9 Дополн. Акт. Ист. I, стр. 31. А современная летопись, изображая вступление Макария на новгородскую кафедру, свидетельствует, что когда «введоша его в церковь св. Софии – Премудрости Божия», то он, «просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестми многими, и все чудишася, яко от Бога дана ему бысть мудрость в божественном писании, прото всем разумитии (П. Собр. Р. Лет. IV, 296). 10 См. – 1) Велик. Минеи-четии м. Макария. изд. Археогр. Коммис., Сент. 1–13, предисловие издателей и за тем Летопис. или вклады самого Макария; 2) Оглавление Четий-миней м. Макария, Чтен. М. Ист. Общ. 1847, IV, отд. IV, 1–78; 3) наши заметки о Новгород. Макарьевских Четиих-минеях, Легов. русск. литерат. и древн., изд. Тихонрав. 1859, кн. I, отд. III, 68–73 11 Оба помещены под 11-м числом января, сперва прежнее (по успенск. списк. стр. 917), потом составленное Тучковым (стр. 941). Последнее напечатано в Памятн, старинн. Русск. Литер. IV, 36–52. О составлении этого жития рассказывают сам автор (там же 50–51) и летописец (II. Собр. Р. Лет. VI, 301). 13 Последнее сказание напечатано в летопис. занятий Археогр. Коммнс., выпуск II. А житие, составленное Илиею, помещено в Макар. Чети-мин. под 26-м числ. мая; находится и в Сборн. нашей библ: л. 65. Достойно замечания, как выражается Илия об архиеп. Макарие, решившись описать, по его повелению, мучение св. муч. Георгия; «надеюся на св. мученика Георгия молитвы и мучениколюбца святителя Макария, иже и во иных добродетелех многих мужа совершена и вмиру возраста исполнения Христова пришедша. Изрядно же дела его день и нощь, яко пчеле сладость отовсюду приносити, поискать святых жития…. Мнози от святых забвению предани быша…, сих убо святитель под спудом накрывает, но насвещнице добродетеля возлагает». 14 Помещено в Макар. Чети-мин. под 30 числ. августа успен, списк, стр. 2267). Есть и в Сборн. нашей библ. л. 224 об.– 296. О самом себе и написании этого житии автор говорит в послесловии, где, между прочим, делает замечание: «списано же бысть житие се у живаначальней Троицы в обители препод. отца Александра…, в лето 7053, в второе надесят лето по преставления св. отца Александра…, повелением господина Феодосия, архиепископа великаго Новогорода и Пьскова» (л. 293). Житие это напечатано (Спб. 1830 г.), но с немалыми изменениями в слоге и дополнениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Россия, по словам святого праведного Иоанна Кронштадтского – «это подножие Престола Божия, и надо гордиться тем, что ты – русский». А русский – это значит православный христианин. Язычник же – не русский. Он жалкий, вольный или невольный раб темных сил зла, воюющих против Царства Божия и против моей страны – России. Будем же православными, сделаем усилие над собой, преодолеем то зло, которое внутри нас, и то зло, которое снаружи. Вместе победим! Примечания: 1 Ташкинов И.В. Древний Египет и Русь: вопросы истории, мифологии и языкознания. Рязань: «Узорочье», 2000. 2 Янин В.Л. «Зияющие высоты» академика Фоменко//Вестник Российской Академии Наук, том 70, 2000, – с. 392. 3 Алексеева А. Н. Русь и христианство//Мир русской души. – Рязань: «Узорочье», 1998 – с. 13.  4 Назаров М.В. Тайна России. – М.: «Русская идея», 1999 – с. 671. 5 Корчагин В.И. Что делать?//Лыбедский бульвар, 2001, 6 Ключевский В.О. Соч. в 9ти т. Т. I – М.: «Мысль», 1987 – с. 295 – 296; Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. – Спб., 1999 – с. 112.  7 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: «Наука», 1988. – с. 40 – 50; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: «Русское слово», 1997 – с. 306. 8 Мир русской души – с. 6. 9 Асов А. Славянские руны и «Боянов гимн». – М.: «Вече», 2000 – с. 337–338.  10 Платов А. Руническая магия – М.: «Менеджер», 1994 11 Гриневич Г.С. Праславянская письменность – М.: «Летопись», 1999. 12 «Повесть временных лет”//Библиотека литературы Древней Руси. Т. I. – Спб.: «Наука», 1997 – с. 71. 13 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – с. 263–264. 14 Ключевский В.О. Соч. в 9 томах. Т.1.М.: «Мысль», 1987. С. 50. 15 Прибыловский В. Русские язычники. Религиозные предпочтения национал-экстремистов.  16 Путятин Е. Ночь на Ивана Купалу.  17 См. материалы сайта «Светозар».  18 «Ариец», 2000, 19 Демин В.Н. «Загадки Русского Севера» – М.: «Вече», 1999 – с. 233–236, 286–294.  20 «Русская правда», 1999, 21 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси – с. 273–275. 22 См.: Николайчик, Наталья. Жертвоприношения//Новое Омское Слово, 26.04. 2000 г.

