К. отстаивал приоритет нравственных основ в педагогике. Разработанные в начале директорства К. правила для студентов историко-филологического ин-та предусматривали, что те, «предназначая себя к высокому званию педагогов, должны прежде воспитать самих себя так, чтобы впоследствии собственным примером иметь доброе влияние на тех, кто будет вверен их педагогическим заботам» (Правила для студентов Имп. историкофилологического ин-та: Утверждены в Мин-ве народного просвещения 28 окт. 1872 г. [СПб., 1872]. С. 1). 30 июня 1857 г. К. обвенчался с Марией Орловой, дочерью проповедника прот. Николая Мефодиевича Орлова, настоятеля Сергиевского всея артиллерии собора (1849-1870). Имел 3 сыновей и 3 дочерей. Старший сын, Алексей, выпускник С.-Петербургского ун-та по историческому отделу историко-филологического ин-та (1884), с 1900 г. занимал должность директора в Ташкентском реальном уч-ще. К. скоропостижно скончался от разрыва сердца на вечернем заседании конференции ин-та. Литургию и отпевание совершил протоиерей университетской Петропавловской ц. В. Г. Рождественский в сослужении протоиерея стрельнинской придворной Петропавловской церкви Н. Н. Кедрова - родственника К., протоиерея церкви главного управления уделов К. И. Ветвеницкого и др. клириков. В числе присутствовавших на похоронах были преемник К. в деле управления ин-том акад. В. В. Латышев, буд. обер-прокуроры Синода С. М. Лукьянов и В. К. Саблер, министр народного просвещения Г. Э. Зенгер и директор департамента В. А. Рахманов, филолог и историк музыки С. К. Булич, кн. Н. В. Шаховской, преподаватели Введенский, Зелинский, Никитин, Соколов, инспектор Н. П. Некрасов и др. К. похоронен на кладбище санкт-петербургского Новодевичьего в честь Воскресения Христова мон-ря , там же погребены его жена ( 8 нояб. 1899) и дочь-отроковица Елена ( 1880). В 60-х гг. XX в. утраченное надгробие К. заменено мраморной плитой с неверно указанными датами рождения и смерти. Могила является памятником истории и культуры федерального значения. Ист.: РГИА. Ф. 53. Оп. 1. Д. 45. Лит.: Альманах современных рус. гос. деятелей. СПб., 1897. С. 942-943; Юбилей К. В. Кедрова//Филол. обозр. М., 1897. Т. 12. Кн. 1. С. 147-152; Зоргенфрей Г. Г. Памяти К. В. Кедрова ( 1 мая 1903)//Филол. зап. Воронеж, 1903. Вып. 4/5. С. 1-5 (отд. отт.: Воронеж, 1903); Биржевые вед. 1903. 220. С. 2; 222. С. 2; Новости и биржевая газ. 1903. 120. С. 2; 122. C. 2; Петербургская газ. 1903, 3 мая. С. 4; 4 мая. C. 10; Петербургский листок. год 119, 3 мая. С. 3; 121, 5 мая. С. 4; 122, 6 мая. С. 5; Колышницына Н. В. Организация учебно-воспитательного процесса в Имп. С.-Петербургском историко-филологическом ин-те//Вестн. архивиста. М., 2011. 3(115). С. 55-70. Свящ. Александр Берташ Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684093.html

