Лит.: Аполлос (Алексеев), архим. Патриарх Иоаким//ЧОИДР. 1848. Год 3. 7. С. 123-136 (переизд.//Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 328-340); Горский И., свящ. Патриарх Всерос. Иоаким (Савёлов) в борьбе с расколом//Странник. 1864. 2. С. 51-100; 3. С. 101-124; Гаврилов А. Лит. труды Патриарха Иоакима//Там же. 1872. 2. С. 89-112; он же. Отношение Патриарха Иоакима к Киев. митрополии и к киев. ученым в Москве//Там же. 1873. 7. С. 22-32; 8. С. 97-137; Ивановский Н. И. Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима//ПС. 1873. Ч. 2. 7. С. 336-363; Смирнов П., свящ. Иоаким, Патриарх Московский. М., 1881; Белокуров С. А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при Патриархе Никоне и Иоакиме. СПб., 1885; Барсуков Н. П. Всерос. Патриарх Иоаким Савёлов. СПб., 1891; Савёлов Л. М. Род дворян Савёловых (Савёлковы). М., 1895. С. 23-29; он же. Грамоты рода Савёловых. М., 1912; Попов П. Н. Соборы патриарха Иоакима на митр. Смоленского Симеона//Смоленская старина. 1909. Вып. 1. С. 313-343; Записки о вступлении на Новгородскую митрополию митр. Иоакима и Евфимия. СПб., 1913; Савёлов Д. М. Вековая несправедливость: О патриархе Иоакиме (И. П. Савёлове). М., 1915; Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. С. 102, 345; С. 104, 351; С. 110, 374, 375, 377; С. 112, 384; С. 116-117, 405, 406; Лаппо-Данилевский А. С. История рус. обществ. мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990. С. 85, 153-165, 203-226, 232, 234, 241-242; Соловьёв. История. М., 1991. Кн. 7. С. 188-189, 275-276, 300-301, 306-307, 309-310, 419-421; Каган М. Д. Житие Иоакима патриарха//СККДР. 1992. Ч. 1. С. 351-355; Зиборов В. К. Иоаким//Там же. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 53-57; Яламас Д. А. Приветствия учеников Славяно-греко-латинской академии Московскому Патриарху Иоакиму//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 513-519; Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238, 246, 251, 271, 320; Полознев Д. Ф. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 470-495; он же. Русская Православная Церковь в XVII в.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 92-96; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. М., 2002. С. 91-94, 101, 133-139, 212; Волкова Л. П. Девятый Всерос. Патриарх Иоаким (Савелов): Мат-лы из истории можайского боярского рода Савеловых//Макарьевские чт. 2003. Вып. 10. С. 579-592; Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. Патр. Иоаким и его время; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.); Булычев А. А. О светской карьере будущего Московского патриарха Иоакима (Савёлова)//ДРВМ. 2009. 4(38). С. 33-35; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/468879.html

1988/1989. Vol. 12/13. P. 346-359); о памятнике и его рукописной традиции см.: Милтенова А. «Устроение на [светите] слова» в старобългарската литература//Старобългарска лит-ра. София, 2001. Кн. 32. С. 99-110. К ним примыкают апокрифическая «Беседа трех святителей» (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 89-91), а также толкование Божественной литургии, содержащееся во мн. рукописях - напр., в «Златой цепи» кон. XIV в. (Златая цепь: Тексты, исслед.: Жития и поучения св. отцев. М., 2003. С. 56-58). Имя Г. Б. помимо «Беседы...» может также встречаться и в заголовках др. апокрифов - напр., ему приписывается слово (или сказание) об обретении Честного и Животворящего Креста Господня и 2 крестов разбойничьих, послужившее одним из источников апокрифического цикла сказаний о крестном древе попа Иеремии ( Соколов М. И. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. М., 1888. Вып. 1. С. 143-145). В слав. традиции Г. Б. могут ошибочно атрибутироваться также сочинения соименных ему святителей Григория Нисского и папы Григория I Великого (Двоеслова) (в последнем случае оказывает воздействие и близость звучания прозвищ: «Диалог» и «Феолог»). А. А. Турилов Учение Богатство догматического материала, отточенность богословских формулировок сделали Г. Б. одним из главных выразителей учения правосл. Церкви. Святитель считал служение слову главным делом своей жизни. Однако еще до окончания Афинской академии он решил посвятить себя не слову как искусству, но слову о Боге, сделаться не «любословом» (φιλλογος), но «любомудром» (φιλσοφος), не ритором, но богословом. Термины «любомудрие» («философия») и «богословие» нередко выступают у Г. Б. в качестве синонимов (Or. 27). Бог по Своей сущности непостижим для человеческого разума и, следов., не может быть выражен, описан или изъяснен никаким человеческим словом: истинное благочестие, по словам Г. Б., заключается «не в том, чтобы часто говорить о Боге, но чтобы больше молчать» (Or. 3. 7). Тем не менее Г. Б. сознавал, что апофатический метод богословия должен дополняться катафатическим: «Любопытствующий о природе Сущего не остановится на том, что Он не есть, но к тому, что Он не есть, добавит и то, что Он есть, ведь легче что-то одно постичь, чем все по отдельности отрицать; добавит, чтобы через исключение того, что не есть Бог, и утверждение того, что Он есть, сделать то, о чем мыслит, более доступным пониманию» (Or.

