С севера пришли: святые Феодор Варяг и сын его Иоанн, первомученики Российские (+ 978 или 983), память 12 июля ст. ст.; Равноапостольная княгиня Ольга (+ 969), чье имя, возможно, является русифицированной формой скандинавского имени Хельга, память 11 июля; Равноапостольный князь Владимир Киевский (+ 1015), носивший русифицированную форму имени Вальдемар, которое сегодня встречается в скандинавских странах, память: 15 июля; благоверная преподобная княгиня Анна Новгородская (+ 1051), шведская принцесса, крещённая английским епископом-миссионером святым Зигфридом, до Крещения ее звали Ингигерда, а Православие приняла с именем Ирина, память 10 февраля и 4 октября; благоверный преподобный Игорь Ольгович, великий князь Киевский (+ 1147), его имя шведского происхождения и первоначально имело форму «Ингвар», память 5 июня; благоверный преподобный князь Олег Брянский (+ 1289), носивший, предположительно, скандинавское имя Хельги, память 20 сентября. То, что так много правителей и представителей знати в древней Руси были скандинавского происхождения и стали православными святыми, особенно заставляет нас сожалеть о том, что после великого раскола XI века скандинавы отпали от Церкви и стали врагами Православия. С юга пришли: Святитель Михаил, первый митрополит Киевский (+ 992), по разным сказаниям, он был по происхождению сириец, грек или болгарин, память 30 сентября; князья-страстотерпцы Борис и Глеб (+ 1015) были наполовину болгарами, память 24 июля; Святитель Феодор, епископ Ростовский (+ ок. 1023), грек, память 8 июня; преподобный Иоаким Осоговский (+ ок. 1110-15), болгарский пустынник, память 16 августа; Святитель Константин, митрополит Киевский (+ 1159), по национальности грек, память 5 июня; Святитель Максим, митрополит Киевский (+ 1305), грек, память 6 декабря; Святитель Лазарь Мурманский (+ 1391), грек, подвизавшийся на Крайнем Севере для обращения саамов и финских племен Светом Христовым, память 21 января; Святитель Фотий, митрополит Киевский (+ 1431), грек, память 2 июля; преподобные Елеазар и Назарий, Олонецкие чудотворцы (XV в.), предположительно, были греками, память 4 июня; преподобный Савва Крыпецкий (+ 1495), серб по происхождению, память 28 августа; преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец (+ 1504), память 21 мая; преподобный Максим Грек (+ 1556), учился в Италии, где видел нравственный упадок римской церкви и попытки Саванаролы ее реформировать (за что его сожгли на костре), позже приехал в Россию вести подвижническую жизнь, где много сделал для просвещения и распространения богословской учёности в стране, за что подвергся жестоким гонениям; память 21 января; Святитель Афанасий Лубенский, Патриарх Константинопольский (+ 1654), он приехал в Россию в поисках поддержки для своего Патриархата, скончался в России и почитался как святой, память 2 мая.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

9 июня 2019 г., в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в поселке Рублево г. Москвы (Георгиевское благочиние Западного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Центральный престол храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет»; северный - во имя святого равноапостольного великого князя Владимира; южный - во имя святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского; нижний - в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Западным и Северо-Восточным викариатствами г. Москвы; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; иерей Михаил Григорьев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил хор храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве (регент М.Л. Забровская). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве г. Москвы иерей Михаил Григорьев был удостоен права ношения палицы. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Бориса Иванова, клирика храма святого праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдково г. Москвы, в сан иерея.