http://azbyka.ru/trudno-byt-russkim-ross...

Исследователи обычно не сомневаются в авторстве И. П. для канонов Минеи, содержащих именной акростих или надписанных именем Иосиф. В отношении канонов Октоиха и Триодей мнения ученых расходятся. Некоторые исследователи приписывают эти песнопения свт. Иосифу, архиеп. Фессалоникийскому , брату прп. Феодора Студита ( Τομαδκης. 1971. Σ. 83-92). Тем не менее прот. В. Рыбаков утверждает авторство И. П. для всех этих песнопений. Он считает, что традиция, согласно к-рой свт. Иосифу Студиту приписывается авторство ряда канонов Постной Триоди, зародилась на основании синаксаря Недели о мытаре и фарисее, составленного Никифором Каллистом Ксанфопулом (XIV в.). В нем говорится, что св. братья Иосиф и Феодор Студиты составили многочисленные песнопения для периода Четыредесятницы. По мнению прот. В. Рыбакова, подлинные и спорные песнопения И. П. по содержательным и художественным параметрам тождественны, т. е. должны принадлежать одному автору. Также прот. В. Рыбаков ссылается на богатый исторический материал, свидетельствующий об активной гимнографической деятельности И. П., и отмечает почти полное отсутствие в источниках упоминания о песнотворческой деятельности свт. Иосифа Студита ( Рыбаков. 2002. С. 80-115). Е. И. Томадакис считает, что Иосиф Студит также писал каноны, но их гораздо меньше, чем составленных И. П. В качестве критерия атрибуции канонов Томадакис указывает на наличие именного акростиха. Оба песнотворца используют именной акростих в 9-й песни (или в 8-й и 9-й песнях) канона, но если свт. Иосиф Студит этим ограничивается, то И. П. проводит акростих через все песни канона ( Τομαδκης. 1971. Σ. 89-90). Литературные особенности песнопений И. П. Для канонов И. П. характерно лексическое и стилистическое однообразие. Язык его канонов в сравнении с языком песнопений предшественников и современников прост и ясен. И. П. избегает громоздких выражений, искусственных форм и оборотов, но иногда для сохранения ритма тропаря употребляет сложные слова. Догматические истины, нередко встречающиеся в канонах, передаются языком точных соборных определений. Довольно часто в тропари вставлены фразы из Свящ. Писания, в них много библейских образов и метафор. В тропарях И. П. есть выражения из песнопений др. авторов ( Рыбаков. 2002. С. 334-362).

