Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с сев.-вост. Фотография. 2003 г. (Ярославской и Ростовской епархии), в пос. Борисоглебском Борисоглебского р-на Ярославской обл., на берегу р. Устье. Согласно составленной в Б. м. в сер. XVI в. «Повести о Борисоглебском монастыре от колкых лет и како бысть начало», обитель была основана пришедшим ок. 1360 г. из новгородских земель в ростовские леса прп. Феодором Ростовским и вскоре поселившимся вместе с ним прп. Павлом Ростовским . В 1363 г. прп. Сергий Радонежский избрал и благословил место буд. обители, ростовский кн. Константин Васильевич и Ростовский еп. Игнатий дозволили преподобным Феодору и Павлу построить кельи и ц. во имя св. князей Бориса и Глеба, к-рые явились подвижникам и обещали покровительствовать мон-рю. Когда собралась братия, на вклады ростовской знати построили Борисоглебский храм, кельи, срубили деревянную крепость, защищавшую сев.-вост. путь к Москве. Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим преемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое оз., где в устье р. Ковжи основал Никольский мон-рь. Спустя неск. лет, предвидя кончину, прп. Феодор вернулся в Б. м., где преставился 22 окт. 1410 г. (?). После его кончины в продолжение мн. лет игум. Павел управлял обоими мон-рями. Преподобные Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи находятся под спудом. После кончины игум. Павла настоятелями Б. м. последовательно были игумены Савелий, Михаил, Иона, Питирим. При игум. Питириме обитель пользовалась особым покровительством вел. кн. Василия II Васильевича , к-рый дал Б. м. первый земельный вклад - «село Шульце с деревнями по своих родителех и прародителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 гг. Василий II, изгнанный с великокняжеского стола звенигородским кн. Юрием Димитриевичем , укрывался в Б.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты " ...Звонница Борисоглебского монастыря, дошедшая до нас почти в первозданном виде, стоит на месте ранее существовавшей деревянной церкви Иоанна Предтечи, о чем упоминают монастырские вкладные книги. Судя по композиционным приемам, звонницу строила ростовская артель, которая возвела приблизительно в этот же период подобные звонницы Успенского собора в Ростове и Воскресенского в Угличском монастыре. Строительство Борисоглебской звонницы закончилось после 1680 года, освящена она была 25 октября 1682 года. Трехъярусное прямоугольное в плане здание, несмотря на свою монументальность и мощь, не кажется тяжелым и приземистым. Мастерство древнерусских зодчих сделало звонницу легкой, изящной, устремленной вверх. Это впечатление усиливается тремя маленькими главками на удлиненных барабанах. Наряден немногочисленный декор стен с поясками из городков и усложненными завершениями килевидных наличников окон. Аркатурные пояски украшают и тонкие барабаны глав. В монастырской описи 70-х годов XVIII столетия отмечено, что главы звонницы " обиты белым листовым железом, кресты железные, крыта она тесом " . К восточной стене сооружения примыкает высокая прямоугольная апсида, хотя во второй половине XVII века подобная форма алтарных выступов была запрещена. Здание колокольни имело многоцелевое назначение. В нижнем этаже, в " подцерковье " , размещалась ризница, над которой располагалась небольшая бесстолпная церковь Иоанна Предтечи. В верхнем, третьем ярусе в арочных пролетах собственно звонницы находились колокола. Железные балки, на которых они висели, были сделаны из кованого полосового железа с клеймами шведских фирм XVII века. Звонница имела десять больших колоколов, немногим уступая по мощи колокольне Ростовского кремля. Согласно монастырским записям, в Борисоглебской обители к XVIII веку на колокольне находилось " десять колоколов, из коих в первом весу двести шестьдесят один пуд, во втором по подпису весу сто тридцать восемь пуд, в третьем весу пятьдесят пуд, в четвертом десять пуд двадцать три фунта, в пятом колоколе тридцать пуд, в шестом - десять пуд двадцать три фунта, в восьмом четыре пуда десять фунтов, в девятом - четыре пуда, в десятом - один пуд двадцать фунтов. Наиболее тяжелый колокол " вылит в 1758 году на сумму монастырскую " . До этого самым большим был, видимо, колокол в в сто тридцать восемь пудов, подаренный монастырю Иваном Грозным.

