Исповедь В издательстве Сретенского монастыря вышла книга блаженного Августина Иппонийского " Исповедь " . Исповедь/Пер. с лат. М. Е. Сергеенко; вступ. ст. диак. А. Гумерова. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. – 320 с. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Так взывает к Богу епископ североафриканского города Гиппон блаженный Августин. «Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя». Все свои долгие поиски, весь свой непростой путь к Богу Августин излагает в своей «Исповеди» как в пламенной молитве Господу. Автобиографическая повесть «Исповедь» была написана Августином по просьбе епископа итальянского города Нола святителя Павлина, к которому наши святцы прилагают прозвание «Милостивый» (память 23 января старого стиля). «Исповедь» была написана, вероятно, в 397–400 годах, спустя десять лет после обращения Августина ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Аврелий Августин родился 13 ноября 35 4 года в Тагасте в Нумидии, в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, тогда как отец Августина принял крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен. Августин получил хорошее образование, но из-за недостатка средств у родителей в оплате обучения участвовали благотворители. Начальное образование Августин получил в родной Тагасте, затем он продолжил свое образование в грамматической и риторической школе соседнего города Мадавра (363–366 гг.). Для продолжения образования в 369 году будущий святитель отправляется в столицу латинской Африки Карфаген. Здесь водоворот разгульной жизни затянул юношу, от незаконной связи у него рождается сын Адеодат (беседе с ним Августин посвящает свой диалог «Об учителе»). Чтение Цицерона пробуждает в Августине «любовь к мудрости» и подвигает его к духовным исканиям. Тогда же он читает и Священное Писание, однако слово Божие не производит на него тогда благоприятного впечатления (это часто объясняют грубостью современного ему перевода – Италы). Здесь же в Карфагене начинается увлечение Августина манихейством, продлившееся около десяти лет. По завершении образования в 373 году он возвращается в Тагасту, где преподает грамматику и риторику. В следующем году Августин переезжает в Карфаген и там продолжает преподавание и научную деятельность. Примерно в это же время Августин предпринимает свой первый литературный философский опыт – пишет трактат «О прекрасном и соответственном», ныне утерянный. Очарование манихейством постепенно проходит, Августин начинает сознавать его несостоятельность. Следующим интеллектуальным увлечением Августина становится скептицизм Новой академии, а затем – неоплатонизм. 

http://pravoslavie.ru/6054.html

Калуга, изд-во Н. Бочкарёвой, 2002, стр. 208 – 227. Протоиерей Кирилл Копейкин. Что есть реальность? Размышления над произведениями Эрвина Шредингера. СПб, изд-во Санкт-Петербургского университета, 2014, 138 стр. Рацш Д. Религиозные корни науки (перев. с англ.)//Стюарт М., Печерская Н.А. (ред.). Наука и религия в диалоге. Сборник научных статей. Т. 1. СПб, изд-во Высшей религиозно-философской школы, 2014, стр. 44 – 65. Св. блаженный Августин. О граде Божием. Книга восьмая (перев. с лат.)//Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. Ч. 4. Издание второе. Киев, 1905а (фототипическое издание изд-ва «Жизнь с Богом», Bruxelles, 1974), стр. 1 – 60. Св. блаженный Августин. Против академиков (перев. с лат.)//Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. Ч. 2. Издание второе. Киев, 1905б (фототипическое издание изд-ва «Жизнь с Богом», Bruxelles, 1974), стр. 1 – 104. Св. блаженный Августин. О книге Бытия буквально. Книга неоконченная (перев. с лат.)//Творения блаженного Августина, Епископа Иппонийского. Ч. 7. Издание второе. Киев, 1912 (фототипическое издание изд-ва «Жизнь с Богом», Bruxelles, 1974), стр. 96 – 141. Св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев (перев. с греческого)//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. I. М., 1845, стр. 1 – 174. Св. Григорий Богослов. Слово 6 о мире, произнесённое в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих (перев. с греческого)//Григорий Богослов. Собрание творений. Т. I. Минск, изд-во «Харвест» – М., изд-во «АСТ», 2000, стр. 175 – 191. Св. Григорий Нисский. О Шестодневе. Слово защитительное брату Петру (перев. с греческого)//Творения святого Григория Нисского. Ч. 1. М., 1861, стр. 1 – 75 (Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при МДА, т. 37). Св. Григорий Нисский. Об устроении человека (перев. с греческого)//СПб, изд-во «Аксиома», 1995, 174 стр. Св. Ефрем Сирин. О рае (перев. с сирийского)//Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина.