http://pravenc.ru/text/166811.html

и слав. рукописей и док-тов. М., 2013. С. 299-303; Шашков А. Т. Поморский кодекс сочинений Максима Грека//Источниковедение и археография Сибири. Новосиб., 1977. С. 93-123; он же. Максим Грек в старообр. рукописной традиции XVIII в. Урала, Поморья и Сибири//Из истории духовной культуры дореволюционного Урала. Свердловск, 1979. С. 28-39; он же. Тагильский сборник сочинений Максима Грека: (Кодикологические заметки)//Рукописная традиция XVI-XIX вв. на востоке России. Новосиб., 1983. С. 4-14; Olmsted H. M. Studies in the Early Manuscript Tradition of Maksim Grec " s Collected Works: Diss. Camb. (Mass.), 1977; idem. A Learned Greek Monk in Muscovite Exile: Maksim Grek and the Old Testament Prophets//Modern Greek Studies Yearbook. 1987. Vol. 3. P. 1-73; он же (Олмстед). Кодикологические заметки о рукописных сборниках Максима Грека//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 399-401; он же. К изучению библеистики Максима Грека: Пер. 4-й кн. Маккавеев на церковнослав. яз.//АЕ за 1992 г. М., 1994. С. 91-100; idem. Modelling the Genealogy of Maksim Grek " s Collection Types//Medieval Russian Culture. Berkely, 1994. Vol. 2. P. 107-132. (CalifSS; 19); idem. Recognizing Maksim Grek: Features of Language//Palaeoslavica. 2002. Т. 10. N 2. Р. 1-26; Позднякова Н. И. Максим Грек - автор «Канона Параклиту»//Лит-ра Др. Руси. М., 1978. Вып. 2. С. 57-66; Буланин Д. М. «Окружное послание» К-польского патр. Фотия в древнерус. рукописях XVI-XVII вв.//Palaeobulgarica/Старобългаристика. 1981. Год. 5. 2. С. 35-54; он же. Послание патр. Фотия архиеп. Аквилейскому в древнерус. переводе//Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 220-229; он же. Голландская диссертация о лит. наследии Максима Грека//РЛ. 1987. 1. С. 224-230; он же. Максим Грек//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 89-98 [Библиогр.]; Birkfellner G. Materialen zur russischen Literatur- und geistesgeschichte: Unbecannte Maksim Grek - überlieferung//Wiener Slavistischer Almanach. 1982. Bd. 10. S. 21-42; Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983; Langeler A.

http://pravenc.ru/text/Максимом ...

