Это, без преувеличения, эпохальное событие, положившее конец десятилетиям противостояний и юрисдикционных конфликтов как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами, состоялось 17 мая 2007 г. в храме Христа Спасителя в Москве, когда Предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) и Предстоятель Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр (Шкурла) подписали документ, восстановивший единство внутри Поместной Русской Церкви с. 337–340]. История русского церковного зарубежья — это продолжение русской истории, богатой событиями и яркими именами. О трудном становлении церковных общин в русской эмиграции сказано немало. Фактически создано целое направление в новейшей истории РПЦ, посвященное церковной эмиграции. Стойкость убеждений, твердое желание канонического устройства своей церковной жизни в реалиях инославного большинства и новых условиях жизни оторванного от Отечества русского рассеяния всегда вызывали глубокое уважение. Необходимо также отметить, что в каноничности РПЦЗ мировое православие никогда не сомневалось. Более того, именно при помощи братской Сербской Православной Церкви РПЦЗ получила поддержку и связь с прочими Поместными Церквями. Хорошо известно, что патриарх Сербский Варнава (Росич), выпускник Санкт-Петербургской императорской духовной академии, принимал живое участие в делах Русской Зарубежной Церкви, созывая под своим руководством совещания представителей разных зарубежных Церковных областей с целью прекращения разногласий, расколов и возвращения в Зарубежную Церковь вышедших из нее. При его участии и под его председательством в 1935 г. было выработано «Временное Положение о Русской Православной Церкви Заграницей» с. 462–466], подписанное им и русскими иерархами и явившееся основой для управления Русской Зарубежной Церковью. Оформив свою церковную жизнь в рамках Русской Православной Церкви Заграницей, русская эмиграция не сохранила для себя островок старой и безвозвратно ушедшей России, но смогла открыть истину православия для инославных, в очередной раз явив феномен универсализма и открытости, успех православной проповеди и глубину русской духовности и благочестия. Этот огромный опыт наших соотечественников за рубежом вследствие различных причин еще не в полной мере оценен и востребован в нашей отечественной церковной жизни.

http://bogoslov.ru/article/6177518

К сожалению, не все эти положения были отражены в проекте Статута об управлении Украинской Православной Церкви. Так, например, в Статуте отсутствовали упоминания об обязательности для Украинской Православной Церкви решений Священного Синода Русской Православной Церкви. Отсутствовало упоминание о судах высшей инстанции. Отсутствовало упоминание статуса Устава Русской Православной Церкви в вопросах управления Церкви Украинской. Наконец, отсутствовал пункт об обязательности одобрения Статута об управлении Украинской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви. Начавшееся обсуждение вопросов Статута об управлении Украинской Православной Церкви на страницах портала «Богослов.Ru» позволяло предположить, что эти досадные ошибки будут исправлены. Такой же вывод можно было сделать из слов архимандрита Кирилла (Говоруна), одного из членов рабочей группы по подготовке проекта Статута, произнесенных в комментариях к первой заметке: «Изменения, которые внесены в этот документ на последнем Соборе епископов Украинской Православной Церкви - далеко не окончательные. По сути, речь идет о плавной, но продолжительной эволюции данного документа». Ещё более определенно высказался по этому поводу епископ Бориспольский Антоний, председатель богословско-канонической комиссии Украинской Православной Церкви, руководитель рабочей группы по подготовке проекта Статута. В ходе своей веб-конференции на официальном портале Украинской Православной Церкви он сказал: «Проект Статута об управлении Украинской Православной Церкви, рассмотренный Собором епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 г., был принят в целом. Сейчас ведется работа по обработке предложений, которые были высказаны на Соборе, а также которые продолжают поступать в адрес комиссии по внесению дополнений и поправок к Уставу об управлении Украинской Православной Церкви». В ожиданиях появления нового, доработанного текста Статута прошло почти полгода. Еще раз стоит упомянуть содержание 17-й статьи 8-й главы Устава Русской Православной Церкви : «Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. В своей жизни и деятельности она руководствуется Томосом Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси». Как мы видим, Устав Русской Православной Церкви довольно однозначно говорит об условиях вступления Статута об управлении Украинской Православной Церкви в силу.

