронежской гимназии и в 1846 г. окончил курс историко-филологического факультета в Харьковском университете со званием действительного студента. В 1848 он поступил на службу преподавателем русского языка, истории, а потом и словесности в Михайловский Воронежский кадетский корпус, где и проявил свои выдающиеся педагогические способности. Здесь он составил литографированные записки: «Сравнительно-историческая грамматика» – труд, обративший на автора внимание специалистов, за который Де-Пуле в 1853 г. получил от государя-наследника благодарность и золотые часы в подарок. Помимо служебных занятий Де-Пуле редактировал «Воронежскую Беседу», «Сборник Статей», изданный Глотовым (СПб. 1861 г.) и некоторое время был редактором «Воронежских губернских ведомостей» (1862–1863 гг.). В 1862 г. Де-Пуле был назначен помощником инспектора классов с оставлением в должности преподавателя, но через три года после польского восстания он был вызван в Вильну на педагогическое поприще и назначен инспектором, а потом и директором 1-й виленской гимназии. В 1868 г. он вышел в отставку и причислен был к главному управлению военно-учебных заведений чиновником особых поручений. В 1870 г. был назначен инспектором в Петровский Полтавский кадетский корпус и оттуда в 1872 г., по выслуге лет, вышел в отставку в чине действительного статского советника, поселился в Тамбове, где и занимался почти исключительно литературой. Де-Пуле начал писать с 1857 года и продолжал до самой своей смерти, поместив в этот период в различных журналах и газетах целый ряд статей и заметок, частью по истории, частью по педагогике, частью по новой литературе. Но главная деятельность его связана с его пребыванием в Воронеже. Как друг поэта И. С. Никитина он написал о нем обстоятельный биографический очерк, напечатанный в «Филологических Записках» 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

«Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Видение некоему мужу духовному» Благовещенского протопопа Терентия – одно из ярких литературных произведений эпохи Смуты, написанное в 1606 г. в жанре широко распространившихся «видений» и повестей о чудесных явлениях. В литературе о Смуте это сочинение иначе называется «Повесть о видении мужу духовну» или «Повесть протопопа Терентия о чудесном видении 1606 г.». Впервые Повесть была напечатана в «Летописи занятий Археографической Комиссии за 1861 г.» (Вып. 1, отд. II. СПб., 1862. С. 52–54), но не привлекла специального исследовательского внимания. В 1888 г. С. Ф. Платонов посвятил ей особый раздел в монографии «Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII в. как исторический источник» (СПб., 1888) и указал на наиболее ценный и полный, с его точки зрения, список в рукописи РНБ, XVII в. Только в этом списке есть предисловие, из которого мы узнаем имя автора и время создания Повести (Видения): протопоп Терентий написал ее в 1606 г. В этой же рукописи находится еще ряд текстов, связанных с событиями Смуты, среди которых рассказ еще об одном видении, случившемся уже в следующем, 1607 г. в Архангельском соборе Московского Кремля. С. Ф. Платонов, исследовавший и издавший произведения о Смутном времени, установил, что «Видение некоему мужу духовному» является одной из частей более обширного сочинения о Смуте, так называемого «Иного Сказания», время создания которого ученый отнес к середине второй половины XVII в. С. Ф. Платонов выделил в нем шесть составных частей, созданных в разные отрезки времени, среди которых и «Повесть о видении, бывшем в Успенском соборе в Москве в 1606 г.». Выводы С. Ф. Платонова относительно происхождения