Соборное Подготовительное Совещание должно также принимать все заявления или объяснения членов Русской Церкви, относящиеся к работам предстоящего Собора. б) Соборное Подготовительное Совещание, как орган не какого-либо из существующих ведомств, а будущего Поместного Собора, должно докладывать о ходе своих работ Государю Императору, извещать епископов Русской Церкви, а равно публиковать от времени до времени известия о ходе работ к сведению всего православного клира и мирян. Таковое центральное Соборное Подготовительное Совещание не устраняет возможности и желательности местных епархиальных совещаний (под председательством епархиальных архиереев), направляющих свои работы в Совещание главное. 5) По завершении подготовительных работ Совещания, имеют съехаться в Москве, при должном сношении с Верховною Властью, епископы Русской Церкви, коим Соборное Совещание сдает все свои труды и доклады, – после чего Отцы-Архипастыри приглашают к совещательному участию в своих работах избранных лиц из белого духовенства и мирян – и с Божией помощью открывают Поместный Собор Русской Церкви. Следует прибавить, что помимо чисто-практического значения Совещания, подготовляющего необходимый материал для будущего Собора, Совещание это будет иметь глубокое нравственное значение, самым фактом своего существования пробуждая и укрепляя живой, деятельный интерес к вопросам церковно-общественным и подготовляя таким образом необходимую для успешной деятельности Собора духовную атмосферу среди православных Русских людей. После Высочайшего повеления 17 апреля указываемое нами православное дело является особенно неотложным в целях уравнения прав православной церкви с инославными и иноверными исповеданиями. С верой и надеждой припадем в молитве о помощи в трудном и в ответственном деле обновления Церкви к Тому, Кто «предал Себя за нее, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:27 ). Отрекшись от искания «своего», оставим вредные «разделения» и братски соединимся – клир и миряне – для великого и святого подвига – во имя и пред лицом Единого Подвигоположника – Иисуса Христа Господа нашего!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

В сообщении агентства «Регионы России»   цитируются слова Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра, который считает, «что сегодня нет препятствий для воссоединения РПЦЗ с Московским Патриархатом».. «Говоря об условиях объединения, глава РПЦЗ высказал мнение, что «в любом случае речь не может идти об административном единстве»: «Самое большее, о чем мы можем говорить - об общении и сослужении». «Что же касается лично меня, - признался митрополит Лавр, - то я счастлив и благодарен Богу, что Он сподобил меня дожить и быть свидетелем и участником этих судьбоносных дней - возвращения зарубежной Руси на родину, объединения русских людей вокруг православия». Считая, что «русское общественное сознание сегодня уже не олицетворяет себя с дореволюционной Россией», митрополит Лавр высказал мнение, что «миссия Русской Православной Церкви Заграницей в России в настоящее время - вернуть России духовное наследие православной Руси, как мы его сохранили». На официальном сайте Зарубежной Русской Православной Церкви можно прочитать о том, как прошел первый день Всезарубежного пастырского совещания. «Первый день совещания открылся словом Первосвятителя Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра. Владыка Лавр поведал участникам совещания о встрече с президентом Владимиром Путиным и об ознакомительной поездке делегации Русской Зарубежной Церкви в Россию. Митрополит Лавр говорил о необходимости духовного общения с русским народом, об улучшении взаимоотношений с Церковью в России и о том, что необходимо помогать нашим братьям и сестрам в России, одновременно не забывая о заботе о своих пасомых», - говорится в сообщении. Далее в тексте, размещенном на сайте Зарубежной Русской Православной Церкви, рассказывается о тех выступлениях, которые прозвучали в первый день совещания. В частности, о докладе архиепископа Берлинского и Германского Марка, который «был посвящен теме путей Русской Православной Церкви Заграницей в прошлом и будущем». За докладом архиепископа Марка последовал круглый стол на котором выступили епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл,  епископ Гавриил, епископ Кливлендский Петр и другие.