http://bogoslov.ru/article/304770

- О каком именно статусе Русской Зарубежной Церкви идет речь в ходе собеседований? Может быть, о статусе полной автономии, которым обладают Японская или Финляндская Православные Церкви? - Нет, подобный статус Зарубежной Церкви также невозможен по причинам канонического характера. Дело в том, что и Автономные Церкви должны обладать своей канонической территорией, каковыми для Финляндской Церкви является Финляндия, для Японской – Япония, а для Синайской, находящейся в юрисдикции Иерусалимского Патриархата, – Синайский полуостров. Русская Зарубежная Церковь не имеет своей территории в аналогичном смысле. Во всех странах, где у нее есть епархии и приходы, параллельно существуют епархии и приходы других Поместных Церквей.  На заседаниях рабочих комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви выработан согласованный проект «Акта о каноническом единстве», которым предусматривается усвоение Зарубежной Церкви статуса самоуправляемой части Русской Православной Церкви, каковым ныне обладают другие самоуправляемые Церкви в составе единой Русской Церкви. Общие положения, относящиеся к их статусу, отражены в соответствующей (VIII) главе «Устава Русской Православной Церкви», при этом каждая из таких самоуправляемых Церквей имеет и такие особенности своего статуса, которые отражены в ее собственном уставе или иных документах. Тем более очевидно, что и статус Русской Зарубежной Церкви с ее совершенно особой историей и особыми условиями осуществления ею своего служения в диаспоре, в окружении инославного мира, будет иметь свои особые черты, которые, очевидно, потребуют по достижении воссоединения внесения изменений не только в Положение о Русской Зарубежной Церкви, но и в Устав Русской Православной Церкви. - Вы могли бы более детально охарактеризовать тот статус, каким будет обладать Зарубежная Церковь после восстановления полного канонического общения? - Она сохранит полную самостоятельность в административных, пастырских, просветительных, имущественных делах, она будет, как и ныне, управляться свои собственным Архиерейским Собором, созываемым ее первоиерархом, своим Синодом и возглавляться своим предстоятелем, но при этом вопросы, выходящие за пределы компетенции этих органов Зарубежной Церкви и требующие санкции высшей власти Автокефальной Церкви, будут решаться по согласовании с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви, либо выноситься на решение Архиерейского или Поместного Собора Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/4659.html

12 января 2022 года в Российском православном университете св. Иоанна Богослова в Москве состоялось очередное заседание научного лектория " Крапивенский 4 " . С докладом на тему " Православие в Африке. Проблемы и перспективы " выступил кандидат богословия, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Георгий Максимов. Мероприятие прошло при поддержке Научно-аналитического центра Всемирного русского народного собора и Русской экспертной школы. Предваряя выступление, докладчик отметил, что принятому в конце 2021 года синодальному решению о принятии под омофор Московского Патриархата 102 клириков Александрийского Патриархата из восьми стран Африки и об образовании Патриаршего экзархата Африки логически предшествует синодальное решение 2019 года о разрыве общения с Александрийским Патриархатом после его вступления в полное каноническое единство с украинскими раскольниками. Иерей Георгий Максимов призвал расценивать эти синодальные решения как восстановление канонического присутствия Русской Православной Церкви на Африканском континенте, ставшее ответом на просьбы клириков Александрийской Церкви, желающих оградить себя и свою паству от общения с расколом, в который вступила их иерархия. " Внимание множества людей по всему миру привлекло решение декабря 2021 года, хотя самое главное решение было принято еще два года назад в декабре 2019 года, когда была восстановлена юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке " , – полагает священник. " До ХХ века Александрийский Патриархат не претендовал на весь Африканский континент как на свою каноническую территорию, это произошло уже около 1930 года, когда престол Александрийского Патриархата занимал Патриарх Мелетий (Метаксакис). Он добавил к своему титулу слова " Патриарх всея Африки " и стал претендовать на распространение юрисдикции своей Церкви на весь Африканский континент. До этого традиционно принятой в Православии канонической территорией Александрийской Церкви считалась территория Египта, Ливии и Эфиопии. Между тем, еще до того момента как Патриарх Мелетий провозгласил притязание на все весь Африканский континент, в ряде африканских стран существовали приходы Русской Православной Церкви: в 1920 году был освящен и начал действовать храм святителя Павла исповедника в городе Бизерта (Тунис), в 1922 году – Воскресенский приход в городе Тунис и русский православный приход в Алжире, в 1927 году были созданы русские православные приходы в Рабате и Касабланке (Марокко), в 1914 году был открыт православный приход в Египте. Юрисдикция Русской Православной Церкви в Африке – не есть нечто принципиально небывалое. Уже после Второй мировой войны было достигнуто соглашение о том, что клирики Русской Церкви стали поминать Александрийского Патриарха. Поэтому юрисдикции Русской Церкви в Африке уже более 100 лет " , – подчеркнул отец Георгий Максимов.

