Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, близкому к первоначальной редакции Студийского устава и принятому на Руси до кон. XIV в., чин совершался в конце утрени, после Трисвятого, тропаря Крестови Твоему... и поклонения Кресту с пением праздничных стихир. Чин Воздвижения начинался с пения трех тропарей (тех же, что и в Типиконе Великой церкви); Крест воздвигал игумен в алтаре, с разных сторон св. престола (на восток, север, запад, юг и снова на восток). После чина возглашали ектению утрени и следовал первый час. Согласно Евергетидскому Типикону, представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, чин Воздвижения совершали не в алтаре, а в храме. После тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... иерей трижды осенял Крестом на восток при громком пении Господи, помилуй (трижды) и затем медленно поднимал Крест при пении оставшихся девяноста семи Господи, помилуй ; далее священнодействие повторялось с обращением на юг, запад, север и снова на восток. Сходным образом чин описан и в студийских Типиконах южноиталийских редакций. В Типиконе прп. Георгия Мтацминдели, представляющем афонскую редакцию Студийского устава и принятому в Грузии до XV в., описаны два варианта чина Воздвижения. Первый соотвествует приведенному в Евергетидском Типиконе (но порядок сторон света: восток, север, запад, юг и снова восток). Второй чин Воздвижения Креста говорит о совершении чина Патриархом, особенности чина (например, большое количество песнопений после входа на славословии) указывают на подчеркнутую связь с практикой Великой церкви. В Иерусалимском уставе, принятому в течение XII–XV вв. в Православной Церкви повсеместно, начиная с наиболее ранних его редакций и заканчивая печатными Типиконами, чин Воздвижения Креста сохраняет характерные черты, известные по студийским памятникам: он совершается на утрене после великого славословия и пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя... , состоит из пятикратного осенения Крестом и возвышения его на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток). Важным изменением, по сравнению со студийскими памятниками, является добавление в чин пяти диаконских прошений (соответствующих пяти осенениям Крестом), после каждого из которых поется стократное Господи, помилуй. Кроме того, согласно Иерусалимскому уставу, прежде, чем возвысить Крест, предстоятель должен склониться к земле так, чтобы его голова отстояла от земли на пядь (греч. spithame , около 20 см). В ходе исправления богослужебных книг в Русской Церкви во 2-й пол. XVII в. был изменен порядок осенения сторон света во время чина: Крест воздвигается на восток, запад, юг, север и снова на восток. Такой порядок сохраняется до настоящего времени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201943...

Вечером 17 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Горноалтайскую епархию. 19 сентября Святейший Патриарх Кирилл посетил Архиерейское подворье в честь святителя Макария (Невского), митрополита Московского, Алтайского, находящееся близ села Чемал в Чемальском районе Республики Алтай. Здесь Предстоятель посетил Иоанно-Богословский скит на острове Патмос на реке Катунь. 20 сентября, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию на центральной площади г. Горно-Алтайска. Вместе с Предстоятелем Русской Церкви на площади молились около 5 тысяч человек. По окончании Литургии состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с главой Республики Алтай А.В. Бердниковым. После этого Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения поклонного креста на месте основания Алтайской духовной миссии в центре Горно-Алтайска и чин освящения закладного камня в основание храма в честь святых Петра и Февронии Муромских в новом микрорайоне Каяс. В этот же день Святейший Владыка посетил Макариевский кафедральный храм г. Горно-Алтайска и епархиальное управление Горноалтайской епархии, расположенное на территории храма. Вечером 20 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл из Горно-Алтайска в Барнаул. 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения восстановленного храма святителя Димитрия Ростовского в Барнауле и Божественную литургию в новоосвященном храме. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание Спасского кафедрального собора г. Барнаула. Затем Предстоятель Русской Церкви провел встречу с губернатором Алтайского края А. Б. Карлиным.   В завершение многодневной поездки Святейший Владыка ответил на вопросы журналистов об итогах Первосвятительского визита в северные и западносибирские епархии Русской Православной Церкви, после чего отбыл в Москву. Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582).

http://patriarchia.ru/db/text/4228141.ht...