http://pravoslavie.ru/4867.html

Приветствуя участников совещания, Святейший Патриарх Болгарский Максим процитировал Заявление Священного Синода , в котором решение ЕСПЧ названо «грубым вмешательством в жизнь Болгарской Православной Церкви», и еще раз призвал раскольников вернуться в лоно канонической Церкви. Патриарх Максим выразил надежду, что участники совещания дадут соборную оценку решений ЕСПЧ. Емил Велинов, исполняющий обязанности руководителя дирекции по вероисповеданиям Правительства Болгарии, передал участникам совещания приветствие премьер-министра Болгарии Сергея Станишева. «Для Правительства Болгарии защита единства Болгарской Православной Церкви и ее прав является защитой идентичности болгарского народа», — подчеркнул Емил Велинов, поясняя официальную позицию государства. Мария Кёсева, юридический консультант Священного Синода Болгарской Церкви, изложила историю раскола, сделав акцент на юридических и канонических вопросах, и выразила надежду, что участники совещания помогут сформулировать конкретные рекомендации для составления апелляции в Европейский суд по правам человека. Затем развернулась широкая дискуссия с участием церковных иерархов и юристов. Выступавшие выразили безоговорочную поддержку Болгарской Православной Церкви и критически оценили решение ЕСПЧ. Глава делегации Московского Патриархата епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, отметил , что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с братским сопереживанием воспринял трудности, которые возникли перед болгарским Православием в связи с решением Страсбургского суда. Епископ Иларион выразил озабоченность в связи с тем, что решение ЕСПЧ формулирует новую норму, на основе которой могут решаться и другие вопросы церковно-государственных отношений применительно к жизни любой традиционной религиозной общины в Европе. «Это создает почву для озабоченности не только поместных Православных Церквей, но и других традиционных религиозных организаций», — подчеркнул представитель Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/society/tserkovnyj_r...

В этих вероучительных тонкостях, как может показаться на первый взгляд, — не простая казуистика; в этом кроется противоречие с православным пониманием самой природы Церкви. Собор в Православии — это собрание иерархов (Архиерейский собор) или иерархов, священства и представителей мирян (Поместный собор), созванное для рассмотрения тех или иных вопросов церковной жизни. При этом факт собора, его статус не определяется, допустим, Патриархом всея Руси или предстоятелем какой-либо Поместной Православной Церкви. Факт собора закрепляется в церковном сознании лишь впоследствии, когда принятые соборные решения становятся частью самой церковной жизни. И наоборот: если соборные постановления отвергаются Церковью, собрание епископов, принявшее такие решения, никогда не будет признано собором. Что предлагает кардинал Вальтер Каспер? Он предлагает созвать совещание римских епископов и иерархов Русской Православной Церкви для обсуждения взаимоотношений Католической и Православной Церквей и для поиска разрешения накопившихся проблем. Пожелание вполне закономерное, неоднократно находившее положительный отклик у представителей Русской Церкви. Святейший Патриарх Алексий не далее как в понедельник в очередной раз подтвердил, что стремление Рима начать диалог всячески приветствуется: «Надо преодолеть все трудности, которые сейчас стоят на пути у этого диалога, сотрудничества, — заявил Святейший Патриарх, отвечая на вопросы журналистов. — Мы открыты к такому диалогу и преодолению тех трудностей, которые мешают сотрудничеству и улучшению отношений между Римо-католической и Русской Православной Церковью». Но предложение кардинала Вальтера Каспера о созыве именно собора звучит по меньшей мере странно, учитывая понимание соборности в католицизме: предполагаемое совещание иерархов двух Церквей только тогда будет признано Ватиканом, когда его решения одобрит папа Бенедикт. В свою очередь, такое одобрение может быть получено, по всей вероятности, тогда, когда решения совещания удовлетворят Римскую кафедру. А для того, чтобы такие решения были приняты, необходима самая малость: нужно, чтобы делегаты Русской Православной Церкви на соборе отказались от всех претензий к Римско-католической Церкви (список, к сожалению, остается неизменным: прозелитизм, экспансия на Украине, открытие епархий в России) и — самое главное — чтобы епископское совещание согласилось с тем, что впоследствии ему придется ждать папского одобрения как факта признания состоявшегося собора.

