Временное положение о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов (Москва, 2004 г.) 7 июня 2008 г. 10:44 РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1. Основные начала церковного судопроизводства в епархиях Русской Православной Церкви Статья 1. Канонические основания церковного судопроизводства в епархиях Русской Православной Церкви 1.Епархиальное судопроизводство осуществляется на основании священных канонов и в соответствии с настоящим Временным Положением о церковном судопроизводстве для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов (далее по тексту — Положение). 2. Настоящее Положение исходит из основных начал церковного судопроизводства, предусмотренных пунктами 2, 3, 8-9 главы VII Устава Русской Православной Церкви. Статья 2. Делегированный характер епархиального судопроизводства 1. Полнота судебной власти в епархии принадлежит епархиальному архиерею. В случае очевидного (не требующего дополнительного исследования) нарушения находящимися в юрисдикции епархии членами и каноническими подразделениями Русской Православной Церкви священных канонов епархиальный архиерей осуществляет судебную власть единолично. 2. При необходимости дополнительного исследования церковного правонарушения епархиальный архиерей может передать дело на рассмотрение епархиального суда. Осуществляемая в данном случае епархиальным судом судебная власть проистекает из канонической власти епархиального архиерея, которую епархиальный архиерей делегирует епархиальному суду. Статья 3. Единство судебной системы Русской Православной Церкви Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается: соблюдением епархиальными судами установленных правил епархиального судопроизводства; признанием обязательности исполнения всеми членами и каноническими подразделениями Русской Православной Церкви решений епархиальных судов, вступивших в законную силу. Статья 4. Характер разбирательства дел в епархиальном суде

http://patriarchia.ru/db/text/418932.htm...

Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви 2 апреля 2021 г. 22:00 Документ утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2017 года ( журнал 114 ). На заседании Высшего Церковного Совета 11 февраля 2021 года принято и утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом дополнение в Положение (добавлен пп. 3) п. 1.2). I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви (далее — Положение) определяет порядок создания и деятельности просветительских курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в монастырях Русской Православной Церкви (далее — курсы). 1.2. Курсы могут быть созданы в качестве структурного подразделения без образования юридического лица в: 1) монастырях; 2) религиозных организациях духовных учебных заведениях (семинария, академия, институт, университет (далее духовные учебные заведения)); 3) епархиальных центрах подготовки церковных специалистов. 1.3. Курсы обеспечивают процесс получения базовой богословской подготовки послушниками и монашествующими Русской Православной Церкви (далее — учащиеся) в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви и действующим государственным законодательством. 1.4. Получение базовой подготовки в области богословия в рамках курсов является обязательным для готовящихся к постригу и не имеющих духовного образования монашествующих в монастырях Русской Православной Церкви. Окончание просветительских курсов для монашествующих не дает право на рукоположение в священный сан согласно «Положению о порядке согласования рукоположения в священный сан лиц, не обладающих образовательным цензом», которое утверждено решением Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал 120). Освобождаются от необходимости прохождения подготовки на курсах лица, достигшие пенсионного возраста (согласно законодательству страны нахождения), а также имеющие ограничения по состоянию здоровья. В каждом подобном случае окончательное решение об освобождении от прохождения подготовки принимается епархиальным архиереем на основании ходатайства игумена или игумении соответствующего монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5794989.ht...

