«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, — сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. — Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III-ro века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (...) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном в II-м веке» (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344). О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: «Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9; 4) Божьих людей в Иерусалиме, для ограждения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (...) Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль преобразование четвероконечного креста” (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458). То же самое утверждает и Тертуллиан: «Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме». «Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге 3-го века» (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше, возведенной им в 362 году базилики, крест в форме Т. Крест «Египетский иегроглиф Анх» Крест " египетский " Иисус Христос — Победитель смерти —устами царепророка Соломона возвестил: «кто нашел Меня, тот нашел жизнь» (Прит. 8; 35), и по воплощении Своем вторил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин 11; 25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф «anch», обозначавший понятие «жизнь».

http://sedmitza.ru/text/403287.html

«Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, — сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. — Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке» (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344) О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: «Изображение Греческое, «Тав» называемое, которым Ангел Господень сделал «знак на челах» (Иез. 9:4) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…) Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста» (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458). То же самое утвержает и Тертуллиан: «Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме». «Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века» (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т. Крест «Египетский иероглиф Анх»   Иисус Христос — Победитель смерти — устами царепророка Соломона возвестил: «кто нашел Меня, тот нашел жизнь» (Прит. 8:35), и по воплощении Своем вторил: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф «anch», обозначавший понятие «жизнь».

http://pravmir.ru/article_1347.html

66 Употребляемое ныне разделение ветхозаветных книг на главы и стихи одни приписывают кардиналу Гугу (ум. 1260 г.), а другие Стеф. Лангтону, архиепископу кентерберийскому (пр. 1200 г.). Joh. Buxtorf. praef. concord. ebr. et de orig, punct.p. 81 sq. сн. Carpz. Crit. sacr. p. 141 sq. – Разделение книг нового завета сделано богословом Робертом Стефаном. Henr. Sleph. praef. ad concord. graec. 67 Напр. в Script. Sacr. Curs. complet.... ed. I.-P. Mignc. Paris. 1839–1845. У нас есть: Краткое руководство к чтению книг ветхого и нового завета, каждой книги надписание, писатели, время, место, содержание, намерение.... также разделение не токмо всей книги, но и самых глав по материам в себе содержащее; собр. преосв. Амвросием Подобедовым , когда он был еще ректором Моск. академии. 71 По замечанию Златоуста, не зная исторических обстоятельств, можно выводить нелепые заключения даже о Боге. «Для избежания сего, – говорит он, – будем разбирать дело, не упуская из виду ни причины, ни намерения, ни времени, ни всего того, что может служить к оправданию онаго». Толк. на посл. к Рим.9:3 . – «Читая божественное Писание, мы испытываем время, лице, примеры и причины» и «соображаясь с временем и другими обстоятельствами, доходим до правильного разумения.» Посл. восточ. патр. о правосл. вере. Отв. на вопр. 3. стр. 63. – Св. Димитрий ростовский , опровергая превратное толкование пророческих слов Дан. 3, 38. 39 , говорит: «отверзите умныя очеса ваша, и разсмотрите сами сия: 1) кто та словеса глагола? 2) где глагола? 3) в кая лета глагола? 4) чесо ради глагола? Та егда добре разсмотрите, сами свое толкование криво быти познаете.» Розыск. стр. 118 – 119. И в другом месте, при изъяснении слов Апостола Гал.1:8 : «Разумейте убо безумнии в людех, и буии некогда умудритеся, и разсмотрите сие трое: 1) к кому Апостол та словеса написа? 2) когда написа? 3) о чесом написа?» Там же стр. 126–127; также стр. 132 след. 80 Ирин. Прот. ерес. кв. 3. гл. 1. – Ориг. у Евсев. Церк. ист. кн. 6. гл. 25. – Евсев. кн. 3. гл, 24. – Феофил. в предисл. к Еванг. от Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