http://sobory.ru/article/?object=23690

Литургия Иоанна Златоуста, выходца из этих мест, стала неотъемлемой частью православного богослужения. Антиохия — родина литургической поэзии, начало которой положили преподобные Ефрем Сирин и Роман Сладкопевец. Богословская школа, основанная в Антиохии в IV веке, была в числе первых. Предстоятели Антиохийской Церкви занимали первенствующее положение на поместных и вселенских соборах. Из Антиохии исходили проповедники и миссионеры, просветившие Светом Истины Персию, Армению и Грузию. Первое глубоко аргументированное обоснование иконопочитания сформулировал уроженец Дамаска преподобный Иоанн Дамаскин. Сирия и Палестина стали оплотом сопротивления иконоборческому учению. Здесь были отточены догматические убеждения, восторжествовавшие на VII Вселенском Соборе. На земле древней Антиохии можно собственными ногами пройти по «дороге в Дамаск», постоять на том месте, где гонитель христиан Савл услышал Господа и стал апостолом Павлом. Увы, можно постоять и на другом месте — у подножья горы, на которой мучимый завистью Каин убил брата своего Авеля. Связь России с Антиохией восходит в самую глубокую древность. Первый митрополит Киевский Михаил был родом из Сирии. Он горячо распространял Христову веру на русской земле, построил первый монастырь. Митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви» отмечает беспрерывную помощь, оказываемую Россией «четырем патриархам православным, не имеющим другого покровителя, кроме твоей царственности» (из письма Патриарха Александрийского Мелетия Пигос — царю Феодору Ивановичу). В 1586-м году первый из Антиохийских и Восточных Патриархов, Иоаким, посетил Россию. Борис Годунов высказал желание православной Руси иметь своего патриарха. Идею об учреждении патриаршества на Руси Патриарх Иоаким одобрил и поддержал русскую просьбу перед Патриархом Константинопольским Иеремией. Последний в 1589-м году принял участие в соборном избрании митрополита Московского и всея Руси Патриархом. Россия всегда помогала Антиохийской церкви деньгами, иконами, церковным убранством. Восточнее иерархи обращались к богатой Российской церковной и царственной власти при всяком затруднительном положении. В 1848-м году в Россию прибыл посланец Антиохийского Патриарха митрополит Неофит с просьбой помочь в деле учреждения в Сирии духовного училища, типографии и восстановления храма святителя Николая в Дамаске. Помощь ему оказали. Митрополит Московский Филарет Дроздов предоставил Антиохийскому патриархату церковь для подворья в Москве.

http://pravmir.ru/k-25-letiyu-so-dnya-ko...

Рассказ о крещении Владимира и Руси сохранился в росписи западной галереи Воскресенского собора в Тутаеве (ныне Романов-Борисоглебск; 1679–1680). События из жизни Владимира изображены в шести сценах, расположенных в люнетах над окнами и в простенках между ними. В первой сцене Владимир на троне беседует с послом или греческим философом. Одухотворенный взгляд князя направлен вверх, к написанным над композицией словам проповедника: «Рече же аще ли крестишися тогда и то получиши и сего црствие нбсное». На противоположной стене галереи в пандан к этой композиции представлены сцены из Страшного суда, созерцание изображений которого сыграло важную роль в обращении князя. Над этой сценой в люнете представлено посольство Владимира в Царьград. Далее, опуская неоднозначные события захвата князем хрис­тианского города Корсуни, художник переходит к болезни Владимира и истории его крещения. Завершают цикл композиции «Свержение идолов» и «Крещение народа», где князь наряду со святителем Петром благословляет стоящих в реке киевлян. Согласно описаниям, сцены крещения Владимира и Ольги входили в состав росписи галереи собора Новоспасского монастыря в Москве (1689)3. В настоящее время эти композиции сняты со стен, читается только часть сопровождавших их надписей4. В простенках окон южной галереи было подробно рассказано о зарождении на Руси христианской веры, начиная с водружения креста на Киевских горах апостолом Андреем. Далее следовала композиция, связанная с первым «Аскольдовым» или «Фотиевым» крещением Руси, — «Удостоверение Аскольда и Дира в святости христианского учения чудом от Евангелия», затем — «Крещение Ольги в Царьграде» и история обращения Владимира5. В русском искусстве второй половины XVII века довольно часто встречаются отдельные изображения князя Владимира без его сыновей, что прежде считалось скорее иконографической редкостью. Также в это время складывается традиция изображения Владимира, Бориса и Глеба вместе с другими святыми киевского периода. Яркий пример подобной идейной программы — пелена «Святые киевские и черниговские князья» (1660-е годы, Сольвычегодский музей)6, вложенная Григорием Строгановым в сольвычегодский Благовещенский собор. На ней в предстоянии Богоматери Знамение помимо крестителя Руси и его сыновей изображены также Михаил Черниговский, боярин Феодор, Николай Святоша. Этих святых объединяет принадлежность к древнейшему периоду русской истории и к региону, входившему в XVII beke в Киевскую митрополию. Так же, как и Борис с Глебом, князь Михаил Черниговский и боярин Феодор были мучениками, первыми пострадавшими в Орде русскими правителями. Николай Святошапервый принявший монашество русский князь, ставший послушником Киево-Печерской лавры. Вместе изображения святых князей составляют образ идеального правителя — смиренного, но твердого в своей вере.

http://e-vestnik.ru/history/desyat_vekov...

