Святой Ростислав, великий князь Киевский Святой Ростислав, великий князь Киевский , сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии. До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела. Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии. В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания. Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что " сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске " . Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был " строителем Церкви " в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/911477.htm...

Итоги стамбульских переговоров: Как может быть переформатировано устройство Православной Церкви Чешских земель и Словакии 21 января, 2016. Новостная служба В Прешовской православной епархии надеются, что отличия во мнениях в недрах Церкви приведет не к разрушительным конфликтам, а к динамическому диалогу во взаимной любви и уважении 21 января. ПРАВМИР. На переговорах в резиденции Константинопольского патриарха на Фанаре в Стамбуле 12-13 января две делегации Православной Церкви Чешских земель и Словакии, представляющие противостоящие стороны этой Церкви (делегация во главе с архиепископом Пражским Михаилом (Дандаром) и делегация во главе с архиепископом Михаловским Георгием (Странским) — сторонником архиепископа Прешовского , Предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии Ростислава Ростислава), обсудили пути преодоления конфликта. Как сообщила пресс-служба правления Прешовской православной епархии, делегация церкви, представляющая архиепископа Прешовского, митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава, ходатайствовала перед Вселенским Патриархатом о внесении дополнений в томос об автокефалии церкви. Изменения, отмечается в пресс-релизе, должны затронуть возможность перемещения кафедры предстоятеля между Прешовом и Прагой, что отражало бы современную практику поместной Церкви. «Ни одна из частей Церкви не будет «экзархатом», а епархиальные архиереи будут носить титул архиепископа вместо митрополита. Архиепископом и митрополитом будет именоваться лишь высший представитель нашей Церкви, чем будут уважены обычаи, применяемые в нашей церковной среде»,  — говорится в пресс-релизе. По информации пресс-службы, представители Вселенского патриархата с этими предложениями согласились. «Наша Церковь за последние три года пережила глубокий внутренний кризис, который коснулся жизни многих ее членов – клириков, монахинь и простых верующих. Мы хотим верить, что с Божией помощью получится обновить утраченное доверие и взаимное уважение, чтобы мы могли сосредоточиться на вызовах, перед которыми оказывается Святая православная церковь в современном чешском и словацком обществах. Мы надеемся, что отличия во мнениях в недрах Церкви приведет не к разрушительным конфликтам, а к динамическому диалогу во взаимной любви и уважении», — надеются в Прешовской православной епархии

http://pravmir.ru/itogi-stambulskih-pere...

Книга IV. О Духовных Российских училищах Отделение I. Всеобщее Хронологическое обозрение начала и распространения Духовных Российских Училищ, с показанием всех бывших о них учреждений и Указов Славяно-Руссы первыми школами и даже первыми своими письменами одолжены Христианской вере. Ибо что ни говорят некоторые историки наши и Археологи о гораздо древнейшей у них общенародной письменности, но всё то не подтверждается никакими верными свидетельствами, а доказывает только самих историков желание, сколько возможно отдалить в древность эпоху просвещения предков наших 14 . Вопреки всем догадкам сих писателей, древнейший наш летописец Преподобный Нестор свидетельствует, что «Славянам первое преложена книга в Мораве, яже прозвася грамота Словенская, яже грамота есть в Руси. И в Болгаре Дунайским Словеном живущим крещеным, и князем их Ростиславу, и Святополку, и Коцелу (около 860 года), послаша к Царю Михаилу (Императору Константинопольскому) глаголюще: „земля наша крещена, и несть учителя, иже бы наказал нас, поучил нас и протолковал святыя книги; не разумеем ни Греческу языку, ни Латинску: они бо ны инако учат, а они инако. Темже не разумеем книжнаго образа, ни силы их; да послете ны учителя, иже нам может сказати книжная словеса и разум их“. Се слышав Царь Михаил, созва философы вся, и сказа им речь Словенских Князь. И реша философы: есть муж в Селуни, именем Лев, и суть у него сынове разумиви Словенску языку, и хитра два сына у него философа. Слышав Царь, посла по ня в Селунь ко Львови, глаголя: „посли к нам сына своя Мефодия и Костантина“. Се слышав Лев, вскоре посла я, и приидоста ко Царю, и рече им: „се присла ко мне Словенская земля, просящи учителя себе, иже могл бы им протолковати святыя книги; сего бо желают“. И умолена быста Царем в поидоша в Славенску землю к Ростиславу, и Святополку к Коцелу. Сима же пришедшима, начаста составливати письмена азбуковная Словенски, и преложиста Апостол и Евангелие; и ради быша Словене, яко слышаша величие Божье своим языком. По сем же прележиша Псалтирь, и Октоих и прочия книги“» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преставление кн. Михаила Ростиславича Смоленского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 110) († 1279, Смоленск), блгв. князь Смоленский (1277-1279; пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 361 (с ошибочной датой кончины - ок. 1248)). Второй сын смоленского кн. Ростислава (Аввакума) Мстиславича († ок. 60-х гг. XIII в.); праправнук блгв. вел. кн. Киевского, кн. Новгородского и Смоленского Ростислава (Михаила) Мстиславича ; старший брат смоленского кн. Глеба Ростиславича и младший брат смоленского и ярославского блгв. кн. Феодора Ростиславича Чёрного (см. ст. Феодор Ростиславич , Давид и Константин ). Основными источниками сведений о жизни и почитании М. Р. являются древнерус. летописи, синодики и Житие блгв. кн. Феодора Ростиславича (3-я четв. XV в.), к-рое известно в неск. редакциях. В крещении М. Р. получил родовое имя, которое было характерно для смоленских Мономашичей ( Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006. С. 423-424). Согласно Житию блгв. вел. кн. Феодора Ростиславича, при разделе Смоленского княжества старшие братья, князья Глеб и М. Р., выделили ему во владение лишь г. Можайск. В источниках прямо не отмечено, какие при этом города в княжение до 1270 г. получил М. Р. Учитывая, что в 1300 г. его единственный сын кн. Андрей Михайлович (а не кн. Андрей Владимирович, как ошибочно считал О. М. Рапов ( Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 194)) правил в Вязьме и Дорогобуже, не исключено, что этими городами в 3-й четв. XIII в. первоначально мог владеть М. Р. В 1277 г., после смерти кн. Глеба Ростиславича, он сел на княжение в Смоленске. На время правления старшего брата приходятся известия источников о присутствии ордынского посла в Смоленске и подчинении местных князей политическому и военному влиянию могущественного ордынского темника Ногая, правителя зап. улуса Золотой Орды .

