Епархия Новой Англии (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин)) Епархия Нью-Йорка и Нью-Джерси (предстоятель — епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (Дахулич)) Епархия Среднего Запада (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий — архимандрит Матфий (Мориак), нареченный епископ Чикагский и Среднего Запада) Епархия Юга (местоблюститель — Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады, управляющий (с 1 января 2011 г.) — викарный епископ Балтиморский Марк (Маймон)) Румынская епархия (предстоятель — архиепископ Детройтский и Румынской епархии Нафанаил (Попп)) Болгарская епархия (местоблюститель — епископ Питсбургский и Западно-пенсильванский Мелхиседек (Плеска)) Албанская Архиепископия (предстоятель — епископ Бостонский, Новой Англии и Албанской архиепископии Никон (Лиолин)) Канадская Архиепископия (предстоятель — архиепископ Оттавский и Канадский Серафим (Сторхейм) (в отпуске), управляющий — епископ Квебекский Ириней (Рошон)) Мексиканский экзархат (предстоятель — епископ Мехико и Мексиканского экзархата Алехо (Пачеко-и-Вера)) В Церкви насчитывается более 500 приходов, имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. Богослужение совершается преимущественно на английском языке. Храм св. вмц. Екатерины на Всполье. Подворье Православной Церкви в Америке в Москве С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке. С 1 июля 2009 года Предстоятель Церкви носит титул «Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады». До этого, с 2005 года, Предстоятель Православной Церкви в Америке носил титул «Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всей Америки и Канады». История Православной Церкви в Америке Православная Церковь в Америке ведет свое начало с 1794 года, когда валаамские иноки-миссионеры прибыли на остров Кадьяк по определению Святейшего Синода Русской Церкви о назначении в Аляску православной миссии. Один из иноков — иеромонах Ювеналий в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой — ныне прославленный Американской и Русской Церквами старец Герман (+1837) более сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-cerkov-v...

В вопросе о канонических основаниях созыва Собора усматриваются две составляющие: проблема канонической недееспособности бывшего митрополита Киевского Филарета на момент созыва Собора и дальнейший вопрос о правомочности созыва Собора митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом. Хорошо известно, что к моменту созыва Харьковского Собора митрополит Филарет нарушил клятвенное обещание, данное перед всеми, в том числе, и перед украинскими епископами на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта – 5 апреля 1992 года, что " во имя мира церковного подаст прошение об освобождении его от обязанностей Предстоятеля " . После этого он, по меньшей мере, дважды был отстранен от управления Украинской Церковью. Впервые – на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 6-7 мая 1992 года, когда ему было запрещено " в период до Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать указы и обращения, касающиеся Украинской Православной Церкви. Исключением является созыв Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля " Тогда же были признаны недействительными все прещения, которые налагались бывшим митрополитом Киевским на сторонников единства с Русской Православной Церковью. Второй же раз Филарет Денисенко был отстранен от управления Украинской Церковью на расширенном заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 21 мая 1992 после того, как проигнорировал первое прещение. Именно тогда, 21 мая, при участии архиереев Украинской Православной Церкви, Синод и поручил митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму как старейшему иерарху Украинской Церкви созвать и провести Архиерейский Собор Украинской Церкви для избрания нового Предстоятеля. Тем же заседанием Синода было определено, что до выборов Предстоятеля Украинской Православной Церкви временное управление ею передается митрополиту

http://religare.ru/2_94748_1_21.html

На состоявшемся 9 июля 1990 года в Киеве совещании епископата Украинской Православной Церкви было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви. 10 июля 1990 года Священный Синод Украинской Православной Церкви одобрил это Обращение и оно было рассмотрено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля того же года, который передал его на рассмотрение внеочередного Архиерейского Собора. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующее решение относительно статуса Украинской Православной Церкви: 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. Об Украинской Православной Церкви) . 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/269165

