Закрыть itemscope itemtype="" > «Православия поборниче»: о наследии святителя Игнатия (Брянчанинова) 19.05.2020 1334 Время на чтение 22 минут Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого Духовные наставления святителя Игнатия актуальны для верующих всех времён, и их значимость лишь усиливается обстоятельствами нашего «лаодикийского» времени, помогая человеку обрести духовные координаты. Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Из тропаря святителя Игнатия (Брянчанинова) Наследие святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867) обладает исключительной и непреходящей ценностью, причём не только богословской, но также и литературной, поскольку язык этого святого удивительно красив и выразителен. Духовные наставления святителя Игнатия сохраняют актуальность для верующих всех времён , и их значимость лишь усиливается обстоятельствами нашего теплохладного «лаодикийского» времени («знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» – Откр. 3:15). Строгие, отрезвляющие, полные любви к Богу и ближним наставления свт. Игнатия помогают человеку обрести духовные координаты. Это значимо и для поиска решений ряда современных проблем нашей церковной жизни . Отдельно хотелось бы отметить, что жизнь и труды свт. Игнатия становятся ярким опровержением попыток уничижения русской православной богословской мысли со стороны отдельных греческих богословов . Путём святых отцов Наследие свт. Игнатия (Брянчанинова) весьма обильно (с точки зрения количества и объёма письменных трудов) и, при разнообразии выразительных форм, отличается единством общей аскетической и патристической направленности, что, безусловно, ставит свт. Игнатия в ряд продолжателей великих отцов-подвижников прошлого. Творческая линия святителя – это путь авторов «Добротолюбия», преподобных Макария Египетского и Марка Подвижника, Иоанна Лествичника и аввы Дорофея, Тихона Задонского и Паисия Величковского, а также многих других церковных писателей. В каком-то смысле свт. Игнатий в своих творениях не столько говорит сам, сколько доносит голос древних отцов: «некоторые его работы стали своего рода комментарием к «Добротолюбию». Однако было бы неверно упрекать его в отсутствии собственных идей: скорее это проявление особого почтения к духовным традициям отцов, вследствие чего он, будучи смиренным служителем, отступает на задний план» . Характерно, что одно из главных сочинений свт. Игнатия – «Отечник», т. е. собрание жизнеописаний и изречений древних святых отцов.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/19/pravos...

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти Святого благоверного Великого Князя Александра Невского Сегодня мы также вспоминаем ученого Н.И.Пирогова, славянофила Д.А.Валуева и адмирала Н.Г.Кузнецова 06.12.2022 467 Время на чтение 8 минут Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363). Прп. Колумбана, игумена Люксейского (615). Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937). Сегодня Церковь почитает Святого благоверного Великого Князя Александра Невского, преставившегося ко Господу 14 ноября 1263 г. Он родился 30 мая 1220 г., был сыном Великого Князя Ярослава Всеволодовича, Великим Князем Владимирским стал в 1252 г. Почитание св. Александра во Владимире началось уже в 1280-х гг., официально же он был канонизирован в 1549 г. В 1710 г. в его честь была основана Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, куда в 1724 г. Император Петр I повелел перевезти мощи св. князя. Тогда же был установлен праздник в память перенесения мощей св. блгв. Великого Князя Александра 30 августа - в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 г. супруга Петра Великого Императрица Екатерина I учредила орден Св. Александра Невского, а дочь Петра Императрица Елизавета Петровна пожертвовала серебряную раку его мощам. + + + Обстоятельства, в которых ему пришлось княжить, требовали незаурядных способностей и качеств, по слову Писания: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). «Мудрость же и остроумие дадеся ему от Бога, яко Соломону, - свидетельствует о князе писатель его жития. - Вселися в сердце его страх Божий, еже соблюдати заповеди Господни и творити я во всем... Смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя, чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и от тщеславия отвращашеся... Во устех же беспрестанно бяху божественная словеса, услаждающа его паче меда и сота».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/06/et...