Jb. 1963. Bd. 10. S. 58-68; Данилова В. М. Палеографическое и фонетическое описание рукописи Мерило Праведное (Троицкое собр., 15): АКД. М., 1969; Philonenko M. La cosmogonie du «Livre des secrets d " Hénoch»//Religions en Égypte hellénistique et romaine. P., 1969. P. 109-116; Pines S. Eschatology and the Concept of Time in the Slavonic Book of Enoch//Types of Redemption/Ed. R. J. Z. Werblowsky, C. J. Bleeker. Leiden, 1970. P. 72-87; Broek R., van den. The Myth of the Phoenix according to Classical and Early Christian Traditions. Leiden, 1972; Milik J. T. The Book of Enoch. Oxf., 1976; Davis W. M. The Ascension-Myth in the Pyramid Texts//JNES. 1977. Vol. 36. N 3. P. 161-179; Segal A. F. Two Powers in Heaven: Early Rabbinic Reports about Christianity and Gnostics. Leiden, 1977; Gero S. The Seduction of Eve and the Trees of Paradise-A Note on a Gnostic Myth//HarvTR. 1978. Vol. 71. N 3/4 P. 299-301; Petkanova-Toteva D. Folklore und Literatur während des Mittelalters in der byzantinisch-slavischen Welt//Zschr. für Balkanologie. Wiesbaden, 1979. P. 89-97; Gruenwald I. Apocalyptic and Merkavah Mysticism. Leiden, 1980. (AGAJU; 14); Andersen F. I. 2 (Slavonic Apocalypse of) Enoch: A new transl. and introd.//The Old Testament Pseudepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1983. Vol. 1. P. 91-221; idem. The Second Book of Enoch//ABD. 1992. Vol. 2. P. 516-522; Charlesworth J. H. Greek, Persian, Roman, Syrian, and Egyptian Influences in Early Jewish Theology//Hellenica et Judaica/Éd. A. Caquot, M. Hadas-Lebel, J. Riaud. Leuven, 1986. P. 219-243; СККДР. Вып. 1. С. 40-41; СтБЛ. С. 228; B ö ttrich C. Apokalypsen: Das slavische Henochbuch. Gütersloh, 1996; idem. The Melchizedek Story of 2 (Slavonic) Enoch: A Reaction to A. Orlov//JSJ. 2001. Vol. 32. N 4. P. 445-470; Хачатурян В. М. Книга Еноха//Апокрифы Древней Руси: Тексты и исслед./Ред.: В. Мильков. М., 1997. С. 47-54; он же. Книга святых тайн: Слав. Енох: Полная редакция//Книги Еноха: Тайны Земли и Неба. М., 2003. С.

http://pravenc.ru/text/189989.html

Памятникам архитектуры были посвящены статьи «Орнаментика и современное состояние старинных Самаркандских мечетей» С. М. Дудина (1903. Вып. 7. С. 49-73), «Смоленская крепостная стена: Отчет об осмотре ее в 1903 г.» П. П. Покрышкина (1904. Вып. 12. С. 1-25), «Остатки Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири» Н. В. Султанова (1907. Вып. 24. С. 1-154) и др. Начиная с 1911 г. на страницах издания печатались описания памятников рус. архитектуры по губерниям, в основном северным (1911. Вып. 39. С. 102-162; Вып. 41. С. 78-222; 1912. Вып. 44. С. 95-142; Вып. 46. С. 91-137; 1913. Вып. 48. С. 55-129; Вып. 50. С. 99-138; 1914. Вып. 52. С. 128-172; 1915. Вып. 57. С. 125-177; Вып. 59. С. 107-190). Эти публикации не были доведены до конца. Отдельными выпусками на страницах ИИАК с 1908 г. публиковались «Вопросы реставрации», в к-рых размещались протоколы реставрационных заседаний Археологической комиссии. Там содержатся ценные сведения по архитектурной археологии, реставрации и истории рус. архитектуры. Всего вышло 19 выпусков (как правило, появлялись 2 раза в год) (1908. Вып. 26. С. 1-61; Вып. 28. С. 1-106; 1909. Вып. 31. С. 1-66; Вып. 32. С. 1-90; 1910. Вып. 34. С. 1-54; Вып. 36. С. 1-62; 1911. Вып. 39. С. 1-76; Вып. 41. С. 1-77; 1912. Вып. 44. С. 1-94; Вып. 46. С. 1-90; 1913. Вып. 48. С. 1-42; Вып. 50. С. 1-98; 1914. Вып. 52. С. 1-127; Вып. 55. С. 1-130; 1915. Вып. 57. С. 1-124; Вып. 59. С. 1-95; 1916. Вып. 61; 1917. Вып. 64; 1918. Вып. 66). Церковной археологии в издании изначально отводилось скромное место. В основном выходили статьи, посвященные отдельным памятникам, напр. «Раскопки развалин церкви св. Григория близ Эчмиадзина» архим. Месропа (Тер-Мовсесяна) (1903. Вып. 7. С. 1-48), «Армянская церковь в Аруче» Н. Я. Марра (1904. Вып. 12. С. 61-64). Со временем (особенно с появлением «Вопросов реставрации») внимание к церковной археологии резко возросло, стали публиковаться большие отчеты об исследованиях, обобщающие статьи по типологии церковных памятников и методам их изучения и сохранения: «Церкви Псковского типа XV-XVI столетия» Покрышкина (1907. Вып. 22. С. 1-37), «Церковь с. Дубровиц» М. В. Красовского (1910. Вып. 34. С. 55-71), «Савиновская церковь близ Казани» Печенкина (Там же. С. 72-84), «Упраздненный Николо-Сторожевский монастырь» Репникова (1914. Вып. 52. С. 173-179), «Спасо-Вифанский монастырь и его здания» А. А. Захарова (1916. Вып. 61) и др. С 1913 г. в ИИАК публиковались материалы по церковным рукописям и др., напр. «Житие святых епископов Херсонских в грузинской Минее» (1913. Вып. 49. С. 75-88).

