А.А. Половцов Хованский, Иван Андреевич Тараруй Хованский , князь, Иван Андреевич, по прозванию Тараруй, боярин, племянник Ивана Андреевича Хованского, боярина царя Михаила Феодоровича (см.), один из самых видных деятелей в правление царевны Софии Алексеевны, казнен 17 сент. 1682 г. По словам современников кн. Х. был человек безнравственный, заносчивый, непостоянный, легко поддававшийся чужим внушениям, очень высоко ставивший свое происхождение от Гедимина и приверженный к старине; вследствие опрометчивости и неумения соразмерять свои силы с силами неприятельскими, он часто проигрывал сражения, так что, по выражению Мейерберга, он был «suis cladibus orbi notus». Народ прозвал его Тараруем. Свою службу кн. Х. начал еще в царствование Михаила Феодоровича и в 1636 г. упоминается в числе стольников. С 1650 г. начинается его деятельность в качестве воеводы; в мае этого года, по случаю набега крымских татар, кн. Х. был назначен в Тулу, откуда в конце июня был переведен в Яблонов, а осенью возвратился в Москву; с 1651–1654 г. он находился воеводой в Вязьме, а в 1655 г., когда царь Алексей Михайлович отправился в поход против поляков, кн. Х. состоял в государевом полку головою московских дворян, в 1656 г. был назначен воеводой в Могилев, а в следующем – полевым и осадным воеводой во Псков. Здесь он принимал участие в шведской войне и в октябре 1657 г. разбил под Гдовом графа Магнуса де Лагарди; между тем в Нарву прибыли из Москвы послы для ведения переговоров со шведами, и между ними и кн. Хованским не замедлили произойти столкновения из-за того, что послы помимо Хованского пригласили к себе для охраны одного из находившихся под его начальством полковников. Царь, до которого дошло это дело, признал виновность послов, но в то же время велел кн. Хованскому посылать ратных людей для охраны послов. Гораздо серьезнее были столкновения кн. Хованского с А. Л. Ординым-Нащокиным: кн. Х. очень гордился своим знатным происхождением и с презрением относился ко всем незнатным, но тем не менее добившимся власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Скачать epub pdf Розанов, Николай Павлович Розанов , Николай Павлович, писатель, археолог; сын причетника, родился 27 апреля 1809 года в с. Сенине, Серпуховского уезда Московской губ.; умер в Москве 12 октября 1883 года и погребен на Пятницком кладбище. Образование получил в Московской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1832 году, по первому разряду, поступил на службу 7 октября 1835 г. в Московскую Духовную Консисторию и долгое время занимал там должность столоначальника (со 2 марта 1838 г.), а потом секретаря 1-й Экспедиции (с 9 декабря 1863 г.). С 1865 по 1874 г. он состоял делопроизводителем Московского Губернского Училищного Совета, а в 1867 г. был делопроизводителем учрежденного по Высочайшему повелению Комитета для составления церемониала погребения митрополита Филарета. Дослужился до чина коллежского советника. С ранней молодости история была любимым предметом Розанова и, поступив на службу в Консисторию, он отдался изучению Московской старины по бумагам богатого консисторского архива. Плодом усидчивых, долголетних занятий его явилась многотомная и ценная по содержанию «История Московского епархиального управления со времени учреждения св. Синода. 