http://sobory.ru/article/?object=05676

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Спасо-Ярославский. 2.      Богоявл. Ростовский. 3.      Борисогл. Ростовский. 4.      Тольгский. 5.      Алексеев. Углицкий. 6.      Покров. Углицкий. 7.      Адрианов. 8.      Спасо-Геннадиев. 9.      Андреев. Ростовский. 10.      Петров. Ростовский. 11.      Белогостицкий. 12.      Варницкий. 13.      Улейминский. 14.      Воскрес. Углицкий. 15.      Богоявл. Углицкий. 16.      Учемский. 17.      Арханг. Углицкий. 18.      Островский. 19.      Тройский. 20.      Ройский. 21.      Дорофеев. 22.      Рожд. Ростовский. 23.      Акакиев. 24.      Спасск. Ростовский. 25.      Яковлев Ростовский. 26.      Выксинский. 27.      Афанас. Ярославский. 28.      Александровский. 29.      Боевский. 30.      Вознес. Обнорский. 31.      Воскр. Обнорский. 32.      Рожд. Обнорский. 33.      Афанас. Моложский. 34.      Колесников. 35.      Богоявл. Углицкий. 36.      Барашский. 37.      Сотемский. 38.      Рябинин. 39.      Рыбинский. 40.      Дивногорский. 41.      Любимский. 1 Спасский, в Ярославле, основан великим кн. Константином Всеволодовичем около 1216 г. Архимандрия с начала XIV века. 3 июля 1787, именным указом, обращён в кафедру Ярославских архиереев. [VI, 225.] Игум. Прохор в 1311 хирот. в еписк. Ростовского. Архимандриты Пимен , около 1325. Варлаам , 1392. Трифон , 1461, 63. Христофор , 1463–66, 78, янв. 2. Тихон Малышкин 15 янв. 1489 хирот. в архиепископа Ростовского. Этого ли, или Ростовского? Венедикт , 1495–97. Иона (двое сего имени) 1505–43. Вассиан , 1548 и 49. Иосиф , 1550–54. Ефрем , 1559–64. На покое в Симонове мнтре упом. в 1567. Иосиф , 1564, а 18 мар. 1565 хирот. в еписк. Коломенского. Кирилл , 1565 и 66. Сильвестр , 1569 и 70. Корнилий 16 февр. 1571 перев. из Устьшехонского. Феодосий , 1574–85. Сергий , 1586–95. Антений , 1596 и 97. Феофил , 1598; † 1619. Симон , 1620. Никандр , 1621–50, мар. (sic). Лаврентий , 1650–54. Савватий (перев. из Борисоглебского?) 1655–66. Сергий 5 авг. 1666 перев. из Тольгского, а в исх. 1670 уволен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Борисоглебский. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы в селе Троица-Бор Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1708. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, ул. Троица-Бор. Координаты: 57.251314, 39.123989 Проезд:От Борисоглеба 3 километра на любом пригородном автобусе этого направления до остановки " Троица-Бор " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борисоглебские слободы, бывшие графа Панина, при реке Устье, в 18 верстах от Ростова, в них числится 165 дворов, 472 души и 472 надела. Борисоглебские слободы принадлежали Борисоглебскому монастырю, но по учреждению штатов, императрица Екатерина II подарила слободы графу Орлову вместе с с. Поречьем, а затем они перешли в род графа Панина. Борисоглебские слободы, число которых доходит до 12, прихожи к церкви Троицы на Бору. Относительно этой церкви Ф. Я. Никольский пишет следующее: « Верстах от 20 от Ростова и в 2 от Борисоглебского монастыря стоит погост Троицкий на Бору, называемый Троица-на-Бору. Ныне это приходская сельская церковь, обращенная при учреждении штатов из женского монастыря. Название «на бору» объясняется уцелевшим большим сосновым лесом на южной и западной сторонах погоста». Во времена св. Димитрия, митрополита Ростовского, обитель монастыря пришла в видимо цветущее состояние при живом и деятельном участии Праск. Алекс. Нарышкиной, которая построила в монастыре существующую церковь, снабдила ее утварью и обогатила вкладами. Это было в 1708 г. Св. Дмитрий по просьбе храмоздательницы сам освящал новосозданную церковь во имя Св. Троицы. До этого времени в Троицкой обители была только деревянная церковь Николая чуд. Кроме креста и евангелия, в Троицкой церкви хранится много и других ценных вещей, пожертвованных Нарышкиною: сосуды, дискосы и т. п., многие из них с надписями». От прежней деревянной церкви остались следующие памятники: икона Николая чуд., икона Знамения Божией Матери, чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы небольшого размера…, еще икона Знамения Божией Матери, с признаками глубокой древности, древняя икона Михаила архангела и ризы белого полотна с бордюрами и крестами из лент другого цвета.

