10.3. Книга пророка Малахии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Пророк Малахия – последний по времени служения из ветхозаветных пророков, если не считать Иоанна Предтечи. Само имя Малахия означает «вестник» или «посланник Бога». На этом основании некоторые древние толкователи, в частности, Ориген, считали, что это был Ангел Божий, который только принял вид пророка и возвещал откровение Божие иудеям. Но святыми отцами это толкование отвергается. Малахия считается реальным человеком, причем имя Малахия считается собственным именем этого пророка, а не псевдонимом. Его пророчество возвещается уже после восстановления храма, причем через определенный промежуток времени. Мы видим здесь явно охладевшее благочестие и другие нравственные недостатки, которые очень близки к тем, о которых говорится в книгах Ездры и Неемии. В этой связи можно предположить, что этот пророк мог пророчествовать либо до их прихода и деятельности в Иерусалиме, либо, что тоже весьма вероятно, в тот период, когда Неемия временно отлучился из Иерусалима и отправился снова к Персидскому двору. Напомню, что это произошло в 433 году до Рождества Христова. Когда через некоторое время Неемия вернулся, то ему пришлось исправлять недостатки, которые весьма близки к тем, которые упоминает Малахия. Мы уже имели возможность заметить, что великие обетования, которые у допленных пророков связывались с возвращением из плена, видимым образом не исполнились. В этой связи началось некоторое брожение умов и падение благочестия среди израильтян. Под сомнение ставится даже истинность Слова Божия. Как только начинается охлаждение в плане религиозном, тут же вскрываются и разного рода нарушения в отношениях между людьми. В частности, это выражается в неверности. Одно из вопиющих нарушений, которые Малахия обличает, – это легкость разводов, браки с иноплеменниками. Неверность Богу неминуемо влечет за собой и неверность между людьми. Пророк Малахия возвещает суд, которым окончится история. Однако по милосердию Божию, этот суд приведет к очищению народа, а не к его уничтожению. Для приведения всех, и в первую очередь израильтян, к покаянию Господь, прежде этого суда, пришлет Илию-пророка, так что пришествие Христово будет предваряться проповедью покаяния.

http://sedmitza.ru/lib/text/431597/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий доклад подводит итог деятельности Синодальной Комиссии по канонизации святых со времени последнего Архиерейского Собора 1997 года и обобщает ее многолетние труды по изучению подвига новомучеников и исповедников Российских. К десятилетию своей деятельности Комиссия в 1999 году выпустила в свет книгу «Канонизация святых в ХХ веке». В ней помещены основные церковные документы, относящиеся к работе Синодальной Комиссии по канонизации святых. С самого начала своего исторического бытия Русская Православная Церковь, следуя древней традиции почитания святых, ведет список свидетелей веры Христовой и молитвенных предстателей пред Богом, пополняя его новыми именами. К 2000-летнему Юбилею Рождества Христова Русская Православная Церковь приносит обильный «плод спасительного сеяния» – сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Вглядываясь в историю, мы убеждаемся в непреложности слов Христа Спасителя, Который сказал Своим ученикам: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). С первых веков христианства Церковь возрастала из семени, которым явилась кровь мучеников. И сегодня Русская Православная Церковь, возрождаясь, пожинает плоды этого Божественного сеяния. Возможно ли в Юбилейный год Боговоплощения большее торжество, чем прославление великого сонма подвижников, отдавших жизнь за Христа?! Священный Синод на расширенном заседании 18 июля 1999 года посчитал «своевременным включение в повестку дня Архиерейского Юбилейного Собора вопроса о причислении к лику святых для общецерковного почитания Собора новомучеников и исповедников Российских»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание Юбилейного Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе пастыри стада Христова, богомудрые иноки и инокини, дорогие братья и сестры – верные чада нашей Святой Церкви! Юбилейный Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, в Храме Христа Спасителя 13–16 августа 2000 года, обращается к Полноте церковной со словами апостольского приветствия: “Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами” (2 Фес. 1. 2). Архиерейский Собор и последующее освящение Храма Христа Спасителя занимают центральное место в торжествах Великого Юбилея – двухтысячелетия Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего. Глубоко символично, что Собор проходил накануне праздника Преображения Господня, когда Церковь воспоминает чудо явления славы Божией в Иисусе Христе, Который просиял божественным и нетварным светом пред Своими учениками. Чудом, символизирующим преображение и возрождение нашего народа, явилось воссоздание Храма Христа Спасителя, построенного в память воинов, за веру и Отечество павших, и разрушенного богоборцами в годину лихолетья. “Слово стало плотию” (Ин. 1. 14) — это историческое событие, совершившееся в Вифлееме Иудейском две тысячи лет назад, навсегда изменило судьбы мира. Бог, пребывая всесовершенным и неизменным, стал человеком; не оставив вечности, Он вошел в самую сердцевину истории. Господь, времена и лета во Своей власти положивший, Своим Воплощением освятил время, преобразив его в предвкушение вечности, в залог жизни и бессмертия. С момента Божественного Воплощения история мыслится в свете Царства Божия, откровением которого во времени и стало Рождество Господа от Святого Духа и Марии Приснодевы. С тех пор история в подлинном смысле обретает священный характер, ибо является как чреда великих и спасительных деяний Божиих, богоявления и богообщения, обожения и преображения твари, что совершается в Церкви Христовой силою и действием Всесвятого Духа.