и состава «Иного Сказания» можно свести к следующему. В основу «Иного Сказания» легла повесть, составленная монахом Троице-Сергиева монастыря. Затем эта повесть подверглась сокращению и в таком виде дошла до нас в некоторых списках. Часть этой повести 1606 г. вошла в «Житие царевича Дмитрия», помещенное в Четьих Минеях Германа Тулупова. На эту повесть «наслоилось», по выражению С. Ф. Платонова, несколько других сочинений. Во-первых, это грамоты царя Василия Ивановича Шуйского; во-вторых, это записи о первых событиях Смуты при Василии Шуйском; в-третьих, это повесть протопопа Терентия о чудесном видении 1606 г. (Видение некоему мужу духовному). Далее, считал С. Ф. Платонов, к «Иному Сказанию» были добавлены статьи из Хронографа 2-й редакции (после 1617 г.) и некоторые «летописные заметки», доводящие события до середины XVII в. «Таким образом, – писал С. Ф. Платонов, – разбираемый памятник есть не что иное, как сборник самого разнохарактерного состава». (Древнерусские сказания и повести... С. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ю.В. Откупщиков Сокращения 1. Словари Абаев Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I. М.; Л., 1958. Ананьев Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкого и Лебединского. М., 1862. Атлас РНГ Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1957. Боднарский Боднарский М. С. Словарь географических названий. М., 1954. Большая советская энциклопедия: 3-е изд.; В 30 т. М., 1969–1978. Геров Н. Речник на български език. Ч. I–V. Пловдив, 1895–1904. Горяев Горяев H. B. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896. Гpihчehko Гpihчehko Б. Словарь украïньскоï мови. Τ. I–IV. Киïв, 1908–1909. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Τ. I–IV. М., 1955. Дворецкий Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I–IL М., 1958. Emuмoлoriчhuй словник украïньскоï мови. Τ. I–III. Киïв, 1982–1989 (незаконченное издание). В. С. Српски pjeчhuk: 3-е изд. У Биограду, 1898. Каталог piчok Украïни Каталог piчok Украïни. Киïв, 1957. Картотека древнерусского словаря Института русского языка РАН (Москва). Климов Климов Г. А. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964. КЭСРЯ1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961. КЭСРЯ2 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: 2-е изд. М., 1971. Лаучюте Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках. Л., 1982. Μiкр. Бел. Mikpamanahiмiя Беларусь Mihck, 1974. Младенов Младенов Ст. Етимологически и правописен речник на българския книжовен език. София, 1941. Мука Э. Словарь нижнелужицкого языка. Вып. I. Пг., 1921. Мурзаевы Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959. Никонов Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. Носович Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. Новый энциклопедический словарь (бывш. Брокгауз – Ефрон). Т. 23. Пг., [s. а.]. Востоков А. X. Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

А.А. Половцов Гаевский, Семен Феодорович Гаевский , Семен Феодорович, тайный советник, почетный лейб-медик Высочайшего Двора, доктор медицины и хирургии; род. 14 сентября 1778 г. в Полтаве, умер 2 сентября 1862 г., погребен на Георгиевском кладбище на Большой Охте в С.