Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI католикос-патриарх всей Грузии (1-я четв. XII в.). Патриарший престол занял после смерти католикоса-патриарха Василия III (1090-1100). Современник груз. царя св. Давида IV Строителя (1089-1125), активно поддерживал его политику, направленную на окончательное объединение Грузии и усиление монархии. И. и архиеп. Чкондидский Георгий возглавляли Руис-Урбнисский Собор Грузинской Православной Церкви (1104 или 1105, 1106); в «Уложении» Собора И. назван «вседостойнейшим архиепископом-католикосом и великим патриархом всей Грузии» (Уложение. 1978. С. 184). И. неск. раз упомянут в «Завещании» св. царя Давида IV мон-рю Шиомгвиме (1123/24). Так, царь просит своего сына царевича Димитрия I (см. Дамиан-Димитрий ), в случае если он не доживет до окончания работ по облицовке и росписи возведенной в 1123 г. шиомгвимской ц. Успения Пресв. Богородицы, совершить освящение храма «руками» И. в присутствии всех епископов Вост. и Зап. Грузии (Корпус. 1984. С. 55). Царь также подтвердил дарованные до этого И. мон-рю Шиомгвиме привилегии: судебный иммунитет и неприкосновенность прав мон-ря на владение селами, землями и т. д. (Завещание. 2001. С. 36). И. вместе с другими грузинскими епископами и монахами принимал участие в диспуте с армянскими монофизитами (Житие. 1955. Т. 1. С. 356-357). Его имя упоминается в грамоте царя Грузии Георгия III, данной мон-рю Шиомгвиме в 1170 г. (Корпус. 1984. С. 68). Ист.: Житие царя царей Давида//КЦ. 1955. Т. 1. С. 356-357; Корпус груз. ист. док-тов/Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава и др. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. С. 55, 68 (на груз. яз.); Уложение Руис-Урбнисского Собора/Ред.: Э. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Строителя Шиомгвимской лавре/Ред.: А. Гоголадзе. Тбилиси, 2001. С. 36 (на груз. яз.). Лит.: Абашидзе З. Иоане VI//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 48-49 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/469658.html

В 1122 г. Д. С. завладел Тбилиси, к-рый на протяжении 400 лет принадлежал мусульманам, и перенес туда из Кутаиси столицу Грузинского гос-ва. В 1123 г. освобождением Дманиси завершилось освобождение и политическое объединение Грузии. В авг. 1124 г. к Д. С. прибыли послы из столицы Армении Ани с просьбой о помощи в освобождении города от турок-сельджуков, обещая Д. С. «сдать город». Как пишет «историк Давида», царь за 3 дня снарядил 60-тысячное войско, освободившее Ани и присоединившее его к Грузии. В том же году был присоединен Ширван. В результате одержанных царем побед границы Грузинского царства расширились «от Никопсии до Дербентского моря и от Осетии до Арагаца» (Завещание царя царей Давида Гелатскому мон-рю. 1984. С. 62). Д. С. стал титуловаться как «царь абхазов, картвелов, ранов, кахов и армян ( Дундуа Г. , Дундуа Т. 2006. С. 196-198). В 1105 г. по инициативе Д. С. был созван Руис-Урбнисский Собор , 19 правил (уложений) к-рого установили основные дисциплинарные и адм. нормы ГПЦ. Почти полностью был сменен архиерейский состав: недостойные епископы были отлучены от Церкви, кафедры заняли единомышленники царя. Д. С. объединил в одном лице 2 должности: церковную (чкондидели - Чкондидский епископ) и гос. (мцигнобартухуцеси - канцлер). Став важнейшим лицом в гос-ве и Церкви после царя и католикоса-патриарха, чкондидел-мцигнобартухуцеси, должность которого занял воспитатель царя еп. Георгий, контролировал все ведомства центрального управления. Ему же царь вверил высший апелляционный суд (Жизнь царя царей. С. 327). Объединив под управлением одного архиерея 2 наиболее крупные епархии - Бедийскую (Зап. Грузия) и Алавердскую (Вост. Грузия), Д. С. еще более упрочил церковное единство в Зап. и Вост. Грузии. Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) Крест св. Давида IV Строителя. IX–X вв. (ГМИГ) При Д. С. был возобновлен мон-рь Шиомгвиме , по заказу царя Арсений Икалтойский перевел Типикон монастыря св. Симеона Столпника на Чёрной Горе (Сирия), по к-рому в Шиомгвимском монастыре совершалось богослужение до нач. XIX в. «Историк Давида» писал, что Д. С. «щедро одарил лавры, церкви и монастыри» не только Грузии, но и Византии, Афона, Сирии, Кипра, Палестины, а особенно «могилу Господа нашего Иисуса Христа». С крупным пожертвованием Д. С. также связаны строительные работы в мон-ре вмц. Екатерины на Синае. Д. С. имел тесные связи с крестоносцами. Из письма (1108) кантора ц. Гроба Господня Ансенуса известно, что Д. С. передал им в дар крест, сделанный из частей Креста Господня. Этот крест, названный европейцами «Крестом Давида», хранился в соборе Парижской Богоматери во Франции ( Авалишвили. 1989. С. 17-21).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Политическое объединение Грузии сопровождалось многочисленными препятствиями со стороны Византии, к-рая манипулировала царской оппозицией внутри страны. Существенную поддержку груз. царской власти оказывал Мцхетский католикос-патриарх. Так, Мелхиседек I неоднократно осуществлял функции посла, в 1033 г. он сопровождал мать Баграта IV царицу Мариам, к-рая просила у имп. Романа III Аргира перемирия и «подобающего» титула для молодого царя (Матиане Картлиса. 1955. С. 282, 294). Но Мцхетский предстоятель не всегда мог преодолеть разрозненность общества, с помощью которой внешние и внутренние силы стремились разрушить политическое единство гос-ва. В ходе политических событий 2-й пол. XI в. в лагерь противников царской власти были вовлечены и нек-рые церковные иерархи, родственными узами связанные со знатными феодальными родами. Часто при назначении архиереев нарушался возрастной ценз, происходили случаи симонии и т. д., мн. архиереи ни по образованию, ни по духовным качествам не соответствовали званию пастыря (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 162). В 60-х гг. XI в. в результате череды неурожаев наступили голод и обнищание народа, страну опустошали турки-сельджуки, при султане Мелик-шахе (1072-1092) они подчинили Грузию, что имело разрушительные последствия для страны (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 319-320). В таких тяжелых условиях на груз. престол взошел царь св. Давид IV Строитель (1089-1125), к-рый начал последовательное преобразование всех сфер жизни, в т. ч. и церковной. В 1105 г. царь созвал Руис-Урбнисский Собор , прошедший под председательством католикоса-патриарха Иоанна VI . На Соборе были лишены сана недостойные иерархи, их заменили «богоугодными» и заслуженными архиереями (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 327; Уложение Руис-Урбнисского Собора. 1978). Решения Собора, посвященные устройству Церкви, были основаны на законах Великого Номоканона, перевод к-рого был завершен прп. Арсением Икалтойским незадолго до этого. Благодаря им были совершены значительные преобразования в церковной жизни, восстановлен авторитет Церкви, возрождена симфония Церкви и царской власти ( Абашидзе.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

В 1089 г. Георгий II отрекся от престола, уступив его 16-летнему сыну, св. царю Давиду IV Строителю (1089-1125). Страна была разорена, власть царя распространялась только на Зап. Грузию. Энергичные действия Давида IV положили конец беспрепятственному проникновению сельджуков на территорию Г. Началось возрождение сельского хозяйства; развивались ремесла и торговля. В 1099 г. св. царь Давид перестал платить дань тур. султану, а в 1104 г. присоединил к Г. Эрети и Кахети. Противники царя обратились за помощью к наместнику султана в Г., атабагу Гянджи. В сражении при Эрцухи (1104) Давид с малочисленным войском одержал победу над атабагом, что в значительной мере способствовало дальнейшим широкомасштабным преобразованиям. Г. превратилась в могущественное гос-во. Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Выезд царицы Тамары. Худож. Д. Габашвили. 50-е гг. ХХ в. (ГМИГ) Борясь с мятежными феодалами, царь в 1096 г. отправил в изгнание самого могущественного из них, Липарита Багваши (Багуаши), а в 1103 г., после смерти сына Липарита Рати, упразднил их родовое Клдекарское эриставство. Жестоко расправился он и с домом Абулетисдзе (1103), что стало уроком для др. своевольных феодальных кланов. Церковная политика царя способствовала централизации власти, духовному и культурному возрождению страны. В 1105 (или 1104) г. Руис-Урбнисский Собор , созванный царем, принял уложение, по к-рому на высшие церковные должности назначили «людей, заслуживавших высокий сан преданным служением Церкви и способных» вести дела и решать внутрицерковные проблемы. Стремясь достичь гармонии в отношениях между гос-вом и Церковью, Давид объединил должности мцигнобартухуцеси (канцлера) и епископа Чкондидского. Св. царь Давид присоединил к Г. города-крепости Самшвилде (1110), Рустави (1115), Гиши (1117), Лоре (1118) и Ташир-Дзоракерт (1118), бывшие под властью турок. Но Ширван, Ран, Армения, а также сопредельные Г. Кабала и Гянджа находились в руках турок-сельджуков, что не позволяло в полной мере обеспечить безопасность страны.

http://pravenc.ru/text/168205.html

е. из лавры св. Саввы Освященного в Иерусалиме) и посвященные каноническим церковным книгам, литургической практике, монашеству, Господским праздникам и др., к-рые также принято считать ранними документами груз. каноники. На Руис-Урбнисском Соборе (1104 или 1105, 1106), было принято «Уложение» (отдельных рукописей нет, текст прилагается к рукописям Великого Номоканона: Кекел. А 76, XII в.; Кут. 25, XII-XIII вв.; Кекел. А 1102; Кут. 17, XIII в.; Кекел. Н 1670, XIII-XIV вв.; А 171, XVIII в.- Уложения. 1970), состоящее из 19 церковных канонов. Этот документ считается самым ранним офиц. памятником груз. канонического права. «Уложение» состоит из 4 частей: введения, где в теологическом аспекте рассматривается краткая история Вселенной, сотворения человека, искупления Христа, проповеди апостолов, Крещения Грузии и т. д.; текстов канонов; восхваления царя Давида монахом Арсением; синодика (многолетие членам царской семьи и присутствующим на Соборе представителям духовенства, а также поминовение усопших). Исследователи отмечают значительное влияние Великого Номоканона на «Уложения». Сохранилось еще неск. памятников, касающихся права: в основном это постановления Соборов и послания первоиерархов. Так, Церковный Собор 1263 г. обратился к царю Вост. Грузии Давиду VII Улу по вопросу о нарушении им неприкосновенности церковного имущества и просил больше заботиться о церквах, мон-рях и пастве (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5003 - ПГП. Т. 3. С. 161-164). В 1470-1474 гг. Антиохийский патриарх Михаил направил Абхазскому католикосу-патриарху Иоакиму (Бедиели) в связи с избранием последнего на Патриарший престол послание «Мцнебай Сасджулой» (Заповеди по законам) (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5020 - ПГП. Т. 3. С. 221-233), к-рые также принято считать памятником груз. права ( Кекелидзе. История груз. лит-ры. 1958. Т. 2. С. 568). Издатели памятника разделили текст на правила: Ф. Жордания - на 19, И. Долидзе - на 43. Правила касаются почти всех вопросов церковного права: о запрещении бракосочетания, о браконарушениях, о нарушении поста, о нравственных нормах для священнослужителей, об убийствах, о захватах церковных и монастырских земель и имущества, о покорности и т.

http://pravenc.ru/text/639853.html

«Уложения» Руис-Урбнисского Собора в Великом Номоканоне. XIII–XIV вв. (Кекел. Н 1670. Л. 241–242) Собор утвердил 19 определений, зафиксированных в «Уложениях»: «недостойные епископы» были лишены сана; восстановлен в соответствии с Номоканоном возрастной ценз на рукоположение: для епископа - 35 лет, иерея - 30, диакона - 25 лет; запрещено рукоположение в неск. степеней в течение одного дня («из чтеца в епископа»); введены сроки продвижения по ступеням духовной иерархии; введен Требник прп. Георгия Святогорца (Большой требник. 2002. Кн. 1) как единственное руководство к совершению треб, освящению престола, варению св. мира, совершению чина рукоположения; запрещено мздоимство за рукоположение; запрещено использование церковной утвари в небогослужебных целях, в т. ч. и для выкупа пленных, «даже если они (предметы церковной утвари.- В. С.) лежат без использования...»; запрещены крещение и венчание вне церкви или в отсутствие алтаря, постриг в монахи немонахом, совершение таинства Венчания монахом; молодоженам предписано тайное причащение после первого или второго венчания; священнику, благословившему второе венчание, запрещено принимать трапезу в доме новобрачных; разрешено обручение, но запрещено венчание несовершеннолетних детей (девочки до 12 лет), приняты и нек-рые др. правила относительно венчания; было постановлено, что хорепископа выбирают католикос-патриарх и епископы из числа священников или диаконов, знающих Свящ. Писание; крупным мон-рям предписано иметь 2 духовников, малым - 1; запрещено устраивать в мон-рях «торговые сборища», а также совершать «мирские дела»; запрещено в одном алтаре совершать одну и ту же бескровную жертву за множество душ: в часовнях или приделах разрешено проведение 1 заупокойной литургии; обращенных из «богопротивной ереси армянской» (монофизитства) предписано крестить полным чином; запрещено вступать в брак с еретиком или язычником; осужден содомский грех (мужеложство); приняты решения в поддержку иконопочитания (Великий Номоканон. 1975. С. 543-560).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Раскольники-безпоповцы утверждают, что св. муч. Гликерия (II или Ш в.) ни разу в жизни не причащалась св. тайн, так как в житии ее об этом не говорится; но в житии ее, а равно и многих других св. угодников умолчано и о крещении их: неужели следует отсюда, что она не крестилась? «Ей вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не нужно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин» (Иос. Волоц. II о иноч. жит. стр. 495). 23. Св. ап. Иакова, брата Божия; перенесение честн. мощей св. Иакова боровичковского, новгород. чудотв.; св. Игнатия, патр. цареградского. Предание утверждает, что св. ап. Иаков, по повелению Господа, был поставлен апостолами во епископа Иерусалимской церкви. 24. Св. Афанасия, патр. царегр.; мч. Арефы; мц. Синклитикии; блаж. Елезвоя, прп. Арефы печерск.; ик. Б. М. «Всех Скорбящих Раодости». 25. Мучч. и нотарий (скорописцев) Маркиана и Мартирия; муч. Анастасия. 26. Влч. Димитрия мироточца, селунского; пр. Афанасия микидийск. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывш. в Константинополе в 740 г. 27. Мч. Нестора селунск., Марка; мц. Капитолины и Еротииды; прп. Нестора летописца; обр. мощей благ. кн. Андрея смоленского. Муч. Марк, не будучи священником, совершал крещение, но в крайней нужде, во время гонений, и потому раскольники-безпоповцы напрасно указывают на его пример в доказательство правильности принятой ими практики относительно совершения таинства крещения. 28. Свят. Арсения, прест. свт. Димитрия ростовского ; сеящ.-муч Кириака; мч.: Терентия, Сарвила, Фота, Фсодула, Иеракса, Нита. Вила, Африкана, Терентия, Максима, Помплия; мц. Неонилы, Евникии; вл.-мц. Параскевы (Пятницы); прп. Стефана и Иоанна, прп. Иова почаевского ; свящ.-муч. Неофита урбнисск. 29. Пр.-муч. Анастасии римлян.; пр. Авраамия затворника; преставление пр. Аврамия, ростов. чуд.; препп.: Марии и Анны; мучч.: Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

«Саркский монастырь святого Георгия находится в шести километрах к югу от Карели. Церковь святого Георгия построена в XVII веке. Церковь относится к Руис-Урбнисской епархии. С церковью связана легенда. Около деревни Саголашени была местность, которую называли “Поле царицы”. Здесь крестьяне не пахали и не пасли скот. Легенда рассказывает, что однажды во время пахоты быки остановились и отказались двигаться дальше. Пахарь нашел на этом месте икону святого Георгия, выточенную из камня. Быки остановились – и пахарь увидел на поле икону святого Георгия, выточенную из камня Эту икону положили на быков и пустили их на волю. Где животные остановились, там собрались трое монахов и с Божией помощью построили церковь в честь святого Георгия Саркского, а впоследствии и монастырь. В церкви находится чудотворная икона святого Георгия, у которой просят о рождении мальчиков. В случае получения просимого дарят монастырю эксклюзивные деревянные колыбели. Однажды произошел такой случай. Привели барана для заклания. Уже обводили его вокруг церкви, но неожиданно животное вырвалось и убежало в сторону Кинцвисской церкви, которая находится в трех километрах от Саркского монастыря. Люди побежали за бараном и увидели, как он три раза обошел вокруг Кинцвисской церкви и снова сам направился в сторону Саркского монастыря. Перед дверями церкви остановился и склонил голову. Особенно много паломников бывает здесь 23 ноября – в день памяти великомученика Георгия . Многие приходят сюда по обету босиком, но не было случая, чтобы кто-то во время такого паломничества заболел или повредил ногу. Святому Георгию Саркскому молятся не только о даровании потомства». Ксюша решила во что бы то ни стало там побывать. И хотя Эмзар не собирался ездить ни по каким монастырям, но велика сила женщины. Правильно его дед говорил: если женщина что-то в свою голову заберет, то ее три пары быков с места не сдвинут, а уж муж в одиночку тем более. В итоге после многих приключений Ксюша оказалась в Саркском монастыре. Помолилась, как умела, и поехала назад. Вскоре сама была ошарашена результатом: ощутила в себе долгожданную беременность. У них родился сын. Об имени долго не думали: назвали Георгием. Ксюша как-то незаметно для себя воцерковилась.

http://pravoslavie.ru/135923.html

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в. Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий ), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм. Ист.: Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861; Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 318-363 (на груз. яз.) (рус. пер.: Житие царя царей Давида/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1989. 40. С. 273-300); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 155-165 (на груз. яз.) (рус. пер.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976); Давид Агмашенебели. Покаянные песнопения/Изд.: С. И. Кубанеишвили//Наше сокровище. Тбилиси, 1960. С. 518-521 (на груз. яз.) (рус. пер.: Давид Строитель. Покаянный канон/Предисл.: Л. Григолашвили. Тбилиси, 1989); Мухаммад-ал-Хамави. Мансурова хроника/Изд., предисл.: П. А. Грязневич. М., 1960; Давид Агмашенебели//ПДГАЛ. 1968. Т. 1. С. 271-284, 426-429 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. П. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178-196 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю (1123-1124)//Корпус груз. 1984. Т. 1. С. 52-59 (на груз. яз.); Завещание царя царей Давида Агмашенебели Гелатскому мон-рю//Там же. С. 61-63 (на груз. яз.) (рус. пер.: Завещание царя царей Давида Строителя/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 313); Сведения средневек. зап. писателей о Давиде Строителе/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 314-318; Столпописание святого и богособранного собора, к-рый собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 301-312; Царю Давиду - монах Арсени/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 319-320; Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ ПАКУРИАН [Бакуриани, Бакурианисдзе; груз. ; греч. Γρηϒριος Πακουριανς] (20-е гг. XI в.- 1086, Белятово, территория совр. Болгарии), визант. полководец, севаст и доместик, основатель Петрицонского (Бачковского) мон-ря (1083; совр. Юж. Болгария). Нарративные и документальные сведения о Г. П. имеются на груз., греч. и арм. языках. С его именем связан один из полностью сохранившихся памятников визант. права - Типикон Петрицонского мон-ря, составленный на греч. и груз. (по предположению нек-рых исследователей, и на арм.) языках и сохранившийся в списках XII-XIII вв. (оригинал груз. и греч. текста: Б-ка им. А. Кораиса (о-в Хиос, Греция). 1598; пер. на новогреч.: Там же. 1599; копия греч. текста: Софийская публ. б-ка, Болгария). Груз. (КЦ, Синодик Уложения Руис-Урбнисского собора, Синодик грузинского мон-ря Ивирон на Афоне), греч. (кроме «Алексиады» Анны Комнины) и арм. (Матеос Урхаеци) источники называют Г. П. грузином по происхождению. В. А. Арутюнова-Фиданян на основе всех известных источников составила подробное жизнеописание Г. П. (Curriculum vitae) и отнесла дату его рождения к 20-м гг. XI в. (Типик Григория Пакуриана. С. 47). В Типиконе неск. раз отмечено, что Г. П. принадлежал к «блестящему грузинскому роду», а мон-рь Петрицон был основан им для грузин, что подтверждается древнегруз. эпиграфикой, груз. фресками, иконами, рукописями мон-ря и т. д. В 1888 г. был издан новогреч. перевод Типикона по Софийской рукописи (XIII в.), где было сказано о существовании помимо груз. также и арм. варианта Типикона, и о том, что подпись под греч. текстом была выполнена Г. П. на арм. языке. Эти сведения дали повод нек-рым ученым считать Г. П. армянином. Н. Я. Марр писал, что Г. П. называл себя грузином, поскольку придерживался Православия, т. е. «грузинского вероисповедания» ( Марр. Аркаун. С. 25-28; он же. Иоанн Петрицский. С. 54). Это мнение разделяли И. И. Соколов , А. Грабар , И. Гошев , Ф. И. Успенский , В. Николаев, Х. Г. Бек , С. Овнанян, Арутюнова-Фиданян, П. М. Мурадян и др. На первоначальной т. зр. о груз. происхождении Г. П. настаивали А. Цагарели, П. В. Безобразов , Л. Пти, И. Иванов, А. Протич, Э. Хонигман, В. Н. Лазарев , Л. Менабде и др.

http://pravenc.ru/text/166859.html

  001     002    003    004    005    006    007    008