http://sedmitza.ru/lib/text/429409/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Хроника работы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 г. 13 августа после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, который продлился до 16 августа. Выступая на открытии Собора, Его Святейшество, в частности, сказал: “Изволением и благодатию Всесвятого Духа мы собрались в первопрестольном граде Москве, чтобы соборными деяниями и молитвами достойно увенчать торжества нашей Церкви, посвященные празднованию великого юбилея – 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Двадцать веков прошло с тех пор, как прозвучали великие и радостные для всего человечества глаголы Ангела: “Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк. 2, 11). Все эти столетия Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь неустанно возвещает людям благую и спасительную весть о пришествии Царствия Божия. Верная апостольскому и святоотеческому преданию, она обращается к миру через свои Соборы, которые созываются для обсуждения и решения актуальных вопросов церковной жизни. Соборность – это душа Церкви, показатель полноты ее жизненных сил. Нынешний Юбилейный Собор имеет для Русской Православной Церкви особое значение, ибо он призван наметить пути, по которым она будет следовать в XXI веке. Это обстоятельство налагает на нас высокую ответственность за судьбы Церкви в наступающем третьем тысячелетии от Рождества Христова… Настоящим Архиерейским Собором Русская Православная Церковь завершает трагический ХХ век, в котором ей пришлось пережить одно из самых страшных и жестоких гонений в истории христианства. Милостию Божиею врата адовы не одолели нашу Церковь, украсившуюся, словно порфирой и виссоном, кровью многих тысяч страдальцев за Христа… Молитвами всех святых, в земле нашей просиявших, да дарует нам Всемилостивый Господь “дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия” (Ис. 11. 2), дабы нынешний Юбилейный Архиерейский Собор вошел в историю соборных деяний Русской Православной Церкви примером подлинного единомыслия и любви во Христе Иисусе, Господе нашем”.

http://sedmitza.ru/lib/text/429436/

     Еще каких-то лет пять назад я не поверила бы, что буду знать, как звучит настоящая музыка карибских берегов, привыкну к причудливым островным именам, полюблю эту землю, щедрую на опасные выдумки и обильные дары; с ее приливами и землетрясениями, холодными горами и болотистыми низинами, вулканами и водопадами, «дождевыми лесами» и звонкими ярмарками, переполненными плодами и цветами. Привыкну к солнцу и буду ждать редкий дождь, а после дождя идти по дороге к дому, устланной разноцветными лепестками. Смогу ехать позади автобуса с надписью «Я выехал с Богом, и, если что, – это я ушел с Ним!» Видеть, как местная молодежь, что сидит в подворотне и описывает в сети свои похождения, к каждому слову добавляет с несколькими ошибками: «Всё, что есть у меня хорошего, дал мне Христос. Аминь!» Господня земля и исполнение ея. Господь дал мне счастье полюбить и этот край, Им благословленный. Панама, Коста-Рика, Никарагуа, Доминикана, разные и близкие. Терпкий аромат зелени, соленый ветер океана. И – уверение о том, как велик Творец, создавший эту красоту. Темнота укрывала эти широты каждый день в одно и то же время. И – рано. Рано и быстро. Словно бы раскаленная за день земля, отбыв рабочий день, отключала неуемное солнце, спешила отдохнуть и впитать влагу океана, который ее омывал. На порыжевшие от палящих лучей пальмы опускался туман, всё становилось одинаковым серо-сумрачным, птицы рассаживались по ветвям, похожие в свете редких фонарей на ёлочные рождественские игрушки, и засыпали. Неизменно горячий ветер качал огромные соцветия фламбоянов, которые в ночи были такими же серыми, как и всё вокруг, и только к утру обнаруживали свой огненный цвет, и огненной становилась под ними земля от осыпавшихся за ночь лепестков. Уличные собаки, совершенно одинаковые, укладывались под вернувшиеся во дворы неуклюжих невысоких зданий машины. Успевали перед этим с громким лаем догнать замедлившего на пыльной дороге мотоциклиста или устроить путаницу под ногами идущих отдыхать рабочих. Рабочие могли остановиться у магазинов поболтать, могли направиться в бар, начать петь и танцевать посреди улицы, кто-то выставлял перед своими дверями стулья и садился, поставив в ноги бутылку пива или вина. Пахло свежескошенной травой: днем, под солнцем, работники рубили заросли при помощи огромных острых мачете.