http://religare.ru/2_121441.html

По завершении богослужения иерархи, духовенство и верующие крестным ходом с чудотворной Курской Коренной иконой прошли из собора к памятнику Воссоединению Русской Православной Церкви.      Название нового памятника, " Воссоединение " , выражает главное содержание заложенной в скульптурное изображение идеи – памяти об историческом событии, положившем конец периоду трагического разделения Русской Церкви в XX веке, – подписании 17 мая 2007 года в Москве Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей с Русской Православной Церковью в отечестве. В композиции из бронзы запечатлены Патриарх Алексий II и митрополит Лавр, держащие в руках Храм Христа Спасителя. Скульптор памятника – Андрей Клыков, архитекторы проекта – Геннадий и Анатолий Кузнецовы. Как свитетельсвует надпись на постаменте, памятник является " даром Русскому Зарубежью от народа православной России " . Символично, что точно такой же памятник был недавно установлен на территории мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы " Коренная пустынь " в Курской епархии. Единственным их различием является то, что в курском варианте два предстоятеля держат в руках Курскую Коренную икону Пресвятой Богородицы, а в американском – Храм Христа Спасителя.      Открывая церемонию освящения памятника, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион назвал композицию " замечательным памятником двум замечательным людям " . " Сегодня на американской земле мы открываем памятник величайшему духовному событию в жизни единой Русской Православной Церкви. Более полувека наши русские люди, связанные единой верой, были лишены возможности возносить совместные молитвы у Престола Божия и причащаться из Одной Чаши. Для восстановления церковного единства потребовалось время и неустанные молитвы. Восемь лет назад эти преграды были устранены. В день подписания Акта о каноническом общении для миллионов русских людей на разных континентах открылся новый мир полноты Православия и братского единства. В вопросе воссоединения Русской Церкви очень многое зависело от двух людей, которые вели в те годы церковный корабль ко спасению — от Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра. Оба они сделали главное дело своей жизни, исполнив волю Божию и свое историческое предназначение " , – отметил Его Высокопреосвященство и призвал духовенство и верующих молитвенно поминать и благодарить приснопамяных предстоятелей за их труды по воссоединению двух ветвей Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/88465.html

— Что необходимо сделать для более близкого сотрудничества между нашими Церквами? — На мой взгляд, кроме общения наших Церквей на официальном уровне, необходимо живое общение наших единоверных народов. Для этого нужно чаще организовывать паломнические поездки к святым местам наших братских Церквей. К примеру, в октябре святыни Болгарской Церкви посетила паломническая группа из Белгородской епархии нашей Церкви. Хотелось бы, чтобы такие поездки совершались намного чаще. Важно также, чтобы православные болгары больше знали о жизни русского Православия, также как и наоборот. Над решением этой задачи призваны трудиться болгарские и русские церковные СМИ. В этом отношении хотел бы отметить заслуги вашего портала, на страницах которого мы почти ежедневно находим информацию о жизни Русской Православной Церкви. — Еще о вопросах соединения и объединения: при каких условиях наступит воссоединение между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей? Что может помешать этому соединению? — В настоящее время Комиссии Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви завершили свою работу. Многие проблемы, накопившиеся за десятилетия нашего разделения и служившие для многих камнем преткновения, были благополучно преодолены. В результате работы комиссий был подготовлен Акт о каноническом общении , который планируется подписать в этом году. Этот документ одобрен Священным Синодом Русской Православной Церкви и Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей. Согласно этому документу, Русская Зарубежная Церковь сохранит самостоятельность в своих внутренних делах, а ее архипастыри будут принимать участие в Архиерейских и Поместных Соборах Русской Православной Церкви. В настоящее время на повестке дня стоят уже более частные вопросы, например, вопрос о клириках Московского Патриархата, перешедших в Русскую Зарубежную Церковь с нарушением канонических норм. Данный вопрос сейчас решается. Конечно, годы разделения дают о себе знать. Укоренившиеся за время разделения предрассудки, недостаточное понимание действительных перемен в России приводят к выступлениям против единства со стороны некоторых представителей Русской Зарубежной Церкви. Но мы убеждены, что все это не остановит объединения, которое давно назрело и которого с нетерпением ожидает православная паства Московского Патриархата и Зарубежной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