1721–1821 г.» (М. 1869–1871 гг.). Розанов был членом Московского Археологического Общества, Общества Истории и Древностей Российских при Московском университете и Общества Любителей Духовного Просвещения, и помещал в изданиях этих Обществ свои исследования и заметки. Ему принадлежали следующие статьи и работы: «Метрическая запись о рождении Филарета, митрополита Московского» («Современная Летопись» 1867 г., 45); «Встреча Московскому митрополиту Тимофею за сто лет тому назад» («Душеполезное Чтение» 1868 г., кн. 3); «Саввинское подворье и Московские преосвященные викарии» («Чтения в Обществе Истории и Древностей» 1868 г., кн. 4); «О времени благовеста при церквах в Москве в прошлом столетии и в настоящем» («Душеполезное Чтение» 1868 г., кн. 5); «О Московских городских кладбищах» (там же 1868 г., кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Лекция LVIII КН. В. В. ГОЛИЦЫН. ПОДГОТОВКА И ПРОГРАММА РЕФОРМЫ. КН В. В. ГОЛИЦЫН. Младшим из предшественников Петра был князь В. В. Голицын, и он уходил от действительности гораздо дальше старших. Еще молодой человек, он был уже видным лицом в правительственном кругу при царе Федоре и стал одним из самых влиятельных людей при царевне Софье, когда она по смерти старшего брата сделалась правительницей государства. Властолюбивая и образованная царевна не могла не заметить умного и образованного боярина, и кн. Голицын личной дружбой связал свою политическую карьеру с этой царевной. Голицын был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился от многих заветных преданий русской старины. Подобно Нащокину, он бегло говорил по-латыни и по-польски. В его обширном московском доме, который иноземцы считали одним из великолепнейших в Европе, все было устроено на европейский лад: в больших залах простенки между окнами были заставлены большими зеркалами, по стенам висели картины, портреты русских и иноземных государей и немецкие географические карты в золоченых рамах; на потолках нарисована была планетная система; множество часов и термометр художественной работы довершали убранство комнат. У Голицына была значительная и разнообразная библиотека из рукописных и печатных книг на русском, польском и немецком языках: здесь между грамматиками польского и латинского языков стояли киевский летописец, немецкая геометрия, Алкоран в переводе с польского, четыре рукописи о строении комедий, рукопись Юрия Сербенина (Крижанича). Дом Голицына был местом встречи для образованных иностранцев, попадавших в Москву, и в гостеприимстве к ним хозяин шел дальше других московских любителей иноземного, принимал даже иезуитов, с которыми те не могли мириться. Разумеется, такой человек мог стоять только на стороне преобразовательного движения – и именно в латинском, западноевропейском, не лихудовском направлении. Один из преемников Ордина-Нащокина по управлению Посольским приказом, кн. Голицын развивал идеи своего предшественника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Как при получении храмозданных грамат платилась за них дань (Описание документов и бумаг, хранящихся в Москов. архиве Министерства Юстиции, кн. 1 1869 г. О церковных пошлинах, стр. 5 и дал.); так она взималась и за антиминсы. Плату за антиминс в России брали с глубокой древности. Ибо в грамате 1551-го года июля 15-го указывалось брать пошлину антиминсную «по старине». Таким образом, в XI-м веке это считалось старинным обычаем. В указанной грамате сказано, что «по указу Государя Ивана Васильевича и Митрополита Макария.... предписано соборным священникам святой Софии жить по старине, да что им идет проскурная пошлина из монастырей и с градских проскурниц, и та им пошлина имать по старине.... А что у них Троецкой протопоп и попы из Пскова емлют антиминсы, и они им дают пошлину по цареву нынешнему уложению за антиминс по полуполтине 241 .» (Акт. Арх. Экспед. т. 1, 229, стр. 222). Указание в этой грамате на старину относится не к сумме денег, а к обычаю брать плату за антиминсы и отдавать антиминсную пошлину причту Софийского собора. Что же касается самой суммы денег этой пошлины, то количество ее – полуполтина (25 копеек), указанное в приведенной грамате, – назначено было при Митрополите Макарие. До него же брали за антиминс от рубля до полутора рубля Новгородских 242 . Это видно из царской граматы Новгородскому воеводе, князю Хилкову, 1641 года марта 10-го. В