Никольский собор стал храмом, в котором молились и будущие царственные мученики, и цвет российского воинства. Одному Богу известно, о чем они молили Спасителя. Но можно предположить, вспомнив, какова была ситуация в стране в ту пору, что эти молитвы в стенах Никольского собора элиты гибнущей империи стали своеобразным прощанием с рушащимся и исчезающим на их глазах привычным старым миром. Тем временем ситуация приближалась к развязке. 23 февраля 1917 года Николай II прибыл из Царского Села в Могилев, но почти тут же получил известие, что его дети заболели корью, а в Петербурге начались беспорядки. Словно предчувствуя недоброе, 25 февраля последний император зашел в Никольский собор, о чем, несомненно, свидетельствует эта запись, сделанная им дневнике: «25 февраля. Суббота. Встал поздно. Доклад продолжался полтора часа. В 1 ½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией Матери. Сделал прогулку по шоссе на Оршу. В 6 ч[асов] пошел ко всенощной. Весь вечер занимался». 27 февраля император выехал в Царское Село. Царский поезд был остановлен на станции Дно. 2 марта 1917 года Николай II, одинокий и оставленный всеми, подписал манифест об отречении. Россия вмиг стала иной. Теперь уже не император, а просто Николай Романов совершенно разбитым возвратился 3 марта в Могилев. Он решил проститься с армией. Начальник штаба генерал Алексеев встретил его с подобающими императору почестями. 4 марта в Могилев из Киева прибыла вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать отрекшегося императора. Они провели вместе время до 8 марта. 8 марта Николай передал представителям Временного правительства свое последнее воззвание, но оно так и не было опубликовано. Вечером, простившись с матерью, Николай, уже считающийся арестованным, отбыл в Царское Село. На вокзал проводить его пришли многие из жителей Могилева. В ночь на 17 июля 1918 года царь и его семья были расстреляны в Екатеринбурге. Это известие довольно быстро дошло до Могилева. В Никольском соборе была отслужена панихида по убиенным, на которую пришло множество горожан. При словах «За убиенных рабов Божиих Николая, Александру, Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию» раздались рыдания, и люди в храме опустились на колени. Могилев прощался с мучениками.

http://pravoslavie.ru/57519.html

4/17 июля мы чтим память царственных страстотерпцев, убиенных в 1918 году: государя Николая Александровича II , его супруги Александры Федоровны и их чад – цесаревича Алексия и великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. О том, какой пример жизни и смерти подают нам святые царственные мученики, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров. Екатеринбургская голгофа. Кому из нас не знакомо это скорбное, но и высокое словосочетание! Не просто словосочетание, а главная трагедия XX столетия, определившая собою разворот всемирно-исторического процесса. Благодарение Господу, что Россия, в эти прошедшие 100 лет запятнанная грехом богоотступления и охлаждения к «преданьям старины глубокой», в лице армии командных чинов изменившая религиозной присяге на верность, данной государю и Отечеству, родина наша, обескровленная, расчлененная, испытавшая страшный позор 1990-х годов как расплату за официальное безбожие, встает сейчас с колен. Встает, несомненно, молитвами святых царственных мучеников: страстотерпца государя – Его императорского величества Николая Александровича II, августейшей супруги его – царицы Александры Федоровны, цесаревича Алексия и великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Вы хорошо помните, дорогие друзья, то время, когда даже фотографическое изображение государя нельзя было без последствий кому-нибудь показать или держать в собственном доме. Индустрия клеветы, налаженная еще в дореволюционное время в масонской прессе, свой маховик, увы, не остановила до сих пор. Однако шило в мешке не утаишь, тем паче что правда и любовь победоносны, и мало-помалу рассеивается эта кромешная тьма и сумерки ложных представлений об отечественной истории. Наш президент часто напоминает гражданам России о тысячелетней истории государства, в которую красной нитью вплетены судьбы Рюриковичей и Романовых, тех княжеских и царских династий, члены коих, став хозяевами Русской земли по воле Божией, созидали могущество нашей православной Родины. Сегодня фотографические изображения государя, скорбные лики великих гатчинских узников, тобольских пленников, екатеринбургских мучеников просветлели и сияют ореолами и нимбами на царских иконах.