http://pravenc.ru/text/293850.html

Без указания имени автора. 160 . Мысли о чтении Евангелия//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 43. – С. 333–335; Вып. 4. – С. 357–359. – Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847. Без указания имени автора. 161 . Роса//Домаш. беседа. – 1862. – Вып. 48. – С. 450–452. – Подпись: Сергиева пустынь. Без указания имени автора. 162 . Крест свой и Крест Христов//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 4. – С. 81–83; Вып. 5. – С. 113–115. – Подпись: Сергиева пустынь. 1850 г. Без указания имени автора. 163 . Разговор между мирянином и монахом о монашестве//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 9. – С. 209–214; Вып. 10. – С. 233–239; Вып. 11. – С. 261–265; Вып. 12. – С. 281–285; Вып. 15. – С. 353–356; Вып. 16. – С. 377–379; Вып. 17. – С. 401–405; Вып. 18. – С. 421–423; Вып. 19. – С. 437–441; Вып. 22. – С. 499–502; Вып. 23. – С. 515–521:164. Скорбящим//Домаш. беседа. – 1863. – Вып. 2. – С. 33–35; Вып. 3. – С. 57–59. – Подпись: Сергиева пустынь. 1850 г. Публикация статьи «Слово утешения к скорбящим инокам». Без указания имени автора. 165 . Отзыв на рецензию сочинений преосвященного Игнатия, сделанную священником Павлом Матвеевским//Домаш. беседа. – 1864. – Вып. 3. – С. 63–70; Вып. 4. – С. 91–101; Вып. 5. – С. 127–132. – Подпись: Православный. Автор установлен по ист.: РНБ. РО. ф. 1000, оп. 2, 531, л. 397. Отд. отт.: СПб., 1864. Под загл.: Отзыв Православного на рецензию Слова о смерти и других сочинений епископа Игнатия священником Павлом Матвеевским, помещенную с сентябрьской книжке за 1863 год духовного журнала «Странник». 166 . [Речь к гражданам г. Ярославля 17 октября 1865 г.]//Домаш. беседа. – 1865. – Вып. 46. – С. 1346–1347. При возвращении из Ярославля чудотворной иконы свт. Николая, привезенной из Николо-Бабаевского монастыря. 167 . Образец понимания святыми Отцами естества духов и души человеческой//Домаш. беседа. – 1866. – Вып. 10. – С. 266–270. – Подпись: Православный. Автор установлен по ист.: Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 694:168. Блажен муж//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 29. С. 746–752:169. Думы затворника//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 30. – С. 762–763:170. Многополезный совет старца внимающему себе иноку: (42-я гл. кн. «Приношение современному монашеству»: (в сокр.)//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 25. – С. 698–702:171. Послание к братии Сергиевой пустыни//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 35. – С. 854–856:172. [Строки, написанные накануне и в день кончины]//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 21. – С. 581–582. – В статье: Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Сагарда. Лекции по патрологии. – Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I-IV века/Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. М., 2004. СДХА. – Сочинения древних христианских апологетов » Репринт пер. прот. П. Преображенского с доп. под ред. А. Г. Дунаева. [М.;] СПб., 1998. Серков. Русское масонство. – Серков А. И. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001. Сильвестр. Опыт догматического богословия. Т. 2. – Сильвестр (Малеванский) , еп. Опыт православного догматического богословия. Т. 2. Киев, 1885. Симеон Новый Богослов . Творения. – Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения. Репринт в 3 т.