По своим высоким качествам души, разностороннему образованию, огромным общественным трудам преосвященный Гурий должен быть поставлен в ряду достопамятных иерархов Русской Православной Церкви. Труды: О Богоучрежденности епископского сана. (Магистерская диссертация). 17 августа 1853 г. Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Святых Таин. Письма из Пекина об успехах Православия в Китае//Иркутские епархиальные ведомости. – 1863. Отчет о состоянии и действиях Пекинской миссии//Христианское чтение. – 1864, ч. 1. Исповедание веры молокан донского полка. – 1875. О скопческом учении. – 1877. Слова и речи//Таврические епархиальные ведомости. – 1882, 8. Письма о переводе Нового Завета на китайский язык//Русский архив. – 1893, кн. 2. – С. 394. Письма к преосвященному Иакову о Русской и Греко-российской церкви в Китае в XVII-XIX вв. //Русская старина. – 1884, т. 43. Литература: Палимпсестов И. И. Гурий, архиепископ Таврический: из воспоминаний//Русский архив. – 1888, 3. – С. 165–170. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1413. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 388. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 291, 490. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М.. 1832–1891, 1883. – С. 453. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 125–126. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 50, 78. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3. – С. 377, пр. 2, 522; т. 4. – С. 11, пр. 1; т. 5. – С. 256, 275, 291, 323, 327, 659, 677, 682; т. 6. – С. 248, 249, 378, 532, 596, 618, 619, 622, 654. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода(1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 68, 73, 82, 90, 91, 92, 98, 99 – 100, 478. Волин Ан. Подвиг Патриарха (к 300-летию со дня кончины патриарха Гермогена)//Русский паломник. – 1912, 7. – С. 98–100; 8. – С. 116–119. Альбов И., священник. Гермоген, святейший патриарх всея Руси//Русский паломник. – 1912, 6. – С. 84–87; 7. – С. 100–103. Глаголев Д. М. Род великого господина святейшего Гермогена//Русский архив. – 1902, кн. 8. Глаголев Д. М. Краткая заметка на мнение С. Ф. Платонова о происхождении патриарха//Русский архив. – 1901, кн. 9. Страдальцы за Русскую землю. Патриарх Гермоген и Троицкий архимандрит Дионисий. – М., 1911. Иванов Ф., священник. Церковь в эпоху Смутного времени на Руси. Екатеринослав, 1906. Костомаров Н. И. Собрание сочинений Н. И. Костомарова . Историческая монография и исследования: в 8 кн. – СПб., 1903–1906. Смутное время Московского государства. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 10. Рублевский П. Гермоген, патриарх Всероссийский//Странник. – СПб., 1864, т. 2. Сергий (Спасский) , архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – 2-е изд. – Владимир, 1901–1902, т. 2. – С. 555. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 13. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401, 1405. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 253, 425, 529, 933. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 98. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 288, 293. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 11, 49. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 624–626.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. протодиакон Василий Марущак Источники Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943: Сб. в 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1994. Брюховской Н., прот. Историческая записка о постройке Таврической духовной семинарии в г. Симферополе. – Таврические епархиальные ведомости, 1873. Волынкина И.И. Письменное сообщение. 1995. Март. Всемирная иллюстрация. – СПб., 1882. – Т. 27. Гермоген, еп. Псковский и Порховский. Таврическая епархия. – Псков, 1887. Дягилева Е. С. Личное сообщение. Симферополь, ул. Жидкова, 61. Известия по Казанской епархии. – 1887. – 5. Иркутские епархиальные ведомости. – 1864.11. Киселева Е. Письменное сообщение. Симферополь, пр. Победы, 60. Краткая история Русской Православной миссии. – Пекин, 1916. Медведская В. С. Письменное сообщение. 