Лекция XV ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАНСКИХ КНЯЗЕЙ РУСИ. ЦЕРКОВНОЕ ВЕДОМСТВО ПО УСТАВУ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО. ПРОСТРАНСТВО ЦЕРКОВНОГО СУДА И СОВМЕСТНЫЙ ЦЕРКОВНО-МИРСКОЙ СУД ПО УСТАВУ ЯРОСЛАВА. ПЕРЕМЕНЫ В ПОНЯТИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, В ОБЛАСТИ ВМЕНЕНИЯ И В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЙ. ДЕНЕЖНЫЙ ЯРОСЛАВОВА УСТАВА: ВРЕМЯ ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ОСНОВА УСТАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЦЕРКВИ. ХОД ЦЕРКОВНОЙ КОДИФИКАЦИИ. СЛЕДЫ ПРИЕМОВ В УСТАВЕ ЯРОСЛАВА. ОТНОШЕНИЕ УСТАВА К РУССКОЙ ПРАВДЕ. ВЛИЯНИЕ ЦЕРКВИ НА ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СКЛАД И ГРАЖДАНСКИЙ БЫТ. УСТРОЙСТВО ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ. ДОПОЛНЕНИЕ ДАННЫХ РУССКОЙ ПРАВДЫ В ПАМЯТНИКАХ ЦЕРКОВНЫХ Разбирая Русскую Правду, я назвал её довольно верным отражением русской юридической действительности XI и XII вв., но отражением далеко не полным. Она воспроизводит один ряд частных юридических отношений, построенных на материальном, экономическом интересе; но в это царство материального интереса всё глубже врезывался с конца Х в. новый строй юридических отношений, едва затронутый Русской Правдой, который созидался на ином начале, на чувстве нравственном. Эти отношения проводила в русскую жизнь церковь . Памятники, в которых отразился этот новый порядок отношений, освещают русскую жизнь тех веков с другой стороны, которую оставляет в тени Русская Правда. Беглым обзором древнейших из этих памятников на короткое время я займу ваше внимание. УСТАВ ВЛАДИМИРА СВЯТОГО Начальная летопись, рассказывая, как Владимир Святой в 996 г. назначил на содержание построенной им в Киеве соборной Десятинной церкви десятую часть своих доходов, прибавляет: «...и положи написав клятву в церкви сей». Эту клятву мы и встречаем в сохранившемся церковном уставе Владимира, где этот князь заклинает своих преемников блюсти нерушимо постановления, составленные им на основании правил вселенских соборов и законов греческих царей, т. е. на основании греческого Номоканона. Древнейший из многочисленных списков этого устава мы находим в той же самой новгородской Кормчей конца XIII в., которая сберегла нам и древнейший известный список Русской Правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Юрий Белановский: Готовы ли мы узнать правду о Церкви в СССР? РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_89002.html 22 сентября 2011 Юрий Белановский Юрий Белановский: Готовы ли мы узнать правду о Церкви в СССР? Источник:  http://www.aif.ru/society/article/46070 Аргументы и факты Книга примечательна во многих отношениях и вполне достойна внимания любого образованного человека, интересующегося не только прошлым России, но и предстоящими судьбами нашей страны. Отец Георгий, безусловно, компетентен в выбранной теме, а большой педагогический стаж позволил популярно и доходчиво для неподготовленной аудитории раскрыть очень непростые вопросы церковной истории прошлого столетия. В книге затронуты такие темы как гонения на Русскую церковь; церковно-политический компромисс начала века с советской властью (о его идеологах, содержании и результатах); подвиг и прославление новомученников российских; примирение и объединение церквей (Русской Церкви за границей и Русской Церкви Московского Патриархата); Православная Церковь в годы Великой отечественной войны; возрождение церковной жизни на оккупированных территориях; участие Церкви в участи советских военнопленных и др. Книга рассказывает об известных исторических личностях прошлого столетия. Среди них императрица Мария Федоровна, император Николай Второй и его семья, патриархи Тихон и Сергий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), генерал А.И. Деникин, философ И.