Как отмечает сайт « Newsru.com » со ссылкой на слова Патриарха Алексия, «в 1922 году, когда был образован Синод Русской зарубежной церкви, возглавлявший ее в то время митрополит Антоний (Храповицкий) сказал, что этот Синод имеет временный характер - до тех пор, пока Церковь в России не получит свободу… Я убежден, что на сегодня основные препятствия, которые затрудняют наше общение, уже преодолены», - добавил глава Русской Православной Церкви. Главной задачей визита митрополита Лавра в Россию будет знакомство с жизнью Церкви в Отечестве, встреча с Патриархом и членами Священного Синода. Как отметил официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, «вслед за визитом главы Русской Зарубежной Церкви пройдет совместное заседание комиссий, работа которых будет направлена на то, чтобы было восстановлено наше единство». «Для Русской Православной Церкви значение воссоединения имеет, прежде всего, духовно-символический характер. Что же касается практических шагов, то воссоединение имело бы важное значение для более скоординированной пастырской деятельности за границей», - цитирует слова о. Николая «Седмица.Ru». Также интервью агентству «Интерфакс» дал и предстоятель Русской Зарубежной Православной Церкви митрополит Лавр. Он сказал, что цель визита в Россию заключается в том, чтобы «встретиться с предстоятелем Русской Православной Церкви Московского Патриархата Патриархом Московским и всея Руси Алексием и членами Священного Синода и лично ознакомиться с положением вещей в церковной жизни России». Он отметил, что «Русская Зарубежная Церковь стремится к достижению взаимного признания разорванных трагическими событиями частей единой Русской Церкви и к преодолению всех разногласий в духе покаяния, соборности и братолюбия. Судя по всему, обе части Русской Церкви готовы к честному и созидательному диалогу», - считает митрополит Лавр. Однако, отмечает он, «работа обеих церковных комиссий … будет нелегкой и процесс уврачевания всех ран, нанесенных Телу Русской Церкви, может оказаться достаточно долгим».

http://pravoslavie.ru/4896.html

Митрополит Иларион выразил уверенность в том, что «совершилось историческое событие» и передал в дар Блаженнейшему Митрополите Ионе частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского, в честь которого освящен один из монастырей Православной Церкви в Америке. Предстоятеля Американской Церкви и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, а также епископов Тихона и Иеронима приветствовал архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан: «Сегодня воистину великий день: в светлые дни празднования Пасхи Христовой мы имеем радость общей молитвы по случаю дня тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, который собрал нас всех здесь – в Свято-Николаевском патриаршем соборе. Этот день войдет в историю наших Церквей и останется в памяти многих православных. Канонические требования, претензии одной части Православной Церкви к другой нагородили высокие заборы, разделяющие единую Церковь, и каждой стороне казалось, что она права в своих требованиях, в своем видении жизни Церкви. Но Господь судит нас по милости Своей, и от нас, в наших взаимоотношениях, хочет этого же». Мнение управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана полностью разделяют многочисленные священнослужители и прихожане, собравшиеся в торжественный день в патриаршем соборе американского мегаполиса. Стремясь к долгожданному евхаристическому единству, более года работали комиссии ПЦА и РПЦЗ, а Архиерейские соборы обеих Церквей одобрили необходимость литургического общения. Разрыв евхаристического общения между Русской Зарубежной Церковью и Православной Церковью в Америке произошел в 1946 году. О причинах разделения рассказывает старейший клирик Николаевского патриаршего собора протоиерей Александр Голубов. «Мы приехали в Америку в 1949 году. Естественно, свежа была боль от недавнего разделения, и русские люди много говорили об этом. Подобие гражданской войны, но войны церковной, внесло раскол в среду русской эмиграции в Северной Америке. А семена этого разрыва были посеяны еще во время гражданской войны. 7/20 ноября 1920 года Святейшим Патриархом Тихоном и Высшим церковным советом в России был издан указ, согласно которому епархии Русской Православной Церкви, которые по причине гражданской войны не имели связи с центром, должны были управляться самостоятельно – временно, пока не будет достигнуто единство с Москвой, со Святейшим Патриархом. На основании этого указа русские архиереи в Европе установили временное самоуправление, положившее начало созданию Русской Зарубежной Церкви. Крупная еще до революции Северо-Американская митрополия также перешла на самоуправление. И на протяжении довольно долгого времени американские и европейские иерархи не могли прийти к единому мнению – кто кому будет подчиняется.