ней упоминается о жалованной грамате Великого Князя Ивана Васильевича 7012 (1504) года, в которой было сказано, что «антиминсы ведати Софейскому протопопу, и протодьякону и священником по старине ж.... А изстари всему Софейскому собору шло пошлин с антиминсов, с церквей, которые церкви около Новогорода, где в приходе обеж пятьсот или шестьсот, до рубля и до полутора рубли Новгородских с церкви, с антиминса; а где церкви свящают, и на церковных де священиях все приношение им же шло.... Затем в грамате 1641 года читаем: «А лета 7059 (1551) году, Макарий Митрополит всеа Руссии с Архиепископы и с Епископы и со всем освященным собором уложили: велено им имать за антиминс от старых церквей по полуполтине, а от выставки от новые церкви по пяти алтын, да на церковных де приношениях, что церкви свящают, велено им имать треть приношения, а больше того имать не велено ... и доходит им тех доходов....с антиминсов де ныне доходит на год рублев до двадцати Московских, а в ином году больше того, а в ином менши того.» (Акт. Арх. Экспед. т. III, 306, стр. 451 – 453). Эта пошлина, отдаваемая причту соборной церкви, разделялась между членами ея, к обязанностям которых принадлежало, как видели, приготовление и выдача антиминсов 243 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Н. Дурново. Фотография. Нач. XX в. Дурново Николай Николаевич (23.10.1876, дер. Парфёнки (Парфёнково) Рузского у. Московской губ.- 27.10.1937, близ пос. Медвежья Гора (ныне г. Медвежьегорск), Карелия), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог. Род. в семье церковного публициста и издателя Н. Н. Дурново-старшего. В 1895 г. окончил 6-ю московскую гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический фак-т Московского ун-та, учился у Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова . В 1899 г., по окончании курса с дипломом 1-й степени, Д. был оставлен на кафедре рус. словесности для подготовки к магистерскому экзамену. В 1904 г. стал приват-доцентом Московского ун-та, в 1910 г. перешел в Харьковский ун-т. В 1918-1921 гг. являлся профессором Саратовского ун-та, в 1922-1924 гг.- Московского ун-та, в 1924 г. избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1924-1928 гг. работал в Чехословакии, изучал закарпатские говоры и в качестве профессора-гостя в ун-те им. Масарика в Брно читал курс лекций по истории рус. языка. После возвращения в СССР в 1928-1930 гг. работал в Минске, в 1928 г. был избран действительным членом новоучрежденной Белорусской АН. В связи с развязанной против Д. идеологической кампанией, приведшей к его исключению из АН Белоруссии, уехал в Москву, где не смог получить постоянную работу. Арестован в 1933 г. по сфабрикованному обвинению в создании контрреволюционной орг-ции «Российская национальная партия» («дело славистов»). В 1934 г. осужден на 10 лет, сослан на Соловки, в 1937 г. был повторно осужден и расстрелян. В первые годы после окончания ун-та главные исследовательские интересы Д. были сосредоточены на изучении древнерус. лит-ры и фольклора. В 1900-х гг. Д. издал ряд древнерус. памятников: «К истории сказаний о животных в старинной русской литературе» (Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. М., 1902. Т. 3. С. 45-118), ««Приветство брачное» Сильвестра Медведева» (ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 303-350), «Повесть о старце, просившем руки царской дочери» (Новый сб. статей по славяноведению: Сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 344-357), «Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе» (Древности: Тр. Слав. комиссии МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 54-152, 319-326) и др. Соч. «Материалы и исследования по старинной литературе. Вып. 1: К истории Повести об Акире» (М., 1915) в 1916 г. было защищено Д. как магистерская диссертация.