http://sobory.ru/article/?object=06815

Кидекша. Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба построена в 1152 г. в загородной резиденции Юрия Долгорукого. Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города. В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. «Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры. В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме. За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной.

http://sobory.ru/article/?object=00191

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665, с. Домодедово Московского у.- 25.07.1737, санкт-петербургская Троице-Сергиева муж. пустынь), архим. Троице-Сергиева мон-ря (под Москвой), духовник имп. Анны Иоанновны . В молодости состоял послушником в Борисоглебском на Песках мон-ре в г. Переславле-Залесском, ок. 1693 г. был рукоположен во иерея и зачислен в клир дворцового кремлевского храма Рождества Богородицы на Сенях. Был духовником царевны Наталии Алексеевны и, по-видимому, ее сестер Екатерины, Марфы, Феодосии и Марии, а также царицы Прасковьи Феодоровны и 3 ее дочерей. По предположению архим. Леонида (Кавелина) , в 1705 г. В. способствовал присоединению к Православию Марты Скавронской с именем Екатерина Алексеевна (впосл. императрица). В 1699 или 1700 г. принял монашеский постриг с именем В. в Борисоглебском на Песках мон-ре, с 1704 г. игумен мон-ря, восстановил в нем каменные строения. В 1710 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем переславль-залесского Троицко-Данилова мон-ря. В ведении В. состояли все городские и загородные мон-ри Переславля-Залесского, в т. ч. жен. При его активном участии была возобновлена сольбинская во имя свт. Николая Чудотворца жен. пуст., в к-рой в 1711 г. сооружена теплая ц. во имя свт. Николая Чудотворца, а также Вепрева Успенская пуст. Ростовского у. Ярославской губ. В 1721 г. обер-инквизитор архим. Златоустова мон-ря Антоний жаловался в Синод, что В. с величайшей неохотой принял в переславль-залесский Феодоровский монастырь стариц, обращенных из раскола. Определением Синода архимандриту было предписано «впредь таковых присылаемых стариц принимать и ничем не отговариваться, под опасением жестокого штрафа и наказания». В. сыграл важную роль в распространении почитания переславских святых. Он вел запись чудес в Борисоглебском мон-ре при гробе схимника прп. Корнилия Переяславского († 1693), начало канонизации к-рого было положено свт.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Н.А. Черных Часть первая. Напишем помолясь Воскресенский собор г. Тутаева, возвышающийся над правобережьем Волги, словно огромный пятимачтовый корабль, приплывший к нам из глубины веков, таит в своих древних отсеках предания и святыни. Здесь хранится Борисоглебский престол из первой деревянной церкви во имя Бориса и Глеба, построенной в 1238 году жителями Ярославля, что бежали, спасаясь от татар. Первые канонизированные русские святые князья Борис и Глеб стали покровителями Борисоглебской слободы – правобережья Романова-Борисоглебска, как раньше назывался современный Тутаев. Рядом с царскими вратами висит древний деревянный крест со скульптурным изображением Спасителя, в незапамятные времена приплывший по Волге и найденный на берегу жителями Борисоглебска. В память этого события ежегодно 14 сентября совершается крестный ход. А вот одна из любимейших икон о. Иоанна Кронштадтского – образ Богоматери «Благодатное небо». Это список с чудотворного оригинала, сделанный в Санкт-Петербурге в 1900 году в доме Вл. Мордвинова живописцем Епанченковым. Икона была передана Иоанновскому женскому монастырю в Петербурге, оттуда она переселилась в Успенско-Вауловский скит Романово-Борисоглебского уезда, и отец Иоанн Кронштадтский специально приезжал сюда служить молебен перед любимой иконой. Служил батюшка Иоанн и в Воскресенском соборе – как и другой канонизированный святой нашего времени Патриарх Тихон. Их живые молитвы возносились перед главной святыней храма – чудотворной иконой «Всемилостивый Спас», написанной, по преданию, в первой трети XV века вологодским святым Дионисием Глушицким. Есть сведения, что первоначально «Всемилостивый Спас» принадлежал мужскому монастырю, находившемуся на месте нынешнего Воскресенского собора и помещался в куполе (был «небом») деревянного храма обители. И вот ростовский митрополит Арсений, увидев эту необыкновенную, огромных размеров икону, распорядился взять её в свой архиерейский дом. Было это в 1749 году, и прошло почти полвека, прежде чем жители Борисоглебска исходатайствовали возвращения своей святыни. Всю дорогу от Ростова люди несли её на руках, а там, где у ручья Ковать, не доходя трёх вёрст до города, они остановились обмыть икону от дорожной пыли, забил целебный родник. В память возвращения «Всемилостивого Спаса» на образе был сделан венец с датой: 18 сентября 1798 года. В прошлые столетия вёлся даже список исцелений от чудотворной иконы, сейчас он находится в Ярославском областном архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

