ПОСТАНОВИЛИ: Архиепископом Новосибирским и Бердским назначить архиепископа Бронницкого Тихона, викария Московской епархии. Выразить благодарность архиепископу Бронницкому Тихону за труды, понесенные на посту Главного редактора Издательства Московской Патриархии и Председателя Издательского Совета Московского Патриархата. Главным редактором Издательства Московской Патриархии и Председателем Издательского Совета Московского Патриархата назначить клирика города Москвы протоиерея Владимира Силовьева. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении Пензенской кафедры, вдовствующей после кончины Преосвященного архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Пензенским и Кузнецким назначить Преосвященного епископа Майкопского и Армавирского Филарета. 2. Епископом Майкопским и Адыгейским назначить Преосвященного епископа Балтийского Пантелеимона, викария Смоленской епархии. 3. Приходы на территории Краснодарского края, входящие в Майкопскую епархию, передать в архипастырское окормление архиепископа Краснодарского и Новороссийского Исидора. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Астраханского и Енотаевского Ионы об освобождении иеромонаха Филиппа (Трещева) от обязанностей наместника Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани по состоянию здоровья и о назначении на эту должность иеромонаха Петра (Барбашова). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить иеромонаха Филиппа (Трещева) от обязанностей наместника Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани по состоянию здоровья. 2. Утвердить иеромонаха Петра (Барбашова) наместником Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Астрахани. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Барнаульского и Алтайского Антония о назначении наместника и настоятельницы монашеских обителей в Барнаульской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить иеромонаха Викентия (Пантелеева) наместником Казанского мужского монастыря в селе Коробейниково Алтайского края. 2. Утвердить настоятельницей Иоанно-Кронштадтского женского монастыря в селе Кислуха Алтайского края монахиню Феодору (Краснослободцеву) с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Из Виноградово, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец о. Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века. В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II обитель была приписана к храму св. равноап. князя Владимира во главе с настоятелем прот. Сергием Романовым. Храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов о. Сергий Романов служил в селе Виноградово в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад и, в том числе, будущих насельниц монастыря, приходская община храма св. князя Владимира. С этого времени до начала 2002 года община храма св. равноап. князя Владимира при участии Московского Благотворительного Свято-Владимирского Братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители. С 1992г. в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня св. Иоанна Предтечи, где служились молебны св. Пророку. Полностью были отреставрированы бывший больничный корпус с домовым храмом прп. Елизаветы Чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елизаветинской церкви состоялось в 1995 г. на Светлой седмице в день иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник». В это пасхальное время, как проявление молитвенного покрова Божией Матери, стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия», находящаяся в храме прп. Елизаветы Чудотворицы. Летом 2001 г. к празднику Рождества Иоанна Предтечи Архивом Московской области был полностью освобожден монастырский Собор, с октября 2001 г. в нем еженедельно совершались молебны св. Иоанну Предтече. Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с Пюхтицкой обителью в Эстонии, в которой сохранились традиции русского православного общежительного монашества. По приглашению матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. Промыслом Божиим по Указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в январе 2002 г. Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

