Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви» 18 января 2009 г. 06:52 1. Утвердить решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 августа 1994 года о подтверждении самостоятельности Эстонской Апостольской Православной Церкви и Латвийской Православной Церкви в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских. Утвердить также решения Священного Синода от 20 октября 1992 года и от 23 декабря 1992 года об Уставах этих Церквей.   2. Утвердить решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 октября 1992 года о предоставлении самостоятельности Православной Церкви в Молдове в делах внутреннего управления, а именно в делах церковно-административных, церковно-хозяйственных, церковно-просветительских и церковно-гражданских. Утвердить Устав Православной Церкви в Молдове.   3. Одобрить решения Священного Синода, направленные на упорядочение внутреннего управления епархиями Русской Православной Церкви и восстановление самостоятельного управления следующими епархиями: Волгоградской, Ижевской, Новгородской, Петрозаводской, Ульяновской, Хабаровской, Челябинской, а также епархиями Украинской Православной Церкви: Днепропетровской, Донецкой, Херсонской, Хмельницкой, Луганской и Сумской.   4. Утвердить следующие решения Священного Синода Русской Православной Церкви об образовании новых епархий: от 31 января 1991 года — об образовании Владивостокской, Магаданской, Уральской и Чимкентской епархий; от 19 февраля 1992 года — о восстановлении Гродненской и Новогрудской епархий, входящих в состав Белорусского Экзархата; от 11 июня 1992 года — об образовании Кемеровской и Йошкар-Олинской епархий; от 23 февраля 1993 года — об образовании Курганской, Якутской, Южно-Сахалинской и Петропавловской епархий; от 28 декабря 1993 года — об образовании Благовещенской епархии; от 26 февраля 1994 года — об образовании Брянской, Барнаульской и Майкопской епархий; от 21 апреля 1994 года — об образовании Читинской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/530447.htm...

I. Общие положения 1.1. Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (далее в тексте настоящего Положения — «Совет») создан с целью увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. 1.2. Совет действует без прав юридического лица. 1.3. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с каноническими нормами и правилами Русской Православной Церкви, постановлениями Поместных и Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, определениями Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, Уставом Русской Православной Церкви. 1.4 Совет подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. 1.5 Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством государств, на территории которых он осуществляет свою деятельность, а также в соответствии с настоящим Положением. II. Основные задачи деятельности Совета 2.1. Основными задачами деятельности Совета являются: определение основных направлений и практическое планирование церковной и церковно-общественной работы в области увековечения памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской; утверждение в обществе представления о значимости подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской, в том числе путем содействия разработке и реализации соответствующих образовательных и культурных программ, проведению научных исследований, освещениию подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в СМИ. III. Полномочия Совета 3.1. Совет для решения предусмотренных настоящим Положением основных задач: взаимодействует с общецерковными учреждениями и епархиями Русской Православной Церкви, иными организациями и гражданами; координирует деятельность епархий и общецерковных учреждений и содействует им в осуществлении задач, предусмотренных настоящим Положением. 3. 2. Совет для реализации своей деятельности имеет право: запрашивать необходимую информацию от органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц; выступать с инициативами по всем вопросам, имеющим отношение к реализации предусмотренных настоящим Положением целей и задач Совета; информировать широкие общественные круги о своей деятельности; организовывать в переделах своей компетенции общественные и культурные мероприятия. IV. Состав Совета

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2843113...