На Западе наиболее употребительным ныне является крест «иммисса», который раскольники — поклонники мнимой старины — пренебрежительно называют (почему-то по-польски) «крыж латински» или «рымски», что значит — Римский крест. Этим хулителям четвероконечного креста и истовым почитателям осмиконечия, видимо, необходимо напомнить, что, согласно Евангелию, казнь крестная была распространена по Империи именно римлянами и, конечно же, считалась римскою. И не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по Самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился, — обличал раскольничье умствование святитель Димитрий Ростовский. — И, проявляя чудесную силу, какой-либо крест не сам собою действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» (Розыск, кн. 2, гл. 24). Принятый Вселенской Церковью в употребление «Канон Честному Кресту» — творение святого Григория Синаита — воспевает Божественную силу Креста, содержащую все небесное, земное и преисподнее: «Кресте всечестный, четвероконечная сила, Апостолом благолепие» (песн. 1), «Се четвероконечный Крест, имеяй высоту, глубину и широту» (песн. 4). Начиная с III-ro века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим. Крест «папский»   Эта форма креста наиболее часто употреблялась в архиерейских и папских богослужениях Римской церкви в XIII-XV веках и поэтому получила название «папского креста». На вопрос о подножии, изображенном под прямым углом ко кресту, ответим словами святителя Димитрия Ростовского, сказавшего: «Лобызаю подножие крестное, аще косое, аще не косое, и обычай крестоделателей и крестописателей, как церкви непротиворечащий, не оспариваю, снисхожу» (Розыск, кн. 2, гл. 24). Крест шестиконечный «Русский православный» Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: «Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия» . Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

http://pravmir.ru/article_1347.html

В пергаменном евангелии, первая и большая половина которого писана в VIII или IX в., а конец – в XII в. (Москов. Синод. библ. 399), 410 в части древнейшего письма, после оглавления евангелия от Иоанна, на об. 163 л., писец сделал такую крестообразную надпись (см. стр. 197), что выходит по продольной линии ιησου, по поперечной σωσον (перекрестие в средней σ), т. е. Иисусе спаси. Древние отцы и учители Церкви, напр., Климент Александрийский , 411 Кирилл Иерусалимский , 412 Епифаний Кипрский 413 и др. производили имя Иисус от греческого глагола ομαι, исцеляю, ιησος – исцеляющий, а от глагола ομαι (будущее σομαι) существительное имя будет не ισος, а Ιησος. 414 В древности в имени Спасителя указывали число 888. Гностики II и III вв. пользовались этим для своих вычислений. Св. Ириней эти вычисления опровергает, но что в имени Спасителя действительно заключается число 888, этого не опровергает (кн. 2, гл. 24). 415 Таким образом, начертание Иисус совершенно согласно с греческим начертанием. Чтобы отстоять свою мысль, что под именами Иисус и Исус разумеются два лица, безпоповцы и противоокружники ссылаются на св. Димитрия Ростовского , который в своей книге «Розыск» будто бы признавал в начертании Исус другое лицо, и на Никифора Астраханского, который в своих «Ответах» признавал это начертание «чудовищным» и «ничего незначущим». Но на самом деле ни тот, ни другой не говорят, что под указанными именами разумеются два лица. Чтобы защитить православную Церковь от обвинения в изменении имени Христа Спасителя и доказать, что имя это следует произносить не Исус, а Иисус, св. Димитрий филологически разбирает то и другое начертание. «Iuc, говорит он, толкуется... с греческого Исцелитель. Иисус же что знаменует, внемлите. По-гречески icoc, по нашему глаголется равный; ус же глаголется ухо, та два речения егда во едино место сложити, будет Исоус, еже глаголется равноухий. Но не буди нам тако называти Христа Спасителя нашего» (Розыск, л. 46). Таким образом, св. Димитрий говорить здесь только о смысле названия, а не разумеет под двумя разными названиями двух разных лиц. В ответах Никифора, архиеп. астраханского, слово чудовищный употреблено, вероятно, переводчиком вместо «странный, чудный, дикий для слуха», каковое, должно быть, и было употреблено автором. 416 Что же касается того утверждения, что Иисус есть «ин Бог», антихрист, то оно со всею очевидностью опровергается теми древними рукописными евангелиями и старопечатными книгами, в которых написано имя Спасителя полностью, пот. что не скажут же старообрядцы, что во всех этих случаях разумеется не Христос Спаситель, а антихрист. 8) О сугубом аллилуиа при возглашении: «слава Тебе, Боже»; возражения

