ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОТ ВЗЯТИЯ КИЕВА ВОЙСКАМИ БОГОЛЮБСКОГО ДО СМЕРТИ МСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА ТОРОПЕЦКОГО (1169 – 1228) Андрей Боголюбский остается на севере: значение этого явления. – Характер Андрея и его поведение на севере. – Владимир-на-Клязьме. – Брат Андрея, Глеб княжит в Киеве. – Война его с Мстиславом Изяславичем. – Смерть обоих соперников. – Андрей Боголюбский отдает Киев Роману Ростиславичу смоленскому. – Ссора Ростиславичей с Андреем. – Мстислав Ростиславич Храбрый. – Неудачный поход рати Андреевой против Ростиславичей. – Ярослав Изяславич княжит в Киеве. – Борьба его с Святославом Всеволодовичем черниговским. – Убиение Андрея Боголюбского и следствия этого события. – Соперничество Ростова и Владимира; соперничество дядей Юрьевичей и племянников Ростиславичей северных. – Торжество Михаила Юрьевича над племянниками и Владимира над Ростовом. – Возобновление борьбы по смерти Михаила. – Торжество Всеволода Юрьевича над племянниками и окончательное падение Ростова. – На юге усобица между Мономаховичами и Ольговичами. – Поход Святослава Всеволодовича черниговского на Всеволода Юрьевича суздальского. – Святослав утверждается в Киеве. – Слабость киевского князя перед суздальским. – Борьба Ярослава галицкого с боярами. – Смерть его. – Усобица между его сыновьями, Владимиром и Олегом. – Бояре изгоняют Владимира и принимают к себе Романа Мстиславича волынского. – Венгерский король Бела III вмешивается в эту усобицу и сажает в Галиче сына своего Андрея. – Гибель Берладникова сына Ростислава. – Насилия венгров в Галиче. – Владимир Ярославич с помощью поляков утверждается здесь. – Смерть Святослава Всеволодовича киевского. – Рюрик Ростиславич занимает его место по воле Всеволода суздальского. – Последний ссорит Рюрика с зятем его, Романом волынским. – Участие Романа в польских усобицах. – Война Мономаховичей с Ольговичами. – Роман волынский утверждается в Галиче по смерти Владимира Ярославича. – Он изгоняет Рюрика Ростиславича из Киева. – Рюрик опять в Киеве и отдает его на разграбление половцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ Киевской митрополии, учреждена, вероятно, вскоре после создания равноап. кн. Владимиром в 991 г. крепости Белгород на р. Ирпень на границе кочевого поля (совр. с. Белогородка Киевской обл., Украина). В XI - 1-й пол. XIII в. Белгород наряду с Переяславом играл важную военно-политическую роль. В кон. XII в. город являлся столицей кн. Рюрика Ростиславича , одного из соправителей Киева и Киевского княжества. Территория Б. е. охватывала правобережье Днепра со столицей Руси и митрополичьей кафедрой - Киевом и городами Белгород, Вышгород, Звенигород, Василёв, Треполь, Витичев, Чернобыль, Вручий, Искоростень и др. В офиц. документах и летописных сообщениях Белгородские епископы упоминаются сразу после Киевского митрополита, вместе с к-рым они участвовали в поставлении епископов, освящении храмов и др., а в отсутствие митрополита выполняли его функции. Белгородские архиереи также упоминаются вместе с Переяславским и Черниговским епископами, к-рые управляли ближайшими к Киеву епархиями. В к-польском перечне рус. епископий 70-80-х гг. XII в. Белгородская кафедра (Πελογρδων, др. греч. название - Ασπρκαστρον τ μγα) названа первой перед Новгородом ( Darrouz è s. Notitiae. N 12; cf. N 17). Известны 7 Белгородских архиереев. Первый из них, Никита, упоминается в 1072 г. как участник торжества перенесения мощей святых Бориса и Глеба. В летописных свидетельствах об освящении киевской ц. арх. Михаила (1088) и Успенской ц. Печерского мон-ря (1089) первым после Киевского митрополита назван Белгородский еп. свт. Лука, поставленный на кафедру из Печерского мон-ря. Запись о его смерти 22 авг. (1089 или 1090) сохранилась в виде граффито на стене Софийского собора, в к-ром, вероятно, происходило его отпевание. Белгородский еп. Никита II участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба в 1115 г. Еп. Феодор вместе с печерским игуменом выполнял в 1148 г. ответственные функции посла киевского кн. Изяслава Мстиславича к черниговским князьям Ольговичам. В Кормчих книгах сохранилось Правило 2 епископов - Новгородского архиеп. Иоанна (Илии) (1165-1186) и его современника, анонимного Белгородского епископа, разъясняющее трудные случаи при совершении литургии. Возможно, этот Белгородский архиерей являлся местоблюстителем митрополичьего престола после окончания управления митрополией Михаилом II, упоминаемым в 1171 г., до появления в 1183 г. митр. Никифора II . Белгородский еп. Максим торжественно венчал в Киеве в 1187 г. в присутствии 20 князей сына Рюрика Ростиславича Ростислава с дочерью Всеволода Большое Гнездо Верхуславой. В сборниках XV-XVI вв. встречается Поучение против пьянства Философа, еп. Белгородского, изданное А. И. Соболевским. В кон. XII в. Белгородская и Юрьевская епископии временно объединились под управлением еп. Адриана.

