Романа Сладкопевца



  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Раннехристианские и византийские гимнографические ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим [20]. Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» [21]. Так что за этим кратким перечислением, которое невнимательному читателю может показаться лишь поэтической метафорой, стоит древнее предание, связанное с апокрифическими Деяниями апостолов. Таким образом, кондак Романа Сладкопевца является достаточно древним подтверждением этого предания, дошедшего до нас в греческой (неизданной) версии. Наконец, к апостольской географии, по нашему суждению, может иметь отношение десятая строфа акафиста, говорящая о волхвах-проповедниках: Κήρυκες θεοφόροι γεγονότες οἱ μάγοι ὑπέστρεψαν εἰς τὴν Βαβυλωνα, ἐκτελέσαντες σου τὸν χρησμὸν καὶ κηρύξαντές σε τὸν Χριστὸν ἃπασιν, ἀφέντες τὸν Ἡρώδην ὡς ληρώδη μὴ εἰδότα ψάλλειν Ἀλληλούια [22]. Богоносны явились проповедники-маги, В Вавилон они возвратились, Совершив о Тебе проречение, Проповедав Тебя всем Христа, Ирода оставив ... далее ...
В праздник Преображения Господня митрополит ...Искать в Источникеmospat.ru
... люди, которые знают, для чего они живут. Мы знаем, для чего нас Господь призвал в Церковь: не только для того, чтобы мы наслаждались Божественным светом и чувствовали, «как нам хорошо здесь быть», но для того, чтобы, сходя с Фаворской горы, мы несли этот свет окружающему нас миру. Дай Бог, чтобы благодатные минуты радости, озарения, которые посещают нас, когда мы предстоим перед Господом, перед Его святым престолом, наполняли нашу жизнь, дабы мы могли делиться этим Божественным светом с окружающими нас людьми. Я благодарю Вас, дорогой владыка, за приглашение совершить в этот день Божественную литургию. Благодарю братию Новоспасского монастыря, которая потрудилась для того, чтобы организовать праздничное богослужение и эту трапезу, а всех благодетелей – за многообразную помощь, которую они оказывают этой святой обители, ее возрождению, потому что без такой помощи это возрождение было бы невозможным. Я всем вам желаю помощи Божией, желаю надолго сохранить в сердцах радость этого праздника». Далее митрополит Иларион в сопровождении епископа Саввы посетил храм преподобного Романа Сладкопевца, где находится усыпальница бояр Романовых, и осмотрел экспозицию монастырского ... далее ...
«Язык – зеркало души». Выступление митрополита ...Искать в Источникеmospat.ru
... вкупе с другими переменами в литургической теории и практике, вызвали протесты у части православных верующих. Произошел болезненный раскол в Русской Церкви, последствия которого окончательно не преодолены до сих пор. Я сам достаточно хорошо знаком и с работой на иностранных языках, и с переводческим трудом. Одну из своих книг — о преподобном Симеоне Новом Богослове — я написал на английском, другую — о преподобном Исааке Сирине — писал одновременно на двух языках – английском и русском. С греческого языка мне довелось переводить труды святителя Мелитона Сардийского, преподобного Романа Сладкопевца, преподобного Симеона Нового Богослова, а с сирийского языка – творения преподобного Исаака Сирина. Должен сказать, что перевод, особенно с древнего языка – очень трудное занятие: у меня на перевод одной страницы текста Исаака Сирина уходило в десять или двадцать раз больше времени, чем на написание аналогичного текста на русском языке. Но переводческая работа всегда доставляла мне творческую радость и удовлетворение. Переводя творения древних авторов, ты погружаешься в их мир, проникаешься их духом, получаешь уникальную возможность особым образом следить за их ходом ... далее ...
Как научиться понимать молитвы? | МолитвословИскать в Источникеazbyka.ru
... Пресущественнаго — Существовавшего всегда и прежде всего. Вертеп — пещеру. Волсви — волхвы (чередование согласных) . Кондак Рождества Христова построен на сопоставлении, сведёнии воедино противоположностей, полностью парадоксален: Дева — рождает, и рождает Того, Кто существовал вечно (Пресущественнаго) , земля приносит Неприступному не храм, не дворец, а пещеру; Ангелы заодно с человеками — простыми пастухами; сопутницей людей — волхвов — становится звезда, и все потому, что нас ради родися Младенец, но Он же — Вечный, всегда существовавший Бог. Этот кондак — творение преподобного Романа Сладкопевца. В житии святого повествуется, что в юности, когда он благоговейно прислуживал в константинопольском Софийском соборе, он был косноязычен и полностью лишен музыкального слуха. Клирики храма возненавидели Романа за его благочестие, стяжавшее ему покровительство патриарха, и однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме был сам император, для издевки вытолкнули Романа на возвышение в центре храма, где должен был воспевать главный певец: «Ты получаешь равную с нами плату — ну так и пой, как другие! » Бедный Роман не мог издать ни звука и совершенно ... далее ...
Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец, Часть 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Царям во бранех, почему те имели обычай брать с собою в походы Ее икону Одигитрии (Путеводительницы) . Она укрепляла подвижников и ревнителей христианской жизни в их борьбе со страстями и слабостями человеческими. Она просвещала и наставляла Отцов и учителей Церкви, в том числе и самого св. Кирилла Александрийского, когда он колебался признать невинность и святость Иоанна Златоустого. Пречистая Дева влагала песни в уста составителей церковных песнопений, иногда делая знаменитыми певцами неспособных и не имевших песенного дара, но благочестивых тружеников, как, например, св. Романа Сладкопевца. Удивительно ли поэтому, что христиане старались возвеличить имя Своей всегдашней Заступницы. В Ее честь устанавливались праздники, Ей посвящались дивные песни, Ее изображения почитались. Злоба «князя мира сего» вооружила «сынов отступления» еще раз поднять брань против Еммануила и Его Матери в том же Царьграде, почитавшем теперь, как и прежде Ефес, Божию Матерь своею Заступницей. Не смея сначала открыто говорить против Взбранной Воеводы, хотели уменьшить Ее прославление тем, что запретили почитать иконы Христа и Его угодников, называя это идолопоклонством. Богоматерь и ... далее ...
