969 Факт, что к тому времени старообрядцы уже стали надёжной опорой Царской власти. А в период 1-й Русской революции 1905–1907 годов все основные старообрядческие организации заняли открыто монархические охранительные позиции. Количество старообрядцев никогда не поддавалось точному учёту, поскольку у них во все времена были основательные причины к уклонению от переписи. Возьмём такой пример: если по данным всероссийской переписи населения на 1 Января 1912 года насчитывалось несколько более 2,2 миллионов старообрядцев, то по мнению современных исследователей их число до революции могло достигать 5 и даже 10 миллионов человек. Известно, что ни одно религиозное направление в России не оказало такого влияния на развитие Русских промышленных отношений, как старообрядчество. Уже к середине XVIII столетия старообрядчество обладало «великими промыслами и торгами». Манифест 1762 года Екатерины II, призывавший старообрядцев из рассеяния на Родину, а также ряд указов, улучшавших их положение, дал толчок к быстрому росту старообрядческих общин в России и деятельному участию их в развитии экономики страны. Возникали старообрядческие прядильные мануфактуры в Павлове, Лыскове, Макарьеве, Самаре. К концу XVIII столетия главнейшие торговые пункты в Нижегородском крае и ниже по Волге и Оке, всё судостроение и торговля оказалась в руках старообрядцев. С Волги по Каме посадская старообрядческая колонизация проникла на Урал, став и там в авангарде промышленного развития (заводы Демидовых, Осокиных и других). Во главе духовного окормления старообрядческого промышленного люда как на Волге, так и на Урале стояли Керженецкие скиты, откуда посылались на места наставники и священство. Текстильная промышленность Москвы и Центрального промышленного района, – наиболее передовая отрасль промышленности конца XVIII – начала XIX столетий, была также в значительной мере создана старообрядчеством. Возникшие в 1771 году при Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы старообрядческие общины, впоследствии распоряжались многомиллионными капиталами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

X век – время крещения Руси – был периодом волнений в церковной жизни в Византийской Империи. Как на Востоке, так и на Западе, христианство переживало в эти годы глубокие потрясения, вызванные все усиливающейся враждой между Православием и Католичеством. Византия и Рим все более отдалялись друг от друга, и христиане начинали привыкать смотреть на своих собратьев по вере, поскольку они отличались от них по своим обычаям и обрядам, как на еретиков и на врагов. По мере углубления этой вражды между Западом и Востоком, жизнь внутри каждой из церквей становилась более стесненной. Как западные, так и восточные христиане, подозрительно следили друг за другом и каждое новое проявление творчества в церкви называли изменой преданию и отступлением от истины. Поэтому первоначальная независимость христианских общин, проявлявшая себя в области богослужения, проповеди, объяснения веры, которая обогащала и украшала жизнь церкви в течение первых веков, была взята теперь под сомнение. Состояние духовной неподвижности, отказ от движения вперед стало считаться признаком истинного благочестия. В особенности это мнение было широко распространено среди христиан в Византии, которые видели постепенное умаление их когда-то Великой Империи. Они глядели на свое прошлое, как на прекрасный, но уже недоступный идеал. Приняв христианство от греков, русский народ унаследовал от них убеждение, что истинная преданность Церкви состоит в неизменном хранении раз и навсегда установленного обряда. В течение всей своей истории русские члены Церкви никогда не ставили перед собою вопроса, насколько это соответствует подлинной миссии христианства, и они никогда не выходили из круга тех установлений, которые они восприняли из Византии. Но получив от греческой Церкви неподвижное по своему чину богослужение, законченную догматику и строго установленные церковные правила, русские люди сумели вложить, в эти застывшие и священные для них формы, особое содержание, которое оказалось во многом отличным от их греческого истолкования. Русские христиане, пребывая всегда в единстве с другими Восточными Православными Церквами, пошли своим путем, который отразил на себе все своеобразия их религиозной одаренности. Это различие в восприятии христианства между русскими и греками долгое время оставалось незамеченным ни теми, ни другими, что и явилось поводом к ряду столкновений, из которых самым трагическим стал так называемый старообрядческий раскол XVII века. Значение славянского языка для развития Православия в России