http://pravoslavie.ru/95431.html

В Екатеринбурге состоится крестный ход в память о прибытии царской семьи 20 апреля, 2018. Новостная служба Он пройдет 30 апреля – в день 100-летней годовщины прибытия 20 апреля. ПРАВМИР. В Екатеринбурге пройдет крестный ход по местам увековечения памяти о прибытии царской семьи. Он начнется от поклонного креста в районе железнодорожной станции «Шарташ». Верующие пройдут с остановками у храма в честь Богородичной иконы «Порт-Артурская» и храма в честь иконы Божией Матери «Державная». Завершится крестный ход у Храма-на-Крови, где Царственные страстотерпцы провели последние дни своей земной жизни и приняли мученическую кончину, сообщает Екатеринбургская епархия. В 2018 году исполняется ровно 100 лет с момента расстрела семьи Николая II. В Екатеринбурге в память об этом  запланированы  многочисленные городские и церковные мероприятия в рамках «Царских дней». В городе появится «Синяя линия» – маршрут по местам, связанным с императорской семьей Романовых. В апреле — мае 1918 года, члены семьи последнего Российского императора и сам государь были привезены в город Екатеринбург из тобольской ссылки. 30 апреля в город был привезен на поезде под арестом государь император Николай II с императрицей Александрой Феодоровной и Великой княжной Марией. 23 мая 1918 года прибыли на поезде под арестом Цесаревич Алексей с сестрами Великими княжнами Ольгой, Татьяной и Анастасией. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 марта, 2023 25 июля, 2022 1 августа, 2006 2 июня, 2004 17 июля, 2012 4 августа, 2023 6 июля, 2023 27 июня, 2023 15 мая, 2023 15 марта, 2023 25 июля, 2022 1 августа, 2006 2 июня, 2004 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-ekaterinburge-sostoi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовная связь поколений 26.07.2018 682 Время на чтение 4 минуты Пасмурное июльское утро. Природа как будто напоминает нам о трагических событиях, произошедших ровно сто лет назад, 17 июля 1918 года,- мученической кончине последней царской семьи династии Романовых. Несмотря на дождливую погоду, храм в честь Преображения Господня в селе Пристанное Саратовского района заполнен прихожанами - детьми и взрослыми. Они пришли почтить память святых страстотерпцев и вознести молитвы ко Господу. В этот день в храме села Пристанное вспоминают не только царских мучеников, но и почившую 17 июля 1926 года дочь репрессированного священника Николая Алексеевского - Антонину. Среди присутствующих в храме - потомки этого священника, расстрелянного в 1930-е годы, и внук тогдашнего церковного старосты Иосифа Алексеевича Беспалова. После Литургии настоятель разрушенной после Октябрьского переворота, а теперь вновь отстроенной церкви священник Макарий Тагаев пригласил гостей почтить память дочери отца Николая. Батюшка отслужил на ее могиле панихиду. Встреча потомков двух семей состоялась впервые. Из родственников отца Николая присутствовали внук священника Вячеслав Анатольевич Толмачев и правнук Владимир Вячеславович Толмачев, а также правнучка Лариса Сергеевна Алексеевская. Идея организовать такую встречу пришла отцу Макарию Тагаеву полгода назад, в феврале, когда в Саратовской православной духовной семинарии состоялась передача в фонд Музея истории Саратовской митрополии материалов из семейного архива Алексеевских. Тогда же Вячеслав Анатольевич Толмачев передал сотрудникам музея камилавку своего деда. Этот головной убор долгие годы хранила вдова священника Вера Васильевна Алексеевская. - Уже тогда я им сказал, что в селе Пристанное есть могила дочери отца Николая,- рассказывает отец Макарий.- В ходе разговора я дал обещание, что мы с прихожанами нашего храма ко дню памяти Антонины благоустроим ее могилу, установим новый крест. Около месяца назад мы это сделали. А сегодняшняя встреча состоялась во многом благодаря саратовскому церковному краеведу Валерию Теплову.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/26/duho...