http://pravenc.ru/text/77864.html

Овруч. Васильевский женский монастырь. Собор Василия Великого. Приезд Государя Императора Николая II в Овруч на открытие после реставрации российским архитектором А.В. Щусевым Свято-Васильевской церкви. День освящения храма, 3 сентября 1911 г. Елена Григорьева 3 сентября 1911 Развалины церкви просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Графика, 1842 год Елена Григорьева 1 июня 1842 Карта и ближайшие объекты ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, около 1190, 1909 гг., И МОНАСТЫРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, 1907—1909 гг. (ул. Пролетарская, 2).      Васильевская златоверхая церковь — дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславича (в крещении Василия). Сооружена на месте деревянной, возведенной по преданию еще князем Владимиром в 997 г. Церковь, видимо, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславича. Неоднократно подвергалась разрушениям, после чего отстраивалась. Окончательно разрушена в 1321 г. во время осады города литовским князем Гедимином в отместку за упорную оборону горожанами Овруча. В XVI в. среди руин была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая деревянная церковь, выстроенная на том же месте, в 1734 г. разобрана по ветхости. После обрушения сводов в 1842 г. от Рюрикова храма остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой. На апсидах и в откосах окон сохранилась первоначальная штукатурка. В 1876 г. у северной стены построена Васильевская часовня, разобранная в начале 1900-х годов.      Нынешнее сооружение — результат реставрации 1907—1909 гг., выполненной по проекту архит. А. В. Щусева на основании исследований П. П. Покрышкина (исполнители работ — архитекторы А. А. Веснин и В. Н. Максимов). В 1910 г. А. В. Щусеву было присвоено звание акад. архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII в., т.

http://sobory.ru/article/?object=16547

Киев. Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1070 и 1769. Адрес: Украина, Киев, ул. Выдубицкая, 40. Координаты: 50.416777, 30.569083 Проезд:маршрутным такси 193 до остановок " Выдубицкое озеро " или " улица Выдубицкая " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главным храмом монастыря была церковь Св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах все-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Петр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь. Источник: Монастыри и храмы Киева Церковь основана в 1071 г. Построенная на утёсе вблизи днепровского берега. Она, по преданию, в 1181 г. обрушилась, но была в скором времени восстановлена. Сохранились прекрасно стены древней кладки. В середине XVII в. обновлена и украшена митрополитом Петром Могилой. Храм каменный, двухэтажный; в первом этаже – церковь чуда архистратига Михаила; во втором – Благовещения Пресвятой Богородицы. Световой барабан купола начала XVIII века снаружи украшен тройными пилястрами с подчеркнутыми завитками ионических капителей; барочные фронтоны окон прекрасно заполняют свободное поле стены между пилястрами. Купол перекрыт железной кровлей, окрашенной в синий цвет с золочеными звездами. Лестница на второй этаж древняя, каменная, винтовая, византийско-романского типа. Снаружи храм оштукатурен и обелен известью. С северной стороны, по древней штукатурке, надпись весьма слабого рельефа, неразборчивая. Живопись в храме подновленная, не представляющая интереса, мозаики нет. Иконостасы и царские врата как в первом, так и во втором этаже – деревянные, резные, золоченые. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.

