Ист.: РГИА. Ф. 1311. Оп. 1; Ф. 797. Оп. 2. Д. 8025; Ф. 1409. Оп. 1. Д. 3716, 3718, 3968; Оп. 2. Д. 4695, 8100. Л. 5-39; ЦГИА СПб. Ф. 475. Лит.: Монферран О. Соборная ц. Исаакия Далматского в С.-Петербурге, по Высочайшему повелению возобновленная и увеличенная Е. И. В. архитектором Августом Монферраном, королевско-французского Почетного легиона кавалером/Пер. с франц.: В. Анастасевич. СПб., 1820; он же. Сведения о добывании 36 гранитных колонн, назначенных для портиков Исаакиевского собора в С.-Петербурге, представленное Комиссии, учрежденной для окончательной перестройки сего ж Собора/Пер. с франц.: В. Анастасевич. СПб., 1820; Отчеты Имп. АХ за 1828-1853 гг. СПб., 1830-1853; История и достопримечательности Исаакиевского собора. СПб., 1858; Стойкович А. Исаакиевский собор. СПб., 1858. (Рус. худож. листок; 16-18); Художники, участвовавшие при сооружении Исаакиевского собора//Рус. худож. листок. 1858. Июль. 19; Авг. 22; Дек. 36; Освящение Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге//Там же. Июль. 20; Сент. 27; Петров П. Н. Проф. Т. А. Нефф//Сев. сияние. СПб., 1862. Вып. 10. Стб. 607-618; О чудотворно явленной Тихвинской иконе Божией Матери и о замечательных с нее списках. СПб., 1864; Серафимов В. И., свящ., Фомин М. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге. СПб., 1865, 1889 2, 19033; Серафимов В. И., свящ. Исаакиевский кафедр. собор//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1869. Вып. 1. С. 3-59; Половцев Н. Исаакиевский собор во имя прп. Исаакия Далматского в С.-Петербурге. СПб., 1873 2; Войницкий Г. С., Крель О. Е. Проект отопления и вентиляции Исаакиевского собора. СПб., 1874; Освящение второго Исаакиевского собора//Всемирная иллюстрация. 1878. Т. 19. 8-9; Богданович Е. В. Исаакиевский собор, 1858-1883. СПб., 1883; Корсунский И. Н. Освящение Исаакиевского собора и свт. Филарет//ПрибЦВед. 1888. 22. С. 589-592; Булгаков Ф. И. Наши художники. СПб., 1890. 2 т.; Преображенский П. Исаакиевский собор. СПб.; М., 1894; Знаменский Ф. А., свящ. Корсунская икона Божией Матери в Петроградском Исаакиевском кафедр.

