[Греч. Μιχαλ Δοκας] (ок. 1050, К-поль - ок. 1090, там же), визант. имп. (24 окт. 1071 - 31 марта 1078), митр. Эфесский. Старший сын имп. Константина X Дуки и Евдокии Макремволитиссы. В кон. 1059 г. вместе с младшим братом Константином М. Д. был провозглашен соправителем своего отца. После смерти имп. Константина X (22/23 мая 1067), несмотря на совершеннолетие М. Д., правящая семья Дук не решилась передать ему бразды правления. Официально императорами стали М. Д. с братом Константином, но при них был образован регентский совет, который возглавили Евдокия Макремволитисса и дядя императоров Иоанн Дука, получивший титул кесаря. Чтобы еще более укрепить положение семьи, 1 янв. 1068 г. Евдокия вышла замуж за полководца Романа IV Диогена , к-рый ранее уже заявлял о своих претензиях на трон и теперь получил реальную власть. М. Д. и его братья Константин и Андроник оставались соправителями Романа. В авг. 1071 г. правление Романа завершилось разгромом визант. войска тюрками-сельджуками в битве при Манцикерте, в ходе к-рой Роман был захвачен в плен. После получения известий об этих событиях в К-поле семья Дук организовала новый дворцовый переворот. По плану кесаря Иоанна Дуки и придворного советника Михаила Пселла Роман был заочно объявлен низложенным, Евдокия Макремволитисса отправлена в монастырь Пиперудион на берегу прол. Босфор близ К-поля, а М. Д. был коронован как старший император 24 окт. 1071 г. В конце того же года Роман Диоген был освобожден сельджуками и вновь попытался бороться за престол. Однако против него на восток по приказу М. Д. были отправлены войска, к-рые возглавил Константин Дука, сын кесаря Иоанна. Роман с небольшими силами был разбит близ Амасии (ныне Амасья, Турция) и бежал в Киликию, где нашел поддержку у арм. князя и катепана Антиохии Хачатура. В 1072 г. войска М. Д. осадили Романа в крепости Адана, и спустя нек-рое время тот согласился официально отречься от престола и сдаться в обмен на сохранение ему жизни под письменные гарантии, к-рые утвердил М. Д. Роман был отправлен под стражей в К-поль, но по пути туда, в Котиее (ныне Кютахья, Турция), 29 июня 1072 г. был вероломно ослеплен, вероятно, по приказу М. Д. Он был поселен под надзором на о-ве Проти на Мраморном м., где вскоре умер.

http://pravenc.ru/text/2563712.html

V. Начало упадка Империи. Завоевания турок. Первый Крестовый поход Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, A History of the Crusades; Runciman, The Great Schism; Paradakis; Meyendorff, Ideological Crises; Previte-Orton; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; Vasiliev; Шмеман, Исторический путь. 1. Константин Мономах скончался в начале 1055 г. Его жена императрица Зоя умерла еще раньше. Стала единолично править Феодора - ее сестра, которой к тому времени было уже за семьдесят. В 1056 г. скончалась и она. Македонская династия угасла. Патриарх Михаил Керуларий играл чрезвычайно активную роль в выборах нового императора. Он занял сторону земельной аристократии, выдвинувшей своего кандидата. Разгорелась борьба, в которой патриарх и его сторонники в конце концов проиграли: к власти пришел выдвинутый армией аристократ Исаак Комнен , способный генерал. Но земельная аристократия не давала ему править, блокируя каждое его действие. Исаак I, борясь за власть, отправил в отставку Керулария, продолжавшего выступать на стороне аристократии. Однако удержаться на престоле императору не удалось. Через два года после воцарения он был вынужден отказаться от престола и уйти в монастырь. Его преемником стал Константин X Дука . Имперская казна уже опустела, а армия опасно усилилась. Платить ей было нечем, солдаты волновались, назревали бунты. Император решил сократить военные силы, что, может быть, имело смысл для сохранения его власти, но для империи было чрезвычайно опасно, в особенности в тот исторический момент. На Востоке собирались грозовые тучи, а на Западе буря уже разразилась. Норманны перешли в новое наступление. Папы решили переменить политику на более реалистическую (или более оппортунистическую). В 1059 г. папа Николай II признал норманна Робера Гвискара правителем Апулии, Калабрии и Сицилии, благословив его отвоевывать первые две области у византийцев, а остров Сицилию - у арабов. Норманнское завоевание началось. Константин X умер в 1067 г. Его сын, Михаил VII, был еще малолетним. Через год вдова императора вышла замуж за генерала Романа Диогена, который стал регентом и императором.