http://sobory.ru/article/?object=05591

Слово Моисея Выдубицкого Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова 10 июля 1198 года была заложена, а 24 сентября того же года завершена и освящена подпорная стена, удерживавшая древний (заложенный еще отцом Владимира Мономаха ) Михайловский собор на осыпающемся берегу Днепра. Строил стену известный мастер Милонег (Петр) на средства киевского князя Рюрика Ростиславича. Β день открытия величественного сооружения игумен Выдубицкого монастыря (которому принадлежал собор) Моисей произнес торжественную речь, «Слово» (некоторые ученые считают, что это была кантата, составленная Моисеем, но исполненная монашеским хором), восхваляя щедрость князя и отмечая важность постройки. Этой торжественной и красочной речью завершается Киевский летописный свод 1198 года, составителем которого считают того же Моисея. Ему же приписывают и некоторые другие древнерусские произведения, но публикуемое Слово, несомненно, является самым ярким образцом его творчества и вместе с тем выдающимся произведением этого жанра вообще. Слово игумена Моисея печатается по тексту Ипатьевской летописи под 1199 годом в издании: ПСРЛ, т. 2. СПб., 1908, с. 712–715. СЛОВО ИГУМЕНА О ПОСТРОЕНИИ СТЕНЫ В ВЫДУБИЦАХ Дивное сегодня увидели очи наши; столь многие, прежде нас жившие, желали бы видеть то, что увидели мы, – и не видели, и даже слышать не пришлось им о том, что нам Бог даровал княженьем твоим! Ибо не только не отринул ты ничтожества наши, но и со славой нас принял, по свободной стезе направив рабов твоих. Мы же, смиренные, чем воздадим тебе в ответ на благодеянье твое, которое ты творишь и уже сотворил нам? Ибо сам ничего не требуешь ты, – но лишь воздыханья и молитвы о здравье и о спасенье твоем. Бог тебе милость воздаст по заботам твоим, и архистратиг Михаил, которому ты послужил непритворно, о Христе державно заботясь и обо всех. По благому обычаю и невежества нашего слово прими как словесный подарок – на похвалу добродетели, ибо в сокровищницу твоего правленья любовь и желанье вложим, как та вдовица – две медных монеты, в остальном надеясь на снисхожденье твое!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блгв. кн. Мстислав Ростиславич во время осады в Вышгороде в 1173 г. Литография. Ок. 1836 г. Худож. Б. А. Чориков В 1173 г. Андрей Боголюбский потребовал у Ростиславичей выдать виновников смерти его брата, Киевского кн. Глеба Юрьевича, и велел Роману Ростиславичу оставить Киев, Давиду уйти из Вышгорода, а М. Р.- из Белгорода, где он оказался еще при жизни отца. Роман покинул Киев и ушел в Смоленск, но Рюрик, Давид и М. Р. остались в Киевской земле и вскоре заняли столицу, захватив там брата вел. кн. Андрея - блгв. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо. В Киеве сел Рюрик Ростиславич. Андрей Боголюбский послал к Ростиславичам мечника Михна с ультиматумом: Рюрику уйти в Смоленск, а Давиду - в Берладь (Н. Подунавье). М. Р. он передал: «В тобе стоить все (т. е. ты виновник всего происшедшего.- А. Г.), а не велю ти в Рускои земле быти». Т. о., именно М. Р., младший из Ростиславичей, был наиболее активным сторонником того, чтобы выйти из подчинения вел. кн. Андрею Боголюбскому (считавшемуся «старейшим» среди потомков Владимира Мономаха). М. Р., к-рый, по словам сочувствовавшего Ростиславичам летописца, «от уности навыкл бяше не уполошитися никого же, но токъмо Бога единого блюстися», приказал остричь и обрить посла Михна и отправил его назад, велев передать Андрею: «Мы ти до сих мест акы отца имели по любви, аже еси сь сякыми речьми прислал, не акы кь князю, но акы кь подручнику и просту человеку, а что умыслил еси, а тое деи, а Богъ за всем». После этого вел. кн. Андрей послал на Ростиславичей войска Суздальской, Новгородской, Рязанской, Муромской, Полоцкой, Турово-Пинской и Черниговской земель, и даже Роман Ростиславич вынужден был отправить на своих братьев из Смоленска полк во главе с сыном. Командующим войском - сыну Юрию и воеводе Борису Жидиславичу - Андрей Боголюбский повелел Рюрика и Давида изгнать, а М. Р. схватить и привести к нему. Рюрик затворился в Белгороде, Давид ушел в Галицкую землю искать поддержки, а М. Р. засел в Вышгороде, городе Давида, со своим и Давидовым полком. К городу подступила часть сил коалиции во главе с братом Андрея Всеволодом и Игорем Святославичем из черниговских Ольговичей (буд. главным героем «Слова о полку Игореве»). М. Р. сначала принял бой вне городских стен, нанеся противнику серьезный урон, а затем в течение 9 недель успешно держал оборону города. Затем подошедший к Киеву из Луцка Ярослав Изяславич перешел на сторону Ростиславичей в обмен на обещание ему киевского стола и Андреево войско отступило из Юж. Руси. М. Р. погнался за отступавшими полками, захватил пленных и добычу (Там же. Стб. 569-578).