http://pravenc.ru/text/674760.html

Соч.: «Двойной покров» XVI в.//Сообщ. Загорского гос. ист.-худож. музея-заповедника. Загорск, 1958. Вып. 2. С. 25-30; Мастерская худож. шитья князей Старицких//Там же. 1960. Вып. 3. С. 41-64; О датировке древней копии «Троицы» Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора//Там же. С. 170-174; К истории иконостаса Благовещенского собора Моск. Кремля//Культура Др. Руси. М., 1966. С. 152-157; Худож. шитье//Троице-Сергиева лавра: Худож. памятники. М., 1968. С. 112-139; Древнерус. шитье. М., 1971; Методика исслед. памятников древнерус. лицевого шитья//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1973. Вып. 1. С. 111-131; Памятник шитья моск. великокняжеской светлицы XV в.//Там же. 1980. Вып. 3: Искусство Москвы периода формирования рус. централизованного гос-ва. С. 56-75; «Светлицы» в доме боярина Д. И. Годунова//Там же. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и заруб. искусства XVI - нач. XVIII в. С. 32-56; Памятники средневек. лицевого шитья из собр. Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 189-214; Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники рус. Севера. С. 203-224; Декоративно-прикладное искусство// Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 81-87; К вопросу о южнослав. связях в рус. лицевом шитье XV-XVI вв.//ГММК: Мат-лы и исслед. 1990. Вып. 7: Проблемы рус. средневек. худож. культуры. С. 87-100; Средневек. лицевое шитье: Византия. Балканы. Русь: Кат. выст. к XVIII Междунар. конгрессу византинистов. Москва, 8-15 авг. 1991 г. [М., 1991]; Древнейший покров митр. Ионы//ГММК: Мат-лы и исслед. 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 26-38; Произведения средневек. молдо-влахийского лицевого шитья в собр. ГММК//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 257-276; Образ прп. Сергия Радонежского в древнерус. шитье: (К вопросу об иконографии)//Там же. 1998. [Вып.:] Сергий Радонежский и худож. культура Москвы XIV-XV вв. С. 40-53; Лицевое шитье круга Дионисия//Дионисий, «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. С. 208-214; Древнерус. лицевое шитье: Кат./ГММК. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Само понятие “приход” в Германии несколько иное, чем в России. Вообще-то точнее было бы говорить не о приходе, а об общине (Ge­meinde). К той или иной церкви относят здесь не только практикующих христиан, но и всех крещеных, живущих в данном районе. В Германии со всех членов церкви (также и с тех, кто только крещен, но в церковь не ходит) взимается церковный налог, в среднем это 30–60 DM в месяц. Таким образом приходу известны имена и адреса всех хотя бы формально относящихся к нему, что дает возможность послать “весточку” из близлежащей церкви тем, кто спит в воскресенье утром. Было подсчитано, что 40% не особо церковных, но крещеных людей, регулярно читают приходской листок своей церкви 4 . Вообще приходские листки в Германии приходят в дом к 2/3 членов церкви 5 . 80% из получающих приходской листок читают его (как минимум редко), остальные 20% не читают никогда. 46% постоянных читателей — в возрасте 14–29 лет. В половине случаев, если приходским листком не интересуется сам адресат, обязательно найдется кто-нибудь другой в семье, кто непременно туда заглянет 6 . Есть данные о том, что 70% приходских листков читаются как минимум тремя членами семьи 7 . Из читающих приходской листок 2/3 тратят на каждый номер 10–40 минут, 19% — большее время. 3/4 читателей хотя бы изредка обсуждают содержание приходского листка. Читателям был также задан вопрос, сколько из полученных последних четырех номеров они читали. 81% читал все четыре выпуска. 68% читателей очень сожалели бы, если бы приходской листок перестал существовать 8 . Задачи приходского листка Прежде чем начать выпускать приходской листок, необходимо попытаться ответить на простые вопросы: “Какая конечная цель издания? Насколько необходим приходской листок в данном приходе? Будут ли оправданы усилия и затраты по его производству?”. Для очень многих людей приходской листок — это единственная связь с приходом. Особенно это касается пожилых и больных людей, которые не имеют возможности часто бывать на богослужениях. В идеале цель приходского листка — привлечение людей в церковь, увеличение количества реальных прихожан. К сожалению, в Германии эта благая цель не воплощается в жизнь. Приходской листок здесь практически не увеличивает количество молящихся в церкви по воскресеньям, однако нельзя сказать, что он существует бессмысленно. Приходской листок может работать на создание доверия к приходу и на преодоление психологических барьеров у жителей окрестностей на их пути в церковь: “47% опрошенных признали, что в основном узнают о происходящем в приходе из приходского листка ” 9 .

http://pravmir.ru/prihodskoy-listok-v-ge...

Е. Путевые заметки и наброски о рус. искусстве. СПб., 1914. Вып. 1: Белозерский край; Редин Е. К. Христианская топография Козмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Корнилович К. З. Об окладе «Христофорова Евангелия»//ДРИ. М., 1963. [Вып.:] XV - нач. XVI в. С. 173-183; Вздорнов Г. И. Книгописание и худож. оформление рукописей в московских и подмосковных мон-рях до кон. 1-й трети XV в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 119-143; он же. Искусство книги в Др. Руси. М., 1980; Дмитриева Р. П. Светская литература в составе монастырских б-к XV и XVI вв. (Кирилло-Белозерского, Волоколамского монастырей и Троице-Сергиевой лавры)//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 146-150; Розов Н. Н. О генеалогии рус. лицевых Псалтирей XIV-XVI вв.//ДРИ. М., 1970. [Вып.:] Худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. С. 226-257; он же. Об одной современной частной коллекции рукописей, недавно приобретенной ГПБ//Там же. 1983. [Вып.:] Рукописная книга. Сб. 3. С. 277-280; Маясова Н. А. Древнерус. шитье. М., 1971; она же. Древнерус. лицевое шитье из собрания Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 203-224; Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1979; Лихачева Л. Д. Древнерус. шитье XV - нач. XVIII вв. в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1980; она же. О хоругви Евфросинии Старицкой 1566 г.//ДРИ. 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 225-231; она же. Шитые произведения из собр. Кирилло-Белозерского монастыря, связанные с родом Голицыных//Древнерус. худож. шитье. М., 1995. С. 103-114. (ГММК «Моск. Кремль»: Мат-лы и исслед.; 10); Хлебникова Н. А. Новооткрытые произведения мастерской лицевого шитья кн. Старицких//ПКНО, 1980. Л., 1981. С. 443-454; она же. Древнерус. лицевое шитье XV-XVII вв. в коллекциях музеев Вологодской обл.: АКД. М., 1982; Соловьева И. Д. Худож. оформление рукописей 1-й четв. XV ст. из Кирилло-Белозерского мон-ря в собр. Рус. музея//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 220-232; она же. Иконы столпников из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.//ИХМ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