Кроме того, создал «Грамматику русского языка» (имелась в виду зап. укр. речь Прикарпатского региона), «Рассуждение о южнорусском языке и его наречиях» и ряд др. языковедческих трудов. Изучал историю и культуру русинов и Карпатской Руси, публиковал монографии, учебники, хрестоматии. В 1850 г. Г. был избран чл.-кор. Чешского об-ва наук в Праге, в 1866 г.- почетным членом Общества истории и древностей российских , состоял членом Рус. географического об-ва, московских Общества любителей российской словесности , Археологического об-ва, Об-ва естествознания, археологии и этнографии, д-ром Новороссийского ун-та. Похоронен в Вильне. Арх.: Ин-т лит-ры НАНУ. ОР. Ф. 104; Львовская НБ НАНУ. ОР. Ф. 60. Соч.: Грамматика рус. яз. Львов, 1849; Ист. очерк основания Галицко-рус. Матицы. Львов, 1850; Начало и действование Львовского ставропигийского братства по ист.-лит. отношению. Львов, 1860; Мат-лы для истории Юго-Зап. Руси времен «Гайдаматчины»//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1863. Т. 1. Кн. 3. Сент. Отд. 1. С. 58-69; Границы между русским (русинским) народонаселением и др. народностями в Галиции и Буковине//Там же. 1864. Т. 3. Кн. 8. Февр. Отд. 4. С. 196-202; О первом лит.-умственном движении русинов в Галиции со времен австр. владения в той земле. Львов, 1865; Неск. слов о Библии Скорины и о рукоп. рус. Библии из XVI ст., обретающейся в б-ке мон-ря св. Онуфрия во Львове. Львов, 1865; Львовское Ставропигийское братство и кн. Острожский. Львов, 1866; Карпатская Русь: Ист.-геогр. очерк. М., 1875; О нар. одежде и убранстве русинов или русских в Галичине и Сев.-Вост. Венгрии. СПб., 1877; Нар. песни Галицкой и Угорской Руси. М., 1878. 3 ч. 4 т.; Геогр. словарь западнослав. и югослав. земель и прилежащих стран. Вильна, 1884; Восп. о М. Шашкевиче и И. Вагилевиче//Лит. сб., изд. Галицко-рус. Матицею. Львов, 1885. Вып. 1. С. 10-36; Обозрение слав.-рус. письменности и нар. образования в Червонной Руси до занятия Галиции и Лодомерии австр. кордоном. Львов, 1889; Kopecnohдehцiя Я. Головацького в литах 1850-1862.

http://pravenc.ru/text/165277.html

Соч.: О нашем уповании. [Б. м.], 1974. Париж, 1975. Брюссель, 1975; Крещение на Руси//Вестн. РХД. 1976. 117. С. 188-208; Воскресные собеседования. Монреаль, 1977; Верю, Господи! Монреаль, 1977; Вовремя и не вовремя. Брюссель, 1978; Efter Golgata uppstandelsen! Stockholm, О чем проповедовать//Рус. Возрождение. 1978. 2. С. 10-26; Что значит прославление рус. мучеников//Там же. 1979. 7/8. С. 31-32; Открытое письмо В. Фурову//Вестн. РХД. 1979. 130. С. 361-364; Враг внутри: Сб. ст. Франкфурт-на-Майне, 1979; Открытое письмо [Патриарху Пимену]//ЖМП. 1980. 7. С. 40; Письмо Д. Дудко Н. Струве//Вестн. РХД. 1981. 133. С. 293; Потерянная драхма. Брюссель, 1986. М., 1994; Литургия на Русской земле: Чт. о благодатном Царстве Христове, 1977-1978 гг., с. Гребнево, Моск. обл. Н.-Й., 1988. М., 1993; Как сын Правосл. Церкви и Отечества: Беседы бывш. религ. диссидента свящ. Д. Дудко об истории его противостояния власти, о его последующем аресте, освобождении и реакции на это в печати/Беседовал В. Смык//Лит. Россия. 1990. 3. С. 22; О деполитизации: Письмо священника о судьбе России//Лит. Россия. 1991. 18. С. 3-4; Подарок от Бога. [Б. м.], 1991. М., 2002; Церковь и государство: нужно подвижничество: [По поводу ст. А. Осипова «Нужен ли Поместный Собор»]//Там же. 1991. 7. С. 22-23; Притчи и их истолкование//Лепта. 1992. 4. С. 116-181; То же. М., 1996, 1997; Христос в нашей жизни. М., 1992, 2002, 2004; В терние и при дороге. М., 1993, 2004; Делать свое дело: Беседа духовного писателя Д. Дудко с корр. С. Дмитриевым//Лит. Россия. 1993. 13. С. 14; Посмертные встречи со Сталиным. М., 1993; На скрещении дорог. М., 1994, 2000; Присоединяю свой голос: К обращению в Гос. Думу по поводу убийства защитников Белого Дома//Лит. Россия. 1994. 4; Выявление искусных. М., 1995; Проповедь через позор//Образ. 1995. 5. С. 81-114; То же. М., 1996; Волною морскою: (Очерки рус. церк. жизни): Роман-хроника//Россияне. 1996. 7-9 [Т. 1], 10-12. [Т. 2]; М., 2006; На реках Вавилонских. М., 1997. Кн. 1-3; Огонь из-под спуда, 1960-1996. [Б. м.], 1997; Преодоление соблазнов, 1972-1974. М., 1997; Дороги к дому. М., 1999; Перестройка, или Квадратный корень числа. М., 2000; При подъеме в гору. М., 2000; Попытка осмыслить себя и разобраться. М., 2000; На прогулочных дорожках. М., 2001; Никольская свеча: Советы и утешения. М., 2001; Шторм или пристань. М., 2001; Жизнь и проповедь. М., 2002; В свете Преображения. М., 2003; Жизнь, какая она есть. М., 2003; Верность в малом. М., 2004; Как оно сложилось само по себе. М., 2004; На скрещении дорог. М., 2004; О пастырском призвании. М., 2004; Христос в нашей жизни. М., 2004.

