V. Музей церковных древностей Восстановленные здания Белой Палаты и Княжьих теремов получили назначение, как нельзя более соответствующее их историческому прошлому – в них поместился основанный в 1883 г. Ростовский Музей церковных древностей; причём в Отдаточной и Белой Палатах размещены предметы, имеющие, главным образом, церковно-историческое значение, а так как среди массы пожертвований, обильно поступавших и поступающих до сего времени в Музей, оказывается не мало памятников гражданского быта, то их выделили в особую группу и отвели для них помещение в Княжьих теремах. В первый же год своего существования Музей обогатился массою древних церковных предметов и рукописей, поступивших со всех концов обширной Ярославской епархии, благодаря содействию архипастыря Ионафапа, особым распоряжением пригласившего духовенство епархии содействовать целям Музея, доставляя в его хранилище церковные древности, достойные внимания. Член Комиссии по реставрации Кремля, покойный ростовский предводитель дворянства Д. А. Булатов пожертвовал в Музей богатейшую коллекцию древних монет, положив начало обширному в настоящее время нумизматическому отделу; им же принесено в дар Музею много старинных икон, древние складни, собрания автографов, фамильные документы, древние свитки и часть своей обширной библиотеки. Затем, ежегодно пополняясь, Ростовский Музей сосредоточивает теперь в своих стенах весьма богатое и редкое собрание старинных церковных сосудов, ковчегов, дароносиц, антиминсов; редкую, по художественному исполнению, коллекцию резных деревянных царских дверей и запрестольных крестов; замечательную в иконографическом отношении коллекцию древних икон, металлических крестов, и массу других предметов старинного церковного обихода. Всё это помещается в Отдаточной и Белой Палатах. По входе в эту последнюю, внимание посетителя прежде всего останавливается на единственном, стоящем по средине, массивном круглом столбе; на него упираются и на нём держатся стройные своды всего здания, кончающиеся по стенам остроконечными серьгами. В этом столбе вделана мраморная доска, на которой находится следующая запись, вырезанная церковнославянскими буквами:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

И. А. Шляпкин IX. Литературная деятельность и частная жизнь святителя за Ростовский период Обстановка архиерейского дома – Недостаток средств – Отношения с Воейковым – Частные события 1702–1703 годов – События начала 1704 года – Обработка Четь-Миней – События 1704–1705 года – Поездка в Москву – Характеристика проповеднической деятельности святителя вообще – Картины современного общества – Отношение проповедника к царю Петру и отдельным сословиям – Вопрос о бедных и богатых – Житье в Москве в 1706 году – Бедность архиерейского дома и духовная св. Димитрия – Раскол и противодействие ему – Летопись келейная и переписка о ней – Характеристика Летописи келейной – Вопрос о церковных имениях – Происшествия 1707 года – Сближение святителя с старомосковской партой – Розыск о Брынской вере – Содержание и источники этого сочинения – последний год жизни святителя и его кончина. В двух главах мы сделали обозрение епархиальной деятельности святителя Димитрия с официально-административной стороны, и показали его борьбу с невежеством подчиненных, выразившуюся в основании школы. Теперь мы перейдем к обозрению литературной деятельности и частной жизни святителя за Ростовский период. Несомненно, что личность его ярче отразилась в проповеднических и богословских трудах, чем в официальных распоряжениях по епархии. С другой стороны мы считаем важным сохранить и самые мелкие факты из жизни святителя: во-первых, потому что в мелочах часто ярче обрисовывается личность известного деятеля, чем в крупных поступках, во-вторых и мелкие с первого взгляда факты с открытием новых материалов или имеющих возникнуть вопросов, или сами получают неожиданное значение или, по меньшей мере, дают возможность определить хотя бы необходимые хронологические данные. Мы делаем ему оговорку именно в виду того, что подбор этих фактов немало мешает ровности и плавности систематического изложения жизни святителя за данный период 1702– 1709 г. Начинаем со времени прибытия святителя в Ростов. Ровная безлесная болотистая равнина окружает древний Ростов, расположенный на берегу мелководного, но обширного озера Неро, с негодной для питья водой и скудным количеством рыбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

