РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 7 (20) марта Священномученик Николай Розов Священномученик Николай родился в 1870 году в селе Иваньково Ростовского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Розова. По окончании Ярославской Духовной семинарии Николай Николаевич был рукоположен во священника ко храму в селе Спасск-Городец Ростовского уезда, в котором он прослужил до 1928 года, когда был переведен в храм в селе Чашницы того же уезда. В это время большевиками в России стала проводиться коллективизация: одних крестьян принудительно сгоняли в колхозы, у других – повсеместно отбирали имущество и землю, а их самих высылали целыми семьями в необжитые районы страны. По большей части коллективизация проводилась приехавшими из города коммунистами, действовавшими по отношению к крестьянам, как инородческий элемент. Эти идейные инородцы подавляли всякие зачатки крестьянского недовольства и сопротивления и тщательно выискивали тех, кто подлежал уничтожению. И в первую очередь это были, конечно, священники, изначально чуждые большевикам по различию в вере. Народ воспринял коллективизацию как начинающуюся против него войну, грозящую ему бедами и смертью, – и люди потянулись в храмы исповедоваться и причащаться. Храм в селе Чашницы на праздник Сретения Господня 15 февраля 1930 года был полон молящихся. Почти все пришедшие исповедались и причастились. Перед исповедью отец Николай, обращаясь к молящимся, сказал: «Православные, эта исповедь проходит, может быть, в последний раз, а потом нас прогонят отсюда или закроют церковь; я вам от души желаю лучшей жизни в новых условиях, но не забывайте веру Христову». В своем слове в конце службы он вновь повторил: «Православные, настало время смутное, сейчас закрывают все церкви, верно, скоро закроют и нашу, нам будет негде служить...» Народ, слушая священника, плакал, никому не хотелось терять Божьего храма. Через день после праздника действовавший в этом районе уполномоченный по коллективизации Безде-Мерли отправил своему начальнику рапорт: «Настоящим сообщаю вам, что поп Чашницкого села по воскресным и другим праздникам церковным производит исповедь верующих; на исповедь идут почти изо всей округи, и после исповедей наблюдается выход записавшихся в колхоз... со своей стороны я считаю необходимым попа села Чашницы выслать – чем скорее, тем лучше» .

http://fond.ru/kalendar/306/nikolay/

от Екатеринбургской епархии: иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875–1961); от Московской епархии: схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884–1938), протоиерея Иоанна Тарасова (1867–1937), протоиерея Николая Крылова (1875–1941), протоиерея Павла Преображенского (1882–1937), протоиерея Константина Пятикрестовского (1877–1938), протоиерея Сергия Голощапова (1882–1937), игумена Евтихия (Качура; 1891–1937), священника Димитрия Крючкова (1874–1952), священника Владимира Красновского (1889–1937), священника Василия Никитского (1889–1938), священника Димитрия Русинова (1871–1937), священника Василия Парийского (1894–1937), священника Константина Немешаева (1879–1937), иеромонаха Аристарха (Заглодина-Кокорева; 1886–1937), диакона Николая Цветкова (1879–1937), диакона Никифора Литвинова (1892–1937), Василия Ефимова (1903– 1937), монахиню Параскеву (Матиешину; 1890–1952); от Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря: иеромонаха Патрикия (Петрова; 1877–1933), иеромонаха Сергия (Гальковского; † 1918), иеродиакона Андроника (Барсукова; † 1917), монаха