http://pravenc.ru/text/673697.html

ПРИВЕТСТВИЕ: Поприветствуйте детей, когда они заходят в класс. Представьте новых детей. При помощи доски кратко вспомните прошедшие уроки в этом разделе (Уроки 8–12). Спойте песню про послушание. Затем пусть дети выберут учебные центры. «ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Откройте Библию на «золотом стихе» (Второзаконие 27:10). Прочитайте стих из Библии. Пусть дети прочитают стих из Библии. Во время окончания урока наградите детей, выучивших «золотой стих». АКТИВНАЯ ИГРА: Сделайте несколько удочек с магнитом на леске. Пусть дети отправятся на рыбалку, где они будут ловить рыбок, сделанных в центре «Творческая активность». КНИГИ И КАРТИНКИ: Найдите картинки рыбаков древности и современных рыбаков, чтобы показать детям. Откройте Детскую Библию на истории о призвании Иисусом рыбаков. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: Нарисуйте контур рыбки на картоне. Пусть дети вырежут рыбок. (Каждый ребенок должен вырезать по крайней мере две рыбки.) Прикрепите к рыбке канцелярскую скрепку в месте, где должен быть рот. Дети могут использовать рыбок во время активной игры. «В нашей библейской истории вы узнаете сегодня про четырех рыбаков, которые были послушны Иисусу.» ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Когда дети будут играть, скажите им быть семьей, которая послушна Богу. Предложите, чтобы мама и папа рассказали детям библейскую историю. Затем они могут спеть одну из песен. ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте какую-нибудь песню про послушание и еще какие-нибудь из любимых песен. Затем помолитесь: «Отец, мы хотим быть послушными Тебе, чтобы быть счастливыми. Мы верим, что Ты знаешь, что лучше для нас. Во имя Иисуса. Аминь.» БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Петр, Андрей, Иаков и Иоанн Мы ловили рыбу всю ночь и не словили ни одной рыбки. Поплыли на берег вымывать сети!» — сказали рыбаки. Итак Петр, Андрей, Иаков и Иоанн (посчитайте на пальцах до четырех) направили свои лодки к берегу. Они были очень грустными. Они вымывали сети (покажите, как вы опускаете сети в воду и трете их), как вдруг Петр поднял глаза и сказал: «Вон идет Иисус. Посмотрите на тех людей, которые идут за Ним. Наверное, Он устал и голоден. А у нас нет даже маленькой рыбки, чтобы приготовить для Него завтрак!»

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

Придя к цели своих стремлений, он стал, прежде всего, расспрашивать, живших на берегу моря рыбаков о Соловецком острове. Хотя рыбаки и рассказывали, что от берега остров отстоит далеко, что море бурное и опасное, но святой из их рассказов, напротив, увидел, что остров этот для него место самое подходящее, так как никто из мирских людей на нем не живет и не будет жить, почему он вполне удобен для пустынной и безмолвной жизни. Когда преподобный сообщил рыбакам о своем намерении поселиться на остров, то те стали ему говорить: – Чем будешь питаться? Во что оденешься? Ты уже стар, слаб, как же ты будешь жить один без всякой помощи? – «Я, дети мои, отвечал им преподобный, имею такого Владыку, Который может из старого сделать молодым. Он может обогатить бедных, а нищим дать все нужное, голодных накормить, как некогда Христос накормил в пустыне пятью хлебами 5.000 человек». Одни из рыбаков слушали его и удивлялись его разуму и речам, другие, напротив, смеялись. Узнав, что недалеко на реке Выге живет пустынник, он пошел к нему. Пустынножитель этот был преподобный Герман, Расспросив Германа относительно острова и услышав от него то же самое, что и от рыбаков – решил туда идти, но мало того; убедил и преподобного Германа идти вместе с ним на Соловецкий остров. Сделав лодку и взяв с собою несколько хлеба и кое-какие из земледельческих орудий, вознеся горячую молитву Господу Богу с твердым упованием на Его помощь, пустились они в путь. Море было тихо, попутный