А. Ильин, писатель Александр Солженицин, протопресвитер Александр Шмеман и др. Страшные цифры Крупнейшая в мире Поместная православная Церковь была практически полностью уничтожена за первые двадцать лет советской власти. Большевистские гонения на христиан оказались по своей жестокости и масштабности беспрецедентными. Отец Георгий Митрофанов в своей книге приводит следующие цифры: из 67 тыс. церквей и колоколен, посчитанных в 1914 году, к 1940 году в стране осталось около 350 действующих, из 64 правящих архиереев и 66 тыс. приходского духовенства служили 4 архиерея и не более 500 священнослужителей. Монастырская жизнь была ликвидирована полностью: закрыты около 1 тыс. монастырей. Также подверглась полному уничтожению вся система духовного образования: закрыты 4 духовные академии, 57 семинарий, 185 духовных училищ. Согласно планам сталинского руководства, к концу 1942 г. в стране должны были исчезнуть любые формы организованной религиозной жизни. По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте РФ, только за период 1937-1941 гг. было репрессировано около 176 тыс. представителей православного духовенства, из которых около 111 тыс. расстреляно.

http://religare.ru/2_89002_1_21.html

Закрыть В Питере хотят канонизировать Сталина Как ни крути, а у части нашего населения Сталин очень популярен 22.07.2008 226 Карликовая партия " Коммунисты Петербурга и Ленинг радской области " (не путать с КПРФ!) решила, что пора бы уже их кумиру товарищу Сталину обрести и небесный статус. И партийцы вполне официально обратились в Русскую православную церковь с предложением... канонизировать вождя всех времен как " собирателя русских земель, победителя иноземцев, создателя великого социального минимума, подвижника и отца народов " . Иерархи, по понятным причинам опешив, сразу припомнили массовые расстрелы, в том числе священников, практиковавшиеся в 30-е годы, снесенные соборы, включая храм Христа Спасителя. И ответили коммунистам категорическим отказом. Да еще и назвали их предложение (дословно) " чудовищным " . Те обиделись и полезли в старые сундуки за компроматом. - Хотя это обостряет наши отношения с церковью, мы хотим напомнить ей ее же обращение к Сталину в 1949 году, - говорит лидер КПЛО Сергей Малинкович. - Там высказываются о нем исключительно положительно. Пусть нынешние иерархи объяснятся: либо они отменяют те свои заявления, либо это фарисейство. Мало того, Малинкович грозит церкви неприятностями: - Многие верующие, многие священники, особенно в глубинке, очень хорошо относятся к товарищу Сталину. И такой хамский ответ РПЦ может привести к расколу. Коммунистов возмущает, что теперь даже в Дни Победы имя Сталина особо не упоминают. - Нет ни одного памятника, людям некуда цветы положить! - возмущается Сергей. - А ведь это сложившийся национальный лидер, роль которого оценивается народом сугубо положительно. И церкви он помогал: в 1943 году позволил провести собор, дал машины, самолеты, чтобы священники со всей страны на него приехали. Впрочем, эту позицию не разделяет " старший брат " коммунистов Петербурга - КПРФ. - В КПЛО умеют отлично делать пиар, - считает пресс-секретарь петербургского отделения партии Ирина Комолова. - Там пользуются любой громкой темой, известным именем. Это - талант. Что же касается их предложения, то верующие оскорбятся от самой мысли о канонизации Сталина. Хотя мы полагаем, что для Сталина канонизация - это мало. Что с этих картинок, написанных золотом на досках? Нужно честно признать, какой масштабной личностью он был. Принял страну в разрухе, с сохой, а оставил с атомной бомбой. Надо, чтобы люди знали правду о Сталине и понимали, что сделать что-то огромное и положительное, не сделав отрицательного, невозможно. Он взял на себя огромную массу греха. Кровь многих жертв была не на его руках, а на руках простого народа. Моего деда, например, репрессировали потому, что на него настучал сосед. Что, это Сталин моего деда репрессировал? Нет, это сделал простой русский мужичок. А в итоге Сталин взял на себя грех всех этих маленьких людишек. Так что не надо делать из Сталина лубочную картинку. Надо просто говорить о нем правду.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