Указанные молитвы и последования, из церкви греческой перешли и в наши, русские, богослужебные книги, причем, в последних, до XV в., мы встречаемся лишь с отдельными молитвами «на исход души» 613 , а с конца XV в. 614 и начала XVI в., эти молитвы соединяются с особыми последованиями. Вот особенности этого последования на исход души по др. русским памятникам XVI и XVII в.в. Надписание последования «на исход души» в требниках ΧVΙ в., а также, предваряющие это последование указания, относительно предсмертного испытания совести умирающего 615 – заставляют, по-видимому, думать, что чин на разлучение души совершался у нас в древней Руси только по монастырям. В некоторых рукописях рассматриваемое последование носит такое надписание: «Чин, бываемый на разлучение души инока от тела» 616 . Начальные слова чина вполне гармонируют с его надписанием. «Внегда начнет брат изнемогати, – так начинается чин, – приходит к нему игумен и вопрошает его, аще есть кое слово или дело, забвения ради или студа, или кака злоба к коему брату неисповедима и непрощенна... аще ли несть игумена, то (вопрошает) экклесиарх или духовный отец» 617 . Но нам думается, что такое начало, заимствованное, б. м., из памятников сербской церкви 618 и показывает только, что в монастырях чин этот совершался над каждым умирающим братом, тогда как в мирском быту, он применялся реже, ибо к умирающему мирянину не всегда было возможно в нужный момент пригласить для совершения «отходной» священника. В некоторых рукописях и в известных нам старопечатных требниках, слово «инока» из надписания выброшено, хотя оставлено то же, упоминающее об игумене и экклесиархе, начало 619 . После испытания совести умирающего, полагалось обычное начало и, по «Приидите поклонимся«, читался псал. 50, за которым непосредственно следовал канон, состоящий, собственно, из двух канонов: Андрея Критского – «Приидите, соберитеся вси, благочестно в житии живущии...» 620 , который надписывается такими словами: «канон на исход души, творение Господина Андрея Критского », – и Иоанна, еписк. Евхаитского: «Каплям подобно дождевным, злии и малии дние моя, летним обхождением оскудевающе, помалу исчезают уже...» 621 Надписание второго канона, касающееся, главным образом, его автора, варьировалось в наших рукописных требниках так: по одним – этот канон приписывался тому же Андрею Критскому 622 , другие – автором его называют Иоанна Дамаскина 623 . Некоторые рукописные требники ограничиваются только одним каноном Андрея Критского 624 . Такое, состоящее из двух канонов, последование «на исход души», является всецело заимствованным из югославянской богослужебной письменности 625 , но в раздельном виде эти каноны встречаются и в памятниках греческих 626 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Справка: Со времени предшествующего заседания Священного Синода Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил в следующие епархии Русской Православной Церкви: Вечером 18 июля 2015 года, по окончании празднеств в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Кострому. На следующий день Его Святейшество совершил в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Костромы чин великого освящения восстановленного храма Рождества Пресвятой Богородицы этой древней обители. Затем на монастырской площади Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в сослужении главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона, митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла, митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, викария Астанайской епархии епископа Каскеленского Геннадия, епископа Магаданского и Синегорского Иоанна, епископа Костромского и Галичского Ферапонта, духовенства Костромской епархии. За богослужением, в частности, молились полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников. В ходе визита также был совершен чин освящения закладного камня в основание Успенского кафедрального собора в Костромском кремле. 20 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Ивановскую митрополию, где посетил Воскресенский храм города Плёса Ивановской области — подворье Никольского женского монастыря города Приволжска и осмотрел территорию подворья, погост с надмогильными крестами, воссозданными по образцам XVI-XIX столетий. 21 июля 2015 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Его Святейшество в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия, епископа Шуйского и Тейковского Никона, епископа Кинешемского и Палехского Илариона, духовенства епархий Ивановской митрополии совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора города Иванова и Божественную литургию в нем. За богослужением молились губернатор Ивановской области П.А. Коньков и другие представители областной власти.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4250908...