Оренбург. Успенский женский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Официально Успенская женская община была открыта 17 февраля 1866 года, и в тот же год началось строительство домовой церкви во имя свт. Николая Чудотворца. 28 сентября 1872 года Указом Святейшего Правительствующего Синода община была переименована в Успенский общежительный монастырь с таким числом сестёр, какое обитель может содержать на свои средства. Первой настоятельницей монастыря была назначена основательница общины Таисия (в миру Татьяна Алексеевна Кононова, ур. Амарцева (10.01.1806 – 8.03.1891), уроженка Оренбургской казачьей станицы Форштадта, управляла монастырём 37 лет, возведена в сан игумении в 1874 г.). В самом монастыре два храма – Успенский и Иверский. Главный храм – каменный, двухэтажный, в византийском стиле – был заложен в 1868 году по плану известного архитектора профессора Тона о восьми главах, построен на средства, собранные по «сборным книжкам» и с помощью многих благотворителей. Окончен он постройкой 13 сентября 1875 года и на следующий день освящён митрополитом Оренбургским и Уральским Митрофаном при игумении Таисии. Храм внутри расписан сёстрами под наблюдением известного художника Лукиана Васильевича Попова. На верхнем этаже – церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь нижнего этажа – Крестовоздвиженская, трёхпрестольная. Главный престол – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери, освящён 19 октября 1875 года, и левый – во имя пророка Илии, освящён в Вербное Воскресенье 26 марта 1876 года. В церкви верхнего этажа тоже три престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, освящён епископом Вениамином I в 1881 году 20 сентября; правый придел – в честь свт. Николая Чудотворца, перенесения его честных мощей; левый – в честь св. вмч. Пантелеимона Целителя, освящён 30 сентября. Каменная колокольня построена в 1888 году. На втором её этаже устроена однопрестольная церковь в честь Иверской иконы Божией Матери по обету игумении Таисии с сёстрами в память и благодарность за избавление обители от губительного пожара 1879 года, истребившего почти весь Оренбург. Иверский храм освящён 19 сентября 1893 года с благословения епископа Макария при игумении Иннокентии (1892–1913). В 1906 году тщанием иеромонаха Дмитриевского Борисо-Глебского монастыря Московской епархии о. Виталия на колокольне сооружены башенные часы на его средства. На святых воротах церкви – живописные изображения преподобных Антония и Феодосия Печерских, Архангела Михаила и свт. Николая Чудотворца. Позднее купол Иверской церкви и колокольни был украшен позолоченными звёздами.

http://sobory.ru/article/?object=36047

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?), дер. Лоходомово Буйского у. Костромской губ.- 15.08. 1912, Новоафонский мон-рь), схиархим., настоятель Новоафонского во имя святого апостола Симона Кананита монастыря . Род. в семье государственных крестьян, был младшим из 6 сыновей. Отец умер, когда Ивану было 2 года, семья жила в бедности. Освоил грамоту с помощью братьев, учившихся в домашней школе. В 11-летнем возрасте был отправлен в С.-Петербург, служил в купеческих лавках. Имел склонность к уединенной, монашеской жизни, в 19 лет решил уйти на Афон. Добравшись до Одессы, не смог выехать без заграничного паспорта, вернулся в С.-Петербург, затем на родину. Приняв благословение матери на монашество, вновь отправился в столицу. Вскоре получил паспорт, а также рекомендательное письмо в Русский великомученика Пантелеимона монастырь на Афоне от насельника этой обители иеросхим. Макария (Семыкина), находившегося в С.-Петербурге на послушании по сбору денежных средств. В февр. 1862 г. выехал на Св. Гору, по пути посетил Киев и Одессу, К-поль и Фессалонику. По прибытии в Пантелеимонов монастырь Васильев по благословению духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцова) , руководившего русской частью монастырской общины, был зачислен в братию. Проходил послушания сначала на огороде при монастырской келлии прп. Евфимия Великого, затем в самой обители - на кухне, в литографической мастерской, был келейником 2-го духовника русской братии иеросхим. Макария (Сушкина) , келейником о. Иеронима (Соломенцова). 14 марта 1864 г. иеросхим. Макарием (Сушкиным) Васильев был пострижен в мантию с именем в честь мч. Иерона Мелитинского, в 1866 [по др. сведениям, в сент. 1867] г. рукоположен во диакона, 23 марта 1875 г.- во иерея. Служил помощником казначея, исполнял также обязанности эконома. За годы пребывания в строгом общежитии И. стяжал мн. монашеские добродетели, а также приобрел опыт ведения монастырского хозяйства, обнаружил дарования инженера, строителя и архитектора, в полной мере реализованные в дальнейшем служении. В апр. 1875 г. получил послушание по сбору средств на восстановление храма во имя свт. Николая Чудотворца в Мирах Ликийских. Вскоре был назначен строителем и экономом Новоафонского Симоно-Кананитского мон-ря, основанного рус. частью братии Пантелеимоновой обители в кон. 1875 г. Был отправлен в Абхазию под начало иером. Арсения (Минина) , исполнявшего обязанности новоафонского настоятеля.