Прежде чем говорить об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении, следует сделать некоторые уточнения. В собственном смысле слова под экуменическим движением понимают движение многочисленных, главным образом протестантских, деноминаций, декларирующих своей целью достижение возможно полного единства между последователями различных христианских исповеданий. Первой конференцией различных христианских исповеданий стала Всемирная миссионерская конференция в июне 1910 г. в городе Эдинбурге, одна из комиссий которой называлась «Сотрудничество в области достижения единства». Конференция прошла без участия православных представителей. Почти одновременно, в октябре 1910 г., на ежегодной конференции Американской Епископальной Церкви в городе Цинциннати (Соединенные Штаты Америки) была принята резолюция об образовании специальной комиссии для созыва Всемирной конференции по вопросам веры и церковного устройства. Отсюда эту дату, 19 октября 1910 г., можно с определенной долей условности считать началом экуменического движения в современном смысле этого слова. Это решение привело впоследствии к созданию так называемого Всемирного Совета Церквей. Решение о создании Всемирного Совета Церквей (ныне широко употребляемая аббревиатура ВСЦ) было принято в мае 1938 г. на консультативной конференции в городе Утрехте (Нидерланды). А первая Ассамблея Всемирного Совета Церквей, состоявшаяся в 1948 г. в Амстердаме, по существу завершила процесс организационного оформления экуменического движения. Таким образом, применительно к истории Русской Православной Церкви до 1917 г. представляется вообще затруднительным использование термина «экуменическое движение». В этом смысле название таких книг в православии, как «Экуменизм», с привлечением материала XVIII–XIX вв. чисто исторически не вполне корректно. Целесообразно говорить лишь о межконфессиональных контактах Русской Церкви. В этот период истории Русской Церкви с точки зрения рассматриваемой нами темы нас могут интересовать, во-первых, высказывания авторитетных иерархов, богословов, подвижников благочестия Российской Церкви, многие из которых ныне канонизированы, по вопросам, касающимся отношения Православной Церкви к инославию и вопросам церковного единства и церковного общения в частности, а также, естественно, официальные суждения священноначалия, Святейшего Синода по данным проблемам. Во-вторых, нас также должны интересовать непосредственные контакты Русской Православной Церкви, Российской Церкви с инославным миром как на личном уровне (известная переписка Хомякова с архидиаконом Англиканской Церкви Уильямом Пальмером), так и на официальном уровне. Контакты, имевшие своей целью вероисповедное единство и установление полного церковного общения. Итак, каково же было отношение Русской Православной Церкви к вышеуказанным проблемам?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Содержание Введение Часть 1. Словарь православного миссионера Часть 2. Практика и история православной миссии Раздел 2.1. Православные духовные миссии. Миссионерские общества и братства. Миссионерские съезды Раздел 2.2. Реабилитационные центры, общества и братства     Книга содержит более 400 словарных статей, посвященных теории и практике православной миссии, а также около 40 статей, описывающих особенности католической и протестантской миссии. Все части словаря находятся в единой концептуальной, терминологической связи. Алфавитный порядок размещения понятий, названий, имен соблюдается внутри разделов и частей. Книга может быть интересна учащимся духовных семинарий Русской Православной Церкви при изучении курса «Миссиология» и может быть использована ими в качестве краткого учебного и справочного пособия. Полезна она будет и для миссионеров-катехизаторов, а также для всех, интересующихся теорией и практикой православной миссии и христианской миссии в целом и желающих получить представление об этом в лаконичной и доступной форме. Введение Во многих высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви ведется преподавание миссиологии. Преподавание и освоение этой дисциплины вносит свой вклад в овладение достижениями православной миссии и христианской культуры. Предлагаемый вниманию читателей алфавитный словарь по миссиологии состоит из трех частей. Первая часть издания «Словарь православного миссионера» посвящена теории православной миссии и представлена в виде словаря с краткими словарными статьями по богословию и методологии православной миссии. Вторая часть «Практика и история православной миссии» включает три раздела. Первый раздел «Православные духовные миссии. Миссионерские общества и братства. Миссионерские съезды» содержит краткое описание исторических духовных миссий Русской Православной Церкви, сведения о миссионерских обществах и братствах, связанных с этими историческими духовными миссиями, а также сведения о современных зарубежных миссионерских обществах и братствах, находящихся преимущественно в юрисдикции современной Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Делегация Русской Православной Церкви посетила Эфиопию 1 – 4 марта 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рабочая делегация Русской Православной Церкви посетила Эфиопию. В состав делегации вошли секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и исполнительный секретарь Комиссии по регулированию студенческого обмена диакон Димитрий Серов. Целью поездки стало продолжение обсуждения вопросов, связанных с возобновлением существовавшего в прежние годы между двумя Церквами активного взаимодействия. 1 марта в здании Эфиопской Патриархии состоялись переговоры делегации Русской Православной Церкви с эфиопской стороной, которую представляли: епископ Южного Гондэра Арегави Хайле Мариам Мелессе, епископ Южного Омо Филиппос Ашагере, руководитель Департамента печати священник Элиас Абрха, руководитель Департамента международных связей архимандрит Калетсиг Мулугета, директор Медиацентра Патриархии диакон Сейфе Даниэль Фелеке. Во время переговоров были обсуждены перспективные направления двустороннего сотрудничества в продолжение диалога, состоявшегося в ходе посещения России рабочей делегацией Эфиопской Церкви в ноябре 2017 года. К таковым относятся общая озабоченность положением христиан, подвергающихся преследованиям в разных регионах мира, отстаивание в современном обществе основ традиционной нравственности, развитие академических контактов, обмен опытом работы в медийном пространстве, в сфере социального служения, работы с молодежью, взаимоотношений между Церковью и обществом и ряд других направлений. 2 марта делегация Русской Православной Церкви была принята Святейшим Патриархом Эфиопским Абуной Матиасом II. Его Святейшество передал слова сердечного приветствия Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, отметив, что высоко ценит его усилия, направленные на сплочение христианского мира перед лицом общих вызовов. Глава Эфиопской Церкви с удовлетворением отметил ход рабочих переговоров между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью, направленных на активизацию двустороннего сотрудничества, и подчеркнул, что история хранит немало ярких примеров взаимодействия двух Церквей. Его Святейшество поделился личными воспоминаниями, связанными, в том числе, с посещением Эфиопии приснопамятным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом.

