На происходившие в Русской Церкви разделения, Сербская Церковь не смотрела глазами Русской Зарубежной Церкви; когда после состоявшегося в 1934 году, в Белграде, примирения между митрополитами Антонием и Евлогием, ревнители церковной политики Русской Зарубежной Церкви не желали допускать запрещенного Зарубежной Церковью митрополита Евлогия к сослужению в русской Троицкой церкви Белграда, патриарх Варнава, посетил проходивший в это время архиерейский собор Русской Зарубежной Церкви и заявил, что если не будут сняты запрещения со всех церковных лиц запрещенных Русской Зарубежной Церковью, король Александр не будет больше оказывать гостеприимство русским Являясь посредником между епископами Русской Зарубежной Церкви и митрополитом Сергием (Страгородским), патриарх Варнава, защищая первых, в то же время, поддерживал любезную переписку с митрополитом Елевферием, представителем Сергия в Европе. А в офицальном календаре Сербской Церкви за 1936 год, фотография митрополита Сергия была помещена с его полным титулом и подписью: " тот, кто скорбит вместе с Церковью в России " Пожалуй, что позиция патриарха Варнавы находит почти зеркальное отражение в архипастырской практике святителя Иоанна Шанхайского. Будучи в июне 1953 года, в Лондоне, спрошенным: " как можно быть в общении с сербским патриархом, если у него такое же отношение к коммунистам, как и у московского патриарха? " - святитель Иоанн ответил: " между ними большая разница. Сербы видят печальный пример русских и поэтому ни дома, ни за границей, они не хотят нарушать церковное единство " Изменившиеся геополитические условия, в которых оказались православные, после падения трех империй, заставляли искать ответы, на вопросы поставленные новой реальностью. Реформирование церковного календаря и разрешение вступать в брак после рукоположения, сокращение богослужений и постов не были признаны Русской Зарубежной Церковью. 17 февраля 1925 года митрополит Антоний обратился со " Скорбным посланием " к патриарху константинопольскому Константину, призывая его отказаться от решений Всеправославного совещания 1923 года, по вопросам календаря и второбрачия клириков и перестать посягать на бывшие территории российской империи окормляемые Русской При этом митрополит Антоний не порывал церковного общения с Константинопольской Патриархией. В письме афонскому иеросхимонаху Феодосию он пишет: " ...пока они [т.н. модернисты] не сказали последнего слова, пока вся Церковь на вселенском соборе не повторила проклятий Патриарха Иеремии [анафематствовавшего, в 1583 тех из православных кто принимал григорианский календарь], то надо держаться общения, дабы самим нам не лишиться спасения и, оцеживая комара, не проглотить верблюда " Надо оговориться, что посещать храмы где совершается богослужение без сохранения Александрийской Пасхалии митрополит Антоний считал

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

ПОСТАНОВИЛИ: Учитывая, что решение о лишении сана священника Владимира Карелина • не было утверждено Высшей церковной властью; • было вынесено без соблюдения всех установленных канонами процедур; • было принято в связи с самовольным переходом священника Владимира Карелина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, с которой Московский Патриархат не находился в каноническом общение, а ныне такое общение восстанавливается; • принимая во внимание ходатайства Преосвященного епископа Курганского и Шадринского Михаила и Преосвященного епископа Евтихия, заключение комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, а также покаянное прошение Владимира Карелина, — принять Владимира Карелина в сане пресвитера. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем прошении епископа Евтихия относительно принятия его в юрисдикцию Московского Патриархата. СПРАВКА: 16 мая 1990 г. Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви принял решение об открытии приходов и епархий на канонической территории Московского Патриархата. В том же году игумен Евтихий (Курочкин), клирик Омско-Тюменской епархии, обратился к Преосвященному архиепископу Омскому и Тюменскому Феодосию с заявлением о переходе в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. 13 июля 1990 г. игумен Евтихий был запрещен в священнослужении Преосвященным епископом Тобольским и Тюменским Антонием. В 24 июля 1994 г. в Знаменском храме в Нью-Йорке рукоположен во епископа митрополитом Виталием (Устиновым) и сослужащими архиереями Русской Зарубежной Церкви. Впоследствии епископ Евтихий выступил как сторонник восстановления полного общения Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. В 2004 — 2006 гг. принимал участие в некоторых совместных заседаниях комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. В мае 2006 г. епископ Евтихий принял участие во Всезарубежном Соборе, где также выступил за восстановление канонического единства Русской Церкви.

