Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНЧЕВ Георгий (род. 6.12.1932, с. Плаково, близ Велико-Тырнова), болг. литературовед, поэт и писатель. В 1950 г. окончил гимназию в Велико-Тырнове, в 1956 г.- филологический фак-т Софийского ун-та. В 1963-1969 гг. ассистент, в 1969-1980 гг. доцент, с 1980 г. профессор болг. лит-ры Великотырновского ун-та им. святых Кирилла и Мефодия. Специализировался в Белградском ун-те (1966-1967), ИРЛИ (1969-1970) и ЛГУ (1976). В 1968-1970 гг. зам. декана филологического фак-та, в 1971-1981 гг. руководитель кафедры болг. лит-ры, в 1970-1979 и 1986-1987 гг. зам. ректора, в 1987-1991 гг. ректор Великотырновского ун-та. Защитил докт. дис. «Болгарская литература 2-й пол. XV в.» (1977). В 1981-1985 гг. читал лекции по истории болг. языка и лит-ры в Римском ун-те (Италия). В 1978-1981 гг. директор Международных летних семинаров для иностранных болгаристов и славистов в Велико-Тырнове. С 1990 г. директор Научно-исследовательского центра «Тырновская книжная школа». Главный редактор ж. «Проглас», издаваемого филологическим фак-том Тырновского ун-та (с 1992). Главное место в кругу научно-исследовательских интересов Д. занимает тырновская книжная школа 2-й пол. XIV в. и деятельность учеников и последователей патриарха Евфимия - Григория Цамблака , Владислава Грамматика , Димитрия Кантакузина и др. В 1-й монографии, посвященной Владиславу Грамматику, Д. анализировал разные стороны творчества лит. деятеля: переписывание, составление сборников и создание оригинальных произведений (Владислав Граматик: Книжовник и писател. София, 1969). Д. участвовал в издании Похвального слова Григория Цамблака патриарху Евфимию («Похвално слово за Евтимий» от Григорий Цамблак/Текст: П. Русев, И. Гълъбов, А. Давидов. София, 1971), Жития св. Стефана Дечанского по рильской рукописи (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Текст: А. Давидов, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983). В монографии «Димитър Кантакузин» (София, 1979) Д., анализируя эпоху, пытался объяснить творчество Кантакузина, создание им «Молитвы к Пресв. Богородице» и др. произведений. Д. был одним из составителей собрания сочинений этого книжника (Кантакузин Д. Събр. съч. София, 1989).

http://pravenc.ru/text/171359.html

Лит.: Сырку П. А. К истории исправления книг в Болгарии. СПб., 1898. Т. 1. Вып. 1: Время и жизнь патр. Евфимия Терновского; Попов Х. Евтимий, последен търновски и трапезицки патриарх. Пловдив, 1901; Киселков В. С. Патриарх Евтимий. София, 1938; Григорий Цамблак, митр. Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак/Съст.: П. Русев, И. Гълъбов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971. С. 232-233; Иванова К. Житийно-панигиричното наследство на Търновската книжовна школа в балканската ръкописна традиция//Търновска книжовна школа. София, 1980. Т. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. С. 193-214; она же. Житието на Петка Търновска от патр. Евтимий: Източници и текстологически бележки//Старобълг. лит-ра. София, 1980. Кн. 8. С. 13-31; она же. Похвалното слово за Йоан Поливотски от Евтимий Търновски//Там же. 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Литературни наблюдения върху два похвални слова от Евтимий Търновски//Там же. 1983. Кн. 14. С. 10-36; она же. Патр. Евтимий. София, 1986; она же. О слав. переводе «Паноплии догматики» Евфимия Зигабена//Исследования по древней и новой лит-ре. Л., 1987. С. 101-105; она же. Новоизводните търновски сборници и въпросът за ролята на патр. Евтимий в техния превод//Старобълг. лит-ра. 1991. Кн. 25/26. С. 124-134; Станчев К. Евтимиевата школа в контекста на европейското духовно развитие//Там же. 1982. Кн. 11. С. 8-18; Макарий (Веретенников), архим. Болг. патр. Евфимий и Всероссийский митр. Макарий: К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум: 1100 години от блажената кончина на св. Методий. София, 1989. С. 219-225; H é bert M. Hesychasm, Word-Weaving and Slavic Hagiography: The Literary School of Patriarch Euthymius. Münch., 1992; Кенанов Д. Ораторската проза на патр. Евтимий. Вел. Търново, 1995; он же. Евтимиева метафрастика: Път и мисия във времето. Пловдив; Вел. Търново, 1999; Полывянный Д. И. Евфимий Тырновский и визант.-слав. общность во 2-й пол. XIV в.//Интеллектуальная история в лицах: 7 портретов мыслителей Средневековья и Возрождения. Иваново, 1996. С. 41-55; Патр. Евтимий Търновский неговото време: Мат-ли от национална научна сесия «600 години от заточението на св. Евтимий, патр. Търновски» (Вел. Търново, 6 окт. 1993)/Ред. кол.: Г. Данчев и др. Вел. Търново, 1998; Станков Р. Исихазмът, стилът «плетение словес» и езиково-правописната реформа на патр. Евтимий. София, 1999; Денкова Л. Отгласите на високата философичност - Григорий Нисийски и патр. Евтимий//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1999. Т. 6. С. 643-652; Zamfirescu D. Les grands Ménologies de lecture du patriarche Euthyme de Tarnovo//Там же. 2002. Т. 7. С. 87-104; Кожухаров С. Патр. Евтимий: Параклис за царица Теофана// Он же. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 140-145; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 347-365.

