> Дело дня: Помогите ребёнку <

Романа Сладкопевца

  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
Икона Покрова Пресвятой Богородицы / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... имя Святой Софии — Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток ( «кондакион», по-гречески ) и проглотить его. И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 1 октября. Четыре века спустя по тем же улицам Константинополя бродил Христа ради юродивый Андрей. Сохранились свидетельства о его недюжинном уме и красоте телесной. Родом славянин, он прекрасно изучил греческий язык, прочел немало книг. И тогда Господь призвал его на тяжкий подвиг юродства. Ходил Андрей по городу в ветхом рубище, сказываясь безумным, а по ночам подолгу молился в царьградских храмах. В Константинополе было много церквей, а одним из самых почитаемых слыл Влахернский, стоящий на берегу залива Золотой Рог. Здесь ... далее ...
О некоторых концептуальных приемах личного письма ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... понятия о первообразе как образе-идее. И тогда мы проделываем обратный путь к Платону, Да, икона символически указывает на преображенную природу изображаемого, но изображаемый был все-таки зрим людьми. " Весь смысл лица заключен в его обращенности к кому-либо, не было бы обращенности, не было бы и лица " , – остроумно отмечает М. В. Васина. На данном основании покоится функция иконы. С. С. Аверинцев писал: " Но этот Младенец – предвечный Логос, существовавший до начала времен, а потому как бы старец (…) : он древнее неба и земли. " Чадо младое, Предвечный Бог " , – гласит рефрен кондака Романа Сладкопевца на Рождество " . [7] И если в литературном виде такой образ вполне возможен, то в живописи так его трактовать опасно. Здесь опять таится рецидив запретного изображения неизобразимого. Младенец – уже воплотившийся Бог, и нет нужды Его развоплощать в Предвечного Бога и отправлять из Нового Завета в Ветхий Завет. Тогда действительно надо начинать думать о единосущности Отца и Сына, отображенной на иконе. Тогда икона становится не изображением Ипостаси, как учил VII Вселенский Собор, а изображением Божественной природы, что невозможно. А это давало бы разрешение на ... далее ...
Византийская гимнография и Туринская Плащаница: ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... поколебавшаго вышняя и нижняя? [19] Итак, мы видим явные свидетельства об огне, исходящем из ребер Христовых, свидетельства тем более важные, что на Туринской Плащанице сохранились следы крови и воды, вышедшие из пронзенного бока Христа. Возможно, это свидетельство восходит к раннехристианской архаике. Мы знаем, что хотя св. Роман Сладкопевец большую часть своих произведений создал в Константинополе, тем не менее в его кондаках присутствуют следы многих архаических сирийских рассказов и апокрифов. [20] Поэтому тема " огненного ребра " , общая для канона Иоанна Дамаскина и кондака Романа Сладкопевца может быть объяснена как прямым заимствованием Дамаскиным у Романа, так и общим источником неизвестного проихсхождения. Для нас это не столь важно, гораздо более значимо - богословское значение этой темы, особенно - то, что огонь исходит из раны от копья, откуда изошли " кровь, вода, крещение " . [21] Этот текст поднимает богословскую проблему " огненного крещения " Страстей, которая непосредственно связана с Туринской Плащаницей. [22] " Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие ... далее ...
Князь-мученик / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... полка, шефом которого при жизни был покойный. Крест был сделан по проекту художника В. Васнецова, на кресте по предложению Елизаветы Федоровны запечатлена была Евангельская строфа: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят ( Лк. 23, 34 ) . После революции крест был разрушен, причем 1 мая 1918 года его во время субботника собственноручно сбросил веревкой с постамента Ленин. Сейчас копия этого креста установлена в Новоспасском мужском монастыре, куда в 1995-м году были торжественно перенесены останки Великого князя Сергея. Надгробие князя Сергея находится в нижнем храме – во имя св. Романа Сладкопевца. Известно, что в монастыре уже начали записывать случаи исцелений, связанных с именем Сергея Александровича. Например, женщина, в течение 15-ти лет страдавшая экземой на руках, свидетельствовала, что получила исцеление, когда разбирала личные вещи Великого князя, обретенные на месте его захоронения. Наместник Новоспасского монастыря архиепископ Орехово-Зуевский Алексий отмечает, что «Великий князь был убит за то, что верно служил России». Он не исключил вероятности того, что «Сергей Романов будет прославлен в лике святых». Русская Зарубежная Церковь уже ... далее ...
Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (1 Кор 3, 12–15) . Строительство это, конечно, нельзя ограничивать одним узко моралистическим пониманием, то есть как строительство одних нравственно добрых дел. Это есть раскрытие всех вообще творческих дарований человека. Надо вспомнить и притчу о талантах. Строительство прп. Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Космы Маиумского, Максима Грека и подобных не ограничивается же одними только угодными Богу делами их монашеских подвигов смирения, терпения, поста, девства и т. д. Разве написанные этими святыми мужами кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста могут быть приравнены к золоту и серебру, которые очистятся и сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические и богословские творения их, подобно сену, дровам или соломе, сгорят и от них ничего, кроме кучки золы, и ... далее ...