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

Е. Грачева: Владыка, Вы упомянули православных священников за рубежом. В эти даты Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Иларионом совершается паломническая поездка по святым местам России. Хотелось бы спросить, какая обстановка складывается вокруг Русской Зарубежной Церкви в свете текущей политической мировой конъюнктуры? В каких странах нас стали, возможно, больше притеснять, а где, напротив, открывается больше новых храмов? Митрополит Иларион: В целом можно говорить о том, что политическая конъюнктура никак не сказывается на жизни Русской Зарубежной Церкви, которая существует во многих странах, создает новые приходы. Ее жизнь развивается особенно активно после того, как десять лет назад произошло историческое событие — воссоединение ее с Московским Патриархатом. Это, как мне кажется, придало Русской Православной Церкви Заграницей второе дыхание. Сегодня очень активно развиваются связи между Московским Патриархатом и Зарубежной Церковью, происходит постоянный обмен паломническими группами. Сейчас митрополит Иларион находится в России, и очень часто наши паломники приезжают в зарубежные страны, молятся и причащаются в храмах Зарубежной Церкви. Конечно, это для нас очень радостное событие, потому что преодоление схизмы — всегда чудо Божие. Схизмы, расколы происходят из-за различных человеческих несовершенств или же по каким-то политическим причинам, а преодоление раскола — дело Бога; оно совершается руками человеческими, но в этом всегда есть элемент чуда. И вот мы уже десять лет радуемся тому, что это чудо произошло. За рубежом открывается очень много храмов: это и храмы Русской Зарубежной Церкви, и храмы Московского Патриархата. Может быть, не все наши телезрители понимают, в чем разница. Сейчас в результате воссоединения создалась такая ситуация, когда во многих зарубежных странах параллельно сосуществуют структуры Русской Зарубежной Церкви и Московского Патриархата, при этом они находятся в полном евхаристическом единстве. Так вот, создаются новые приходы как Зарубежной Церкви, так и Московского Патриархата. Например, несколько месяцев назад начал функционировать Духовно-культурный центр Русской Православной Церкви в Париже, его освящал в конце прошлого года Святейший Патриарх Кирилл; недавно центр посетил Президент России Владимир Путин. Этот объект становится очень значимым средоточием духовной жизни русских православных верующих столицы Франции: это и кафедральный собор Корсунской епархии Русской Православной Церкви, и место, где православные верующие встречаются, общаются. Там проводятся различные культурные мероприятия, изучается русский язык. И этот центр, действительно, занял свое место на духовной карте французской столицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4956730.ht...

С 10 июля 2001 года Владыка Лавр исполнял обязанности Первоиерарха Зарубежной Церкви в должности его заместителя. На Соборе 17-27 октября 2001 года избран Главой Зарубежной Церкви, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. 17 мая вместе с Патриархом Алексием II митрополит Лавр подписал «Акт о каноническом общении», после чего 80-летнее разделение двух частей Русской Церкви было преодолено. Владыку Лавра будут отпевать 21 марта в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Отпевание Владыки Лавра совершит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Владыка Лавр будет похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Обязанности главы Зарубежной Церкви до Архиерейского Собора будет исполнять первый заместитель председателя Архиерейского Синода Зарубежной Церкви архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. Заседание Архиерейского Синода, на котором состоятся выборы нового главы Зарубежной Церкви, предположительно состоится после Пасхи. Согласно Акту о каноническом общении, «в соответствии с нормами канонического права избрание первоиерарха Русской Зарубежной Церкви утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви». Представитель Архиерейского Синода Зарубежной Церкви Михаил Селехов в интервью РИА Новости рассказал: «Сотни звонков сегодня обрушились, я сначала не мог поверить — думал, оппозиция пускает слухи. А позвонить отсюда не мог — здесь телефон односторонний. Попросил одну женщину, она с мобильным телефоном пошла звонить — через полчаса прибегает, вся запыхавшись и в слезах, сказала, что сегодня скончался митрополит Лавр». Имя Владыки Лавра будет вписано в историю Русской Православной Церкви и «память его сохранится в род и род», — заявил Патриарх Алексий II журналистам после богослужения в честь 25-летия возрождения Данилова монастыря. Предстоятель Русской Церкви заявил, что «мы в эти дни будем молитвенно поминать его», и точно отметил: «И благодарить за то, что он способствовал воссоединению Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом».