http://pravenc.ru/text/187641.html

Kraków, 1997. Т. 2. S. 143-144, 160-161, 163, 198-200), к-рые стали первыми произведениями румын. агиографии ( Русев, Давидов. 1966). Автор, зная уровень церковнослав. образованности своей молдав. паствы, не злоупотреблял высоким стилем тырновской книжной школы, сохраняя при этом богатство среднеболг. лит. языка. В период национальной трагедии, связанной с захватом Балканского п-ова турками, при большом числе жертв и героизме народа в отстаивании веры, христ. новомученики оставались безвестными и лишь о некоторых из них сохранялась память в фольклорной форме в местных преданиях. Только в XVI в., когда наступили более спокойные времена и мученичество за веру стало исключением, а не общей судьбой болгар, возникли условия не только для канонизации новомучеников, но и для создания их житий. Первые житийные тексты появились в Софии, где христ. община была достаточно экономически сильной и сплоченной, чтобы утвердить культ новомучеников. В 1-й пол.- сер. XVI в. в Софии имелись опытные книжники, литературно одаренные и владевшие спецификой агиографического жанра ( Динеков. 1939). Мученичество, положившее начало новой книжной школе, посвящено мч. Георгию Новому Кратовскому , молодому ювелиру, отказавшемуся принять ислам и сожженному мусульм. фанатиками в 1515 г. Оно было написано ок. 1515-1523 гг. свящ. Пейо. 17 мая 1555 г. тур. толпа забила до смерти камнями др. ремесленника - сапожника Николая Нового Софийского . Его Мученичество было создано гражданином Софии Матеем (Матфеем) Грамматиком, дьяком и лампадарием Сардикийской церкви. Поп Пейо и Матей Грамматик были книжниками, хорошо знакомыми с агиографической традицией (Там же). В Мученичествах каждый из них по-своему сочетал традиц. агиографическую форму с описанием подвига мученика в новых общественных условиях. Изменился герой жития - это не духовное лицо и не представитель знати, а ремесленник, до своего мученического подвига не слишком отличавшийся от сограждан. Агиографы близки к новомученикам, их положение в обществе даже выше, чем статус их героев: поп Пейо - духовный отец Георгия, Матей Грамматик - лампадарий (почетная привилегия выдающихся граждан); они принимают активное участие в драматическом конфликте и пишут как очевидцы событий.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В Молдавии были созданы драгоценная чеканная рака для собора в Сучаве (XV в.) с клеймами на сюжеты Жития мч. Иоанна Нового ( Voinescu T. Un chef-d " œuvre de l " orféverie moldave ancienne: La chasse dorée de Saint Jean-le-Nouveau//Révue roumaine d " histoire de l " art. Bucur., 1965. Vol. 2. P. 41-52) и неск. фресковых циклов (в притворах соборов мон-рей Воронец (1547) и Сучевица (нач. XVII в.) и епископской церкви г. Роман (1648)), посвященных мучению святого ( Luia J. Legenda Sf. Ioan Cel Nou dela Suceava in frescurile din Vorone//Corbul Cosminului. Bucur., 1924. Vol. 1. P. 79-354; Бакалова E. Цамблаково «Мъчение на св. Йоан Нови» в румънската монументална живопис от XVI-XVII вв.//Palaeobulgarica. 1991. N 4. C. 56-77). В Сербии ок. 1577 г. изограф и гимнограф Лонгин написал для Дечанского мон-ря житийную икону кор. Стефана с 17 клеймами ( Шакота М. Зограф Лонгин - сликар и XVI в.//Стара српска Београд, 1965. С. 533-540; В. Икона св. Стефана Дечанског. Београд, 1985). В 3-й четв. XVI в. в Москве независимо от серб. образцов были сделаны иллюстрации к пространным эпизодам из Жития кор. Стефана, включенные в чудеса свт. Николая Мирликийского (РГБ. Больш. 15. Л. 212-234 об.) и в хронографические статьи 2-го Остермановского тома Лицевого летописного свода ( Бегунов Ю. К. «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака в России: повествование «в лицах»//Palaeobulgarica. 1989. N 1. С. 53-66). Сцена возвращения свт. Николаем зрения королю-мученику встречается (в виде одного или неск. клейм) в росписях 1640-1641 гг. ц. Николы Надеина в Ярославле и в ряде рус. житийных икон XVII в. Соч.: Яцимирский А. И. Из истории слав. письменности в Молдавии и Валахии XV-XVI вв. СПб., 1906; он же. Из истории слав. проповеди в Молдавии: Неизв. произведения Григория Цамблака, подражания ему и переводы мон. Гавриила. СПб., 1906; [Повесть о перенесении мощей прп. Параскевы]// Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 433-436; [Житие Иоанна Нового]// Русев П. , Давидов А.

http://pravenc.ru/text/166685.html

Ветхий Завет. Т. 1. Общее введение. Пятокнижие/Пер. с посл. (12-го) фр. изд. с дополнительными примеч. и указателями русской библейской литературы В. В. Воронцова. 2 М., 1916. Врховац. Карактер Чура Даничича. – Врховац Р. Карактер и рад Чура Даничича. [Личность и творчество Юрия Даничича.] Нови Сад, 1923. ГДА. – Годишник на духовната Академиата «Св. Климент Охридски». София. Георгиев. Литературата. – Георгиев Е. Литературата на втората Българска държава: Литературата на XIII в. София, 1977. Глубоковский. Русская богословская наука. – Глубоковский Η. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. 3 М., 2002 ( 1 Варшава, 1928). Глубоковский. Феодорит. – Глубоковский Η. Н. Блаженный Феодорит , епископ Киррский: Его жизнь и литературная деятельность. Т. 1–2. М., 1890. Гоголь. ПСС. Т. 8. – Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений. Т. 8: Статьи. Издательство Академии наук СССР, 1952. Григорий Палама . Первое письмо к Акиндину. – Первое письмо Григория Паламы Григорию Акиндину « Пер. с греч., пред, и прим. С. Я. Гагена//Уральский археографический альманах/Отв. ред. А. Г. Мосин. Екатеринбург, 2005. С. 275–298 (пред. на с. 275–280, пер. на с. 281–294, прим, на с. 295–298). Григорий Палама . Триады. – Св. Григорий Палама . Триады в защиту священнобезмолвствующих » Пер. В. Вениаминова [­ В. В. Бибихина]. М., 1995 [и переизд.] Григорий Цамблак. Похвално слово. – Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак/Сост. Я. Русев, Ив. Гълъбов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971. Дела Дocumeja Обрадовича. – Дела Дocumeja Обрадовича. Београд, 1911. [Сочинения Досифея Обрадовича. Белград, 1911.] Деретич. Дocumej Обрадович. – Деретич J. Дocumej [Обрадович] и ньегово доба. Београд, 1969 (Филолошки. фак. Београдског унив. Mohorpaфuje. Кнь. 33). [Деретич И. Досифей [Обрадович] и его время. Белград, 1969.] Димитрий Ростовский . Сочинения. – Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского. Ч. 1. М.: Синод, тип., 1895. Достоевский. ПСС. Т. 25. – Достоевский Ф. М.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

225 . Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев С. Манастирите в България. София 1992. 288. 226 . Пулос П., архим. Св. Иван Рилски: вечен небесен покровител на българския народ. София 1992. 561. 227 . Русанов Р. Религиозният живот по времето на цар Иван Александър (По данни от житието на свети Теодосий Търновски от патриарх Калист Константинополски)//Духовна култура. 1998. 2. 20–28. 228 . Русев П. Школата на Евтимий Търновски в манастира «Св. Троица»//Търновска книжовна школа. София 1974. 1. 27–38. 229 . Русев П. Стилистиката, поетиката и естетиката на исихазма в творчеството на търновските книжовници Евтимий Търновски, Киприан и Григорий Цамблак//Проблеми на изкуството. 1976. 4. 54–56. 230 . Русев П. Реформата на Евтимий Търновски (Характер, особености, разпространение)//Търновска книжовна школа. София 1980. 2. 49–54. 231 . Русев П., Гълъбов А., Давидов А., Данчев Г. Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак. София 1971. 448. 232 . Русев П., Давидов А. Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска литература. София 1966. 198. 233 . Санцакоски С. Големите теолошки споровии движеньа на балканот: Од иконоклазмот и богомилството преку исихазмот до религиозниот национализам//Прилози. Ckonje 1997. 28(1–2). 125–138. 234 . Светогорска обител Зограф/Отг. ред. Гюзелев В. София. 1 (1995) – 3 (1999). 223, 410, 357. 235 . Светогорски Цветове. Света гора Атон 1999. 113. 236 . Славяно-българската обител «Св. Вмчк. Георги Зограф»: кратка история и разказ за чудотворните й икони. Света гора Атон 1999. 48, ил. 237 . Славов С. Исихазмът и патриотизмът на Патриарх Евтимий//Атеистична трибуна. 1981. 6. 14–21. 238 . Станчев Кр. Евтимиевата школа в контекста на европейското духовно развитие//Старобългарска литература. 1982. 11. 8–18. 239 . Станчев Кр. Търновската школа и развитието на агиографските жанрове//Руско-балкански културни връзки през Средновековието. София 1982. 207–216. 240 . Стара българска литература. София 1982. 2: Ораторска проза/Съст. и ред. Грашева Л. 396. 241 . Стара българска литература. София 1986. 4: Житиеписни творби/Съст. и ред. Иванова Кл. 688.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска лит-ра. София, 1966; [Служба Стефану Службе, каноне, акатисти. Београд, 1970. 2. С. 305-349; Похвално слово за Евтимий от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: П. Русев, И. Гълебов, А. Давидов, Г. Данчев. София, 1971; Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: А. Давидов, Г. Данчев, Н. Дончева-Панайотова, П. Ковачева, Т. Генчева. София, 1983; Темчин С. Ю. Гимнографическое творчество Григория Цамблака: Вильнюсский список службы с житием Иоанну Новому Сучавскому, 2 VI//Krakówsko-wileskie studia sawistyczne. Kraków, 1997. T. 2. N 143-203; [Службы Стефану Дечанскому и Иоанну Новому]// Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 177-224. Ист.: Codex epistolaris Vitoldi Magni Ducis Lithuaniae, 1376-1430/Coll. A. Prochaska. Cracoviae, 1882; Richental U. , von. Chronik des Constanzer Concils 1414-1418/Hrsg. M. Richard. Tüb., 1882; Acta concilii Constanciensis. Münster, 1923. Т. 2. Лит.: Яцимирский А. И. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, адм. и книжной деятельности. СПб., 1904; Киселков В. С. Митр. Григорий Цамблак. София, 1943; Turdeanu E. Grégoire Camblak: Faux arguments d " une biographie//Res. 1946. Vol. 22. P. 46-81; Наумов Е. П. Кем написано второе Житие Стефана Дечанского?//Слав. архив. М., 1963. С. 60-73; Сп. Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 175-182; Мечев K. Григорий Цамблак. София, 1969; Holthusen J. Neues zur Erklärung des Nadgrobnoe slovo von Grigorij Camblak auf den Moskauer Metropoliten Kiprian//Slavist. Studien zum VI Intern. Slavistenkongress in Prag. Münch., 1968. S. 372-382; О Cmyдuje. Београд, 1970. С. 316-317; Бегунов J. Y. за бuблuorpaфujy радова о Гpuropujy ucmopuja. Београд, 1974. 4. 24. С. 771-792 [Библиогр.]; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975 (по указ.); Heppel R. The Ecclesiastical Career of Gregory Camblak. L., 1979; Русев П. Лит. наследие Григория Цамблака: (Общая характеристика, распространение и классификация, худож. мастерство)//Études balkaniques. 1980.

