Древняя Софийская ризница в Новгороде. [T.] 1. М., XII, 214 с., XXIII фототип. табл., 35 снимков в тексте. В приложении на с. 125–214 опубликована «Опись церковного имущества Софийского собора 1751 г., составленная Софийским протопопом Дометием Феофилактовым». 1913 Древняя Софийская ризница в Новгороде. [Т.] 2. СПб., 1913. 35 с., XVII фототип. табл., 6 рис. и снимков в тексте. Новое церковное искусство и церковная старина//Светильник: Религиозное искусство в прошлом и настоящем. М., 1913. 1. С. 10–20. Перепечатано в изд.: Богословие образа. Иконы и иконописцы: Антология. М., 2002. С. 263–274. Из поездки в Италию//Там же. 4–5. С. 3–15, 3 фототип. табл, в тексте + 17 л. (36 рис. на фототип. табл. I–XVII) + 1 л. (литогр. табл.). Феодоровская чудотворная икона Богоматери//Летописный и Лицевой изборник Дома Романовых: Юбилейное издание в ознаменование 300-летия Царствования а?г_-а?г_ М.: Изд. С. С. Ермолаева, Вып. а. С. 17–26, in fol. Перепечатано в изд.: Богословие образа. Иконы и иконописцы: Антология. М., 2002. С. 357–365. Костромской Ипатьевский монастырь: Колыбель Царствующего Дома//Там же. С. 47–68, in fol. В тексте воспроизведены рисунки H. Н. Хохрякова. Предисловие//ССС. Юбилейный сборник Императорского С.-Петербургского Археологического института: 1613–1913. СПб., 1913. С. V–VIII. [Отзыв] о сочинении Алентова Виталия (иером. Венедикта) «Чин таинства Елеосвящения. Историко-археологический очерк»//ЖЗСДА за 1912/13 уч. г. (в извлечении). СПб., 1913. С. 286. [Отзыв] о сочинении студента Дюкова Александра «Макариевский Колязин монастырь и его древности»//Там же. С. 315–316. [Отзыв] о конкурсном сочинении Протопопова Димитрия «Нилова пустынь: ея история и древности»//Там же. С. 412. [Отзыв] о конкурсном сочинении Троицкого Димитрия «Происхождение и состав русского иконописного подлинника»//Там же. С. 471–472. 1913 Древняя ризница Софийского новгородского собора//Труды XV АС в Новгороде: 1911. Μ., 1914. T. 1. С. XI–XVIII, 1–124, XXIII фототип. табл., 35 снимков в тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. Отголоски. По поводу «Записок отшельника»//Свет. 1891. 14 марта. А-т Заблуждение отшельника//Новое время. 1891. 20 марта. Дневник//Гражданин. 1891. 24 марта. Шевелев А. М. Н. Катков//Московские ведомости. 1891. 20 июля. Розанов В. В. (1856–1919). Европейская культура и наше отношение к ней//Московские ведомости. 1891. (Лернер). Ю. Н.: Ю. Н. Говоруха-Отрок. Несколько слов по поводу кончины К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Языков Дим.: Д. Д. (1850–1918), библиограф. Краткий некролог и перечень сочинений К. Н. Л.//Московские ведомости. 1891. 13 нояб. Некролог//Новое время. 1891. 14 нояб. Субботин Н.И., профессор Москов. Духовной академии. К. Н. Л. – Из Сергиева Посада//Московские ведомости 1891. 316, 319. Vox. Маленькие заметки//Московские ведомости. 1891. 319, 326. Заметка в «Московском иллюстр. газете». 1891. 304. Заметка в «Московском листке». 1891. 317, 320. А.А. К. Н. Л.//Московская иллюстр. газета. 1891. 21 нояб. Н. Отголоски//Свет. 1891. 22 нояб. Памяти К. Н. Л.//Гражданин. 1891. 317. Южный: М. Г. Зельманов//Гражданин. 1891. 320. Ф. Ч.: Ф. П. Чуфрин. Последние дни К. Н. Л. в Троице-Сергиевом Посаде//Гражданин. 1891. 322. Заметки в «Московских церковных ведомостях». 1891. 47 и 48. Заметка в «Русском вестнике». 1891. 112. Заметка в «Церковных ведомостях». 1891. 49, прибавл., с. 1768–1769. Райский: Н. Г. Вучетич (?) (1845–1912) 988 . Поэт-воин//Гражданин. 1891. 332. Александров А. А. (1861–1930). Заметка о Л. в журнале «Нива», 2 (Лернер). Соловьев Вл. С. Памяти К. Н. Л.