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Следует ли обвинять Церковь за резкие порицательные отзывы об именуемых старых обрядах, находящиеся в полемических сочинениях прежнего времени – Розыске св. Димитрия Ростовского , Пращице Питирима, Обличении Феофилакта Лопатинского и др.? Не следует, потому что они принадлежат частным писателям и Церковью не разделяются. В древности Дионисий Александрийский в борьбе с еретиком Савеллием, – сливавшим Лица Св. Троицы, увлекшись полемикою, сам допустил ошибочные выражения о различии в самом существе Лиц Св. Троицы (9 посл. Вас. Вел. к Максиму философу), но за это не только не была обвинена Церковь , но и сам Дионисий не был исключен из числа церковных учителей (Вас. Вел. Кн. о Св. Духе, гл. 29). Св. Василий Великий впоследствии писал о Дионисии, что причиною его ошибочных выражений было не лукавое намерение, а сильное желание оспорить Савеллия; он уподоблял его садовнику, который, желая исправить покривившееся дерево, перегибает оное на другую сторону (Послание 9-е к Максиму философу). Подобно Дионисию, и блаж. Феодорит Кирский также допускал ошибочные мысли, которые были осуждены на 5-м вселенском соборе, но сам он не был извергнут из числа церковных учителей. Наконец, Амвросий, Августин, Иероним высказывали мысли об исхождении Духа Святого и от Сына; однако не были отлучены от общения церковного. Обряды ли порицал св. Димитрий Солунский? Нет, не обряды, а то не свойственное обрядам значение, какое им усвоялось. Так, укоряя раскольников за двуперстное сложение, он укорял их за то именно, что двуперстное сложение они полагали за догмат, а без такого мудрования не укорял двуперстного сложения. «Честны суть персты ко изображению креста, коим-либо образом слагающиеся, но не суть бози, а понеже не бози, убо не вера. А раскольники веруют в сложение по их нраву перстов, убо вера их не есть правая вера, но кривая» (Розыск, ч. 1, гл. 4. стр. 10). Затем, хотя св. Димитрий и называет в одном месте своей книги восьмиконечный крест крестом брынским, т. е. раскольническим (ч. 2, гл. 24, стр. 465), но потому, что раскольники чтут только восьмиконечный крест, а почитание четвероконечного креста отвергают, и тем чтут концы древа, а не распятого на нем Христа. Напротив, о самом восьмиконечном кресте он в нескольких местах говорит, что оный «мы почитаем», что «крест этот честен» (стр. 429, 431:442).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Давид говорит: «превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его; свято Оно» (Пс. 99:5). А Исаия от лица Христова говорит: «прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13), — поясняет святитель Димитрий Ростовский. Есть подножие, которому поклоняться велено, и есть подножие, которому поклоняться не указано. Говорит Бог в Исаином пророчестве: «небо престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Ис. 66:1): этому подножию — земле никто не должен поклоняться, но только Богу, Творцу ее. И еще пишется в псалмах: «сказал Господь (Отец) Господу (Сыну) моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пис. 109:1). И этому подножию Божию, врагам Божиим, кто захочет поклоняться? Какому же подножию поклоняться Давид повелевает?» (Розыск, кн. 2, гл. 24). На сей вопрос само слово Божие от лица Спасителя отвечает: «и когда Я вознесен буду от земли» (Ин. 12:32) — «от подножия ног Моих» (Ис. 66:1), то «прославлю подножие ног Моих» (Ис. 60:13)- «подножие жертвенника» (Исх. 30:28) новозаветного — Святого Креста, низлагающего, как мы исповедаем, Господи, «врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1), и поэтому «поклоняйтесь подножию (Креста) Его; свято Оно!» (Пс. 99:5), «подножию, к престолу приделанному» (2 Пар. 9:18). Крест «терновый венец»   Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе «Прославление Креста» XII-ro века из Третьяковки (В. Н. Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте -тельнике XIV века; на покровце «Голгофа» — монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т. д.

http://pravmir.ru/article_1347.html

Одному разбойнику, низводимому во ад «тяготою хуления» , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: «днесь со Мною будеши в раю» (Лк. 23:43), крест возносит в Царство Небесное. Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным. Шестиконечный православный крест, наряду с другими, использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в «Российском гербовнике» (стр. 193), изображается «серебряный Русский крест». Крест осмиконечный православный   Восьмиконечие — наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. «А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (…) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная, до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе», — обличал раскольников святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины, «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:3.7). Читайте также — Крест посылается нам не как орудие пытки Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евангелии все же «крестом Его» (Мф. 27:32, Мк. 15:21, Лк. 23:26, Ин. 19:17), то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19:25). На Руси крест этой формы употреблялся чаще других. Крест седмиконечный

http://pravmir.ru/article_1347.html

   Хотя Константин не тотчас принял крещение, но отлагал его до будущего времени, тем не менее, христиане вполне были уверены в его истинном обращении к христианству. Его благоволение к христианам вызвало восторг в христианском обществе. Все почувствовали себя живущими под новым, лучшим, христианским правительством. Евсевий восторженно пишет: «Теперь светлый и ясный день, не омраченный никаким облаком, озарил лучами небесного света церкви Христовы во всей вселенной. Мы должны сознаться, что счастье наше выше наших заслуг; мы приведены в величайшее изумление благодатью Виновника столь великих даров, достойно дивимся Ему и говорим с пророком: npiuдume и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли (Пс. 45:9). Люди всякого возраста, мужского и женского пола, всей силой души радуясь, умом и сердцем воссылают молитвы и благодарение Богу».    Евсевий. Церковная история. Кн. 8, гл. 13.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 14.    Там же. Кн. 1, гл. 17.    Там же. Кн. 1, гл. 16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 13; Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 13.    Лактанций. О смертях гонителей, гл. 15.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 17.    Там же, гл. 12.    Феодорит. Церков. история. Кн. 1, гл. 18.    Neander. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. I. S. 76 (Ausg. 1856 г.).    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Там же. Кн. 8, гл. 6.    Там же. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 1.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 15.    Лактанций. Указ. соч., гл. 15—16.    Евсевий. Церков. история. Кн. 8, гл. 4.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 2, гл. 49.    Слово Константина к обществу святых, гл. 25 (Сочинения Евсевия в русском переводе. Т. II).    Лактанций. Указ. соч., гл. 24.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 27.    Там же. Кн. 1, гл. 36; Лактаниий. О смертях гонителей, гл. 44.    Евсевий. Жизнь Константина. Кн. 1, гл. 28—32.    Нижеследующие возражения находятся у протестантских историков: Heander " a. Allgemeine Geschichte d. Christ. Kirche. Bd. 1. S. 401—402. Ausgabe, 1856, Keim " a. Ubertritt Constantins des Grossen zum Christenthum. S. 23—25. У католического историка Broglie. L " Eglise et L " empire Romain au IV siecle. Regne de Constantin. P. 218—219. Edit. 1856.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приношения за умерших были у древних в обычае. Соб: 2, гл. 5. См. смерть. Причащение. Египетские монахи каждое воскресенье приобщались Св. Тайн. Простительные грехи не препятствуют приступать к св. причастию. Соб. 23, гл. 21. Непроизвольное истечение во сне тоже не препятствует св. причастию. Соб. 22, гл. 4—6. Бесноватым тоже не отказывали в св. причастии. Соб. 7, гл. 30. Проклятия пророческие как нужно понимать. Соб. 7, гл, 21. Промышление Божие о всех вещах. Соб. 23, гл. 20. Пророк прельстившийся подвергся смерти за ослушание. Соб. 7, гл. 15. Псалмы. Чин и образ пения псалмов. Кн. 2, гл. 7; Соб. 10, гл. 14; Соб. 17, гл. 3; Соб. 18, гл. 2. Число псалмов указано ангелом. Кн. 2, гл. 5, б. Как можно достигнуть понимания псалмов. Соб. 11, гл. 8. Пустынножительства польза. Соб. 19, гл. 5. Цель пустынножительства и уединения. Соб. 19, гл. 7, 8. Кто должен удаляться в пустыню. Соб. 19, гл. 11. 790//  Пьянство не от одного вина бывает. Кн. 5, гл. 6. Двоякого пьянства надо избегать. Соб. 9, гл. 5. В Пятидесятницу (пасхальное время) не постятся и не преклоняют колен на молитве. Соб. 21, гл. 11, 19, 20; Кн. 2, гл. 18. Р На расположение делающего надо смотреть, а не на совершение дела. Соб. 6, гл. 8, 9. Расположение неумеренное даже и к малым вещам противно ревности к нравственному совершенству. Соб. 1, гл. 6, 9. Распятым быть духовно — что значит. Кн. 4, гл. 34. Рассказ о доходе брадобрея приспособлен к открытию козней бесовских. Соб. 24, гл. 13. Рассудительность в Евангелии называется глазом и светильником. Соб. 2, гл. 2. Она даруется от одного Бога. Соб. 2, гл. 1. Польза и необходимость ее показывается. Соб. 1, гл. 22, 23 и Соб. 2. Она должна предпочитаться всем добродетелям. Соб. 2, гл. 2. Апостол поставляет ее в числе высших даров Св. Духа. Соб. 2, гл. 4. По недостатку рассудительности прельстились и пали Саул, Ахав и многие отшельники. Соб. 2, гл. 3, 5—8. Рассудительность чем приобретается и сохраняется. Соб. 2, гл. 9, 10. Речь говорящего Бог приспосабливает к приемлемости и заслугам слушателей. Соб. 1, гл. 23.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010