http://sedmitza.ru/lib/text/434802/

XXIII. Первый крестовый поход 1 Патриарх Симеон Григорий VII, основатель владычества папского, простиравший честолюбивый взор свой на все престолы Запада и Востока, чтобы подчинить их единой кафедре Рима, уже жаждал освободить гроб Господень силою оружия и, по словам его, душа его была прискорбна даже до смерти, поскольку не мог сего исполнить. Посланники императора греческого Михаила Дуки, после бедственного поражения Романа Диогена, предстали в Рим умолять папу о защите против сильного Малек-шаха и возраставшей силы Сельджукидов. Но, хотя Григорий и писал ему в ответной грамоте, что пятьдесят тысяч воинов, под его личным предводительством, готовы выступить на помощь христианам восточным; хотя и возбуждал, окружными посланиями, властителей Европы к освобождению Св. мест, и посылал туда на покаяние великих преступников, однако голос мощного папы остался без деятельного отголоска, посреди долголетней борьбы его с императором римским Генрихом IV; он только посеял семена, в свое время произрастившие плод. Виктор III, его преемник, действуя в его духе, звал также Запад к освобождению Востока и мог только подвигнуть поморские города Италии вооружить свои флоты для бесполезных высадок на берега Сирии. Дело сие предстояло Папе Урбану II, которого мощное слово двинуло все народы Запада к Востоку, и тогда началась новая воинственная эпоха для Иерусалима, изменившая на два столетия лице всей Палестины и доныне оставившая глубокие следы свои на Востоке. Новая стихия западная, племя франков, примешалась к стихии арабской и турецкой, уже заглушавшей первобытную образованную стихию мира греческого, который столь благодатно процвел в обновленной христианством Св. земле. В течение двух веков непрестанные кровопролития франков и турков миллионами трупов усеяли все пути Сирии, и хотя от сего страшного столкновения Запада с Востоком возникло впоследствии просвещение в Европе, немного пользы принесло оно бедствующей Палестине, над которою еще более отяготилось иго магометанское, по удалении франков; а между тем истребилось постепенно сокровище обителей пустынных, под превозмогавшим влиянием первосвященников западных, и остатки учености духовной, которою славились еще лавры Св. Саввы и Феодосия, Евфимия и Харитония, под игом арабским исчезли совершенно, когда, после бурного прилива и отлива волн западных, осталась только одна горькая пена столетнего их владычества в Св. граде и двухвекового в Св. земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Кодрат из монастыря Каракалл Отец Кодрат был истинным рыбаком – ловцом человеков. Как никто иной мог он улавливать души. Леской его было покаяние, удочкой – свет Божий, а наживкой – любовь. Место покаяния и подвижничества Святой монастырь Каракалл Святой монастырь Каракалл–один из великих афонских монастырей, одиннадцатый по иерархии, имеет интересную историю. Он расположен на северо-восточной стороне Афонского полуострова на лесистом, живописном склоне холма, обращенном к огромному Эгейскому морю, берег которого лежит от него в получасе ходьбы. Немного повыше него поднимается святой монастырь Филофей, а к юго-востоку, на расстоянии четырех часов ходьбы, Лавра. Посетитель Каракалл а, рассматривая окрестности из гостевого домика, непременно окажется под сильным впечатлением от увиденного. «К юго-востоку простирается Эгейское море, огромное и спокойное, в водах которого отражаются небеса. К западу открываются дикие ущелья, тянущиеся от самых высот Афона, и песня севера слышится нам в постоянных и разнообразных