http://pravenc.ru/text/2563762.html

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 13. Православная Церковь Чешских земель и Словакии 13.1. Краткий очерк истории Церкви Чешских земель и Словакии 13.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви Чешских земель и Словакии Славянское население в Центральной Европе достаточно рано познакомилось с евангельской верой. Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX в., когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Франкское королевство, непосредственно граничившее с Великой Моравией и Чехией, проявляло заинтересованность в обращении славян в христианство. В 831 г. епископ города Пассау Регинхар крестил всех жителей Моравии. В 845 г. крещение приняло несколько знатных чешских родов. Однако отношения новокрещенного народа с латинским духовенством складывались непросто. Успеху проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а на греческом и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравского государства. Поэтому в 862 г. св. Ростислав, князь Моравский (846–870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийскому императору с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. В 863 г. по просьбе моравского князя Ростислава Византийский император Михаил III и Патриарх Фотий направили в Моравию миссию во главе со святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом. Посланные лишь научить славян Закону Божьему, святые братья совершили церковный и культурный подвиг, создав славянскую письменность и переведя на славянский язык Евангелие и основные богослужебные книги. Все это способствовало массовому крещению народа. Именно Моравия и Чехия становятся для славянских Православных Церквей прародиной их христианской культуры. В 867 г. святому Кириллу удается создать на этих землях отдельную архиепископию, подчиненную Риму. Вскоре после этого в 869 г. святой Кирилл скончался в Риме. Св. Мефодий и славянские ученики св. Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя св. Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и напрямую подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые взяли Мефодия под стражу и заключили его в темницу в Швабии. Святитель вышел на свободу через два с половиной года. После этого св. Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник св. Ростислава, свергнувший своего дядю с престола. Св. Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Ноябрь 22 Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский, святой благоверный князь Святой благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, был сын великого князя киевского Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого (Ярослав Мудрый был великим князем с 1019 по 1054 гг.), правнук святого Владимира. Время рождения князя Ярополка неизвестно, но судя по тому, что уже в 1071 г. князь участвует в битве, надо полагать, что родился он не позже, как в 50-х гг. XI столетия. Он был, полагают, третьим сыном князя Изяслава. Мать святого князя называлась Гертруда. Она была ранее польская княжна, сестра короля Казимира. В тяжелые времена жил благоверный князь Ярополк, в годы усобиц между братьями-князьями, детьми Ярослава Мудрого, а также между ними и их младшими родичами. Во время этих усобиц великий князь Изяслав два раза был принужден оставить Киев и скитаться по чужим землям со всей семьей своей. Благоверный князь Ярополк делил с отцом своим его горе и несчастье. После Ярослава осталось пять сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Вячеслав и Игорь. Святой Ярополк был сыном старшего из них – Изяслава Ярославича (родившегося в 1024 г.). Три старших Ярославича померли великими князьями киевскими (см. ниже), Вячеслав смоленский (умер в 1057 г.) и Игорь (сначала владимиро-волынский, потом смоленский; † 1060 г.) – не дождавшись очереди побывать на великокняжеском столе. Еще ранее смерти Ярослава помер св. Владимир Ярославич († 1052 г.; память его 4/17 ноября), оставив сына Ростислава, князя тмутараканского (отравлен ядом в 1065 г.). У благоверного князя Ярополка были два родных брата: Мстислав, († 1068 г.) и Святополк (умер великим князем в 1113 г.). Из двоюродных братьев его будут упоминаться: Владимир Всеволодович Мономах, знаменитый князь (род. в 1053 