Храм, Обряды, БогослуженияИскать в Источникеazbyka.ru
... образ Евхаристии — Христа, преподающего причастие святым апостолам, или образ Христа Вседержителя, восседающего на троне. Справа от этого образа, если смотреть от него на запад, помещаются последовательно по северной стене алтаря образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником) , святых литургистов (Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова) , песнописца пророка Давида с арфой. Слева от Горнего места по южной стене помещаются образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, литургистов или вселенских учителей, песнописцев Нового Завета — Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца и др. Иконостас, средняя часть храма Средняя часть храма знаменует собою прежде всего горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма — это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны ... далее ...
14 октября 2014 - Православный Церковный календарьИскать в Источникеazbyka.ru
... апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога. показать все Величание Покрову Пресвятой Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся. Апостола Анании Тропарь апостола Анании, глас 3 Апостоле святый Анание, моли Милостиваго Бога да прегрешений оставление подаст душам нашим. Кондак апостола Анании, глас 2 В молитвах теплейший заступниче и просящим скорейший послушателю, прими моление, Анание, наше и Христа моли помиловати ны, Единаго во святых Почивающаго. Преподобнаго Романа Сладкопевца Тропарь преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8 В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо крест, последовал еси Христу и, действуя, учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Романе, дух твой. Кондак преподобнаго Романа Сладкопевца, глас 8 Божественными добродетельми духа измлада украсився, Романе премудре, Церкви Христове пречестное украшение был еси: пением бо прекрасным украсив ю, блаженне. Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего, яко да вопием ти: ... далее ...
Крупицы Слова Божия - читать, скачать - епископ ...Искать в Источникеazbyka.ru
... себя и этим приобретать смирение и мир своей душе. Итак, будем исполнять слово Божие не только по внешности, но и в душе, будем твердыми исповедниками Христа, невзирая ни на что, и, наконец, будем побеждать злобу в своем сердце, как и апостол Павел говорит: «Угасить... стрелы лукавого» ( Еф. 6: 16 ) . И если мы будем стремиться исполнять эти заветы, то станем родными по духу Христу и будем приобретать сокровища для Царства Вечного. Аминь. Возлюбленные братия, ныне Святая Церковь указывает нам, как и в каком порядке говорить нам о событиях Рождества Христова. Ныне поется песнь Романа Сладкопевца: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. » Святая Церковь говорит сначала о чудной непорочной Деве, Которая рождает Сына по наитию Духа Святого, пребывая все время Девой. Далее говорится о том, что Господь родился в вертепе, что Ангелы, которые участвуют в деле нашего спасения и часто помогают нам, славословят вместе с пастухами новорожденного Младенца и волхвы приносят Ему дары. Поговорим о том, как и при каких ... далее ...
Азбучная молитваИскать в Источникеazbyka.ru
... азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв. Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”) , в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова. «Aз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону) : Аз сло? вом сим молю? ся Бо? гу: Б о? же всея? твари Зижди? телю, В и? димым и неви? димым, Г о? спода Ду? ха посли Живу? щего, Д а вдохне? т в сердце? ми сло? во, Е же бу? дет на успе? х всем, Ж иву? щим в за? ... далее ...
Введение в историю Церкви - Часть 1 - Обзор ...Искать в Источникеazbyka.ru
... проповеди, по традиции считается певец константинопольской Св. Софии сириец Роман Сладкопевец (6 в.) 1053. Первым кондаком, который он спел, по преданию, по особому небесному вдохновению, был кондак на Рождество Христово « Дева днесь Пресущественнаго раждает » 1054, а всего ему приписывается свыше тысячи кондаков. В настоящее время считается, что родиной кондака были Сирия и Антиохия, где трудами Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста активно развивался жанр дидактической проповеди; исследователи указывают, что именно сочинения Златоуста послужили одним из основных источников для кондаков Романа Сладкопевца. Кондак предшествовал ряду других песнопений – более длинных, называемых икосами (????? – дом, храм, семейство, 12–я часть зодиака) . В греческом рукописном Кондакарии 12–13 вв. (Московская Синодальная библиотека № 437) 1055 к Рождественскому кондаку приложены 24 икоса с тем же заключением, что в кондаке, имеющие акростих??? ???????? ??????? ? ????? («смиренного Романа гимн») ; число 24 соответствует количеству букв греческого алфавита и имеет соответствие в Пс.? 118, состоящем из 22 отделов, начинающихся по порядку всеми буквами еврейского алфавита. Еще более ... далее ...

  002   003   004   005   006   007   008   009   010   011  012   013   014   015   016   017   018   019   020   021   022

Постоянная ссылка на эту страницу: Романа Сладкопевца
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"