" Десять лет назад я посещал Астраханскую епархию, и десять лет прошло со времени назначения Владыки Ионы на Астраханскую кафедру. За истекшие годы многое сделано для духовного возрождения Астраханской земли, и в эти дни мы будем иметь возможность увидеть произошедшие изменения " , - сказал далее Святейший Патриарх. Следующим пунктом программы Первосвятительского визита стало посещение Иоанно-Предтеченского мужского монастыря города Астрахани. Эту древнюю обитель, построенную в конце XVII века, не миновали бури ХХ столетия. В годы гонений на веру она была закрыта, два храма, звонница и монастырские стены разрушены. Единственный оставшийся храм использовался под склад зерна, а палаты наместника и кельи братии были превращены в жилые дома. В 1989 году Церкви был возвращен сохранившийся Сретенский храм, который был переименован в Иоанно-Предтеченский и ныне является соборным монастырским храмом. В 1994 году было положено начало возрождению монашеской жизни в обители. Хлебом и солью встретили Святейшего Патриарха у ворот обители насельники и прихожане Иоанно-Предтеченского монастыря. В храме был отслужен молебен, по окончании которого Святейший Патриарх Алексий обратился к пастве с приветственным словом. " На Астраханской земле сложились добрые отношения между духовными и светскими властями, что является залогом духовного возрождения этого края " , - отметил Его Святейшество. Первосвятитель напомнил, что еще недавно в Астраханской епархии было всего 14 приходов, из них только один - в областном центре. В настоящее же время число православных храмов приближается к ста. Святейший Патриарх Алексий вручил высокие церковные награды благотворителям обители. Перед встречей с преподавателями и студентами Астраханского государственного технического университета Святейший Патриарх возложил цветы к памятнику выпускникам университета, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. От лица всех учащих и учащихся Предстоятеля Русской Православной Церкви приветствовал ректор Астраханского технического университета Ю.Т.Пименов. В ответном слове Святейший Патриарх Алексий сказал: " Я рад в первый день пребывания на Астраханской земле встретиться с молодежью и студентами этого края. Мы смотрим на вас с надеждой, ибо именно вам предстоит продолжать труды старших поколений " .

http://zavet.ru/news/0210/n29-1.htm

2. Утвердить настоятельницей Богородице-Казанского Серафимо-Алексеевского женского монастыря в деревне Бахаревка Пермского района Пермской области монахиню Руфину (Сидорову) с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Саранского и Мордовского Варсонофия об освобождении архимандрита Владимира (Чеботарева) от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Макаровка Октябрьского района Саранской епархии по состоянию здоровья и о назначении на эту должность игумена Лазаря (Гуркина) с освобождением его от обязанностей наместника Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Б. Чуфарово Ромодановского района (Республика Мордовия). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Владимира (Чеботарева) от должности наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Макаровка Октябрьского района Саранской епархии по состоянию здоровья. 2. Утвердить наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря в селе Макаровка Октябрьского района Саранской епархии игумена Лазаря (Гуркина), освободив его от должности наместника Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Б. Чуфарово Ромодановского района (Республика Мордовия). 3. Утвердить иеромонаха Евстафия (Князева) наместником Свято-Троицкого мужского монастыря в селе Б. Чуфарово Ромодановского района (Республика Мордовия) с возведением в сан игумена. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Южно-Сахалинского и Курильского Аркадия об освобождении игумена Софрония (Шпака) от обязанностей наместника Свято-Покровского мужского монастыря в городе Корсакове Сахалинской области и о назначении на эту должность иеромонаха Иоасафа (Сорокина). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумена Софрония (Шпака) от обязанностей наместника Свято-Покровского мужского монастыря в городе Корсакове Сахалинской области. 2. Утвердить иеромонаха Иоасафа (Сорокина) наместником Свято-Покровского мужского монастыря в городе Корсакове Сахалинской области. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия об открытии мужского монастыря во имя Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма под Екатеринбургом и о назначении наместника обители.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

5. Благословить открытие Свято-Воскресенского женского монастыря в Муроме. СЛУШАЛИ: Рапорт архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия об освобождении архимандрита Дорофея (Вечканова) от должности наместника Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Казани и о назначении иеромонаха Нектария (Демина) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить архимандрита Дорофея (Вечканова) от должности наместника Иоанно-Предтеченского мужского монастыря. 2. Назначить иеромонаха Нектария (Демина) наместником Иоанно-Предтеченского мужского монастыря в Казани. СЛУШАЛИ: Рапорт епископа Майкопского и Армавирского Филарета о благословении на основание мужского монастыря Крестовая Пустынь (в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня) в поселке Солох-Аул Лазаревского района города Сочи и о назначении наместника. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить основание мужского монастыря Крестовая Пустынь (в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня). 2. Утвердить иеромонаха Иоанна (Масловского) наместником мужского монастыря Крестовая Пустынь (в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня) в поселке Солох-Аул Лазаревского района города Сочи. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об открытии Корнилие-Палеостровского мужского монастыря на острове Палей на Онежском озере и о назначении наместника. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Корнилие-Палеостровского мужского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить иеромонаха Вениамина (Тамразова) наместником Корнилие-Палеостровского мужского монастыря на острове Палей на Онежском озере. СЛУШАЛИ: Прошение архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об открытии Митрофаниевской пустыни (мужского монастыря) в поселке Интерпоселок Олонецкого района (Республика Карелия) и о назначении наместника. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Митрофаниевской пустыни (мужского монастыря) для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить иеромонаха Паисия (Ковалева) наместником Митрофаниевской пустыни (мужского монастыря) в поселке Интерпоселок Олонецкого района (Республика Карелия).