http://pravenc.ru/text/293694.html

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 3 Каширский Никитский монастырь, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, монастырь Четырех Церквей, Саввина пустынь, монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, Спасо-Казанская женская община   КАШИРСКИЙ НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г. До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю. Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община. Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.

http://pravoslavie.ru/1879.html

(Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский. Сведения о святом содержатся в его Житии, созданном в сер. XVII в., по словам автора, «по прехождении многих лет» после кончины блаженного. Г. род. в крестьянской семье в дер. Ярополи (Великониколаевский приход) близ г. Шенкурска. После смерти родителей он посвятил себя служению Богу и «нача похабствовати» (принял на себя подвиг юродства). «Буйное и уродственное проходя житие», святой носил на себе «гнусную и раздранную ризу», бродил по лесу «в непроходимых местах, удалялся от человек... томя плоть свою постом, и жаждою, и зноем, и студием от дождя и снега». Житие сообщает, что Г. часто ходил на погост к храму свт. Николая и на холм, расположенный среди болот на расстоянии одного поприща (ок. 1,4 км) от церкви. Почувствовав приближение смерти, он завещал похоронить себя на этом холме и предрек, что вскоре вблизи будет поставлена церковь. Так и произошло - по-видимому, в нач. XVI в. из-за угрозы подтопления р. Вагой храм свт. Николая был перенесен на место неподалеку от могилы святого. (О времени переноса храма, как можно думать, свидетельствует грамота Новгородского митр. Макария 18 марта 1661, в к-рой упоминается Никольская ц., освященная в нач. XVI в., вероятнее всего после кончины блаженного: «В Шенкурской-де четверти в Шенкурском стану стоит-де храм... во имя Николая Чудотворца, а как-де тот храм воздвигнут и освящен, тому де больше полуторых сот лет» (цит. по: Краткое ист. описание. С. 18-19).) В Житии нет указания на точное время жизни и кончины Г. Архим. Леонид (Кавелин) считал его современником прп. Варлаама Важского († 1462; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 104). В «Описании о российских святых» говорится, что Г. преставился в 6900 (1392) г., по всей видимости, дата дефектна (недописана) (С. 146). В соч. «Достопамятности города Шенкурска», использованном свящ. Михаилом Усердовым при подготовке к изданию Жития Г., указано, что блаженный преставился ок. 1450 г.