При изучении «Посланий Грозного к Курбскому» прежде всего бросается в глаза взгляд Иоанна на происхождение царской власти. Он смотрел на себя как на помазанника и законного наследника «победоносной хоругви и Креста Честнаго», данных Богом императору Константину и всем «православным царям и содержателям Православия». Божественное происхождение царской власти и ее религиозное оправдание составляют краеугольный камень политического учения Иоанна Грозного. Его первое послание начинается словами: «Бог наш Троица, Иже прежде век сый, ныне есть, Отец и Сын и Святый Дух, им же Царие царствуют и сильнии пишут правду» (Притчи Соломона VIII, 15). Убеждением, что цари царствуют Богом и Богом же узаконяют правду, проникнуты оба послания Грозного к Курбскому. Он с благоговением говорил о своем царском служении, ибо смотрел на себя прежде всего как на христианского государя (Сказания князя Курбского. Изд. Устрялова 1833 г. T.II, 20), как на государя Божией Земли (II, 90), или, как выражается Курбский, Святорусской земли. Указав на преемственную связь всех православных Царей и «содержателей» Православия, он относит происхождение своего «скипетродержания» к той эпохе, когда «искра благочестия» дошла наконец из Византии до России. Он говорит, что «православное, истинное, христианское самодержавство» началось в русском царстве Божиим изволением от «великого князя Владимира, просветившего всю Русскую землю святым крещением», и от «великого царя» Владимира Мономаха, воспринявшего от греков высокодостойнейшую честь, и от «великого государя» Александра Невского, одержавшего победу над безбожными немцами, и от «великого государя» Дмитрия, одержавшего «за Доном великую победу над безбожными агарянами». Далее Грозный вспоминает «мстителя неправдам», своего деда Иоанна III и «обретателя прародительских земель», отца своего Василия III, а потом, переходя к себе и как бы делая вывод из своих исторических справок, прибавляет, что «самодержавство» досталось ему «Божиим изволением и благословением родителей и прародителей». Иоанн Грозный смотрит преимущественно с религиозной точки зрения и на свое «самодержавство», и на свои права, и на обязанности своих подданных. Вот почему в его посланиях на каждом шагу делаются ссылки на Священное Писание и на ветхозаветную историю, чередующиеся со ссылками на историю Византии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/7/23/i...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Игумен Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов. 1. Путь к патриаршеству К оглавлению «Вот смотри, Государь как хорошо за правду стоять! И по смерти — слава»! Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату — 1000-летие Крещения Руси. На пути к празднованию этого памятного события церковное сознание каждого православного человека все интенсивнее обращалось к опыту, пройденному нашей Церковью за десять веков. Путь этот ознаменован многочисленными благодатными свершениями в сфере духовного устроения русского народа. Отечественная история насыщена яркими событиями, образами и примерами, раскрывающими поистине нетленную значимость духовного подвига. В тысячелетней истории Русской Церкви особое, фундаментальное место занимает период, сопряженный с установлением Патриаршества, 400-летие со времени учреждения которого отмечается в 1989 г. Начало патриаршего образа правления церковными делами непосредственно взаимосвязано с именем выдающегося русского Первоиерарха Святейшего Патриарха Иова, жизненный путь и Первосвятительское служение которого стали предметом исследования и изложения в предлагаемой работе. Нет необходимости обосновывать степень значимости личности Патриарха Иова в русской церковной истории; для церковного человека это своего рода аксиома. Значительно принципиальнее в данном случае основанное на доступных исторических источниках, опубликованных и неопубликованных, наиболее полное раскрытие образа Святейшего Патриарха Иова как личности творчески одаренной, преемника и продолжателя апостольского служения Церкви, впитавшего благодатный опыт предшественников-иерархов и откристаллизовавшего свой спасительный путь в подвиге молитвы и исповедничества за Русскую землю. На протяжении нескольких столетий верующий народ хранит и передает от поколения к поколению благодарную память о святителе-патриоте. Выражая единство с церковным сознанием, считаем приятным долгом в доступной форме обобщить основные черты подвига этого русского Первоиерарха.