//Русское обозрение. 1892. I. Розанов В. В. Эстетическое понимание истории//Русский вестник. 1892. II. Теория исторического прогресса . Там же. II и III. Архимандрит Антоний (Храповицкий, 1863–1936), позднее митрополит. Как относится служение общественному благу к спасении собственной души//Вопросы философии и психологии. 1892. III. . Согласно христианскому взгляду, спасение души нельзя отделять от душевной и деятельной любви к людям, как это делает Л. Архим. Антоний также упрекает Л. в незнании Св. Писания – так, он приводит несуществующее изречение апостола: начало премудрости Божией – страх Божий, а плод его – любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Древняя Софийская ризница в Новгороде//ВАИ. 1914. Вып. 22. С. 1–35. К иконографии Богоматери: (Miniature delle omilie di Giacomo monaco. Cod. vatic, gr. 1162. Con breve prefazione di C. Stornajolo. Roma, Danesi edit., 1910)//Светильник. 1914. 1. C. 3–18, 2 рис. в тексте + 1 л. (литогр. табл.) + 12 л. (37 рис. на фототип. табл. I–XII). Статья перепечатана в «Журнале Московской патриархии» (1993. 8. С. 38–47) без указания места и времени первой публикации, с сокращениями текста, примечаний, иллюстраций под измененным заглавием («Миниатюры Коккиновафского кодекса. К иконографии Богоматери»). Заметки о памятниках псковской церковной старины//Светильник. 1914. 5–6. С. 5–41, 1 фототип. в тексте + 23 л. (43 рис. на фототип. табл. I–XXIII). Дата в конце текста: 26 мая 1914г. То же (отдельное издание). М., 1914. 37 с. + XXIII фототип. табл. [Реферат доклада «Реликварий или мощехранительница ризницы Новгородского Софийского собора " ]//Труды XV АС в Новгороде: 1911. М., 1914. T. 1. Протоколы. С. 171–172. Доклад сделан на заседании XV АС 2 августа 1911 г. [Стенограмма речи на открытии заседания отделения церковных древностей]//Там же. Протоколы. С. 73–74. [Стенограмма приветственной речи председателя съезда]//Труды IV областного историко-археологического съезда в гор. Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. VIII–IX. Речь произнесена на собрании участников и гостей накануне открытия съезда 21 июня 1909 г. Посвящена вопросам охраны памятников старины. [Изложение предварительного сообщения о костромских древностях, их числе, местонахождении и характере]//Там же. С. XV–XIX. Сообщение сделано на заседании съезда 22 июня 1909 г. [Конспект реферата о собрании древностей Ипатьевского монастыря]//Там же. С. XIX–XX. Реферат (лекция) прочитан в ходе экскурсии участников и гостей съезда под руководством Н. В. Покровского по Ипатьевскому монастырю 22 июня 1909 г. [Изложение объяснений относительно достопримечательностей Воскресенской на Нижней Дебре церкви]//Там же. С. LXII–LXVI1. Объяснения делались в ходе осмотра церкви 26 июня 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1986. P. 134-146). Др. араб. версия трактата (под именем Нила), основанная на краткой редакции оригинала, сохранилась в кодексе XII в. Vat. Sbath 25. Fol. 214-238 (не изд.). Рукопись копто-арабского происхождения Paris. arab. 6857, 1294 г. Fol. 287v - 293 содержит араб. текст трактата, в к-ром страсти расположены в др. порядке, что, вероятно, отражает особенности какой-то утраченной коптской версии, с к-рой был сделан данный араб. перевод ( Géhin . 