http://pravenc.ru/text/180546.html

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

8 июля 1947 г. К-польским Патриархом Максимом V В. был возведен в сан митрополита. В. стремился к объединению рус. зарубежных церковных структур. После кончины митр. Евлогия В. предложил Первоиерарху РПЦЗ митр. Анастасию (Грибановскому) возглавить единый рус. экзархат в юрисдикции К-польского Патриархата, но получил отказ. 9 авг. 1948 г. В. вновь направил письма митр. Анастасию и возглавлявшему Митрополичий округ в Сев. Америке митр. Феофилу (Пашковскому) с предложением о личной встрече для обсуждения вопросов единства среди рус. диаспоры и совместной организации помощи новой эмиграции, но не получил от них положительного ответа. Впосл. В. неоднократно обращался к митр. Анастасию и лично встречался с ним в июле 1950 г. в Швейцарии, но попытки организации В. единого рус. экзархата за рубежом остались безрезультатными. В. похоронен в крипте Успенской ц. на рус. кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Соч.: Слова и поучения. П., 1961; Духовные зернышки: мысли и советы святителя Божия. П., 1967. М., 20002; Христосование на пасхальной заутрене//Вечное. 1972. 4. С. 6; Рождество Христово//Там же. 12. С. 9-10. Ист.: ГАРФ. Ф. 6991. Д. 581. Л. 222-228; Д. 1432. Л. 89-91. Лит.: Николай (Ярушевич), митр. Наше пребывание во Франции (24 авг.- 5 сент. 1945 г.//ЖМП. 1945. 10. С. 14-25; Парийский Л. После кончины митр. Евлогия//Там же. 1946. 9. С. 35-38; Карташёв А. В. Жизненный путь митр.-экзарха Владимира (Тихоницкого)//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 9-18; Зеньковский В. , прот. Памяти митр. Владимира (Тихоницкого)//Вестн. РСХД. 1959. 4 (59). С. 2-3; Куломзин Н. Церк. положение экзархата Вселенского Патриархата в Зап. Европе: (с т. зр. митр. Евлогия и Владимира)//Там же. 1960. 56. С. 12-16; Митр. Владимир: святитель-молитвенник (1873-1959). П., 1965; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994р. С. 177-178, 388, 393, 562, 570; Озолин Н. , прот. Из истории борьбы за единство Церкви за рубежом//Единство Церкви: Богосл. конф. 15-16 нояб. 1994 г. М., 1996. С. 254-259; Свитич А. Православная Церковь в Польше и ее автокефалия//Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст.: 1917-1950 гг.: Сб. М., 1997. С. 87-156. (Мат-лы по истории Церкви; Кн. 14); Савва (Тутунов), мон. Образ «инока скромного»: митр. Владимир (Тихоницкий) - сын первого вятского новомученика//ЦВ. М., 2004. 1-2 (278-279). С. 24.

