Примечания к главе II Свящ. М. Горчаков. Монастырский приказ. Опыт историко-юридического исследования Литературные исследования об Уложении: «Историко-юридическое исследование Уложения 1649 г.» Строева. Спб. 1833. Против этого сочинения— брошюра: «Взгляд на сочинения г. Строева о Уложении». Г. З. Спб. 1834. Университетская речь Ф. Морошкина: «Об Уложении и последующем его развитии» 1839 г. «Исследование начал Уголовного права, излож. в Уложении» Линовского. 1847 Одесса. «Литературная разработка и общая характеристика Уложения 1849 г.» статья Есиповича в Ж. М. Ю. 1859. Июль. II ч. 1—33. Также см. в сочинениях: «Основные начала русского судоустройства от уложения до учреждения о губерниях» Кавелина. М. 1844. «История судебных инстанций» Дмитриева стр. 298- 361 и прч. «Разбор сочинения г. Линовского» Неволина в VI т. П. Собр. сочин. Спб. 1859 стр. 631 и проч. В указе об издании Уложения. Гл. XV, 1. XVI, 41. XIX, 3. XX, 104. XXVII, 8. 87. 45. См. Строева «Исследование». «В Уложении часто нет единства в началах, говорит Есипович, часто противоречие непримиренное, часто сближение и смешение начал разнородных оно само подрывает иногда свои основы, само разрушает иногда свое же создание; удерживая начала старые, оно невольно потрясает их допущением новых начал; признавая действие новых начал, оно противодействует им своею симпатиею с старыми началами». Улож. XIII ст. 1. Рукопись Академии Наук за 82 и 85. См. напр. «Dissertations on subjects relating to the «Orthodox» or Eastern – Catholic Lond. 1853. (by Palmer). Нрав. Собес. за 1860. стр. 338 и след. Гл. XIII, ст. 2. Там же ст. 3. Гл. XII. ст. 1. Там же. Гл. XII, ст. 2. Там же ст. 3. П. С. З т. I. 505. Патриарх жаловался: «И ныне, Государь, в твоих государевых судных, в Володимирском и Московском и в иных приказах домовые наши дела и домовых наших приказных и детей боярских и иных чинов людей на сторонних людей в обидах поумножились; a за утеснение и за множеством дел, указу по тем делам нет, и за несвершенньем домовым нашим людям и крестьянам чинятся многая волокита и убытки, и от сторонних людей обид разоренье. Милосердый Государь! пожалуй меня, богомольца твоего, из судного володимирского и из московского и из иных приказов те наши домовые дела засуженные и не засуженные снесть и впредь ведать в одном приказе, в котором ты, великий Государь, укажешь».

http://sedmitza.ru/lib/text/439430/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (ранее XVII в.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), затворник. В «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (К., 1638) сказано, что мощи И. почивают открыто. Более поздние авторы, оставившие описания Киево-Печерского монастыря, не сообщают о мощах святого (их местонахождение остается неизв.). Видимо, поэтому не состоялась отдельная местная канонизация святого. И. канонизирован в 1684-1690 гг., при киево-печерском архим. Варлааме (Ясинском ; впосл. митрополит Киевский), когда было учреждено празднование преподобным Ближних пещер в 1-ю субботу по отдании праздника Воздвижения Креста Господня. Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. С 1843 г. совершается празднование Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: Описание Киево-Печерской лавры. 1847. С. 290. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 240; Минея (МП). Сент. С. 833; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 70; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 2008. С. 528. Э. П. Р. Ключевые слова: АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/293696.html

