Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Смирнов Иларион Дмитриевич; 30.05.1784, с. Павлово (ныне г. Павловский Посад) Богородского у. Московской губ.- 10.10.1819, Пенза), свт. (пам. 10 окт.), еп. Пензенский и Саратовский, проповедник, церковный историк. Род. в семье Дмитрия Егорова, причетника Воскресенской ц. с. Павлова. В 1804 г. окончил Перервинскую ДС, где за кроткий нрав получил фамилию Смирнов. Затем обучался в философском и богословском классах семинарии Троице-Сергиевой лавры. С 13 февр. 1805 г. служил учителем низшего грамматического класса семинарии, с 30 авг. 1806 г., после окончания семинарского курса,- учителем высшего грамматического класса. С 9 марта 1808 г. преподавал поэзию, катехизис. 8 янв. 1809 г. назначен учителем высшего красноречия и риторики, 10 авг. того же года - учителем философии и префектом (инспектором) Троицкой ДС. Во время каникул посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , сблизился со старцем иером. Амфилохием (Яковлевым) . Благодаря ростовскому подвижнику состоялось знакомство Смирнова с гр. А. А. Орловой-Чесменской . Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в. Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в. 13 окт. 1809 г. митр. Московским Платоном (Левшиным) Смирнов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иннокентия (Кульчицкого) , еп. Иркутского, 14 окт. рукоположен во диакона, затем во иерея. 6 авг. 1810 г. возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь в сане игумена, 14 окт. того же года - московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь . Решением Комиссии духовных уч-щ от 25 окт. 1811 г. И. был переведен 22 янв. 1812 г. в СПбДА бакалавром богословских наук кафедры церковной истории. 9 июня 1812 г. возведен в сан архимандрита. С 17 июля 1813 г. исполнял обязанности инспектора академии, являлся членом ее правления, а 23 сент. того же года был утвержден ректором СПбДС и профессором богословских наук СПбДА.

http://pravenc.ru/text/389623.html

Иннокентий, святитель, епископ Пензенский и Саратовский (Смирнов Иларион Дмитриевич) († 1819, память 10/23 октября) Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника. С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков. В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис. С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии. Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха. 6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь. 22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита. В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пензенская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Пензенской области [ править править код ] Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии. В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский». Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии. В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) . Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации подвижников благочестия МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ (НЕВСКОГО; 1835-1926), ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ МЕЧЕВА (1859-1923), ИЕРОСХИМОНАХА АЛЕКСИЯ (СОЛОВЬЕВА; 1846-1928), ИЕРОСХИМОНАХА СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО (МУРАВЬЕВА; 1866-1949), 34 ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКОВ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ВАЛААМСКОЙ ОБИТЕЛИ (+1578), МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО АРСЕНИЯ (МАЦЕЕВИЧА; 1697-1772), ЕПИСКОПА ПЕНЗЕНСКОГО ИННОКЕНТИЯ (СМИРНОВА; 1784-1819), АРХИМАНДРИТА МАКАРИЯ (ГЛУХАРЕВА; 1792-1847), СВЯЩЕННИКА АЛЕКСИЯ ГНЕУШЕВА (1762-1848), ИГУМЕНА КИЗИЛТАШСКОГО МОНАСТЫРЯ ПАРФЕНИЯ (1816-1867) и об общецерковном прославлении ПРЕПОДОБНОГО ИОВА, В СХИМЕ ИИСУСА, АНЗЕРСКОГО, И ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Москва, Храм Христа Спасителя, 13–16 августа 2000 года. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Исполняя повеление Христово о возвещении людям благой вести о Пришествии в мир Сына Божия, Святая Христова Церковь ублажает тех, кто идет тесным путем смирения и терпения в Царство Небесное. На этом пути скорби и самоотречения венчаются те, кто всецело отдал себя в руки Божии, соделался доброй землей, в которую упало семя слова Божия и принесло обильный плод (Мф. 13, 1–23). " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " , – сказал Господь верующим в Него (Мф. 11, 28). Исполняя обетование, Бог в каждую эпоху христианской истории являет праведников, творит силы святыми Своими, в каждом роде благоугодившими Ему. В ХХ веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для них единственной поддержкой в скорбях. К лику таких пастырей принадлежат:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

