Канон литургии Канон литургии (католической). Так называется та главная и почти неизменяемая часть мессы, которая начинается после „Свят, Свят, Свят»... и оканчивается „Отче наш». Указанное название усвоено этой части литургии вследствие ее устойчивости, установленной церковными законами. Отсюда она и называется legitimum (Оптат Милевский I, 11 у Migne lat. XI, col. 965), а также canon (Григорий в. Epist.: lib. IX, epist XII; lib. XIV, epist. II и др.). Она называется, кроме того, secretum или secretam, т. е. молитвою тайной в силу обычая, существовавшего в Риме, но сделавшегося повсеместным на Западе только к концу Х-го века – эту часть литургии читать тихо. Из других названий – mystica preces к ней прилагается потому, что последняя часть литургии представляет собою существенное действие святого жертвоприношения, – действие, посредством которого совершается таинственное жертвоприношение Иисуса Христа (ср. Блаж. Августин „De Trinimame» lib. III, сар. V, п. 10 у Migne lat. XLII, col. 874). Вследствие своего основного, существеннейшего значения в литургии и в богослужении вообще, означенная часть католической литургии называется, наконец, „молитвою« по преимуществу, „действием» по преимуществу (preces: Иннокентий I, Epist. XXV у Migne lat. XX, col. 553. Григорий в. Epist. lib. IX, ер. XII ibid. lat. LXXVII, col. 956; acmio). Отсюда выражением infra actionem обозначается то место «канона“ в литургии, где в известные праздники годового круга должны делаться вставки, этим праздникам специально присвоенные. В текстах литургий „канон» часто обозначается именем canon actionis. I. Современный состав и значение канона и литургии. 1) Первые слова канона Те igitur тесно соединяют его с торжественным благодарением, выражаемым в „префации“ (так называется молитва , которою заканчивается вторая часть католической литургии). Возблагодарив Бога за Его благодеяния, соединив в этом акте свой голос с ангельским пением „Свят, Свят, Свят“, священник просит Его – ради Иисуса Христа милостиво принять и благословить дары, предлежащие на алтаре, чтобы это жертвоприношение послужило во благо всем тем, за коих оно принесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Климент, епископ Римский и Климентова литургия Климент, епископ Римский и Климентова литургия. – Так называется литургия, изложенная в 5 – 15 главах VIII-oй книги „Апостольских Постановлений». Свое название она получила от заглавия этого сборника: Διαταγα τν γων ποστλων δι Κλμεντος το ρωμαων πισκπου τε κα πολτου. Хотя наука еще в XVII в. отвергла принадлежность этого сборника св. Клименту римскому , но наименование данной литургии – „Климентова“ – употребляется и доселе ради его краткости. По своей схеме Климентова литургия стоит еще близко к тому порядку литургии, как его изобразил в своей большой апологии Иустин мученик . Он указывает там следующие элементы современной ему литургии: чтение Слова Божия – Ветхого и Нового заветов, проповедь, общая молитва, принесение и освящение даров и, наконец, – причащение. Тот же порядок находим и в Климентовой литургии – с той только разницей, что в ней пред ектенией и молитвой верных поставлены еще ектении и молитвы оглашенных, одержимых, готовящихся к просвещению и кающихся. Замечательна по своему обширному объему евхаристическая молитва данной литургии: в ней вкратце излагается почти вся история домостроительства. Что такое Климентова литургия, это – вопрос нерешенный еще и доселе. Решение его стоит в связи с вопросом о происхождении сборника „Апостольских Постановлений“. Новейшие исследования выяснили, что он составлен в Сирии, – по мнению А. Гарнака, между 340 – 360 г.г. (предпочтительно 340–346), по мнению же покойного Ф. Функа в конце или даже в начале V-ro века. Составитель его в первых шести книгах интерполировал памятник в., так наз., „Didascalia“, в 1 – 32 главах кн. – „ Διδακ τν δδωκα ποστλοω“. Но относительно VIII книги мнения ученых расходятся. Существует ряд памятников, родственных этой книге. Самый близкий из них, это – „Consmimumiones per Hippolytum“, более краткая редакция кн. в ней, между прочим, литургии совсем нет. Самый же отдаленный, это – „Canones Hippolymi“ (араб. и ефиопск.). Здесь много нового сравнительно с „Постановлениями“, – литургии тоже нет, а только после изложения епископской хиротонии замечается, что новорукоположенный епископ совершает евхаристию, и приведены возгласы, предваряющие евхаристическую молитву. Средину между этими двумя последними памятниками занимают так наз. „Египетские Церковные Постановления“: в ефиопской их редакции, кроме вышеуказанных возгласов, даны также и главные литургийные молитвы, но отличные от Климентовой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

«ХАРАКТЕР и степень современного понимания древнехристианской литургии находится в сильной, если только не всецелой, зависимости от количества изданных литургических памятников. Периоды бедные ими остаются в литургическом отношении или совершенно не­выясненными, или же вызывают сбивчивые представления, приправленные достаточной долей фантазии, и, наоборот, время богатое ими создаёт соответствующую, более или менее на­учную литературу. В пояснение сказанного можно сослаться на исследования о литургии первого и начала второго столетия и на труды, посвященные изучению ее состояния во вто­рой половине второго, третьем и четвёртом веках. В то время, как первые не могут прийти к соглашению даже по таким существенным и важным вопросам, каков, напр., вопрос о составе апостольской литургии и древнейшем типе евхаристических