http://mospat.ru/ru/2018/03/08/news15776...

Скачать epub pdf Содержание 1. Общие курсы 2. Общие работы справочного характера 3. Труды по истории Русской Церкви X-XVII вв. 4. Историография Русской Церкви XVIII – начала ХХ в. (синодальный период) 5. Историография Русской Церкви ХХ в. Список сокращений     Историографии Русской Церкви еще только предстоит стать самостоятельным и полноправным разделом русской исторической науки. А.В. Карташев в середине 50-х гг. ХХ в. в очерке «Систематические построения истории Русской Церкви» отмечал, что «особо богатого отдела специальных источников для построения истории Русской Церкви... не существует», и адресовал читателя к общей русской историографии ( Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж, 1959. Т. 1. С. 10). Г.В. Вернадский, обратившийся к этой теме в конце 60 – начале 70-х гг., посвятил церковной историографии несколько страниц, ограничившись кратким описанием трудов митрополита Макария (Булгакова) и Е.Е. Голубинского (Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998. С. 356–360). Более подробно историография Русской Церкви представлена в очерке С.Г. Пушкарева, хотя и этот автор ограничился кругом лишь наиболее известных исследователей (Пушкарев С.Г. Историография Русской Православной Церкви//ЖМП. 1998. С. 67–79; С. 46–61). Необходимо иметь в виду, что русская церковная история как наука существует менее двух веков, из которых большую часть последнего столетия она находилась под запретом. Богатство и достижения церковной истории обусловлены прежде всего общим подъемом церковно-научной мысли 2-й половины XIX – начала XX столетия. История Русской Церкви была введена в программы семинарий и академий в середине XIX в., и с этого времени стали появляться капитальные исследования, а статьи по истории Церкви начали публиковаться в периодических изданиях при духовных академиях: «Христианском чтении» (СПб., 1821–1917); «Православном собеседнике» (Казань, 1855–1917); «Трудах Киевской духовной академии» (Киев, 1860–1917); «Прибавлениях к творениям святых отцов в русском переводе» (М., 1843–1891); «Богословском вестнике» (Сергиев Посад, 1892–1918) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 октября 2012 г. 14:10 Итоговый документ лондонской Конференции архиереев Русской Православной Церкви 21 октября в Лондне завершилась конференция , собравшая архиереев Русской Православной Церкви, которые проходят свое служение за пределами ее канонической территории. Ее участники  обсудили перспективы в области совместной пастырской работы, рассмотрели вопросы внешней и внутренней миссии, богослужебной практики, окормления многоязычной диаспоры, сотрудничества в Святой Земле, а также практики приема лиц, желающих присоединиться к Православной Церкви. По результатам заседаний был принят итоговый документ. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19-21 октября 2012 года в Лондоне в связи с отмечаемым в этому году пятилетием подписания Акта о каноническом общении состоялась конференция архиереев Русской Православной Церкви, осуществляющих свое служение за пределами ее канонической территории. Предложение о проведении такого совещания после подписания Акта о каноническом общении было в 2006 году внесено комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом на шестом совместном заседании в Наяке, штат Нью-Йорк, а затем одобрено Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей и Священным Синодом Московского Патриархата. Составленный тогда же перечень вопросов программы конференции был дополнен новыми темами, которые приобрели актуальность в течение первого пятилетия общей церковной жизни. Многие из этих вопросов ранее уже обсуждались в ходе совместных пастырских совещаний на местах, а также на заседаниях рабочей группы по вопросам укрепления церковного единства, которая была учреждена Святейшим Патриархом Кириллом в преддверии празднования пятилетия подписания Акта о каноническом общении по предложению членов Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви и осуществляет свою деятельность под председательством митрополита Волоколамского Илариона.

http://e-vestnik.ru/news/itogovyy_dokume...