г., был великим князем с 1114 г. по 1125 г., или с 1113 г. по 1126 г.), Борис Вячеславич, князь тмутараканский, павший в битве в 1078 г., Олег Святославич, князь черниговский († 1115 г.), Давид Игоревич, князь владимиро-волынский (после св. Ярополка, † 1112 г.). Будут упомянуты двоюродные племянники св. князя Ярополка, дети Ростислава Владимировича: Рюрик, князь перемышльский († 1092 г.), Володарь (тоже после него князь перемышльский) и Василько, князь теребовльский († 1024 г.). Дальше по родству стоял удельный князь полоцкий Всеслав Брячиславич, внук Изяслава, сына св. Владимира (в 1066 г. он был схвачен Изяславом и посажен в Киеве в темницу, † 1101 г.) и сын его Глеб, женатый на дочери князя Ярополка († 1118 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Смоленск. Церковь Петра и Павла на Городянке. Карта и ближайшие объекты Датировку памятника предложил М. К. Каргер. Он исходил из сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни, а также из предположения, что известная запись из сборника Михаило-Златоверхого монастыря в своей последней части говорит " о постройках последних двух десятилетий XII века " и относил церковь к " концу третьей и началу последней четверти XII века " , то есть к 70-м годам. Воронин и Раппопорт отвергают датировку собора 70-ми годами и относят его к строительному времени Ростислава - середине XII века. В 1996 прошли празднования 850-летия постройки храма, так что датировка постройки 1146 годом остается традиционной. Храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться " за мир, зовомый Петровского ста " . Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как " Господи помози рабу своему Василию внуку " и предполагал как автограф строителя храма Ростислава. На плане Гондиуса облик храма был передан превратно - небольшой по площади храм без алтарных апсид с тремя ярусами маленьких окон и колючей луковичной главой на граненом барабане. Никаких пристроек здание не имеет; оно окружено земляными укреплениями 17 века в виде четырехконечной звезды. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел.

http://sobory.ru/article/?object=00079

Киев. Выдубицкий монастырь. Церковь Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1070 и 1769. Адрес: Украина, Киев, ул. Выдубицкая, 40. Координаты: 50.416777, 30.569083 Проезд:маршрутным такси 193 до остановок " Выдубицкое озеро " или " улица Выдубицкая " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Главным храмом монастыря была церковь Св. Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 г. мастер Милонег-Петр соорудил по заказу Рюрика Ростиславича грандиозную подпорную стену. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонах все-таки обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Петр Могила возвратил монастырь православной митрополии и снова отреставрировал древнюю Михайловскую церковь. Источник: Монастыри и храмы Киева Церковь основана в 1071 г. Построенная на утёсе вблизи днепровского берега. Она, по преданию, в 1181 г. обрушилась, но была в скором времени восстановлена. Сохранились прекрасно стены древней кладки. В середине XVII в. обновлена и украшена митрополитом Петром Могилой. Храм каменный, двухэтажный; в первом этаже – церковь чуда архистратига Михаила; во втором – Благовещения Пресвятой Богородицы. Световой барабан купола начала XVIII века снаружи украшен тройными пилястрами с подчеркнутыми завитками ионических капителей; барочные фронтоны окон прекрасно заполняют свободное поле стены между пилястрами. Купол перекрыт железной кровлей, окрашенной в синий цвет с золочеными звездами. Лестница на второй этаж древняя, каменная, винтовая, византийско-романского типа. Снаружи храм оштукатурен и обелен известью. С северной стороны, по древней штукатурке, надпись весьма слабого рельефа, неразборчивая. Живопись в храме подновленная, не представляющая интереса, мозаики нет. Иконостасы и царские врата как в первом, так и во втором этаже – деревянные, резные, золоченые. Лукомский Г.К. «Киев: церковная архитектура XI-XIX века; византийское зодчество; украинское барокко». Описание некоторых церквей (Составлено по материалам церковных описей выполненных архитектурной секцией «отдела искусств» Народного комиссариата просвещения в 1919 г.). - Мюнхен, 1923 г.

