Григорий начал собою ряд киевских митрополитов, управлявших только западно-русскими епархиями, отделившимися от московской митрополии. После него Киевскую кафедру последовательно занимали Мисаил (1474–1477), Симеон (1477–1478), Иона Глезна (1490–1495), Макарий I (1495–1497), Иосиф I Болгаринович (1498–1501), Uoha III (1501–1507), Иосиф II Солтан (1507–1520), Иосиф III Русин (1522–1533), Макарий II (1535–1556), Сильвестр Белькевич (1556–1568). Uoha III (1568–1577), Илья Куча (1577–1579), Онисифор Девочка (1579–1589) и Михаил Рагоза (1590–1599). При Михаиле Рогозе принята была уния, а вместе с этим временно прекратился ряд православных иерархов на Киевской кафедре. Со времени поставления Григория давнишние стремления литовских князей освободиться от церковного подчинения Москве осуществились: Литва стала иметь своих особых митрополитов. Но то, чего желал некогда Витовт, – «штобы митрополит седел на столе Киевское митропольи по старине», – не исполнилось еще и теперь. Митрополиты этого периода, также как и их предместники, носили только титул Киевских, а сами не жили в Киеве. Местом постоянного их пребывания был Новогродок литовский. Отсюда они иногда посещали столичную Вильну, Минск и некоторые другие места своей обширной епархии. Но во весь период отдельного существования Киевской митрополии до самого конца XVI в. ни один из киевских митрополитов не посетил Киева. Опустелый и полуразоренный древне-русский стольный город не привлекал их внимания. Притом, и самое путешествие из Литвы в Киев было тяжело по дальности расстояния и небезопасно от нападений со стороны татарских шаек, часто грабивших южные окраины. Не посещая Киева, митрополиты этого времени и вообще мало заботились или могли заботиться о делах своей Киевской кафедры. Только один из них, святитель Макарий 1-й, предпринял было в 1497 г. подвиг путешествия из Литвы в Киев, намереваясь обновить и устроить здесь запустелый кафедральный Софийский собор. Но ревностному святителю не суждено было осуществить своих намерений. В пределах нынешней Минской губ., недалеко от Мозыря, на него напали перекопские татары и умертвили как его самого, так и многих из его свиты 94 . Киев увидел только останки своего архипастыря, которые были положены в Софийском соборе и нетленно почивают здесь и в настоящее время. «Я уповаю на Господа Бога», замечает по этому поводу современный летописец, «что такая смерть случилась архиерею Божию» для большего ему воздаяния, ибо он ехал в Киев, желая помочь церкви Божией – Софий разоренной теми же Агарянами» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Но при этом в Канаде сохранилась небольшая группа русин, которые себя называют - и надо отметить вполне справедливо - «твердыми русинами». Это последователи и ученики таких выдающихся русин — уроженцев Западной Руси, как лидер русин в Канаде и Америке — архиепископ Адам (Филипповский), непримиримо выступивший в 1917-1918 годах против украинского сепаратизма и основавший Карпато-русскую епархию в составе Московского Патриархата в Северной Америке. Или архиепископ Пантелеимон (Рудик), положивший начало приходам Московского Патриархата в Канаде, или митрополит Лавр (Шкурло), объединивший своими молитвами и послушанием воли Божией Русскую Зарубежную Церковь с Московским Патриархатом в 2007 году. Надо отметить, что по благословению Владыки Лавра в Кишиневе издается научный журнал «Русин», который объединяет не только твердых канадских русинов, но и русинов всего мира. — Можете ли Вы назвать имена русин из мирян, которые вошли в историю? — В православной среде все знают имя первого иммигранта в Канаде Ивана Пилипова, родом из с. Небылов нынешней Ивано-Франковщины. Это один из тех твердых православных русинов (они вернулись в Православие из унии), которые выстояли здесь при нападении униатов, и выиграли судебный процесс о принадлежности построенного ими храма на поселении Стар в Альберте. Этот храм после 13-ти лет судебного процесса, в конце концов, остался в Русской Православной Церкви. Невозможно обойти вниманием Феодора Немирского — твердого и образованного русина и «отца» Православия в Канаде, тоже родом из Австрийской Галиции, ныне Борщевского района Тернопольщины. Он лично вступил в переписку с епископом Русской Православной Церкви Николаем (Зиоровым) в Сан-Франциско, добился его благословения на приезд священника из Сиэтла в Канаду, предоставил свой дом для совершения богослужений и проживания духовенства, стал строителем первого православного храма... — Владыка, не все знают о причинах, побудивших русинов покинуть свою родину. Можете несколько слов сказать, зачем уезжали русины из Закарпатья?