http://pravenc.ru/text/Дурново.html

В.В. Виноградов Пошлый ПОШЛЫЙ В истории некоторых слов отражается смена основных культурных эпох русской истории. В экспрессии слова бывает запечатлена оценка старого, отживающего историко-бытового уклада и мировоззрения. Слово пошлый – чисто русское, народное слово. Оно представляет собою отглагольное прилагательное, точнее: причастие от глагола пойти (ср. выражение «пошло» – «ведется исстари»), превратившееся в имя прилагательное. Это слово идет из до-письменной древности. В русских памятниках делового языка, в актах и грамотах до XVII в. оно употребляется в значениях: 1) «исстари ведущийся, старинный, исконный»; «искони принадлежащий»; 2) «прежний, обычный» (ср. значение слова пошлина в древнерусском языке: 1) «исстаринный, исконный обычай», ...ходити по пошлин, како пошло исперва, Дог. гр. Новгорода с Яр. Ярослав. 1264–1265 г. А онъ васъ вдаетъ и судитъ по старои пошлин. Жал. гр. в. кн. Ив. Вас. Судим. 1499. 2) «исконные права»; 3) «обычная дань, налог»: Пошьлинасудовая или судьная, пошьлина торговая и т.  п.) (Срезневский, 2, с. 1333–1335). Например, в Дог. грам. Дм. Ив. 1381 г.: «А мыты ны держати давныи пошлыи, а непошлыхъ мытовъ и пошлинъ не замышляти». В Жалов. гр. Тол. мон. около 1400 г.: «Пожаловалъ есми... деревнею Куколцинымъ и съ лсомъ и съ пожнями, куды топоръ ходилъ, куды коса ходила, съ пошлою землею, что къ неи из старины тянуло». В Дог. гр. Новг. и Казани (1470–1471 г.): «А намстнику твоему судити съ посадникомъ во владычн двор на пошломъ мст» (там же, 2, с. 1336). В конце XVII в. – начале XVIII в. – в связи с переоценкой старины, древнерусских традиций слово пошлый приобретает отрицательный оттенок. В нем складывается новое значение: «низкий качеством, весьма обыкновенный, маловажный». В. К.  Тредиаковский доносил в своем рапорте: «Здешние семинаристы имеют пошлые познания в латинском языке». А. А.  Потебня указывал: «Современн. литературн. русск. пошлый значит «тривияльный, постыло-обычный»; слово это знаменует разрыв общества с допетровским преданием, ибо в старинном языке до XVII века включительно пошлое – «то, что пошлó, повелось, а потому входящее в нормальный строй жизни, освященное ею, освященное и в этом смысле безупречное»...» (Потебня, Из зап. по русск. грам., ч. 1–2, с. 238).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Львов , Алексей Федорович, директор придворной певческой капеллы, автор музыки русского народного гимна; род. в Петербурге 25 мая 1798 г. Отец его, Федор Петрович Львов, был большим любителем музыки и с 1826 г. состоял директором придворной капеллы. А. Ф. с 7 лет учился игре на скрипке и знакомился с музыкальной библиотекой отца, состоявшей из старинных сочинений; в 1814 г. он поступил в институт инженеров путей сообщения, по окончании которого в 1818 г. произведен был в офицеры и командирован для производства работ в военных поселениях, управляемых тогда гр. Аракчеевым. В феврале 1825 г. Львов вышел в отставку, а в ноябре того же года поступил адъютантом к шефу корпуса жандармов Бенкендорфу, исполняя при нем обязанности секретаря. Государь, соглашаясь на определение Львова на эту должность, сказал Бенкендорфу: «Возьми его, он хороший офицер, сумел восемь лет прослужить у Аракчеева». В 1828 г. Львов с главной квартирой отправился, по случаю войны с Турцией, за Дунай в качестве заведующего делами главной квартиры и находящегося в свите государя «для производства дел, до вояжей относящихся». В 1833 г. по возвращении из заграничного путешествия с государем Львов получил поручение государя написать русский народный гимн. В России до тех пор употреблялась музыка английского национального гимна на слова В. А. Жуковского: «Боже, Царя храни, славному долги дни дай на земли». В своих записках Львов говорит по этому поводу: «задача показалась мне весьма трудною. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа от ученого до невежды». К написанной им музыке Львов просил Жуковского написать слова. Это были слова употребляемого до настоящего времени гимна, первоначально называвшегося «Молитва русского народа». По докладу гр. Бенкендорфа о гимне Львова государь Николай Павлович с императрицей и в. кн. Михаилом Павловичем 23 ноября 1833 г. приехали слушать гимн в певческий корпус, и здесь хор придворной капеллы и два оркестра военной музыки впервые исполнили новое сочинение. Прослушав несколько раз гимн, государь сказал: «Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня». С 25 декабря 1833 г. гимн «Боже, Царя храни» с музыкою Львова стал употребляться в качестве русского народного гимна. В следующем году Львов был назначен флигель-адъютантом и продолжал сопутствовать государю в его поездках по России и за границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

М Мадяна. См. Луки. Маковка у щита. См. Щит. Манисто. См. Монисто. Маяльник Маяльник балаболка, привешенная для украшения. У пояса «маялники с яхонты и з жемчуги» 432 . Медведко, Медведка Медведко, Медведка, санная медвежья полсть. «Два медведка белых; одна подложена крашениною лазоревою; цена рубль» 433 . Мели Мели – льняная ткань. «По досмотру, в том ковчежце часть некая полотняная, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет лице изменила, а ткана во лну» 434 . – Мели употреблялись на подкладку. «Чюга … подложена мелями» 435 . Ментеня Ментеня – (Греч. μανδη, нов.-гр. μαντον) епанча на меху. В духовной записи князя Дмитрия Иоанновича (около 1509 г.) значится «ментеня отлас вишнев Венедицкой, на черевех на бельих, а круживо у нее сажоно жемчугом Гурмыжским на бели, з дробницою» 436 . Меч Меч – древнейшее ручное оружие, состоящее из прямой довольно широкой, булатной, стальной или железной полосы и крыжа. Уже в IX веке мечи были известны на Руси. Древнейший наш летописатель говорит, что когда Поляне представили своим завоевателям Козарам по мечу от дыма, то «реша старци Козарьстеи: не добра дань, княже; мы ея доискахом оружьем одиноя страны, рекше саблями, а сих же оружье обоямо остро, рекше мечи» 437 . Отсюда видно, что полосы мечей были обоюдно острые; но были заостренные и с одной стороны, а тупые или зубчатые с другой. Каждая плоская сторона меча называлась голоменем, острая – лезом или лезвием, противоположная ей – тылом или тыльем. Крыж состоял из яблока, черена и огнива. Мечи носились в ножнах, которые привешивались к поясу 438 . В договоре Русских с Греками в 945 году «некрещеная Русь полагают щиты своя и мечи свои наги, обручи свои и прочаа оружья, да кленутся» 439 . В Слове о полку Игореве читаем: гремлеши (Всеволод) о шеломы мечи харалужными. – Притрепетал (Святослав) своими сильными плкы и харалужными мечи наступи на землю Половецкую. – Половци главы своя поклониша под тыи мечи харалужныи» 440 . В сказках упоминается меч кладенец 441 . По объяснению Вельтмана название кладенец Славянское kladnice, то, чем колют и рубят, соответственное Латинскому gladius 442 . Но кажется вернее сближать это название со словом уклад, означающим сталь, булат. В описи имущества кн. Голицыных: «меч сталной волнистой, на нем с обеих сторон насекано золотом, а в золоте по орлу пластаному (т. е. двуглавому) да травы, у черена крыж медной, позолочен; черен оклеен червчатым бархатом и перевит плетешком серебреным; у черена ж на конце две головы орловыя, медныя, золочоны; ножны оклеены бархатом червчатым, оправлены железом прорезным позолоченым; цена 2 руб. 6 алт. 4 денги 443 . Миндер, Миндерь

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

II. О народности в древнерусской литературе и искусстве (По поводу новых сочинений и изданий епископов Филарета и Макария, гг. Пыпина, Равинского, Сухомлинова и Ундольского). I. В последнее время появилось несколько замечательных сочинений по истории русской словесности. Филарет, епископ Харьковский, издал в ученых записках Академии наук (кн. 3-я, 1857 г.) Обзор русской духовной литературы от 862 по 1720 г. В той же части академических записок помещено сочинение профессора Сухомлинова О древней русской летописи, как памятнике литературном 145 . Макарий, епископ Виницкий, в своей Истории русской церкви (три части, 1857 г.), посвящает несколько глав подробной характеристике