завываниях ветра. С первой улыбкой рассвета, когда лучи солнца освещают морские волны, симантроны призывают нас на Литургию...» (К Луварис, «Афон, врата Неба», стр. 49). Все, кто бывал в монастыре Каракалл летним утром, увезли такое впечатление. Первые страницы истории монастыря затеряны в глубине веков. Мнение, что он связан с римским императором Аврелием Антонием Каракаллой (3-ий век) не поддерживается современными историками, Доподлинно известно (об этом свидетельствует хрисобулла Византийского Императора Романа IV Диогена (1068 –1071), что монастырь существовал уже до 11-го века. Подобно другим монастырям на Афоне, он помнит различные повороты истории. После падения Византии Каракалл пережил время упадка и был почти разрушен. Но благодаря заботам правителя Молдавии Иоанна Петра Рареша (1527– 1546) и его дочери Роксандры, супруги правителя Молдовалахии, он был восстановлен и укреплен. Между монастырем и морем стоит высокая величественная башня, построенная в XVI веке на деньги правителя Молдавии Рареша.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf События в четвертом столетии первого тысячелетия После своего восхищения на высоту и научения от ангела , Сиф, рассказывая отцу и матери о виденном там, начал чертить на земле расположение небес и подобия планет – солнца, луны и звезд, а также и их течения. Совершая же сие, он начал и письмена изобретать, которые окончательно были завершены после него его сыном Еносом и названы впоследствии еврейскими. И таким образом началось звездочетное и книжное учение от Сифа, который вместе со своим отцом Адамом потрудился, изображая сие на камне, дабы вразумить последующие поколения (Георгий Кедрин, Кир Дорофей Монем-васийский и прочие хронографы). Феофилакт святой, архиепископ Болгарский, живший в 1070 годах по Рождестве Христовом, во дни греческого царя Романа Диогена, в предисловии на Евангелие от Матфея пишет следующее: " Те Божественные мужи, которые жили прежде закона, учились не на основании писаний и книг, но, имея чистый разум, просвещались озарением Всесвятого Духа и, таким образом, узнавали веления Божии, ибо Сам Бог беседовал с ними устами к устам. Таковы были Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов и Моисей. Когда же люди сделались порочными и недостойными того, чтобы Дух Святой просвещал и научал их, то человеколюбивый Бог дал писания, чтобы, хотя благодаря им, они помнили веления Божии». По мнению святого Феофилакта, как будто бы выходит так, что книг не было от Адама и даже до Моисея. Но так как древний греческий хронограф цареградский Георгий Кедрин, не многими годами старший Феофилакта и поживший в царствование Исаака Комнина, а вслед за ним и другие греческие и наши русские хронографы все согласно написали, что от Сифа, сына Адамова, ведут свое начало еврейские письмена, то посему думается, что и их, как и многих других, повествования не верны: обычно придается скорее вера многим, нежели одному. И в иностранных хрониках пишется, что от Сифа ведут свое начало книжные письмена. Кроме того, Георгий Кедрин и сие написал: в лето от начала мира 2585 (по потопе в 342 лето) Каинан, сын Арфаксадов и внук Симов, а Ноев правнук, нашел негде в поле писание исполинов, живших прежде потопа; из этого ясно следует, что прежде потопа книги писались.