8 мая 1924 года Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) Киевским и Галицким отец Иустин был рукоположен в иеромонаха. Его служение в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре протекало в очень сложное и противоречивое время. Следует отметить, что октябрьский богоборческий переворот 1917 года имел крайне трагические последствия для всего русского монашества на Святой Горе Афон. Отныне сюда прекратила поступать всяческая помощь из России, а русские монахи оказались отрезанными от своей Родины. Незначительное пополнение братии шло лишь за счет русских белоэмигрантов, проживавших в Западной Европе. Вот, что писал по этому поводу русский писатель Б. Зайцев: «... Однако приток все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха — офицера Добровольческой Армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. д.». В этот период попечение над русскими обителями на Святой Горе Афон по мере сил принимают на себя представители Русской Православной Зарубежной Церкви (РПЦЗ), первоиерархи которой – митрополит Антоний (Храповицкий) и митрополит Анастасий (Грибановский) пытались поддержать русское монашество на Афоне. Однако этих усилий было явно недостаточно. 12 декабря 1937 года умер наместник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря отец Иоаникий (Кутирев) и были назначены новые выборы. Отец Иустин (Соломатин) был одним из трех кандидатов. Именно ему, по жребию, и выпало стать наместником Свято-Пантелеимоновой обители. Через год, а именно 5 марта 1938 года, его постригли в схиму. В 1940 году, после смерти игумена Мисаила (Сапегина), 1 апреля митрополитом Ерофеем отец Иустин был возведен в сан игумена и архимандрита Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 17 декабря 1937 года он был награжден набедренником, палицею и наперсным крестом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2639

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии. В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму. 17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста. Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году. В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания. Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв. Схиархимандрит Иеремия (Алехин) Благодаря усилиям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мipa.

http://pravoslavie.ru/67804.html

На окраине Ханьи, второго по величине города на острове Крит, в аристократическом квартале Халепа на пожертвования Ольги Константиновны в 1901–1902 гг. была построена в русском стиле церковь св. равноап. Марии Магдалины. Авторами ее проекта являлись известный петербургский архитектор Д.И. Гримм и греческий архитектор Х. Цолинасу. До 1908 г. церковь использовалась сыном Ольги Константиновны – королевичем Георгием и сотрудниками российского консульства на Крите, а затем перешла в муниципальную собственность и в дальнейшем прихода не имела. В конце XIX в. в Салониках, вблизи набережной было устроено подворье русского афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря с домовой церковью св. вмч. Пантелеимона Целителя. Правда, здание подворья сильно пострадало от пожара в 1917 г. и было продано за небольшую сумму в 1919 г. В 1905–1908 гг. на средства российского правительства и пожертвования афонских обителей в Салониках была возведена Русская лечебница имени святого Димитрия Солунского (Солунь – древнее славянское название г. Салоники), при которой в 1908 г. устроили маленькую домовую церковь св. вмч. Димитрия Солунского. Настоятелями этого храма с самого начала по традиции служили иеромонахи афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря 287 . В 1869 г. русский афонский Свято-Андреевский скит по указанию своего ктитора Андрея Николаевича Муравьева приобрел участок земли в Восточной Македонии вблизи небольшого греческого города Кавала, где устроил свой метох (имение) Нузлы. Площадь имения составила 6 тыс. десятин земли, на которой имелось два лимана, защищенных горами, а также удобная морская бухта «Левтерополь». По преданию, на этих горах имел свою крепость царь Александр Македонский, а на одной из гор, именуемой Орлиной, некогда подвизался в пещере св. Иоанникий Великий. При имении была устроена церковь св. ап. Андрея Первозванного, в начале XX в. в метохе обычно проживало около 30 насельников скита 288 . В 1915 г. Кавала была занята воевавшими на стороне Германии болгарскими войсками, и Свято-Андреевский скит на время потерял расположенный там свой метох (причем около 10 русских монахов при явном попустительстве местной греческой администрации были объявлены военнопленными), что очень негативно сказалось на благосостоянии обители. В 1917 г. имение Нузлы было возвращено скиту, но всего лишь на пять лет. Уже в 1922 г. Свято-Андреевский скит окончательно потерял свой метох, который был отчужден греческим государством и заселен беженцами – греками из Малой Азии 289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви. Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна. В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Синод единодушно и с пастырским попечением определил: 1) Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви. 2) Честные останки протоиерея Иоанна, извлеченные из-под спуда 9 сентября 1997 года и поставленные в Свято-Покровском храме д.Корма Добрушского района Гомельской области именовать отныне святыми мощами. К этому времени возле храма в малом домике жили три послушницы: Лидия, Нина и Евфросиния. Понемногу собиралась община. Из разных городов приезжали будущие насельницы и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать монашеское правило в храме. Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем. К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.

http://sobory.ru/article/?object=08217

Единственное, что мне удалось узнать от одного из монахов Пантократорского монастыря, так это то, что после 1992 г., когда Ильинский скит заняли греческие монахи, большая часть архивов была передана в главенствующий над ним Пантократорский монастырь. Среди этих документов и шесть или семь томов монахологиев (каталогов на более 600 русских насельников) скита за последние 200 лет. Оказывается, документы о русских монахах Ильинского скита все же есть! Но вот почему в Пантократоре их строжайше скрывают от взора российских исследователей?! Сначала я думал, что это недоразумение произошло лишь со мной. И ладно, если бы было именно так. Но, как оказалось, это система. Для любых исследователей из России доступ к архивам бывшего русского Ильинского скита запрещен священноначалием Пантократорского монастыря. Поэтому к этим сокровищам русской духовной истории никто из отечественных исследователей за последние 20 лет так и не смог прикоснуться. Более того, оказывается, к этим архивам в Пантократоре не допускают даже собратий по Афону – представителей Русского Свято-Пантелеимонова монастыря. Со своей проблемой, после отказа в Пантократорском монастыре, я обратился за помощью в Русский Афонский монастырь святого Пантелеимона, надеясь, что через него таки смогу пробиться к «засекреченным» архивам русского Свято-Ильинского скита. Но не тут-то было. В Пантелеимоновом монастыре мне действительно помогли поработать в архиве обители, без проблем предоставили интересующие меня документы, в частности переписку с представителями Ильинского скита начала ХХ века. Но этого было недостаточно для моих поисков. Ни монахологиев, ни других документов Ильинского скита в Пантелеимоновом монастыре нет. Как выяснилось, Пантократорский монастырь уже почти два года отказывает Русскому Свято-Пантелеимонову монастырю в предоставлении доступа к архивам Ильинского скита, а все письменные и устные обращения по этому вопросу игнорирует. Из-за этого на грани срыва оказался масштабный издательский проект Свято-Пантелеимонова монастыря, посвященный 1000-летию русского монашества на Афоне. В частности, работы над не имеющей аналогов 25-ти томной серией «Русский Афон XIX–XX веков», издание которой застопорилось на третьем томе, в котором предполагалось опубликовать полные монахалогии Ильинского и Андреевского русских скитов и всех русских келлий на Афоне. Без этой информации представление о Русском Афоне того периода останется неполным, а, соответственно, отчасти теряется и смысл задуманного проекта.  Сам том должен был увидеть свет еще в прошлом году, однако из-за непонятного противодействия Пантократоского монастыря под угрозой срыва может оказаться и весь проект.

http://bogoslov.ru/article/4162969

Несмотря на пережитые страдания и горе, он, на удивление, так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 г. его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Можно только представить, какая реакция была у советского офицера… Лишь чудом Божиим он избежал нового ареста. Стать священником сразу по возвращении на Родину ему не удалось. Поэтому пришлось работать простым рабочим на хлебозаводе в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило его. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла к принятию решения окончательно уйти из мipa и всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Так в 41 год (в 1956 г.) Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь. Узнав, что в 1960 г. из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника – бывшего насельника этой святогорской обители преп. Кукши (Величко, + 1964) Одесского, тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, в 1974 г. патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне. С тех пор батюшка Иеремия, даже не мечтавший о такой милости Божией, безвыездно подвизался на Святой Горе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=183...

Службы в монастыре проходят на старославянском церковном языке, что очень важно для нас – русских паломников, потому что понимание позволяет глубже погрузиться в молитву. С утра мы приложились к чудесной иконе Георгия Победоносца. В Сирии, в древнем Фануилевом монастыре, что возле Лидды – родины вмч. Георгия, – произошло следующее событие: прежде чем православной Сирии было суждено пасть под натиском варваров, на глазах у всей Фануилевой братии лик Георгия Победоносца, чудесным образом отделившись от доски, исчез. Игумену же было видение вмч. Георгия, который предупредил иноков о грядущей опасности и указал на новое место пребывания своего образа. Братия обители перешла на Святую Гору в Зограф. В новый монастырь прибывало множество паломников, среди них даже византийский император Лев Мудрый и болгарский царь Иоанн. Но не все посетители были благочестивы: некий маловерный епископ, усомнившийся в том, что икона действительно нерукотворная, дерзнул пальцем коснуться лика великомученика. Дерзость была наказана – палец прирос к образу, так что часть его пришлось отрезать (и сегодня эту часть перста можно увидеть на чудотворном образе). Сия святая икона находится при колонне правого клироса. После службы мы съели прекрасную, приготовленную с большой любовью, трапезу, и отправились на пристань монастыря, которая находится в 5 км ниже по склону. Дорога к пристани идет под гору, двигаться легко и можешь спокойно любоваться красотами вокруг. У причала монастыря Зограф стоит древняя башня, рядом с которой всегда задумываешься об истории Афона. Ведь эта башня выдерживала осаду пиратов в древности! Мы сели на паром и через 15 минут были уже в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Не буду рассказывать о святынях монастыря и чудесах, происходивших здесь. Для этого необходим отдельный рассказ. Меня всегда потрясает одно чудо – чудо появления Матери Божьей на фотографии последней благотворительной ярмарки в Пантелеимоновом монастыре в начале ХХ века. 21 августа/3 сентября 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный кусок хлеба.

http://pravmir.ru/kazhdyiy-raz-afon-otkr...

Мух-291 – ОПИ ГИМ. Ф. 117 (Мухановы). Ед. хр. 293. Л. 39–105. Искатель непрестанной молитвы, или Откровенный рассказ странника духовному своему отцу. Опубликовано: Искатель непрестанной молитвы, или Откровенный рассказ странника духовному своему отцу: по новообретенной рукописи/Изд. подг. свящ. Георгий Павлович. М., 2014. С. 31–163. Опт-411 – ОР РГБ. Ф. 214 (Собрание рукописей Оптиной пустыни). 411. Список сборника писем (Муз-9561), составленного Арсением (Троепольским) . Опубликовано: Троепольский. 2006: 468–562. Пант-141 – Библиотека Афонского Пантелеимонова монастыря. 33141. Л. 1–45 об. Арсений (Троепольский) . Искатель непрестанной молитвы, или рассказы странника, записанные слышавшим по побуждению следующих слов Священного Писания : «Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно». Описание рукописи и ее состава см.: Каталог рукописей, печатных книг и архивных материалов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Ч. 1. Славянорусские рукописи, хранящиеся в библиотеке и в архиве монастыря/Сост. монах Ермолай (Чежия). Святая Гора Афон, 2013. С. 384 (=Русский Афон XIX-XX веков. Т. VII). Печатные источники Добротолюбие. 1822 – Добротолюбие, или Словеса и главизны священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец. Переведено с еллиногреческого языка. Изд. 2-е. М., 1822. Иоанн Лествичник . 1812 – Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Лествица, возводящая на небо. СПб., 1812. Исаак Сирин. 1854 – Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом христолюбивого града Ниневии, слова подвижнические. М., 1854 (=Творения святых отцов в русском переводе с прибавлениями духовного содержания, издаваемые при Московской духовной академии. Год XII. Кн. 3–4). Макарий Египетский . 1817 – Слова преподобного отца нашего Макария Египетского . СПб., 1817. Максим Исповедник . 1853 – Преподобного отца нашего Максима Исповедника , Толкование на молитву «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу. М., 1853.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Когда я приехал впервые в болгарский монастырь Зограф, там было семь человек монахов и чудовищное количество кошек. Я вошел на монастырский двор и остановился, пораженный: не знаю, сколько их было, − сто или больше: везде одни кошки. Сел на лавочку около ворот, где уже сидел старый-престарый болгарский монах. Я сказал ему: «Отче, сколько же кошек у вас в монастыре!». Он вздохнул и ответил: «Эх, сынку, кошки у нас есть, дал Господь − монахов нету». Слава Богу, сейчас в Зографе совершенно по-другому: около 50 человек очень дружной молодой братии. Особое впечатление тогда произвел на меня Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Без преувеличения, целый город, точнее его руины − то, что осталось от величественного детища православной Российской империи. Разрушенные временем, сгоревшие и просто заброшенные корпуса − и среди всего этого около трех десятков монахов на территории, предназначенной для проживания нескольких тысяч человек. На Святой Горе каждый монастырь является уменьшенной копией своей Поместной Церкви. И состояние русского монастыря точно отражало то положение, в котором находилась Русская Церковь тогда, в конце 1980-х годов. Вообще, русское наследие на Афоне было в ужасающем состоянии. Когда идешь по Святой Горе, везде видны остатки русских строений − келий, скитов. Они выделяются своей русской архитектурой, ее сразу можно узнать. И тогда все это было примерно в том же виде, как где-нибудь у нас в Ивановской или Костромской губернии: полуразрушенное, с провалившимися крышами, с проржавевшими и покосившимися крестами. Слава Богу, сегодня Пантелеимонов монастырь восстановлен. Отреставрированы храмы, гостиницы, другие монастырские здания и сооружения. Я много лет езжу на Святую Гору, всегда останавливаюсь в Русском монастыре. Вижу труды братии, их доброе отношение к паломникам, и это остается в сердце надолго.     По материалам Православие. ру Комментарии Всего комментариев: 7 2016/08/30, 09:36:32 Приятно встретить материал моего Владыки далеко от Саратова. В одном из духовных центров мира. Рад возрождению русского присутствия на Афоне и молитвенной силе Афонских насельников ныне. Монастырская молитва усердная и сердечная безусловно реальная помощь в жизни каждого Православного. Держимся за Бога, держимся сами и держимся друг друга. И так выживем здесь и имеем дерзновение спастись во Святом небе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2349