15 сентября Святейший Патриарх Кирилл прибыл из Салехарда в Новый Уренгой. В этот день Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения Богоявленского собора Нового Уренгоя и Божественную литургию в новоосвященном верхнем храме собора. По окончании Литургии Святейший Владыка посетил Новоуренгойскую православную гимназию. Затем Предстоятель Русской Церкви встретился с временно исполняющим обязанности губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкиным, после чего принял участие в приеме от имени и.о. губернатора. Вечером Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Норильскую епархию. 16 сентября Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в кафедральном соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Норильска. По завершении богослужения Святейший Владыка посетил мемориал жертвам политических репрессий «Норильская Голгофа», расположенный в Норильске у подножия горы Шмидта, на месте захоронения заключенных Норильлага. Предстоятель Русской Церкви возложил цветы к памятному знаку «Последние врата» и посетил часовню в честь Честного и Животворящего Креста Господня. Затем Святейший Патриарх совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храмового комплекса в честь святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской в центре Норильска. Вечером Предстоятель Русской Церкви посетил лабораторию инновационного творчества «FabLab-Hopuльck». 17 сентября Святейший Патриарх Кирилл побывал на озере Лама, расположенном в 120 километрах восточнее Норильска. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил шахту «Скалистая» рудника «Комсомольский» Заполярного филиала Горно-металлургической компании «Норильский никель» в районе Талнах близ Норильска. Святейший Владыка ознакомился с производством и провел встречу с коллективом добывающего предприятия. После посещения шахты состоялась встреча Его Святейшества с губернатором Красноярского края В.А. Толоконским. Святейший Патриарх и губернатор обсудили различные вопросы церковного-государственного взаимодействия в регионе.

http://patriarchia.ru/db/text/4228141.ht...