Во время пребывания Петра в Москве князь Иван Калита часто общался с ним и стал почитать его как духовного наставника. Специально для Петра он построил в Кремле подворье, чтобы митрополит мог жить в Москве недалеко от князя. К чему приводит любовь к уединению Митрополит Перт, как и в юности, искал уединения. В Кремле - центре политической жизни Москвы - молиться уединенно было практически невозможно. Поэтому он выбрал для жизни другое место и основал там небольшой монастырь - нынешний Высоко - Петровский. Сейчас напротив монастыря - Музей современного искусства, на Петровке - офисы и магазины, через дорогу от монастыря - бульварное кольцо... А тогда здесь был глухой лес - самая настоящая «пустынь». Рядом протекала река Неглинная. Может быть, местность напоминала Петру родную Волынь. Первый монастырский храм был освящен в честь небесного покровителя митрополита - апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла. Сейчас это - самый древний и самый небольшой по размеру храм Высоко-Петровской обители. Зачем Москве Успенский собор? Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Это было естественно: Владимирский князь строил против Петра козни, а московский принимал гостеприимно и радушно. У Петра возникла идея перенести митрополичью кафедру в Москву. Правящим князем в Москве был Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Он соперничал с Михаилом Тверским, так как считал, что по своей родовитости великим князем (правителем всех русских земель) должен быть он, а не Михаил Тверской. Однако Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим». Юрий Данилович часто уезжал из Москвы в ставку татарского хана и возил ему подарки. С 1315 по 1317 годах он жил в ставке, женился на сестре хана, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Во время этих отъездов Москвой правил Иван Калита. В 1325 году Юрий Данилович был убит в ставке хана. Иван Данилович стал правящим князем и предложил митрополиту Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву. При этом митрополия по-прежнему называлась бы Киевской и всея Руси.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

II. Настоящее празднество в честь святителя Михаила, первого митрополита киевского, первого архипастыря всероссийского, напоминает нам, братия, величайшую милость Божию к нашим предкам и каждому из нас, т.е. дарование нашему отечеству православной веры, обращение наших предков ко Христу чрез православную церковь восточную, и вместе с сим наш первый долг к св. вере – твердо и непоколебимо держаться ея до последней минуты нашей жизни. Обратим благоговейное внимание на веру, дарованную нам Господом, и мы ясно увидим, что это подлинно величайшая милость, принесшая с собою безчисленные другие милости Божии, – драгоценнейший дар, за который мы обязаны любвеобильному Спасителю вечною благодарностию. а) Долго предки наши жили во тьме идолопоклонства, в неведении истинного Бога Спасителя; долго пребывали в духовной бедности, отчужденные от сокровищ жизни Божией, блуждая вне св. церкви Христовой, которая есть единственный ковчег спасения для падшего человека, единственное тихое пристанище для всех людей, обуреваемых волнами житейскими. Наконец, настало время, прореченное св. апостолом Андреем, пришел день спасения для земли русской когда Св. Евангелие Христово, светлейшее солнца, озарило небесным светом землю русскую, обогатило ее неоцененными сокровищами и неисчислимыми благами, приобретенными для рода человеческого пострадавшим Спасителем нашим. Веруем, и по мере веры уразумеваем, а по мере веры и уразумения исповедуем, что предкам нашим спасительно было принять веру именно в то, а не другое время, от православной церкви греческой, а не от другого какого-либо общества. В обыкновенной жизни случается, что мать, еще нося во чреве дитя, заранее приготовляет все необходимое для жизни и покоя будущего семьянина, все, что только может изобресть ее материнская любовь: так и матерь нашей церкви – православная церковь восточная, по силе живущего в ней Духа Святаго, приготовила все для юной дщери своей. Там вера Христова , насажденная св. апостолами, всегда сохранялась во всей чистоте и неприкосновенности – непоколебимо утверждена была вселенскими соборами, ограждена спасительными установлениями мудрых пастырей и благочестивых царей, объяснена и изложена в богомудрых писаниях св. и богоносных отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все присутствовавшие видели, как Богородица зашла, но никто не видел, как Она вышла. И мы расценили это как то, что Она духом Своим осталась с нами. Чувствуем и видим это – братия и наши прихожане – по многим милостям и чудесам, которые у нас совершаются. В 2016 году на Пасху был юбилей этого события – десять лет, как на этом святом месте возобновлены богослужения, десять лет со дня явления Богородицы. Промыслительно оно было именно здесь: ведь Десятинная – первый на Руси собор Пречистой Богородицы – мать всех русских церквей. Отсюда начало утверждаться христианство на нашей земле. Это место – святое для всех русских людей. Здесь служили и молились все наши основатели, первосвятители и отцы, начиная от великого князя Владимира, который построил Десятинную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь молился первый митрополит Киевский Михаил. Святитель Петр (Могила), считавший за честь здесь служить, был настоятелем Десятинной церкви и инициатором ее возрождения после разрушения во время монголо-татарского нашествия. Здесь бывали все русские императоры, которые обвязывали престол своими царскими лентами. О духовном и историческом значении Десятинной церкви написано множество томов и докторских диссертаций. Где в первые века христианства рукополагали священство, постригали в монашество? Где были архиереи? Где еще была такая служба по византийскому уставу? Где служили греки? Все здесь, мы это знаем. Только благодаря молитвам и предстательству Царицы Небесной здесь теперь возведен прекрасный храм. Она Сама нас тут держит и опекает. Возвращение к жизни Архимандрит Гедеон (Харон) Самое яркое из чудес, случившееся вскоре, – возвращение к жизни рабы Божией Марии. Это было сразу через месяц после явления Богородицы. Ко мне пришел высокопоставленный чиновник договариваться о погребении своей мамы. Взрослый мужчина, немного старше меня. Его мать Мария находилась в реанимации известной больницы и уже не подавала никаких признаков жизни – дыхание принудительно поддерживалось аппаратами.