А. Архит.-худож. ансамбль Соловецкого мон-ря. М., 1982; Кольцова Т. М. Первые литографии//Патриот Севера: Ист.-краевед. сб. Архангельск, 1985. С. 204-212; она же. Сев. иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 99-100; Повесть о Зосиме и Савватии: Факс. воспроизв. М., 1986; Мальцев Н. В. Центры и мастерские деревянной скульптуры Рус. Севера XVII в.//Проблемы каталогизации произведений искусства в худож. музее: [Сб. науч. тр.]. Л., 1988. С. 69-83; он же. Раки Зосимы и Савватия в док-тах Соловецкого мон-ря XVI-XVIII вв.//Рус. культура на пороге 3-го тыс.: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 135-144; Скопин В. В. Иконописцы на Соловках в XVI - сер. XVIII в.//ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера. С. 303-304; Щенникова Л. А. Вопр. изучения Соловецких икон XVI - XVII вв.//Там же. С. 261-275; Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции. Сб. ст. М., 1991. [Вып. 1]. С. 66-90; Вешнякова О. Н. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» 1711 (?) г. из собр. АМИИ//Чт. по исслед. и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти худож.-реставратора Н. В. Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 195-207; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. Ил. 16, 19, 30; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообр. пуст.: Кат. выст./ГИМ; авт.-сост.: Э. П. Винокурова и др. М., 1994. С. 36-57; Рус. деревянная скульптура/Сост.: Н. Н. Померанцев, С. И. Масленицын. М., 1994. С. 118-130; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1995; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 63-76, 140-158. Кат. 59-85; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 242-277, 398-399, 448-449, 618-619; Т. 2. С. 111-113, 209-210, 302-303, 320-321, 380-381; Мильчик М. И. 3 ранние иконы с изображением Соловецкого мон-ря//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев.

http://pravenc.ru/text/200051.html

«Царь, золотые шары и тень от облака». Картина. 1998 г. Худож. М. В. Копьёв После расстрела царской семьи в среде эмигрантов появились изображения их мученической кончины. Одной из первых стала акварель С. Сармат «Расстрел царской семьи и их слуг», известная по литографии 1922 г. Эта тема продолжала волновать художников и 2-й волны эмиграции: к ней обращался, напр., худож. Д. Невильв («Расстрел царской семьи», 1963, частное собрание). В советском искусстве к этой теме с т. зр. фиксации исторического события обращался худож. В. Н. Пчёлин («Передача семьи Романовых членам Уралсовета», 1927, Музей истории Екатеринбурга). В кон. ХХ в. вологодский худож. М. В. Копьёв (1947-2017) на основе фотографий Н. А. создавал оригинальные произведения. Его работы можно отнести к жанру психологического портрета: «Царь, золотые шары и тень от облака» (1998; то же в горизонтальном формате, акварель, 1999), «Имп. Николай II» (2000), «1918 год», «Николай II и цесаревич Алексей», «Молитва», «Последний император» (все 2000-х гг.). В творчестве П. В. Рыженко (1970-2014) судьба последней царской семьи и Н. А. занимает главное место: триптих «Царская Голгофа» («Прощание с конвоем», «Александровский дворец», «Ипатьевский дом. Расстрел») (2004); триптих «Русский век» («Царские погоны», «Фотография на память» - царская семья изображена на Бородинских торжествах, «Пасха в Париже») (2007); «Госпиталь» - Н. А. среди раненых солдат; «Рождение авиации, Николай II и Сикорский И. И.» (на основе фотографии 1913 г. в ж. «Нива»). К психологическому портрету Н. А. обращался также ногинский художник-монументалист и иконописец В. Р. Алексеев, изобразивший Н. А. накануне отречения: государь в казачьей военной форме стоит у окна в вагоне поезда (2005). В 2000-х гг. к образу Н. А. обращались петербургский худож. свящ. Рейпольский («Молитва за Россию», варианты: 2003-2004, ц. св. Царственных страстотерпцев в Сологубовке близ С.-Петербурга; 2014-2017, собрание художника), волгоградский худож. Ю. П. Карпенко («Гибель империи», ок. 2005), харьковский худож. Е. Н. Борисова (пастель, «Крест императора», 2010), И. Лебедева (лаковая миниатюра «Николай II», 2014). Иконы