http://pravenc.ru/text/166685.html

77-79; L z rescu E. Nicodim de la Tismana i rolul su în cultura veche româneasc (pân la 1385). Pt. 1//Romanoslavica. Bucur., 1965. Vol. 11. P. 237-285; Русев П., Давидов А. Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска лит-ра. София, 1966; Epifanie (Norocel), ep. Sfântul Eftimie, ultimul patriarh de Târnovo i legturile lui cu Biserica Româneasc//BOR. 1966. An. 84. N 5/6. P. 552-573; Mircea I.-R. Cel mai vechi manuscris miniat din Tara Româneasca: Tetraevanghelul popii Nicodim (1404-1405)//Romanoslavica. 1966. Vol. 13. P. 203-221; Nicolescu C. Argintria laic i religioas în rile române. Bucur., 1968; eadem. Arta metalelor preioase în România. Bucur., 1973; erb nescu N. Mitropolia Severinului. ase sute de ani de la înfiinare//BOR. 1970. An. 88. N 11/12. P. 1191-1227; idem. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Teoctist (Ar pa u), ep. O ctitorie ardelean a sf. Nicodim: Mnstirea Prislop//Mitropolia Olteniei. 1970. An. 22. N 7/8. P. 634-638; B la a D. Sf. Ignatie Teoforul i Nicodim de la Tismana: Date noi i dou inscripii inedite//Ibid. 1971. An. 23. N 9/10. P. 634-651; L udat I. D. Eftimie de Târnovo i literatura slavo-român//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1973. An. 23. N 7/9. P. 421-434; idem. Nicodim, éléve et continuateure spiritual d " Euthyme de Trnovo//Търновска книжовна школа. Вел. Търново, 1980. Т. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски. С. 169-176; Cantacuzino G. Les tombes de Bogomiles découvertes en Roumanie et leurs rapports avec les communautés hérétiques byzsntines et balkaniques//CIEB, 14. 1975. Vol. 2. P. 515-528; Dr gulin Gh. Sfântul Nicodim de la Tismana i curentele vieii religioase din veacul al XIV-lea//Mitropolia Olteniei. 1976. An. 28. N 11/12. P. 962-971; Porcescu S. Cuviosul Nicodim cel Sfinit de la Tismana în tradiia monahal a Moldovei//Ibid. P. 955-961; Nestor (Vornicescu), mitr. Cuviosul Nicodim de la Tismana, ctitor de sfinte lcauri//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2565606.html