http://pravoslavie.ru/36539.html

После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили   члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской  Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках» , приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля. 21 мая 2007 года Преосвященный митрополит Лавр отбыл из Москвы с паломнической поездкой по городам России и Украины. В частности, 23-25 мая председатель Архиерейского  Синода Русской Зарубежной Церкви посетил Курск и Киев. 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и Преосвященный митрополит Лавр совершили Божественную литургию в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры. Затем Преосвященный митрополит Лавр посетил Почаевскую Успенскую Лавру.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205505...

17 мая 2007 года в праздник Вознесения Господня в Москве, в Храме Христа Спасителя, состоялось подписание Святейшим Патриархом Алексием и Преосвященным митрополитом Лавром Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство в Поместной Русской Православной Церкви. При этом торжественном событии присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, государственные и общественные деятели. После подписания Акта Святейший Патриарх, митрополит Лавр и Президент России обратились к присутствующим в храме, среди которых находились многочисленные клирики и миряне Русской Зарубежной Церкви из Австралии, Германии, Канады, Новой Зеландии, США, Франции, Швейцарии и других стран. За последовавшей затем Божественной литургией Святейшему Патриарху сослужили члены Священного Синода Русской Православной Церкви; архиереи Русской Зарубежной Церкви, архиереи — члены Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. После Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх открыл выставку «Русская Православная Церковь в XX-XXI веках», приуроченную к подписанию Акта о каноническом общении. Торжества завершились Патриаршим приемом в трапезных палатах Храма Христа Спасителя. 19 мая 2007 года Святейший Патриарх совершил освящение храма в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне и Божественную литургию в сослужении собора иерархов, в том числе архиереев Русской Зарубежной Церкви, а также представителей Поместных Православных Церквей. В тот же день по приглашению Президента В.В. Путина в Грановитой Палате Московского Кремля по случаю подписания Акта о каноническом общении состоялся торжественный прием, в котором приняли участие Святейший Патриарх Алексий и члены Священного Синода, Преосвященный митрополит Лавр и члены Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, а также иерархи, клирики и миряне Русской Православной Церкви, представители государственной власти. 20 мая 2007 года иерархи и клирики Русской Зарубежной Церкви сослужили Святейшему Патриарху в Успенском соборе Московского Кремля.

http://sedmitza.ru/lib/text/429919/

Указанные документы были также одобрены постановлениями Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 6 октября 2004 г. постановил: «По завершении работы Комиссий и двустороннего согласования подготовленных документов поручить Священному Синоду на основе суждений, имевших место на настоящем Соборе, совершить каноническое деяние, коим будет восстановлено евхаристическое общение и единство». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Акт о каноническом общении, которым восстанавливается единство внутри Поместной Русской Православной Церкви. 2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром в храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Журнал ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об исполнении решений, изложенных в Приложении к Акту о каноническом общении. Справка: На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 г. (Журнал было вынесено решение признать Преосвященного Евтихия (Курочкина) в сане епископа, а по вопросу о его дальнейшем служении «иметь суждение после вступления в силу Акта о каноническом общении, которым будет восстановлено каноническое единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви». В Приложении к Акту о каноническом общении, подписанному Святейшим Патриархом 17 мая 2007 года, указано: «Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха».

http://mospat.ru/archive/86317-zhurnaly-...

2. Определить, что Акт о каноническом общении вступает в силу после торжественного подписания Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Председателем Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви митрополитом Лавром в храме Христа Спасителя в Москве, в праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года. Журнал 37 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: Об исполнении решений, изложенных в Приложении к Акту о каноническом общении. Справка: На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2006 г. (Журнал было вынесено решение признать Преосвященного Евтихия (Курочкина) в сане епископа, а по вопросу о его дальнейшем служении «иметь суждение после вступления в силу Акта о каноническом общении, которым будет восстановлено каноническое единство Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви». В Приложении к Акту о каноническом общении, подписанному Святейшим Патриархом 17 мая 2007 года, указано: «Действуя в духе церковной икономии, Священный Синод Русской Православной Церкви и Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви предусматривают пятилетний переходный период для полного урегулирования положения бывших приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата посредством их вхождения в юрисдикцию местных правящих архиереев. До завершения этого срока таким приходам, не находящимся на территории Самоуправляемых Церквей, предоставляется возможность находиться под окормлением викария Патриарха Московского и всея Руси, которому, с благословения Патриарха, предоставляется также возможность принимать участие в работе Архиерейского Собора и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви по приглашению ее Первоиерарха». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященному епископу Евтихию (Курочкину) быть епископом Домодедовским, викарием Московской епархии, с поручением ему временного архипастырского окормления бывших приходов Русской Зарубежной Церкви в России, согласно Приложению к Акту о каноническом общении. 2. Находящимися во временной канонической юрисдикции Преосвященного епископа Домодедовского Евтихия признать клириков в соответствии с согласованным списком.