ветер им содействовал, и они благополучно прибыли к острову, радуясь духом и благодаря Творца-Промыслителя, приведшего их в такое уединенное место. Высадившись на остров и пройдя около версты от берега, увидали большое озеро, а вблизи высокую гору. Место было красивое, оно им пришлось по душе и они, водрузив крест и поставив кельи, начали жить, ежечасно прославляя Господа Бога, возносясь к Нему всем сердцем и благодаря за Его к ним милости. Руки их возделывали землю, а уста славословили Господа. Рыбаки, жившие на берегу моря и не решавшиеся раньше поселиться на острове, стали завидовать святым отшельникам. Они говорили: «мы живем ближе всех к острову, по всем правам он должен принадлежать нам, а не пришельцам». В скором времени один из рыбаков, по совету друзей, приплыл на остров с женою и со всем семейством и поселился недалеко от кельи иноков также под горою. Однако Господь Всемогущий оградил старцев своею помощью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

68 Руссо (Rousseau) Жан Жак; (28 июня 1712 – 2 июля 1778) – французский философ. 328 Рыбаков Василий – ученик Олонецкой Александровской гимназии. 30, 32 Рыбаков Владимир Александрович; (1870 – 20 марта 1934). Окончил Самарскую ДС (1891), 15 лет служил сельским приходским священником в Самарской епархии. В 1911 окончил С.-Петербургскую ДА и оставлен профессорским стипендиатом. Собирая материал о св. прп. Иосифе Сикеоте, посетил Афон, Стамбул, Иерусалим, Рим. В 1911 – марте 1932 – настоятель храма Христа Спасителя (Спас-на-водах). В 1914, оставаясь настоятелем храма, назначен старшим священником Генерального штаба и до 1917 служил при Ставке. В 1928 был арестован на 2 месяца. С марта 1932 служил в Николо-Богоявленском соборе в Ленинграде. Вновь арестован в декабре 1933. Приговорен к 5 годам заключения в лагерь. Освобожден 14 марта 1934; как смертельно больной переведен в гражданскую больницу, в которой через несколько дней умер. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде. См.: Морской собор в Кронштадте. М., 1998. С. 85–87; Нечаева Т. А. Протоиерей Владимир Александрович Рыбаков.//Звезда. 1990. 3. С. 97–102. 350, 356, 362, 365, 366, 367 Рыбаков Гавриил Симонович; (около 1835 – не ранее 1910). Окончил Саратовскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1859), к. б. С 21 октября 1859 – учитель церковно-библейской истории и соединенных предметов Саратовской ДС (временно: с 8 января 1862 – 20 января 1863 – латинский язык; с 18 сентября 1862 – 19 октября 1864 – французский язык; 7 февраля 1864 уволен в светское звание; с 19 октября 1864 – 31 августа 1865 – и. д. инспектора, с 17 сентября 1864 – 1 сентября 1865 – временно греческий язык). С 19 октября 1864 – 31 августа 1865 – помощник инспектора, с 6 февраля 1867 – преподаватель греческого языка Самарской ДС. С 4 сентября 1867 – 4 сентября 1868 – секретарь правления, с 17 сентября 1869 – член педагогического собрания правления, с 15 сентября 1870 – член распорядительного Собрания правления, с 16 августа 1868 – 15 августа 1870 временно преподавал греческий язык. Ок. 1876 – инспектор народных училищ Уфимской губ., с ок.1879 – инспектор народных училищ Верхнеуральского района Оренбургской губ, с 6–13 сентября 1895 – наблюдатель церковно-приходских школ Оренбургской епархии, с 20 апреля – 2 мая 1901 – в отставке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составляет вторую редакцию «Повести временных лет». В ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, подчеркиваются его заслуги в борьбе с половцами и в установлении мира между князьями. В 1118 г. в том же Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция «Повести временных лет». В эту редакцию включено «Поучение» Владимира Мономаха ,  изложение  доведено до 1117 г.   