http://sedmitza.ru/lib/text/439779/

Архимандриты 36. Преподобный Поликарп архимандрит, преставися в лето 6690 месяца июлия в 24 день Преподобный Поликарп постриженник и с 1164 года архимандрит Киево-Печерский. Из летописи известно, что великий князь Михаил-Ростислав, любивший преподобного Поликарпа, открывал ему свое желание удалиться от дел мирских в монастырь, но Поликарп сказал ему: «князь, Господь требует от тебя других подвигов: твори правду и блюди землю Русскую». Поликарп ум. 24 июля 1182 года. Память в день преставления. Мощи в Антониевой пещере. Некоторые смешивают его с Поликарпом черноризцем, которому Симон Владимирский писал послание, и тем поставляют себе затруднение по значительному расстоянию лет. Уже одно то, что черноризец Поликарп в 1231 году (См. Филарет, Обзор Р. Дух. литер., стр. 63) писал послание к архимандриту Акиндину, достаточно доказывает, что он не мог быть архимандритом Печерским в 1182 году. 37. Преподобный Акиндин архимандрит Упоминается в 1231 году (Собрание Летоп. I, 194). По соображениям преосв. Филарета Черниговского (Р. Св., август, стр. 117), настоятельствовал в Киево-Печерской Лавре с 1219 года. Год кончины не известен. Мощи почивают в Феодосиевой пещере. Память общая 27 августа. К преподобному Акиндину было писано известное послание черноризца Поликарпа (См. выше, 36). 38. Преподобный Игнатий архимандрит С 1435 года архимандрит Печерской Лавры. Чудотворец. Время кончины не известно. Память его 20 декабря и общая 28 августа. Мощи в Феодосиевой пещере. 39. Преподобный отец Антоний первоначальник, преставися в лето 6578 месяца маия в 7 день В мире Антипа, первоначальник иночества в России, уроженец города Любеча. Пострижен на Афоне, в монастыре Есфигменском. Пришел в Киев около 1028 года и поселился в пещере Варяжской. Мало-помалу собрались к нему любители пустынной жизни. Когда число братии умножилось до 15-ти и в пещере была устроена церковь с трапезою, Антоний, в расстоянии 100 саж. от прежней пещеры, выкопал другую, которая и доныне называется Антониевою, или Ближнею, а братству своему назначил игуменом Варлаама, выпросил у князя Изяслава гору над пещерою и указал место для построения Великой Печерской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Духовная агрессия в отношении нашей страны отнюдь не нова» Патриарх Кирилл подчеркнул, что стремление врагов посеять на Украине ненависть к нашему общему прошлому в умах и сердцах питается антихристианскими побуждениями 04.11.2022 430 Время на чтение 4 минуты Фото: Patriarchia.ru Сегодня, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви огласил слово по случаю Дня народного единства, сообщает Патриархия.ru. «Четыре с лишним века назад именно с освобождения Московского Кремля началось возрождение утраченной внутренней целостности нашего Отечества. В далеком 1612 году благодаря совместным усилиям наших мужественных предков иностранные интервенты были изгнаны из сердца страны и началось ее всестороннее возрождение», - сказал Его Святейшество. «За минувшие с того времени столетия наш народ пережил немало испытаний, преодолел множество трудностей, созидая уникальное цивилизационное пространство, важнейшими ценностными ориентирами которого были любовь к правде, милосердие, взаимное уважение и добрососедство. Заметьте: ни одной сугубо утилитарной и тем более политической цели! Ни господства, ни власти, ни денег, а только то, что угодно Господу», - продолжил он. «Сформированная трудами множества выдающихся сыновей и дочерей нашего Отечества русская культура давно перешагнула национальные рамки, став неотъемлемой частью общего наследия всего человечества. К сожалению, сегодня мы наблюдаем деструктивные попытки, предпринимаемые рядом западных стран, запретить или исключить из повестки дня русскую культуру, вина которой состоит, по мнению ее критиков, именно в традиционности, в обращении к фундаментальным качествам человеческой души, в готовности утверждать правду Божию и