2006. P. 99-100). В славянской традиции сохранилось неск. переводов трактата. Первый из них надписан именем «Нила философа» и относится, по-видимому, к эпохе Первого Болгарского царства. Старший его список (фрагментарный) содержится в серб. «Гомилиарии Михановича», относящемся к кон. XIII в. или, что вероятнее, 1-й четв. XIV в. (отождествление см.: Иванова К. Цикл великопостных гомилий в гомилиарии Михановича//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 228; о датировке рукописи см.: Турилов А. А. О датировке и происхождении рукописи Гомилиария Михановича//Slavia. Praha, 2009. Ro. 78. Ses. 3/4. S. 461-468; фототип. изд.: Mihanovi Homiliar. Graz, 1957. Fol. 61d-68a). Древнейший полный список - болг. сборник царя Иоанна Александра (РНБ. F. I. 376, 1348 г. Л. 83 об.- 93; наборное изд.: Куев К. М. Иван Александровият сб. от 1348 г. София, 1981. С. 133-141; фототип. изд.: Лаврентиев сб.: (Цар Иван-Александров сб. от 1348 г.): Фототип. изд. София, 2015. С. 234-254). Старший рус. список: Киев. НБУВ. Мих. 490П/1649, XV в. ( Куев. Иван Александровият сб. С. 131). Второй славянский перевод (под именем Евагрия) был выполнен скорее всего в домонг. Руси и вошел в состав Пролога пространной редакции (под 4 нояб., 13 марта и 15 апр.). Сохранившиеся полные списки пространной редакции Пролога не старше XIV в., но ее составление относится к сер.- 2-й пол. XII в. В целом из 19 глав трактата (по нумерации PG) в Пролог вошли главы 1-5 и 15-19 ( Прокопенко. 2010. С. 214, 270-271, 297, 305, 307; Она же. Древний славянский рукописный Пролог: История создания, редакции, бытование в XII-XIV вв.: (Сентябрьское полугодие).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

В 1891 году: «Святая Русь» или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до века. Справочная книга по русской агиографии. (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письм., т. 97); «Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского», составленное в 1820-х годах П. М. Строевым (там же, т. 98); «Рукописи сербского письма XIII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «О родине и происхождении глаголицы и о ее отношении к кириллице» (Сборник отд. русского яз. Академии Наук, т. 53). – Отдельно: СПб. 1891 г.; «Заметка о слове «искоуриловице» («Русский Филолог. Вестник», 1891 г., кн. I); «Эпиграмма на Сенковского», сороковых годов («Русский Архив», кн. VII); «Житие св. Феодора, архиепископа Ростовского», по синодальному списку 1723 года («Душеполезное Чтение», кн. V–VII). Отдельный оттиск, М., 1891 г. После же смерти архимандрита Леонида были напечатаны следующие его труды: «Слово о житии преп. Афанасия Высоцкого», Кариона Истомина («Душеполезное Чтение», 1892 г., книги 1, 6, 8, 9); «Памятные записи пятнадцатого века» («Русский Архив», 1894 г., кн. 6); во 2-й кн. «Христианского Чтения» за 1900 г. напечатано «Письмо архим. Леонида к московскому митрополиту Филарету», от 20 августа 1866 года. И. Корсунский , «Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид» («Душеполезное Чтение», 1892 г., 1 и 7). – Д. Корсаков, «Архимандрит Леонид (Кавелин) » («Журнал М. Н. Пр», 1891 г., декабрь, 126–146 стр.). – М. И. Семевский, «Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по России в 1888 году», гл. III. «Троицкая лавра» («Русская Старина», 1889 г., кн. 5, стр. 498–502). – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц», вып. XI, стр. 91–116. – «Исторический Вестник», 1891 г., кн. 12, стр. 861–862. – «Новое Время», 1891 г., 5624. – «Московские Ведомости» 1891 г., 293, 295, 296, 301, 306. – «Русский Вестник» 1891 г., кн. 12, стр. 358. – «Церковные Ведомости» 1891 г., 44. – «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 46. – «Душеполезное Чтение» 1891 г., 12. – «Московский Листок» 1892 г., 81. – «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос.»,1892 г., кн. II. – «Московская Иллюстрированная газета», 1891 г., 296–298. – «Библиографические Записки» 1892 г., 1, 2, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, Преосвященный Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. 