Гипотеза   Б. А . Рыбакова. Иную концепцию развития начального этапа русского летописания развивает Б. А. Рыбаков. Анализируя текст начальной русской летописи, исследователь предполагает, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появлением христианского духовенства (с 867 г.) при княжении Аскольда. В конце X столетия, в 996 – 997 гг., был создан «Первый Киевский летописный свод», обобщивший разнородный материал кратких погодных записей, устных сказаний. Свод этот был создан при Десятинной церкви, в его составлении приняли участие Анастас Корсунянин – настоятель собора, епископ Белгородский и дядя Владимира, Добрыня. Свод давал первое историческое обобщение полуторавековой жизни Киевской Руси и завершался прославлением Владимира. В это же время, предполагает Б. А. Рыбаков, оформляется и Владимиров цикл былин, в котором давалась народная оценка событий и лиц, тогда как летопись знакомила с придворными оценками, с книжной культурой, дружинным эпосом, а также с народными сказаниями. Разделяя точку зрения А. А. Шахматова о существовании Новгородского свода 1050 г., Б. А. Рыбаков считает, что летопись была создана при деятельном участии новгородского посадника Остромира и эту «Остромирову летопись» следует датировать 1054 – 1060 гг. Она была направлена против Ярослава Мудрого и варягов-наемников. В ней подчеркивалась героическая история Новгорода и прославлялась деятельность Владимира Святославича и Владимира Ярославича, князя новгородского. Летопись носила чисто светский характер и выражала интересы новгородского боярства. Б. А. Рыбаков предлагает интересную реконструкцию текста «Повести временных лет» Нестора. Выдвигает гипотезу об активном личном участии Владимира Мономаха в создании второй, Сильвестровой, редакции. Третью редакцию «Повести временных лет» исследователь связывает с деятельностью сына Мономаха Мстислава Владимировича, который пытался противопоставить Киеву Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но это двухмесячное соседство с Рыбаковым, как оказалось, стало дня него решающим в жизни. В третьем классе по Закону Божию они изучали богослужение. В первый же месяц о. Лавров предложил гимназистам прийти в Приютскую церковь 41 , где он служил, и там наглядно показал в алтаре все принадлежности богослужения, которые они учили только по учебнику. После этого Николай как-то зашел в ту же церковь вечером ко всенощной. Служба еще не начиналась. Он стоял в церкви один, и о. Иоанн позвал его в алтарь приготовить кадило. В алтаре, очевидно, не было прислужников. Ему очень понравилось быть занятым во время богослужения, и при всей своей застенчивости он после всенощной спросил о. Лаврова, можно ли ему приходить сюда для прислуживания. Тот позволил. Так началось его участие в церковном служении. Однако в Приютской церкви оно продолжалось Рисунок 14. Николаевский детский приют. 1898 год недолго. Его сосед по парте, Рыбаков, «пономарил» (т.е. тоже прислуживал в алтаре) в кафедральном соборе и уговорил его прийти туда. Николай согласился. И вот в условленный день, в воскресенье, он должен был к четырем часам прийти в собор к утрене, где Рыбаков представил его настоятелю собора о. Илье Лебедеву. Он оказался «младшим пономарем» (старшим был Рыбаков, средним – П. Николаевский , гимназист четвертого класса). На их обязанности было приготовлять и подавать кадило, выносить свечу, вообще прислуживать за богослужением в воскресные и праздничные дни. «Я очень ревностно отнесся к своему новому положению. Обыкновенно в воскресенье я вставал в 3 часа утра. К четырем я бежал в собор (темно, пустынно, страшно одному было бежать по улицам); приходил иногда раньше, чем сторожа открывали двери. Прислуживал во время утрени и ранней обедни и непосредственно переходил к поздней, возвращаясь домой около 1–2 часов дня. Рисунок 15. Преосвященный Павел (Доброхотов), епископ Олонецкий и Петрозаводский (1882–1897). Накануне дня Рождества Христова Рыбаков устроил меня держать посох у Преосвященного Палладия (Пьянкова) за всенощной в Архиерейской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 233;  Грюнберг П.