О.В. Шведов Предисловие Данный курс лекций является первым в своем роде. Инициатива преподавания социальных наук учащимся и студентам Московских духовных школ была проявлена еще в 1987 году Ректором Московской Духовной Академии и Семинарии Александром, Архиепископом Дмитровским (ныне – Архиепископ Саратовский и Вольский), на что было получено первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Вечная память Святителю Пимену, и со святыми упокоение! Накануне либерализации церковной политики государства, связанной со всемирным празднованием Тысячелетия Крещения Руси, ожидалось, что от выпускников Духовных школ – будущих священников потребуется более широкое участие в социально-экономической и культурной жизни паствы Русской Православной Церкви. Так что для пастырского служения, дополненного евангельским свидетельством непосредственно в социальной сфере, потребуется общая элементарная подготовка и обучение азам знаний в области социологии, экономики, гражданского права и т. п. Но, вводя в Духовные школы эти светские знания, надо было озаботиться интерпретацией их с точки зрения духовных знаний, так, чтобы, реализуясь в контексте духовного образования, они сами обогащались бы живительными идеями Священного Писания и Предания Православной Церкви. Перед нами лежала непаханая целина: Духовные школы не имели ни программ, ни каких-либо элементарных курсов лекций прошлых лет, кроме церковно-социальной публицистики, ни тем более – развернутого учения Церкви об экономике вообще. Кроме того, и автору сих лекций часто не хватало знаний по многим вопросам – приходилось учиться самому. Задержка публикации данных лекций оказалась промыслительной. В течение прошедших десяти лет последовательно менялось гражданское законодательство Российской Федерации, относящееся к религиозным отношениям в обществе, и кроме того, в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви впервые в истории православных церквей был принят основополагающий документ, призванный нормализовать широкий спектр отношений общества и Церкви, в котором сформулированы общецерковные взгляды по многим проблемам общественного бытия. Этот документ имеет название: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», который в тексте лекций обширно и широко цитируется. Это своеобразная социальная конституция Русской Православной Церкви. Все оценки и выводы представлены в ней на основе Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, поэтому они не «привязаны» ко времени и месту бытия Церкви, они общи как для России, так и для тех государств, где имеются епархии Русской Православной Церкви. Всякое положение этой «конституции» может быть разъясняемо, интерпретируемо, развиваемо и т. п., но только при обязательном следовании Священному Преданию Церкви. В этом документе сформулированы и некоторые вопросы экономики, которые излагаются в настоящих лекциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

02.06.2010 Интервью Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополита Калужского и Боровского Климента «НГ-Религии» О работе Издательского Совета Русской Православной Церкви в интервью «НГ-Религии» рассказал председатель Совета митрополит Калужский и Боровский Климент. Священный Синод 25 декабря 2009 года принял решение о том, что все издания, предназначенные к распространению через систему церковной книготорговли, должны в обязательном порядке получить одобрение Коллегии по рецензированию и экспертной оценке при Издательском Совете Русской Православной Церкви. Об особенностях работы недавно созданного церковного ведомства журналистам Антону Куриловичу и Марии Ермаченко рассказал Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). – Ваше Высокопреосвященство, насколько радикально меняет ситуацию в православном книгоиздании появление Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета  Русской Православной Церкви? Что нового привнесено в деятельность Издательского Совета? – Надо заметить, рецензирование проходило и раньше, при моих предшественниках, но тогда существовал коллегиальный орган, рецензионный комитет, состоявший из членов аппарата Совета. Синод указал на необходимость обязательного рецензирования, с последующим присвоением грифа «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» всех изданий, которые предназначены для распространения через церковную книжную систему. После этого решения Синода на совещании в Издательском Совете решили обратиться к Святейшему Патриарху с предложением, чтобы преобразовать рецензионный комитет в Коллегию по рецензированию и экспертной оценке и чтобы новая структура состояла из приглашенных специалистов. Патриарх благословил создание Коллегии и утвердил ее состав. Мы смогли привлечь специалистов, причем среди рецензентов и членов Коллегии нет сотрудников издательств, которые могли бы оказывать влияние на принятие решения в своих интересах. Это позволяет получить максимально выверенную экспертную оценку представленной книги. Среди членов Коллегии – богословы, историки, кинокритики, специалисты в разных областях.

http://new.izdatsovet.ru/news/intervyu-p...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3150.   4 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Богородичное правило» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Богородичное правило». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3151.   5 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Православный молитвослов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Православный молитвослов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3152.   6 .         Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О воспитании детей - словами святых отцов и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О воспитании детей - словами святых отцов и подвижников благочестия». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3153.   7 .         Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О грехе осуждения - словами святых отцов и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О грехе осуждения - словами святых отцов и подвижников благочестия».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010