14 марта 2023 Встреча: В День православной книги в шахтинском вузе говорили об истории и перспективах отечественных книжной и письменной культур В День православной книги в библиотеке Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты состоялось традиционное епархиальное духовно-просветительское мероприятие, посвящённое празднику. Просветительский проект «Отечественная культура печатного и рукописного слова вчера и сегодня» подготовлен кафедрой «Православная культура и теология», библиотекой института, Шахтинской епархией при поддержке Ростовского отделения ИППО для студентов института.  В День православной книги в библиотеке Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты состоялось традиционное епархиальное духовно-просветительское мероприятие, посвящённое празднику. Просветительский проект «Отечественная культура печатного и рукописного слова вчера и сегодня» подготовлен кафедрой «Православная культура и теология», библиотекой института, Шахтинской епархией при поддержке Ростовского отделения ИППО для студентов института. Мероприятие включало в себя тематические выступления преподавателей, сотрудников и студентов вуза, участников научного кружка «Православный Восток», гостей проекта, презентацию двух выставок: старопечатной и рукописной церковной книги и старинных книг духовно-исторической тематики из редкого фонда библиотеки института. А также мастер-классы по атрибуции старинных церковных книг и по письму церковно-славянских текстов старинными металлическими перьями и анилиновыми чернилами, проведённые старшим преподавателем кафедры «Православная культура и теология», древлехранителем Шахтинской епархии, секретарём Ростовского отделения Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество» Ильёй Геннадиевичем Шарковым. В роли ведущих проекта выступили студенты Анатолий Колодяжный и Анастасия Бондар, которые кратко представили историю русского книгопечатания, а также выступили с докладами, подготовленными под научным руководством старшего преподавателя И.Г. Шаркова. Анастасия Бондар рассказала об особенностях оформления текстов рукописных и старопечатных славянских книг, а Анатолий Колодяжный представил тему переплётов и внешнего оформления старинных славянских книг.

http://new.izdatsovet.ru/events/v-den-pr...