http://sedmitza.ru/lib/text/429916/

18 ноября состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия II с членами делегации в архиерейском сане. На следующий день прошли переговоры в расширенном составе под председательством Святейшего Патриарха при участии постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей. В собеседовании также участвовали наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Было принято решение о создании комиссий, призванных способствовать разрешению проблем во взаимоотношениях Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви На встрече была выражена воля обеих сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения, готовность следовать по пути к церковному единству с опорой на общее каноническое Предание и с уважением к церковно-административным реальностям, сложившимся в течение XX века. По итогам собеседований было согласовано сообщение для печати. В ходе визита делегация Русской Зарубежной Церкви посетила храм Христа Спасителя, Троице-Сергиеву Лавру, столичные монастыри и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. В связи с проведением с 13 по 17 декабря в г. Нью-Йорке Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с посланием к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви митрополиту Лавру и Преосвященным членам Собора. В этом обращении Святейший Патриарх вновь призвал к преодолению средостения, все еще разделяющего Русскую Церковь. В ответном письме, подписанном всеми архиереями Русской Зарубежной Церкви, выражена благодарность за заботу Святейшего Патриарха об устранении преград и недоразумений, за радушный прием, оказанный делегации Русской Зарубежной Церкви в Москве. Засвидетельствована готовность продолжать начатый диалог, для чего Собором назначена особая комиссия. Достигнута договоренность о визите митрополита Лавра в Россию в первой половине 2004 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/429526/

В 2006 году Владимир Карелин обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с письмом, в котором выражает свое раскаяние и просит о восстановлении в священном сане. С ходатайством о восстановлении Владимира Карелина в священном сане обратились также епископ Курганский и Шадринский Михаил, готовый принять его в свою епархию, и епископ Евтихий (Курочкин). Последний отметил, что Владимир Карелин был главным его единомышленником в вопросе восстановления единства между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, болезненно переживая разделение. Осенью 2005 года Владимир Карелин совместно с благочинным Шадринского района Кугранско-Шадринской епархии протоиереем Михаилом Тихоновым подписал письмо против деятельности «Русской истинно-православной церкви». Постановили: Учитывая, что решение о лишении сана священника Владимира Карелина: не было утверждено Высшей церковной властью; было вынесено без соблюдения всех установленных канонами процедур; было принято в связи с самовольным переходом священника Владимира Карелина в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, с которой Московский Патриархат не находился в каноническом общении, а ныне такое общение восстанавливается; принимая во внимание ходатайства Преосвященного епископа Курганского и Шадринского Михаила и Преосвященного епископа Евтихия, заключение комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью, а также покаянное прошение Владимира Карелина, - принять Владимира Карелина в сане пресвитера. ЖУРНАЛ Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о поступившем прошении епископа Евтихия относительно принятия его в юрисдикцию Московского Патриархата. Справка: 16 мая 1990 года Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви принял решение об открытии приходов и епархий на канонической территории Московского Патриархата. В том же году игумен Евтихий (Курочкин), клирик Омско-Тюменской епархии, обратился к Преосвященному архиепископу Омскому и Тюменскому Феодосию с заявлением о переходе в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. 13 июля 1990 года игумен Евтихий был запрещен в священнослужении Преосвященным епископом Тобольским и Тюменским Антонием. 24 июля 1994 года в Знаменском храме в Нью-Йорке рукоположен во епископа митрополитом Виталием (Устиновым) и сослужащими архиереями Русской Зарубежной Церкви.

http://pravoslavie.ru/20041.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010