http://pravicon.com/info-2053

Комментарии к книге 3 (к томам 4 и 5) К оглавлению Судьба митр. Иосифа остается неизвестной: источники ничего не сообщают о его смерти. См.: [Поппэ А. В.] Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305)//Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси. X–XIII вв. М., 1989. С. 204. 22. Е. Е. Голубинский полагал вероятным, что митрополит вернулся в Византию (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 15). Никея (совр. Изник — Турция) была резиденцией Вселенских патриархов во время существования Никейской империи (1204–1261) — в период между захватом Константинополя крестоносцами и восстановлением Византийской империи. Очевидно, под литовцами автор понимает здесь православных (т. е. преимущественно восточнославянских) подданных великого княжества Литовского, а не этнических литовцев, о поставлении которых в митрополиты нет свидетельств. Чаще в «Новом городе (или «городке») Литовском» (совр. Новогрудок в Гродненской обл. Белоруссии). Митр. Иона продолжал титуловаться «Киевским и всея Руси», как это видно по его грамотам и посланиям; употреблялся также и краткий вариант титула — «митрополит всея Руси». Московские преемники свт. Ионы в XV в. пользовались этим кратким вариантом (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974. С. 81–82. Ср.: Плигузов А. И. О титуле «митрополит Киевский и всея Руси»//РФА. 1992. Вып. 5. С. 1034–1038, 1042). Хронология поездок свт. Кирилла в Орду нуждается в уточнении, поскольку текст жития св. Петра, царевича Ордынского, послужившего источником сведений для митр. Макария, содержит противоречивые известия (см.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871 [репринт: М., 1988]. С. 39–42; Белякова М. М. Некоторые наблюдения над отражением исторических фактов в «Повести о Петре, царевиче Ордынском»//Литература Древней Руси/Источниковедение. Л., 1988. С. 78–79; она же. «Повесть о Петре, царевиче Ордынском в историко-литературном контексте»//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74–87). Лаврентьевская летопись отмечает смерть Берке под 1266 г., а смерть митр. Кирилла под 1262 г., тогда как по житию св. Петра митрополит пережил хана.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

17 декабря 2007 г. Свято-Тихоновский университет: 15 лет со дня основания Торжественный акт, посвященный 15-летию Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, состоялся 5 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На открытии торжественного акта выступил ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев. С поздравительным словом к присутствующим обратился Святейший Патриарх Алексий. Приветственное послание университету направил Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II.  Поздравить Свято-Тихоновский университет с праздником пришли министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалов, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор МГУ В.А. Садовничий, выпускники университета митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Грузинская Православная Церковь), епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Святейший Патриарх Алексий наградил ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева орденом свт. Макария, митрополита Московского (II степени). Орденами и медалями был отмечен труд многих других тружеников ПСТГУ.   Слово ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева на открытии торжественного акта, посвященного 15-летию университета Православный Свято-Тихоновский богословский институт был создан 15 лет назад из катехизаторских курсов. Наша цель была в том, чтобы, воспользовавшись наступившей свободой, выйти из гетто, в которое была загнана Церковь советской властью. Было очевидно, что вернуть православную веру нашему народу трудно. Для этого он должен найти дорогу к Богу. Эту веру нужно ему объяснить, сделать понятной. Значит, Церковь должна идти к людям, лишенным своего прошлого, находить с ними контакт, говорить о вере, о Боге на понятном им языке, развеять советский миф о том, что религия — это удел темных, невежественных людей, не знакомых с наукой, которая будто бы доказала, что Бога нет.