http://pravoslavie.ru/93220.html

Когда же однако при тихом пении: «Святый Боже,» священник поднял с престола крест, увенчанный цветами, и вынес его из алтаря на средину церкви: когда потом простерся он пред сим залогом нашего спасения, приглашая к тому же всю Церковь : «кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!» – невольное умиление проникло в сердце. Все отечествия языков призывались к поклонению спасительного древа, на коем распят был за нас Царь славы, и наше Славянское племя в числе прочих языков: здесь же, на горах Киевских, было первое ему поклонение обновленных верою предков наших! Не этот ли холм Русская Голгофа? – не из расселины ли этих гор воскресли мертвые чтители Перуна, чтобы радостно поклониться живому Богу, когда раздралась и для них завеса мрака языческого, и благодать Божия воссияла на их горах, по слову Апостола! Отрадно слышать и родственные имена святых угодников, к заступлению коих притекает Церковь в своих молитвах на самом том месте, где они подвизались при жизни или упокоились после блаженной кончины. – Невольно вздохнешь при имени равноапостольных Владимира и Ольги, которые почивают за несколько шагов под сводами Десятинной церкви, и двух первых страстотерпцев из числа князей Русских, здесь же воспитанных в тереме отца их Владимира, и св. князя Игоря, который наследовал ту же участь и тот же венец. – Не в соседней ли обители Михайловской девственные мощи Великомученицы Варвары? не у святой ли Софии священномученик Макарий, Митрополит Киевский? А первый святитель всея Руси Михаил и великие труженики Антоний и Феодосий с ликом всех преподобных Печерских не охраняют ли доселе своими молитвами и священную лавру и богоспасаемый град? – Все здесь так близко, что готовы, кажется, откликнуться на первый молитвенный зов; ибо сии небесные граждане и в гробах своих еще остались гражданами земной своей отчизны. Они были первыми поселенцами Киева, они и последними: к ним, а не к современникам, стекаются доныне усердные поклонники. По окончании всенощной, священник пригласил меня в алтарь, чтобы посмотреть на горнем месте прекрасную икону Вечери Тайной, которую, как говорят, писал знаменитый Леонардо да Винчи, а пожертвовала храму Первозванного Императрица Екатерина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Когда же, однако, при тихом пении «Святый Боже» священник поднял с престола Крест, увенчанный цветами, и вынес его из алтаря на средину церкви; когда потом простерся он пред сим залогом нашего спасения, приглашая к тому же всю церковь : «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое воскресение Твое славим!» – невольное умиление проникло в сердце. Все отечествия языков призывались к поклонению спасительному древу, на коем распят был за нас Царь Славы, и наше Славянское племя, и после – прочих языков. Здесь же, на горах Киевских, было первое ему поклонение обновленных верою предков наших. Не этот ли холм Русская Голгофа? Не из рассеянных ли этих гор воскресли мертвые чтители Перуна, чтобы радостно поклониться живому Богу, когда раздралась и для них завеса мрака языческого и благодать Божия воссияла на сих горах, по слову Апостола? Отрадно слышать и родственные имена Святых угодников, к заступлению коих притекает Церковь в своих молитвах, на самом том месте, где они подвизались при жизни или упокоились после блаженной кончины. Невольно вздохнешь при имени равноапостольных Владимира и Ольги, которые почивают за несколько шагов, под сводами Десятинной церкви, и двух первых страстотерпцев из числа князей Русских, здесь же воспитанных в тереме отца их Владимира, и Святого князя Игоря, который наследовал ту же участь и тот же венец. Не в соседней ли обители Михайловской девственные мощи Великомученицы Варвары? Не у Святой ли Софии священномученик Макарий, митрополит Киевский? А первый Святитель всея Руси Михаил и великие труженики Антоний и Феодосий с ликом всех преподобных Печерских не охраняют ли доселе своими молитвами и священную лавру, и богоспасаемый град? Все здесь так близко, что готовы, кажется, откликнуться на первый молитвенный зов, ибо сии небесные граждане и в гробах своих еще остались гражданами земной своей отчизны. Они были первыми поселенцами Киева, они – и последними; к ним, а не к современникам стекаются доныне усердные поклонники. По окончании всенощной, священник пригласил меня в алтарь, чтобы посмотреть на горнем месте прекрасную икону Вечери Тайной, которую, как говорят, писал знаменитый Леонардо да Винчи, а пожертвовала храму Первозванного Императрица Екатерина.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