Тавриона (Толоконцева; 1871–1939); от Рязанской епархии: священника Матфея Рябцева († 1918), протоиерея Николая Динариева († 1918), священника Николая Правдолюбова (1892–1941), священника Александра Орлова (1878–1941), протоиерея Сергия Правдолюбова (1890–1950), Евгения Дмитрева (1913–1937), Павла Парфенова († 1918), Веру Самсонову (1880–1940); от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина-Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о двустороннем диалоге Русской Православной Церкви с Коптской, Сирийской Православной и Армянской Апостольской (Киликийский Католикосат) Церквами, организуемом в соответствии с решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

от Рязанской епархии: протоиерея Михаила Дмитриева (1873-1937), священника Николая Карасева (1901-1937), протоиерея Евгения Харькова (1891-1037), протоиерея Анатолия Правдолюбова (1862-1937), протоиерея Константина Бажанова (1879-1937), протоиерея Александра Туберовского (1881-1937), Александра Устюхина (1882-1937), Татьяны Бякиревой (1890 — около 1948), Петра Гришина (1870-1937), Евсевия Тряхова (1870-1937), Михаила Якунькина (1878-1937), Дорофея Климашева (1869-1937), Лаврентия Когтева (1880-1937), Григория Берденева (1890-1937), Феклы Макушевой (1901-1954), Евдокии Мартишкиной (1880-1947), Анны Ивашкиной (1894-1948), Татьяны Егоровой (1879-1937); от Таллинской епархии: епископа Ревельского Платона (Кульбуша; 1869-1919) и иже с ним убиенных протоиерея Михаила Блейве и протоиерея Николая Бежаницкого, расстрелянных в 1919 году в Тарту; от Тобольской епархии: протоиерея Ефрема Долганева († 1918), священника Михаила Макарова († 1918), священника Петра Карелина († 1918) и мирянина Константина Минятова († 1918), пострадавших вместе с епископом Гермогеном (Долгановым;, † 1918); от Ярославской епархии: епископа Романовского Вениамина (Воскресенского; 1871-1930), священника Александра Абиссова (1873-1942), священника Андрея Добрынина (1874-1938), священника Василия Аменицкого (1872-1938), священника Владимира Вятского (1879-1939), священника Глеба Апухтина (1885-1937), священника Евгения Елховского (1869-1937), священника Евгения Попова (1879-1937), священника Иакова Архипова (1888-1937), священника Иоанна Дунаева (1885-1938), священника Иоанна Плеханова (1879-1938), священника Петра Григорьева (1895-1937), священника Иоанна Смирнова (1884-1937), священника Иоанна Талызина (1888-1937), священника Николая Дунаева (1878-1937), священника Николая Ершова (1888-1937), священника Николая Любомудрова (1862-1918), священника Николая Никольского (1882-1937), священника Николая Орлова (1881-1937), священника Николая Розова (1892-1938), священника Николая Ушакова (1876-1937), священника Петра Богородского (1878-1938), священника Петра Токарева (1881-1937), священника Сергия Заварина (1885-1938), священника Сергия Мирковича (1877-1937), священника Михаила Горбунова (1878-1938), иеромонаха Григория (Воробьева; 1883-1937), иеромонаха Мардария (Исаева; 1886-1938), иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889-1937), диакона Алексия Введенского (1903-1937), монахини Анны (Благовещенской; 1898-1937), Анастасии Лебедевой (1899-1945), Анны Шашкиной (1888-1949), Иоанна Короткова (1885-1941), Марии Даниловой (1884-1946), протоиерея Михаила Белороссова (1869-1920), священника Александра Елоховского (1858-1918), священника Александра Смирнова († 1918), священника Иоанна Виленского (1857-1918).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951269...