Коммерческий эсхатологизм, или Приятного вам ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 24, 42-51 ) . Наше дело — пребывать в бодрственной готовности всегда предстать на Суд Божий, безразлично: на наш частный, после нашей смерти, — или общий, после конца света. Если бы люди знали час своей кончины, или кончины мира, то половина пошла бы в желтый дом, (сиречь в психушку) , половина пошла бы в ресторан. Или в рюмочную «Вечный зов». У кого на что денег достанет. Одни впали бы в отчаяние, другие пустились бы в разгул, рассчитывая покаяться перед самым концом. Хорошо об этом сказано у Романа Сладкопевца: А мы словно дети, говорящие Пусть и суд придет, будем наслаждаться, и пред ним лишь воскликнем Отверзи» (Кондак на десять дев) Да только не получится покаяться. Затянет нас пьяная, буйная, блудливая жизнь. И уподобимся мы историческому Фаусту, который заключил с дьяволом договор ровно на 24 года и знал день своей кончины, а что проку? Так и не смог толком покаяться, ибо засосала его дьявольская стихия. Поэтому-то милосердный Бог и скрывает от нас время нашего конца, чтобы мы пребывали в бодром и деятельном, покаянном настрое, чтобы всегда хранили память смертную. Это в ... далее ...
Кириллица и глаголица / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Христа именно греческий язык, обогащённый опытом перевода ветхозаветной Септуагинты, взял на себя ответственность стать первым, подлинно путеводным языком христианского Нового Завета. В великих греческих дарах миру мы по привычке всё ещё держим на первом месте античность, языческих богов, Гесиода с Гомером, Платона с Аристотелем, Эсхила с Периклом. Между тем, они уже сами смиренно ушли в тень четверых евангелистов, апостольских посланий, грандиозного видения на Патмосе, литургических творений Иоанна Златоуста и Василия Великого, гимнографических шедевров Иоанна Дамаскина и Романа Сладкопевца, боговедения Дионисия Ареопагита, Афанасия Александрийского, Григория Паламы. Не прошло и века после евангельских событий, как разные народы Средиземноморья возжаждали узнать Священное Писание на языках, им родных. Так появились ранние опыты переводов Евангелия и Апостола на сирийский, на арамейский, на латынь. Немного позже вдохновенный переводческий порыв был подхвачен коптскими христианами Египта, армянской и грузинской церквями. В конце IV века заявил о своём праве на существование перевод для христиан-готов, выполненный епископом готским Вульфилой. За вычетом ... далее ...
Формирование чина Великого входа и его ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... принадлежности литургии Великой субботы связана с изданием в 1545 году братством святого Саввы в Венеции типикона преподобного Саввы Освященного. После этого практика пения гимна стала общепринятой. Вопрос авторства и обстоятельств написания стихиры «Да молчит всякая плоть человеча» остается открытым. Возможно, гимн принадлежит гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит» встречаются преимущественно в произведениях палестинских авторов – святых Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника – в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу [13]. Большое сходство песнь «Да молчит всякая плоть человеча» имеет и с «тропарями на перенос святых даров» из Иерусалимского канонаря VII века. Например, в неделю мясопустную: «Лики архангел и ангел непрестанным гласом хвалят, славят Троицу единосущную: “Свят, Свят, Свят еси, Господи, исполнь небо и земля славы Твоея”» [14]; или во все ... далее ...
Спас на Москве / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... (Введенский) , при котором монастырь стал образцовым. В 1817 году Новоспасский монастырь как одну из святынь и древностей Москвы упомянул Н. М. Карамзин в обширной «Записке о московских достопамятностях», писанной, как говорилось в посвящении, «для некоторой особы, ехавшей в Москву» – этой особой была вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать государя Александра I. В строках о монастыре Карамзин перечисляет главных родственников Романовых, упокоенных в нем. Эти захоронения – отдельная страница в летописи Новоспасского монастыря. Последним его храмом стал подклетный храм святого Романа Сладкопевца. Вход в храм-усыпальницу осеняет дивный мозаичный образ Спаса Нерукотворного рядом со входом в собор. Этот храм по проекту известного архитектора московского модерна С. У. Соловьева был устроен в память посещения монастыря государем Николаем II с супругой Александрой Федоровной 13 апреля 1900 года. Примечательно, что некоторые образа в его иконостасе списаны с иконостаса Успенского собора в Кремле, скопирован был даже Спас «Ярое око». А образ Богоматери списан с той Феодоровской иконы, которой инокиня Марфа благословила на царство своего сына Михаила Федоровича. В ... далее ...
Византийский догмат / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... с imperium и уж точно – без соединения с Империей Ромеев. Но для самих византийцев этот догмат был чрезвычайно важен, определял основу основ их политического, исторического, да и экклесиологического мировоззрения. Понятия византийского учения о государстве представляли собой не «секуляризованные теологические понятия», как определяет «политическую теологию» Карл Шмитт [4], а понятия богословские и глубоко церковные в самом строгом значении этих слов. Причем эта политическая теология была не только теорией, но и жизненной и литургической практикой Церкви. В знаменитой рождественской стихире Романа Сладкопевца установлен поразительный параллелизм между небесным и сверхъестественным порядком Воплощения Христова и земным и историческим порядком установления единой Империи, Pax Romana. Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста: И Тебе, вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Написашася людие повелением кесаревым, Написахомся вернии именем Божества Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Истоки этой идеи находятся у жившего еще до обращения императора Константина христианского мыслителя Оригена, посмертно осужденного, в конечном счете, при ... далее ...
  005   006   007   008   009   010   011   012   013   014  015   016   017   018   019   020   021   022   023   024   025
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Романа Сладкопевца
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера