Глава 12. Сношения второй русской духовной миссии в Иерусалиме с Абиссинами Инструкция, которая была дана нашим правительством второй русской духовной миссии в Иерусалиме, требовала, чтобы миссия наша, не ограничиваясь одним Иерусалимом, распространяла свое влияние и действия и на соседние патриархаты, т.е. антиохийский и александрийский 330 . Сношения второй русской миссии в Иерусалиме с антиохийским патриархатом выразились, как мы уже знаем, в живом и деятельном участии ее в воссоединении сирийских униатов (мельхитов) с православною церковью, состоявшемся 26 ноября 1860 года 331 , и отчасти в содействии сиро-халдейским несторианам (насколько эти последние могут быть рассматриваемы, как община, входившая в область юрисдикции антиохийского патриарха) в их стремлении присоединиться к русской православной церкви 332 . Что касается, в частности, александрийского патриархата, то наше правительство рекомендовало иерусалимской миссии обратить здесь особенное внимание на коптов, которые были «нам не враждебны», и на синайскую обитель. В отношении этой последней рекомендовалось, в частности, миссии примирить иноков ее с александрийским патриархом, который не позволял им устроить домовую церковь на их подворье в Каире, и вообще стараться восстановить упадающую обитель, которая, по выражению составителей инструкции для миссии, «должна быть рассадником христианства». Но, к сожалению, нам ничего неизвестно о сношениях нашей второй духовной миссии в Иерусалиме с александрийским патриархатом. На основании переписки преосв. Кирилла, можно с несомненностью утверждать только то, что начальник нашей иерусалимской миссии собирался в Египет, куда приглашал его сам александрийский патриарх. «Осенью думаю, – писал он 10 августа 1859 года преосв.  Макарию (Булгакову) , – опять сделать маленький вояж по Египту, которого еще не видал и куда уже зовет блаженнейший александрийский: вояж непродолжительный, благодаря железным дорогам и пароходам. Может быть, после взгляну и на самостоятельную кипрскую иерархию, чтобы, таким образом, иметь по возможности полное понятие о восточной церкви…» 333 . Через два года после того преосв. Кирилл, видимо, не оставлял своей мысли о посещении Египта, Александрии и даже далекой Абиссинии. 28 декабря 1861 года он писал своим петербургским родным, между прочим, следующее: «один край совсем еще нетронут. А как зовут туда, как ждут там (в Александрии) меня и как чудесно расположились там все обстоятельства! Если бы Господь благословил! Уповаю на Его милость, хотя чувствую, очень чувствую, что и враг не спит» 334 . Незадолго пред этим, 7 декабря 1861 года он писал к преосв. Макарию: «я прошусь на время (на полгодика этак) в Абиссинию, куда мне проложена уже дорога» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Раздел 5: Имущество и земельные владения Русской Духовной Миссии (наследие архимандрита Антонина); описи имущества РДМ, составленные после кончины архимандрита Антонина 451. Донесение исправляющего должность начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Арсения (Изотова) в Св. Синод Иерусалим 4 июня 1894 г. Копия Прибыв в Иерусалим 26 апреля, я на другой же день должен был вступить в отправление своих обязанностей, так как после смерти о. архимандрита Антонина скопилось много дел по случаю отправления обратно в Россию наших паломников. Но чтобы ознакомиться с текущими делами Миссии, требовалось немало времени, потому что в последние годы покойный мой предшественник никого из монашествующих не брал себе в сотрудники, равно как и из других лиц Миссии, кроме драгомана Миссии Якова Егоровича Халеби. Поэтому на мои вопросы часто никто не мог дать объяснений, и мне приходилось доискиваться разъяснения недоумений долгое время, по причине недостатка записей. Генеральный консул со своею комиссиею, бывшею при опечатании и описи оставшегося после покойного архимандрита имущества, начал 30 апреля передавать в мое ведение документы и имущество; протоколы, составленные по сему случаю, здесь прилагаются в копиях 402 и 403. Движимое имущество церкви и приютов в Яффе, Хевроне, Иерихоне, в Горнем и на Елеоне комиссиею описано было после смерти о. архимандрита по наличности и мною принято по составленным этою комиссиею описям, потому что между бумагами покойного о. архимандрита нашлась только опись одной церкви, в здании Миссии, составленная еще в 1867 г., и на одном листе опись вещей, принадлежащих церкви в Горней, и на одном полулисте – опись вещей церкви св. Марии Магдалины. А движимое имущество дома Духовной Миссии не было описано комиссиею и мною принято по наличности. Копии со всех протоколов, доставленных мне генеральным консулом, при сем прилагаются, именно: 1 . Протокол от 24 марта сего года, за 326, о наложении печатей в самый день смерти архимандрита Антонина на его квартиру (за исключением залы, в коей находилось тело покойного архимандрита до выноса в церковь ), а также на помещения библиотеки, музея древностей, входа в астрономическую обсерваторию, драгоманской канцелярии и ризницы в верхнем этаже здания Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Глава 9. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке и предположения его относительно дальнейшей деятельности второй русской миссии в Иерусалиме C первыми наблюдениями начальника второй русской иерусалимской миссии над положением дел на православном Востоке и с первыми его соображениями относительно дальнейшей деятельности миссии мы знакомимся, кроме многочисленных писем преосв. Кирилла к его родным, преимущественно по двум отчетам его, представленным им в министерство иностранных дел 11 марта 1858 года и 10 февраля 1859 года 256 . Само собою понятно, что наблюдения эти, как сделанные лицом, которое было поставлено в сравнительно благоприятные условия для того, и как проверенные путем обмена мыслей с несколькими лицами – членами миссии, которые также могли близко знать истинное положение дел на православном Востоке, должны представлять для нас по тому самому особенно важное значение. С другой стороны, наблюдения эти представляют немаловажный интерес и в том отношении, что они, касаясь различных сторон современного наблюдателю состояния православной церкви на Востоке, дают сравнительно полную, живо и рельефно изображенную картину. В пользу истинности положения дел, изображаемого в данном случае, говорит отчасти и то обстоятельство, что отчеты начальника русской миссии в Иерусалиме, которые мы имеем в виду, предварительно просматривались и проверялись в нашем константинопольском посольстве и только тогда уже представлялись в министерство иностранных дел с объяснениями и замечаниями русского посла в Константинополе А. П. Бутенева. Что же касается собственно личных соображений и заключений, какие делал, на основании своих наблюдений, преосв. Кирилл, то они имеют, разумеется, меньший сравнительно исторический интерес, хотя также важны для нас, потому что восполняют наши сведения о деятельности второй русской миссии в Иерусалиме, и объясняют внутреннюю сторону истории ее. Первые наблюдения преосв. Кирилла на православном Востоке касались преимущественно двух предметов: значение России на Востоке вообще и в Иерусалиме особенно и внутреннего состояния православной церкви на Востоке, причем эти последние наблюдения касались преимущественно иерусалимского и антиохийского патриархатов, но иногда распространялись и на другие патриархаты, напр., константинопольский, и только в редких случаях имеют в виду всю вообще православную церковь Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Скачать epub pdf Часть первая. Документы по истории Русской духовной миссии в Иерусалиме Раздел 1. Русская духовная миссия в Иерусалиме (1847–1918) Предисловие Документы раздела сгруппированы в пять циклов, соответствующих пяти хронологическим периодам в истории миссии. Первый подраздел включает документы об учреждении и первом периоде деятельности РДМ при первом её начальнике архимандрите Порфирии (Успенском ; 1847–1854), второй – о наиболее сложном времени в истории РДМ под началом епископа Кирилла (Наумова ; 1857–1864) и архимандрита Леонида (Кавелина ; 1864–1865). Следующая группа документов связана с деятельностью архимандрита Антонина (Капустина ; 1865–1894). Четвёртая группа с деятельностью преемников Антонина архимандритов Рафаила (Трухина, 1894–1899) и Александра (Головина, 1899–1903). Заключительный подраздел составляют документы, посвящённые трудам последнего предреволюционного начальника РДМ архимандрита Леонида (Сенцова; 1903–1918). Возникновение Русской духовной миссии в Иерусалиме относится к 1840-м годам, когда задачи противостояния инославной пропаганде, с одной стороны, и достойного представления национальных интересов на Ближнем Востоке, с другой, понудили правительство Николая I найти инструмент эффективного влияния в регионах, входивших в состав Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского Патриархатов Православной Церкви. Требование соблюдения древних канонических норм делало задачу чрезвычайно тонкой и щепетильной. Соответственно предыстория и первый период существования миссии носят черты чрезвычайной, может быть, даже чрезмерной осторожности, характерной в целом для внешнеполитических акций К. В. Нессельроде. Этими чертами характеризуются первые документы раздела: от всеподданнейшего доклада 13 июня 1842 г. (документ 1) до инструкции МИД первому начальнику Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому) от 28 августа 1847 г. (документ 6). Важнейшим документом раздела является отчёт (донесение) Порфирия, представленный по возвращении первого состава миссии в Петербург в связи с началом Крымской войны (документ 7). Отчёт оставляет двойственное впечатление, что типично для полуофициальных и даже официальных бумаг архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия, который по особенностям характера не мог не придавать даже официальным текстам характерной «личностной» окраски, до сарказма и элементов юродства включительно. В целом в оценке документа приходится согласиться с мнением такого авторитетного (и тоже очень «личного») критика, как В. Н. Хитрово (см. его работу в части 2 настоящего тома), считавшего, что деятельность миссии в первый период (до Крымской войны) была малоуспешной, чтобы не сказать бесплодной. Поэтому столь большое место в официальном отчёте начальника занимают такие случайные и посторонние, по сути дела, эпизоды, как «вставная новелла» о спасении им от расправы вифлеемского прелюбодея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Глава 14. Отозвание преосв. Кирилла с Востока, жизнь и кончина его в г. Казани До организации нашей второй духовной миссии в Иерусалиме и ее прибытия на место назначения Россия не имела никакого официального представительства в св. граде. Начальник миссии, по крайней мере, в первое время своего пребывания на православном Востоке, был первым и единственным представителем не только русской церкви, но вместе с тем и русского правительства в св. граде и даже для трех православных патриархатов: иерусалимского, антиохийского и александрийского. Такое именно положение начальника нашей второй духовной миссии в Иерусалиме было предусмотрено и тою инструкциею, какая была дана ей нашим правительством в руководство. По смыслу этой последней, миссия и, в частности, ее начальник должен был поддерживать дружественные сношения с греческим духовенством в Иерусалиме 353 , с иноверными духовными властями 354 , с армянским патриархом 355 , с арабским духовенством 356 , с соседними патриархатами 357 , иметь нравственное наблюдение за нашими поклонниками 358 преимущественно (пред генеральным консулом) наблюдать за правильным распределением пожертвований, поступавших из России в пользу Гроба Господня и других святых мест 359 , заботиться об усовершенствовании школ в св. земле и вообще содействовать распространенно просвещения в среде православного населения иерусалимского и соседних с ним патриархатов 360 , заботиться об устройств человеколюбивых учреждений 361 и т. п. Так как ко времени учреждения нашей второй духовной миссии в Иерусалиме там не было никаких представителей русского правительства, то, поэтому, инструкция естественно молчит о каких бы то ни было отношениях начальника миссии к этим последним. В инструкцию как бы случайно был помещен особый (7) параграф, который очень неясно и в слишком общих выражениях определял отношения между начальником иерусалимской духовной миссии и нашим генеральным консулом. Но так как генеральный консул наш жил вне Иерусалима и приезжал сюда очень редко, то и нельзя было ожидать каких-либо столкновений между ним и начальником иерусалимской духовной миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Раздел 8: Документы о ремонте храмов и подворий Русской Духовной Миссии В Иерусалиме. 1895–1902 570. Письмо обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева председателю ИППО великому князю Сергию Александровичу С.-Петербург 30 ноября 1895 г. Копия Ваше Императорское Высочество, Ваше Императорское Высочество письмом от 26 минувшего октября за 88, изволили уведомить меня, что находящиеся в Иерусалиме и состоящие в ведении местной Российской Духовной Миссии Троицкий собор, церковь Св. Марии Магдалины и дом Миссии пришли в разрушение и требуют капитального ремонта, и что состоящее под председательством Вашего Высочества Императорское Православное Палестинское Общество предполагает в виде помощи Миссии, выдать ей в ссуду 31658 р. 22 ½ к. золотом или 126 624 фр. 90 сан., но с тем, чтобы к этой сумме присоединен был долг миссии Обществу, составляющий к 1 июля сего года 18343 р. 77 ½ к золотом, или 73375 фр. 10 сан. и образовавшаяся таким образом общая сумма долга в 50000 руб. золотом, или 200000 фр. была уплачена Миссиею в 51 ¾ лет по расчету ½% погашения и 4 ½ % росту в год, а занятая сумма была употреблена исключительно на ремонт означенных зданий, но отнюдь не на приобретение или возведение новых построек. Святейший Синод, обсудив это предложение и признавая указанный заем выгодным для миссии, предоставил мне выразить Вашему Императорскому Высочеству глубочайшую признательность Синода за готовность Палестинского Общества придти на помощь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в удовлетворении ее потребностей, а названной Миссии разрешил приступить к займу вышеупомянутой суммы на изъясненных условиях. Приемлю долг почтительнейше довести о сем до сведения Вашего Императорского Высочества. С чувством глубочайшего почтения и совершенной преданности имею честь быть Вашего Императорского Высочества преданнейший Подписал: Константин Победоносцев . С подписанным верно: Секретарь Общества (подпись). Архив РДМ, п. 64, д. 835, 1 л. 571. Отчет архитектора К. Шика о состоянии Троицкого Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Отчёт о миссиях Томской Епархии Алтайской и Киргизской за 1892 год В Алтайской миссии в истекшем году, совершились два события: 1) празднование столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (Глухарева) и 2) пожертвование в Москве в пользу Алтайской миссии дома, ценою свыше 300,000 рублей. Основывая церковь Христову на Алтае, о. Макарий был подобен тому «благоразумному мужу, строившему дом, который копал, углубился в землю и положил основание на камне; почему когда случилось наводнение и вода устремилась на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне». ( Лк.6:48 ) Подражая основателю, и преемники его старались продолжать возводить здание Алтайской церкви на тех же незыблемых началах, какими руководился сам основатель ее. Дабы показать прочность основания, положенного о. Макарием, промыслу Божию угодно было посылать миссии тяжёлые и различные испытания. Злоба и ненависть человеческие с силою устремились было, подобно наводнению, смыть с лица земли основанную о. Макарием миссию и с нею достойнейшего преемника его достойного питомца той же высшей духовной школы, которая воспитала и основателя, а огненная стихия лишила было другого преемника (соимённого основателю) и вместе с ним почти сотню бесприютных сирот крова, одежды и других насущных потребностей, миссию же церковного, библиотечного и хозяйственного достояния, приобретённого ею помощью многолетних пожертвований. Испытывая скорби великие, труженики благовестия Христова на Алтае, подобно первоапостолу Алтайскому, «облекшись во всеоружие Божие, препоясав чресла своя истиною и облекшись в броню праведности», с терпением, самоотвержением и ревностию текли не предлежащий подвиг благовестия язычникам Евангелия в духе мира и любви, умножая и укрепляя церковь Христову на Алтае. Последствия показали, что все тяжкие испытания, посылавшиеся миссии Промыслом Божиим, были воистину выражением «любви Божией, превосходящей наше разумение», перенесший наибольшую тяготу сих испытаний, ныне милостию Божией, состоит в сонме высших иерархов русской церкви, преемник его по Алтайской миссии недавно сделался преемником его по Томской кафедре, а вещественное достояние миссии, истреблённое огнём, восполнено любовью и усердием благодетелей ее. Одна только потеря навеки невозвратима: это драгоценные письма и драгоценные рукописи архимандрита Макария, уничтоженные пожаром. С горестью мы должны сказать, что Алтайская миссия для прошлой своей истории, а в особенности для истории своего основателя, никаких письменных документов у себя не имеет, за исключением нескольких писем, недавно переданных Начальнику миссий настоятелем Соликамского монастыря. Упомянутое сейчас обстоятельство и было причиной тому, что к столетнему юбилею о. Макария Алтайская миссия не могла издать ничего нового, относящегося к личности основателя ея, а вынуждена была в этом случае воспользоваться только трудами других.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Пекин. Домовая церковь Иннокентия, епископа Иркутского в здании Красной фанзы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Стараниями начальника Миссии архиепископа Иннокентия (Фигуровского) в начале XX в. Российская Духовная Миссия в Китае расширила свою территорию и восстановила прежние постройки. Появляется новый участок земли, на котором располагалось современное здание Красной Фанзы. Существует две версии, почему эта земля перешла Миссии. Согласно первой, этот участок был подарен китайским правительством в благодарность за то, что архимандрит Иннокентий, живший после снятия осады посольского квартала, где он укрывался во время боксерского восстания в одном из дворцов ламаисткого храма Юнхэгун, расположенного неподалеку от Миссии, спас его от разрушения. Когда один из немецких отрядов экспедиционных войск подошел к Юнхэгуну с намерением его разграбить, архимандрит Иннокентий вышел к воротам монастыря и обратился к немецким солдатам, сказав, что он здесь живет и не допустит расхищения храма. Согласно второй версии, Миссия просто купила этот участок. «Осенью 1901 г. Миссии был отведен и отмежеван участок земли, площадью в пятнадцать русских десятин и 117 кв. саж., вмещавший в себе как прежнее место Миссии (Бэйгуань, или Северное подворье), так и прилегающие к нему опустошенные кварталы и подворье одного маньчжурского князя с древними дворцовыми зданиями, которые приобретены Миссией в мен за лавки и дома, принадлежащие Миссии в южной части Пекина…» - говорится в работе «Краткая история Русской православной миссии в Китае» сотрудника Пекинской Духовной Миссии архимандрита Авраамия (1864-1918 гг. ). За дворец наследники китайского князя получили 5 тысяч лан серебра, а также земли в Южном городе и уезде Шунъисянь. Точная дата постройки дворца неизвестна. Предположительно, в 1901 г. Фанза была разделена на две равные части: правая – архиерейские покои, левая – архиерейская Крестовая церковь во имя Святителя Иннокентия Иркутского. Сейчас это представительское здание – зал для торжественных приемов Посольства РФ в КНР – «Красная Фанза». В настоящее время здесь проходят богослужения Свято-Успенской Православной общины г. Пекина…

http://sobory.ru/article/?object=41532

Храм во имя святых Праотцев, подворье Русской духовной миссии в Иерихоне ЖМП 4 апрель 2022 /  14 апреля 2022 г. 18:00 Миссия заботы, добра и любви 175 ЛЕТ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЕ Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник   Русской духовной миссии  архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов) .   PDF-bepcuя. Задачи Миссии — Ваше Высокопреподобие, каковы основные направления деятельности Русской духовной миссии на Святой Земле? Какие коррективы в них вносит время?  — Появление Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме было вызвано труднейшими обстоятельствами, в которых оказывались на Святой Земле многочисленные паломники или, как их называли тогда, поклонники со всех пределов Российской империи. И исторически забота о наших паломниках, посещающих важнейшие места библейской истории, и сегодня остается главной ее задачей.  Помимо этого, Миссия исполняет церковно-­дипломатическое служение, будучи представительством Русской Православной Церкви на Святой Земле, а начальник РДМ, соответственно, представляет Патриарха Московского и всея Руси при Иерусалимском Патриархе. Уже в новейшее время служители Миссии стали духовно заботиться о репатриантах — русскоязычных людях, которые приехали на свою историческую родину после образования государства Израиль. В этом служении мы оказываем поддержку духовенству Иерусалимской Церкви , чадами которой являются все постоянно проживающие в Израиле, Палестинской автономии и Иорданском Хашимитском Королевстве православные христиане.

http://e-vestnik.ru/interviews/missiya_z...

Скачать epub pdf Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года (журнал 80). 27 марта 2007 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». В ней сформулированы общие принципы, цели и задачи миссионерского служения, определена миссионерская ответственность священнослужителей и мирян, описаны формы и методы современной миссионерской деятельности. В качестве одной из форм названа внешняя миссия, детальной разработке которой и посвящен настоящий документ. Термин «миссия» происходит от латинского глагола mittere в значении «посылать, отправлять» и означает «задачу, поручение». Первыми христианскими миссионерами были апостолы (букв. «посланники»), исполнявшие данную им Самим Господом и Спасителем Иисусом Христом заповедь: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). В Символе веры Церковь именуется Апостольской, что указывает не только на апостольское преемство веры и рукоположений, но и на призвание Церкви всегда проповедовать христианскую истину. Таким образом, миссия присуща самой природе Церкви: христианская Церковь есть Церковь миссионерская. В течение истории изменялись формы и методы миссионерской работы, в результате чего возникли понятия внешней миссии и внутренней миссии. 1. Понятие внешней миссии Различие внешней и внутренней миссии связано с различием адресатов миссионерского служения Церкви, а также условий, в которых она осуществляется. Внутренняя миссия обращена к членам Церкви, включая тех, кто крещен, но недостаточно просвещен в православной вере, не имеет опыта участия в тáинственной жизни Церкви, и служит духовному возрастанию ее членов. Неотъемлемой частью этой миссии является катехизация и религиозное образование. Внешняя миссия обращена к тем, кто находится вне Церкви. Адресатом внешней миссии Церкви являются приверженцы различных верований и носители разных мировоззрений – как религиозных, так и нерелигиозных (светских). Результатом ее является приобщение новых членов к Церкви и, как следствие, создание церковных общин или вовлечение новообращенных членов в жизнь уже существующих общин.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/o-so...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010