-Петербурге. Отец его был священником, но происходил из дворян Польской Галиции; Гаевский сначала обучался в Екатеринославской семинарии, бывшей до 1797 г. в Полтаве, но, пройдя класс философии, выразил желание учиться медицине и с этой целью 14 апреля 1796 г. поступил в медико-хирургическое училище при СПб. генеральном сухопутном госпитале учеником. Через год после его поступления училище было преобразовано в медико-хирургическую академию, и Г. вышел первым кандидатом медицины и хирургии из первого выпуска академии (27 сентября 1800 г.), сейчас же определен ординатором в военно-сухопутный госпиталь с правами службы, но без права свободной практики; был помощником библиотекаря в медико-хирургической академии; через полгода по окончании курса Г. назначен репетитором хирургических лекций профессора Буша (5 марта 1801 г.), а 25 июня 1801 г. произведен в лекари. 3 августа 1802 г. Г. был отправлен академией на три года за границу; во время его пребывания там был вызван в Россию и назначен ректором и профессором Петербургской медико-хирургической академии Петр Франк, знаменитый венский профессор практической медицины, знавший Гаевского еще в Вене и обративший внимание на своего талантливого слушателя. По возвращении Г. в Петербург он был назначен Франком адъюнкт-профессором терапии и клиники. В бытность свою за границей Г. собрал уже материалы для диссертации и 22 декабря 1806 г. публично защищал ее, но докторского диплома не получил, хотя и был признан достойным его; академия тогда не имела права выдавать докторские дипломы, а медицинская коллегия уже перестала существовать. Вместо диплома министерство внутренних дел выдало ему по представлению конференции 14 августа 1807 г. свидетельство о признании его доктором медицины и хирургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Александр Николаевич (4.02.1838, Москва-10.10.1906, С.-Петербург), филолог, историк и теоретик лит-ры. Из дворян, отец - генерал, военный педагог. Окончив 2-ю московскую гимназию, В. в 1854 г. поступил на словесный фак-т Московского ун-та, где его научным руководителем был Ф. И. Буслаев , среди др. учителей - О. М. Бодянский и П. Н. Кудрявцев. После окончания курса в 1858 г. В. был награжден золотой медалью за дипломное соч. «О волке и собаке в греческой и римской символической мифологии» (на лат. языке) и оставлен при ун-те. Одновременно преподавал в московском 3-м кадетском корпусе теорию словесности. В 1860 г. поступил гувернером в семью рус. посла в Испании кн. М. А. Голицына и прожил ок. года в Мадриде, посетил Италию, Францию и Англию, откуда посылал корреспонденции в «Санкт-Петербургские ведомости» и др. издания. В 1862 г. по рекомендации Московского ун-та был командирован за границу, слушал лекции в Берлинском ун-те, изучал слав. языки и лит-ру в Праге. В 1864-1867 гг. жил в Италии, работал в архивах и б-ках и собирался писать историю итал. Возрождения. Участвовал в собраниях кружка рус. интеллигенции в доме художника Н. Н. Ге, встречался с А. И. Герценом. В 1868 г. опубликовал найденный им в Риккардианской б-ке во Флоренции роман Дж. да Прато «Вилла Альберти» (XV в.), сопроводив его обширным исследованием. Осенью 1868 г., получив предложение преподавать на кафедре всеобщей лит-ры Московского ун-та, вернулся в Россию. В 1870 г. защитил магист. дис. «Вилла Альберти: Новые мат-лы для характеристики лит. и обществ. перелома в итал. жизни XIV-XV столетия», в том же году стал доцентом на кафедре истории рус. лит-ры С.-Петербургского ун-та. В 1872 г. защитил докт. дис. «Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине» (СПб., 1872), получил звание профессора. С 1876 г. являлся членом-корреспондентом имп. АН по отд-нию языка и словесности, с 1880 г. академик, с 1901 г. возглавлял отд-ние рус. языка и словесности имп. АН. В 1885 г. по инициативе В. в С.-Петербургском ун-те впервые в России было создано романо-германское отд-ние историко-филологического фак-та, начало работу Неофилологическое об-во.