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

На заседании губернской комиссии по изъятию ценностей, которое состоялось 5 июня, рассматривались заявления церковноприходских советов и духовенства. Так, церковный совет белохвостовской церкви Невельского уезда просил оставить на местночтимой иконе серебряную ризу весом более 9 фунтов, взамен предлагая серебро, собранное прихожанами. Решение вопроса было передано уполномоченному губкомиссии по Невельскому уезду. Настоятель Иоанно-Крестительской церкви Витебска протоиерей Феодор Чулков ходатайствовал о возвращении 2 Евангелий, которые изъяли из-за серебряного оклада на них. Было решено поручить рассмотрение этого вопроса следователю по важнейшим делам Витебского губернского отдела юстиции Давыдову. Настоятель витебского Свято-Троицкого Маркова монастыря архимандрит Порфирий просил вернуть изъятый, необходимый для богослужения золотой наперсный крест, напоминая о том, что монастырь ранее добровольно передавал один золотой крест в фонд голодающих Поволжья. В просьбе было отказано. Хозяйственный совет витебской старосельской иудейской молитвенной школы ходатайствовал о возвращении ручек от Торы «Эйц Хаим», изъятых 3 марта. Поскольку в результате проведенной экспертизы ручки были признаны медными, их вернули. Церковно-приходской совет витебской Христо-Рождественской церкви просил вернуть кресты, Евангелия, литийный сосуд, комплект евхаристических сосудов, изъятые при дополнительном учете ценностей в этом приходе. Было решено медные предметы вернуть, а богослужебные предметы из драгоценных металлов заменить на такие же из более дешевого материала. Гражданка Е. Д. Алексеева требовала вернуть серебряную ризу с принадлежавшей ей иконы свт. Николая Чудотворца, находившейся в городокском соборе и изъятую городокской уездной подкомиссией. Требование не было выполнено. Рассматривалось заявление протоиерея витебского Николаевского собора Феодора Булатова по поводу передачи им имущества домовой церкви Витебского мужского духовного училища, упраздненного в 1918 г., и домовой церкви витебской губернской тюрьмы, ликвидированной в 1919 г., в витебскую Иоанно-Богословскую церковь. В связи с этим было выслушано сообщение настоятеля Иоанно-Богословской церкви протоиерея Алексия Донова и принято решение проверить по учетным ведомостям наличие имущества закрытых домовых церквей. Полоцкая уездная подкомиссия ходатайствовала о замене серебряного евхаристического набора сосудов из лютовской церкви весом немногим более 1 фунта на такое же по весу количество серебра. Ходатайство было отклонено принципиально, а уездной подкомиссии предписано срочно изъять серебряные сосуды с указанием на наличие в этой церкви еще двух евхаристических комплектов сосудов из меди .