http://sobory.ru/article/?object=05591

На основе материалов кандидатской работы протоиерея Ростислава Лозинского « М. Н. Скабалланович и его литургические труды». Московская духовная академия, 1961. (Машинопись). Доктор церковной истории профессор Киевской духовной академии Михаил Николаевич Скабалланович († 1931) был выдающимся публицистом богословом, организатором и редактором нескольких журналов, издателем, педагогом; а его труды по библейской истории, экзегетике, догматике, нравственному богословию, литургике, философии сохранили научно-познавательную ценность до сих пор. Михаил Николаевич Скабалланович родился в 1871 году в селе Суббота Гродненской губернии, где его отец окормлял приход, в котором пастыри Скабаллановичи служили с XVII века. Михаил весьма прилежно учился в Гродненском духовном училище, с отличием закончил (Виленскую духовную семинарию, а в 1896 году в числе первых окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Изъяснительное изложение книги пророка Иезекииля». В 1898–1907 годах, будучи помощником инспектора Каменец-Подольской духовной семинарии, помощником смотрителя Мариупольского духовного училища, М. Н. Скабалланович опубликовал значительное количество статей в «Подольских епархиальных ведомостях», журналах «Вера и разум», «Русский паломник», «Сельский пастырь», в «Трудах Киевской духовной академии». В 1904 году в Мариуполе вышла в свет его монография «Первая глава книги пророка Иезекииля». 28 стихов этой главы, текст которой Михаил Николаевич дает на еврейском, греческом и церковнославянском языках, прокомментирован им на 317 страницах со ссылками на публикации на латинском, немецком, английском, французском и русском языках. В 1905 году за этот труд Совет Киевской духовной академии присудил М. Н. Скабаллановичу ученую степень магистра богословия. С 1906 по 1918 год М. Н. Скабалланович в Киевской духовной академии – сначала как преподаватель кафедры Ветхого Завета, затем профессор кафедры догматического богословия и латинского языка. По свидетельству его коллег и воспитанников, Михаил Николаевич учил талантливо, свежо, оригинально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Бабаево. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь с колокольней Карта и ближайшие объекты Село Бабаево - церковь Михаила Архангела. Построена в 1683 г. на средства Д.Н.Наумова, колокольня пристроена в 1821 г. по заказу князя Д.Н.Салтыкова, трапезная - 1836 г. Пятиглавый храм представляет собой сохранный образец узорочья времен Алексея Михайловича. Село Собинского района, центр одноимённой сельской администрации, в 19 км от г. Собинки и 24 км от г. Владимира. Вблизи села находится памятник истории, так называемая Прусова гора, — место битвы дружины князя Всеволода Юрьевича с войсками его племянника — рязанского князя Глеба Ростиславича. В летописях это междоусобное сражение описано под 1177 годом. Одержав победу в этом сражении, князь Всеволод утвердился на великокняжеском престоле. Он стал известен как великий князь владимирский Всеволод III Большое Гнездо. Упоминание с. Бабаева встречается в документах XVII века. Местные жители считают, что село очень древнее и его название — татарского происхождения, производя, вероятно, название от диалектного «баба», «бабай» — «дед», «старик» во многих восточных языках. В конце XVII века. село принадлежало Дмитрию Никитичу Наумову. В это время в селе было 4 двора церковных служителей, двор вотчинника и 15 дворов крестьянских. Биографические сведения о Д.Н. Наумове скудны. Упоминание о нём впервые встречается в Дворцовых разрядных книгах. При дворе царя Алексея Михайловича частыми были пышные торжества. На царском пире 21 октября 7183 (1674) года, данном всем боярам и двум думным дьякам, отмечено: «у стола стоял крайчей князь Пётр Семёнович Урусов да с ним стольник Дмитрий Никитин сын Наумов». Служба в стольниках была почётной, и хотя род Наумовых не относился к числу высшей аристократии Московского государства, Дмитрий Никитич достиг этого чина. В 7190 (1682) году в том же чине стольника Дмитрий Наумов был воеводой города Владимира, возглавляя военную и гражданскую администрацию города и большого уезда. Именно в это время по его заказу и начинает строиться в его вотчине — с. Бабаеве каменная церковь во имя Архистратига Божия Михаила. В 1683 году церковь значится «новопостроенной». Из своей вотчинной земли Д.Н. Наумов выделил на содержание церковного причта «пашни 10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 10 копен».

http://sobory.ru/article/?object=01758

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010