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эпоха Комнинов может быть обозначена как особый период расцвета византийской историографии, и прежде всего благодаря трудам Анны Комнины, Иоанна Киннама и Никиты Хониата 784 . Старшая дочь императора Алексея I (1081–1118), умная и прекрасно образованная Анна Комнина , описала в своей «Алексиаде» историю своего отца с начала и вплоть до его смерти (1069–1118) 785 . Написанное изысканным античным слогом произведение принцессы, воспитанной на античных образцах, знакомой с древнегреческим историописанием, поэзией и философией, является не только наиболее выдающимся памятником византийского гуманизма, но и первосортным историческим источником. Подробное повествование Анны составляет основу нашего знания об этой важной эпохе, на которую приходятся восстановление византийской великодержавности, встреча Византии с Западом во время первого крестового похода, войны с норманнами и степными народами Севера и Востока. Панегирическая тенденция «Алексиады» и другие ее недостатки, к которым прежде всего относится хронологическая путаница, вполне искупаются объемностью и многосторонностью сообщаемой информации, овладеть которой писательница смогла благодаря своему положению и жажде знаний. В качестве историка пробовал себя и ее супруг, кесарь Никифор Вриенний , внук 786 того Никифора Вриенния, который в качестве провозглашенного императора выступал сначала против Михаила Дуки, а затем против Никифора Вотаниата. Оставшееся незавершенным сочинение Никифора Вриенния, которое не выдерживает сравнения с шедевром его супруги, кратко рассматривает историю дома Комнинов со времени Исаака Комнина, становится подробнее со времени Романа IV Диогена, однако обрывается уже посреди правления Никифора Вотаниата 787 . Эпохи Алексея I Комнина касается и заключительная часть часто упоминавшейся выше всемирной хроники Иоанны Зонары . При сильной зависимости от «Алексиады» краткие сведения Зонары содержат тем не менее важные дополнения к труду Анны Комнины. Напротив, никакой самостоятельной исторической ценностью не обладают ни стихотворная всемирная хроника Константина Манассии , доходящая до восшествия на престол Алексея-Комнина, ни доведенная до времени смерти того же правителя всемирная хроника Михаила Глики . На еще более низкой ступени стоит совсем скудная всемирная хроника Иоиля, которая доведена вплоть до взятия латинянами Константинополя в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУКИ Дуки [греч. ед. ч. οκας, жен. р. οκαινα, мн. ч. οκαι; от греч. δοξ; лат. dux - предводитель, командир], знатный визант. род, просуществовавший на протяжении последних 7 веков визант. истории. Первые Д., вероятно, происходили из М. Азии (Пафлагонии или Каппадокии). Высказывалось предположение об арм. происхождении Д. Знатные носители прозвища или фамильного имени Д. известны с сер. IX в. 1-й из них, Андроник, к-рый ок. 855 г. воевал с павликианами и силой возвращал их в лоно Православия. В X в. Д., видимо потомки Андроника, прославились как крупные военачальники: патрикий Андроник († ок. 910) успешно руководил операциями против арабов, в 906 г. поднял мятеж против Льва VI, бежал и умер в араб. плену; его сын Константин, стратиг фемы Харсиан, а позже доместик схол, в 913 г. был провозглашен на к-польском ипподроме визант. императором, но был убит в стычке у ворот Большого дворца. В IX-X вв. род Д. принадлежал к типичным представителям военной провинциальной знати. В визант. эпосе «Дигенис Акрит» родовое имя Д. становится нарицательным - его носят двое из упомянутых в эпосе визант. стратигов. Родство «старших» Д. IX-X вв. с «младшими» Д. XI в. недоказуемо, хотя Михаил Пселл ( Michel Psellos. P., 1928. Vol. 2. P. 140) и Николай Калликл ( Nicolai Calliclis Carmina. 