являть миру красоту и силу христианства», - подчеркнул Патриарх. «Духовная и культурная агрессия в отношении нашей страны отнюдь не нова. Возможно, истоки этого следует искать именно в нашей духовной инаковости. Как здесь не вспомнить тонкое, но очень сильное замечание выдающегося мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, обратившего внимание на то, что в основе западноевропейского понимания человеческой культуры лежит отождествление судьбы европейской цивилизации с судьбами всего человечества, что неизбежно приводит к насильственному навязыванию западных ценностей остальным нациям и к уничтожению других традиций, разрушает культурное многообразие», - добавил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/04/du...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не убить вам Моби Дика! О новоявленных сказочниках и сказках, чуждых исторической и нравственной правде 21.04.2010 3076 Время на чтение 4 минуты Характерной приметой нашего времени является небывалое нашествие сказочников. Я не против жанра сказки, сам его изредка использую. Сказка должна присутствовать в жизни, она ее украшает. Но очень плохо, когда тот или иной сказочник пытается своими сказками подменить жизнь. Например, один господин предлагает нам вечную лампочку, но при этом, в реальной жизни терпит катастрофу мощнейшая гидроэлектростанция страны; другой уверяет пенсионеров, что платить за лекарства выгоднее, чем получать их бесплатно, а в реальности нет ни денег, ни лекарств; третий утверждает, что у нас есть теперь такая «Булава», что снесет любую лихую вражескую башку, а в жизни эта «Булава» летать не может; и т.д. и.т.п. Очень много сегодня исторических сказок, каких только нет, и все они к реальной живой жизни никакого отношения не имеют. Есть «красная сказка», в которой наличествует и «религия Победы», и «красная икона», и «святой праведный Иосиф». Есть «белая сказка», где все время слышится голос Вертинского, ноющий о судьбе несчастных мальчиков-юнкеров. Некий сказочник, судорожно пытающийся выдать осколок «Русской линии» за подлинную «Русскую линию», недавно насчитал в нашей советской истории аж семь антихристов . Причем, Сталин у него, конечно, антихрист главный, а Троцкий с Ленины м, стоящие в одном ряду с Хрущевым, Брежневым, Андроповым и даже Черненко, - антихристы второго ряда. Один мой знакомый одессит в таких случаях говорит: «Батюшка, меня душит смех». У этого сказочника выходит, что при Брежневе народ так же вымирал, как при Ленине с Троцким, хотя достоверно известно, что после Великой Отечественной войны, в частности, в брежневские времена, в так называемый «застойный период», русский народ прирастал и множился, что вызывало тревогу на Западе. Но вот пришел Михаил Горбачев, которого в народе, иначе как Михаилом Меченым, не называют, и начал наш русский народ катастрофически убывать, а господин Меченый был объявлен «лучшим немцем». Поневоле вспомнишь Мальчиша-Плохиша из известной сказки. Но сказочнику плевать на историческую правду. У него получается, что именно Горбачев положил конец русским смертям. Как тут не вспомнить афоризм «Когда Бог хочет кого-то наказать, то Он лишает его разума».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/21/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Немцы и французы переезжают домой в Россию! 25.11.2022 718 Время на чтение 3 минуты Источник: блог Олега Матвейчева Беседовал вчера с коллегами из Германии - Алина Липп (журналистка), и Франции - Франсуа Модеме (оперный певец). Они уже давно находятся в эпицентре событий на Донбассе. Алина в поисках правды вышла из своей сытой немецкой жизни и уже второй год как с головой окунулась в сермяжную правду войны против русских на Донбассе. Недавно, кстати, встречалась со студентами нашего Московского государственного института культуры. Наши студенты настолько остались под впечатлением, что сами для сайта факультета написали по итогам материал о том, что в яевпрпе фашизм