Двухэтажные здания академии, трапезной и винодавильни были построены вдоль юж. ограды И. в один ряд, но в разное время (наиболее ранние - расположенные западнее винодавильня и трапезная). Строения были сложены из булыжника, не имели перекрытий и сохранились частично (стены с проемами). Винодавильня представляет собой длинную узкую галерею из 4 прямоугольных компартиментов, каждый перекрыт крестовым сводом и отделен от соседнего аркой. С сев. стороны находятся полуциркульные арки. Назначение 2-го этажа неизвестно. Трапезная - большое прямоугольное здание с 2 входами. На плоскости обоих этажей юж. стены высечены ниши разного размера и формы; полукруг камина, высотой в 2 этажа, выделяется на фасаде. В вост. стене имелось 2 окна; вдоль 2-го этажа сев. стены находились окна. В XVI в. с запада была пристроена комната с небольшими нишами в стенах. В VIII-IX вв. с востока вплотную к трапезной примыкало более широкое здание академии, в связи с чем были заложены 2 больших вост. окна трапезной. Новое здание с фронтонными вост. стенами и широкими зап. проемами было хорошо освещено. Первый этаж разделен на 2 части - более длинное зап. и узкое восточное помещения с 2 входами с севера, фланкированными 2 окнами с каждой стороны. Зап. стена гладкая; восточная имеет тройную аркатуру, в каждой арке выведена маленькая ниша. Все арки полуциркульной формы. Второй этаж - это большой зал, в вост. стене была двойная арка, основанная на 8-гранном высоком столбе: сохранились двойные окна столба - элемент, характерный для переходного периода груз. архитектуры (VIII-X вв.), и крестовый свод на удлиненном основании. В юж. стене 2-го этажа сделан ряд углублений в виде декоративной аркатуры. Архитектурные формы академии схожи с дворцовыми зданиями того же времени (Некреси, Ванта, Череми) и со зданием академии мон-ря Гелати (X-XIII вв.). Ист.: Иоселиани П. Путевые заметки по Кахетии. Тбилиси, 1846. С. 88-90; Муравьев А. Грузия и Армения. СПб., 1848. Т. 1. С. 193; Brosset М. Rapports sûr un voyage archéologique la Géorgie et dans l " Armenie en 1847-1848. St.-Pb., 1849. Vol. 1. P. 76; Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. С. 329-334; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 548 (на груз., франц. языках).

http://pravenc.ru/text/293961.html

Бычков В.В. Византийская эстетика в XIII – XV вв.//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. – М.: Наука, 1991. С.436, 437. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991. С.378. Василий (Кривошеин). Богословские труды. – Нижний Новгород, 1996. С.26, 49–50. Василий, схимонах. Предисловие, или предпутие хотящим чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита//Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. – Свято–Введенская Оптина пустынь, 2001. (Репринт издания 1847 г.). Горянов Б. Григорий Синаит//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970.  Горянов Б.Т. Религиозно–полемическая литература по вопросу об отношении к латинянам в Византии XIII–XV вв.//Византийский временник. –  М.,  1956. – Т. 8.  Добротолюбие. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1993. –  Т. 5. Иванов С.А. Византийское юродство. – М.: Международные отношения, 1994 .   История эстетической мысли: Становление и развитие эстетики как науки: В 6–ти томах. Т. 1: Древний мир. Средние века/Ред.составитель Бычков В.В. – М.: Искусство, 1995 .    Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. – М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С.84. Концевич И. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. – М., 1998.  – Гл. 2, п.4. Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Оболенский Д. Византийское содружество наций: Шесть византийских портретов/Пер. с англ. – М.: Янус, 1998. С.319–321. Острогорский Г.А. Афонские исихасты и их противники. (К истории поздне–византийской культуры)//Записки Русского научного института в Белграде. – 1931. – Вып.5. Петр (Пиголь), игумен. Преп. Григорий Синаит и его духовные преемники. – М., 1999. Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. III: Святой Восток. – Части 2 и 3. – М.: Православная энциклопедия, 1997. (Репринт). – С. 316.