2) Православные Греки передали нам все, что по св. Вере нужно, перенесли к нам православие собственными своими руками. Первые Святители наши и учители были с Востока. Первый Митрополит св. Михаил, посланный к нам из Царьграда, для введения Веры при св. Владимире, с шестью Епископами и с надлежащим числом причта, родом происходил из Сирии, в пределах коей находится Иерусалим, матерь всех церквей. Митрополиты Всероссийские в Киеве, главные правители нашей Церкви с 988 года по 1352 год почти все сряду были Греки. Из числа 27 были только 5 из Россиян 5 . И в поместных, первых по древности, епархиях наших первые Святители были также из Греков, напр. в великом Новгороде св. Иоаким Корсунянин; в Ростове святые Феодор, Иларион, Леонтий во Владимире, на Волыни Фома; в Чернигове Неофит и пр. С иерархами, конечно, приходило к нам весьма много Греков духовного звания и в пресвитерском и церковнослужительских чинах. Для всех епархий древние наши Архиереи и из Россиян производились в Киеве, где так долго святительствовали на митрополитском престоле урожденные Греки. Таким образом, от Греков образовались в св. Вере везде у нас и Русские Архипастыри и прочие священнослужители. Чрез них в Духовенстве и в православных Христианах наших того времени основалась, хранилась истинная православная Вера. Присовокупите ко всему тому, что Киевские Митрополиты обыкновенно обозревали по местам лично всю Российскую Церковь , и назирали за всеми ее чиноположениями во всех местах, как свидетельствует история Церкви. Не надобно забыть при сем, что вся наша Иерархия с Митрополией своею оставалась в верховной зависимости по Церкви от вселенского Патриарха Цареградского, как экзархат его, чем в последствии времени и называлась иногда. Оттого-то, между прочим, столь много было у нас Архиереев Греков особливо Митрополитов Киевских Всероссийских. Митрополиты наши обыкновенно и посвящались сначала в Константинополе, или по крайней мере утверждаемы были в своем сане властью вселенского Патриарха. Тем наименее могли быть какие-либо учреждения всей Церкви или отношения экзархата к своему Патриарху касающиеся, – без согласия Патриархов 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010