Ночные Божественные литургии совершены в храмах Санкт-Петербурга в память убийства семьи Романовых июля 2015 В ночь злодейского убийства императора Николая II и его семьи , с 16 на 17 июля, прихожане нескольких храмов Санкт-Петербурга собрались на ночную Божественную литургию. " Я узнал про ночную Литургию в Феодоровском Государевом соборе и подумал, что в нашем храме сам Бог велел проводить эту службу, поскольку он возведен в честь 300-летия Дома Романовых, - сказал настоятель  протоиерей Александр Сорокин . - Правда, сам государь был здесь всего один раз - на освящении, но сейчас в нашем храме есть придел святых царственных страстотерпцев " . " Служим уже года три, - говорит настоятель  протоиерей Владимир Сергиенко . - Это было желание казаков - служить Божественную литургию ночью, поскольку убийство совершилось ночью. Народу в храме было немало, причащались сорок человек. Утром тоже служили Божественную литургию, было много народу, большинство прихожан привели с собой детей " . Царская семья была расстреляна в полуподвальном помещении дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления исполкома Уральского областного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Вместе с царской семьей были расстреляны и члены ее свиты. Последний русский император и его семья были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году, а в 2000 году были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. ИА " Вода живая " , 17.07.15 Поделиться Упоминания в новостях 14 января 2024 5 января 2024 30 октября 2023 29 августа 2023 29 июля 2023 30 декабря 2021 19 апреля 2020 30 декабря 2019 26 января 2018 17 июля 2016 12 июля 2016 21 марта 2019 8 февраля 2019 19 января 2019 4 апреля 2024 24 марта 2024 14 марта 2024 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Икона святого царя Николая II, побывавшая в космосе, передана в храм Сестрорецка мая 2018 Копия мироточивой иконы царя-мученика Николая II, побывавшая в космосе, передана 20 мая в храм Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка . Для этого к Божественной литургии сюда прибыл из Москвы начальник Войсковой православной миссии Игорь Смыков. На протяжении длительного времени он совершает крестные ходы со всемирно известным образом государя. После богослужения настоятель храма архимандрит Гавриил (Коневиченко) поздравил прихожан с воскресные днем, попразднством Вознесения Господня и напомнил, что днем ранее исполнилось 150 лет со дня рождения государя Николая II Александровича. " Мы памятуем и трагическую дату - 100-летие мученического подвига царской семьи , памятуем о страшном злодеянии, которое было совершено в подвале Ипатьевского дома в ночь на 17 июля 1918 года, - сказал отец Гавриил. - Наша память вопиет незаживающей раной. Отношение к государю через сто лет после его убийства показывает, как разделено общество в наше время. Значительная его часть не осознает, что поругание доброй памяти святого, который предстательствует у престола Божия за нашу Родину, есть ничто иное как хула на Духа Свята " . Как рассказал Игорь Смыков, передавая икону, она и еще несколько копий находились на орбите международной станции несколько месяцев в начале 2018 года. Перед полетом иконы были освящены в екатеринбургском Храме-на-Крови по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Копии предназначены для храмов, связанных с судьбой Дома Романовых, в том числе Ипатьевского монастыря Костромы, храмов Москвы и Екатеринбурга, Ганиной Ямы, а также русского зарубежья. Полет в космос икон святого государя символичен еще и потому, что подготовка к прорыву в космическую эру началась именно в его царствование. Она ведет отсчет от работ Константина Циолковского, награжденного императором Николаем II орденами святого Станислава и святой Анны. Великий авиаконструктор опубликовал еще в начале ХХ века " Исследование мировых пространств реактивными приборами " . Уже в 1916 году русским ученым Александром Шаргеем была рассчитана траектория полета на Луну, позже использованная США в рамках программы " Аполлон " . ИА " Вода живая " , 20.05.18 Поделиться Упоминания в новостях 31 марта 2024 13 марта 2024 28 февраля 2024 7 февраля 2024 25 января 2024 21 марта 2019 8 февраля 2019 19 января 2019 19 декабря 2018 17 января 2024 24 декабря 2023 6 декабря 2023 16 октября 2023 4 апреля 2024 24 марта 2024 14 марта 2024 9 марта 2024 16 апреля 2024 15 апреля 2024 12 апреля 2024 11 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы также знаем о нескольких уроженцах Германии, покинувших родную страну и впоследствии ставших православными святыми в России. Из них наиболее известны: святые Христа ради юродивые Прокопий Устюжский († 1303; память 8/21 июля), Исидор († 1474; память 14/27 мая) и Иоанн Милостивый († 1580; память 3/16 сентября) Ростовские; царица-мученица Александра (Романова;1918; память 4/17 июля) и преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова;1918, память 5/18 июля). Все они, вместе с молодым мучеником Александром (Шморелем; 1917–1943; прославлен РПЦЗ, память 30 июня/13 июля), членом движения сопротивления «Белая роза» при нацистском режиме Гитлера, глубоко почитаются современными православными христианами, живущими в Германии. Рейтинг: 8.8 Голосов: 14 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  По одному из преданий, св. Беатус (I или VII в.