http://patriarchia.ru/db/text/20750.html

Участники конференции рассмотрели информацию о состоявшихся торжественных мероприятиях по празднованию 5-летия восстановления полноты братского общения внутри Русской Православной Церкви и о деятельности рабочей группы по вопросам укрепления церковного единства. Они ознакомились с ходом исполнения положений Приложения к Акту о каноническом общении в связи с истечением переходного периода, определенного при подписании Акта для полного урегулирования некоторых канонических вопросов.  Были обсуждены перспективы улучшения координации деятельности епархий единой Русской Церкви на местах, в частности, при открытии новых приходов и в области совместной пастырской работы, внешней и внутренней миссии, богослужебной практики, а также практики приема лиц, желающих присоединиться к Православной Церкви. Были внимательно рассмотрены вопросы духовного окормления многоязычной православной диаспоры из различных стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, сотрудничества в Святой Земле. С большой радостью было отмечено, что за минувшие годы удалось достичь плодотворных результатов в совместных проектах работы с молодежью и урегулировать ранее существовавшие проблемы. Предметом обсуждения стал также опыт участия архипастырей в Епископских совещаниях, созданных в ряде регионов в соответствии с решениями IV Bcenpabocлabhoro предсоборного совещания 2009 года в Шамбези. Архиереи обменялись мыслями о взаимодействии с епархиями других Поместных Православных Церквей в различных частях мира, обсудили вопрос об участии архиереев, клириков и мирян Русской Православной Церкви в межконфессиональных контактах. По завершении работы совещания архипастыри приняли участие в праздничном всенощном бдении в Кафедральном  соборе Великобританской епархии Русской Зарубежной Церкви. На следующий день в воскресенье ими была совершена торжественная Божественная литургия в Кафедральном соборе Сурожской епархии, отмечающей в эти дни пятидесятилетний юбилей. По окончании литургии в притворе собора состоялась заупокойная лития по созидателю епархии приснопамятному  митрополиту Сурожскому Антонию и открыт его мемориальный барельеф. Участники конференции также присутствовали на торжественном акте, посвященном юбилею епархии и пятилетию воссоединения Русской Православной Церкви в зарубежье.

http://e-vestnik.ru/db/itogovyy_dokument...

Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви с. 337–340]. История русского церковного зарубежья — это продолжение русской истории, богатой событиями и яркими именами. О трудном становлении церковных общин в русской эмиграции сказано немало. Фактически создано целое направление в новейшей истории РПЦ, посвященное церковной эмиграции. Стойкость убеждений, твердое желание канонического устройства своей церковной жизни в реалиях инославного большинства и новых условиях жизни оторванного от Отечества русского рассеяния всегда вызывали глубокое уважение. Необходимо также отметить, что в каноничности РПЦЗ мировое православие никогда не сомневалось. Более того, именно при помощи братской Сербской Православной Церкви РПЦЗ получила поддержку и связь с прочими Поместными Церквями. Хорошо известно, что патриарх Сербский Варнава (Росич), выпускник Санкт-Петербургской императорской духовной академии, принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» с. 462–466], подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью. Оформив свою церковную жизнь в рамках Русской Православной Церкви Заграницей, русская эмиграция не сохранила для себя островок старой и безвозвратно ушедшей России, но смогла открыть истину православия для инославных, в очередной раз явив феномен универсализма и открытости, успех православной проповеди и глубину русской духовности и благочестия. Этот огромный опыт наших соотечественников за рубежом вследствие различных причин еще не в полной мере оценен и востребован в нашей отечественной церковной жизни.