Положення про сестринств та братств 2 жовтня 2013 р. 20:00 Принято на заседании Священного Синода от 2 октября 2013 года. 1. Общие положения 1.1. Сестричество диаконической направленности или община сестер милосердия Русской Православной Церкви (далее — сестричество) объединяет лиц женского пола православного вероисповедания для осуществления социального служения (служения милосердия). Основную деятельность в сестричестве осуществляют лица женского пола (сестры милосердия), однако в ней могут принимать участие и лица мужского пола. 1.2. Братство милосердия или братство диаконической направленности Русской Православной Церкви (далее — братство) объединяет лиц мужского пола православного вероисповедания для осуществления социального служения (служения милосердия). В деятельности братства могут принимать участие и лица женского пола. 1.3. Сестричество/братство имеет духовника. Духовник и руководящий орган сестричества/братства подотчетны епархиальному архиерею и действуют по его благословению. 1.4. Сестричества/братства не являются профессиональными объединениями. 1.5. Сестричества и братства могут быть зарегистрированы в качестве юридического лица либо осуществлять свою деятельность в качестве структурного подразделения религиозной организации Русской Православной Церкви без образования юридического лица. Братства и сестричества могут быть зарегистрированы в качестве юридических лиц в формах, предусмотренных законодательством страны места нахождения. Преимущественной формой для братств/сестричеств диаконической направленности является форма религиозной организации. В этом случае братства/сестричества являются каноническими подразделениями соответствующей епархии и входят в ее юрисдикцию. В случае принятия общим собранием братства/сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3275955...

СОГЛАШЕНИЕ между Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия и Московской Патриархией Русской Православной Церкви по вопросам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия религиозного назначения 17 августа 2007 г. 15:27 «17» августа 2007 г. г. Москва В целях повышения эффективности осуществления мероприятий по сохранению объектов культурного наследия религиозного назначения, предотвращения их утраты, обеспечения оперативного взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, ее территориальными управлениями и Московской Патриархией Русской Православной Церкви, религиозными организациями, входящими в структуру Русской Православной Церкви, а также учитывая духовное, культурное, воспитательное значение памятников истории и культуры религиозного назначения, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (далее — Служба) в лице руководителя Боярскова Бориса Антоновича, действующего на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2007 354 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.03.2007 323-р, и Московская Патриархия Русской Православной Церкви в лице Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II заключили Соглашение о нижеследующем: 1. В целях реализации данного Соглашения Служба осуществляет следующие мероприятия: 1.1. Организует на регулярной основе проведение мероприятий (семинаров, совещаний) для представителей Московской Патриархии Русской Православной Церкви, а также религиозных организаций, входящих в структуру Русской  Православной Церкви, по вопросам сохранения и популяризации объектов культурного наследия религиозного назначения; 1.2. Информирует Московскую Патриархию Русской Православной Церкви о мероприятиях Службы по проблемам государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия;

http://patriarchia.ru/db/text/282330.htm...

Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (новая редакция) марта 2017 " Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации " в новой редакции был принят на заседании Священного Синода 9 марта 2017 года ( журнал 16 ). Синод постановил новую редакцию документа ввести в действие с 1 сентября 2017 года. Скачать в формате .docx СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ 3. СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ И ПРИМЕРНЫЕ ИТОГИ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ 4. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ 5. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ СТАНДАРТА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее - Стандарт) - нормативный документ, включающий в себя требования к объему и содержанию процесса обучения религии и религиозного воспитания детей в рамках воскресной школы. Содержание обучения религии и религиозного воспитания в воскресной школе для детей - комплекс базовых вероучительных знаний и опыт веры, передача которых направлена на приобщение воспитанников к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви, приобретение личного духовного опыта и на воспитание активной и многогранной личности православного христианина. Цель внедрения Стандарта - систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви. Функции Стандарта: системообразующая : построение единой системы обучения религии и религиозного воспитания детей в Русской Православной Церкви на принципах христоцентричности 1 , экклесиоцентричности 2 (церковности) и христианской нравственности; организационная : организация обучения религии и религиозного воспитания детей; нормативная: установление основных (базовых) требований к организации, объему и содержанию обучения религии и религиозного воспитания детей.