от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина, Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). 67 См. о нем: Каледа Л. Воспоминания об отце, священнике Владимире Амбарцумове//Альфа и Омега. 2000. 2(24). – Ред. 68 См. о нем: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. 1998. 2(16). – Ред. 71 О канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, в лике местночтимых святых Оптиной пустыни, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 3(21) за 1999 г. – Ред. 72 О канонизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред. 75 О канонизации митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 77 О канонизации архимандрита Сергия (Шеина) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 78 О канонизации протоиерея Иоанна Кочурова см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 79 О канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 80 О канонизации Великой княгини Елисаветы см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 81 О канонизации инокини Варвары см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 82 О канонизации святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12, 24).   Председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения митрополит Тверской и Кашинский Амвросий :  Русская Церковь с особым чувством чтит имя и образ Великого архидиакона Константина Розова, несомненно одного из значимых священнослужителей XX века, 100-летие со дня преставления которого пришлось на нынешний 2023 год. Хотя он не был человеком высокого сана, всю жизнь прослужив Христу в первой степени священства, он показал всем нам, что диаконское служение — величайшее служение, что при должном уровне осознания важности своего предстояния перед Богом человек может оставить свой неизгладимый след для потомков.  Великий архидиакон Константин навсегда остался в истории Русской Православной Церкви, явив нам высочайший образец диаконского служения. Не только благодаря своему музыкальному дару, но и как образец истинного христианина,  священнослужителя, который, несмотря на безусловно окружающий его ужас эпохи гонений, сохранил верность Святейшему Патриарху Тихону, он в самый ответственный момент своей жизни стал примером для подражания в круге современников-священнослужителей, и остается таким примером до сих пор. Это свидетельство его несокрушимой верности, его силы духа и убеждений должно быть ориентиром для каждого священнослужителя.  Отмечая столетний юбилей со дня кончины архидиакона Константина Розова, мы благодарим Господа за пример его жизни и служения, глубоко восхищаемся его непоколебимой верностью Церкви и истинным христианским героизмом, испытанным в горниле испытаний и гонений безбожной эпохи.   Примечания: 1  Окунев Н. П. В годы великих потрясении: Дневник московского обывателя. 1914–1924. М., 2020. С. 703.   2  Послужнои список протодиакона Московского Успенского собора Константина Васильевича Розова. РГИА. Ф. 805 (1904). Оп. I. Д. 2141.   3  Смирнов А. П. Людмиле Константиновне Розовои в память о Константине Васильевиче//Розова Л. К. Великии архидиакон. М., 1994.   4  Послужнои список протодиакона Московского Успенского собора Константина Васильевича Розова.  

http://e-vestnik.ru/history/stoletie_kon...

12:24). Русская Церковь с особым чувством чтит имя и образ Великого архидиакона Константина Розова, несомненно одного из значимых священнослужителей XX века, 100-летие со дня преставления которого пришлось на нынешний 2023 год. Хотя он не был человеком высокого сана, всю жизнь прослужив Христу в первой степени священства, он показал всем нам, что диаконское служение — величайшее служение, что при должном уровне осознания важности своего предстояния перед Богом человек может оставить свой неизгладимый след для потомков. Великий архидиакон Константин навсегда остался в истории Русской Православной Церкви, явив нам высочайший образец диаконского служения. Не только благодаря своему музыкальному дару, но и как образец истинного христианина,  священнослужителя, который, несмотря на безусловно окружающий его ужас эпохи гонений, сохранил верность Святейшему Патриарху Тихону, он в самый ответственный момент своей жизни стал примером для подражания в круге современников-священнослужителей, и остается таким примером до сих пор. Это свидетельство его несокрушимой верности, его силы духа и убеждений должно быть ориентиром для каждого священнослужителя. Отмечая столетний юбилей со дня кончины архидиакона Константина Розова, мы благодарим Господа за пример его жизни и служения, глубоко восхищаемся его непоколебимой верностью Церкви и истинным христианским героизмом, испытанным в горниле испытаний и гонений безбожной эпохи. Председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения митрополит Тверской и Кашинский Амвросий 1  Окунев Н.П. В годы великих потрясении: Дневник московского обывателя. 1914-1924. М., 2020. С. 703. 2 Послужнои список протодиакона Московского Успенского собора Константина Васильевича Розова. РГИА. Ф. 805 (1904). Оп. I. Д. 2141. 3 Смирнов А.П. Людмиле Константиновне Розовои в память о Константине Васильевиче//Розова Л. К. Великии архидиакон. М., 1994. 4  Послужнои список протодиакона Московского Успенского собора Константина Васильевича Розова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6047844...