http://bogoslov.ru/article/5350478

Аналогичное по смыслу толкование Рим. 14:5 мы находим и у святителя Мефодия Патарского («О воскресении, против Оригена»). - Григорий Чудотворец, святитель и Мефодий, епископ и мученик. Творения. - Репр. - М.: Паломник, 1996. - (Библиотека отцов и учителей Церкви), с. 225. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 45//Творения: Пер. с новогреч.: В 3 тт. - Т.1: Слова 1-52. - Репр. - М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992, с. 367-373. Григорий Синаит, преподобный . Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, - еще же - о помыслах, страстях и добродетелях, - и еще - о безмолвии и молитве//Добротолюбие в русском переводе, дополненное. - Т. 5. - Репр. - Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1966, с. 131. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. СПб.: Центр духовного просвещения, 1995, с. 17-19. См.: Феодорит блаженный, епископ Киррский. Изъяснения трудных мест божественного Писания, по выбору//Творения. Ч. I. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905, с. 20-21, 37. (Вопросы 19, 38). Августин, блаженный. О книги Бытия, буквально [«книга не оконченная»]//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с.142. Подобные высказывания данного святого отца мы можем встретить и в других его произведениях. См.: Августин, блаженный. О книге Бытия, буквально, в 12 книгах (книга 6, п. 33)//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1912, изд. второе. - (Библиотека творений святых отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии), с. 62; О книге Бытия против манихеев (книга 2.19.29), цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11./Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Э. Лаута и М. Конти/Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. - Тверь: Герменевтика, 2004, с. 113-114. Григорий Чудотворец, святитель и Мефодий, епископ и мученик . Творения. - Репр. - М.: Паломник, 1996, с. 210-211.

http://bogoslov.ru/article/565396

— Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. Киев, 1912. — С. 140–141. См. также объяснение блаженного Феодорита: поскольку Бог “созидал разумное живое существо, которое после многих родов имел обновить таинством святого крещения, совершаемым чрез призывание Святые Троицы, то, намереваясь создать сие естество, которое могло бы принимать оное таинство, прикровенно изобразил и тождество сущности и число Лиц. Ибо, сказав: рече Бог, дал разуметь общение Божественного естества, а присовокупив: сотворим, дал видеть число Лиц. Так и далее, слово образ употребив в единственном числе показал тождество естества: сказав же нашему, изобразил число Ипостасей”. — Творения блаженного Феодорита, епископа Киррского. Ч. 1. Сергиев Посад, 1905. — С. 23. Согласно наблюдению В. Н. Лосского, “мысль святых отцов избегает ограничивать то, что в человеке сообразно Богу, какой-либо одной частью его существа. Библейское повествование, действительно, никак не уточняет того, что именно в человеке по образу Божию, но говорит о самом его сотворении, как об особом акте, отличном от создания прочих существ”. — Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. — С. 88–89. Так, думается, следует переводить данное выражение (t(o arcik(onkai exousiastik(ontou anyr)wpou). Среди многочисленных древнецерковных писателей, придерживающихся подобной точки зрения, можно указать, например, Диодора Тарсийского, который на вопрос, почему человек является образом Божиим, отвечает, что об этом свидетельствует начальствующее и самовластное положение человека среди прочих тварей (kat(at(o arcik)on, kat(at(o exousiastik(on), ссылаясь на последующие слова Быт 1:26 (“да владычествуют”). Далее он замечает: как Бог царствует над всем тварным миром (twn olwn), так и человек — над тварями земными (twn epighqbasile)uei). См.: Catenae graecae in Genesim et in Exodum. II. Collectio Coisliana in Genesim/Ed. F. Petit//Corpus Christianorum. SeriesGraeca. Vol. 15. Turnhout, 1986.

