СЛОВО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНИЙСКОГО



  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Об особенностях женской природы - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... (приведет к истощению организма, расстройству нервной системы и т. п.) . Все это показывает и доказывает, что похоть плоти не природное качество, ибо природное не может повреждать или мучить, а есть следствие природной испорченности, исказившей не только качества производительной силы душевно-телесного организма, но и всех других сил, включая и силы духовного порядка. На вопрос же о том, почему стыдливость не скрывает так испорченность и несовершенство других движений (энергий) и способностей человеческой природы, как это делает в отношении способности производительной, можно ответить словами блаж. Августина, что «единственная причина этого заключается в том, что во всех прочих случаях органы тела приводятся в движение не самими страстями, а сочувствующей им волей. Произнесший в гневе бранное слово или даже ударивший кого-нибудь не смог бы совершить этого, если бы его воля не привела в движение язык или руку, которыми она движет, когда пожелает, и безо всякого гнева, в то время как над детородными частями тела похоть усвоила себе такие права, что без нее они приходить в движение не могут. Это-то и составляет предмет стыда: человек охотнее снесет присутствие целой толпы, ... далее ...
Православно-христианское нравственное богословие, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Божий, воплотившись, принял на Себя все грехи человеческие, претерпев за людей все, что требовалось Божественным Правосудием. Хотя искупление человеческого рода Сыном Божьим было предопределено еще прежде сотворения мира, однако, исполнение этого дела не было совершено тотчас же после грехопадения. Необходимо было, как мы указали выше, чтобы люди в продолжение многовековой истории опытно узнали сущность зла, почувствовали свое нравственное безсилие в борьбе с ним, и сами возжаждали Божественной помощи в деле спасения, ибо «Бог мог создать нас без нас, но спасти нас без нас не может» (по словам блаж. Августина) . Затем нужно было приготовить людей к достойному принятию Спасителя, сделать их способными к свободному усвоению Его учения, что и было совершено при помощи Ветхозаветного Откровения. В определенное же время, воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившийся Господь наш Иисус Христос, будучи совершенно безгрешен и невинен, претерпел, за наши грехи, страдания и смерть. Жертва Спасителя была жертвой всеобъемлющей, искупительная сила которой охватила весь мир, все грехи, всех людей, всех времен. Для того, чтобы спастись, омыв грехи всеискупающей Кровью ... далее ...
Догматическое богословие, Раздел 4 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... о Своих делах: ... Бог больше сердца нашего и знает все ( 1Ин. 3: 20 ) . Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его ( Евр. 4: 13 ) . Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования. Одним из аспектов Божественного всеведения является предведение, т. е. знание Богом того, что для нас является будущим. По словам блаж. Августина, «признавать, что Бог существует, и в то же время отрицать в Нем предведение будущего – чистейшее безумие» 261. Поскольку Бог вечен и для Него не существует ни прошлого, ни будущего, но все есть настоящее, «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян. 15: 18 ) . Бог есть «знающий все прежде бытия его [мира]» ( Дан. 13: 42 ) . Ему [Богу] известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении ( Сир. 23: 29 ) . В связи с учением о Божественном предведении возникает вопрос об отношении Божественного предведения к человеческой свободе, «который ... далее ...
Отдел первый. Священное Писание - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и часть 10-й главы до ст. 3) , согласно Греческому тексту, в (На 33 месте в Оглавлении поставлены послания Апостола Павла, на 34 Деяния Апостольские, на 35 Соборные послания; – в печ. на 33 месте Деяния Апостольские, на 34 Соборные послания, на 35 послания Павловы, согласно с Греческим порядком.) Всё это Предисловие с принадлежащим к нему Оглавлением совершенно отлично от известных на Греческом языке обозрений книг Священного Писания: Св. Иоанна Златоуста, или Афанасия. По всей вероятности, оно написано кем-либо из учёных Западной церкви: потому что в Предисловии два раза приводятся слова блаж. Августина, и в одном случае с наименованием его (по рукоп.) Божественным, хотя заимствованные из него слова и не заключают в себе ничего особенного. Видно, что писателю он был ближе других Отцов и Учителей церкви. Статья эта переведена, вероятно, из какого-нибудь издания Библии на Немецком языке, которых было много и до Лютерова перевода 5. Потому что в Оглавлении, составляющем одно целое с Предисловием, между прочим замечено о книге Песнь песней: е҆̀сть, ѳ҃і. кни́га. и̑ нѣсть преведена на гермаⷩ҇скїи ꙗ̑зыкъ. вина ж есть, что ради, взыщи в є̑ѧ началѣ. Хотя на указанном месте ... далее ...