1904. P. 322) подтверждали его. По данным Иоанна Зонары , визант. имп. Константин X имел родственную связь со «старшими» Д. лишь по жен. линии ( Zonara. Epit. hist. Bd. 3. S. 675-676). В XI в. Д. выступают как влиятельный к-польский род. Константин X Дука , участник военного переворота Исаака I Комнина, после его отречения благодаря влиянию Михаила Пселла был провозглашен визант. императором (1059-1067). Супругой Константина была Евдокия Макремволитисса , племянница патриарха Михаила I Кирулария , а преемник последнего Константин III Лихуд был его другом и обеспечил ему поддержку Церкви. Константин X был известен щедрыми пожалованиями монастырям. В его правление усилились гонения на монофизитов (сирийцев и армян), что вызвало напряженность в вост. областях и впосл. отрицательно сказалось на обороноспособности империи. Его вдова Евдокия вышла замуж за Романа IV Диогена . После пленения Романа IV сельджуками императором был провозглашен Михаил VII Дука (1071-1078), сын Константина X. Одержав победу в войне с выпущенным из плена Романом, он показал себя неспособным вывести империю из кризиса, вызванного сельджукским вторжением, и был вынужден уступить престол Никифору III Вотаниату и принять монашество в Студийском мон-ре . Позднее он был рукоположен в митрополита Эфеса, но посетил свою митрополию лишь единожды; умер он ок. 1090 г. в К-поле. Правление императоров из рода Д. обычно связывают с упадком визант. государственности, приведшим к мятежам и значительным территориальным потерям в Анатолии, образованию там тюрк. княжеств.

http://pravenc.ru/text/180560.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКИЯ МАКРЕМВОЛИТИССА [греч. Εδοκα Μακρεμβολτισσα] (1021 - после 1078), визант. имп. (нояб. 1059-1071), 2-я супруга (с 1049) имп. Константина X Дуки (1059-1067) и имп. Романа IV Диогена (1068-1071), мать имп. Михаила VII Дуки (1071-1078), дочь Иоанна Макремволита, племянница К-польского патриарха Михаила I Кирулария (1043-1058). После коронации имп. Константина X Дуки получила титул августы; ее изображение вместе с мужем чеканилось на визант. монетах. От этого брака родились сыновья Михаил (император с 1071), Андроник и Константин. По свидетельству Михаила Пселла , Константин X считал Е. М. одной из самых образованных женщин своего времени и доверил ей воспитание детей ( Mich. Psell. Chron. VI 27). Согласно Иоанну Скилице , на смертном одре Константин X взял с Е. М. слово не выходить после его смерти замуж и править самостоятельно до совершеннолетия старшего сына Михаила, в чем Е. М. и присягнула в присутствии К-польского патриарха Иоанна VIII Ксифилина перед синклитом и патриаршим синодом ( Scyl. Hist. 659). Возможно, патриарх и брат имп. Константина X кесарь Иоанн Дука предназначались в опекуны детям Константина X, что могло быть оформлено письменным соглашением. Согласно Пселлу, «придя к власти... царица Евдокия никому другому не вверила царства, не избрала своим уделом домашнюю жизнь и не поручила дел какому-нибудь вельможе, а стала всем заправлять сама и взяла власть в свои руки...» ( Mich. Psell. Chron. VII 1). На имп. приемах «она восседала между сыновьями, а они разве что не цепенели от страха и почтения перед матерью» (Ibidem). Е. М. уделяла основное внимание внутреннему управлению и финансам, занималась воспитанием детей, приобщая Михаила к гос. делам (Ibid. VII 1, 3). В числе ее советников был и Михаил Пселл (Ibid. VII 4). Однако сложное положение на вост. границе империи стало причиной того, что на Е. М. увеличилось давление с целью укрепить власть посредством брака с одним из успешных полководцев.