Еще известный обычай, по которому афонских монахов хоронят на 2-3 года, после чего останки достают и складывают в монастырские гробницы (костницы). Такую же костницу я видел в келлии Честнаго Креста у о. Давида. О русском Свято-Пантелеимоновом монастыре В этом году отмечается тысячелетие русского монашества на Афоне, впервые упомянутого в источниках в 1016 году. Свято-Пантелеимонов монастырь сегодня — это целый монастырский город с восстановленными храмами, с общежитиями и паломническим центром, большим хозяйством и огромной трапезной. В главном соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, освященном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона, хранится честная глава этого великого святого. Также в храмах много чудотворных икон и хранятся части мощей свыше 300 греческих, русских, грузинских святых, к которым почти после каждой службы можно было подойти и приложиться. С 1979 г. и до августа этого года игуменом монастыря был священноархимандрит Иеремия (Алехин), который родился еще в дореволюционной России — в 1915 г. Новым игуменом монастыря стал иеродиакон Евлогий. Монахов сейчас более 70. Кроме духовного подвига на их плечах лежит содержание всего хлопотного монастырского хозяйства и прием многих тысяч паломников. О распорядке дня. День в монастыре разбит на три части: богослужения, послушания, отдых (у монахов это всего несколько часов). По нашему времени утреня начинается в 2.30 ночи и переходит в литургию, которая заканчивается в 8.00 утра. Затем следует трапеза и начинаются послушания. С 16.30 до 17.30 служат вечерню. В 18.00 — вторая трапеза, если это не постный день. Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, с 19.30 до 21.00, и остается несколько часов для сна… О богослужении. Самая важная и трудная часть паломничества. Занимает в общей сложности не менее 8 часов в сутки. Правда, по греческой традиции здесь во всех храмах есть на которые всегда можно облокотиться и иногда присесть. В правилах пребывания в монастыре отмечено, что паломники обязаны быть на всех службах. Дневные службы проходят легко и радостно, ночная служба, особенно во время рассвета дается преодолением себя. Примерно на третий день уже втягиваешься. Каждодневные богослужения проводятся либо в нижнем храме, посвященном св. Пантелеимону, либо «в верхнем», Покрова Богородицы. Смена происходит раз в неделю. Особенно запомнилась служба на праздник Силуана Афонского, которого почитает весь Афон, а для нашего монастыря это как престольный праздник. Пели поочередно два хора, на церковнославянском и греческом. В этот день зажигали свечи в хоросе и паникадилах, раскачивали их…

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2469

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010