http://mitropolia.spb.ru/docs/standart-u...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 10 от 30 мая 2013 года 1. ЗАЯВИТЕЛЬ: ассоциация «Православная книга». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги « " Душа перед Богом " . Календарь на 2014 год», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги « " Душа перед Богом " . Календарь на 2014 год». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-310-1755. 2. ЗАЯВИТЕЛЬ: Московская Духовная академия. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Сборник трудов Кафедры библеистики Московской Духовной академии. Выпуск 1, 2013», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Сборник трудов Кафедры библеистики Московской Духовной академии. Выпуск 1, 2013». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-310-1756. 3. ЗАЯВИТЕЛЬ: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги Л. Колодяжной «Стихи-крошки маленького Алёшки», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Стихи-крошки маленького Алёшки» Л. Колодяжной. 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 13-310-1757. 4. ЗАЯВИТЕЛЬ: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Заявителем книги «Папы всякие нужны. О роли отца в воспитании», предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Папы всякие нужны. О роли отца в воспитании».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

О.В. Шведов Предисловие Данный курс лекций является первым в своем роде. Инициатива преподавания социальных наук учащимся и студентам Московских духовных школ была проявлена еще в 1987 году Ректором Московской Духовной Академии и Семинарии Александром, Архиепископом Дмитровским (ныне – Архиепископ Саратовский и Вольский), на что было получено первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Вечная память Святителю Пимену, и со святыми упокоение! Накануне либерализации церковной политики государства, связанной со всемирным празднованием Тысячелетия Крещения Руси, ожидалось, что от выпускников Духовных школ – будущих священников потребуется более широкое участие в социально-экономической и культурной жизни паствы Русской Православной Церкви. Так что для пастырского служения, дополненного евангельским свидетельством непосредственно в социальной сфере, потребуется общая элементарная подготовка и обучение азам знаний в области социологии, экономики, гражданского права и т. п. Но, вводя в Духовные школы эти светские знания, надо было озаботиться интерпретацией их с точки зрения духовных знаний, так, чтобы, реализуясь в контексте духовного образования, они сами обогащались бы живительными идеями Священного Писания и Предания Православной Церкви. Перед нами лежала непаханая целина: Духовные школы не имели ни программ, ни каких-либо элементарных курсов лекций прошлых лет, кроме церковно-социальной публицистики, ни тем более – развернутого учения Церкви об экономике вообще. Кроме того, и автору сих лекций часто не хватало знаний по многим вопросам – приходилось учиться самому. Задержка публикации данных лекций оказалась промыслительной. В течение прошедших десяти лет последовательно менялось гражданское законодательство Российской Федерации, относящееся к религиозным отношениям в обществе, и кроме того, в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви впервые в истории православных церквей был принят основополагающий документ, призванный нормализовать широкий спектр отношений общества и Церкви, в котором сформулированы общецерковные взгляды по многим проблемам общественного бытия. Этот документ имеет название: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который в тексте лекций обширно и широко цитируется. Это своеобразная социальная конституция Русской Православной Церкви. Все оценки и выводы представлены в ней на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, поэтому они не «привязаны» ко времени и месту бытия Церкви, они общи как для России, так и для тех государств, где имеются епархии Русской Православной Церкви. Всякое положение этой «конституции» может быть разъясняемо, интерпретируемо, развиваемо и т. п., но только при обязательном следовании Священному Преданию Церкви. В этом документе сформулированы и некоторые вопросы экономики, которые излагаются в настоящих лекциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОЛОЖЕНИЕ О СИНОДАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ИКОНОПИСИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Положение о Синодальной комиссии по иконописи Утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2024 года. I. Общие положения 1.1. Синодальная комиссия по иконописи (далее - Комиссия) является коллегиальным органом при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде (именуемом в дальнейшем «Священный Синод»), образованным решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 октября 2023 года. Комиссия подотчетна Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. 1.2. Целями деятельности Синодальной комиссии по иконописи являются экспертиза иконописных эскизов, направляемых в Комиссию к рассмотрению Священноначалием или епархиальными архиереями, изучение, оценка соответствия традициям православной иконографии и выработка рекомендаций при создании и утверждении иконописных образов новопрославленных святых и иных новых иконографических решений, содействие развитию иконописного искусства и его популяризации. 1.3. Комиссия по благословению Священноначалия может рассматривать и давать экспертное заключение проектам монументальных росписей и композиций при проектировании и реализации особо значимых церковных объектов, в том числе формулируя предложения по иконографии этих проектов. 1.4. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с каноническими нормами и правилами Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, определениями Священного Синода, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, каноническим уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. (с последующими изменениями и дополнениями), а также в соответствии с настоящим Положением. Комиссия призвана направлять работу художников-иконописцев при создании иконографических образов новопрославленных святых и других новых иконописных образов в русле традиций православной иконописи.