http://sedmitza.ru/text/4021493.html

Таким образом, благодаря архипастырской внимательности к проблемам духовной школы Семинария с тех пор окончательно обосновалась в трех домах, в ближнем соседстве с церковью святого апостола Андрея Первозванного и Архиерейским домом [ 1359 ]. Преподаватели и воспитанники Семинарии имели теперь возможность всегда бывать за богослужением, которое совершалось по монастырскому уставу, и освежаться чистым воздухом в уединенной роще, недоступной для светских лиц.   Святитель Игнатий, явивший себя наставником русского иночества, в дни своего архипастырского служения на Кавказе не мог оставить монашество без попечения Епархии. Будучи ревностным иноком, несшим бремя Епископского служения как послушание Церкви, он по-прежнему стремился к безмолвию монастырской жизни. Поэтому особой светлой радостью проникнуты слова его проповеди, произнесенной им при открытии Ставропольского Иоанно-Мариинского монастыря, бывшего до того времени общиною [ 1360 ]. Разъяснив значение монашества вообще, указав на неизбежность скорбей в иноческой жизни, Святитель говорил с воодушевлением, достойным радостного приветствия: «Дщери Небесного Отца! Приветствую вас с дарованием иноческих прав и наименования обители вашей! Приветствую вас с открывшимся для вас поприщем иноческих подвигов… вы призваны Отцом Небесным в дщери Ему… Соделайтесь достойными призвания Божия!» В это же время благодаря заботам Святителя и брата его, губернатора Петра Брянчанинова, в городской думе было принято решение «отдать во владение девичьему монастырю, именуемому Иоанно-Мариинским… землю» вблизи Ставрополя «с оговоркою… чтобы вершина родника, протекающего по меже… оставалась в пользовании города». Помимо Иоанно-Мариинского монастыря, в Кавказской епархии было еще два мужских и один женский монастырь. В области черноморских казаков находилась Марие-Магдалининская женская пустынь, основанная в 1849 году, которая имела 55 насельниц, двух священников и диакона. Настоятельницей монастыря была игумения Митрофания из вдов дворянского звания, назначенная сюда при открытии обители из Полтавского Покровского монастыря. Духовником обители святитель Игнатий назначил иеромонаха Феофана, из насельников Кавказского Архиерейского дома. Расположенный в этой же области мужской Екатерино-Лебяженский монастырь не имел даже класса по церковной иерархии, но учрежден был на особых правах по черноморскому положению. Настоятель его, архимандрит Никон, являлся вместе с тем благочинным обоих черноморских монастырей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1350.  Потто В. Два века Терского казачества (1577–1801). Владикавказ, 1912. Т. 1. С. 7. 1351. История народов Северного Кавказа. М., 1988. С. 185. 1352. Собор этот был построен в 1847 году при епископе Иеремии, взорван в 1943 году, уже после ухода немецких войск из города. 1353. Пасха в 1858 году была очень ранняя, 23 марта. Праздник Благовещения совпал с 3-м днем Пасхи. 1354. Улица Дзержинского, на которой располагается Андреевский кафедральный собор, Епархиальное управление и Ставропольская духовная семинария, раньше называлась Воробьевская. 1355. Станица Михайловская, в то время отстоявшая от Ставрополя на 7 верст, теперь носит название с. Шпаковское и фактически уже сливается с самим городом. 1356.  Митрополит Гедеон. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992. С. 126. 1357.  Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов… Киев, 1915. Ч. 1. С. 238. 1358. Домовых церквей в Ставрополе в то время было две: первая, Крестовоздвиженская, была расположена вблизи шумной Николаевской улицы; вторая, Андреевская, находится теперь в центре города. Однако площадь Татарского базара, переименованная в 1850 г. в Александровскую, к которой примыкала церковная ограда, была в то время фактически пустырем. Весь город располагался ниже по восточному склону холма и поэтому теперешнее центральное расположение Андреевского собора считалось окраинным. 1359. Теперь это корпуса Педагогического института, через дорогу от Кафедрального собора. 1360. Проповедь эта, помещенная в т. 4 творений епископа Игнатия, носит название «Слово на открытии Иоанно-Предтечева монастыря близ г. Ставрополя Кавказского». Но вблизи Ставрополя никогда не было Иоанно-Предтеческого монастыря, а только лишь Иоанно-Мариинский. К тому же содержание проповеди не только ставит в пример насельницам монастыря подвиг веры святого Иоанна Предтечи, но и именует их благословенными за то, что они, подобно Марии, «благую часть избрали» (Лк. 10. 42) (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетическая проповедь, изд. СПб., 1905. Т. 4. С. 363).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игумению Феофанию (Ложкину) настоятельницей Успенской Тетеринской женской пустыни с. Тетеринское Нерехтского района Костромской области, освободив ее от должности настоятельницы женского монастыря во имя святых Царственных страстотерпцев с. Домнино Сусанинского района Костромской области. СЛУШАЛИ: 7. Рапорт Преосвященного Архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении монахини Нины (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить монахиню Нину (Бодяк) от должности настоятельницы Курского Свято-Троицкого женского монастыря. СЛУШАЛИ: 8. Рапорт Преосвященного Архиепископа Курского и Рыльского Германа об освобождении архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская Коренная Пустынь и о назначении иеромонаха Вениамина (Королева) исполняющим обязанности наместника обители. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Иоанна (Рудакова) от обязанностей наместника мужского монастыря Курская Коренная Пустынь. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе и о назначении монахини Иоанны (Лихомановой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в г. Ставрополе. 2. Назначить монахиню Иоанну (Лихоманову) настоятельницей Иоанно-Мариинского женского монастыря г. Ставрополя с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 10. Прошение Преосвященного Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана о благословении на открытие Богоявленского Аланского женского монастыря в Алагирском районе Республики Северная Осетия - Алания и о назначении монахини Нонны (Багаевой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Богоявленского Аланского женского монастыря в Алагирском районе Республики Северная Осетия -Алания. 2. Назначить монахиню Нонну (Багаеву) настоятельницей Богоявленского Аланского женского монастыря Алагирского района Республики Северная Осетия - Алания с возложением наперсного креста по должности.