1995. Март. Милина Л. Скверу Победы – первозданный вид//Крымская правда. – 1995. – 25 марта. Миссионерское обозрение. – 1900. – 7. Наэаревский А., прот. Речь, произнесенная в зале Таврической духовной семинарии 24 ноября 1909 г. – в день празднования 50-летия Таврической епархии. Новый град. – 1997. Православное обозрение. – 1868. – Ноябрь. Православное обозрение. – 1871. – Январь – июнь. Православное обозрение. – 1875. – Май. Православное обозрение. – 1879. – Март. Православное обозрение. – 1882. – Апрель. Русский архив. СПб. – 1893. – 11. Русский архив. СПб. – 1894. – 1. Русский паломник. – 1915. – 52. Русская старина. – 1884. – Кн. 9. Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. – Т. 5. Савва, архиепископ Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. – Т. 6. Северин Г., прот. Письменное свидетельство. 1995. Март. Стадник Е.А. Личное сообщение. Пос. Октябрьское, ул. Элеваторная, 53. Таврические епархиальные ведомости. – 1873. Таврические епархиальные ведомости. – 1869. Таврические епархиальные ведомости. – 1882. Таврический церковно-общественный вестник. – 1907. – 16. Тимошек В.М. Устное сообщение. Симферополь, ул. Кирова, 41, кв. 8. Труды КДА. – 1874. – Апрель. Труды КДА. – 1878. – Ноябрь. Труды членов Русской Духовной Миссии. – Пекин, 1909. – Т. 2. Церковный вестник. – 1882. – 12–13. Цешковский В., прот. История Таврической духовной семинарии 1873–1919 гг.: Дипломная работа. – Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра, 1992. Машинопись. Юэ Фэн. Православные проповедники и культура Китая//Журнал «Шицзе цзун цзяо вэньхуа»/Перевод Т.Г. Семеновой. – 1995. – 2. Читать далее Источник: Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический : Жизнеописание. Проповеди. Акафист/Сост. протодиакон Василий Марущак. - Симферополь : Н. Opiahдa, 2008. – 224 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

155 См.: «Ведомость об основании Верхне-Спасо-Преображенского бывшего старообрядческого, а ныне единоверческого мужского монастыря», составленная в 1864 г., указывает время основания Исаакиева скита 1755 г., что, вероятнее всего, является ошибкой. ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 11. Ед. хр. 110. Л. 2. 156 См.: Мордовцев Д.Л. Саратовская губерния в прошлом веке в отношении к нынешнему её состоянию//Памятная книга Саратовской губернии на 1861 г. Саратов, 1861. Ч. 3. С. 39. 160 См.: Чернышевский Г.И., прот. Историческое описание обращения Средне-Никольского, что на Иргизе, раскольнического монастыря в единоверческий. Рукопись. Пугачёвский краеведческий музей. Научный архив. 6. 161 См.: Соколов Н.С. Указ. соч. С. 398, 402; Фадеев А.М. Воспоминания//Русский архив. 1891. Кн. 2. С. 22. 162 См.: Тихомиров М.Н. Описание состояния Спасо-Преображенского и Никольского монастырей на Иргизе. Рукопись. Пугачёвский краеведческий музей. Научный архив. 34. 165 См., например: Попов Н. Святые первоверховные апостолы Пётр и Павел//ЖМП. 1950. 7. С. 58–67; McDonald L.M., Porter S. E. Early Christianity and its Sacred Literature. Peabody (Mass.), 2000. P 317. Note 47; White C. The Emergence of Christianity. Westport; London, 2007. P 68; Loi V, Amata B. Paulus, apostle. I. The man and his evangelic work. Encyclopedia of Ancient Christianity. 2014. Vol. 3. P. 99. 166 See: Shaw B.D. The Myth of the Neronian Persecution//Journal of Roman Studies. 2015. Vol. 105. P. 73–100. 167 См.: Парфёнов В.Н., Лобачёва Г.В. Смерть апостола Петра: Рим или Палестина?//Центр и периферия. 2018. 4. С. 23–28; Парфёнов В.Н., Литовченко Е.В. Апостол Павел в Иудее: последний визит//Via in tempore. История. Политология. 2020. Т. 47. 4. С. 683–692. 168 Предполагается, что товарищи Павла по несчастью предназначались к смерти на арене (Ramsay W.M. St. Paul the Traveler and Roman Citizen. 10th ed. London, 1907. P. 165). 169 See: The Cambridge Greek Lexicon. Cambridge, 2021. Vol. II. P. 1279; Strong J. Greek Dictionary of the New Testament. Albany, 1997. P. 439.