молитв, вторые, опираясь па показания Иустина Мученика , Оригена , Кирилла Иерусалимского и др., дают подробный и, в общем, довольно верный очерк литургии их времени. Разногласия по частным вопросам и пунктам остаются, конечно, и в них, но они не могут сравняться с диаметрально противоположными взглядами на литургию первого века 1 . В виду этого издание каждого древнего литургического памятника возбуждает чувство надежды, что он поможет разрешить недоуменные вопросы из истории древнехристианской литургии. Не всегда и не всяким оно удовлетворяется, подобное счастье выпадает на долю лишь некоторых. К ним-то и принадлежит изданный патриархом Рамани «Testamentum Domini nostri lesu Christi». Он является единственным в своём роде древним литургическим памятником: представляет не простой, голый перечень составных частей древней литургии, а подробное изложение всех ее молитв, описание всех ее действий. Полнотой и новизной своих данных «Testamentum» восполняет относительно недостаточные сведения о литургии второго века, проливает свет на некоторые еще не совсем ясные ее стороны. Главное же его значение заключается в том, что он представляет целый ряд данных для суждения о литургии первого века и, что всего важнее, имеет в этом отношении решающей голос: полагает конец давнишним спорам о том, имела она или нет гомилетическую часть. Изучение его. с этой стороны и составит нашу задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Хуан Матеос и Роберт Тафт (католик, архимандрит) Часть 1. От начала до Трисвятого Среди христиан восточного обряда, как католиков, так и православных, наблюдается определённое стремление к реформе их Литургии. Я узнал об этом стремлении в период моей жизни в Бейруте, а также из моего общения с православными в Греции. В Европе и здесь, в Америке, осознание необходимости иметь более приспособленную для пастырских нужд Литургию является ещё более острым. Клирики и образованные миряне чувствуют и любят красоту византийской Литургии. Но иногда они задумываются: могут ли верующие проникнуть во всю её глубину? И не остаётся ли большая часть богатства Литургии сокрытой от народа? Я не собираюсь выдавать себя за инициатора литургических реформ. Я лишь хочу дать понять, что нельзя достичь сколько-нибудь полезных и долговременных реформ, не будучи хорошо осведомлённым об историческом развитии Литургии; в противном случае такой реформатор будет руководствоваться лишь собственным вкусом, сохраняя те стороны Литургии, которые ему нравятся, и отвергая те, которые ему не нравятся, действуя безо всякого учёта объективных критериев. Но настоящий литургист так не поступает. Ибо изучая литургию, мы можем понять определённые принципы, что сделает наши заключения более объективными и плодотворными. Некоторые элементы Литургии прошли тот или иной путь развития. Некоторые фрагменты, добавленные в Литургию ради определённых целей и нужд того времени, остались в её составе много после того, как эти нужды перестали существовать. Напротив, определённые старые способы совершения церемоний и обрядов, которые давно уже вышли из употребления, могли бы сегодня оказаться предпочтительнее заменивших их более поздних нововведений. Для того, чтобы обнаружить добавления и замены и дать им оценку, исходя из контекста, в котором они используются, мы должны сначала бросить общий взгляд на историю развития византийской Литургии. И это не такая уж простая задача. Но по меньшей мере некоторые аспекты развития Литургии мы затронем в следующих лекциях. Сегодня мы сосредоточимся на развитии т. н. «малого входа». Вход в IV веке и в наши дни

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сортировать по Исключить новости Вечернее причащение: мысли по поводу Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» 9 марта, 2010 Уже несколько лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным литургического «номинализма» Одна из отличительных  особенностей богослужения Великого поста  — литургия Преждеосвященных Даров, известная уже с начала VII века. Служится она в большинстве храмов Московского Патриархата, как правило, утром. Хотя сама эта литургия построена на основе вечернего богослужения, и должна совершаться ближе к вечеру. Опыт вечернего служения литургии показывает несравненное преимущество этой практики. Уже несколько  лет по средам Великого поста мы совершаем литургию Преждеосвященных Даров вечером. Время начала литургии выбирается таким образом, чтобы прийти на нее было удобно после работы. Это дает возможность посетить храм и причаститься гораздо большему количеству прихожан, чем если бы литургия совершалась в утреннее время. Впрочем, этот фактор, хотя и важный, но не главный. Более важно  то, что служение литургии Преждеосвященных Даров вечером позволяет избежать ставшего, к сожалению, уже привычным  литургического «номинализма»: когда  мы произносим те или иные слова, совершенно не задумываясь об их смысле или о том, к чему они относятся. Так, когда во время богослужения мы поем «пришедше на запад солнца», «жертва вечерняя» — песнопения православной вечерни, да и вообще совершаем эту службу, родившуюся из обычая молитвы при вечернем возжжении светильников, а за окном только-только отгорел рассвет, мы лжем перед Богом. Равно и когда вечером вскоре после захода солнца (а летом и до заката) читаем утренние молитвы во время «всенощного бдения», благодарим за прошедшую ночь и хвалим Бога, «показавшего нам свет». Казалось бы, что трудного: служить службы во время, соответствующее замыслу богослужения? Но на практике не так все просто.