http://pravenc.ru/text/2564282.html

Скачать epub pdf 58. Всеволод III Юрьевич (Георгиевич) прозванием Большое Гнездо, великий князь владимирский и суздальский сын Юрия I Владимировича Долгорукого, князя суздальского и великого князя киевского, от второго брака с «гречанкою» (см. 155). Родился на месте, где теперь г. Дмитров (уездный Московской губернии), в 1154 г.; по смерти отца выгнан братом, князем Андреем Боголюбским, из земли суздальской и увезен матерью в Константинополь в 1162 г.; возвратившись оттуда, находился в рати Андреевой при взятии ею приступом Киева 8 марта 1169 г.; вместе с братом Михалком (см. 142) отразил половцев от Переяслава в 1170 г.; по смерти Глеба Юрьевича, князя переяславского, именовавшегося, но без значения, и великим князем киевским, дан Михалком вместо себя Киеву в 1171 г.; захваченный там Ростиславичами, отпущен к Михалку и с ним присоединился к рати Андреевой, двигавшейся на Киев, в 1173 г.; по смерти Андрея отправился было с Михалком в землю суздальскую, но, видя усобицу, возвратился на юг, в Чернигов, в 1174 г.; призванный оттуда с братом же владимирцами, посажен Михалком на стол Перелавля-Залесского в 1175 г.; по смерти Михалка пересел на стол владимирский и через неделю разбил другого претендента, Ярополка Ростиславича, племянника своего, 27 июня 1176 г.; поразил Глеба рязанского с половцами на р. Колокше и допустил ослепление племянников своих, Ростиславичей, мятежными владимирца-ми в 1177 г.; воюя с новгородцами, сторонниками Ярополка Ростиславича, испепелил Торжок и Волоколамск в 1178 г.; воевал с князем Святославом черниговским в 1180 г.; взял Торжок и заковал Ярополка в 1181 г.; ходил на болгар, называемых в летописи серебряными, осаждал их Великий город, но возвратился, заключив с ними мир, в 1183 г.; посылал новую рать на болгар в] " в г.; огнем и мечем пустошил землю князей рязанских, ему непокорных, в 1187 г.; явил первый пример обряда постригов, торжественно исполнив его над сыном своим, трехлетним Юрием (см. 192), в 1192 г.; посылал своих бояр возводить Рюрика Ростиславича на стол киевский, продолжавший именоваться великокняжеским, в 1194 г.; ходил войной на землю вятичей, владение Ольговичей черниговских, в 1196 г.; проник в глубину степей половецких, заставил половцев бежать от р. Дона к морю в 1198 г.; подчинил себе Новгород к 1201 г.; заковав на пиру князей муромо-рязанских, взял после трехнедельной осады Пронск в 1207 г. и сжег Рязань в 1208 г.; докончив завоевание Рязанского княжества, примирился с Ольговичами черниговскими в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель. Впервые упоминается в статье Киевской летописи кон. XII в. (сохранившейся в составе Ипатьевской летописи и отчасти в Лаврентьевской летописи и Московском своде 1479 г.- см. Летописание ) как игумен выдубицкий, участвовавший по приглашению киевского кн. Рюрика Ростиславича в пире по случаю освящения 6 дек. 1197 г. построенной последним кафедральной каменной ц. св. Апостолов в пригороде Киева Белгороде. В кон. XII в. настоятель Выдубицкого мон-ря Адриан (Андреян) был поставлен епископом Белгородским, имя непосредственного его преемника неизвестно, вполне возможно, что им был М. В игуменство М., в кон. XII в., кн. Рюрик Ростиславич поручил архит. Петру Милонегу построить опорную стену ниже собора арх. Михаила Выдубицкого мон-ря, которая бы укрепила в данном месте берег Днепра с целью предотвращения обрушения монастырского собора (стена заложена 10 июля 1199). 24 сент. 1199 г. сооружение было освящено, после чего состоялись торжества, посвященные данному событию, в котором наряду с М. и киевским духовенством приняли участие сам князь, члены княжеской семьи и киевская знать. Перед собравшимися М. прочитал с новопостроенной стены составленное им от имени братии Выдубицкой обители Похвальное слово кн. Рюрику Ростиславичу (по др. версии, произведение исполнялось как кантата всеми членами монашеской братии мон-ря). Сочинение М. составлено в лучших традициях риторического искусства и представляет собой выдающийся памятник древнерусского красноречия. Автор приводит многочисленные библейские реминисценции, использует, согласно О. В. Творогову, риторические приемы, близкие к тем, что имеются в текстах свт. Кирилла II Туровского. Как показал Ю. К. Бегунов, выдубицкий игумен не только ссылается на сочинения Мефодия Патарского (см. Мефодий , сщмч., еп. Олимпийский), но и подражает им. В XV в. Похвальное слово М. использовал в качестве образца для своего сочинения тверской инок Фома при написании Похвального слова Тверскому вел. кн. Борису Александровичу (ок. 1453).