Д. Жевахов, Розов, «несмотря на массу выгоднейших в материальном отношении предложений «живоцерковников», твердо остался верен патриарху Тихону, дошел до нужды, должен был даже продать для жизни драгоценный для него реликвий – часы, подарок государя, но убеждений не изменил» (Жевахов Н. Д. Воспоминания. В двух томах, том 2. М., 1993, с. 215). Как раз накануне кончины Розова (в конце апреля) состоялся так называемый «Второй поместный собор русской православной церкви» в уже захваченном «живоцерковниками» храме Христа Спасителя, где находившийся под арестом патриарх Тихон был «разжалован» в мирянина Василия Беллавина и провозглашен «предателем церкви». Одновременно собор послал приветствие ВЦИКу и лично Ленину и возвел протоиерея Введенского в архиепископы Крутицкие, а протоиерея Красницкого – в «протопресвитеры всея Руси». Нетрудно себе представить, какое впечатление могли произвести эти события на тяжело больного Розова и сколь кощунственно было появление «живоцерковника» на отпевании Великого архидиакона. Более подробно эпизод с появлением «живоцерковника» на отпевании Розова изложен в книге Жевахова: поскольку Красницкий явился в облачении, то главенствующий за этой службой протопресвитер Любимов решил, во избежание скандала в храме, Красницкого оставить, но возгласов ему не давать. После окончания отпевания, когда Красницкий двинулся к выходу, по храму пошел гул недовольных голосов, а на паперти завязалась драка с участием милиции. 560 На самом деле перенос погребения на следующий день был устроен по распоряжению властей. «В день похорон [Розова], – пишет Жевахов, – большевиками были приняты значительные меры против скопления народных масс, было приказано закрыть кладбище до четырех часов, но ничего не помогло» (там же). 561 В летнее время Синодальный хор делился на три группы, каждая из которых пела в Успенском соборе в течение одного летнего месяца. Мальчиков привозили на службы с дачи. (В последние годы дети жили в Новом Иерусалиме, занимая помещение церковно-приходской школы при монастыре.) В архиве Синодального училища сохранилось датированное 1914 годом распоряжение прокурора Синодальной конторы Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В своем слове митрополит Георгий, в частности, сказал: «Сегодняшний день — особенный как для села Жданова, так и для всей Нижегородской митрополии. Сегодня мы вспоминаем великого архидиакона Константина Розова, употреблявшего свои природные дарования, прежде всего великолепный голос, на служение Церкви. Все, кто его знал, запомнили отца Константина как человека доброго и скромного. Так характеризовали не только архидиакона Константина, но и его братьев: священномученика Николая и диакона Михаила. О них можно сказать, что это достойные сыновья достойных родителей, воспитавших своих детей в благочестии». Владыка Георгий вручил церковным благотворителям — депутату Законодательного собрания Нижегородской области Наталье Засыпкиной и Владимиру Засыпкину — юбилейные медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира». Далее митрополит Нижегородский Георгий возглавил чин закладки храма в честь священномученика Николая Розова. За богослужением молились: митрополит Читинский Димитрий, епископ Лысковский Силуан, епископ Нерчинский Аксий, протоиерей Сергий Матвеев, протоиерей Андрей Самсонов, клирики Нижегородской и Забайкальской митрополий. В беседе с журналистами митрополит Георгий сказал: «Славные сыновья Отечества рождались на нижегородской земле. Такими были и священномученик Николай Розов, и его братья. Большой духовной радостью для всех нас является сегодняшнее событие — новый храм появится в Лысковской епархии. Особенно важно, что освящен он будет в честь священника, который явил собой пример верности вере Христовой в страшные годы гонений на Церковь. Благодаря появлению новой церкви большее число людей сможет узнать о его подвиге. Сохраняя и умножая память о новомучениках, мы делаем значимый шаг в возрождении тех традиционных духовных оснований жизни народа, которые пытались уничтожить в период революции». Константин Васильевич Розов, единственный священнослужитель в истории Русской Православной Церкви, нареченный великим архидиаконом, родился 10 февраля 1874 года в семье священника села Жданово Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне Пильнинский район Нижегородской области). По красоте голоса, мастерству владения им Константина Розова нередко сравнивали с Федором Шаляпиным.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5218014...