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Лит.: Вздорнов Г. И. Неизвестная статья А. И. Анисимова «Иконизация Кирилла Белозерского»//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 184-201; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988. С. 61, 82, 336-337, 343. Кат. 73-79, 98; ДРИ. М., 1989. [Вып.:] Худож. памятники Рус. Севера; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 34-37. Кат. 21-25; Лихачёва Л. Д. Ранний покров Кирилло-Белозерского мон-ря из собр. Рус. музея//ПКНО, 1994. М., 1996. С. 381-387; Русские мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 32-49, 126; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл. М., 1998. С. 51, 53, 60, 116. Кат. 111, 116, 136, 301; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 144-145; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998; Чугреева Н. Н. Об одном типе списков с иконы прп. Кирилла Белозерского Дионисия Глушицкого в собр. Музея им. Андрея Рублева//Кириллов: Краевед. альманах. Вологда, 1998. Вып. 3. С. 193-200; Филатов В. В. Маленькая икона «Кирилл Белозерский» в Сергиево-Посадском музее//Ферапонтовский сб. М.; Ферапонтово, 1999. Вып. 5. С. 238-248; Дионисий «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря: Выст. произв. древнерус. искусства XV-XVI вв./ГТГ. М., 2002. С. 158-162, 169-173, 206-207, 212-214, 219-221. Кат. 37, 38, 41, 53, 54, 57; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Никанорова Л. В. Церк. искусство XV-XIX вв.: Путев./КБМЗ. М., 2002; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 90, 92, 95, 106. Кат. 32, 37, 40, 56; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004; Русское искусство из собр. ГМИР/Авт. текста: М. В. Басова. М., 2006. С. 50-51, 138-139. 54, 56, 213; Соловьёва И. Д. Житийная иконография прп. Кирилла Белозерского//Seminarium Bulkinianum - 2: К 70-летию со дня рожд. В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 247-272; она же. Прп. Кирилл Белозерский: Житие в иконе. М., 2009; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина Е. Г. Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2008; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 88-89, 94-95, 109, 168, 226-227, 229, 234. Кат. 36, 40, 51, 84. Ил. 37, 41, 51, 85; Святые земли Русской: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2010. С. 92, 110-120, 206-207, 214-215. 46, 59-67, 126, 131; Лелекова О. В. Рус. классический иконостас: Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря, 1497 г. М., 2011. 2 т.; Прп. Кирилл Белозерский/Общ. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2011.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Его же кисти принадлежат акварели «Чтение митр. Палладием молитвы в Успенском соборе» и «Шествие из Успенского собора» (обе 1896, ГИМ). По заказу франц. правительства худож. Жерве написал картину «Коронация имп. Николая II» (1896-1898, Музей Орсе, Париж), на к-рой запечатлен момент возложения государем на себя короны. В 1900 г. художник послал это большое полотно во Францию на Всемирную Парижскую выставку; в 1901 г. картина Жерве экспонировалась в Конногвардейском манеже С.-Петербурга. В 1896 г. франц. художниками было написано много картин в связи с посещением имп. четой Франции. Присутствие императора и его супруги на офиц. мероприятиях отражено, напр., на акварели художника Ж. Б. Детай «Николай II, имп. Александра Феодоровна и президент Французской республики Феликс Фор на военном смотре в Шалоне 27 сент. 1896 г.», на картине маслом Беккера «Торжественная встреча Николая II в Париже» 1896-1897 гг. (обе в ГЭ). Рус. художник-акварелист Пясецкий, сопровождавший имп. чету в этой поездке, также выполнил неск. акварелей, среди них - «Королевский кортеж на дороге к бастиону Бетень» и «Визит императора Николая II во Францию» (обе в ГЭ). По случаю 2-го посещения Франции имп. четой в 1901 г. также были написаны картины, напр. «Визит русской императорской четы во Францию в 1901 г.» худож. А. П. Давана (ок. 1905, Музей Версаля), «Жены рыбаков дарят русскому имп. Николаю рыбу» художника Э. Б. Хиршфельда (1901, Музей изящных искусств в Дюнкерке, Франция). Среди изображений многочисленных торжественных церемоний с участием императора в России - «Вручение имп. Николаем II знамени 145-му пехотному Новочеркасскому полку» (худож. Н. Н. Бруни, 1900, ГЭ), «Николай II среди гусар в конном строю» (худож. Детай, 1900, ГМЗ «Павловск»), акварели Н. С. Матвеева «Шествие императорской фамилии из Успенского собора в Чудов монастырь» (1902) и «Шествие императорской фамилии из Большого Кремлевского дворца в Успенский собор» (1903, обе в ГИМ), «Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка 12 дек. 1905 г.» (худож. Кустодиев, 1905), «Бал в Петербургском дворянском собрании 23 февр. 1913 г.» (худож. Д. Н. Кардовский, 1913, две последние в ГЭ).