15 мая 1891 года без возведения в сан архиепископа был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 8 сентября 1896 года. Погребён на кладбище Покровского миссионерского монастыря. Труды Переводы с русского на якутский язык: Все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса. Псалтырь, Служебник, Бытие, Требник, Каноник, Часослов. Указание пути в Царствие Небесное». (Поучения митрополита Иннокентия Вениаминова »). Литература «Церк. Вед.» 1891, 20, стр. 170. 1892, 9, стр. 80 «Приб. к „ЦВ“» 1888, 4, стр. 88. 1891, 16–17, стр. 542–960. 1891, 37, стр. 1257. 1893, 8, стр. 327. 1896, 37, стр. 1343–1345. 1896, 46, стр. 17–17–1718. 1900, 14, стр. 575–584. 1900, 18, стр. 720–728. 1903, N9 50, стр. 1966 «Прав. Собес.» 1898, октябрь, стр. 378. 1901, январь, стр. 105. 1901, март, стр. 320–321 «Изв. Каз. Еп.» 1867, 20, стр. 545. 1869, 4, стр. 98. 1884, 2, стр. 33. 1887, 12, стр. 285 «Церковн. Вестн.» 1891, 14, стр. 222–223. 1891, 21, стр. 332. 1891, 29, стр. 449–450. 1891, 37, стр. 588. 1891, 39, стр. 621. 1891, 46, стр. 729 «Самар.Еп. Вед.» 1886, 9, оф. стр. 183–210; неоф. 185–208. 1886, 10, стр. 199–208 «Русск. Архив» 1910, 1, кн. 1, стр. 107 «Странник» 1872, т. 1, стр. 12. 1891, т. V. стр. 177 «Прав. Обозрен.» 1885, сент., стр. 193–201. 1886, май-июль, стр. 367–391, 409–416. 1870, январь, стр. 17–18 «Мисс. Обозрен.» 1904, сент., стр. 551 «Богосл. Вестн.» 1901, март, стр. 67 «Воскреси. День» 1890, 17. Статьи И.К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский» «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на» 1894 г. стр. 50. 1896 г., стр. 48–49 «Список архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, 402, стр. 57 Барсуков И. «Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского» (скончался 08.09.1896 г.) СПб., 1902 Булгаков стр. 1416–1417 т. I, стб. 747. т. II, стб. 2215 т. IV, стб. 1101. т. VIII, стб. 234–235 т. XVI, стб. 377–378 (труды). Igor Smolitsch 417 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

VI. Cлobapu и справочники. VII. Ebahreльckaя история в художественной литературе.   Принятые сокращения Богословский вестник Братский вестник Богословские труды Вестник древней истории Вера и разум Воскресное чтение Душеполезное чтение Журнал Московской Патриархии И.Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона Православная богословская энциклопедия Православная мысль Православное обозрение Православный собеседник Прибавление к творениям св.Отец Толковая Библия Странник Труды Киевской Духовной Академии Христианское чтение Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Bible et Terre Sainte The Jerome Biblical Commentary. Ed.R.Brown, J.A.Fitzmyer, R.E.Murphy, v.I—II, London, 1968. Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v.I—II, Tournai, 1959.   I. Жuзhь Иисуса Христа: общие труды, источники Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим изучать Евангелие. Список литературы, посвященной историческому фону Евангелий и библейской религии последних веков до н. э. см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета.   с приложениями. — Брюссель, Жизнь с Богом, 1973—1977. 2. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. — М., Московская Патриархия, 1976. 3. Новый Завет с приложениями. Брюссель, Жизнь с Богом, 1965; фототип.