По окончании 83 псалма, певцы пели тропарь святому храма 18 . Вслед за этим пением, священник читал молитву «Основание Церкве» – «Господи, Боже наш, восхотевый на сем камене создатися Тебе церкви». Зта молитва прочитывалась на четырех местах: на месте будущего престола, на месте западных дверей будущего храма, и на южной и северной его сторонах. По прочтении молитвы, в тех же самых местах священник делал удары секирою с произнесением слов: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, основывается церковь в честь и славу имярек« (назывались «имя и титло» святого или события, в честь коего строился храм). Следовало, затем, чтение второй молитвы: «Господи Боже наш, иже Свою святую кровь положи основание святей Своей церкви«. Некоторые памятники к указанным двум молитвам добавляют еще и третью: «На всяком месте владычествия Твоего, хвалим Тя, Господи» 19 . К числу молитв «на основание церкви и потчение кресту» следует отнести и еще, встречающуюся в некоторых рукописных требниках, молитву: «Господи, Боже Вседержителю, прообразивый палицею Моисеевою честного и животворящого креста образ«. Эта молитва находится по рукописным требникам иногда и в ряду молитв «на разныя потребы» с надписанием: «молитва на водружение креста», – «на водружение креста на церковь или инде» 20 . Последнему назначению данной молитвы вполне соответствует и содержание ее: в ней, в общих выражениях, испрашивается освящение всякого места, на коем имеет быть водружен крест. Все перечисленные молитвы «на основание церкве«, за исключением предпоследней, имеют для себя греческие оригиналы; из греческой же богослужебной практики заимствованы и обряды, предшествовавшие и сопровождавшие чтение указанных молитв 21 . Со введением у нас книгопечатания, и с распространением печатных требников, в первой половине XVII в., рассматриваемое чинопоследование, во-первых, получило более широкую литургическую обработку, а, во-вторых, большую устойчивость и однообразие. Последнее подтверждается тем, что во всех известных нам старопечатных требниках первой половины XVII в., «Чин, бываемый основанию церкви и потчение креста» – один и тот же по своему составу и по содержанию, входящих в него, молитв и песнопений 22 . Сравнительно с рукописными памятниками XVI в., чин основания храма по старопечатным требникам имеет следующие особенности. Здесь этот чин предваряется указаниями о различии в обрядах и действиях при закладке каменных и деревянных храмов. Так, при построении каменной церкви, по смыслу этих указаний, требовалось прежде самого торжества закладки, ископать ров, «якоже быти основанию« и приготовить камни. Если же предполагалась постройка деревянной церкви, то ее план обозначался бревнами, для чего предписывалось «обложить по берну в стену церкви». Эта, чисто техническая, разница в приемах закладки каменных и деревянных храмов, обусловливала, как увидим ниже, и различие обрядовых действий ири совершении самого чина закладки этих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Алавастр с миром постоянно хранится на престоле крестового храма Владимирской иконы Божией Матери в патриаршей резиденции, что в Чистом переулке. Новоосвященное миро будет роздано в епархии и приходы РПЦ, где будет использоваться при совершении таинства миропомазания и освящении храмов. В конце богослужения, за которым причастились многие из пришедших в собор, после заамовнной молитвы, был совершен чин омовения ног . Хотя этот чин имеет древнейшие корни, в последнее время предстоятели Русской Церкви не совершали его. Как рассказали «Благовест-инфо» клирики Богоявленского собора, покойный Патриарх Алексий II вообще не совершал этого чина, а его предшественник Патриарх Пимен совершал «символически». По свидетельству корреспондента «Благовест-инфо», лично бывшего на таком богослужении в середине 1980-х гг., во время чина были прочитаны положенные молитвы и евангельское чтение, после чего Патриарх Пимен окропил ноги священников кропилом. Патриарх Кирилл совершал чин умовения ног и ранее – сначала, будучи ректором Ленинградских духовных школ, а затем - правящим архиереем Смоленской епархии. В начале чина Патриарх сел на седалище в середине храма, затем свои места справа и слева от него на специальных скамьях заняли двенадцать священников, обутые в домашнюю обувь. Архидиакон начал читать евангельское зачало, повествующее о умовении Спасителем ног апостолов, и на словах «и положи ризы своя», которые были повторены трижды, Патриарх сам, без помощи иподиаконов, снял с себя панагии, крест, омофор и саккос, оставшись в подсаккоснике, епитрахили, поручах, поясе, с палицей и в митре. Затем он перевязал через плечо «лентий» - длинное белое полотенце – и влил воду в умывальницу – небольшой кувшин. Под песнопения Великого Четверга Патриарх Кирилл по очереди, склоняясь на одно колено, омыл правые ноги 11-ти священникам, вытирая их затем лентием. Когда он подошел к 12-му, старшему из священников – протоиерею Владимиру Дивакову, – тот обратился к нему словами апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх ответил ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». О. Владимир ответил: «Не умыеши ноги моей во век» и получил ответ: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». Произнеся: «Измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси», Патриарх умыл ноги и старшему священнику.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В книге о нем «Славы Божия ревнитель» есть многие составленные или обработанные им последования молебных пений на разные случаи. Но еще больше этих последований , в электронном виде, содержится на сайте посвященного ему храма , в том числе « Последование молебного пения во время войны », « Последование молебного пения в нашествие варваров », « Последование молебного пения о прекращении войн и о мире во всем мире », « Последование молебного пения об отечестве », составленное в 1941 году, и его вариант – «Последование молебного пения об отечестве. Чин, совершаемый мирянином ». Вот этот чин и хотелось взять за основу. Святитель Афанасий, исповедник и песнотворец , делом жизни которого было создание Службы всем святым, в земле Русской просиявшим (а создавалась и служилась она большей частью в лагерях и ссылках), был великим знатоком и чтителем устава церковного и лучше всех – и глубоко, и доходчиво, – передавал смысл и сущность этого устава. Кроме многократно издававшейся книги « О поминовении усопших по уставу православной Церкви », относительно широко известно также его маленькое сочинение, издававшееся брошюркой – « Молитвословия за трапезой ». И та и другая книга «ставят мозги», научают чувствовать смысл и меру молитвенных чинов. И можно быть уверенным, что «Чин, совершаемый мирянином», выверен именно под мирянина и досконально расписан. Остается встроить в него ту молитву , что благословил Святейший Патриарх… и, возможно, и те молитвы об Украине, что благословлены были им раньше, в мае и в феврале . Это я и назвала поспешным словом «слеплю». Оказалось, что это не минутная задача, пусть даже и «на всем готовеньком». Самое главное, что священноисповедник Афанасий с любовью и терпением «раскладывает по полочкам», как нам должно молиться. У него есть ценное указание, на которое можно опереться как на скалу (и как на благословение): «Все последования Молебных пений в отсутствие священника может совершать каждый мирянин, опуская только нарочитые священнические и диаконские возглашения и соответственно изменяя некоторые молитвословия, а все возгласы священнические: «Благословен Бог:» и подобные заменяя одним возгласом: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Первоначально сдача объекта была намечена к 2000-летию Рождества Христова, затем был предложен новый срок - ко Дню Республики, к 25 октября 1999 г. 19 октября 1999 г. из Москвы в Павлодар на автомашинах привезли отлитые на АМО ЗИЛ колокола и изготовленные на Художественно-производственном предприятии Русской Православной Церкви " Софрино " (Московская область) паникадило и церковную утварь для Благовещенского кафедрального собора. 19 октября после выгрузки колоколов был совершен чин их освящения. Колоколов всего девять. Самые большие - один весом 1024 кг, другой - в 210 кг - басовые, остальные семь - это семь нот по мажорному ряду. Маленькие колокола - их шесть, весом до полутора десятка килограммов (самый маленький из них весит 4 кг), подняли на звонницу быстро. Большие колокола начали поднимать уже вечером, когда убрали (в течение полутора - двух часов) рельсы башенного крана, завезли грунт, разровняли его и тут же уложили железобетонные плиты... В тот же день, 19 октября 1999 г. храм увенчался золотыми маковками. Великое освящение и торжественное открытие собора 22 октября 1999 г. архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием совершен чин Великого освящения Благовещенского кафедрального собора. Разделить торжественность этого особенного в духовной жизни павлодарцев события прибыли представители духовенства из городов и районов области и республики, государственных структур и общественных организаций г. Павлодара и области. Состоялись крестный ход вокруг собора и молебен. Завершив чин освящения, архиепископ Алексий сказал, что Дом Божий открыт отныне для всех верующих. Владыка Алексий отслужил в этот день в Благовещенском кафедральном соборе первую Божественную Литургию, по окончании которой выразил особую признательность строителям, руководителям области и города за большую подвижническую и созидательную работу. 23 октября 1999 г. при огромном стечении народа состоялось торжественное открытие Благовещенского кафедрального собора. Торжественная церемония открытия собора началась в 12 часов дня.