6-7 мая состоялось расширенное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Синод, обсудив положение, сложившееся на Украине в связи с публичными заявлениями митрополита Киевского, постановил решительно осудить заявления митрополита Филарета, «не соответствующие истине и вводящие в заблуждение паству», и «квалифицировать их как хулу на соборный разум Церкви, действующий по водительству Святого Духа». Священный Синод предписал митрополиту Филарету «до 15 мая созвать Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви, подать на нем прошение об отставке с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви и действительно уйти в отставку, как он о том торжественно обещал перед Крестом и Евангелием». В связи с чрезвычайным положением, сложившимся в Украинской Церкви, Синод запретил митрополиту Филарету «в период до созыва Собора Украинской Церкви действовать в качестве Предстоятеля, а именно: созывать Синод, рукополагать архиереев, издавать Указы и обращения, за исключением созыва Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви для принятия его отставки и избрания нового Предстоятеля». Священный Синод постановил, что «все прещения и наказания, наложенные или могущие быть наложенными им на архиереев, клириков и мирян за их поддержку Определений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 2 апреля 1992 года, считаются незаконными, а потому и недействительными». Одновременно митрополит Филарет предупреждался о том, что в случае неисполнения Определений Архиерейского Собора и данного Постановления Синода он будет предан суду Архиерейского Собора. Данное постановление Синода было вновь проигнорировано митрополитом Филаретом. В связи с этим Священный Синод был вынужден 21 мая собраться на очередное заседание, посвященное состоянию церковных дел на Украине и вопросу о замещении Киевской кафедры. Синод поручил старейшему по хиротонии архипастырю Украинской Церкви митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму созвать и провести в период до празднования Святой Троицы Архиерейский Собор Украинской Церкви для избрания нового ее Предстоятеля, возложив на него временное исполнение обязанностей Предстоятеля. В ответ на это решение митрополит Филарет 25 мая заявил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, что он считает решения расширенного Синода «необоснованными и недееспособными».

http://bogoslov.ru/article/373534

Взаимоотношения Кипрской и Русской Православных Церквей Епархии Кипрской Православной Церкви Известные Предстоятели Кипрской Православной Церкви Библиография к главе V «Кипрская Православная Церковь» Глава VI. Элладская Православная Церковь Исторический очерк Элладской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Элладской Православной Церкви 2. Церковь во времена владычества на Востоке латинян, после их изгнания из Константинополя и при турецком правлении 3. Церковь в возрожденной Греции 4. Присоединение к Элладской Православной Церкви паствы Ионических островов 5. Движение греческого духовенства после 1й мировой войны за освобождение Церкви от государственной опеки 6. Афинские Архиепископы 7. Ученые церковные деятели 8. Элладская Православная Церковь в последние десятилетия 9. Современное состояние Элладской Православной Церкви 10. Отношение Элладской Православной Церкви к инославию 11. Связи Элладской Православной Церкви с Русской Православной Церковью в прошлом и настоящем Греческая «Церковь истинных православных христиан» Епархии Элладской Православной Церкви Предстоятели Элладской Православной Церкви Библиография к главе VI «Элладская Православная Церковь» Глава VII. Албанская Православная Церковь Исторический очерк Албанской Православной Церкви 1. Время утверждения христианства на берегу Адриатического моря 2. Отношение к православным албанцам фанариотов и турок 3. Движение против духовного и политического гнета в XIX и начале XX вв. 4. Стремление к провозглашению автокефалии 6. Позиция РПЦ в отношении конфликта между Синодом Албанской Православной Церкви и Константинополем 7. Первый Устав Албанской Православной Церкви 8. Декрет «О религиозных общинах»; трудности Церкви 9. Выступление Архиепископа Виссариона; уход его на покой 10. Признание автокефалии законной 11. Церковь во время Второй мировой войны и после нее 12. Предстоятели Албанской Православной Церкви 13. Албанская Православная Церковь в последнее время 14. Связи между Албанской и Русской Православными Церквами Архиепископы Албанской Православной Церкви Библиография к главе VII «Албанская Православная Церковь» Глава VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