изд. Брюссель, Жизнь с Богом, 1967; 2—е фототип.изд., 1970. Завет. — Рим, 1944 и 1946. 5. Новый Завет. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. Лондон, 1970. 6. Aland K. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 7. Benoit P., Boismard M. Synopse des quatre йvangiles, t.I—II, Paris, 1972. 8. Novum Testamentum graece cum apparatu critico curavit, Eberhard Nestle. Stuttgart, 1963. Б. И. Евангельская история. СПб., 1913. Жизни вечной. Евангельское повествование. Составил по текстам Нового Завета свящ.Иоанн Корниевский. Брюссель, Жизнь с Богом, 1959. 11. Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге—Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. М., 1918.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

85 Ср. нашу статью «Nach dem Intellekt leben», in «SIMANDRON – Der Wachklopfer», Gedenkschrift Gamber, Koln, 95–109. 146 Иоанн Колов, 13 (Цитируется по изд. «Отечник». Фототип. изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 288). 175 Pseudo-Justinus Martyr, Quaestiones et responsiones ad orthodoxos, 118. Frage (BEII 4, стр. 129 и след.). 200 Это следует из Лк.23:45 . Солнце меркнет, чтобы возвестить, что Христос, «Солнце правды» или «Восход» в момент смерти обращается к закату (западу). Ср. Афанасий, In Psalmum 67, 5, где слова «к Нему, Кто заходит над западом» истолковываются как «К Нему, Кто нисшел до ада» (BKV, Athanasius, Bd. II, стр. 581 (Kempten 1875). 201 Ср. Афанасий, In Psalmum 67, 34 (ук. соч., стр. 591): «Так как в том, что было сказано ранее (т.е. в V.5), возвещалось о страданиях Христа и о Его сошествии во ад, то тем самым возвещалось также и о его восхождении на небо. Но слова «в направлении к востоку» следует понимать иносказательно. Ибо как солнце от заката поднимается к восходу, так и Господь из углов ада поднимается к небесам небес». Ср. также Evagrios, In Ps. 67, 34 κα (со ссылкой на Еф.4:10 ). 209 Кирилл Иерусалимский . Поучения тайноводственные (Цитируется по изд. «Святитель Кирилл, Архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные». Репринтное изд. Синодальной библиотеки, М., 1991, Поучение первое, §1, стр. 316). 210 Ambrosius, De Mysteriis 7 (перевод J. Schmitz, Fontes Christiani 3/Freiburg 1990/, стр. 209 и след.). 231 Учение двенадцати апостолов, глава VIII (Цитируется по изд. «Раннехристианские отцы Церкви». Брюссель, 1978, стр. 21). 251 Епифаний, Архиепископ Кипрский, 7 (Цитируется по изд. «Отечник». Фототип. изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1963, стр. 108). 275 Святые преподобные отцы Варсануфий и Иоанн. Подвижнические наставления, 22 (Цитируется по изд. «Добротолюбие», том второй. Репринтное изд. YMCA-PRESS, Paris, 1988, стр. 565). 277 Там же, Epistula 158. В скитской пустыни было принято спать третью часть ночи, т. е. приблизительно четыре часа; ср. Evagrios, Vita D (с примечанием).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословский вестник Братский вестник Богословские труды Вестник древней истории Вера и разум Воскресное чтение Душеполезное чтение Журнал Московской Патриархии И.Флавий, Арх Иосиф Флавий. Археология, или Об иудейских древностях Новый энциклопедический словарь, изд. Брокгауза и Ефрона Православная богословская энциклопедия Православная мысль Православное обозрение Православный собеседник Прибавление к творениям св.