ПРИЛОЖЕНИЯ I. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Год Численность населения В том числе православных ок. 14000000 ок. 19000000 ок. 41000000 ок. 74000000 ок. 53000000 82172022 ок. 59000000 128924289 ок. 89000000 163778800 99166662 ок. 178400000 II. КОЛИЧЕСТВО ЦЕРКВЕЙ И ЧАСОВЕН Год Церквей Часовен III. ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНСТВА Год Священников Диаконов Церковно- служителей 124923 101040 113961 115619 102682 107906 IV. ДУХОВНЫЕ ШКОЛЫ Год Академий Семинарий Духовных училищ Студентов академий Семинаристов Учеников духовных училищ Преподавателей Академий Семинарий Духовных училищ ок. 6000 V. МОНАСТЫРИ И МОНАШЕСТВО Год Мужских монастырей Женских монастырей Монахов Послушников Монахинь Послушниц – без Южной и Западной России. VI. ХРОНОЛОГИЯ ОТКРЫТИЯ ЕПАРХИЙ а) епархии, открытые до Синодальной эпохи 1 . Киевская (988 г.). 2 . Черниговская (992 г.). 3 . Новгородская (992 г., с 1770 по 1898 годы – вместе с Петербургской, с 1898 года – самостоятельная). 4 . Ростовская (992 г., в 1787 году переименована в Ярославскую). 5 . Волынская (992 г., кафедра во Владимире-Волынском, 1515–1616, 1639–1795 годы – в унии, с 1795 года – православная, в 1848–1860 годы – в Варшавской епархии, с 1860 года – самостоятельная кафедра в Житомире). 6 . Переяславская (после 1037 года, просуществовала до 1261 года, с 1701 года – викарная кафедра Киевской епархии, в 1733–1785 годы – самостоятельная, в 1785–1799 годы – снова викарная, с 1799 года – самостоятельная, с 1803 года переименована в Полтавскую). 7 . Полоцкая (1104 г., в 1596–1620, 1661–1833 годы – в унии с Римом, с 1833 года – православная). 8 . Смоленская (1137 г.). 9 . Рязанская (между 1198 и 1207 годами, до 1291 года – кафедра в Муроме). 10 . Владимирская (1214, с 1314 по 1748 годы – в Суздальской епархии, в 1748 году восстановлена). 11 . Холмская (1233, 1650–1875 годы – в унии, с 1875 года – Люблинский викариат в Холмско-Варшавской епархии, с 1905 года – самостоятельная). 12 . Сарская и Подонская (1261, с 1454 года кафедра в Крутицах, в 1764 году переименована в Крутицкую, в 1788 году упразднена).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Службы добровольцев и горячие линии Синодальный отдел по благотворительности перечислил 200 тысяч рублей Вятской епархии для продуктовой помощи нуждающимся. Средства собраны на специальном сайте «Антивирус Милосердия». На выделенные деньги социальный отдел епархии сформировал 200 продуктовых наборов. Это более полутора тонн продуктов первой необходимости. Каждый продуктовый набор весит 8,5 кг и включает продукты первой необходимости. Курганской епархии Синодальный отдел по благотворительности второй раз выделил целевую финансовую помощь в размере 200 тысяч рублей, собранную на сайте «Антивирус Милосердия». Деньги поступили в Центр гуманитарной помощи православной службы «Милосердие», действующей при Порт-Артурском храме Кургана. На поступившие средства были закуплены более двух тонн продуктов. Волонтеры православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» и социальные работники приходов Ростовской епархии доставили продуктовую помощь нуждающимся пожилым людям Ростовской области. 300 продуктовых наборов были собраны и переданы в Центр гуманитарной помощи Донской митрополии Ростовским отделением благотворительного Фонда продовольствия «Русь». В рамках всероссийской акции #мывместе товары для формирования гуманитарной помощи Фонд получил от российских производителей, а также приобрел на пожертвования частных благотворителей и организаций. В состав продуктового набора вошли нескоропортящиеся продукты: консервы, мука, крупы, шоколад, кофе, сахар. В Москве на горячую линию московского церковного штаба помощи с 20 марта по 4 сентября поступило свыше 20,5 тыс. звонков. В службу добровольцев за адресной помощью за этот период обратилось 4356 человек. Центр гуманитарной помощи, «Дом для мамы» и Группа работы с просителями службы «Милосердие» с 20 марта обеспечили необходимой помощью 9394 просителей. Православная служба милосердия в Екатеринбурге вновь стала лауреатом специального конкурса Фонда президентских грантов. По итогам проекта помощь планируют оказать примерно 4900 семьям — на сумму почти 1,5 млн рублей будут закуплены продукты и средства личной гигиены. За первую половину 2020 года в Благовещенской епархии собрали 198 491 рублей в рамках долгосрочного проекта «Помощь ближнему». Благодаря этим деньгам удалось помочь 19 семьям из Благовещенска, а также сел Среднебелое и Тамбовка. Нуждающимся передали продуктовые наборы, масляные обогреватели, постельное белье, картофель, средства личной гигиены, одежду для детей, корма для сельскохозяйственных животных, уголь.

http://patriarchia.ru/db/text/5687696.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛ (ИСАКОВИЧ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нил (Исакович), архиепископ Ярославский и Ростовский Еп. Нил (Исакович) Преосвящ. Нил начал с улучшения постановки учебного дела в местной семинарии, потом вызвал многих образованных священников из центральных епархий и наиболее способных из них поставил начальниками вновь организованных миссионерских станов. Одновременно он энергично взялся за дело храмостроительства. За 15 лет им было сооружено более 70 церквей, в том числе в тундре Якутии и в северо-западной части Камчатки. В основных очагах старообрядчества он создавал православные приходы. Среди языческих народностей края больше всего внимания он уделил бурят-монголам . Он сам занялся изучением бурят-монгольского языка и побуждал к тому своих наиболее способных сотрудников. Кроме того, он принимал непосредственное участие в подготовке священнослужителей из среды самих бурят. На Китайской границе, близ Кяхты, трудами владыки Нила возник Чикойский скит , а в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1845 году была создана и приступила к миссионерской работе Нило-Столобенская пустынь . Изучив местные диалекты, преосвящ. Нил вместе с несколькими сотрудниками приступил к переводам священных и богослужебных книг. Несмотря на огромные трудности предпринятого дела, к 1854 г. были выпущен в свет переводы на монгольский язык Евангелия (частично), служебника, часослова, чинопоследований литургии, вечерни, утрени, крещения, обручения, венчания, водоосвящения и молитв ко св. причащению. С 24 декабря 1853 года - архиепископ Ярославский и Ростовский . Переводческую и редакторскую деятельность архиеп. Нил продолжал и после перевода его на Ярославскую кафедру. Уже после отъезда из Иркутска преосвящ. Нил закончил большой труд " О буддизме " . Трудолюбивый владыка и в Ярославле главное внимание сосредоточил на подвиге миссионерства. Здесь он много потрудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев.