http://pravmir.ru/vechernee-prichashheni...

     Окончание, начало см.: Святая Божественная литургия И, коль скоро мы заговорили о священниках на Святой литургии, то давайте быть очень внимательными, чтобы смотреть на них с великим благоговением и уважением. Потому что священник во время Святой литургии — не тот же, который во вторник, среду и четверг может водить машину, ходить за покупками, отводить детей в школу. В час Святой литургии он — нечто иное. Он как ангел, ведь, в сущности, Сам Господь совершает чрез него Святую литургию. Потому что, как говорится на Святой литургии, «потому что Ты — приносящий и приносимый, принимающий и раздаваемый» . Я служу Святую литургию, но совершает Святую литургию Христос мною. Священник на Святой литургии потому и одет в полное священническое облачение, что его одежда — это одежда Христа, это та одежда, которая будет у нас в другой жизни. Поэтому, каким бы ни был священник, давайте относиться к нему с большим благоговением и уважением. Ведь даже если все вы, находящиеся здесь, помолитесь, то Святые Дары не преложатся. А если один священник, пусть и очень грешный, помолится, они преложатся, и совершится Святая литургия. Из-за одного этого мы должны уважать и любить священников. Был однажды такой священник, который служил и делал при этом ошибки на литургии. Он был святым человеком, но вот только читать как следует не умел. Он даже ангелов видел. И вот однажды владыка пришел к нему в храм на праздник и увидел ошибки, которые он совершает, и сказал ему: — Отче, ты не так говоришь это, надо вот так. — Ваше Высокопреосвященство, простите, я не знал этого! И он поправил его. А на другой день владыка уехал, и священник снова служил, и снова увидел ангелов. Они, услышав, что он правильно возносит ектению, обрадовались и сказали ему: — Отче, какой ты молодец! Сейчас ты очень хорошо это сказал, вот это правильно! А он им сказал: — Святые ангелы, я столько времени вижу вас, вы столько времени приходите ко мне — и не сказали, что я делаю ошибки? А владыка пришел и поправил меня? И один из ангелов ответил:

http://pravoslavie.ru/105481.html

Отдел первый: происхождение и история Литургии Божественная Литургия «Велия благочестия тайна», Воплощение Сына Божия, «таинство, от века утаенное и несведомое ангелом», обновляется в литургической жизни христиан ежедневно в евхаристическом священнодействии. Евхаристия была, есть и будет центральным нервом христианской жизни. Если в наше время евхаристическая жизнь ослабела настолько, что мы утратили почти совершенно подобающее евхаристическое сознание и относимся к совершающейся в храмах Божественной Литургии, как к одному из обрядов, и почитаем служение благодарственного молебствия или акафиста чуть ли не более важным в богослужении, то во времена подлинной церковной жизни было не так. Евхаристия в сознании древних византийцев и москвитян до XV-XVI вв. была основой и завершением всей богослужебной жизни. Последующая жизнь докончила постепенно совершавшийся процесс расцерковления быта. Всё то, что концентрировалось около Евхаристии, как центра богослужебной жизни, все таинства, молитвословия и чинопоследования Православной Церкви постепенно превратились в сознании христиан в частные требы, стали частным делом данного человека, данной семьи, до которого соборному сознанию общины, казалось бы, нет и дела. Между тем, как во времена древнейшие, апостольские, так и в период роста и расцвета церковного сознания, в Византии, да и в древней Руси дело обстояло не так. Всё, совершавшееся в церковной и храмовой жизни христиан, концентрировалось около Литургии, связывалось с ней, включалось в ее состав. Действительно: уже во времена седой древности христианства крещение катихуменов совершалось во время Литургии, во дни, особо для того предназначенные, как-то: Пасха, Рождество, Богоявление и некоторые другие. О таких «крещальных Литургиях» говорят писатели II и последующих веков (св. мч. Иустин Философ , Сильвия Аквитанка и др.). Брак и елеосвящение также включались в состав Литургии; венчание совершалось до евхаристического канона, вероятно, во время литургии оглашенных, приблизительно, около времени чтения Апостола и Евангелия, и после молодые причащались Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Скачать epub pdf Опыт служения дает нам возможность