Отец Толковая Библия Странник Труды Киевской Духовной Академии Христианское чтение Чтения в Обществе любителей духовного просвещения Bible et Terre Sainte The Jerome Biblical Commentary. Ed.R.Brown, J.A.Fitzmyer, R.E.Murphy, v. I- II, London, 1968. Robert A., Feuillet A. Introduction а la Bible, v. I- II, Tournai, 1959. I. Жизнь Иисуса Христа: общие труды, источники —————————————————— Звездочкой отмечены книги, рекомендуемые начинающим изучать Евангелие. Список литературы, посвященной историческому фону Евангелий и библейской религии последних веков до н.э. см. в кн.: Мень А. На пороге Нового Завета. Библия с приложениями. – Брюссель, Жизнь с Богом, 1973–1977. 2. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. – М., Московская Патриархия, 1976. 3. Новый Завет с приложениями. Брюссель, Жизнь с Богом, 1965; фототип. изд. Брюссель, Жизнь с Богом, 1967; 2е фототип.изд., 1970. Новый Завет. – Рим, 1944 и 1946. 5. Новый Завет. Новый перевод с греческого подлинника с параллельными местами. Лондон, 1970. 6. Aland K. Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttgart, 1973. 7. Benoit P., Boismard M. Synopse des quatre Evangiles, t. I- II, Paris, 1972. 8. Novum Testamentum graece cum apparatu critico curavit, Eberhard Nestle. Stuttgart, 1963. Гладков Б.И. Евангельская история. СПб., 1913. Слово Жизни вечной. Евангельское повествование. Составил по текстам Нового Завета свящ. Иоанн Корниевский. Брюссель, Жизнь с Богом, 1959. 11. Феофан (Говоров), еп. Евангельская история о Боге-Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами святых Евангелистов. М., 1918.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/9

Отдельные места Свящ. Писания могут иметь неск. примечаний-толкований, вводимых леммой «андем» (см., напр., до 19 толкований на Откр 6. 2 - «белый конь»), однако эти толкования, как правило, не являются цитатами авторитетных экзегетов, лишь иногда они пересказывают мнения, заимствованные из агиографических или исторических сочинений: эфиоп. Патерика, Синаксаря, книг «Чудеса Марии», «Чудеса Иисуса», житий святых (гадл), «Хроники» Иоанна Никиусского (VII в.), «Всеобщей истории» ал- Макина († 1273) и др. В целом комментарии в жанре андемта выступают как оригинальные произведения. По форме и методу толкования они близки к раввинистическим трактатам Талмуда. Славянская традиция В традиц. классификации списков библейских книг в слав. письменности (богослужебные, четьи и толковые) К. относятся к толковому типу. Хотя не всякий толковый текст является катеной, сборники с фрагментами произведений мн. авторов, как правило переведенные с греч. языка, составляют довольно обширный корпус экзегетической лит-ры на слав. языке. Не следует считать К. рукописи, содержащие толкования одного автора, даже если комментарий носит компилятивный характер (Толкования сщмч. Ипполита Римского на Книгу прор. Даниила, Толковое Евангелие и Апостол блж. Феофилакта Болгарского, Толковый Апокалипсис свт. Андрея Критского и др.). Толковая Псалтирь со схолиями, приписываемыми свт. Афанасию Великому, к-рую иногда относят к К., является в строгом смысле коллекцией схолий одного автора, а именно прп. Исихия Иерусалимского. Ее древнейшими списками являются: Евгеньевская Псалтирь - рукопись рус. происхождения (БАН. 4.5.7; РНБ. Погод. 9, XI в.; фототип. изд.: Колесов. 1975); Толстовская Псалтирь (РНБ. F.n.I.23, XI-XII вв.) также рус. происхождения; Болонская Псалтирь (Bonon. 299, 1230-1241 гг.) среднеболг. происхождения (изд.: Jagi . 1907; фототип. изд.: Дуйчев. 1968); Погодинская Псалтирь (РНБ. Погод. 8, нач. XIV в.) среднеболг. происхождения. Также нельзя отнести к К. Толковую Псалтирь с комментарием Феодорита Кирского.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010