http://pravoslavie.ru/82291.html

Число братии растет, и у монастыря есть необходимость в помещениях. Надо что-то строить. Но, чтобы не возводить новострой, надо воссоздать исторический облик. Это мы и пытаемся сделать. Ищем старинные фотографии и архивные документы с тем, чтобы потом спроектировать и построить новые корпуса по старым образцам. Предполагаю, что священномученик Дамиан жил в одном из утраченных корпусов. Священник Владимир Русин: А сейчас как живет Данилов монастырь? Епископ Феоктист: Сейчас монастырь начинает возрождаться. Не с точки зрения камней и реставрации, а с точки зрения людей. Определяющую роль здесь играет личность игумена. Священник Владимир Русин: То есть пословица «каков поп, таков и приход», и к монастырю применима? Епископ Феоктист: Конечно. Монастырь – это семья. А семья не может развиваться нормально, если отец отсутствует. В мужском монастыре таким отцом должен быть игумен. В женском, разумеется, должна быть мать – игумения. Сейчас Данилов монастырь такого отца обрел в лице игумена Пантелеимона (Королева). Посмотрим, какую страницу истории обители напишет он. Священник Владимир Русин: Иногда монастыри пытаются классифицировать. Какие-то называют «мужицкими», какие-то «интеллигентскими», «просветительскими», «социальными». А Данилов монастырь каков? Епископ Феоктист: Данилов монастырь не может не нести социального служения, потому что это служение положено в фундамент его основателем – преподобным Даниилом. Сейчас, так как игумен Пантелеимон человек образованный (он закончил Московскую духовную академию, кандидат богословия), там начинает развиваться потихоньку и просветительское служение. Поэтому, если говорить о взаимоотношениях Данилова монастыря с внешним миром, можно выделить два направления: социальное и просветительское. Но уж точно монастырь – не «мужицкий». Священник Владимир Русин: Владыка Дамиан вернулся в Переславль из туркменской ссылки в середине 1920-х годов. Объезжая епархию, он видел покосившиеся кресты у дорог, раскрытые настежь часовни, в которых хозяйничали птицы.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

Все эти «строгия соображения» имела бы свою ценность, если бы г. Некрасов вел их в том смысле, что дескать фраза: «за царя и великаго князя имярек всея Руси самодержца» и т. д. могла относиться и к Василию III, а не только к Ивану IV; но при этом следовало бы привести какой-нибудь еще другой факт в пользу предположения, что Домострой явился в литературе не позже 1533 года. К сожалению, г. Некрасов этого не сделал: он решительно отвергает, что «название Самодержца указывает на этого именно князя» (то есть, Василия III)... Такая решительность, не допускаемая в серьезном исследовании, доказывает лишь одно, а именно: автору «Опыта» очень захотелось отнести составление полного извода Домостроя «ко, времени до 1533 года». Но это страстное желание могло бы осуществиться лишь в том случае, если бы г. Некрасов указал читателю в истории царствования Грозного и следовавших за ним государей такое свидетельство или, лучше сказать, закон, который гласил бы, что, со смертью де Василия Ивановича († 1533 г.) титул Московского государя: «царь и всея Руси самодержец» и т. д. запрещается всем российским подданным, под страхом смертной казни или церковного отлучения. Лишь только в этом случае можно было бы так решительно уверять читателя, что Домострой должен относиться «ко времени до 1533 года». Но так как такого невероятного закона в России никогда не было и быть не могло, то все «строгия соображения» г. Некрасова по поводу слова «самодержец», при отсутствии прямых доказательств в пользу происхождения Домостроя до 1533 года, не имеют никакого значения. Разве титул: «царь и всея Руси самодержец» не мог относиться к Ивану Грозному, и притом скорее, чем к его предшественнику Василию Ивановичу? Мы говорим: «скорее» потому что окончательное установление титула в той форме, в какой он встречается в Домострое, случилось именно в царствование Uoahha IV . «Иоанн III – , говорит Соловьев, – после смерти Казимира, впервые употребил в сношениях с Александром Литовским выражение: «Иоанн, Божиею милостию Государь всея Руси и великий князь Владимирский, Новгородский и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Церковь проявляла заботу о переселенцах из Австро-Венгрии и России, в подавляющем большинстве бедных, необразованных людях. С