466. Слово по освящении храма во имя Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца в Борисоглебском общежительном Монастыре (Говорено сентября 12 дня 957 ). 1824 Какого слова ожидают теперь от пришедших из города живущие в пустыне сей? Не желают ли, может быть, по обыкновению слышать, что происходит в городе? Жаль, если те, которые в уединении могут вкушать сладость безмолвия, и в невозмущенном воздухе зреть чистый свет Божий, добровольно попускают своим желаниям и помышлениям бродит в многолюдстве, где сквозь шум и пыль слышат и видят суету! Кто чувствует жажду любопытства, или, вернее сказать, кто страждет болезнию пристрастия (ибо как не бывает излишней жажды без жара, так не бывает любопытства без пристрастия): тому, как врачевство, предлагаем городское известие, которое хотя слишком за две тысячи лет написано, и пришло не из наших городов, однако еще и теперь, и у нас, представляет к сожалению довольно сходное изображение города: «видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет и по стенам его: беззаконие и труд посреде его, и не правда: и не оскуде от стогн его лихва и лесть» ( Ncaл. LIV, 10–12 ). Не требуйте, чтобы к сему свидетельству очевидца присовокупили мы, что и мы видели во граде. Мы пришли сюда от беспокойств города искать приятностей пустыни, и хотим лучше говорить что-нибудь о пустыне между живущими в пустыне. Новым обитателям сей пустыни полезно, думаю, было бы услышать и увидеть какого-нибудь древнего любителя пустыни, который бы своим примером утвердил их в любви к пустыне и наставил в образе пустынножительства. Пусть же слышат они такового и видят, как он сам себя изображает: «и рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу и почию. Се удалихся бегая и водворихся в пустыни. Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури» ( Пс. 54:7–9 ). Правда, тот, кто сказал сие в Псалме, был только времянный пришелец пустыни по нужде, а не постоянный житель ее по обету: но сие не препятствует нам усматривать в словах его черты доброго пустынножителя; и даже тем более привлекательна любовь его к пустыне и правильное изображение пустынножительства. Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его Самуилом, – вел его чрез разные внешние состояния так и для того именно, чтобы в них показать нам поучительные образы духовных состояний.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его Илия, пришед в монастырь св. страстотерпцев Бориса и Глеба, сильно возрадовался духом. Пошел к игумену, поклонился ему до земли и испросил благословения. Игумен, благословив его спросил: зачем ты пришел к нам? Илия сказал ему: «Желаю отче, ангельского образа, постриги меня Бога ради, невежу и селянина и причти к избранному стаду и к святей обители сей». Игумен, провидев духом, что Илия пришел в св. обитель по внушению Божию, принял его с радостию, облек его в Ангельский образ, нарек имя ему Иринарх, и отдал на испытание одному опытному старцу. Преп. Иринарх проводил все время у своего наставника в послушании, посте и молитве. §2. Первое послушание его – в пекарне После испытания у старца игумен дал преп. Иринарху послушание – заниматься печением хлебов в пекарне. Сие послушание он исполнял с покорностию, трудился там и днем и ночью. Насмешки от некоторых из братии переносил безропотно. В церковь Божию ходил прежде всех, ни с кем не говорил, во время чтений церковных не сидел и прежде конца службы из церкви не выходил. §3. О друге его Агафонике Ростовский друг его Агафоник, узнав, что преп. Иринарх уже постригся в монашество, пришел посетить его в Борисоглебском монастыре. Тут пробыл он у преп. Иринарха не мало времени. Когда Агафоник пошел домой, то Иринарх проводил своего друга две версты, поцеловав о Господе простился с ним и отпустил его с миром, а сам пошел в монастырь. Идя дорогою, размышлял сам с собою, как бы ему спастись, не идти ли лучше в Кирилов или Соловецкий монастырь. И был ему голос свыше: «Не ходи ни в Кирилов, ни в Соловки, здесь спасешься». И этот голос был ему трижды. Преп. Иринарх осмотрелся кругом, думая, что это привидение, но никого вокруг себя не видал. Слыша сей голос трижды укрепился в мыслях не ходить ни в Кирилов, ни в Соловецкий монастырь, а оставаться в Борисоглебском. Здесь он начал прилагать труды к трудам больше, нежели в первые дни своей монастырской жизни. §4. Другое послушание – пономарство

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010