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

К участию в конференции были приглашены, но не смогли присутствовать представители РДЦ (Новозыбковское согласие) и старообрядцы-поморцы. Затем последовало выступление мужского и женского хора Покровской старообрядческой общины, в котором чтения Евангелия в дониконовской огласовке иллюстрировались молитвенными песнопениями. Присутствующие вживую смогли ощутить духовный настрой старообрядческой молитвы. Возможно, старообрядческие молитвы впервые звучали в стенах Лавры. Мне довелось подводить итог этой встрече, и я не мог не привести в качестве примера конструктивного подхода к преодолению расколов воссоединение РПЦЗ с Патриаршей Церковью. Затем было процитировано покаянное заявление Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. относительно старообрядцев, являющее собой прекрасный пример христианской любви и смирения. Однако невозможно было без сожаления упомянуть о принятии старообрядцами-поморцами в 2006 г. определения «об исторической исчерпанности поисков благочестивого священства в сем мире», что ставит серьезное препятствие к диалогу с ними. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир поблагодарил организаторов и участников конференции и выразил надежду, что поиск путей, ведущих к единству православных христиан, продолжится. Все участники конференции выразили мнение, что спокойный и взвешенный богословский, исторический и культурный диалог русских православных Церквей древнего и нового обрядов необходимо продолжать. — Были ли дискуссии, и по каким вопросам? — На первой конференции мы, скорее, просто обменялись мнениями, поговорили в неформальной обстановке. Начинать конструктивную дискуссию, обмен мнениями между участниками следует лишь тогда, когда будет установлено минимальное человеческое доверие. Учитывая, насколько тяжело пострадали старообрядцы от гонений в прошлом, некоторые темы воспринимаются очень остро. — Каковы дальнейшие планы? — В январе 2008 года мы планируем провести концерт знаменного пения в Святодуховском корпусе Александро-Невской лавры. Участники подтвердили свое согласие, день уже зарезервирован. Надеемся, это поможет лучше понять атмосферу старообрядческого богослужения.

http://e-vestnik.ru/church/dialog_so_sta...

Владимир. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (1649), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Владимир. Троицы Живоначальной, церковь (1740), Владимирское благочиние Владимир. Троицы Живоначальной (Красная), церковь (1913), Музей Ковров. Николая Чудотворца, церковь (1900) Левино. Георгия Победоносца, церковь , утрачена . Меленки. Воздвижения Креста Господня, церковь (2016), РПСЦ, Нижегородско-Владимирская епархия Мстёра. Николая Чудотворца, часовня (1884), Единоверческие храмы Мстёра. Троицы Живоначальной, церковь (1841), Единоверческие храмы Рытово. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (1890), утрачена . Суздаль. Воздвижения Креста Господня, церковь (1696) Суздаль. Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня и Космы и Дамиана (1696) Суздаль. Космы и Дамиана, церковь (1750) Сушнево 1-е. Неизвестная моленная (1879), РПСЦ, Московская епархия Волгоградская область Волгоград. Михаила Архангела, церковь (2013), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Волгоград. Успения Пресвятой Богородицы (старообрядческая), церковь (1909), утрачена . Калач-на-Дону. Николая Чудотворца, церковь Калач-на-Дону. Сергие-Радонежский старообрядческий монастырь. Церковь Сергия Радонежского (1909), утрачена . Калач-на-Дону. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (1901), утрачена . Калач-на-Дону. Знаменский женский монастырь (1880), утрачена . Калач-на-Дону. Михаила Архангела, церковь , утрачена . Камышин. Николая Чудотворца, церковь (2010), Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) Нагавская. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь , утрачена . Нижний Чир. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (1906), утрачена . Вологодская область Нижнепаунинская. Зосимы и Савватия, церковь (1910) Шапкино. Неизвестная старообрядческая моленная (1851), утрачена . Воронежская область Воронеж. Моленная старообрядческой поморской общины (2017), Древлеправославная Поморская Церковь Воронеж. Михаила Архангела (старообрядческая), церковь (2013), РПСЦ, Московская епархия Дедовка. Троицы Живоначальной, церковь (1884), Петропавловское благочиние