http://bogoslov.ru/person/2714366

И. Бриллиантов, Происхождение монофизитства, Христ. Чтение, 1906, июнь; А. П. Дьяконов, Иоанн Ефесский и его церковно-исторические труды, Спб. 1908; Α. Π. Δоброклонский, Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав, М. 1880. Об осуждении Оригена и оригенизма См. F. Diecamp , Die Origenistische Streitigkeiten im VI-ten Jh., Mьnsmer, 1899; срв. G. Fritz , Origй nisme, Diet, de la тнй ologie cath. (1931); срв . A. Knecht , Die Religions-Politik d. Kaiser Justinians I. Wь rzburg, 1896; G. Glaizolle , Justinien, son гф le dans les controverses, Lyon 1905; J. Pargoire , L " й giise byzantine 527-847, P. 1905; R. Granic , Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Kloster nach dem Justinianischen Recht, Byz. Zeitschrift, XXIX, 1-2, 1929. O монофелитском движении см . новые статьи V. Grumel , Recherches sur l " histoire du топотнй lisme, Echos d " Orient, t. XXVI, 1928, и след . К истории сирийского мистицизма : Frothingham , Stephen bar Sudaili, the Syrian mystic and the book of Hierotheos, Ley den 1886; H. Marsh, The book which is called: The Book of the holy Hierotheos, London, 1927; Bar Hebraeus , Book of the Dove, Ley den 1919. II. Святой Кирилл Александрийский. - Основное издание J. Aubert в 6 томах (P. 1638), y Migne t. t. 68-77. Толкования на малых пророков и на Евангелие Иоанна и некоторыя догматические послания были в семидесятых годах переизданы E. B. Pusey . По-русски творения святого Кирилла переводились при Моск. дух. академии. Переведены экзегетические труды (не все). Особенно ценен перевод толкования на Иоанна, сделанный М. Д. Муретовым, с отличным указателем, Серг. Пос. 1906-1913. Из догматических сочинений кое-что переведено в " Христ. Чтении " 1841 и 1847 г.г. и в " Деяниях вселенских соборов. - J. Kopallik . Cyrillus von Alexandrien, eine Biographie, Mainz 1881; A. Kehrmann , Die Christologie des hl. Cyrillus von Alexandrien, 1902; J. Mahe , Les апатнй matismes de St. Cyrille d Alexandrie et les й vk ques orientaux du Partiarchat d " Antioche, Rev.

http://sedmitza.ru/lib/text/538199/

и прим. 506 сп. 202, по 2-му изд. Рейц (Reutz’s Russ. Rechts 9 § 7, 5. 53) оспаривали подлинность их; другие (митроп. Евгений в «Опис. Киев. Соф. Собора в Киев 1825 г.» Приб. стр. 7 10., M. Погодин в «Исследованиях и лекциях о Русской Ист.» M. 1846. стр. 263—272, и архим. Макарий в «Очерке Ист Русс. Церкви в период дотатарский». Спб. 1847. стр. 129-137) защищали; третьи (К. A. Неволин в ст. «О пространстве суда в России до Петра — Полн. собр. его сочин. т. VI, стр. 270 и след.) старались примирить противоположные воззрения. При всем разногласии взглядов на подлинность уставов остается несомненным то, что законы, установленные уставами относительно класса «богодельных людей», о которых у наст, здесь речь, действовали в России ранее XIII ст., от которого сохранился список уставов. След. русская церковь еще до XIII ст., до монгольского периода, имела судебно-гражданскую власть над людьми богодельными, какие только были на Руси этого времени. Это положение, которое едва ли можно оспаривать, нам и нужно здесь. Потому мы, не входя в разбор вопроса о подлинности уставов, имеем возможность следить, на основании означеннного положения, за развитием вопроса о подсудности церковному суду. Для нас важнее здесь вопроса о подлинности другой вопрос, - именно: были ли уставы первых князей законом общим для всей России и обязательным законодательством для последующего времени? К сожалению, в нашей литературе еще не было исследований о силе и действии законов в древней России относительно времени и места. Между тем от разъяснения этого юридического положения зависит правильное разрешение многих вопросов юридическом быте и законодательных памятниках древней России. — Милютин сомневается (в своем «исследовании» Об имуществах ц. Чт. Общ. И. и Д. 1860. кн. 3, стр. 166, 167), чтобы уставы церковные были общим и обязательным для последующего времени законодательством. Не входя в подробное исследование об этом предмете, мы скажем, что русские церковные власти до самого XVIII стол. признавали уставы св.