http://drevo-info.ru/articles/13681904.h...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Богословская конференция «Эсхатологическое учение Церкви» (комментарий в интересах нации) Приветствие председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С. М. Миронова Участникам международной научно-богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви». От имени Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рад приветствовать открытие Вашего общецерковного научного форума, собравшего ведущих богословов Поместных Православных Церквей, представителей инославных христианских традиций, видных историков, религиоведов, философов. Вопросы, которые будут рассматриваться на Вашем научном форуме, весьма актуальны как для современной церковной жизни, так и для человеческого существования. Реалии сегодняшнего дня, укрепление Российского Государства, оздоровление духовно-нравственного климата в нашей стране требует объединения усилий государства и церкви в укреплении традиций земли русской. В лице Русской Православной Церкви мы имеем верного союзника в данном благородном и необходимом деле. Желаю всем иерархам Русской Православной Церкви, участникам форума здоровья, многолетия, новых благих дел в интересах страны и святой Православной Церкви, во имя спокойствия и благополучия в российской державе. Выступление Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Г.Полтавченко Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые отцы, уважаемые участники и гости международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Эсхатологическое учение Церкви»! Разрешите сердечно приветствовать участников настоящего научно-богословского форума. Это уже четвертая общецерковная богословская конференция, собирающая ведущих богословов, ученых и экспертов из России и зарубежных стран. Разумеется, это не единственное академическое событие в жизни Русской Православной Церкви, но оно относится к важным символам тех благотворных процессов возрождения и сфере науки, богословия и богословского образования, которые происходят в жизни Российского Православия в последние годы.

http://sedmitza.ru/text/403773.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке «Взаимоотношения Русской Православной Церкви с Церквами Англиканского содружества: история и современность». Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании в рамках диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке.   Контакты Русской Православной Церкви с Англиканской церковью имеют давнюю историю – со времени формирования англиканства в XVI веке. Нужно отметить, что эти контакты были отмечены взаимным интересом и стремлением лучше узнать друг друга. Согласно свидетельству папского посла Антонио Поссевино, в 1583 году англиканский посольский священник Хамфри Коул и доктор Якоб представили русскому царю Ивану Грозному краткое изложение англиканского вероучения. В 1699 году русский царь Петр I побывал в Лондоне, где беседовал с Архиепископом Кентерберийским Томасом Тенисоном и епископом Солсберийским Гилбертом Бёрнетом о положении и устройстве Церкви Англии. В дальнейших встречах православных и англикан речь в подавляющем числе случаев шла о сближении наших Церквей, а инициаторами этих переговоров были именно англикане. Так, можно упомянуть стремление группы англиканских епископов, не присягнувших Вильгельму III Оранскому (1688–1702) и отделившихся от государственной Англиканской Церкви, вступить в контакт с Православной Церковью с целью объединения. Переговоры шли через посредничество митрополита Фиваидского Арсения, который в 1716 году передал Петру I проект соглашения между «православным остатком Британских Церквей и Кафолической, Апостольской, Восточной Церковью» и письмо государю, в котором англикане выражали надежду на его содействие их планам. В России проект соглашения был принят с большим интересом, но Петр предложил, прежде всего, организовать встречу православных и англиканских богословов. В 1724 году Англиканские епископы сообщили Святейшему Синоду о своем согласии прислать в Петербург двух богословов для собеседования, но эта встреча не состоялась из-за кончины Петра I.

http://mospat.ru/2012/10/26/news74006/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010