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Изд-во им. Игнатия Ставропольского, 1997. Слово на текст " Отпущайте, и отпустят вам "http://Опыт тысячелетия: Средние века и эпоха Возрождения: Быт, нравы, идеалы. – М.: Юристъ, 1996. Слово о разорении города Рима/Предисл. и пер. с лат.: С.А. Степанцов//Вестник древней истории. - М., 2001. с. 245-250. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским//Сборник проповеднических образцов (Проповеди свято-отеческие и церковно-отеческие). – М., 2001. (Репринт издания 1912 г.). Творения (Том второй): Теологические трактаты/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том первый): Об истинной религии/Составление и подготовка текста: С.И. Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том третий): О граде Божием (кн. 1-13)/Составление и подготовка текста:  С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения (Том четвертый): О граде Божием (кн. 14-22)/Составление и подготовка текста: С.И.Еремеев. – СПб.: Алетейя, 1998. Творения Блаженного Августина епископа Иппонийского. - Киев, 1901-1915. Ч. 1-8. Творения. – М.: Паломник, 1997. (Библиотека отцов и учителей Церкви. – Кн. 5). Толкование на псалом 125-й/Пер. с лат., коммент.: С. А. Степанцов//Альфа и Омега. -  М., 1997. 2(13). Толкование на псалом сто двадцать пятый/Пер.  с лат.: С.Степанцов//Патристика. Новые переводы, статьи. – Нижний Новгород, 2001. – Вып. 1.  Цветы благодатной жизни. – СПб.: Библия для всех, 1997. Шесть книг о музыке. Книга первая/Пер. с лат.:  В.П.Зубов//Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения/Составление текстов и общая вступительная статья В.П. Шестакова. – М.: Музыка,1966. Энхидрион, или о вере, надежде, любви. – Киев, 1996. Фрагменты сочинений//Антология мировой правовой мысли в 5-ти томах. – М.: Мысль, 1999. – Т. II: Европа V – XVII вв. Фрагменты сочинений//Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М.: Мысль, 1997. Фрагменты сочинений//Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч. 2.

http://bogoslov.ru/person/2529560

- Электронный ресурс: http://www.sedmitza.ru/text/443634.html . Работа издана под псевдонимом: Павлович А . Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1898, с. 8, 68-69. Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. - М., 1999, сс. 53-54. Таким образом, некоторые современные апологеты, после прекращения эпохи гонений и духовного рабства нападающие на «мирскую науку», вместо того, чтобы использовать ее во благо Церкви, там где это уместно, поступают крайне неразумно! Василий Великий, святитель . Беседы на Шестоднев. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902, с. 137. «Я же червь есть, а не человек. Червь, а не человек: поистине человек есть червь; но тот Червь, а не человек. Отчего же не человек? Потому что Бог. Чего ради так себя смиряет, что говорит «Червь»? Не потому ли, что червь из плоти без соития рождается, как Христос от Марии Девы? И червь и, однако, не человек. Почему червь? Потому что смертный, потому что из плоти рожден, потому что без соития рожден. Почему не человек? Потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово». - Августин. Толкования на Псалмы, 174 - Беседа II, 168(I). Электронное издание: PL, T. 36. (PLD - version 5.06 © 1993-1996). Ср. с гимном преподобного Ефрема Сирина: « Духом червю уподоблен (Пс. 21:7),//Он, как безмужно рожденный.//Ныне понятен стал образ,//Святым Духом изображенный ». - Ефрем Сирин, преп . Гимны (Мадраша) на Рождество. (Перевод с сирийского и вступительная статья прот. Л. Грилихеса).//Богословский вестник, издаваемый МДАиС. - Сергиев Посад., 2006. - 5-6. - С. 21. « ... семя присуще как травам и деревьям, так и животным, впрочем, не всем. Ибо наблюдением дознано, что некоторые из них рождаются из воды и земли так, что у них нет пола, а потому семя их заключается не в них самих, а в тех стихиях, из коих они происходят. Ибо многие из них являются или от повреждения живых тел, или от нечистоты, испарений и разрушения трупов, иные - от гниения дерев, а другие - от порчи плодов... ». Августин, блаженный . О книги Бытия, буквально, в 12 книгах: Книги I-IV//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Книга 20) - Киев, 1893, с. 234, 236.