«Господи, Ты близ нас, Ты с нами» Наставления святителя Иннокентия Пензенского Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский Святитель Иннокентий (Смирнов; 1784–1819), епископ Пензенский и Саратовский, прожил совсем недолгую жизнь – 35 лет. Богослов, проповедник, церковный историк, преподаватель… Друг и сподвижник святителя Филарета (Дроздова) , наставник архимандрита Фотия (Спасского), он отличался такою же ревностию о благочестии. При огромном объеме церковных послушаний, несмотря на высокие звания, посты и награды, святитель Иннокентий всегда сохранял глубокое смирение и мягкость своего характера. Многочисленные речи и поучения святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма. Выдержки из них мы предлагаем нашим читателям в день памяти святителя – 10/23 октября. О милосердии и милостыне Свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем все в себя, все вовлекаем в себя, к своему отягощению! В то же время для Иисуса Христа, если ничего нельзя, подайте со стола половину куска своего; только повторяю: ради Иисуса Христа, Коего хотите причаститься. Подайте нищему – найдите его, поищите, как брата или как сестру, – подайте, как Господу. Если же сам придет, поблагодарите его, что пришел, и особенно – Господа, что привел. Когда вы подадите кусок хлеба Господу, Он подаст вам исцеление. По мере вашей любви и веры будет мера и силы лекарства. О празднословии Господи! Время ли празднословия, когда все минуты недостаточны то для покаяния, то для благодарности, то для благотворения, то для молитвы, то для исправления житейских нужд! Время ли празднословить душе, которая стоит на краю бездны и одной ногой уже там, в неописанной глубине, другой же еще держится здесь для того, чтобы вместо бездны выйти к свету, на небо!

http://pravoslavie.ru/116714.html

Святитель Иннокентий Пензенский Недолгой была жизнь святителя Иннокентия Пензенского (1784–1819) – неполных 35 лет, но прошла его жизнь в сугубом духовном подвиге. Церковь помнит об этом. 23 октября в храмах на службе звучит святое имя владыки Иннокентия (Смирнова). Много сил святитель отдал христианскому просвещению. Наставлял студентов и паству: устно и письменно, благоразумным словом и живым примером. После него нам осталась книга «Богословие деятельное». О чем это богословие, и почему оно деятельное? Под деятельным богословием владыка подразумевает божественную науку о том, как «возращать сокровенного сердца человека (1 Пет. 3: 4) в мужа совершенного, в меру возраста Христова (Еф. 4: 13)» . Иными словами, деятельное богословие – это церковная наука о духовном росте человека. Наука сугубо практическая по своему назначению. Основана она на библейском откровении и на святоотеческой традиции . Мы знаем эту науку под именем аскетики. Почему святитель не воспользовался этим традиционным именованием? Бог весть. Возможно, он хотел «повысить статус аскетики», придать ей богословское звучание, а с другой стороны – подчеркнуть деятельный практический характер православного богословия. Если наша вера бездеятельна, если наше богословское знание не применяется в ежедневной жизни, то наша вера и богословие остаются по сути бесплодными. Это нехорошо. Богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова. Деятельное богословие всматривается в самую глубину человеческой жизни, в сокровенные побуждения и движения человека, в самое сердце. И богословие призвано помогать человеку на пути к совершенству – расти в меру возраста Христова. Теперь подробнее о духовном возрасте. В разъяснении этого вопроса епископ Иннокентий ссылается на Библию: « Священное Писание различает, прежде всего, три возраста сокровенного сердца человека, сравнивая возрастание его… с естественными возрастами человека: младенческим, юношеским и мужеским, или совершенным, за исключением старости, как состояния, в котором силы уже не возрастают, но постепенно оскудевают» .