поднимает голову. Так вот, этим двум замечательным и действительно красивым молодым европейцам я задал вопрос, обращаются ли к ним их земляки с просьбой помочь с переселением в Россию? Ответ меня порадовал. Только из Германии сейчас этим вопросом озадачены более 25 000 немцев. Фактически такая же картина и с французами. Правды ради надо сказать, что эти переселенцы в той или иной степени имеют русскую кровь. У Алины, например, папа русский. На передовой уже воюет много наших. В рядах русской армии замечен потомок русского царя Николая I. «В первую очередь, мы защищаем себя, наше будущее и нашу цивилизацию», - сказал Гавриил Дорошин. Сегодня в Донбассе он служит разведчиком в составе штурмовой группы. Приехал сюда из Франции. Бабушка Гавриила приходилась внучкой Николаю I. Русская армия постепенно возрождается именно на Донбассе. Но и Русская Империя возрождается там. Как и практически три столетия назад наша страна вновь стала заселятся разными народами, которые едут сюда как в ковчег мира и стабильности. Россия вновь становится ковчегом правды, добра и веры в Бога. Россия вновь становится Россией благодаря Новороссии. Потому так важно для всех нас быть причастными к происходящему. Важно трезво оценивать людей и события,называть всё своими именами. Когда добро есть добро, а зло - зло. Самим не обманываться и другим помогать избежать обмана.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/25/nemcy_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный 14.10.2016 2036 Время на чтение 15 минут Изучаем историю своей страны, как ее нам преподнесли враги России, а не наши святые. «Благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем», - так назвал Ивана Грозного в «Повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы» его современник великий русский святой Святейший Патриарх Московский и всея Руси священномученик Гермоген. Одну из самых героических фигур в истории нашего Отечества - святителя Гермогена трудно заподозрить в лицемерии, ангажированности. К тому же, когда в 1594 году священномученик писал свое сказание об этом чудном явлении в Казани, свидетелем которого он сам был, прошло десять лет, как умер царь Иван Васильевич. В стране фактически правил не законный государь - сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, а Борис Годунов, который проводил политику дискредитации первого русского самодержца. Больше того, для многих тогда в России и за рубежом не было секретом, что Борис Годунов и боярин Богдан Бельский были отравителями Ивана Грозного. После его насильственной смерти в 1584 году народ восстал в Москве и требовал покарать цареубийц, но покарать их не удалось, и властолюбивый Годунов (уже, правда, без сообщника Бельского) продолжал идти по трупам к своей заветной цели - стать государем Российским. В 1591 году по его приказу был зарезан в Угличе малолетний царевич Димитрий, а в 1598 году отравлен помазанник Божий Федор Иоаннович. Проводившиеся в 20 веке экспертами исследования мощей Иоанна IV и его сыновей царевича Иоанна и царя Федора показали, что в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличествует огромного количества ртути, мышьяка и меди. Так, в останках царя Федора было обнаружено содержание мышьяка превышающего норму в 10 раз, у его отца Ивана Грозного и царевича Иоанна содержания ртути в 32 раза, мышьяка почти в 2 раза. С элементарной житейской логики, из чувства самосохранения святителю Гермогену, казалось бы, нужно было поостеречься, не восхищаться вслух первым русским самодержцем, ибо этим он мог вызвать очень сильное неудовольствие у Бориса Годунова. Но великого русского святого запугать было невозможно, он никогда не руководствовался в своей жизни меркантильными интересами, а всегда стоял за правду, за Святую Русь, за Русскую православную церковь, достойнейшим предстоятелем которой он был.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/15/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010