http://pravenc.ru/text/Николай II ...

ежегодник за 1940 г. Рига, 1940. С. 40-41; Латвийская живопись//Сов. Латвия. Рига, 1941. 1/2. С. 163-166; Певец тихой жизни: Памяти М. В. Нестерова (1862-1943)//За Родину. Рига, 1943. 7 янв.; Заметки о живописи//Рус. вестник. Рига, 1944. 15 апр.; Русские художники в Латвии//Там же. 16 апр.; Певец крестьянской детворы: Памяти акад. Н. П. Богданова-Бельского//Грани. Мюнхен, 1948. 3. С. 47-48; Русские женщины в изображении рус. художников. Вашингтон, 1967; Памяти проф. В. И. Синайского//Новое рус. слово. Н.-Й., 1969. 3 сент.; Raffaello e la Russia//Fenarete Letture d " Italia. Mil., 1971. Anno 23. N 130. Р. 25-30; М. В. Добужинский (1875-1957)//Зарубежье. Мюнхен, 1972. Март. С. 18-20; Александр Бенуа (1970-1960)//Там же. Июль-окт. С. 31-33; Город Петра Великого и рус. художники//ЗРАГ. 1973. Т. 7. С. 213-219; Russian Architecture: 1880-1910//Apollo. L., 1973. Vol. 98. N 142. P. 436-443; Alexandre Benois and His Role in Russian Art//Ibid. P. 460-469; Лев Толстой по портретам рус. художников//ЗРАГ. 1978. Т. 11. С. 34-52; Выставка рус. живописи в Нью-Йорке//Зарубежье. 1978. Февр./март. С. 17; Книга о худож. И. Глазунове//Рус. возрождение. Н.-Й., 1979. 5. С. 75-79; Иллюстрации рус. художников к произведениям Ф. М. Достоевского//ЗРАГ. 1981. Т. 14. С. 357-363; Творчество А. Иванова//Там же. 1982. Т. 15. С. 95-106; Восп. о проф. И. А. Ильине//Рус. возрождение. 1983. 23. С. 95-106; Иллюстрации рус. художников ХХ в. к произведениям Н. В. Гоголя//ЗРАГ. 1984. Т. 17. С. 193-215; Чехов и рус. художники//Там же. 1985. Т. 18. С. 143-156; Судьба моей мозаики//Новое рус. слово. 1986. 19 июля; Об одном возможном автографе Пушкина, промелькнувшем на пушкинских торжествах в Риге в 1937 г.//ЗРАГ. 1987. Т. 20. С. 207-211; Встречи в Петербурге, Риге, рус. Зарубежье: Из восп. художника/Вступ.: С. И. Журавлёва; послесл.: В. Н. Сергеев. Рига, 1994; Письма к Е. Н. Морозкиной//Новости Пскова. 1994. 11 авг.; Встречи/Публ.: В. Н. Сергеев//Лит. Россия, 1994. 19 мая; Восп. о Ломоносовской гимназии и ее учителях//Рижская гор.

http://pravenc.ru/text/1841421.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010