Видишь, что после сошествия сей досточтимой и высочайшей Силы сердца учеников были расширены к принятию величия Божественного Света и разумению истины! Ибо прежде, когда увидели, что Он шествует по воздымающимся волнам разъяренного моря, и что непостоянный путь водный делается твердым под Его Божественными стопами, (апостолы) смутишася, глаголюще, яко призрак есть ( Мф. 14:26 ). После же излияния Святого Духа уже не говорили: призрак есть, но: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово ( Ин. 1:1 ); и еще: бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущаго в мир ( Ин. 1:9 ). Один из учеников, еще не обогащенный благословением сего дара, искал Бога чрез плотские язвы в теле уже прославленном и небесном, и имел нужду в язвенных знаках гвоздей, дабы веровать непостижимому Божеству. Но, исполнившись научения от Святого Духа, другой уже с уверенностью восклицал: еже бе исперва, еже слышахом, еже видехом очима нашима, еже узрехом, и руки наша осязаша, о Словеси животнем:... и возвещаем вам живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам ( Ин. 1:1–2 ). И апостол Павел, обогатившийся ниспосланием такого величия, с верой свидетельствовал: аще же и разумехом по плоти Христа, но ныне ктому не разумеем ( 2Кор. 5:16 ). Блаженный Петр пред самым наступлением Господних страданий, не желая разлучиться со Христом телесно, но еще не исполняясь вдохновения Божественного Утешителя, извлек меч на предателя и воинов, и думал, что нужно отражать силу силой. Но Стефан, исполненный Святого Духа, искал Христа уже не на земле, а видел славу Божию в отверзстом небе, и не помышлял об отмщении, но молился и взывал о своих гонителях: Господи, не постави им греха сего ( Деян. 7:60 ). До пришествия Святого Духа, в самое время креста, одни из учеников убегают, другие боятся голоса рабыни, и в страхе, объявшем их сердца, отрекаются от своего Господа; но после просвещения и утверждения от Святого Духа, когда были мучимы в темнице и терпели раны, идяху радующеся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти ( Деян. 5:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И те, которые с клятвой отвергались Христа, ныне радуются в страданиях, за Него подъятых. Те, которые прежде устрашались слов, ныне укрепляются в страданиях и муках, исповедуют Христа не только словами, но и делами, свидетельствуя о силе своей любви кровно, и, будучи согреваемы и воспламеняемы вином Господней любви, восклицают: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас ( Рим. 8:18 ). Да не подумаем, что только одни апостолы приняли тогда сие новое вино: им ежедневно напояются сердца верующих и души обращающихся к Богу. Так, видим, что часто из желания спасения, многие оставляют родителей и отечество, никем не побуждаемые уходят от родины и родных, и, соделавшись мертвыми для мира, ищут других духовных родителей, и, бывше прежде высокими и гордыми, возлюбляют смирение, отвращаются от гордости, желая быть тем, что прежде презирали, и, ненавидя то, чем прежде были; не любят настоящего и желают будущего, – презирая суету временного, воздыхают о небесном оном отечестве. Души, упоенные этим духовным вином, во всем изменяются, – противополагают роскоши воздержание, сладкому сну – бдение, богатству – бедность, предпринимают тяжкие подвиги против греха, отсекают вожделеннейшие удовольствия, любят своих врагов и благословляют ненавидящих, не злословят обидящих, не раздражаются на оскорбляющих, не оскорбляются поношением, – словом, не чувствуют ничего такого, ради горячей любви Святого Духа и вечного воздаяния. Итак, мы, ежегодно празднующие день Сошествия Святого Духа, будем призывать Его ежедневно, и, желая удостоиться толикого посещения, очистим, прежде всего, храм души нашей от недостойных вожделений плотских, от владычества гордыни, от зловония тщеславия, от нетерпимого состояния души ни теплой, ни холодной. Будем ежедневно уготовлять сей дом к принятию Небесного Царя, украсим его цветами благих нравов, исполним приятным и драгоценным благовонием чистоты, веры и сердечного сокрушения, возжегши фимиам любви, да разрушивши в себе обиталище диавола, переменимся в храм Божий, – и Божественный Гость, довольный великолепным угощением, сотворит в нас постоянное и непременяемое жилище. Для того Святой Дух и нисшел к нам, чтобы мы могли восходить к Господу Иисусу, Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь 116 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