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 1–2: Слова преп. Симеона Нового Богослова /В пер. на рус. язык с новогреческого еп. Феофана. Вып. 1. М., 1892. Вып. 2. М., 1890. СККДР. Вып. 1. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 1. XI – первая половина XIV в. Л., 1987. СККДР. Вып. 2. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 2. Вторая половина XIV-XVI в. Ч. 1. А-К. Л., 1988; Ч. 2. Л-Я. Л., 1989. СККДР. Вып. 3. Ч. 1. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Ч. 1. А-З. СПб., 1992. СККДР. Вып. 3. Ч. 4. – Словарь книжников и книжностей Древней Руси. Вып. 3. (XVII в.) Ч. 4. Т-Я. Дополнения. СПб., 2004. Соловьев. Письма. – Соловьев В. С. Письма/Под ред. Э. Л. Радлова. Цит.: Т. 1. СПб., 1908; Т. 3. СПб., 1911. Репринт т. 1–4 с дополн.: Собрание сочинений В. С. Соловьева. Письма и приложение. Bruxelles, 1970. Cmamjebuч, Глумац. Свето Писмо. – Cmahojebuч Cm., Глумац Д. Свето Писмо у нашим старим споменицима. Београд, 1932. Тахиаос. Кирилл и Мефодий. – Тахиаос А. – Э. Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян/Пер. с новогреч. [и англ.]. Сергиев Посад, 2005. [Рус. пер. сделан с греч. оригинала 1989 г. без привлечения переработанного изд. 1992 г., зато учитывает еще более улучшенное англ. изд. 2001 г.; ряд сносок сделан автором специально для рус. изд.; дополнительно помещены важные приложения. Ценная рец.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Вып. 3. Стб. 201-205) и «Славянские рукописи Британского музея в Лондоне и Бодлейской библиотеки в Оксфорде» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 233-236) Срезневского; «Камни, хранящиеся во Владимирском Успенском соборе» К. Н. Тихомирова (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 369-370); «Описи свияжского Богородичного мужского монастыря, составленные в 1614 г.» Н. И. Суворова (Там же. Вып. 6. Стб. 548-589); «План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе» И. И. Горностаева (1865. Т. 5. Вып. 3. Стб. 145-150); «Сведения о доме в Москве, принадлежавшем в XVII в. боярину Н. И. Романову» П. П. Пекарского (Там же. Вып. 4. Стб. 258-259); «О старинных русских мерах протяжения» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 258-274), «Разбор прописи на Мстиславовом Евангелии» (Там же. Стб. 275-284), «О значении царского титула до принятия русскими государями титула императорского» (1877. Т. 8. Вып. 3. Стб. 193-218; Вып. 5. Стб. 449-477; 1880. Т. 9. Вып. 2/3. Стб. 201-271) и «О размерах Большого Чертежа» (1884. Т. 10. Вып. 2. Стб. 118-130) Д. И. Прозоровского; «О времени написания фресков Киево-Софийского собора» прот. П. Г. Лебединцева (1877. Т. 8. Вып. 1. Стб. 67-71); «Греческая икона 1771 г., изображающая г. Иерусалим с окрестностями» (1884. Т. 10. Вып. 1. Стб. 35-44) и «Составление первого руководства по церковной археологии» (Там же. Вып. 2. Стб. 93-118) прот. К. Т. Никольского ; статьи А. Ф. Бычкова, Н. А. Абрамова, К. И. Невоструева и др. Серию статей по филологии Византии опубликовал Г. С. Дестунис : «Ватопедский снимок Птолемеевой географии» (1861. Т. 2. Вып. 1. Стб. 16-22), «Объяснение стихов на Византийском складне» (Там же. Вып. 4. Стб. 229-232), «Заметки на ватопедский список географии Страбона» (1861. Т. 3. Вып. 1. Стб. 29-32) и др. В неск. томах печаталась известная работа Срезневского «Из обозрения глаголических памятников» (Там же. Стб. 1-18; Вып. 3. Стб. 185-198; Вып. 6. Стб. 437-457; 1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 1-16; Вып. 2. Стб. 93-119; Вып. 3. Стб. 197-201; Вып. 4. Стб. 273-308; Вып.