(?); память 9/22 мая) был родом из Галлии. Он одним из первых проповедовал Евангелие на территории нынешней Швейцарии. Много лет вел отшельническую жизнь в пещере недалеко от озера Тун близ нынешнего города Беатенберг в Швейцарии. Пещера эта сохранилась до наших дней.  – Здесь и далее примеч. пер.  О Фиваидском (Фивейском) легионе – Агаунумских мучениках († ок. 287; память 22 сентября/5 октября), предание повествует следующее. При императоре Максимиане в Фиваиде в верхнем Египте существовал легион, принадлежавший к римской армии и состоявший из одних христиан. Численность этого легиона составляла приблизительно 6600 человек. Командиром легиона был св. Маврикий. Из Египта Фиванский легион был отправлен через Альпы императором Максимианом в Галлию для подавления восстания багаудов (галльских повстанцев из числа крестьян). В местечке Агаунум на территории нынешней Швейцарии Максимиан велел легиону остановиться и принести жертвы языческим богам перед битвой. Но легионеры единодушно и твердо отказались это делать, за что были дважды подвергнуты децимации – казни каждого десятого. Однако все оставшиеся в живых написали императору послание, в котором заявили, что не будут совершать жертвоприношения идолам.

http://pravoslavie.ru/65185.html

О кончине Княгиню известил явившийся ей ангел. Онемевшая, она знаками просила написать икону того ангела. Но все это были не те иконы, пока не был написан образ Архангела Михаила. Узнав явившегося ей ангела, она поклонилась ему и уста ее отверзлись. Она пожелала постричься и остаток дней провести в затворе и молитве. В постриге ей было дано имя Евфросинии. Через месяц она скончалась. Основанный Княгиней монастырь, в соборе которого почивали ее мощи, считался Царским, и игумении его обладали правом входить к Государыне Императрице без доклада. Память 17 мая и 7 июля. 231 Священномученик митрополит Владимир (Богоявленский , 1.1.1848 †25.1.1918) – в 1898–1912 гг. был митрополитом Московским, в 1912–1915 гг. митрополитом Санкт-Петербургским, в 1915–1918 гг. – митрополитом Киевским и Галицким. Один из старейших иерархов России, единственный, который последовательно занимал все три митрополичьи кафедры. Зверски убит большевиками. День его мученической кончины решением Всероссийского Поместного Церковного Собора стал «днем ежегодного молитвенного поминовения всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников» (Определение 5/18.4.1918). Причислен к лику святых Архиерейским Собором Российской Православной Церкви 1992 г. 232 Обстоятельства мученической кончины священномученика Владимира, митрополита Киевского, были иными. См.: Венок на могилу Высокопреосвященного митрополита Владимира. (†25 января 1918 г.). Издание Киево-Печерской Лавры. Под ред. заслуженного профессора-протоиерея Феодора Титова. Киев. 1918. 233 Храм во имя Священномученика Патриарха Ермогена – пещерный храм, находившийся в подклете собора Чуда Архангела Михаила, был освящен в 1913 г. Там же пребывали останки убиенного Великого Князя Сергия Александровича, торжественно перенесенные в 1995 г. в Усыпальницу бояр Романовых в Ново-Спасском монастыре в Москве. 234 В рукописи воспоминаний ошибочно поставлен инициал В. Речь идет о посвященной «блаженной памяти Филарета, Митрополита Московского» книге «Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна на славянском и русском наречии. С предисловием и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила» (Кн. I–III. М. 1870–1874), переизданной в 1993 г. совместно издательским отделом Московского Патриархата и Донским монастырем Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 1. - 1996. – 493 с. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Изображался в крылатых сандалиях в с жезлом, с помощью которого насылает на людей сны. 315 Аватара (др.-инд.) – в индуизме воплощение, преображение божества в смертное существо. Наиболее известны 10 аватар бога Вишну. 