http://pravenc.ru/text/187097.html

Олег Кузеванов. Преподобный Прохор Пчиньский Мироточивый Чудотворец (версия для печати)/Православие.Ru Преподобный Прохор Пчиньский Мироточивый Чудотворец Православие.Ru , 2 июня 2001 г. Олег Кузеванов " Посмотрите на чудесную личность Преподобного Отца нашего Прохора Пчиньского, который веками держит миллионы душ в православном настроении и ведёт их путём несомненного спасения. Загляните в тайну его личности; вся она соткана из православных подвигов: веры и любви, молитвы и поста, кротости и смирения, благости и сострадания. Не он ли несомненное оправдание аскетизма? " св. Иустин Челийский Фреска прп. Прохора Пчиньского Преподобный Прохор, подвизавшийся в Нагоричанской и Козьячской пустыни, был явлен миру как светило во время царствования благочестивого византийского императора Романа IV Диогена (XI в.). Родители святого Прохора Иоанн и Анна были набожными людьми и жили в селе Овчепольского края Скопльской области. Они очень сокрушались из-за того, что не имели детей, и возносили горячие молитвы Богу, щедро подавая милостыню сиротам и церквям. И Господь, видя их молитвы и добрые дела, даровал им утешение и великую радость: Анна в старости родила сына, который при крещении получил имя Прохор. Когда Прохору исполнилось восемь лет, родители определили его учиться книжной премудрости. Просвещаясь Духом Божиим, Прохор успешно учился и тем очень радовал своих родителей. Когда Прохор выучился книжной премудрости и достиг совершеннолетия, родители решили женить своего единственного сына, чтобы род их продолжился. Но преподобный не хотел сковывать себя земными оковами, потому что душа его стремилась к небу и сердце его любило Бога больше всех земных красот. Горя пламенем любви к Господу, он желал день и ночь служить Ему умом и сердцем, духом и телом. Прохор он очень любил богослужения и каждый день бывал в церкви. Это была сладчайшая пища его набожной души. Внимая словам Господа: " если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " , Прохор, решил оставить мир, и посвятить всего себя Богу. Выйдя из церкви, где он услышал эти евангельские слова, Прохор раздал всё своё имущество нищим, а сам удалился в пустынное место, вторя пророку Давиду: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " (Пс. 41, 2).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

" Посмотрите на чудесную личность Преподобного Отца нашего Прохора Пчиньского, который веками держит миллионы душ в православном настроении и ведёт их путём несомненного спасения. Загляните в тайну его личности; вся она соткана из православных подвигов: веры и любви, молитвы и поста, кротости и смирения, благости и сострадания. Не он ли несомненное оправдание аскетизма? " св. Иустин Челийский      Преподобный Прохор, подвизавшийся в Нагоричанской и Козьячской пустыни, был явлен миру как светило во время царствования благочестивого византийского императора Романа IV Диогена (XI в.). Родители святого Прохора Иоанн и Анна были набожными людьми и жили в селе Овчепольского края Скопльской области. Они очень сокрушались из-за того, что не имели детей, и возносили горячие молитвы Богу, щедро подавая милостыню сиротам и церквям. И Господь, видя их молитвы и добрые дела, даровал им утешение и великую радость: Анна в старости родила сына, который при крещении получил имя Прохор. Когда Прохору исполнилось восемь лет, родители определили его учиться книжной премудрости. Просвещаясь Духом Божиим, Прохор успешно учился и тем очень радовал своих родителей. Когда Прохор выучился книжной премудрости и достиг совершеннолетия, родители решили женить своего единственного сына, чтобы род их продолжился. Но преподобный не хотел сковывать себя земными оковами, потому что душа его стремилась к небу и сердце его любило Бога больше всех земных красот. Горя пламенем любви к Господу, он желал день и ночь служить Ему умом и сердцем, духом и телом. Прохор он очень любил богослужения и каждый день бывал в церкви. Это была сладчайшая пища его набожной души. Внимая словам Господа: " если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною " , Прохор, решил оставить мир, и посвятить всего себя Богу. Выйдя из церкви, где он услышал эти евангельские слова, Прохор раздал всё своё имущество нищим, а сам удалился в пустынное место, вторя пророку Давиду: " Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! " (Пс. 41, 2).

http://pravoslavie.ru/39458.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010