http://e-vestnik.ru/news/svyato-tihonovs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверьянов К. А. Конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции» 8–10 ноября 2013 г. в Ростове Великом состоялась организованная Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль» конференция «Преподобный Сергий Радонежский: история и агиография, иконописный образ и монастырские традиции». Место для конференции было выбрано неслучайно. Как известно, святой был уроженцем Ростовской земли. Некоторые из его учеников также были родом из Ростова. Открывая конференцию, директор ГМЗ «Ростовский кремль» Н.С. Каровская обратила внимание на то, что для участия в конференции собрались представители как музейной, так и академической науки: первая является, по преимуществу, прикладной, в то время как вторая носит теоретический характер. Такое взаимодействие между ними – исключительно плодотворно, поскольку различные взгляды на один и тот же предмет исследования позволяют выработать более объективную точку зрения. Эпоха прп. Сергия Радонежского стала временем объединения русских княжеств и фактического становления российской государственности. Одним из виднейших деятелей этой эпохи был митрополит Алексий, обзору биографии которого посвящен доклад архимандрита Макария (Веретенникова) (Московская духовная академия). В годы малолетства великого князя Дмитрия свт. Алексий фактическим возглавлял Московское княжество и приложил немало усилий, чтобы Москва продолжила процесс объединения разрозненных русских земель. В этом ему содействовал прп. Сергий. Эпоха прп. Сергия Радонежского явилась и временем заметного духовного подъема, отразившегося, в частности, в иконописи. В.Г. Пуцко (Калужский областной художественный музей) остановился на роли византийского фактора в русском иконописании. Греческими мастерами были выполнены фрески в храмах Новгорода и Москвы. Одним из крупнейших мастеров являлся Феофан Грек, творчество которого послужило основой для складывавшейся московской иконописной школы. Наиболее ярким представителем последней был знаменитый Андрей Рублев. Исследователь обратил внимание на тогдашнюю крайнюю малочисленность мастеров-иконописцев, отсутствие правильной постановки обучения иконописному мастерству, что приводило к известной его элитарности.

http://sedmitza.ru/lib/text/4757971/

Волосово. Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь. Николо-Волосовский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1300 и 1500. Адрес: 601220, Владимирская область, Собинский район, с. Волосово Координаты: 56.172373, 40.160877 Проезд:Федеральная трасса Москва-Казань (М7). до Ставровского поворота на пос. Ставрово, г. Кольчугино (бывш. пост ГАИ). От центра пос. Ставрово направо, по мосту через р. Колокша, далее до первой развилки и направо. На развилке имеется указатель монастыря. Дорога в хорошем состоянии, асфальт. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Официальное наименование в гос. реестре: Николо-Волосовский епархиальный женский монастырь с.Волосово Владимирской Епархии Русской Православной Церкви. Ансамбль монастыря зарегистрирован в Своде памятников истории культуры и архитектуры Владимирской области под Монастырь действует. Время возникновения Николо-Волосова монастыря неизвестно, но сведения о Волосовской обители находятся еще в XV столетии. Так в труде митр. Макария История Русской Церкви (т. 5 прил. 4) Владимирский на Клязьме Волосов, или Власов, мужской монастырь в честь свт. Николая упомянут постройкой XIV - не позднее XV в. В первой половине XVIII столетия обитель была упразднена, но в 1775 году снова возникла. В Николо-Волосов монастырь были переведены иноки Царе-Константиновской обители. Сто лет после этого монастырь существовал самостоятельно, а в 1877 году все имущество обители было переведено в Боголюбовский монастырь. Храмы же и здания монастырские перешли в заведование Боголюбовских настоятелей, и сама обитель приписана к Боголюбовскому монастырю. Храмов в монастыре три: главная церковь во имя св. Николая Чудотворца (Никольская) 1727г.; церковь в честь прп. Сергия Радонежского (Сергиевская) датируемая XVII в., точная дата окончания строительства не установлена; Покровская надвратная церковь 1763г. В 1909 монастырь обращен в женский. Из Определения Святейшего Синода. VI. От 5-18 февраля 1911 года за 972, постановлено: настоятельницу Николо-Волосова женского монастыря, Владимирской епархии, монахиню Таисию возвести в сан игумении. При обители существовала водяная мельница на р. Колочке. Другие исторически сохранившиеся сооружения монастыря келейный корпус, сторожка, две башни, стены ограды. В период сталинских репрессий, по всей видимости один из последних служителей монастыря в двадцатых годах XX в., протоиерей Сергий Сидоров Сергей Алексеевич 10.2.1895 был расстрелян в числе других 373 священнослужителей Подмосковья в Бутово Москва 27.09.1937.

http://sobory.ru/article/?object=00190

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010