Православное догматическое богословие. Том 4, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... брак. У маронитов брак также признается таинством, и в числе их занимает пятое место, прежде священства и елеосвящения. Ефиопляне и абиссинцы, во многом уклоняющиеся от православной восточной церкви, согласно с нею принимают семь таинств. Даже копты, яковиты и несториане, весьма рано отделившиеся от православной церкви, остаются совершенно согласными с нею в учении о таинствах вообще и в частности в учении о таинстве брака 538. Если бы, однако, приведенный свидетельства древности кому-либо казались не довольно прямыми и достаточными для убеждения в том, что брак есть таинство, тому напомним слова блаж. Августина: «что принимает вся церковь, хотя бы то и не было утверждено на соборах, но всегда сохранялось, то несомненно передано ей апостолами» 539. § 179. Видимая сторона таинства брака и его невидимые действия. I. Таинство брака совершается в православной церкви по довольно сложному и обширному чинопоследованию. Чинопоследование это слагается из обручения и венчания. Обручение (μνηστεία) совершается троекратным благословением брачующихся перстнями с словами священнодействующего: «обручается раб Божий (или раба Божия) N раб Божией (или рабу Божию) N во имя Отца и Сына и Св. ... далее ...
Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых ...Искать в Источникеazbyka.ru
... потому что тогда еще не пострадал Господь наш на кресте за грехи рода человеческого; но эта исповедь перед таким святым мужем смиряла душу грешника, приближала ее к Богу и делала способной к принятию благодати от Самого Христа. Вот почему святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что крещение Иоанново так же приводило к крещению Христову, как Закон Моисеев приготовлял людей к Евангелию Христову. Каждый, кто крестился от Иоанна, самим погружением в воду показывал, что он, подобно телесному омовению, обязуется постоянно очищать душу свою от нечистоты телесной. В крещении Иоанновом, по словам блаженного Августина, люди не возрождались духовно, а только приготовлялись для Господа, в Котором Едином получаем мы возрождение. На эту разность указывает сам Предтеча: «я крещу вас в воде... Он будет крестить вас Духом Святым и огнем», т. е. действием благодати Святаго Духа в Таинствах Церкви. Общее стремление народа к Иоанну было так велико, что даже гордые фарисеи и саддукеи приходили к нему на Иордан. Это были две секты того времени, самые многочисленные и богатые. Фарисеи отличались строгим соблюдением разных обрядов, не только написанных в Законе Моисеевом, но и выдуманных ими ... далее ...
Древнееврейская суббота - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... истинного Бога и уклонение Израиля в идолопоклонство всегда сопровождалось нарушением субботы 330. Вследствие столь тесной связи субботы с основною истиною ветхозаветной религии, тот, кто осквернил субботу Иеговы, уже не мог принадлежать к Его избранному народу. Поэтому и говорит законодатель: „соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего“ 331. Таково было значение ветхозаветной субботы, как дня, который народ израильский должен был посвящать Иегове. Но, но словам блаж. Августина, „Бог не повелевает ничего, что приносило бы пользу Ему, а не тому, кому повелевает“ 332. Поэтому и субботний покой, будучи со стороны избранного народа жертвой Иегове, являлся в то же время для него самого великим благодеянием. Суббота была установлена „ради человека“ 333. В субботнем покое ветхозаветный народ воспринимал то благословение, которое положил Господь на седьмом дне, и вкушал блаженство и наслаждение, которое разлил Творец в этот день на все, созданное Им. Уже одно прекращение труда давало чувствовать благодетельное значение субботы. Труд падшего человека ... далее ...
Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Сей-то древний враг наш и вселяет во многих кающихся ложный стыд при исповеди; но надобно стыдиться греха, а не обнаружения его перед духовником. Да и кого стыдиться? Господь знает наши самые тайные помышления, а служитель Божий, свидетель нашего исповедания, тоже человек, и в свою очередь так же нуждается в исповеди. Чтобы получить прощение грехов от Бога, нужно иметь истинное покаяние в грехах и совершенное исповедание их. Ибо как больной не исцеляется, если не откроет своей болезни врачу, так никто не может получить прощения, если прежде не осознает своего греха перед Богом. Ибо, по словам блаженного Августина, сознание греха есть начало спасения. Посему все грехи, в коих христианин раскаивается перед священником, обещая впредь не грешить, благодатию Божиею заглаживаются, ибо покаяние названо вторым крещением. Старайтесь почаще исповедоваться духовнику своему, ничего не утаивая, с сердечным сокрушением о содеянных грехах, коими мы так много прогневляем милосерднейшего Господа; имейте твердое желание и просите помощи Божией, дабы впредь избегать грехов. Хотя никто не может о себе сказать, что он не согрешит, но надо всевозможно стараться удерживаться от грехов и ... далее ...
Византийская литургия: историко-литургическое ...Искать в Источникеazbyka.ru
... литургических вопросов. В Мозарабском миссале 137 указано народу на диаконские слова о предстоящем апостольском чтении отвечать «Благодарение Богу», а на евангельское – «Слава Тебе, Господи». По окончании того и другого чтения народ говорил «Аминь» 138. Аллилуиарий более раннего происхождения, нежели фраза «Слава Тебе, Господи», поскольку слово «Аллилуиа» по существу представляет вербальное выражение эмоций благодарности и оно, как и слово «аминь», представляющее вербальное выражение эмоций абсолютного согласия, было унаследовано христианами от апостольского времени. В этом смысле понятны слова блаж. Августина, который писал, что «„аминь» и „аллилуиа» никому непозволительно на собственный язык переводить, но всем народам должно воспевать еврейским словом» 139. Возможно, что аккламация «Слава Тебе, Господи» тоже восточного происхождения; быть может, она появилась в VI веке и западные епископы, о связях которых с востоком и, в частности, с Константинополем было упомянуто выше, заимствовали ее. Рассматривая литургию как действие, должно сказать, что эта аккламация, следуя непосредственно за аллилуиарием, усиливала выразительность момента чтения Евангелия. Опубликованный в 1912 ... далее ...
Фрейзингенские фрагменты италийского перевода ...Искать в Источникеazbyka.ru
... по другим странам западной половины христианского мира; отсюда же, следовательно, различные христианские церкви запада получали также и списки книг священных, как в подлинном их тексте, так и в переводе. Неодинаково мнение ученых относительно также и того, существовал ли в западной церкви до времени блаж. Иеронима один латинский перевод, только в различных редакциях или рецензиях, или же, напротив, существовали многие отдельные, самостоятельные переводы, явившиеся в различных странах и обязанные своим происхождением различным лицам. Разногласие это тем более замечательно, что известные слова блаж. Августина: “число переводивших свящ. писание с еврейского языка на греческий может быть указано, числа же латинских переводчиков совершенно нельзя определить” 2, – эти слова прямо и ясно, по-видимому, указывают на многие или даже на множество существовавших и употреблявшихся в различных местных церквях запада, до Вульгаты Иеронима, переводов. Еще более споров между учеными возбуждали и возбуждают слова того же Августина, в которых он из множества существовавших в его время переводов отличает один, называемый им Италийским (Itala) , как более точный и ясный: „что касается самих ... далее ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Постоянная ссылка на эту страницу: СЛОВО БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА ИППОНИЙСКОГО
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"