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В условиях Советской России в 1984 г. Церковь смогла прославить праведного Феодора Томского как местночтимого, в сонме сибирских святых. Император, ставший старцем, наделенным Божьими Дарами, – это святой всей России. 1047 Мельницкий М.Ф. Старец Феодор Кузьмич в 1836–1864 г.//Русская старина. 1892. Январь. С. 105. 1049 Кн. Барятинский В.В. Царственный мистик. (Император Александр I – Федор Козьмич.) СПб., 1912. С. 133. 1054 РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 10: «В Томске, отслуживши литию над могилой Преосвященного Виталия, а оттуда за церквой над могилой блаженного Феодора Козмича тоже отпели литию». См. также: Путевые записки епископа Никодима: Мое путешествие из Красноярска в Москву, в Перервинский монастырь. С 11 числа июня по 26-е июля 1870 года, в течение 45-ти дней//Русский архив. М., 1903. Вып. 2. С. 246; Матханова Н.П. Записки Никодима (Казанцева), епископа Енисейского и Красноярского//Традиции и современность. 2007. 7. С. 84–96. 1056 С.Ф. Хромов, сделавший свои примечания на копии отрывка из записок епископа Никодима, посвященного Феодору Кузьмичу, по поводу образов написал: «на бумаге иконы» (Там же. Л. 10). 1060 Фетисенко О. «Это не шутка… а дело Божие». (Старец Феодор Козьмич в неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)//София. 2006. 1. С. 27. 1067 Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Воспроизведено в кн.: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002 (далее – Сказание…). С. 216. 1068 Фомин С.В. Святой праведный старец Феодор Козьмич. Из истории почитания его Царским Домом и русским народом. М-. 2003. С. 86–87. 1069 Таинственный старец Феодор Козьмич в Сибири и император Александр Благословенный. Саратов, 1908. 1071 Любимов Лев. Тайна императора Александра I. Париж, 1938. С. 188. Подробнее об этом см. в главе II. 1073 Великий князь Николай Михайлович. Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Козьмича. СПб., 1907. С. 9–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исторические песни. Баллады/Изд. подг. С. Н. Азбелев. М., 1991. С. 594. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. В 90 т. Т. 11. М., 1933. С. 195. Рассказы князя Голицына. Из записок Ю. Н. Бартенева//Русский Архив. 1886. 5, 7, 10. С. 316–317. См.: Флоровский Г., свящ. Пути русского богословия. Paris, 1979; Толстой Ю. О духовном союзе Е. Ф. Татариновой//XIX век. Кн. 1. М, 1872. Из воспоминаний Петра Петровича Новосильцева. 1. Эпизод из жизни принца Евгения, бывшего вице-короля италийского//Русский Архив. 1870. Незначительно отличающуюся версию легенды (в частности, здесь читаем, что св. Савва в ночном явлении 1812 года предсказал Евгению Богарне, что его потомки будут служить России) см.: Герцог Г. Лихтенбергский. Семейное предание//Русская Старина. 1914. Впрочем, у Закревского — позже, во времена Hukoлaя I, — состоялась, однако, встреча, какой и врагу не пожелаешь. Теща генерала подарила дивеевским сестрам полоску земли; гневный вельможа вызвал к себе начальницу общинки, старицу Ксению Михайловну, закричал на нее: «Ах ты, старая развратница!», после чего та «не будучи в состоянии даже что-либо вымолвить, зашаталась и тут же упала замертво, так что долго не могли ее привести в сознание…». После этого преп. Серафим послал ученика своего Михаила Мантурова, «Мишеньку», — «не горячась и не оскорбляя, кротко объяснить всесильному графу его ошибку… и выразить ему, что он совершенно напрасно оскорбил ничем не повинную Божию старицу; затем, низко кланяясь графу, смиреннейше благодарить его за им соделываемое благодеяние этой общинке». Мантуров поручение исполнил — встретив Закревского при выходе из Саровского храма. Окончательно осерчав, генерал по возвращении домой поднял шум, результатом чего стало следствие. И не одно, а два — светское и духовное. Оба они оправдали общинку; тем самым она хоть и не получила документального подтверждения от епархии, но «как бы приобрела законное дозволение на свое существование» (Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. С. 162). См., напр.: Дименков Д. Саровская пустынь в 1823 году (Из путевых записок)//Душеполезное чтение. 1864. Ч. 2.