http://bogoslov.ru/article/6177518

На состоявшемся 9 июля 1990 года в Киеве совещании епископата Украинской Православной Церкви было принято Обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви, где со ссылкой на § 21 решений Поместного Собора 1990 года испрашивалась расширенная автономия для Украинской Православной Церкви. 10 июля 1990 года Священный Синод Украинской Православной Церкви одобрил это Обращение и оно было рассмотрено на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 20 июля того же года, который передал его на рассмотрение внеочередного Архиерейского Собора. 25-27 октября 1990 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял следующее решение относительно статуса Украинской Православной Церкви: 1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в ее управлении. 2. В связи с этим наименование «Украинский экзархат» упраздняется. 3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. 4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины». 5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Украинской Православной Церкви усвояется титул «Блаженнейший». 6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения. 7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет кафедры в пределах Украины. 8. Митрополит Киевский и всея Украины, как Предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. (Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 25-27 октября 1990 г. Об Украинской Православной Церкви) . 28 октября 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси в киевском соборе Святой Софии провозгласил независимость и самостоятельность в управлении Украинской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/269165

Так, например, на Всеправославном Совещании в Москве святитель Серафим (Соболев) сделал доклад « Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? », в котором прозвучали такие слова: «Экуменизм пока еще не будет торжествовать своей победы, он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь – отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преп. Серафима: “Горе тому, который хотя на одну йоту отступил от Святых Вселенских Соборов”». Напомним, что именно журнал «Благодатный Огонь» еще в 1998 году первым правдиво рассказал о московском Всеправославном Совещании 1948 года: Михаил Кригер. Всеправославное Совещание 1948 года в Москве (Благодатный Огонь, 1998, Статья была написана в 1998 году к 50-летию Всеправославного Совещания и опубликована как в журнале «Благодатный Огонь», так и год спустя в сборнике «Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное Совещание 1948 г. об экуменизме» (М.,1999. Сост. Николай Каверин). Всеправославное Совещание 1948 года в Москве «Наша Церковь не хочет, не может и не должна быть под влиянием нецерковных организаций. Мы будем оберегать свою духовную свободу, как неоценимое сокровище». Протоиерей Григорий Разумовский 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ Исполнилось 75 лет со времени Всеправославного Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Непреходящее значение этого Всеправославного Совещания определяется как важностью поднятых на нем вопросов, которые в наше время приобрели особую актуальность, так и, в особенности, полученными на эти вопросы ответами и теми доводами, на основании которых эти решения были приняты. В докладах и принятых Резолюциях было дано «исчерпывающее исповедание нашей веры», по словам Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), с тем, чтобы ответить на все сомнения верующих и вопросы инославных. Документы Совещания были предназначены свидетельствовать истину Православия всему миру.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