http://bogoslov.ru/article/565396

Наконец, для современной библейской археологии, изучающей древнейшего человека и его прародину, важна так же и смена представлений о характере т. н. «неолитической революции». Сам термин, введенный в широкий обиход английским археологом В.Г. Чайлдом в 1925 г., обозначал переход первобытного общества от собирательства и  охоты («присваивающего хозяйства») к земледелию и скотоводству. Автор имел в виду некие качественные изменения в экономике, подобные промышленной революции  XVIII-XIX вв. в Европе с.23-35]. В настоящее время исследователи считают, что само по себе скотоводство и земледелие могло занимать определенное место в жизни человека и гораздо ранее Х тысячелетия. С другой стороны, при низкой плотности населения этот процесс не имел экономических преимуществ но предположительно носил узко религиозно-культовый с.94-122]. Все это в целом может объяснить относительную редкость находок артефактов, относящихся к более ранним эпохам.   Таким образом, наличие устойчивого церковного предания и древность останков «сапиентных» форм в районе Палестины, Ближнего Востока позволяет предположить наличие библейской альтернативы африканскому «центру» возникновения и расселения человечества. Вместе с тем, исследование вопроса показывает всю его сложность. Особенно затруднительно для Библейской археологии на данном этапе ее развития построение частных, детальных антропологических интерпретаций. Проблема обусловлена в первую очередь тем, что обилие накопленных к настоящему моменту научных фактов лишь мнимое. «Книга естественного Откровения» еще не только не прочитана, но и, по всей видимости, только начинает раскрываться перед нами.     Список источников и литературы Августин, блаженный. О книги Бытия, буквально, в 12 книгах: Книги I-IV//Творения блаженного Августина епископа Иппонийского. Ч. 7. (Библиотека творений св. отцев и учителей Церкви Западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии.) - Киев, 1893. - С. 153-296. Афанасий Великий, святитель. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти//Творения. Т. I. - М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - С. 191-264. - Репр.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902.

http://bogoslov.ru/article/278183

Св. Василий Великий, в ответ на извещение его о посвящении Амвросия, написал письмо, в котором благодарил Бога за избрание. «Бог, соделавший пророка из пастуха Амоса, — пишет вселенский учитель в этом письме, — теперь соделал епископа из Амвросия, человека благородного происхождения, высокого сана, возвышенного характера и изумительного красноречия, который тем не менее презрел все эти земные отличия, чтобы приобресть Христа… Мужайся же, о муж Божий». епископ Киррский, — церковный историк V века. 1-й — Римский папа с 366–384 г.; известен в истории Церкви своими ревностными трудами в защиту православия в борьбе с арианством и другими ересями. Амвросий слушал устные наставление сего Симплициана, которого любил, как своего отца, который имел огромное влияние на образование Амвросия в деле веры и впоследствии сделался его преемником по епископской кафедре в Медиолане (Милане). Кроме того, Амвросий ревностно читал и изучал творения знаменитого Оригена, Дидима, святого Василия Великого, с которым находился в близком дружественном общении, святого Григория Богослова и других выдающихся отцов и учителей Церкви. По словам блаженного Августина, впоследствии епископа Иппонийского и знаменитого учителя Церкви, обращенного из язычества в христианство святым Амвросием, последний сидел в своем доме в течение коротких промежутков непрерывных занятий, устремив свои глаза на книгу и забывая о всем, что происходило вокруг него. При таких ревностных занятиях, обладая высокими способностями и знанием светских наук, особенно же греческой литературы, Амвросий оказал в короткое время удивительные успехи и в христианской науке. среди этого подвига и скончался — по одним в 378 году, по другим позднее (Римская церковь чтит его в святых 17 сентября, равно как и сестру святого Амвросия Марцеллину под 17 июля). — Сам же Амвросий, немедленно по вступлении на епископскую кафедру, освободился от всякого мирского попечения должным распределением своих имений. Серебро и золото он предоставил в пользу бедных, имения были отданы Церкви, причем сестре своей он предоставил пожизненное пользование ими. своим умом и сердцем Святое Писание и истины святой веры, Амвросий с великим усердием стал проповедывать народу, не оставляя его ни в но воскресный и праздничный день без поучения и пользуясь всяким случаем к тому, а иногда не один раз в день восходил на церковную кафедру; слово его было удобопонятно для слуха, голос его тих, и потому в храме, во время его проповеди, царствовала удивительная тишина, и народ, любивший префекта Амвросия, еще более слушал слова епископа Амвросия. Особенную ревность также он имел в деле наставления оглашенных ко святому крещению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Егда же приидет совершенное, тогда еже отчасти, упразднитися (1 Кор 13:10); тогда откровенным уже лицем узрим лице Твое. Что же тогда и в малом чем не быть меньшими Ангелов воспрепятствует нам, которых Ты, Господи, венцем упования, украшенным славою, и славою и честию венчал еси, которых Ты не в меру почтил, как присных Своих, даже во всем соделал равными и равночестными Ангелам? Ибо и истина говорит сие: равни суть Ангелом, и сынове суть Божии (Лк 20:36). Почему же сынове Божии, когда равны будут Ангелам? Действительно будут сынове Божии, потому что Сын Божий соделался Сыном Человеческим. И так, взирая на сие, осмеливаюсь сказать: не умален малым чим от Ангел человек, потому что Бог стал человеком, а не Ангелом”. — Беседы души с Богом. Из дополнений к сочинениям блаженного Августина, епископа Иппонийского. М., 1883. — С. 24–25. Смысл этого высказывания проясняется из последующего рассуждения преподобного Анастасия. Архимандрит Киприан (Керн) так суммирует суть этих рассуждений: “Прежде всего человек прикровенно начертывает в себе тайну Триипостасного Божества. Прародители собою прообразуют Святую Троицу: Адам, нерожденный и не имеющий тварной причины, есть образ Отца; рожденный сын Адама — образ Слова; нерожденная же и не имеющая тварной причины и неизреченным исхождением из сущности Адама явившаяся Ева, — образ Духа Затем для уразумения второго смысла «по образу» святитель Анастасий предлагает углубиться в самого себя, в жизнь своей души и там усмотреть триипостасную жизнь. Душа, слово и ум (или дух) символически отражают, как в некоем зеркале, внутритроичную жизнь Божества. В этом особенно оправдывается символико-реалистическое мировоззрение свв. отцов. Кроме того, третий смысл «по подобию» усматривается Синаитом уже не тринитарный, а христологический. Тут он отдает дань своей эпохе христологических споров, полагая, что «соединение души и тела человека отображает символически “душевно-мужественно” или “телесно-душевно” соединение природ в Ипостаси Христовой». Кроме того, согласно преподобному Анастасию, «душа наша точно так же непостижима по своей сущности, невидима, необъяснима, неосязаема, нетленна и бессмертна», как и Бог.