http://pravenc.ru/text/159078.html

1-14; «Тебе поем» 1: Для 4-голосн. смеш. хора. М., 1896; «Благослови, душе моя, Господа»//Церк.-певч. сб. СПб., 1898. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. С. 21-23. 4; Херувимская песнь//Там же. 1900. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 81; «Тебе поем» 1, 2, «Хвалите Господа с небес», «В память вечную»//Там же. 1901. Т. 2. Ч. 2: Литургия. 28, 29, 85, 193; «Да исправится молитва моя»//Там же. 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь постная и цветная. 41; «Да молчит всякая плоть человеча»//Там же. 1904. Т. 3. Ч. 2: Страстная седмица. 156; «Милость мира», «Отче наш», «Хвалите Бога во святых Его»: Концерт//Избр. соч. Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и арх. Феофана: Для смеш. хора/Под ред. М. И. Гольтисона. СПб., 1912. С. 1-16; Херувимская 9//Нотный сб. правосл. рус. церк. пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 119-120; Сугубая ектения: Иерусалимская//Ектении: Сб. церк. песнопений/Сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 16; «В память вечную»//Концерты/Сост.: В. К. Ковальджи. М., 1993. С. 19-20; «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите»//Избр. песнопения Литургии Преждеосвященных Даров: Для малого смеш. хора/Сост.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 20-23; «Благослови, душе моя, Господа»//Всенощное бдение: Для жен. хоров/Под ред. Е. С. Азеева. М., 1999. С. 7-8; Десять херувимских песней. М., 2000; Четырнадцать номеров причастных стихов. М., 2000; «Да молчит всякая плоть»//Песнопения Страстной седмицы. М., 2001. Ч. 3: Великая суббота. С. 113-115; «Слава в вышних Богу»//Славословие великое/Ред.: О. А. Бычков. М., 2002. Ч. 1. С. 8-13; Духовно-музыкальные соч.: Избранное: Для муж. хора/Сост.: Ю. С. Горяйнов. Белгород, 2003. 2 кн. Соч.: Гавриил Якимович Ломакин: Автобиогр. зап. с примеч. В. В. Стасова//РС. 1886. Т. 49. Кн. 3. С. 645-666; Т. 50. Кн. 5. С. 311-326; Кн. 6. С. 675-689; Т. 51. Кн. 8. С. 467-485 (переизд.: Ломакина Н. А. Записки о Г. Я. Ломакине. Белгород, 1992; Автобиографические записки: Г. Я. Ломакин и его восп./Под ред. Е. М. Гордеевой, С. Г. Зверевой. Джорд., 2006). Лит.: Стасов В. В. Концерт гг. певчих графа Шереметева//Муз. и театр. вестн. СПб., 1856. 9. С. 164-166 (переизд.: Он же. Статьи о музыке. М., 1974. Вып. 1. С. 65-69); Аскоченский В. И. Концерт Шереметевского хора, данный под упр. г. Ломакина в зале Дворянского собр. 5 апр. 1872 г. СПб., 1872; Горяйнов Ю. С. Г. Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М., 1984; он же. Г. Я. Ломакин. Белгород, 20123; РДМДМ. 2002. Т. 3 (по указ.); Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. XX в.: АКД. М., 1996. С. 6-7; Рогачёва Ю. М. Г. Я. Ломакин и отеч. хоровая культура. М., 2015. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/2110679.html