В третьем разделе, связанном с рецепцией идей Иппонийского епископа в русском богословии, представлены статьи Н. Ю. Суховой – об изучении наследия блаженного Августина в русском богословии в целом и в духовно-академической среде в частности; и протоиерея Павла Хондзинского – о преломлении этого наследия в трудах русских «лаических» богословов. В этом же разделе предложены работы Μ. В. Дмитриева (МГУ) и Μ. А. Корзо (ИФ РАН) о блаженном Августине в традициях московской и киевской книжности XVI– XVII вв. Руководство и сотрудники Научного центра истории богословия и богословского образования надеются, что секции, посвященные личности и наследию блаженного Августина , станут постоянной составляющей Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. A это, в свою очередь, будет способствовать формированию творческого коллектива исследователей, готовых обсуждать научные проблемы, разрабатывать общие проекты и открывать новые перспективы в изучении идей самого Иппонийского епископа и их рецепции в западной и восточной традиции. Блаженный Августин и его эпоха П. Б. Михайлов. Богословие истории блж. Августина В предлагаемом тексте размечаются основные параметры философской рефлексии об истории как антропологической науке и констатируются недостаточные возможности ее самооценки силами одной лишь философской рациональности. Восполнение этого недостатка может быть осуществлено богословскими усилиями, основываюшимися на христианском Откровении. Как показывает анализ различных древних текстов и современных исследований, блж. Августин сказал в этом отношении первое веское слово, значение которого продолжает оставаться ценным до сих пор. Историческая рефлексия Августина, богато представленная в его многочисленных текстах, раскрывает его понимание истории как науки о человеке и предоставляет возможности обнаружения в ней трансцендентных, или эсхатологических, смыслов, получаемых средствами богословской эпистемологии. Считается, что богословие истории как специальный тип богословской рефлексии – это порождение христианской мысли XX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Звезда привела волхвов на то место, где Слово Божие стало Отрочатем. Но здесь должно устыдиться богохульное безумие и это невежественное знание, которое утверждает, будто Христос родился по определению звезд, потому что в Евангелии описывается, что волхвы увидели на востоке звезду при Его рождении. Это ложно и в отношении к людям, которые рождаются не так как родился Сын Божий, – рождаются не по своей собственной воле, а по условиям смертной природы. В отношении к Сыну Божию это тем более ложно; ибо право верующий во Христа уверен, что и никто таким образом не рождается. Христос же явился не как под владычеством звезды, а как Владыка ее: она не держалась своего пути на небе, но тем, которые искали Христа, показывала путь даже до места, где Он родился. Поэтому не она произвела чудесную жизнь Христа, а Христос сотворил чудесное явление ее; она не имела чудного влияния на Христа, но Христос присоединил ее к своим чудесам. Рожденный от матери показал с неба земле новую звезду, – Он, рождаюшийся от Отца и создавший небо и землю. При Его рождении воссиял в звезде на небе новый светъ, – при Его смерти погас древний свет солнца. При Его рождении, земнородные явились в новом достоинстве, – при смерти, преисподние ощутили новый страх. При его воскресении, ученики возгорели новою любовью, – при вознесении, разверзлось небо с большею против прежнего покорностью. Станем же проводить тот день, в который волхвы первые из язычников, познав Христа, поклонились Ему, – с таким же благоговейным торжеством, с каким провели день, в который пастыри Иудейские увидели Рожденного. Ибо Господь и Бог наш Сам, избрав из Иудеев Апостолов в пастыри, для того именно и избрал их, чтобы чрез них привести грешников от язычества к блаженству. Аминь 99 . 99 При чтении сего слова должно иметь в виду, что в Западной Церкви главнейшим предметом праздника Богоявления издревле было воспоминание поклонения Спасителю восточных мудрецов См. „Воскресн. Чтен”. I (1837–1838) г., стран. 235–237. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Уразумеем здесь, возлюбленные братие, что это есть тот Святой Дух, Которым любовь Божия изливается в сердца наши. И так как любовь имела собрать Церковь Божию во всей вселенной (что возможно было и одному человеку тогда, когда он, получив Святого Духа, говорил всеми языками), то собранное Святым Духом единство Церкви и говорит всеми языками. Посему, если кто спросит кого-либо из нас: «ты получил Святого Духа, почему же не говоришь всеми языками?» Отвечать должно: «я говорю всеми языками, потому что состою в Церкви, в том теле Христовом, которое говорит всеми языками». И подлинно, что другое знаменовал тогда Бог, как не то, что, имея Святого Духа, Церковь Его будет говорить всеми языками? Так исполнилось то, что обетовал Господь, когда сказал: ниже вливают вина нова в мехи ветхи:... но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется ( Мф. 9:17 ). Справедливо (в известном отношении), слыша говорящих всеми языками, некоторые говорили: вином исполнени суть ( Деян. 2:13 ). Апостолы, действительно, стали мехами новыми, как обновленные благодатию святости, исполнились новым вином, то есть, благодатию Святого Духа, воскипели даром глаголания на всех языках, и этим очевиднейшим чудом предъизобразили вселенскую Церковь , имевшую быть во всех народах. Посему правильно мы признаем еретиков не имеющими Святого Духа, так как они отделяют себя от тела, которому дано вещать во всех народах всеми языками. Итак, возлюбленные, празднуйте сей день, как члены единого тела Христова. Не тщетно вы празднуете тогда, когда сами входите в состав того единства Церкви, которое есть предмет вашего празднования, – когда вы держитесь той Церкви, которую Господь, исполняя Святым Духом, признает Своей во всем мире, где она возрастает, – которой и Сам познается, как Жених невестой. Вам–то, находящиеся во всех народах, вам, Церковь Христова, члены Христовы, Тело Христово, Невеста Христова, говорит Апостол: терпяще друг другу любовию ( Еф. 4:2, 3 ). Заметьте, как, заповедуя нам терпеть друг друга, (Апостол) внушает любовь, а упоминая о единении духа, указывает на союз мира. Таков – дом Божий, созданный из живых камней, в котором благоволит обитать Великий Домовладыка и Отец; да не оскорбляем взора Отца видом разрушения и разделения! Аминь 118 . Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Итак, они восхваляют Его подобающим им образом: восхвалим же Его и мы с глубочайшим смирением по дарованной нам благости. Они – служебные силы Его ( Евр. 1:14 ; Псал. 102:21 ); и мы – творение рук Его и люди пажити Его ( Псал. 18:2; 94:7 ). Он преисполнил трапезу их на небе, благоволил и к нам на землю снизойти и невместимый заключил Себя в ясли наши. Он – исполнение трапезы их потому, что в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово; а исполнение наших яслей потому, что Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоанн. 1:1, 14), ибо, чтобы человек мог вкушать хлеб Ангельский, для сего Творец Ангелов соделался человеком. Они восхваляют Его самою жизнью, а мы – верою; они – полнотою блаженства, а мы – упованием; они – достижением цели, а мы – стремлением только; они – как вошедшие уже в царство славы и торжествующие, а мы – как толкущие в дверь оного и еще воинствующие. И кто из людей познает все сокровища премудрости и разума, сокровенные во Христе ( Кол. 2:3 ) и заключенные в нищете плоти Его? – нас бо ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся ( 2Кор. 8:9 ). Ибо когда Он благоволил приобшитися плоти и крови, подлежавшей смерти, и за всех вкусити смерть, да смертью Своею упразднит самую державу смерти ( Евр. 2:9, 14 ); то явил Себя в нищете; но Он же обещал не только возвратить утраченные, а даровать неизглаголанные блага и в грядущем веке ( 1Кор. 2:9 ; 2Кор. 12:2–4 ). Коль многое множество благости Его, юже скрыл есть боящимся Его, соделал же уповающим на Него ( Псал. 30:20 )! Отчасти бо разумеем..., доколе не приидет совершенное ( 1Кор. 13:9, 10 ). А чтобы сделать для нас доступными эти блага и нас самих способными к восприятию оных, Он, будучи равен Отцу в образе Бога, принимает зрак раба в подобие нам и преобразовывает нас в подобие Богу, и таким образом Единородный Сын Божий, соделавшись Сыном Человеческим, творит сынов человеческих сынами Божиими и из рабов свободными, т. е. способными и доступными к созерцанию образа Божия. Чада бо Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Вот – те сокровища премудрости и разума во Христе, сокровенные и те неизреченные блага Божественные, которые вполне удовлетворят нас! Вот – то многое множество благости Господней, которое всесовершенно насытит нас! Итак, покажи нам Отца, Господи, и довлеет