http://sobory.ru/oldbelief/

Митрополит Корнилий: Несомненно, Международный старообрядческий форум – это историческое событие, которое способствовало идейному, социальному и человеческому сближению старообрядцев. У нас много общего: общая история, много общих святых, одни богослужебные книги, единый иконописный канон. У староверов разных согласий гораздо более общего, чем того, что нас разделяет. Однако существующие на сей день межцерковные разногласия делают пока невозможным молитвенное единство. Что сегодня представляет из себя старообрядчество в России, в мире? В каких российских регионах живут компактно старообрядцы? Митрополит Корнилий: Существует несколько старообрядческих согласий. Это Русская Православная Старообрядческая Церковь в России и поместная РПСЦ в Румынии, находящиеся между собою в евхаристическом единстве. Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Архиепископия, ведущая процесс объединения с РПСЦ. А также Древлеправославная Поморская Церковь, феодосеевское согласие, часовенные, спасовцы. Точное количество старообрядцев в России и мире неизвестно. Утверждают, что в мире нас 1-2 миллиона. РПСЦ на сегодня – это крупнейшая старообрядческая Церковь. Наши последователи представлены фактически во всех регионах России. Немало приходов РПСЦ и за рубежом, например, в Америке, Австралии, появились полноценные общины с храмами и священниками в таких далеких странах, как Пакистан и Уганда. Что может удивить обычного православного человека, привыкшего к литургии Иоанна Златоуста, которая длится 1,5-2 часа, когда он попадает в старообрядческий приход? Как вести себя в приходах РПСЦ обычному «никонианину»? Митрополит Корнилий: Старообрядческие богослужения совершаются без всяких нововведений и сокращений. Все строго по древнему уставу, поэтому старообрядческая церковная служба продолжается 4-5 часов, а в праздники и того больше. Нестарообрядцу в старообрядческий храм (мы говорим о приходах РПСЦ) заходить, конечно же, можно, однако по-своему молиться не дозволяется. Перед входом в храм желательно осенить себя троекратно двуперстным крестным знамением. В храме можно постоять, не проходя вперед, понаблюдать за богослужением, а после службы задать вопросы священнику, уставщику или другому лицу, находящемуся в храме.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Неизвестно, по каким причинам протоиерей Иоаким Киимба покинул юрисдикцию Абу-Ассаля. Известно, что с середины 2012 г. начались активные переговоры протоиерея Иоакима Киимбы с представителями Московской митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви на предмет принятия угандийской общины в лоно старообрядческой Церкви. Искренне желая удовлетворить желание угандийских верующих принять старообрядчество, в феврале 2013 г. делегация РПСЦ посетила Уганду. В состав делегации вошли авторитетные клирики РПСЦ — протоиерей Леонтий Пименов и иереи Никола Бобков и Алексей Лопатин, которые внимательно ознакомились с жизнью общины протоиерея Иоакима Киимбы . О своих впечатлениях участники поездки доложили Совету Митрополии, решением которой о. Иоаким Киимба в том же году был приглашён «в Москву на праздник Жен-Мироносиц для знакомства со старообрядчеством» . В мае 2013 г. протоиерей Иоаким Киимба вместе со своей супругой Маргаритой прибыл в Москву и 16 мая выступил перед Советом Митрополии. Примечательно, что, сообщая об этом, официальный орган РПСЦ именовал его «протопресвитером» . Вскоре о. Иоаким подробно поведал о своём жизненном пути. «Выступая на Совете Митрополии, он рассказал о своей судьбе и судьбе своей паствы. По словам о. Иоакима, община христиан восточного обряда появилась в Уганде сравнительно недавно — в середине XX века. Первоначально она подчинялась Александрийской Патриархии. Однако со временем она разорвала молитвенное и литургическое общение с восточными Патриархиями. Причиной этого стал переход этих церквей на новый календарь и участие в экуменическом движении. О русском старообрядчестве Киимба узнал, когда ещё в 70-е годы проходил обучение в Ленинградской духовной семинарии. После разрыва с Александрийской Патриархией православная община угандийских христиан лишилась всей своей собственности, однако в течение нескольких лет им удалось построить новую церковь в столице страны Кампале и начать строительство нескольких храмов в сельских местностях. Сейчас под пастырским руководством о. Иоакима находится порядка 600 человек. Таинство крещения совершается в три погружения, а Литургия совершается на квасном хлебе и красном вине. На Совете Митрополии также выступила супруга о. Иоакима, матушка Маргарита, которая рассказала о школе церковного пения и воскресной школе, которые она возглавляет. После длительного и серьёзного обсуждения Совет Митрополии постановил принять протопресвитера Иоакима Киимбу в лоно Церкви вторым чином в сущем сане. Иерею Николе Бобкову поручено совершить поездку в Уганду для обучения местных христиан древлеправославным обычаям и обрядам, а также начать работу по подготовке богослужебной литературы на английском языке» .