http://pravenc.ru/text/158220.html

Выговская или Выгорецкая беспоповщинская пустынь, над устроением коей столько потрудились братья Денисовы, выставила в течении XVIII века целый ряд писателей, проповедников и полемистов. В настоящем очерке мы попытаемся проследить, как возникла эта литературная школа, где представители ее получили свое образование, какими учебниками пользовались, и сколь долго она существовала. Источниками для настоящего очерка послужили нам следующие литературные произведения. История Выговской пустыни И. Филиппова, в издании Кожанчикова, СПб. 1862, и в списке, находящемся в нашем собрании 59 1 . Такая проверка издания Кожанчикова необходима, так как оно крайне неисправно и исполнено по списку, теперь неизвестному, в который писец внес посторонние истории произведения. Уже И. Ф. Нильский указал 2 , что самая история начинается лишь с XIX главы издания на стр. 76, а все предыдущие главы составляют совершенно самостоятельное произведение, которое он приписывает перу С. Денисова. Далее, на стр. 87 со слов: «сице убо сие общежительство от пустынных и освященных отец первозачатием проистече» и до стр. 95 глава XX, введена вставка из жития А. Денисова, сочинения А. Борисова 3 . Этой вставки нет в нашем списке Истории. Но кроме буквального заимствования, отрывок этот дает сведение об авторе его, которое не может относиться к И. Филиппову. Мы читаем на стр. 91, что известия о начале пустыни заимствованы из надгробного слова А. Денисова, посвященного Петру Прокопьеву; и далее: «Но мы грубии после приидохом за несколько лет, токмо застахом овое их боголюбивое житие, а овое слышахом от прочих с ними жителей, (т. е. первых насельников пустыни) от Захария Стефанова и от прочих про их терпение и крепость». И. Филиппов был современником Денисовых и мог пользоваться непосредственными, устными, от них сведениями, а не их произведениями; но о таких личных сведениях здесь не упоминается. Это авторское признание всецело относится к А. Борисову, пришедшему в Выговскую пустынь лишь в 1756 г. 4 Таким образом, печатное издание требует особого обследования и не устраняет необходимости пользоваться списками «Истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русские украинцы Часть 1. Об истоках русской нации 26.09.2023 516 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Род человеческий имеет триединую структуру. Эта структура приведена в книге Бытия, где говорится, что потомки Сима, Хама и Иафета (сыновья Ноя) делятся «по племенам их; по языкам их, в землях их; по народам их» (Быт. 10:31). Украина – государство украинцев. Так записано в её конституции. А существует ли украинская нация или хотя бы украинский этнос или это всё еще русский субэтнос в свой переломный момент? Это вопрос чрезвычайной важности не только для граждан Украины, но и России. Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к истории возникновения Русской Нации. Русская нация определилась в истории как минимум в IX веке. Вспомним памятник тысячелетию Руси установленный в Великом Новгороде в 1862 году. Логос Наций создан по образу и подобию человека, т.е. триединым. Также как человек создан по образу и подобию Божиему (подробно см.: Дверницкий Б.Г. Шестоднев о человеке. СПб., 2008). Личность, сущность и жизненность человека соответствуют этносу, племени и культуре Русской Нации. Чтобы стать нацией: 1) этнос (народ) должен построить государство, объединившее значительную часть народа; 2) племя иметь единую самобытную религию характерную именно для этого племени (индуизм, конфуцианство и пр.); 3) «язык» иметь единый язык и национальную культуру (искусство, словесность, философию). Значит атеизм, анархия и бескультурье разрушают нацию в целом и человека в частности. Каждая нация имеет возможность обрести духовный уровень бытия (существования), ибо все нации являются «зваными» Богом, хотя не все нации становятся избранными. При князе Владимире русские созрели для обретения себя как нации. У них было единое государство. У них была своя культура. Был общий пантеон богов, которых почитали все племена, входившие в Киевскую Русь. Но эти боги не были своими, а были общеславянскими. Не было, промыслительно, единой религиозной структуры, т.е. церкви. И попытка князя Владимира создать такую структуру не удалась. Так князь Владимир созрел для принятия христианства. И дальше Промысл Божий привел к крещению сначала самого князя, а затем и русского народа. Тем самым через великого князя Владимира осуществилось стремление Русского Народа к единству, которое не могло свершиться через языческие верования. Он сам, будучи олицетворением Нации, чувствовал в себе национальную неполноту, которую и преодолел крестившись.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/26/ru...