Е. выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны». Он. считал необходимым для Церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России». Арх.: ЦГА СПб. Ф. 8. Оп. 1. Д. 3498; Ф. 8778. Оп. 1. Д. 45. Л. 43-43 об. Соч.: По поводу доклада г-на Мережковского: Заметка для журнала «Церковный вестник»//РНБ ОР. Ф. 832. Д. 244. Л. 1-12 об.; Великая задача//Церк. обновление. 1906. 6. С. 81-83; «Как по Божьему будет?»//Там же. 7. С. 97-100; Скоро рассвет//Там же. 1907. 2. С. 11-12; Живая проповедь//Там же. 6. С. 42-43; Христос и дети//Там же. 7. С. 52-54; Соборность и парламентаризм//Век. 1907. 23. С. 350-353; Соборность Христовой Церкви//Вопросы религии. 1908. 2. С. 92-107; О благодатной радости. СПб., 1909; О молитве. СПб., 1909; То же, изм. загл.: Беседы о молитве. СПб., 1910; О воспитании детей. СПб., 1909; Что такое Братство Св. Креста? СПб., 1910; Новый учеб. план, кр. программа и методика Закона Божия. Пг., 1917; Законы жизни. Пг., 1918. Кн. 1-3; Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни. Пг., 1918; Простые речи о труде//Вестн. труда. 1918. 2; Светлой памяти христианина-пастыря//Божия нива. 1918. 1/2. С. 6-8; «Что же теперь делать?»//Соборный разум. 1918. 3/5. С. 15-16. Лит.: Зернов Н. М. Рус. религиозное возрождение ХХ в. П., 19912. С. 117; Колеров М. А. Издания «Христианского братства борьбы» (1906-1908)//Новое лит. обозр. 1993. 5. С. 299-308; он же. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех» (1902-1909). СПб., 1996. С. 258, 268; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 25, 35; Шкаровский М. В. Обновленческие движения в РПЦ ХХ в. СПб., 1996. С. 10, 13, 96; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997; СПб. епархия в ХХ в. 2000. С. 57, 58, 213, 235, 260; Макаров Ю. В. Моя служба в старой гвардии, 1905-1917: Мирное время и война. СПб., 2001. С. 117-118; «Обновленческий» раскол. С. 153, 373, 374, 985; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1980-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 325, 339, 610; Записки петербургских религ.-филос. собраний, 1901-1903. М., 2005. С. 69, 201, 514; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 68, 183, 201, 563; Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. СПб., 2006. С. 275-276; Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Новосиб., 2006. С. 241; Ермичев А. А. Религиозно-философское об-во в Петербурге (1907-1917): Хроника заседаний. СПб., 2007. С. 209, 221, 240.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Лит.: Мельников П. И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. Ч. 1. С. 24-26; Гиббенет Н. А. Историческое исслед. дела патр. Никона. СПб., 1882. Ч. 1; Ивановский Н. И. Измышленный старообрядческий собор: Разбор раскольнической рукописи//ПС. 1882. Ч. 1. 2. С. 167-193; Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и его противники в деле исправления церк. обрядов. М., 1887. Вып. 1; он же. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1; Островский Д., свящ. Лица, содействовавшие появлению и распространению в XVII в. старообрядческого раскола в Олонецком крае//Олонецкие ЕВ. 1907. 7. С. 199-201; Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского мон-ря и новые люди XVII в.- ревнители благочестия//ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 58-69; Макарий (Булгаков). История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 72, 84-85, 118; Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С. 45-47, 165-166; Бондарев В. Верен до смерти: Подвиг свт. Павла Коломенского//Церковь. М., 2002. Вып. 4/5. С. 46-49; Урушев Д. А. Житие свт. Павла Коломенского: (Канон сщмч. и исп. Павлу, еп. Коломенскому). Каз., 2002; он же. К биографии еп. Павла Коломенского//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. М., 2004. Вып. 3. С. 21-42; он же. Правило веры и образ красоты: Юродивый епископ-мученик Павел Коломенский//Истина и жизнь. М., 2004. 7/8. С. 28-32; он же. Коломенский еп. Павел в историографической традиции Выговской пуст. (1-я пол. XVIII в.)//Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер.: История и полит. науки. 2010. 1. С. 204-208; Смирнов И. П. Сщмч. Павел, еп. Коломенский//Рус. средневековье: Сб. науч. ст. 2000-2001 гг.: Источники. М., 2004. С. 89-95; Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало раскола. М., 2010 (по указ.); Кулемзин С., свящ. Коломенские епископы XVII в.//Моск. ЕВ. 2012. 7/8. С. 148-159; Светлова О. А. Историко-героические мотивы в житии и каноне свт. Павлу Коломенскому//Вестн. Кемеровского гос. ун-та культуры и искусств. 2012. 20. С. 189-197; Никаноров И. Н. Постановление легендарного старообрядческого собора и сб. «Отеческие завещания»//Гуманит. науки в Сибири. Новосиб., 2013. 4. С. 67-71.