http://pravenc.ru/text/293864.html

PG 40, 604. 330 Амбигва; 91, 1077D; аналогично высказался о реальности Логоса против Павла Самосатского еще Антиохийский собор (260 г.): ς ζσαν νργειαν κα νυπστατον (Mansi I, 1036 В). Иоанн Скифопольский обозначает идеи в платоновском смысле как παραδεγματα νυπστατα «воипостасные парадигмы» (О Божественных именах 5, 4, 332 С), а ангелов — как νεργειαι νυποσταται «воипостасные энергии». (Там же 4, 4, 24 °C). 331 Амб, 91, 1036В. 332 Амб, 91, 1250D. 333 Немецкое Person мы контекстуально переводим либо как личность, либо как лицо. — Пер. 334 Ор. 91, 294АВ. 335 Там же, 205А. 336 Послания 15, 91, 557D–560A. 337 Почти то же самое сказано еще яснее в Творениях 91, 149ВС, ср. 91, 261–264. 338 О Божественных именах 1, 4, 189АВ (Иоанн Скифопольский). 339 Амбигва 91, 1228С. 340 Амбигва 91, 1245А и сл. 341 Там же, 1228D–1229A. 342 Там же, 1184ВС; ср. об этом: комм. Иоанна Скифопольского к «О Божественных именах»: 8; 4, 372В. 343 Амбигва 91, 1189А. 344 Послания, 15, 91, 560А. 345 Творение, 91, 204А. 346 Ταυττης στιν παραλλαξα καθ " ν του σημαινομνου λγος τ παντ κκτηται μοναδικν, μηδεν τρπω διαφορς γνωριζμενον (Послания, 15, 91, 561 А). 347 Вопросоответы…, Пролег.; 90, 245D. 348 Послания 2; 91, 404В. 349 Послания 13; 91, 521С. 350 Там же, В; Творения; 91, 61C. 351 Там же, 73С. 352 Гомилия 4 на кн. Еккл.; 4, 153А. 353 Мистагогия 13; 91, 692D. 354 Там же, 24; 91, 704D. 355 Амбигва; 91, 1312В. 356 Мистагогия 1; 91, 665А. 357 Переводчики благодарят Е. Шохину за помощь в работе. 358 Начало см. (14) за 1997 г., (16) за 1998 г. и (19) за 1999 г. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus " des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes " Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 359 Straubinger H. Die Lehre des Patriarchen Sophronius. Bonn, 1906. S. 91. 360 K истории этой проблематичной аналогии: дальнейшие места в Grillmeier А., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart. 3 Bände. Würzburg, 1951–1954 (далее — Chalk. I). S. 133, 447–451, 473, 705 сл. [См. также прим. 5 в Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19) С. 104.] В поздних проявлениях она является аполлинаристской. 361

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Н.В.Елагину , – предлагая перевесть. Пробежал. Идет. Можно перевесть” (Собрание писем святителя Феофана. Вып.7. М., 1900, с.182–183). “Афонцы возложили на меня послушание переложить на русский язык “Невидимую брань”, – сообщал Святитель. – Прелагаю понемногу. Книга аскетического свойства (Собрание писем святителя Феофана, вып.3, с.83. Отзыв на “Невидимую брань” см.: 1913, февраль, вып.2, с.67–68). 123 Там же, вып.2, с.138. Впоследствии были сделаны извлечения из этого переводного труда и вышли под заглавием: “Как научиться?” (1-еизд. М., 1887. 32с.). 129 Изд.1-е. М., 1890. 521с. Из материала, вошедшего в 5-й том “Добротолюбия”, впоследствии было издано сочинение под заглавием “Каллист патриарх и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы. Наставления для безмолвствующих” (М., 1890. 134с.). 133 Рецензию на “Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители святого Саввы Освященного, что близ Иерусалима” см.: Душеполезный собеседник, 1908, июнь, с.174–175. 134 Рецензию Учебного комитета на “Начертание христианского нравоучения” см.: Церковные ведомости, 1891, с.731. 141 После кончины Святителя были изданы следующие его сочинения: 1) Краткое учение о богопочитании. М., 1896. 68с.; 2) Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М., 1896. 30с.; 3)Слова инока Антиоха – Душеполезный собеседник, 1899, вып.2, 3, 8; 1900, вып.9; 1902, вып.2; 4)Избранные песнопения из Октоиха – Душеполезный собеседник, 1900, вып.2, 3, 7; 1901, вып.2, 3, 11; 1902, вып.2–3; 1903, вып.1, 2, 6, 8, 10, 11; 1904, вып.2, 7, 8, 10; 1905, вып.10, 11; 1906, вып.10; 5)Мысли и изречения святых подвижников. – Душеполезный собеседник, 1909, вып.5, 7, 10, 11; 1910, вып.1, 4, 5, 7, 10, 11; 1911, вып.2, 6, 7, 10; 1912, вып.3, 7, 9; 1913, вып.10; 6) Патерик. – Душеполезный собеседник, 1915, вып.2–6, 8, 9, 11, 12; 1916, вып.1. 145 Письма епископа Феофана к Валаамскому схимонаху Агапию. – Полтавские епархиальные ведомости, 1905, с.207. 147 Из ответов на эти письма были с течением времени составлены целые сборники и изданы святителем Феофаном под заглавием: 1) Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М., 1878; 2)Письма о духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010