http://sobory.ru/article/?object=15993

Повсеместное распространение этот чин получил в ХХвеке, после революционных событий в России. Митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Русской Церкви, писал о совершении службы Погребения, рекомендуя выделять для этого чина день после 28 августа. Шествие с плащаницей Чин Погребения духовно переносит нас в Гефсиманский сад, где мы вместе с учениками Христа следуем в погребальной процессии. Это следование знаменует собой крестный ход с плащаницей, который становится торжественным эпилогом всей службы. Обычно богородичную плащаницу износят из алтаря в центр храма на всенощном бдении накануне праздника (в некоторых храмах, где чин Погребения совершается в день Успения вечером или на следующий день, плащаницу могут износить на самом чине), и дальнейшее богослужение совершается уже перед плащаницей. Все песнопения чина Погребения, кроме Похвалы — стихов 17-й кафизмы с особыми припевами и тропарей по кафизме — взяты из службы Успения. Выделим среди них стихиру на Хвалитех, перед Великим славословием: «На безсмертное Твое успение, Богородице Мати Живота, облацы апостолы по воздуху восхищаху» (рус. перевод: «На бессмертное Твое успение, Богородица Мать Жизни, облака поднимали на воздух апостолов»). Здесь еще раз подчеркивается победа над смертью — Божия Матерь не умирает, но бессмертно засыпает. С особой торжественностью звучат «благословенны», или тропари по Непорочных (песнопения, следующие сразу за 17-й кафизмой, которая и именуется в уставе «Непорочны», по начальному стиху — «Блаженны непорочнии в путь»). Они составлены по примеру воскресного песнопения «Ангельский собор». В чине Погребения эти тропари обращены к Пречистой Деве: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся, душу же в руце Бога предавшую и с Богом возшедшую, Пренепорочная, со славою Божественную в небесная» (рус. перевод: «Удивилось ангельское собрание, видя Тебя причисленную к умершим, душу же вручившую в руки Божии и с Богом вознесшуюся во славе Божественной на Небеса, Пренепорочная»).

http://ruskline.ru/opp/2020/08/27/s_lyud...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010