http://sedmitza.ru/lib/text/439424/

и т.п. Выразительный портрет этого «низкопоклонника перед Западом» оставила в своих мемуарах А.Я. Панаева: «В.П. Боткин до смешного претендовал казаться парижанином; он удивил меня, спрятав в карман два куска сахару, который остался у него от поданного ему кофе. Я спросила, для чего он это делает, и получила в ответ, что настоящие парижане всегда так делают, одни русские стыдятся экономии В. П. Боткин сердился на меня за то, что я говорю по-русски на улице и в ресторанах, доказывая, что этого нельзя делать, потому что русских считают дикими, татарами и везде берут с них дороже, чем с других Но в 1845 г. В.П. Боткин отправляется в Испанию. И самым парадоксальным образом сталкивается с миром, который не вполне отвечал его сформировавшимся к тому времени представлениям «русского парижанина», либерала-западника, безоговорочного поклонника прогресса и всего, что с ним связано (комфорта и т. п.) Вокруг этой стороны «Писем об Испании» (в 1847-1851 гг. печатались в «Современнике», отд. изд. - СПб., 1857) сложился своего рода заговор молчания: о ней не упоминала современная журнальная критика (Чернышевский, Дружинин и др.), она не была ни разу проанализирована литературной наукой. Между тем, проблема, на наш взгляд, заслуживает особого внимания хотя бы только потому, что остается актуальной и сегодня. В русском обществе как-то само собой утвердилось мнение, что Испания в чем-то похожа на Россию. Особенно много об этом говорили во время наполеоновских войн, когда в боровшихся с французскими захватчиками гверильясах видели подобие русских партизан. К этому можно добавить, что обе страны лежат на окраинах европейского мира: Россия на северо-востоке, Испания почти напротив, на юго-западе. В литературе (особенно западноевропейской) не раз высказывалось мнение, что испанцы и не принадлежат по большому счету к европейской культуре, цивилизации (об этом писал и Кюхельбекер в «Европейских письмах»). К тому же и у России, и у Испании были, если можно так выразиться, особые исторические отношения с Востоком, которых и в помине не было у других европейских стран.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Н. Мясникову.   Сушко А. В. Духовные семинарии в России (до 1917 г.)//Вопросы истории. 1996. 11–12. С. 107–114; Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. М., 1999; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х – 1918 гг.). СПб., 2002; он же. Церковь в империи. СПб., 2007; Скутнев А. В. Социальная мобильность приходского духовенства Вятской епархии в середине Х1Х – начале ХХ в.//Вопросы истории. 2007. 11. С. 146–150; Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. М., 2010. См., например: Леонтьева Т. Г. Православная культура и семинарский быт в конце XIX – начале ХХ в.//Отечественная история. 2001. 3. С. 170–178; Мангилева А. В. Повседневная жизнь сельского прихода//Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 29–43. Село Воздвиженье ныне находится в Сокольском районе Вологодской области, в 10 км к северо-востоку от Кадникова и 52 км от Вологды (Македонская Н. М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. Вып. 1. Вологда, 2007. С. 79. 15–17; Вып. 2. С. 71. 15–17. Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты. Вологда, 2011. С. 135, 192. Святые подвижники и обители Русского Севера/Изд. подгот. Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 41. Такая фамилия встречается и у некоторых высших церковных иерархов, например архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского; 1847–1910 гг.), архиепископа Иркутского Анатолия (Каменского; 1863–1925 гг.). Государственный архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1063, оп. 104, 3, л. 59. Метрические книги Крестовоздвиженской церкви за 1840–1841 гг. не сохранились. 1840-й как год рождения Евгения–Екзакустодина приводится в литературе (Вологодские епархиальные ведомости. 1909. Прибавления к 21. С. 526–528; Елдашев А. М. Православная культура в Казанском крае (XVI–XX вв.). Очерки истории. Казань, 2013. С. 210–214). Однако отмеченный во всех монастырских ведомостях 1869–1884 гг. возраст указывает на 1836-й как год его появления на свет (ГА ВО, ф.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Всю жизнь И. тщательно изучал творения свт. Тихона Задонского , свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) , к-рые использовал в сочинениях «Изложение христианского учения...» (1869), «Врачевство духовное...» (1897), «Иноческий катихизис» и др. Написанные в основном в форме диалога старца и новоначального, они посвящены главным этапам духовной жизни, покаянию, смирению, возрастанию в вере. Переписывался со мн. выдающимися архиереями XIX в., в т. ч. со святителями Филаретом (Дроздовым), Иннокентием (Борисовым), Феофаном Затворником, Гавриилом (Городковым), митр. Филаретом (Амфитеатровым) и др. Многочисленные рукописи И.: 24 молитвы, Слова, толкования на новозаветные тексты, личная корреспонденция и др. (всего ок. 60) - хранились в нижегородском Благовещенском мон-ре, в Орловской, Кавказской и Нижегородской семинариях, ставропольском Иоанно-Мариинскоммон-ре, а также у родственников. Нек-рые из них изданы. Награжден орденами св. Анны 2-й (1836) и 1-й (1845) степени, св. Владимира 2-й степени (1848). Соч.: Слово на день свт. Николая. К., 1832; Слово на Новый год, сказанное в Киево-Софийском соборе. К., 1833; Изложение христ. учения правосл. католич. Церкви в письмах, извлечениях из творений св. отцов и учителей Церкви, преимущественно свт. Тихона Задонского. СПб., 1869; Пребывание арм. католикоса Нарзеса в Ставрополе, в 1845 г.//Кавказские ЕВ. 1885. 18. С. 720-725; Восп. о высокопреосв. Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском// Виноградов И. З., прот. Преосв. Иеремия, еп. Нижегородский, и воспоминания его о преосвященнейшем Иннокентии [Борисове], архиеп. Херсонском и Таврическом. Н. Новг., 1886. Прил. С. 1-26; Письма к архиеп. Херсонскому Иннокентию [Борисову]// Барсов Н. И. Мат-лы для биографии Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического. СПб., 1888. 2 вып.; Моление ко св. вмч. и целителю Пантелеимону. М., 1889; Поучения, говоренные к нижегородской пастве, с присовокуплением келейных записок, 1851-1853 гг. Н. Новг., 1890; Св. Иоанн Креститель: (Изъяснительные письма)//ПрибЦВед. 1890. 33. С. 1077-1082; Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный лечебник. М., 1897; Зап. преосв. Иеремии (Соловьева), архиеп. Нижегородского (1799-1884), за время бытности его еп. Кавказским и Черноморским в г. Ставрополе в 1846, 1847 и 1848 гг./Публ., предисл. и послесл.: К. Н. Евтропов//Томские ЕВ. 1901. 11. С. 6-17; 12. С. 6-18 (отд. изд.: Томск, 1901); Народная сокровищница духовная. Орел, 1902; «Господи, дай мне очи видеть Тебя!»: Основы духовной жизни в вопросах и ответах. Ставрополь, 2008.