Лит.: Сперанский М. Н. Слав. метафрастовская минея-четья//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 173-202; Динеков П. Софийски книжовници през XVI в.: Поп Пейо. София, 1939; Петканова-Тотева Д. Дамаскините в българската лит-ра. София, 1965; Русев П., Давидов А. Григорий Цамблак в Румъния и в старата румънска лит-ра. София, 1966; Иванова К. Структурно-типологична характеристика на чети-минейните сборници в южнослав. и руската лит-ра//Славянска филология. София, 1978. T. 16. C. 66-77; она же. Житийно-панигиричното наследство на Търновската книжовна школа в балканската ръкописна традиция//Търновска книжовна школа. София, 1980. Кн. 2: Ученици и последователи на Евтимий Търновски: Втори междунар. симп., Вел. Търново, 20-23 май 1976. С. 193-214; она же. Житието на Петка Търновска от Патриарх Евтимий: Източници и текстол. бележки//Старобългарска лит-ра. София, 1980. Кн. 8. С. 13-31; она же. Агиографско хомилетични сборници с устойчив състав в южнослав. литератури//Cyrillomethodianum. Thessal., 1981. Vol. 5. P. 11-19; она же. Новоизводните търновски сборници и въпросът за ролята на Патриарх Евтимий в техния превод//Старобългарска лит-ра. 1991. Кн. 25/26. С. 124-134; она же. Най-старото житие на св. Иван Рилски и някои негови литературни паралели//Медиевистика и културна антропология: Сб. в чест на 40-годишната творческа дейност на проф. Д. Петканова. София, 1998. С. 37-47; она же. Житията в старобългарската лит-ра//Старобългарско книжовно наследство. София, 2002. С. 70-92; она же. За влиянието на Търновската книжовна школа в Румъния: Съществува ли втора среднобълг. ред. на Житието на св. Иван Рилски от Патриарх Евтимий//Доайенът: В памет на проф. Н. М. Дилевски. София, 2004. С. 370-394; она же. Хилендарски чети-минеи на монах Аверкие от XVII в.//България и Сърбия в контекста на визант. цивилизация: Сб. ст. от българо-сръбския симпозиум, София, 14-16 септ. София, 2005. С. 313-327; она же. Староизводните чети-минеи и сръбските манастири//Love of Learning and Devotion of Got in Orthodox према и вера у Бога у правосл.

http://pravenc.ru/text/182317.html

В 2000 г. Мин-во культуры РФ передало здания бывшей обители (за исключением храма Рождества Христова) в ведение Псково-Печерского мон-ря для реставрации и возобновления монашеской жизни ( Геннадий (Русев). 2006. С. 27). Здесь основан Спасо-Онуфриев скит. Ведется реставрация зданий, освящен домовый скитский храм в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». Арх.: РГАДА. Ф. 1209. 827. Л. 758-760 об. Ист.: Псков и его пригороды: Кн. 1//Сб. МАМЮ. 1913. Т. 5. С. 305-306, 447; То же: Кн. 2//Там же. 1914. Т. 6. С. 414-416. Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 47; Л[ошаков Е. С.]. Заметки о Мальском погосте//Псковские ГВ. 1869. 27. Ч. неофиц. С. 158; Шведов М. Из Мальского погоста//Псковские ЕВ. 1901. 19. Отд. неофиц. С. 416-420 (То же//Святыни и древности Псковского у.: По дорев. источникам. Псков, 2006. С. 251-256); Скоропостижный Е. Погост Малы Псковского у.//Псковские ЕВ. 1909. 2. Отд. неофиц. С. 30-34 (То же//Святыни и древности Псковского у. Псков, 2006. С. 257-261); Макаровский А. Малы (Печорская старина)//Рус. календарь на 1936 г. Таллин, 1935. С. 62-66; Скобельцын Б. С. Новые мат-лы по архит.-археол. исслед. Мальского мон-ря//Крепостное зодчество Псковской земли и ее соседей: Тез. докл. науч. конф., 24-25 июля 1980 г. Изборск, 1980. С. 9; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996. С. 136-138, 145, 158, 168; Гуцу Р. Сила в немощи: Жизнеописание Болящего Матфея Мальского, 1840-1905. СПб., 2005; Выписки из Клировых ведомостей церквей и погостов Псковского у.: Ц. Рождества Христова погоста Малы//Святыни и древности Псковского у. Псков, 2006. С. 452-454; Геннадий (Русев), мон. Спасо-Онуфриев скит: (Из истории Мальского Христорождественского мон-ря)//Изборск и его округа: Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. Изборск, 2006. С. 27-31; Малков Г., диак. «Тебе кланятися солнцу правды…»: Ист. очерк о Христо-Рождественской Св.-Онуфриевой Мальской пустыни (Спасо-Онуфриевском ските). Псков, 2006; Французова Е. Б. Мон-ри Псковской земли в XVI в.: Общее количество и размещение//ВЦИ. 2006. 1. С. 108-130; Морозкина Е. Н. Церковное зодчество древнего Пскова. М., 2007. Т. 2. С. 9-33; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. М., 20092.

http://pravenc.ru/text/2578443.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010