2 октября Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Совет Европы, где встретился с Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене Ван дер Линденом и выступил на пленарном заседании Ассамблеи. В своем выступлении Святейший Патриарх напомнил о христианских корнях Европы и о необходимости сохранения неразрывной связи между правами человека и нравственностью. Указав на важность участия религии в общественной жизни, Его Святейшество подчеркнул важность мировоззренческого диалога о европейских ценностях на площадке Совета Европы. Святейший Патриарх ответил на вопросы представителей парламентских фракций, встретился с Генеральным секретарем Совета Европы Терри Девисом и с Председателем Правительства Республики Сербии Воиславом Коштуницей. Предстоятель также посетил храм Московского Патриархата в честь Всех святых, где был совершен молебен. Вечером Его Святейшество и сопровождающие лица прибыли в Париж. В аэропорту Первоиерарха Русской Православной Церкви встречали Преосвященный епископ Богородский Елисей, Посол России во Франции А.А. Авдеев, Посол России при ЮНЕСКО В.А. Каламанов, другие лица. 3 октября Святейший Патриарх Алексий совершил молебен в кафедральном храме Корсунской епархии во имя Трех святителей. За богослужением присутствовали, в частности, архиереи Русской Православной Церкви, несущие свое служение в Западной Европе, иерархи Поместных Православных Церквей, пребывающие во Франции, представители дипломатического корпуса, многочисленная паства. В своем слове по окончании молебна Предстоятель отметил важность восстановленного единства Русской Православной Церкви и подчеркнул необходимость доброго сотрудничества всех православных, живущих во Франции. За усердные труды на благо Церкви Святейший Патриарх вручил Преосвященному архиепископу Корсунскому Иннокентию орден святого равноапостольного князя Владимира (II степени). После молебна Предстоятель Русской Православной Церкви беседовал с православными иерархами, несущими свое служение во Франции и других странах Западной Европы. Состоялась также встреча Святейшего Патриарха с представителем Ватикана во Франции архиепископом Фортунатто Балделли.

http://sedmitza.ru/lib/text/429922/

Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви с. 337–340]. История русского церковного зарубежья — это продолжение русской истории, богатой событиями и яркими именами. О трудном становлении церковных общин в русской эмиграции сказано немало. Фактически создано целое направление в новейшей истории РПЦ, посвященное церковной эмиграции. Стойкость убеждений, твердое желание канонического устройства своей церковной жизни в реалиях инославного большинства и новых условиях жизни оторванного от Отечества русского рассеяния всегда вызывали глубокое уважение. Необходимо также отметить, что в каноничности РПЦЗ мировое православие никогда не сомневалось. Более того, именно при помощи братской Сербской Православной Церкви РПЦЗ получила поддержку и связь с прочими Поместными Церквями. Хорошо известно, что патриарх Сербский Варнава (Росич), выпускник Санкт-Петербургской императорской духовной академии, принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» с. 462–466], подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью. Оформив свою церковную жизнь в рамках Русской Православной Церкви Заграницей, русская эмиграция не сохранила для себя островок старой и безвозвратно ушедшей России, но смогла открыть истину православия для инославных, в очередной раз явив феномен универсализма и открытости, успех православной проповеди и глубину русской духовности и благочестия. Этот огромный опыт наших соотечественников за рубежом вследствие различных причин еще не в полной мере оценен и востребован в нашей отечественной церковной жизни.