почувствовать, что, прежде всего, человек – существо литургическое. Он был создан, чтобы служить. Дарить себя и весь мир Богу с благодарностью, славословием и любовью. И в этом непрестанном дарении-жертве-служении соединяться с Богом, освящаться и жить. Разумность, независимость и другие царские качества были даны человеку не случайно. Они дают ему возможность находиться в литургических взаимоотношениях с Троичным Богом. В этом литургическом приношении человек действует “по образу Божьему” и постепенно возвышается к “подобию”. Жизнь человека в Раю – это Божественная литургия. Человек служит Святой Троице вместе с ангелами. Впав в себялюбие, человек утратил способность с благодарностью дарить себя и мир Богу и принимать участие в Райской литургии. Добровольно отлучившись от Райской литургии, человек оказался и на земле без литургии. Как “образ Божий” он перестал существовать. Но какие-то остатки и искры этой способности к литургии, имевшей место до грехопадения, остались в нем. Они подвигли его приносить жертвы и воздавать почести Богу. И даже в самом лучшем случае это служение было не полноценным, а лишь некой тенью настоящего служения. Оно не вело человека к совершенному общению и единению с Богом. Не дарило ему Духа Святого. Не избавляло от смерти. Но, тем не менее, взращивало в нем стремление к истинной Божественной литургии. Именно эти стремление и мечта давали надежду человеку, пребывающему во тьме и находящемуся в тени смерти. Любовь Небесного Отца не могла оставить человека без литургии, устроив воплощение Слова. Иисус Христос , Великий Архиерей, положил начало новозаветному сослужению. Новозаветную литургию мог начать лишь Иисус Христос , ибо только Он обладал способностью всецело отдать Себя и весь мир Троичному Богу. Жрецы существовали и во времена Ветхого Завета. Но не было жертв. Иисус Христос же олицетворяет собой совершенную жертву и совершенного жреца. Непорочного Агнца Божия, берущего на себя грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Т.И. Афанасьева К вопросу о редакциях славянского перевода Диатаксиса Божественной литургии патриарха Филофея Коккина и об авторстве его древнерусской версии Источник Содержание Южнославянские переводы Диатаксиса Русский перевод Диатаксиса Разновидности русского перевода Диатаксиса в рукописной традиции конца XIV–XV веков     Устав Божественной литургии (Διταξις τς θεας λειτουργας), составленный византийским патриархом Филофеем Коккином, стал в конце XIV в. основным регулятором совершения литургии, со временем вытеснив все остальные уставы на территории Византийской империи. До XVI в., он существовал в рукописной традиции наряду с другими уставами и претерпел ряд изменений, однако первоначальный его вариант установить возможно. Н. Ф. Красносельцев , собравший и опубликовавший различные уставы литургии XIII-XVI вв., считал, что наиболее близким к первоначальному тексту Диатаксиса патриарха Филофея (далее Диатаксис) следует считать список из библиотеки Ватопедского монастыря 133 (744) XIV в. (Красносельцев 1889:33–34.). Кроме Ватопедской рукописи, Красносельцев издал еще два списка Диатаксиса из библиотеки Пантелеймонова монастыря 421 1545 г. и 435 XVI в. Наряду с источниками, опубликованными Красносельцевым, известен список XIV в. из библиотеки Пантелеймонова монастыря 770, изданный П. Трембеласом (Τρεμπλας 1982:1–16). Этот список имеет следующее название: Διταξις τς θεας λειτουργας, ν κα τ διακονικ συντεθεσα παρ το Παναγιωττου μου δεσπτου ρακλεας κρ Φιλοθου, οτε χρημτιζεν γομενος ν τ γ κα σ κα εαγε μον τς Λαρας το μεγλου θανασου το ν τ θνι, οπου κα τατην συνθηκε. По мнению Р. Тафта, такой заголовок может свидетельствовать в пользу того, что Диатаксис был составлен Филофеем в период, когда он был митрополитом Гераклеи Фракийской (1341–1347), то есть до рукоположения его в сан патриарха (1353–1354, вторично 1364–1367) (Taft 1995:192–194]. Однако, внедрение Диатаксиса в византийское богослужение, связано со временем его патриаршества, причем, скорее всего, второго периода. Все указанные списки имеют атрибуцию патриарху Филофею, однако в них имеются некоторые различия, свидетельствующие о том, что устав литургии является текстом, который легко адаптируется к региональным особенностям богослужебной практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010