http://pravenc.ru/text/2563986.html

Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Васильевский женский монастырь - Свято-Васильевский женский монастырь православный женский монастырь Овручской епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. Владея Овручем, Рюрик не раз занимал и Киев, где, имея «любовь несытну о зданьих», строил каменные сооружения. В этой связи вероятно, что церковь в Овруче возводили киевские мастера, включая Петра Милонега — придворного зодчего Рюрика. По мнению ученых, овручский храм имел все черты, присущие каменным церквам Руси рубежа XII–XIII вв.: близкий к квадрату план, 4 опорных столпа, 1 глава со ступенчатым основанием, богатый декор фасадов. На фоне княжеских междоусобиц зодчие той эпохи хотели напомнить о временах единой Руси при правлении Ярослава Мудрого. Символом мощи единой страны был построенный в Киеве при Ярославе Софийский собор, и мотивы его торжественной архитектуры вновь оказались востребованы 150 лет спустя — при возведении сравнительно меньших храмов (вроде овручского). От прочих церквей своего времени овручский храм отличает наличие на углах западного фасада двух башен с винтовыми лестницами на хоры (в XI в. такие башни пристраивали ко многим соборам Руси, но для XII в. известен пока один подобный пример). В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Васильев...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский (Овручской и Коростенской епархии УПЦ), находится в г. Овруче Житомирской обл. (Украина). Основан в 1909 г. Является преемником средневековых Спасо-Васильевского и Заручаевского Успенского монастырей г. Овруча. На месте О. м. находился древний деревянный храм свт. Василия Великого, возведение к-рого позднейшее предание приписывает равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу (см.: Казанский. 1911). В люстрации г. Овруча за 1519 г. упоминается каменный храм: «Также на высокой горе стоит каменная церковь Васильевская; говорят люди старые, была когда-то златоверхая, но уже от незапамятных лет неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 2. С. 12 (2-я паг.)). Большинство историков и археологов считают строителем каменного храма кн. Рюрика (Василия) Ростиславича († 1210?). Овруч до 1194 г. являлся неофиц. столицей владений кн. Рюрика, т. к. его старший киевский соправитель Святослав (Михаил) Всеволодович правил непосредственно в Киеве. Не исключено, что именно на Васильевской горе располагался древнерус. княжеский двор, на к-ром кн. Рюрик Ростиславич построил ктиторскую церковь. В 1990 - нач. 2000-х гг. в ходе археологических исследований на Васильевской горе вокруг церкви и монастырских зданий, на огородах частных владений учеными на площади ок. 2,5 га был обнаружен подъемный материал XII-XIV вв. и более позднего времени. Комплексный анализ культурного слоя, а также граффити на штукатурке, относящиеся к 1192 г., дали основание археологам датировать строительство церкви посл. четв. XII в. (до 1192) ( Раппопорт. 1972; Он же. 1982; Томашевський. 2004).

http://pravenc.ru/text/2578159.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010