http://pravoslavie.ru/74529.html

У Повного святителя (Смирнова) 22 лютого 2021 р. 19:47 21 февраля 2021 года в Спасском кафедральном соборе города Пензы состоялась презентация Полного собрания творений святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (Иларион Дмитриевич Смирнов, 1784-1819 гг.) — выдающийся церковный историк, богослов, экзегет, проповедник, педагог начала XIX столетия, ближайший духовный друг юности святителя Филарета Московского, первый святой Пензенского края. Он отошел ко Господу совсем молодым, в 35 лет, однако оставил разнообразное и оригинальное наследие. К 200-летию со дня кончины святителя Иннокентия Пензенская епархия издала первое его Полное собрание творений, в котором собраны все исторические, богословские и экзегетические труды, проповеди, заметки, стихи, письма, административные документы, а также материалы о жизни и почитании подвижника. Все сочинения публикуются по рукописям, прижизненным либо первым изданиям и снабжены современным научным комментарием. Представляемое десятитомное издание — первое полное собрание творений святителя Иннокентия. В истории Пензы полное собрание чьих-либо сочинений также издается впервые. Первые четыре тома включают «Начертание церковной истории…» — главный научный труд святителя Иннокентия. В 5-м томе представлены его богословские труды, в 6-м — проповеди, заметки, стихотворения и письма, тома 7 и 8 содержат административные документы, в 9-й и 10-й вошли документы о святителе Иннокентии, воспоминания современников, свидетельства о его почитании и прославлении. В основу издания легли документы из архивов Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Пензы и Саратова. Главный редактор Полного собрания творений — митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , ответственный редактор — Евгений Петрович Белохвостиков. В ходе презентации, состоявшейся в канун дня тезоименитства святителя Иннокентия Пензенского, митрополит Серафим выразил признательность творческому коллективу, принимавшему участие в создании собрания творений святителя Иннокентия и всем людям, благодаря кому издание десятитомника стало возможным. Глава Пензенской митрополии рассказал об испытаниях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время работы над этим проектом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5776471...

В Пензенской митрополии начались торжества, посвященные 200-летию преставления святителя Иннокентия Пензенского 25 марта 2019 г. 12:06 24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, празднование памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в Пензе. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Успенского кафедрального собора г. Пензы протоиерей Сергий Лоскутов, настоятель Покровского собора г. Пензы протоиерей Иоанн Яворский, настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин, первый проректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев, протоиерей Владимир Ольхов, иерей Сергий Червяков, ключарь Успенского собора иерей Виктор Сторожев, протодиакон Дионисий Сушко, протодиакон Владимир Красненков, протодиакон Константин Кузьминых, диакон Дионисий Коротнев. Богослужебные песнопения исполнили хор Пензенской духовной семинарии под управлением регента Надежды Грошевой и Архиерейский детский хор под управлением регента Марины Никитиной. Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Сторожев. По завершении Литургии состоялся молебен перед ракой с мощами святителя Иннокентия Пензенского. Затем митрополит Серафим обратился к пастве со словом проповеди. Глава Пензенской митрополии напомнил, что 14 марта (по н.ст.) 1819 года, в Неделю святителя Григория Паламы, в Казанском соборе Петербурга во епископа Пензенского и Саратовского был рукоположен архимандрит Иннокентий, ныне известный как святитель Пензенский Иннокентий. Его Высокопреосвященство поздравил верующих с началом торжеств, посвященных памяти святителя Иннокентия, и рассказал о торжественных мероприятиях, которые запланированы в Пензенской епархии в 2019 году по этому поводу. Завершатся празднества 23 октября, когда будет отмечаться 200-летие со дня преставления святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (в миру Иларион Дмитриевич Смирнов) родился 30 мая 1784 года в селе Павлово Богородского уезда Московской губернии. Известен как богослов, публицист, проповедник, церковный историк, педагог, противник мистицизма и масонства. В 1819 году — епископ Пензенский и Саратовский. Скончался в Пензе 10 октября 1819 года (по старому стилю). Причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. 24 октября 2000 года его мощи были обретены и перенесены в Успенский кафедральный собор города Пензы . Пензенская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Определение Юбилейного Архиерейского Собора по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых Рассмотрев доклад Председателя Комиссии Священного Синода по канонизации святых Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и представленные им подготовленные Комиссией материалы, связанные с вопросом прославления Собора новомучеников и исповедников Российских и других подвижников веры, Освященный Архиерейский Юбилейный Собор определяет: 1. Одобрить доклад Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых и деятельность Комиссии. 2. Принять текст Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 3. Принять текст Деяния Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Гнеушева (1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867) и об общецерковном прославлении преподобного Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и преподобных Оптинских старцев. 4. Правящим Преосвященным в контакте с Синодальной комиссией по канонизации святых продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/429382/

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010