Н., Кирпичев И.П.  К вопросу о начале российской иерархии и Русской Церкви (и о некоторых проблемах древнерусской церковной истории)//История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г. М., 2006. С. 844; История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М., 2006. С. 119;  Карташев А.В.  Указ. соч. С. 92;  Толочко П.П. Русь. С. 264; Макарий (Веретенников), архимандрит. Указ. соч.;  Блажейовський Д. Церкви (861–1996). 1996. С. 43;  Брайчевский М.Ю.  Утверждение христианства на Руси. С. 42–96;  Брайчевский М.Ю.  Вибране. Т. 2. С. 601–605;  Брайчевский М.Ю.  Неизвестное письмо патриарха Фотия киевскому кагану Аскольду и митрополиту Михаилу Сирину//Византийский временник. 1986. Т. 47.   Ламанский В. И.  Указ. соч. С. 382;  Карташев А.В.  Указ. соч. С. 92.   Толочко П.П. Русь. С. 52;  Толочко П.П.  Дворцовые интриги на Руси. С. 18–19.   Толочко П.П.  Аскольдова до К., 1997. С. 89.   Татищев В.Н.  История российская. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 110–118;  Рыбаков Б.А.  Древняя Русь. С. 159–173;  Рыбаков Б.А.  Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 392;  Рапов О.М.  Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства. М., 1988;  Толочко П.П. Русь. С. 48;  Брайчевський М.Ю.  Вибране. Т. 2. С. 335; 719;  Брайчевский М.Ю.  Утверждение христианства на Руси. С. 91–92.   Татищев В.Н.  Указ. соч. Т. 1. С. 110–118.   Гумилев Л.Н.  Открытие Хазарии. М., 2001. С. 244–245, 309, 314.   Карташев А.В.  Указ. соч. С. 92–93.   Рыбаков Б.А.  Древняя Русь. С. 159–173;  Рыбаков Б.А.  Язычество Древней Руси. С. 392;  Рапов О.М.  Указ. соч.;  Толочко П.П. Русь. С. 48;  Брайчевський М.Ю.  Указ. соч. С. 335; 719.   Ламанский В.И.  Указ. соч. С. 382, 387;  Карташев А.В.  Указ. соч. С. 92   Лисовой Н.Н.  Аскольд, Кирилл и Мефодий: у истоков славянской миссии//Домострой. 1992. 21. 26 мая. С. 10; 25. 23 июня. С. 11; Настольная книга священнослужителя. М., 1979. Т. 3. С. 499–501.

http://pravoslavie.ru/93569.html

Святитель Иоанн Златоуст говорит: " Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни Крещению, ни приношению Тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать Крещения нимало не оскорбляется жизнию священника... Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог-то освящает вас в таинствах " (цит. по: Митр. Макарий " Православно-Догматическое богословие " , с. 393-394). Св. Исидор Пелусиот пишет: " Ничто не теряет приемлющий (священные таинства), если бы преподавший оказался и недостойным, и не бесплодными он пользуется таинствами, хотя бы священник всех людей влек с собою к нечестию " (цит. по: Митр. Макарий " Православно-Догматическое богословие " , с. 394). Блаженный Августин учит: " Богу всегда принадлежит благодать, Богу – и таинство, а человеку – одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – дух, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать " . " Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные таинства: они святы от Того, Кому принадлежат " (цит. по: Митр. Макарий " Православно-Догматическое богословие " , с. 394). Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: " Действует благодать и чрез недостойных, так что мы освящаемся и чрез недостойных иереев " (цит. по: Митр. Макарий " Православно-Догматическое богословие " , 394). Кроме того, нам хотелось бы напомнить, что ни в каком смысле святые отцы не были утопистами. Конечно, их аскетические творения и наставления преизбыточествуют советами о том, как быть христианину, если избранный пастырь оказался не бесстрастным и святым, а человеком, имеющим несовершенства, немощи и страсти. Есть и указания о том, как вести себя, если пастырь – прямо и непосредственно недобрый.

http://religare.ru/2_49406_1_21.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010