316 Святой царь Николай II (1868, Царское Село – 1918, Екатеринбург) – последний российский император (1894–1917), старший сын императора Александра III. В ходе февральской революции 2 марта 1917 г. отрекся от престола в пользу брата Михаила, 8 марта был арестован. Расстрелян вместе с семьей и приближенными лицами в Екатеринбурге. Память Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии († 1918) 4 (17) июля. 322 Антанта (от франц. – согласие) – союз Великобритании, Франции и России («Тройственное согласие»), направленный против Германии и ее союзников, оформленный рядом соглашений в 1904–1907 гг. и объединивший в ходе Первой мировой войны свыше 20 государств, среди которых были США, Япония, Италия. После октября 1917 и принятия Декрета о мире Россия фактически вышла из Антанты, заключив сепаратный Брестский мир в 1918 г. 323 Георг V (1865–1936) – английский король, император Индии, главнокомандующий вооруженными силами Великобритании. Матери Николая II и Георга V были родные сестры, дочери датского короля Христиана IX. В ходе февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. династия Романовых была свергнута, русский император Николай II подписал отречение от престола 2 (15) марта 1917 г. в пользу брата Михаила Александровича, который под давлением революционных сил престола не принял, но его венценосный родственник Георг V оказался неспособным оказать ему какую-либо помощь. В октябре 1917 г. король Альфонс ХШ и испанское правительство пытались добиться взаимопонимания в Лондоне для подписания соответствующего соглашения с Временным правительством об организации выезда царской семьи через Финляндию и Швецию. С этой целью испанский король лично обращался к королю Англии Георгу V, а также к королевским особам Швеции и Норвегии, однако его обращение не имело успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Возрождение монастыря началось 23 нояб. 1989 г., когда в Троицком соборе еп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) совершил богослужение, 8 янв. 1991 г.- первую Божественную литургию. Решением Синода от 18 февр. 1992 г. И. м. был возрожден, 16 марта 1992 г. состоялась официальная регистрация монашеской общины. По постановлению главы администрации Костромы (17 апр. 1992) району, примыкающему к стенам обители, в 1918 г. переименованному в Трудовую слободу, было возвращено историческое название - Ипатиевская слобода. В мае 1993 г. мон-рь стал одним из мест проведения фестиваля «Вехи», посвященного 380-летию Дома Романовых. 17 июля 1991 г., в день очередной годовщины убийства имп. Николая II и его семьи, в Троицком соборе И. м. еп. Александр совершил Божественную литургию и заупокойную литию в память о погибших. С 2000 г. в ночь с 16 на 17 июля в И. м. регулярно совершается ночная Божественная литургия. С 1999 г. существует традиция покаянного крестного хода из Тихонова Лухского мон-ря в И. м., к-рый начинается 12 июля и прибывает в Кострому 16 июля для участия в поминальном богослужении в обители в ночь с 16 на 17 июля. Первое богослужение в Троицком соборе по возрождении мон-ря. Фотография. 23 нояб. 1989 г. Первое богослужение в Троицком соборе по возрождении мон-ря. Фотография. 23 нояб. 1989 г. В мае 1993 г. между администрацией Костромской обл. и Костромской епархией было подписано утвержденное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром культуры РФ соглашение о совместном использовании комплекса зданий И. м. монашеской общиной и музеем-заповедником. 14 февр. 1994 г. Председатель Правительства РФ подписал распоряжение о передаче Костромской епархии Лазаревской ц., звонницы и свечного корпуса, входящих в комплекс И. м. В 1994 г. по согласованию администрации Костромской обл. и Костромской епархии вместо свечного корпуса епархии были переданы корпус над погребами и неск. помещений на 1-м этаже здания богадельни. 4 нояб. того же года, в день Казанской иконы Божией Матери, в Лазаревской ц. состоялось первое за много лет богослужение. 12 апр. 1996 г., в канун Пасхи, на звонницу было водружено 6 новых колоколов, самый большой из к-рых «Свет» весит 65 пудов (910 кг). Возрождение И. м. как правосл. обители ок. 15 лет происходило в сложной обстановке конфликта с руководством музея-заповедника. В местной и центральной прессе публиковались заявления различных общественных орг-ций и политических партий, деятелей культуры в защиту той или иной из сторон. Вероятно, одним из результатов этого противостояния стала трагедия 4 сент. 2002 г., когда по невыясненным причинам сгорела стоявшая в Новом городе уникальная деревянная Преображенская ц. из с. Спас. 23 сент. 2003 г. архиеп. Александр утвердил устав Костромского церковного историко-археологического музея (ЦИАМ), директором к-рого является наместник И. м.

http://pravenc.ru/text/673737.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010