http://pravenc.ru/text/2578463.html

Тело Д. Г. принесли в ц. св. Леонтия, где после отпевания оно находилось 7 дней до приезда в Галич кн. Дмитрия Шемяки. Останки Д. Г. положили в колоду и повезли в Москву, куда траурная процессия прибыла 14 окт. В Архангельском соборе Московского Кремля была отслужена панихида; затем колоду вскрыли, «мняще толико кости обрести», но увидели Д. Г. «всего цела суща, ничим же вредима», также и погребальные ризы, «яко же прежеположени на него», «лице же его бело, яко у спящаго, не имея черности, ниже синеты» (ПСРЛ. Т. 25. С. 261-262). Князь был похоронен в гробнице своего отца. В сент. 1507 г., во время строительства существующего ныне Архангельского собора, останки Д. Г. и его брата кн. Василия Косого были перезахоронены в одном гробу («того ради, что разсыпашася»). Гробница Д. Г. находится в Архангельском соборе, у зап. стены. Кончине Д. Г. посвящено стихотворение К. Д. Бальмонта «Смерть Димитрия Красного». Имя Д. Г. включено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) (С. 58), описание облика князя встречается в иконописных подлинниках XVIII в. Канонизация Д. Г. совершилась включением его имени в Собор Тверских святых (праздн. установлено в 1979) и в Собор Костромских святых (праздн. установлено в 1981, имя Д. Г. включено в Собор в 2004). Ист.: Житие прп. Паисия Галичского: По списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. 7/9. С. 27-28; ДДГ (по указ.); АСЭИ. Т. 1, 3 (по указ.); ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1; Т. 6. Вып. 2 (по указ.); Т. 8. С. 109-111; Т. 12; Т. 15; Т. 18; Т. 20. Ч. 1; Т. 23-28; Т. 30; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43 (по указ.); Каштанов С. М. Очерки рус. дипломатики. М., 1970. Прил. (по указ.). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 149-152; Экземплярский. Князья Сев. Руси. 1891. Т. 2 (по указ.); Голубинский. Канонизация святых. С. 353; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сентябрь. С. 153-154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 556; Скворцов Л. П. Димитрий Юрьевич Красный, князь галичский//Поволжский вестн. Кострома, 1911. Окт. 9-15; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Черепнин Л. В. Рус. феодальные архивы XIV-XV вв. М.; Л., 1948. Ч. 1. с. 117-120, 122-124, 128; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 18, 32, 40, 60, 67, 70-72, 74, 76, 81, 89; Авдеев А. Г. Галичская земля в XII-XV вв.: (По Житию прп. Паисия Галичского): АКД. М., 2001. С. 10-11, 14.

http://pravenc.ru/text/178195.html

17 апр. 1758 г. И. был назначен епископом Кексгольмским и Ладожским, викарием Новгородской епархии. 24 мая того же года состоялась хиротония. В кон. мая И. вступил в управление Юрьевым новгородским монастырем . Служил в сане архиерея лишь 1 год, умер 29 апр. 1759 г. Иером. Амвросий (Орнатский ; впосл. епископ Пензенский) и вслед за ним ряд др. авторов приводят др. дату кончины И.- 6 июня 1758 г. (ИРИ. 1807. Ч. 1. С. 86), но проф. И. А. Чистович отрицает ее достоверность ( Чистович И. А. История Правосл. Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к С.-Петербургской епархии. СПб., 1856. С. 82). И. был погребен на паперти Георгиевского собора Юрьева мон-ря на правой стороне. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 15. Д. 175; Оп. 27. Д. 84; Оп. 28. Д. 259; Ф. 1341. Д. 1552. Л. 80-100. Соч.: Слово в день Вознесения Господня. М., 1742; [«Доношения» в Синод от 18 февр. 1745 г. и 29 марта 1749 г.]//Колониальная политика царизма на Камчатке и Чукотке в XVIII веке: Сб. арх. мат-лов. Л., 1935. С. 139-149. Лит.: Известие о Камчатской духовной миссии//Сибирский вестн. 1822. Ч. 17. Кн. 3. Отд. 1. С. 88-93; Смирнов С. К., прот. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 201, 233-234; Громов П. В., прот. Ист.-стат. описание камчатских церквей. СПб., 1857. Петропавловск-Камчатский, 2000р. С. 30-45; он же. Назначение вторичной миссии в Камчатку. Выезд архим. Хотунцевского из Москвы. Прибытие миссии Хотунцевского в Охотск//Приб. к Иркутским ЕВ. 1868. 47. С. 531-538; 49. С. 557-561; 51. С. 589-593; 1869. 22. С. 279-285; он же. Назначение в Камчатку духовной миссии в 1742 г.//Там же. 1874. 30. С. 395-404; 32. С. 416-425; 41. С. 536-540; 43. С. 555-566; 49. С. 656-662; 1875. 1. С. 1-6; 2. С. 13-21; 7. С. 74-76; 8. С. 82-92; 10. С. 115-120; 15. С. 197-202; 21. С. 292-298; 24. С. 327-337; 25. С. 347-352; 40. С. 358-362; 40. С. 547-552; 41. С. 559-563; 42. С. 569-574; 44. С. 600-604; Попов Н. А. Придворные проповеди в царствование Елисаветы Петровны//Летопись рус. лит-ры и древности. М., 1859.

http://pravenc.ru/text/578110.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010