нам ( Ин. 14:8 ), как говорил некогда Тебе один из Апостолов Твоих, или, как сказал и ранее того Псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал. 16:15 ). Но Он и Отец едино суть ( Ин. 10:30 ), и видевый Его, виде и Отца, яко Он во Отце, и Отец в Нем есть ( Ин. 14:9–11 ); следственно, Господь сил, Той есть Царь славы ( Псал. 23:10 ), и Спасаяй нас просветит лице Свое на рабов Своих, – и спасемся ( Пс. 30:17; 79:4 ). Здесь заключается вся полнота нашего блаженства. Да речет же Ему сердце наше: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лицо Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от Мене ( Псал. 26:8, 9 ). И Он Сам скажет нам в ответ: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; и аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:21, 23 ). Конечно, видели Его собственными очами те, коим Он глаголал сие, и собственными ушами слышали глас Его, и судили о Нем, как человеке, по-человечески же; но Он обещал явить Самого Себя с такими благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уютова любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), т. е. чего мы в жизни сей и постигнуть не можем. Итак, пока это сбудется, пока Он явит то, что долженствует всесовершенно удовлетворятъ нас, пока снемы от хлеба животнаго, да не имамы взалкатися никогдаже, и испием от воды живыя, да не имамы вжаждатися никогдаже ( Ин. 4:10, 14; 6:35, 51 ), мы, доколе алчем и жаждем вечной правды, горя неизъяснимым желанием наслаждаться бесконечным созерцанием красоты образа Божия, будем славить с глубочайшим смирением день рождения Его по крайней мере в зраке раба, доступном для нас. Еще не можем мы постигнуть предвечного рождения Его от Отца; так почтим достойно хотя временное рождение Его от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Торжествуйте, вдовицы Христовы: Тому, Кто сотворил девство благоплодное, вы посвятили воздержание преподобное. Торжествуй и чистота супружеская, торжествуйте все верно сожительствующие супругам; что потеряли вы по телу, сохраняйте в сердце. Когда нельзя уже иметь целости телесной, то да будет девою в вере совесть, подобно тому, как дела есть вся Церковь . В Марии благочестивое девство породило Христа; в Анне вдовство долголетнее познало младенца Христа; в Елисавете воинствовала для Христа чистота супружеская и чадородие старческое. Все степени верных членов принесли Главе то, что, по благодати Ее, могли принесть. Посему, имея Христа как истину, мир и правду, зачните Его верою, породите делами: да будет сердце ваше для закона Христова тем же, чем утроба Марии была для плоти Христовой. Не принадлежите ли вы к рождению Девы, когда вы – члены Христовы? Вашу Главу родила Мария, а вас – Церковь , ибо и Церковь есть мать и дева, мать по утробе любви, дева по целости веры и благочестия. Она рождает народы, но это – члены единого Того, Коего она – тело и супруга: имеет сходство с девою и в том, что во многих она – матерь единства. Итак, все единодушно, в чистых мыслях и святых чувствованиях, да празднуем день Рождества Господня, – день, в который, как в начале сказали мы, Истина от земли возсия. Вот, совершилось и то, что следует в том же псалме: Тот, Кто воссиял от земли, то есть, родился по плоти, как с неба пришедший и превысший всего, когда восшел ко Отцу, тогда, без сомнения, и яко правда с небесе приниче. Ибо о сей правде воспоминает Он Сам, когда обещает Святого Духа: Он, говорит, обличит мир о гресе и о правде и о суде. О гресе убо, яко не веруют в Мя: о правде же, яко ко Отцу Моему иду, и ктому не видите Мене ( Ин. 16:8–10 ). Вот, правда, которая с небесе приниче. От края небесе исход Его, и сретение Его до края небесе ( Пс. 18:7 ). Дабы кто-либо не презирал истину за то, что она произошла от земли, когда яко Жених изшла от чертога своего, т. е. от утробы девической, в которой слово Бога, некиим неизреченным союзом, соединилось с природою человеческою, – дабы, говорю, кто не презирал сего, и дабы о Христе, хотя чудесно рожденном, чудном учением и делами, для подобия плоти греха, подумал не более, как о человеке, – для того, после слов: яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь, тотчас приложено: от края небесе исход Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Христово. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Внемлите, сыны света, сыны Царствия Божия, братия возлюбленные, внемлите со всею готовностью, возрадуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала ( Псал. 32:1 ). Внемлите тому, что вы познали; возобновите в своей памяти то, что вы слышали; возлюбите, во что уверовали; восхвалите, что возлюбили. Так как мы ежегодно празднуем настоящий день, то вы и ожидаете ныне приличного сему дню слова. Родился Христос – Богочеловек. Бог от Отца, человек от Матери: от Отца предвечно, от Матери девственно; от Отца без матери, от Матери без отца; от Отца вне всякого времени, от Матери без семенного зачатия; от Отца – как начало и источник жизни, от Матери – как разрушение и попрание смерти; от Отца сотворивший времена и устроивший самые дни, от Матери освятивший день. И в самом деле, Он предпослал Предтечу Иоанна, долженствовавшего родиться в то время, когда дни начинали уменьшаться; а Сам благоволил родиться тогда, когда дни начали увеличиваться; этим как бы предызобразилось то, что сказал о Нем тот же Иоанн: Оному подобает расти, мне же малитися ( Ин. 3:30 ). Ибо жизнь человеческая должна сама в себе оскудевать и иссякать, а во Христе преспевать и восполняться, да живущия не чтому себе живут, но умершему за них и воскресшему ( 2Кор. 5:15 ), и та скажет каждый из нас с Апостолом: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос ( Галат. 2:20 ). Оному бо подобает расти, мне же малитися. Восхваляют Его достойно все Ангелы Его, для коих Он – вечная пища, оживотворяюшая их нетленным брашном: ибо Он есть Слово Божие, Коего жизнью они живут, Коего вечностью живут и никогда не престанут жить, Коего благостью живут и всегда наслаждаются блаженством. Они достодолжным образом восхваляют Его, Бога у Бога, и славословят в вышних Бога; мы же людие Его, и овцы пажити Его ( Псал. 94:7 ); мы, слабые и немощные, но примиренные по благоволению Божию, воспоем песнь мира. Ибо торжественная песнь нынешняя, – это пренебесное славословие, воспетое рождшемуся нам Спасителю: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лук. 2:14 ), – в первый раз воспета самими Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово в день Св. Пятидесятницы (О благодатной перемене, совершаемой в человеке дарованием Святого Духа). Блаженного Августина, епископа Иппонийского После той необычайной и славной победы, которую стяжал в мире Поборник за всех, – после того, как Он не только извел из преисподней немощное естество наше, но и вознес его на высоту Своего царствия: в сей день даровал Святого Духа, о Котором еще прежде говорил Своим апостолам: и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам ( Ин. 14:16 ), – иного, а не меньшего, т. е. имеющего такую же славу и то же существо. Как велика и несказанна любовь Искупителя! Он вознес на небо человека, а на землю послал Бога. Как велика заботливость Творца о восстановлении Своей твари! Опять посылается свыше новое врачество; опять Царь благоизволяет посетить Своих недужных; опять Божество соединяется с человеком, чтобы особенной силой Св. Духа довершить те благодеяния, которые предначал Искупитель Господь: освятить то, что Он искупил, – сохранить, что приобрел, и таким образом единством благодати и дара показать единство Божества. Итак, Дух Святой нисшел в уготованные Себе храмы – святых апостолов, и не как временный Посетитель, но как постоянный Утешитель и вечный Сожитель. Ибо, как о Себе Иисус Христос говорил апостолам: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:20 ), так и о Святом Духе: Утешителя даст вам, да будет с вами в веке ( Ин. 14: 16 ). Размыслим здесь, что могло быть прибавлено к совершенству апостолов чрез принятие Святого Духа. Была в них вера, но еще не было твердой уверенности; они могли проповедывать Христа во вселенной, но еще не имели силы подвизаться за Христа до смерти. Уже взят был от очей их Господь Иисус, Который утверждал их Своим словом, беседуя уста к устам, и назидал силой чудес. Когда они были с Ним, легко веровали видимому: ибо вера была вспомоществуема зрением, находила утверждение в совершавшихся делах, питалась знамениями и силами. Но когда Господь Иисус, взятый от очей их, вознесся на небо, – их смущенные умы не могли достойно размышлять о небесном и вечном, и их тесные сердца не умели вместить в себе величия Божественного смысла, что и Сам Господь, еще будучи в теле, внушал им, говоря: много имам глаголати вам, но не можете носити ныне: егдаже приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин. 16:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010