участием церковных деятелей возникали братства, сестричества, общества взаимопомощи («запомоговые» организации), курсы для подготовки к жизни в Америке, печатные органы на русском языке. Так, например, Русское объединение обществ взаимопомощи с главной квартирой в Нью-Йорке и газета «Свет», выходящая в Пенсильвании, существуют до сих пор. Надо отметить, что большое количество русин, а также русских отвлекало епархиальную власть от уделения большего внимания нерусским православным общинам. Священноначалие считало своим долгом поддерживать у православных русин и русских эмигрантов тяготение к России и русской церковной традиции. Зародилась даже концепция «Американской Руси», крепко связанной с Россией в духовном и культурном отношении. Этому развитию способствовала и активная украинизация среди русин. Обращаясь к пастырям своей епархии о чрезвычайной важности русского народного просвещения, архиепископ Платон сказал: «Мы призваны служить той части русского народа, которая живёт здесь в Америке. Выполним же этот святой долг свой, возлюбленные о Господе братие, по мере Богом дарованных нам сил! Пусть будет первым нашим делом народное просвещение. Отдадимся этому делу, забывая себя, личные интересы. Воспитывая в православии и просвещая свой народ светом Христовой веры, мы сохраним его здесь целым и неповреждённым. Великая это будет заслуга наша!» 69 . Архиепископ Платон и его помощники постоянно посещали новые приходы, организовывали народные собрания – «вече», принимали участия в горячих дискуссиях и полемике. Не восточно-славянские общины развивались сами по себе. Так, в своей резолюции 1908 года на прошение одного сербского священника архиепископ Платон пишет: «Непременно надо будет… выяснить, хотя бы отчасти, состояние Сербской Миссии в Америке, так как я сам, да и Правление, вероятно, собственно совсем мало знакомы с ней» 70 . Другая резолюция того же года была написана архиепископом на рапорте благочинного о. Феодора Пашковского, будущего митрополита Феофила, посоветовавшего более активное участие греков в церковной администрации. Архиепископ Платон, в принципе соглашаясь с этим предложением, высказал следующее сомнение:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священник Владимир Русин: Ваше Преосвященство, позвольте передать Вам поклон от земляков священномученика Дамиана (Воскресенского) – одного из Ваших предшественников на Переславской кафедре. Владыка Дамиан отдал Переславлю несколько лет своей жизни: с 1918 по 1927 годы. (С перерывами на тюремные заключения и ссылки). Вспоминают ли сейчас владыку Дамиана в Переславле, или личность новопрославленного святого затерялась на фоне других церковных и исторических деятелей, прославивших центральный город «Золотого кольца»? Епископ Феоктист: К сожалению, я не могу похвастаться тем, что мы проводим широкую просветительскую работу, исследуем жизнь всех святых, которые связаны с нашим краем. Наших сил на это пока что не хватает. Имена нескольких десятков святых связаны с нашим краем. Более того, довольно трудно найти русского святого, «классического», так сказать, периода святости с XII по XVII или даже по XVIII век, который не был бы связан, так или иначе, с Переславлем. Я вынужден признать, что мы немного не дорабатываем. Память новомучеников, конечно, мы чтим. Конечно, мы их помним. У нас есть перечень их имен, мы поминаем их за каждым богослужением. Но внутренних сил на глубокую исследовательскую работу по этому направлению нам не хватает. Священник Владимир Русин: Возможно, изданная в Курске книга священномученика Дамиана «Духовное наследие. Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов» поможет переславцам лучше узнать этого святого и крепче полюбить его. Епископ Феоктист: Очень радует, что есть люди, которые занимаются нашими общими святыми. Хорошо, что в Курске находятся ресурсы, которых не хватает у нас. Я Вас благодарю, что Вы занимаетесь этой работой и делитесь своими находками с нами. Священник Владимир Русин: Может ли курский паломник, посетивший Переславль-Залесский, представить, каким увидел город священномученик Дамиан в 1918 году? Что напоминает о том времени, а что не удалось уберечь? Или Переславль за минувший век стал совсем другим городом? Епископ Феоктист: Я бы не был столь категоричен, утверждая, что Переславль стал совсем другим.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/03/nashi_...

Убийство князя Бориса и Георгия Угрина в шатре - И вот тогда, после гибели князей Бориса и Глеба с челядью, святой Ефрем Угрин взял отрезанную голову своего родного брата Георгия и пошёл на восток, - рассказывает отец Димитрий. - Неподалёку от Твери он остановился и основал Борисоглебский монастырь. В тот год, 1038-й, ещё Киево-Печерской лавры не было, так что наш земляк, русин, стал зачинателем первого на Руси монастыря. - А я думал, он венгр, - сомневаюсь. - Историки пишут о братьях Угриных, что они «родом из Венгрии». - А кто в ту пору на территории Венгрии жил? Русины! Вообще же слово «угр» могло образоваться от «у горы». В летописях и документах нашу Подкарпатскую землю так и называли - Угорская Русь. - Мне довелось бывать в Торжке, - говорю батюшке. - Там тоже горы есть - ну, холмы такие, как у вас близ Ужгорода. - Вправду, что ли? - удивился уже и он. - Значит, неслучайно русин Ефрем это место выбрал. А теперь смотри... Почему святому мученику Георгию Угрину голову отрубили? Потому что князь Святополк Окаянный не мог снять с его шеи золотую гривну - регалию великокняжеской власти, она закована была. Накануне равноапостольный князь Владимир Креститель задумался о том, что будет с единством Руси после его смерти, и решил загодя сделать наследником Бориса - доброго, богобоязненного юношу, который бы всё решал миром. И в знак этого приставил к нему верного боярина Георгия, хранителя великокняжеской регалии, носившего её на своём теле. Что мы видим? Русин-угрин Георгий с родными братьями оказались самыми приближёнными к равноапостольному князю Владимиру. Чем они могли заслужить доверие? Надо учесть, что братья пришли в Киев уже христианами, поскольку русины к тому времени сто лет как были крещены. Они могли находиться среди советников, когда Владимир Святославич выбирал веру для Руси. Так что пригласить их из Угорской Карпатской Руси киевский князь мог и для выбора веры, и для самого крещения киевских полян. - Крещения? - А кто, по-вашему, крестил весь народ? Не сам же князь! И не пара иереев-греков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

481 «Мы от роду русскаго... посланные Олегом, великим князем русским, к вам... великим царям греческим, на удержание и извещение от многих лет бывшия любви между христианами и Русью... Русин ли убиет христианина, или христианин русина... Когда русин, служащий царю христианскому, умрет в Греции...». Истор. Карамзина. 1. 136–120 (49). 482 См. XII статью договора: «Когда христианин умертвит русина или русин христианина...». Истор. Карамзина. 1. 184 (49). 487 «И пристави к ним (царь Леон) мужи свои показати им церковную красоту... еще же и чудеса Бога своего и страсти Господня, и венец, и гвоздие, и хламиду багряную, и мощи святых: учаще я в вере своей, и показующе им истинную веру». Нестор, слич. Шлецером. 2. 748–749 (80). 489 Так, Константин Багрянородный, описывая аудиенцию, данную в 946 г. греческими императорами послам эмира Тарсийского, мимоходом упомянул, что при этом многие крестившиеся руссы, вооруженные мечами, были во дворце и держали в руках знамена: Extra cancellum Chalces vel aeneae portae stabant... item Rossi baptizati cum flamulis gestantes scuta et spathas. (Вне медных ворот стояли... также крещеные руссы со знаменами, вооруженные щитами и мечами (лат.).) De cerim. aul. byz. Lib. II. С. 15. Р. 329 (177); Извест. визант. истор. 3. 28 (142). Сравн.: Krug. Byz. Chronol. 253 (214). 490 Первое место: «И иже помыслить от страны Руския разрушити таку любовь, и елико их крещенье прияли суть, да приимут месть от Бога Вседержителя: и елико их есть не хрешено, да не имут помощи от Бога, ни от Перуна...». (Летоп. по списку мниха Лаврент. С. 21. М., 1824 (67)). Второе: «Аще ускочит челядин от Руси... да поймут и, аще ли не обрящется, да на роту идут ваши хрестеяне Русь по вере их, а не хрестеяне по закону своему...» (там же. 23 (67)). Третье: «Мы же елико нас крестилися есмы, кляхомся церковию святаго Илье в соборней церкви... а не крещеная Русь полагают щиты своя...» (там же. 25 (67). Снес.: Карамзина 1. 151–154 (49)). 491 «А хрестеянскую Русь водиша роте в церкви святаго Ильи, яже есть над ручаем, конец Пасынъче беседы и Козаре, се бо бе соборная церковь , мнози бо беша варязи хрестеянн» (там же. С. 26 (49)). Объяснение на все это, довольно трудное, место летописи см. в Исследовании о древнейшей киевск. церкви св. Илии Остромысленского. Киев, 1830 (87).