http://sedmitza.ru/lib/text/429868/

После пожара 1718 года Успенский собор был перестроен и приобрел вид двухъярусного семикупольного храма с богатыми барочными декоративными украшениями. Окна и двери были декорированы наподобие матерчатых драпировок. До разрушения Успенского собора в 1941 году из древних частей храма наружу выступали только алтарные апсиды, сохранившиеся целиком (кроме южной, которая была переделана в литовский период, вероятно, князем Симеоном Олельковичем). Главная апсида в древности имела рельефные изображения Богородицы и стоящих по ее сторонам Архангелов: части этих рельефов хранились в лаврской ризнице. На алтарной стене от древности уцелел крестик с буквами IC ХС НИ КА. Древними оставались средняя глава и купол над Иоанно-Предтеченским приделом. Также до взрыва 1941 года на северной наружной стене древними оставались части Иоанно-Предтеченской церкви, объединенные в XVII веке с основным храмом. Купол над этой частью храма, как и своды самой церкви, были древними. В XVII веке Предтеченский храм был разделен на два этажа, и верхняя его часть присоединена к хорам Великой церкви. Успенский собор был заминирован и разрушен во время Второй мировой войны в 1941 году и до наших дней сохранился только Иоанно-Богословский придел. Долгое время считалось, что древние части Великой Печерской церкви, ввиду множества реконструкций и перестроек, не сохранились. Однако в результате исследований XIX–XX веков были обнаружены фрагменты, относящиеся к XI веку. Так, на плинфах собора были найдены не только отдельные буквы кириллицы, но и целые слова и фразы. На стенах сохранились изображения крестов, надписи и рисунки, сделанные мастерами-строителями по сырому раствору. Во время археологических раскопок престола в 1965 году были обнаружены фрагменты горшка, в котором находились завернутые в ткань частицы мощей. Там же были найдены плитки и кусочки смальты XI века. Это все, что осталось от престола XI века после реконструкций 1729, 1755 и 1895 годов. В кирпичной кладке основания престола 1729 года был обнаружен шиферный столп, вкопанный в землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010