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/?fu...

1 . Акафист преподобному и богоносному Александру игумену, Свирскому чудотворцу. СПб., 1876. 2 . Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею, т. I, 1334–1598. СПб., 1841. 3 . Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею, т. I, 1294–1598. СПб., 1836. 4 . Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966. 5 . Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. II, М., 1963. 6 . Афанасий, монах. Преподобный Александр Свирский и основанная им обитель. К 400-летию Свирской обители (1506–1906). СПб., 1905. 7 . Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустынь. Исторический очерк.– ЧОИДР, 1885, кн. 4. 8 . Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами.– ЧОИДР, 1871, кн. 4. 9 . Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. 10 . Валаамский монастырь. СПб., 1864. 11 . Веретенников П., диакон. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526–1542).- " ЖМП», 1979, 8. 12 . Виноградов В. Жития древнерусских святых, как источник по истории древнерусской школы и просвещения.– «Богословский вестник», 1915, т. IV. 13 . Вольгин А. Преподобный Александр Свирский .– «ЖМП», 1978, 8. 14 . Вяземский П. П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озерах. СПб., 1881. 15 . Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II, ч. 1. М., 1900; ч. 2. М., 1911. 16 . Голубцов А. Материалы для истории древнерусской иконописи.– «Богословский вестник», 1910, т. II, месяц май. Сергиев Посад. 17 . Громов В., свящ. День Святой Живоначальной Троицы в Александро-Свирском монастыре, Олонецкого уезда.– «Олонецкие епархиальные ведомости». 1902, 12, неофиц. часть. 18 . Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 19 . Древние акты. Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского монастыря.- " Олонецкие губернские ведомости», 1833, 10, неофиц. часть. 20 . Жарков Н. А. К истории московских пожаров 1547 года.– Исторический архив. М., 1962, 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

На память русскому народу Подляшья и Холмской Руси о воссоединении его с Православием в 1875 г. Варшава, 1876. Несколько возражений на книгу: Дымша Л. Холмский вопрос. Холм. Изд. Холмского Св.-Богородицкого братства, 1911. Неманов Л. Текущие вопросы внутренней жизни. Эволюция партийных отношений в III Думе//Русская мысль. 1910. Кн. 8. Отд. 2. С. 152–178. В основном отношения октябристов и кадетов. Никандров И. В. (журналист, член «Внедумской вероисповедной комиссии», октябрист). Церковь и вероисповедный вопрос в Ш Государственной Думе. СПб., 1912. Никанор, епископ. Свобода совести, как христианская основа (по поводу доклада М. А. Стаховича)//Миссионерское обозрение. 1901. Февраль. С. 540–545. Николаев К. Н. Восточный обряд//Париж. ИМКА-пресс, 1950. Николай П. Именной Высочайший Указ и Высочайше утвержденные положения Комитета Министров об укреплении начал веротерпимости//Журнал Министерства юстиции. 1905. 5. С 1–11. Тексты документов. Никон [Бессонов], епископ. Церковь и социальный вопрос//Церковно-общественный вестник. 07.11.1913. 6. Никон [Бессонов], епископ. Мое доброе слово к православному духовенству//Прибавления к Церковным ведомостям. 18.VIII.1912. Против октябристов. Никонович, протоиерей. Дневник//Полоцкие епархиальные ведомости. 1908–1911. Серия статей о думских событиях, автор – депутат III Думы. Новиков Н. «В вечную память» Преосвященнейшему Александру, архиеп. Литовскому и Виленскому//Русский архив. 1885. Вып. 6. С. 294–299. О церковной деятельности архиепископа Александра (Добрынина), в частности об учреждении им в 1864 г. Ковенского Свято-Никольского братства. Приводится письмо митр. Филарета. Новорусский М. Душеспасительное хозяйство (Валаамская трудовая община)//Современный мир. 1907. 9. Отд. 2. С. 40–59. О примитивности монастырского хозяйства. Новый избирательный закон//Профессиональный вестник. 1907. 9. С. 1–2 . Критика закона 3 июня. Нотариальное опровержение чуда//Всемирный вестник. 1903. С. 217. Опровержение версии брошюры Холмушина, изданной в 1903 г., о том, что смерть крестьянина-старообрядца последовала в наказание за издевательство над мощами преп. Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