http://pravmir.ru/tri-slova-ob-ustroenii...

М., 1994. Т. IV. С. 45). Ср. О граде Божием 18, 44. 343 Ср. также пасхальную проповедь Августина, где он говорит о спасении Христом праведников, содержавшихся в аду по причине первородного греха: Слово на Пасху 160 (PL 39, 2060). 344 О граде Божием 20, 15 (De civitate Dei. P. 725—726; рус. пер.: О граде Божием. Т. IV. С. 200). 345 О книге Бытия 12, 33 (PL 34, 481; рус. пер.: Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Ч. 8. Киев, 1915. С. 303—304). 346 О книге Бытия 12, 34 (PL 34, 482; рус. пер.: Творения бл. Августина. Ч. 8. С. 306). 347 О книге Бытия 12, 33 (PL 34, 481; рус. пер.: Творения бл. Августина. Ч. 8. С. 303—304). 348 «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал». 349 О книге Бытия 12, 34 (PL 34, 482; рус. пер.: Творения бл. Августина. Ч. 8. С. 306). 350 Относительно учения о сошествии Христа во ад вместе с плотью см.: I. N. Karmiri. I Christilogoki eterodidaskalia tu IST’ eono ke i adu kathodo to Christu. – Nea Zion 30 (1935). P. 11—26, 65—81, 154—165. См. также: S. Der Nessesian. An Armenian Version of the Homilies on the Harrowing of Hell. — Dumbarton Oaks Papers 8 (1954). P. 201—224. 351 Послание 164, II, 3 (PL 33, 709). 352 Послание 164, II, 4 (PL 33, 710). 353 Послание 164, II, 4 (PL 33, 710). 354 Ср. J. A. MacCulloch. The Harrowing of Hell. P. 123. 355 Ср. Деян. 2:24 (лат. solutis doloribus mortis). 356 Т. е. страданиям ада. 357 Послание 164, II, 5 (PL 33, 710—711). 358 Лк. 23:43. 359 Послание 164, III, 7—8 (PL 33, 710—711). 360 Деян. 2:29. 361 Послание 164, III, 9 (PL 33, 711). 362 Послание 164, IV, 10—13 (PL 33, 713—714). В другом сочинении Августин называет ересью учение о том, что неверующие могли уверовать в аду и что Христос вывел из ада всех: см. О ересях 79 (PL 42, 4). 363 Послание 164, IV, 15—16 (PL 33, 715). 364 Об этом речь пойдет ниже. 365 Подробнее об этом см. в: F. Loofs. Descent to Hades. — Encyclopedia of Religion and Ethics.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010