В 1917 году в России было восстановлено Патриаршество. При избрании Патриарха Тихона (Белавина) в Храме Христа Спасителя именно Розову было поручено провозгласить ему «Многая лета». В январе 1918 года Константин Розов был возведен в сан архидиакона и стал непременным участником всех столичных торжественных богослужений в Храме Христа Спасителя. Много служил он и в других московских церквях, принимал участие в благотворительных концертах. 19 сентября 1921 года в Храме Христа Спасителя, где собрались свыше 15 тысяч человек, торжественно отмечалось 25-летие его диаконского служения. Тогда же и состоялось торжественное наречение Константина Розова великим архидиаконом — впервые в Русской Православной Церкви. В те дни верующие преподнесли своему любимцу множество поздравительных адресов и приветствий, часть которых сохранилась до наших дней. Изменившаяся в 1920-е годах политическая обстановка в России побудила Розова обратиться к концертной деятельности, его репертуар значительно расширился, в нем появились произведения современных авторов, но все же чаще он исполнял известные русские народные песни, академические произведения Петра Чайковского, Модеста Мусоргского и других композиторов. Не оставляя церковного богослужения, Розов стал солистом Московской академической капеллы и концертировал совместно с артистами московского Большого театра и театров Петрограда в разных городах России. В марте 1923 года в Большом зале Московской консерватории состоялся последний концерт с участием великого архидиакона. 30 мая 1923 года Константин Розов скончался в возрасте 49 лет. На панихиде в Крестовоздвиженском храме бывшего Крестовоздвиженского монастыря наряду с прихожанами его провожали Александр Кастальский, Павел Чесноков и другие представители творческой интеллигенции. К 100-летию со дня рождения Константина Розова на его могиле на Ваганьковском кладбище установлен крест белого мрамора. С начала 1990-х годов началось возрождение памяти о Розове. В прессе появились статьи о нем, были выпущены пластинки и аудиокассеты с духовными и светскими произведениями в его исполнении. Большая исследовательская работа проводилась и в Нижегородской епархии .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Путь Патриарха был усыпан цветами. Благословение верующих, несмотря на крайнюю усталость Патриарха, продолжалось до 6 часов вечера. Следует отметить рассказы приезжих об имевших большое общественное значение похоронах известного протодиакона Розова. Нужно сказать, что Розов, несмотря на массу выгоднейших в материальном отношении предложений “живоцерковников”, твердо оставался верен Патриарху Тихону, дошел до нужды, должен был даже продать для жизни драгоценный для него реликвий, часы – подарок Государя, но убеждений не изменил и завещал, чтобы ни один “живоцерковный” священник не был на его отпевании. В день похорон его большевиками были приняты значительные меры против скопления народных масс, было приказано закрыть кладбище с 4х часов, но ничего не помогло. Массами народа, пришедшими почтить память Розова, было кладбище открыто, церковь кладбищенская переполнена. Нашелся и живоцерковник, известный протоиерей Красницкий, который, несмотря на завет Розова, явился на его отпевание в облачении. Произошло смятение, бывший во главе протоиерей Любимов несколько растерялся. Решено было Красницкого оставить, но “возгласов” ему не давать. Таким образом, он бессловно простоял в конце многочисленного духовенства во все время отпевания. После окончания отпевания, при выходе Красницкого, по храму пошел гул недовольных голосов. На паперти Красницкого уже просто стали ругать, а когда он садился в трамвай, толпа начала его бить, красная милиция защищала его, но когда милиционеры узнали, что он “красный поп”, то пожалели, что защитили его: “Так его и надо было”, говорили они. Заслуживает большого внимания следующее явление, происшедшее с митрополитом Агафангелом, оставшимся, как известно, заместителем Патриарха Тихона при заточении последнего. Вскоре после ареста Патриарха Тихона началось преследование большевиками и всего духовенства, оставшегося ему верным. В первую очередь гонение началось на епископов. В том числе и митрополит Агафангел был назначен к ссылке в Тюмень. Распоряжение об этом пришло совершенно внезапно.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010