http://bogoslov.ru/article/6172119

На территории государства также действуют религиозные организации других православных деноминаций, которые представлены немногочисленными конгрегациями, в частности : Русская православная старообрядческая церковь Белокриницкого согласия (64 общины) Русская православная старообрядческая церковь Беспоповского согласия (13 общин) Русская православная церковь заграницей (33 общины) Российская истинно-православная церковь (31 община) другие (104 общины). Представители католического вероисповедания Украины объединяются в двух юрисдикциях, институциональная сеть которых на 1 января 2013 представлена 5 029 общинами, против 4 477 единиц, или 13,0 % на начало 2009 года. За последние 4 года наблюдается тенденция к незначительному увеличению удельного веса католиков в общегосударственной составляющей (с 13,0% до 13,6%). Количество католических религиозных общин за последние 4 года увеличилось на 552 единицы, а в 2012 году - на 411 единиц или 8,1% (при +1,4% всего по стране). Общины Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) действуют во всех регионах страны. За четыре последних года УГКЦ расширила свою сеть с 3 570 общин в 2009 году до 3919 в январе 2013 (+ 349 или + 8,9% за 4 года). Подавляющее большинство религиозных структур УГКЦ действуют на западе страны. В 2009 Римско-католическая церковь в Украине (РКЦ) насчитывала в своем составе 907 организаций, в январе 2013 года ее сеть состоит из 1 110 структур (+ 203 или + 18,2% за 4 года). Подавляющее большинство религиозных структур РКЦ действуют на западе страаны. Протестантизм в Украине на начало 2013 года насчитывает 10 613 религиозных организаций. На начало 2009 года количество религиозных организаций протестантских церквей составляла 9 595 единиц, или 27,8 %. Количество протестантских структур на территории Украины за последние 4 года увеличилось на 1 018 единиц, а в 2012 году - на 610 единиц или 5,7% (при +1,4% всего по стране). Крупнейшими среди протестантских религиозных общин является конгрегации евангельских христиан-баптистов , насчитывающий 3094 общины или 29,1% от общего количества протестантских общин Украины. Наиболее многочисленным является Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ), который на начало 2013 года насчитывает 2 749 религиозных организаций. Структура ВСО ЕХБ, которая на начало 2009 года насчитывала 2550 единиц, за последние 4 года выросла на 199 единиц, а в 2012 году - на 10 единиц или 0,4 % (при +1,4% всего по стране). Религиозные структуры ВСО ЕХБ действуют во всех областях государства и распределены по ее территории довольно равномерно. В Украине действуют также религиозные организации бывшего Совета церквей евангельских христиан-баптистов (54 общины) и другие баптистские организации (636 общин).

http://drevo-info.ru/articles/22813.html

и принял в Православие ок. 300 чел., в т. ч. Иоанна Танвеера. В янв. 2008 г. Православная миссия в Пакистане вошла в юрисдикцию новообразованной митрополии Сингапура и Юж. Азии. В нояб. 2008 г. в Афинах (Греция) митр. Нектарий (Цилис) рукоположил Иоанна Танвеера во священника. В доме Иоанна Танвеера в Лахоре были открыты домовый храм и катехизическая школа, на урду переведены ряд богослужебных текстов и книг, в т. ч. «Беседы с преподобным Серафимом Саровским». 21 апр. 2013 г. состоялась закладка правосл. храма в Вазирабаде (в 100 км от Лахора). 6 февр. 2014 г. церковь была освящена в честь Благовещения Пресв. Богородицы Сингапурским и Южноазиатским митр. Константином (Цилисом). Правосл. общины действуют в Лахоре, Вазирабаде, Хафизабаде, а также (небольшие) - в Гуджранвале, Навабшахе и Файсалабаде. Насчитывается ок. 400 прихожан (2014). Старообрядцы 4 июня 2017 г. в Москве Кирилл Амер Шахзад был принят в Русскую Православную Старообрядческую Церковь. По возвращении в П. он 28 июня того же года принял в старообрядчество ок. 120 жителей Саргодхи, основав в стране старообрядческую общину. В янв. 2019 г. в Саргодхе началось строительство ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Римско-католическая Церковь Собор св. Патрика в Карачи. 1881 г. Архит. К. Вагнер. Памятник Христу-Царю. 1931 г. Архитекторы М. Андраде, А. Родригез. Фото: www.headlinehamster.com Собор св. Патрика в Карачи. 1881 г. Архит. К. Вагнер. Памятник Христу-Царю. 1931 г. Архитекторы М. Андраде, А. Родригез. Фото: www.headlinehamster.com Римско-католическая Церковь на территории П. включает 2 архиеп-ства и 4 еп-ства, а также апостолический викариат Кветта. Архиеп-ству Лахор (наиболее многочисленное) подчинены еп-ства Исламабад-Равалпинди, Мултан, Файсалабад; архиеп-ству Карачи - еп-ство Хайдарабад. Общее число последователей Римско-католич. Церкви на 2017 г.- ок. 1,3 млн чел. (0,66% населения). Католич. Церковь ведет активную образовательную деятельность: в 2018 г. в ее ведомстве находилось 534 школы, 53 странноприимных дома, 8 колледжей, 7 технических институтов и 8 образовательных центров.

http://pravenc.ru/text/2578694.html

Об этом Аввакум и пишет царю Алексею Михайловичу: твои благочестивые родители по таким правилам молились, такие поклоны делали, посты соблюдали, а ты что же? Католический Рим пал и лежит, не вставая, и вы туда же нас ведете, русское не цените, а немецкое вам понравилось. Сегодня в мире старообрядцев не так много. Но надо понимать, что статистики такой у нас нет и в паспортах нет графы, кто какой веры. Да и вообще невозможно определить, насколько мы верующие, далеко или близко от Господа. Это только Он сам может определить. Кроме того, Церковь имеет еще и мистическое значение; Церковь — это все, кто пребывает в истинной вере, и живые, и мертвые. Туда входят и святитель Иоанн Златоуст, и преподобный Сергий Радонежский. Все мы связаны единой историей, единым телом Господа — Святой Церковью… А если подойти с количественной точки зрения, то сегодня Русскую Православную Старообрядческую Церковь у нас в России представляют 200 приходов. Примерно столько же за рубежом. Больше всего, конечно, старообрядцев в России. Также Украина, Молдавия и зарубежье. До революции насчитывали от 10 до 20 миллионов старообрядцев, хотя эти цифры очень спорные. Сейчас в каких-то публикациях называют число старообрядцев от миллиона до трех. Но чем подтверждены эти цифры? Веру не посчитаешь ни в процентах, ни в тоннах. Дай Бог, чтобы Господь каждого из нас к этой истинной вере привел… — Но немногих приводит… Сами же говорите об этом. — Это очень трудный процесс — развитие старообрядчества, то есть православия. Можно ли дать простой ответ на вопрос: «Почему люди не идут толпой к истинной вере?». Старообрядец — это в первую очередь православный человек, христианин. А по-настоящему православным быть трудно. Ведь придя в Церковь, узнав о боярыне Морозовой (умерла от истощения в земляной яме в Боровске.— «О»), посмотрев фильм Досталя «Раскол», почитав исторические исследования, понимаешь, что истинная вера была пронесена через века, не в музее, не в сундуке хранилась. Жизнь отдавали, как протопоп Аввакум, который на костер пошел! Или как боярыня Морозова. Страшные лишения претерпевали — столетиями! Легко ли быть продолжателем этого? Подготовлен ли к этому сегодняшний человек? Нужно быть крепостью, то есть посты соблюдать, молиться помногу, не грешить… и так далее и так далее. А это весьма трудно. Вот приходят некоторые в старообрядческую церковь и говорят: как красиво! Ведь у нас нет лампочек, только свечи горят. И иконы старинные времен Рублева! И пение древнее, знаменное. Посмотрят-посмотрят и говорят: а вот жить так строго мне тяжело. Как ни странно, молодежь легче приходит к истинной вере, потому что у них нет внутренней связи с атеистическими советскими временами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вялотекущие работы ещё продолжаются, но с уверенностью можно сказать, что Никольско-Рождественская церковь была, есть и будет жемчужиной Новозыбкова, одним из лучших украшений города. Из книги " Православные святыни Брянщины " . - Брянск, 2014. С 1735 года, то есть со времени разгрома по приказу императрицы Анны Иоанновны известного центра старообрядчества слободы Ветки (ныне Гомельской области) и переселения ее жителей в стародубские слободы, началось развитие некоторых из них и особенно Клинцов и Новозыбкова. Затем, с 1764 года, после второй «Ветковской выгонки», осуществлённой генералом Масловым, идеологический центр «старой веры» переместился в Клинцы и Новозыбков. В 1782 году слобода переименована в посад Клинцы с открытием посадской ратуши. К этому времени расцвета относятся построения наиболее крупных единоверческих церквей в Клинцах и Новозыбкове. В «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря, Г. Павлуцкий в статье «Украинское барокко» отмечает влияние своеобразия архитектуры старообрядческих церквей на развитие архитектуры украинского барокко в левобережной Украине. При этом он ссылается на пример церкви Вознесения в Клинцах. Он указывает, что типичность этих церквей, главным образом, в их внешнем многоярусном виде. По мнению Г. Павлуцкого, этот тип деревянных церквей XVIII века встречается на севере России, однако он усматривает в нём элементы влияния украинского деревянного зодчества, которое «вернулось» на юг в виде архитектурных элементов, уже переработанных по северо-русским художественным вкусам, в церковное зодчество старообрядцев. На массивном четырехугольном срубе установлены один над другим, всё уменьшаясь, несколько восьмериков, заканчивающихся небольшим куполом. Особенно характерно эта объемно-пространственная композиция проявилась в Клинцовских церквах, получив здесь впечатляющее, сильно развитое по вертикали построение: в церкви Вознесения, построенной в 1780 году (не сохранилась), и в Троицкой церкви 1782 года (сгорела в 1972 году). Эти церкви и одновременно с ними построенная в 1782 году Рождество-Никольская церковь в городе Новозыбкове являются как бы вариантами художественного поиска зодчими решения самобытного облика главных старообрядческих храмов.

http://sobory.ru/article/?object=01639

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010