http://pravoslavie.ru/46741.html

Священный Синод Русской Православной Церкви с глубоким сожалением и скорбью воспринял заявление Священного Синода Константинопольской Православной Церкви о назначении своих " экзархов " в Киев. Это решение принято без согласования с Предстоятелем Русской Православной Церкви и Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием – единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине. Оно является грубейшим нарушением церковного права, вторжением одной Поместной Церкви на территорию другой. Более того, Константинопольский Патриархат позиционирует назначение " экзархов " как этап в реализации плана предоставления " автокефалии " Украине, который, согласно его заявлениям, необратим и будет доведен до конца. Стремясь обосновать претензии Константинопольского Престола на возобновление юрисдикции над Киевской митрополией, представители Фанара заявляют о том, что Киевская митрополия будто бы никогда и не передавалась в юрисдикцию Московского Патриархата. Подобные утверждения не соответствуют действительности и полностью противоречат историческим фактам. Первая кафедра Русской Православной Церкви, Киевская митрополия, на протяжении веков составляла с ней единое целое, невзирая на политические и исторические невзгоды, подчас расторгавшие единство Русской Церкви. Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию которого изначально входила Русская Православная Церковь, до середины XV столетия последовательно отстаивал ее единство, что впоследствии нашло отражение в титулатуре Киевских митрополитов – " всея Руси " . И даже после фактического переноса первосвятительской кафедры из Киева во Владимир, а затем в Москву митрополиты всея Руси продолжали именоваться Киевскими. Временное разделение единой митрополии всея Руси на две части связано с печальными последствиями Ферраро-Флорентийского Собора и началом унии с Римом, которую Константинопольская Церковь поначалу приняла, а Русская Церковь сразу же отвергла. В 1448 году Собор епископов Русской Церкви без благословения Константинопольского Патриарха, на тот момент пребывавшего в унии, поставил митрополитом святителя Иону. С этого времени Русская Православная Церковь ведет свое автокефальное бытие. Однако спустя десять лет, в 1458 году, бывший Константинопольский Патриарх Григорий Мамма, находившийся в унии и пребывавший в Риме, рукоположил для Киева самостоятельного митрополита – униата Григория Болгарина, подчинив ему территории, ныне составляющие часть Украины, Польши, Литвы, Белоруссии, и России.

http://religare.ru/2_116310.html

— Прошло почти три года после официального воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью. Как сегодня Ваша паства оценивает это событие? — Воссоединение двух частей Русской Православной Церкви на Родине и за границей стало великим событием последнего времени. Разрыв между нашими Церквами — это результат гонений со стороны советской власти. Когда гонение прекратилось, Россия получила свободу вероисповедания, а Церковь стала единой. Конечно, наша паства радуется. Это как духовная весна в жизни Церкви, новая радость. И я уверен, что все православные люди в России также радуются этому великому событию. — Почему во время присоединения к Русской Православной Церкви РПЦЗ оставила свое название? — Когда начинался наш диалог с Русской Православной Церковью, все понимали, что Зарубежная Церковь, хотя и имеет свой уклад, более чем девяностолетний опыт и продолжает жить своей жизнью, все же является частью Русской Православной Церкви. Это та же Русская Церковь, только за рубежом. Мы имеем одну веру и одинаковую структуру богослужения, а также общие традиции. Поэтому так исторически сложилось, что нас давно уже воспринимают как Церковь, пребывающую в единстве с каноническими общинами в России, Украине и Белоруссии. — Сегодня в мире есть несколько десятков бывших приходов РПЦЗ, которые не признали воссоединения с Русской Православной Церковью. Предпринимаются ли какие-либо шаги к возвращению отпавших общин? — Церковь Заграницей через воззвание и в личных беседах старалась убедить этих людей, которые видели разные препятствия для воссоединения, чтобы они все-таки поняли необходимость единства Церкви. Тем более что все преграды уже устранены и нет причин не войти в единство. К сожалению, некоторые иерархи, которые когда-то были частью Зарубежной Церкви, не согласились с этим и устроили раскол. Но мы молимся, чтобы Господь смягчил их сердца и дал им понять, что без церковного единства не может быть настоящей церковной жизни и спасения. Поэтому мы сожалеем о том, что такое разделение продолжается, и надеемся, что со временем они поймут свою ошибку и вернутся в церковное единство.

http://e-vestnik.ru/church/itropolit_ost...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010