http://drevo-info.ru/articles/13500.html

Сортировать по Исключить новости Протоиерей Всеволод Чаплин: Нам нужно больше храмов – а значит, больше епархий 22 августа, 2011. Новостная служба «Создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений, и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти». За последние несколько месяцев в Русской Православной Церкви было создано немало новых епархий. Они появились в Таджикистане, Кыргызстане, в Ямало-Ненецком и Хантымансийском округах, в Ростовской и Свердловской областях, в Приморском крае. По поводу создания этих епархий высказываются разные мнения, в основном, положительные, поскольку люди понимают, что развитие церковной жизни становится все более и более стремительным. Но в то же самое время появились и некоторые критические отзывы, которые, откровенно говоря, достаточно сложно понять. Святейший Патриарх по поводу создания новых епархий сказал следующее: «Это даст нам возможность приблизить архиереев к народу, приблизить архиереев к духовенству, помочь архиерею, работая не в такой масштабной структуре, сосредоточиться на тех деталях, на которых, находясь на высокой колокольне, сосредоточиться нельзя». Действительно, часто бывает так, что в одной епархии бывает 300-400, а то и 500 приходов. И это, конечно, вызывает определенные сложности в управлении. Бывает, увы, бывает так, что приход может быть посещен архиереем раз в 5 лет, а то и реже. Бывают случаи, когда священник может только увидеть архиерея на богослужении, но практически не в состоянии попасть к нему на прием для более или менее обстоятельного разговора. По этому поводу люди жалуются, по этому поводу высказываются критические замечания, поэтому создание новых епархий действительно даст возможность облегчить связь между архиереем и народом, сделает возможным дебюрократизировать работу епархиальных управлений, и сделать так, чтобы и преосвященные владыки, и сотрудники епархиальных управлений могли бы более часто, более активно взаимодействовать и с приходами, и с общественностью, и с органами власти, которые существуют, как мы знаем, не только как субъекты федерации, но и на уровне районов и иных административно-территориальных образований.

http://pravmir.ru/protoierej-vsevolod-ch...

Сортировать по Исключить новости Игумен Савва (Тутунов): образование новых епархий будет продолжаться О логике и причинах епархиальной реформы, которая сейчас происходит за последние пол года успели высказаться многие церковные спикеры. Игумен Савва (Тутунов) заместитель председателя Управления делами Московской Патриархии, не готов рассказать какие епархии будут разделены следующими, но объяснил смысл изменений происходящих в церковном управлении. 29 августа, 2011 О логике и причинах епархиальной реформы, которая сейчас происходит за последние пол года успели высказаться многие церковные спикеры. Игумен Савва (Тутунов) заместитель председателя Управления делами Московской Патриархии, не готов рассказать какие епархии будут разделены следующими, но объяснил смысл изменений происходящих в церковном управлении. Последние заседания Священного Синода ознаменовались разделением ряда епархий: Красноярской, Саранской, Екатеринбургской, Ростовской, ряда других. О логике и причинах епархиальной реформы, которая сейчас происходит за последние пол года успели высказаться многие церковные спикеры. Игумен Савва (Тутунов) заместитель председателя Управления делами Московской Патриархии, не готов рассказать какие епархии будут разделены следующими, но объяснил смысл изменений происходящих в церковном управлении. — Каковы критерии такого выделения новых административных церковных территорий? Как принимается решение делить или не делить конкретную епархию? — В первую очередь напомню терминологическое уточнение, о котором недавно говорил Святейший Патриарх Кирилл. Речь не идет о делении епархий, но о создании новых епархий. Это созидательный, творческий, а не разрушительный процесс, хотя кто-то, быть может, его воспринимает как личную неудачу. По существу же данный процесс можно его назвать «разукрупнением» епархий. Поскольку решения об этом принимает Священный Синод, Ваш вопрос следует, скорее, адресовать тем архиереям, которые входят в его состав. Впрочем, опираясь на выступления Святейшего Патриарха, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, а также на недавние прецеденты создания новых епархий, можно обозначить следующие принципы.

http://pravmir.ru/igumen-savva-tutunov-o...