После каждого доклада и выступлений за круглыми столами последовало множество вопросов и мнений: «Нет возможности все изложить. С одной стороны были высказаны противоложные мнения, с другой - было проявлено большое внимание к высказываниям докладчиков. Первый день был очень напряженным в том плане, что многие участники совещания не знали, чего ожидать. Если в начале дня, по мнению автора этого обозрения, участники совещания были несколько настороженными и больше озабочены высказыванием своих позиций и мнений, то к концу дня они больше слушали и задавали вопросы», - отмечает автор. Сообщение агентства «Интерфакс»   уделяет внимание выступлению члена Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископа Берлинского и Германского Марка, который призвал собравшихся «преодолеть свою неподвижность, косность и леность и приступить к деятельному рассмотрению проблем, чтобы нам впоследствии не оказаться иностранной сектой при всей нашей любви к Православной Русской Церкви». «В своем докладе… архиепископ Марк дал понять, что упреки в адрес Матери-Церкви, которые порой раздаются со стороны РПЦЗ, лишены оснований», - говорится в сообщении агентства. Также докладу архиепископа Марка посвящено сообщение на сайте «Епархия». Полностью текст выступления архиепископа Марка можно прочитать на сайте «Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей» . В завершение доклада он говорит следующие слова: «Мы призваны в нынешних обстоятельствах стремиться к одной цели: к единству в Таинствах, согласно духу, учению и преданию нашей Русской Церкви при сохранении особенностей церковного опыта наших путей и на основе нынешних органически сложившихся структур. Наша цель не может заключаться в погашении жизненного опыта какой-либо из частей Церкви, она должна заключаться в целенаправленном развитии миссии Церкви Христовой как на исторической нашей родине, так и в зарубежье, во благо верующему народу, ищущему воцерковления, и составляющему во всех странах мира единую паству Русской Церкви в целом. Принципиально для нас стоит вопрос: хотим ли мы участвовать в процессах, происходящих в жизни и развитии Церкви в России или не хотим. Продолжаем ли мы считать себя частью Русской Церкви? … Мы десятилетиями молились о страждущей стране Российской и православном народе ее. Смеем ли мы отказаться от общения теперь, когда наступила относительная свобода? Смеем ли мы стоять в стороне? Не прельщаемся ли мы, когда продолжаем упорно требовать покаяния? Покаяние следует требовать от себя. А к другим пойдем как на брак честный и чистый, с готовностью жертвовать собой ради Бога, ради Истины, ради единства нашей славной Русской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/4867.html

5. Положительной оценки заслуживают труды Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, благодаря работе которого актуальные вопросы внутренней жизни и внешней деятельности Московского Патриархата всесторонне обсуждаются прежде представления их на каноническое решение Священноначалия. Важно, чтобы в обсуждении тем, выносимых на общецерковную и общественную дискуссию, принимали активное участие епархии Русской Православной Церкви. 6. Освященный Собор, поддерживая намерение Святейшего Патриарха Кирилла проводить регулярные совещания глав Синодальных учреждений, определяет придать этим совещаниям формальный статус с именованием их Высшим Церковным Советом, по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. Священному Синоду поручается принять решение об образовании Высшего Церковного Совета после того, как будут разработаны соответствующие нормативные документы. Решение Священного Синода и необходимые поправки к Уставу Русской Православной Церкви следует представить на утверждение очередного Архиерейского Собора. 7. С сожалением отметив, что отдельные определения Архиерейских Соборов, Архиерейских Совещаний и Священного Синода не получают должного исполнения, Освященный Собор полагает особо важным, чтобы управляющие епархиями, а также председатели Синодальных отделов, комитетов и комиссий озаботились тщательным ознакомлением епархиальных клириков и сотрудников Синодальных и епархиальных учреждений с решениями Священноначалия. Каждому правящему архиерею и руководителю Синодального учреждения надлежит разработать порядок исполнения подлежащих его ведению решений органов управления Русской Православной Церкви с тем, чтобы к 1 декабря каждого года Предстоятелю Русской Православной Церкви направлялись окончательные или промежуточные отчеты о реализации данных постановлений. 8. Собор благодарит Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и архипастырей Украинской Православной Церкви за усилия, направленные на укрепление церковного единства и уврачевание пагубных расколов, и выражает надежду на окончательное их преодоление посредством возвращения отделившихся братьев и сестер в спасительное лоно Церкви. Члены Освященного Собора поддерживают Обращение Священного Синода Русской Православной Церкви к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью, принятое на заседании 26 июля 2010 года в Успенской Киево-Печерской Лавре, и выражают удовлетворение в связи с состоявшимися посещениями Украины Предстоятелем Московского Патриархата, чем особо подчеркивается непреходящее значение древнейшей Киевской кафедры в жизни всей Русской Православной Церкви. Собор положительно оценивает новый этап развития церковно-государственных отношений в Украине и выражает уверенность, что их гармонизация будет способствовать благу народа и укреплению духовных начал в жизни общества.

http://patriarchia.ru/db/text/1402551.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010