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В нач. 1533 г. возникла необходимость ускорить бракоразводный процесс из-за беременности Анны Болейн и тайного брака, заключенного между ней и королем в янв. того же года. Перед следующей сессией парламента, начавшейся 4 февр. 1533 г., К. смог благодаря очередным дополнительным выборам увеличить влияние на палату общин. Он добился принятия в нач. апр. Акта об ограничении апелляций, запрещавшего обращения к папе Римскому по судебным и иным вопросам. Соответственно какое бы решение ни было принято англ. светскими и церковными властями по поводу развода короля, теперь оно не могло быть оспорено на основании мнения понтифика, по-прежнему возражавшего против расторжения 1-го брака Генриха VIII. Принятие этого акта позволило значительно ускорить бракоразводный процесс: уже в мае архиеп. Кентерберийский Томас Кранмер объявил брак короля и Екатерины Арагонской незаконным и признал его союз с Анной Болейн, которая летом была коронована как англ. королева. За усилия К. в этом деле монарх даровал ему поместье Ромни в Ньюпорте в Уэльсе (17 мая 1532), он также был назначен хранителем королевских драгоценностей (14 апр. 1532) и канцлером казначейства (12 апр. 1533). С дек. 1533 г. по королевскому приказу папа и католическая Церковь активно критикуются в памфлетах и проповедях по всему королевству. Окончательный разрыв Церкви Англии со Св. престолом был оформлен актами, принятыми на 2 сессиях парламента в 1534 г. (с 15 янв. по 30 марта и с 3 нояб. по 18 дек.). К. по-прежнему оказывал решающее влияние на деятельность парламента, фактически управляя им. Во многом благодаря его усилиям в марте 1534 г. парламент принял Акт о престолонаследии, объявлявший принцессу Марию, дочь Екатерины Арагонской, незаконнорожденной и провозглашавший наследником престола нерожденного ребенка Анны Болейн (в сент. того же года у нее родилась дочь, впосл. кор. Елизавета I). По акту все, от кого этого потребуют, были обязаны принести присягу новой королеве и ее буд. ребенку, отказавшиеся подлежали суду за гос. измену. В ту же сессию парламент принял Акт о лепте Св. Петра и диспенсациях, не только запрещавший платежи в пользу папы Римского, но и передававший архиепископу Кентерберийскому право издавать диспенсации, к-рое принадлежало Св. престолу, а также разрешавший королю проводить визитации монастырей. На следующей, 7-й, сессии «реформационного парламента» разрыв церкви Англии с Римом был окончательно оформлен Актом о супрематии, провозглашавшим короля единственным главой Церкви, а отрицание этого установления каралось новым Актом о государственной измене (в соответствии с данным статутом были казнены Мор и Джон Фишер, еп. Рочестерский). Кроме того, на этой сессии был принят 2-й Акт о запрете аннатов (1-й действовал с 1532), полностью упразднявший этот вид платежей в пользу папы, а также де-юре установивший королевский контроль над избранием епископов (де-факто король утверждал их и раньше).

http://pravenc.ru/text/2462031.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРОДИОН (Кочнев; † после 1545), игум. Александрова Свирского в честь Св. Троицы монастыря , агиограф. И. был пострижен в монашество прп. Александром Свирским († 1533) в Свирском мон-ре, затем рукоположен во иерея. И. являлся одним из ближайших учеников преподобного, свидетелем последних лет его жизни. Когда прп. Александр задумал возвести в обители каменную ц. во имя Св. Троицы, то он послал старца И. и еще 2 учеников в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу (1505-1533) с просьбой направить в обитель строительную артель. Перед кончиной прп. Александр передал Новгородскому архиеп. св. Макарию прощальную грамоту, в которой писал о своих возможных преемниках: «А есть, государь, у Живоначалные Троици во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тебе: которого, государь, ты благословишь в тех 4 священникех, то им игумен» (АИ. Т. 1. С. 195). В Житии святого названы имена этих старцев: Исаия, Никодим, Леонтий и И. (Житие. 2002. С. 64). И. стал настоятелем Александрова Свирского мон-ря между 1533 и 1545 гг. (сведения об игуменстве И. в обители ограничиваются известием в Житии преподобного). По-видимому, И. не был непосредственным преемником прп. Александра, до него игуменами мон-ря были Исаия и Никодим ( Строев. Списки иерархов. Стб. 992). Возможно, И. участвовал в Московском Соборе 1547 г., на к-ром было постановлено «праздновати новым чудотворцом в Руской земли», в т. ч. 30 авг.- «новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203). В 1545 г. по повелению митр. св. Макария и Новгородского архиеп. Феодосия И., бывший тогда игуменом Свирского монастыря, написал Житие прп. Александра. При составлении Жития И. использовал то, что слышал от основателя обители - «от честных и святолепных уст блаженнаго», а также свидетельства близких учеников преподобного, «от исперва добре жительствовавших» с прп. Александром (Житие. 2002. С. 2). В начале и в заключительной части Жития И. сообщает о себе скупые биографические сведения.

http://pravenc.ru/text/674105.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010