http://pravenc.ru/text/293654.html

Как образец и модель (и отчасти источник) И. оказал влияние на формирование Изборника 1076 г. и Изборника XIII в. Не позднее 1-й пол. XV в. И. послужил одним из источников типологически близкой к нему версии (тип 3 по классификации М. С. Крутовой) сб. «Златая цепь» (см.: Методическое пособие по описанию славянорус. рукописей, хранящихся в СССР. Новосиб., 1990. Вып. 5. Ч. 1: «Златая цепь»/Сост. и авт. ст.: М. С. Крутова. С. 17-24, 41). Изд.: Изборник вел. кн. Святослава Ярославича 1073 г./ОЛДП. СПб., 1880 [фототип. изд.]; Изборник Святослава 1073 г. М., 1983. [Ч. 1]: Факс. изд.; [Ч. 2]: Науч. аппарат; Симеонов сборник (по Светославовия препис от 1073 г.). София, 1991. Т. 1 [Изслед. и текст]; Т. 2 [Указ.]. Лит.: Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь в вакационные дни в 1847 г. М., 1850. Ч. 2. С. 30-32; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 365-405; Розов Н. Н. Старейший болгарский «Изборник» и его рус. рукописная традиция//ИзвОЛЯ. 1969. Т. 28. Вып. 1. С. 75-78; он же. О датировке и локализации Кирилло-Белозерского списка Изборника царя Симеона//Русско-болг. связи в области книжного дела. М., 1981. С. 22-35; Лазарев В. Н. Групповой портрет семейства Святослава// Он же. Рус. средневековая живопись. М., 1970. С. 39-40; Протасьева Т. Н. Византийский орнамент//ДРИ: Рукописная книга. 1974. Сб. 2. С. 206-208; История на българското изобразително изкуство: Албум. София, 1976. Т. 1. С. 113-116; Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977; Куев К. Бележки за съчинението на Георги Хировоск Περι τροπων в старославянските литератури//Старобългарска литература. София, 1977. Т. 2. С. 46-47; он же. Съдбата на старобългарската ръкописна книга през вековете. София, 19862. С. 17-18; Добрев И. Редът на зодиакалните знаци в Изборника от 1073 г.//Старобългарска лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 101-106; Лёвочкин И. В. Изборник Святослава и его слав. протограф//Там же. 1980. Кн. 8. С. 46-49; он же. Новый список Изборника Святослава 1073 г.//ПКНО, 1980. М., 1981. С. 7-11; он же.

http://pravenc.ru/text/293834.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010