Arhiva Mitropolitul de Rostov Mercurie: Anume coala duminical este locul unde i copilul, i omul matur pot primi cunotine depline despre credina ortodox 20 martie 2013 13:26 25 декабря 2012 года Священный Синод утвердил документы, регламентирующие деятельность воскресных школ. Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий рассказал о том, зачем нужно создавать стандарты для воскресных школ. Залог качественного образования Следует отметить, что мы не говорим о всеобщем государственном лицензировании школ, а только о добровольном. В принятых документах данные школы имеют наименование «Центр духовно-нравственного воспитания» и отличаются от обычной тем, что, приобретая статус учреждения дополнительного образования, получают от государства финансирование, а также такие преференции как, например, признание рабочего стажа для педагогов. В ходе обсуждения поступили замечания, в том числе и от представителей Московской областной епархии . Многие опасались возможности закрытия воскресных школ в случае их государственного лицензирования как учреждений дополнительного образования. В связи с этим в документы были внесены необходимые уточнения, касающиеся наименования воскресной школы, имеющей статус юридического лица. Данный пакет документов является очередным этапом стандартизации православного образования, необходимой для повышения престижа и качества православного образования. Ранее, на заседании Священного Синода от 27 июля 2011 года был утвержден «Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», который обязателен для реализации в православных школах и гимназиях. При этом нужно отметить, что утвержденные документы разработаны с учетом современных федеральных государственных образовательных стандартов и вписываются в светскую систему образования. Кстати сказать, эксперты светской педагогической науки высоко оценили данные документы.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2858915...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Давыдов. Переписные книги Суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 г.    Суздальская кафедра, впервые выделенная из состава Ростовской под именем Суздальской и Владимирской епархии в 1214/15 г., в качестве самостоятельной церковно-административной единицы просуществовала, с перерывами, вплоть до 1798 г. Состав ее территории не отличался стабильностью: в разное время суздальские владыки окормляли паству также во Владимире, Переславле-Залесском, Нижнем Новгороде, Городце, Тарусе, Юрьеве-Польском. Однако несмотря на значительную древность и определенный авторитет кафедры, ее документальное наследие дошло до наших дней в далеко не полном и сильно распыленном виде. Так, А. В. Маштафаров в своей публикации ранних грамот вотчинного архива суздальских архиереев сетовал на его исключительно малую общую величину, представленность исключительно позднейшими списками и изложениями, а равно на отсутствие в составе этого собрания каких-либо актов старше 1530 г. Аналогичная картина наблюдается и в отношении известных специалистам переписных книг Суздальского архиерейского дома и кафедрального Богородице-Рождественского собора. В знаменитом труде первого суздальского краеведа соборного ключаря Анании Федорова присутствуют неоднократные отсылки к «описным книгам» соборной церкви 7117 (1608/09), 7138 (1629/30), 7165 (1656/57), 7190 (1681), 7191 (1682/83), 7193 (1684/85) гг., также единожды упоминаются книги 7136 (1627/28) г. (очевидно, в последнем случае мы имеем дело с опиской вместо правильного чтения «7138»), что заставляет сделать вывод о том, что все эти документы сумели сохраниться по крайней мере до середины XVIII столетия. Правда, сказать что-либо определенное про большинство из них, к сожалению, не представляется возможным. По словам самого Анании, опись собора и его ризницы 1608/09 г. была составлена по распоряжению Лжедмитрия II суздальским воровским воеводой Нехорошим Бабкиным, а книги 1656/57 и 1681 гг. — при архиепископах Филарете и Павле соответственно . Добавим, согласно известию публикуемого в рамках настоящей работы источника (см. л. 48 об.), перепись 1681 г. отнюдь не ограничивалась ревизией имущества одной лишь соборной церкви: «трои описные книги», подготовленные тогда подьячим приказа Большого дворца Павлом Ивановым, похоже, охватывали архиерейский дом целиком; там же (на л. 2) вскользь упомянуто еще одно описание — (1694/95) г., скрепленное епархиальным казначеем Варлаамом (Павловым).

http://sedmitza.ru/lib/text/10108564/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010