литературных произведений до XIII века, до которого доведена им история церкви в этих трех частях. Г. Пыпин, которому русская литература обязана открытием превосходного древнерусского стихотворения о Горе Злочастии, издал Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских (1857). Это сочинение обнимает нашу повествовательную литературу от XV и даже от XIV века до начала XVIII. Сверх того, между новейшими изданиями русских литературных памятников, почитаем обязанностью обратить внимание читателей на изданное г. Ундольским в «Русской Беседе» (1856 г. 2), по рукописи XV века, знаменитое в нашей древней литературе Слово или Моление Даниила Заточника. Обнародованный г. Ундольским памятник бросает совершенно новый свет на это древнее произведение. Епископ Филарет имел в виду, на основании всех новейших исследований и открытий, составить руководство вроде известного Словаря о бывших в России писателях духовного чина; потому что, как справедливо замечает он, этот Словарь «в настоящее время оказывается очень недостаточным». Желая соединить удобство словаря с систематическим обозрением, автор распределил писателей по векам, присоединив в конце алфавитные указатели сочинителей и литературных произведений. «Решаясь обозреть русскую духовную литературу, говорит он во введении к своему почтенному труду, мы не принимаем на себя писать подробную историю ее. Для такого сочинения в настоящее время не достает еще многих данных; а писать историю по предположениям, по соображениям, не основанным ни на чем – дело не умное». Обращая внимание читателей на это вполне справедливое мнение, не можем не порадоваться, что для разработки русской литературы наступила наконец пора строгого, положительного изучения, фактического знакомства с нашей стариной, когда уже становятся совершенно невозможными все мечтания и гадания, основанные на одних досужих предположениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

А.А. Половцов Беннигсен, Леонтий Леонтьевич Беннигсен , барон (впоследствии граф) Леонтий Леонтьевич (Левин Август Теофил), генерал от кавалерии, род. 10 февраля 1745 г. в Брауншвейге (а по другим известиям – в Бантельне, близ Ганновера), ум. 2 октября 1826 г. в Ганновере. Происходя из старшей линии (Бантельн) старинного ганноверского дома, он в 1755 г. поступил в ганноверскую службу пажом, в 1759 г. был произведен в прапорщики пешей гвардии, в 1760 г. – в поручики, в 1763 г. – в капитаны и в этом чине участвовал в последней кампании Семилетней войны; в 1768 г. он получил чин майора. Смерть отца сделала его обладателем богатого родового поместья Бантельн; тогда он вышел в отставку и женился, но вскоре опять поступил на службу и в 1773 г. был произведен в подполковники. Чувствуя призвание к военной деятельности и не находя удовлетворения своим стремлениям в Ганновере, он 31 декабря 1773 г. перешел на русскую службу, не принимая, однако, русского подданства, и определился премьер-майором в вятский мушкетерский полк, сверх комплекта. В следующем году он был переведен в комплект, в нарвский полк и принял деятельное участие в турецкой войне, сражаясь сначала в Малой Валахии, в корпусе гр. Каменского, потом за Дунаем, под личной командою Румянцева, и, наконец, под начальством гр. Салтыкова сражался под Рущуком и в передней цепи на Балканах. 12 декабря 1778 г. Беннигсен был произведен в подполковники и определен в киевский легкоконный полк, с которым вскоре был командирован в корпус, посланный на помощь Фридриху II. В 1783 г., когда русские войска занимали Крым, Беннигсен был командирован с двумя эскадронами киевского полка из Киева в Подолию для содержания кордона по Днестру, от Каменец-Подольска до Могилева. В 1787 г. он получил чин полковника и назначен командиром Изюмского легкоконного полка, а в следующем году, когда началась вторая турецкая война, он двинулся со своим полком в Бессарабию и, в составе екатеринославской армии кн. Потемкина, принял участие в осаде и штурме Очакова, в сражении под Каушанами, во взятии Бендер и в других делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010