Из академической жизни. Почетный член Московской Духовной Академии заслуженный профессор Павел Иванович Горский-Платонов († 21 октября 1904 г.) Источник 21 октября сего 1904 года в 10 часов в своем доме в Сергиевом Посаде скончался, после продолжительной и тяжелой болезни, на 70-м году своей жизни заслуженный профессор Московской духовной Академии и ее почетный член Павел Иванович Горский-Платонов 1 . Покойный принадлежал к числу даровитейших питомцев старой Академии, т.н. «платоновцев» и, как таковой, немедленно же по окончании курса (1858 г.) был оставлен при академии бакалавром. С самого начала своей профессорской деятельности и до конца службы он принадлежал к числу блестящих преподавателей и энергичнейших деятелей Академии. Помнящий традиции Филаретовской эпохи и лично большой почитатель учебных и педагогических идей знаменитого Московского святителя, он не оставался чужд и всему новому, что нарождалось с изменявшимися временами и открывавшимися новыми горизонтами, потребностями и запросами. Он оставил академическую службу пробыв на ней 37 лет, и однако он уходил совершенно свежим человеком, сохранившим все научные, общественные, литературные и политические интересы столь же живо, как немногие из его сравнительно гораздо младших сослуживцев. Глубокий специалист своего предмета (Еврейский язык и Библейская археология), он имел громадный успех в аудитории и производил большое впечатление в широких кругах читающей России своими, правда, довольно немногочисленными, но составленными с замечательным знанием дела, большим одушевлением и всегда с элементом острой и даже ядовитой критики, литературными трудами. Перу покойного принадлежат следующие сочинения. 1 .     «Иерусалим в настоящую минуту». (Статья 2 СПБ. Ведом. 1863 г. 9). Прибавления к изданию святых отцов, в русском переводе за1863 год, ч. 22. 60–78. 2 .     Разбор учения Дарвина о происхождении видов в царствах животном и растительном. Статья Фрошаммера 3 в Athenäum 1862 г. 1 В. З. Hegt. Ibid. за 1864 год. ч. 23, 245–354.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОПЫЛОВ Александр Александрович (2.07.1854, С.-Петербург - 7.02.1911, Стрельна близ С.-Петербурга), рус. композитор, регент, скрипач, педагог. В 1862-1872 гг. малолетний певчий в Придворной певческой капелле , там же учился в инструментальном классе игре на скрипке у М. Ф. Кременецкого, на фортепиано у И. О. Рыбасова, теории музыки и гармонии у И. К. Гунке. Позднее по рекомендации М. А. Балакирева занимался частным образом композицией с А. К. Лядовым и музыкальной формой и инструментовкой с Н. А. Римским-Корсаковым . В 1872-1879 гг. скрипач и пианист оркестра Александринского театра. Выступал и как солист-скрипач. В 1879-1883 гг. большой певчий и исполняющий обязанности помощника учителя пения в Придворной певческой капелле, в 1883-1897 гг. помощник учителя пения. По словам хорового дирижера и воспитанника капеллы П. А. Богданова, К. был «хоровым деятелем большого масштаба», владел «особой системой обучения и воспитания детей» ( Ардентов. 1982. С. 134). Римский-Корсаков, помощник управляющего капеллой в 1883-1894 гг., считал К. «знающим и опытным» наряду с другими учителями пения капеллы С. А. Смирновым, Е. С. Азеевым и Ф. А. Сырбуловым ( Римский-Корсаков. 1954). Этот коллектив под рук. Римского-Корсакова с 1883 г. участвовал в работе над новой редакцией «Обихода нотного церковного пения, при Высочайшем дворе употребляемого», а также в работе по гармонизации напевов синодального Обихода. К публикации было подготовлено «Пение при всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888), которое было высоко оценено критикой, а в 1918 г. на Поместном Соборе РПЦ в Москве было рекомендовано для общецерковного употребления. С кон. 70-х гг. XIX в. по 1897 г. К. преподавал в инструментальном и регентском классах капеллы игру на скрипке и фортепиано, церковное пение и устав. Также преподавал церковное пение в Смольном ин-те, работал с хорами Павловского и Преображенского полков. После отставки из капеллы продолжал преподавать церковное пение: напр., в 1907-1908 гг. руководил общедоступным хоровым классом при Регентском уч-ще С. В. Смоленского (Гусельки яровчаты. Тамбов, 1907. 1. С. 18). 9 марта 1908 г. дирижировал одним из духовных концертов соединенных церковных хоров, организованных Церковно-певческим благотворительным об-вом («концерты 500»).

http://pravenc.ru/text/2057214.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010