28 Письмо свт. Филарета к архим. Антонию от 09.03.1859//Собрание мнений. Т. IV. С. 171. 29 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. I Ч. II. СПб., 1864, с. 1056.  30 Цит. по: Иоанн, еп. Сызранский. Указ. соч. Ч. 2. С. 117. 31 Там же с. 52 32 Цит. по: Сушков Н. В. Указ. соч. Приложения. С. 125. 33 Цит. по: Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки. Троице-Сергиева Лавра, 1899. Т. 2. С. 552. 34 Цит. по: Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Указ. соч. С. 561. 35 Там же. 36 Там же. 1901. Т. 3. С. 373-374. 37 Там же. С. 688. 38 Цит. по: Савва, архиеп. Тверской и Кашинский. Указ. соч. Троице-Сергиева Лавра, 1899. Т. 2. С. 625. 39 Цит. по: Иоанн, епископ Сызранский. Указ. соч. Ч. 3. С. 11. 40 Русский Архив. 1899. Кн. 3. Сентябрь. С. 163. 41 Цит. по: Иоанн, еп. Сызранский. Указ. соч. Ч. 3. С.184-185. 42 Цит. по: Владиславлев В. Ф. Указ. соч. С. 90. Статья опубликована на портале 01.12.2009 г. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6170678

420 Беляев С. А. О храме апостола Петра в Херсонесе//Церковные древности. VIII Рождественские образовательные чтения. – М., 2001. – С. 5–28; Беляев С. А. Исторические предпосылки постройки кафедрального храма Херсонеса во время Константина Великого ... – С. 35. 421 Слово на перенесение мощей преславного Климента//Лавров П. Жития херсонских святых... – С. 130, гл. 12; Vita cum Translatione S. dementis//Лавров П. Жития херсонских святых... – Р. 144, §5.; Протоиерей Александр Пелин. Топография христианского Херсонеса... – С. 154–157 (тест источников и пер. на русский А. Пеньковича); Слово на перенесение мощей Климента Римского : Пер. И. Калиганова. – С. 315. 422 См.: Крестный путь святого Климента: Рим – Херсонес. – Севастополь, 2001. – С. 12–14; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Херсонес... – С. 116–131,172–181, 197–198. 423 Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства iм. Шевченка. – Льbib, 1904. – Т. 59. – Кн. 3. – С. 184, 192. 424 Жизнь и труды преподобных отец наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей словенских//Москва. – 1991. – 5. – С. 149; ср.: Латышев В. В. Новая надпись из Партенита//ЗООИД. – 1886. – Т. 14. – С. 64, прим.1 (...ton agion endoxon paneuphe mon kai protokoryphaion Apostolon [Petrou k]ai Pa[ulo]u). 425 Искусство Византии в собраниях СССР. – М., 1977. – Т. 1. – С. 111, Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV–XII вв. – С. 18, рис. 21. 427 Photeinakes S. О narthekas ton ekklesion tes mesabyzantines kai palaiologeias periodou. Leitourgike chrese kai eikonographiko programma. – Athena, 1988. – S.8–9. 429 Усыпальницы, могилы были чаще всего вырубные, хотя встречались и грунтовые, особенно ближе к берегу Карантинной бухты, с южной стороны расположенного здесь крестовидного храма. См.: Отчет за 1902 год//Архив НЗХТ. – Д. 11. – Л. 28; Отчет за 1905 год. – Л. 37. 430 Theodori Studitae orationes et epistulae//PG. – 1864. – T.99. – Col. 1524 (письмо к Григорию). Остальные пять мистерий: «просвещение» (крещение); собрание или общение (synaxis), то есть Евхаристия; совершенство миропомазания; совершенство священства (рукоположение в священники или епископы); монашеское совершенство (монашеский постриг). Это отличается от перечня семи таинств, принятых католической и русской православными Церквями: крещение, конфирмация (миропомазание), Евхаристия, покаяние (исповедь), елеопомазание, брак, духовный сан (ср.: Мейендорф И. Византийское богословие. – С. 104).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010