http://bogoslov.ru/article/6177518

10 октября в неделю 20-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево Московской области. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл возглавил  хиротонию архимандрита Геннадия (Гоголева) во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии (см. с. 3). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви выразил особую благодарность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию за многолетнее служение на благо Церкви. За заслуги перед Русской Православной Церковью и в связи с 75-летием Святейший Патриарх удостоил владыку Ювеналия высшей иерархической награды — права служения с преднесением креста (в пределах Московской областной епархии). Предстоятель также подарил Его Высокопреосвященству крест и две панагии с памятной надписью. В дар собору Святейший Патриарх передал образ Царицы Небесной. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил строящийся храм святых Новомучеников и исповедников Орехово-Зуевских. Далее  Предстоятель проследовал на Вокзальную площадь города, где возложил венок к памятнику воинам, павшим в Великой Отечественной войне. В тот же день во Дворце спорта «Восток» Орехово-Зуева Святейший Патриарх Кирилл встретился с общественностью Московской области. Святейший Патриарх посвятил свое выступление проблеме сохранения фундаментальных ценностей, особо отметив роль трех основных институтов, обеспечивающих процесс их преемственности: Церкви, семьи и школы. 12 октября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя  Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, после чего ответил на вопросы журналистов, представлявших православные издания различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья (см. с. 4). 12 октября Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками международного симпозиума «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». В ходе беседы Предстоятель Русской Православной Церкви коснулся причин экономического кризиса и подчеркнул важность нравственной составляющей в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в ведении бизнеса.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву преподобномученицам Елисавете и Варваре. Затем Святейший Владыка возложил букет белых роз к кресту, установленному у места казни. Цветы также возложили постоянные члены Священного Синода Русской Православной Церви, архиереи и почетные гости. Епископ Каменский Мефодий приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству список Феодоровской иконы Божией Матери, икону преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и картину художника А.В. Ефремова «В Свято-Елисаветинском монастыре. Алапаевск». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Владыка передал образа Христа Спасителя. Святейший Патриарх Кирилл вручил митрополиту Екатеринбургскому Кириллу и епископу Каменскому Мефодию наперсные кресты, изготовленные в память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Патриарший престол. В дар Каменской епархии Предстоятель передал 15 напрестольных Евангелий. Затем Святейший Патриарх Московский Кирилл приветствовал митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия: «Хотел бы сердечно приветствовать Блаженнейшего владыку Онуфрия, Предстоятеля Украинской Православной Церкви . Вы знаете о тех скорбях, которые сегодня имеют место для православных людей на Украине. Через тяжелое время проходит Церковь святого града Киева. Но мы верим, что Господь не оставит народ Свой, который с такой горячей верой призывает Его имя, и сохранится непоколебимым единство нашей Церкви, истоком имеющей Киевскую купель Крещения. Вам, Блаженнейший владыка, всему епископату, верующему народу передаю свои самые сердечные приветствия в связи с этим днем и предстоящим 1030-летием крещения киевлян с пожеланием хранить веру православную и оставаться верными каноническому преданию Святой Православной Церкви. Сердечно поздравляю вас!» Святейший Владыка также приветствовал архипастырей, наместника монастыря игумена Моисея с братией, духовенство Екатеринбургской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/5238482.ht...

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов; глава городского поселения Сергиев Посад Московской области Д.С. Демин; глава Одинцовского муниципального района Московской области А.Р. Иванов. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова). На телеканале «Союз»  шла прямая трансляция праздничного богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви совершил молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Александра Быстрова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Люберецкого Серафима на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Праздничные богослужения совершались во всех храмах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По завершении богослужений иерархи, духовенство, прихожане и многочисленные паломники собрались на Соборной площади Лавры. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Событие Пятидесятницы есть нечто совершенно особенное не только в жизни апостолов, но и в истории всего человеческого рода, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Через жизнь, страдания, Крест и Воскресение Спасителя миру была дана возможность постоянно пребывать в общении с Богом. Через сошествие Святаго Духа Божественное начало входит в повседневную жизнь человечества. И если Господь Иисус Христос, совершая Свою миссию, проповедовал тем, кто Его окружал, то силой Святаго Духа слово Божие стало распространяться по всей вселенной, и сегодня нет человека, который не мог бы его услышать; более того, нет никого, кто был бы лишен возможности вступить в общение с Богом».

http://patriarchia.ru/db/text/4922885.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010