http://pravoslavie.ru/98040.html

     Таня очень любила Рождество. На самом деле она любила все праздники. Началась эта любовь когда-то со Святой Троицы, с напоенного ароматом трав полумрака старой церкви, где она впервые, просто зайдя «поставить свечку», поняла, что здесь сейчас вся земля, сотворенная Богом, славит Своего Творца. И цветы эти, и кот, устроившийся под лавкой и задремавший, и младенчик, сонно причмокивающий на руках молодой располневшей матери, – все это на ладонях Того, Кого она до сих пор не знала. Теперь и она – на Его ладонях. Потом были и Рождество Богородицы, икона доброй святой Анны с взрослой сосредоточенной Дочерью на руках, и строгие, но звонкие, как всё в дни ранней весны, дни Великого поста, и невероятная радость Пасхи, и когда-то вновь начинался богослужебный круг. Но Рождество Христово, яркое, нарядное и в то же время тихое, нежное, всегда оставалось особенным. «Рождается наше спасение, рождаемся будто и мы заново, и снова дети, и будем как дети», – думала она в прошлое Рождество, выбегая из храма после службы на морозный воздух. В сугробах вдоль тропинок, поставленные в стаканчики, горели свечи, над головой пылали звезды, и она, как в детстве, проскакала на одной ножке вдоль центральной тропинки аж до чудесной озаренной изнутри светом пещерки – вертепа, напевая про себя рождественский тропарь. Краем глаза увидала, как неодобрительно кивают в ее сторону церковные тетушки с крыльца. Видать, не нравилось им, что Таня, взрослая, сыгравшая свадьбу как раз перед «филипповками», скачет как дитя. Тетушки были хорошие, но все-таки вредные. И Таня собрала всю силу воли, чтобы не показать им язык. Теперь – теперь тоже близилось Рождество. Но жизнь Тани успела измениться. Роды были тяжелыми. Таня сильно пострадала и никак не могла восстановиться, пострадал и долгожданный Мишутка. Был безутешен молодой отец, всегда такой сильный и неунывающий. Всё больше становилось заметным, что с младенцем многое происходит «не так», но Тане в поликлинике ее городка всегда говорили только одно: «Мамаша, вы слишком тревожная, обратитесь к психиатру».

http://pravoslavie.ru/109701.html

         История православного паломничества в Святую Землю  началась для Руси с 1107 года. Именно тогда игумен Даниил совершил хождение в Иерусалим. В церкви Гроба Господня он  возжёг лампаду перед Святой Гробницей. Исполнено это было им не от себя, а от имени всего русского Православия. С той поры не сотни и не тысячи раз  преодолевал славянский люд  неисчислимые поприща пугающей морской зыби, терпеливо мерил шагами жаркие пески и каменистые дороги Палестины. Всё для того, чтобы подойти к арке Яффских ворот. Затем, сквозь неширокие улочки Святого града выйти к небольшой Храмовой площади. Здесь, перекрестясь и внутренне сосредоточившись, ступить под своды  древней постройки, хранящей память о месте Распятия и Воскресения Спасителя.      Московский живописец Игорь Машков проделал длинную дорогу иначе. В иллюминаторы самолёта ему сначала  било слепящее солнце. Затем он увидел под крылом воздушного лайнера сапфировую гладь Средиземного моря. Потом через дрожь колёс вновь ощутил прикосновение земной тверди. Однако это не означало, что он ступил на землю великих Евангельских преданий с настроениями туриста. Мощь современной техники переносила его в глубокое прошлое. Человек двадцатого века, он стремился духовными очами прозреть то, что свершилось в начале второго тысячелетия от Рождества Христова.         Иерусалим, Вифлеем, Назарет – эти города помогли ощутить прошлое в координатах современной жизни. Мог измениться, изменился мир. Оставались  неизменными чувства, надежды, тревоги и проблемы человека.  В воображении зарождались смутные черты будущей картины. И молодой мастер по праву мог сказать, что дорога к ней началась не от стеклянных стен аэропорта «Шереметьево». Он справедливо полагал, что к путешествию в Святую землю он готовился  более десятка лет.     Будущий художник родился в Москве в 1967 году. Интерес к искусству  привёл подростка сначала в  детскую изостудию, а потом в Московскую среднюю художественную школу. Следующим этапом должен был стать институт.   Судьба, как это часто бывает, нарушила плавные планы юноши. В 1985 году началась служба в рядах Советской армии. Два непростых года жизни. Они, как считает сегодня  живописец, очень помогли его развитию. Не только физическому – здесь сохранялся результат занятий в спортивных секциях художественной школы. Более важным стало возмужание характера.

http://radonezh.ru/analytics/igor-mashko...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - май 2010 г.   В пасхальные дни, как и в Рождество, Церковь постоянно говорит о мире. Впрочем, и мир, сколько существует, не только сегодня, также говорит о мире. Но кончается все, как известно, «унынием народов». Все идет, как сказал еще древний пророк: «Мир, мир, говорят они, а мира нет». Остается только со страхом ждать исполнения другого пророчества: «Когда скажут: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба. И не избегнут». А Христос говорит: «Мир даю вам, не так как мир дает, как Я даю». Вопросы у меня такие. Есть ли хоть какой-то смысл даже в самых искренних усилиях тех, кто не знает Христа, достигнуть мира на земле? Имеет ли какое-то отношение Христов «мир, всякий ум превосходящий» к нашему бренному, не касающемуся неба, существованию? Не дано ли Христово обещание мира только верным Его ученикам, а остальной, как видим мы сегодня, весьма значительной части человечества уготовано довольствоваться надеждой на «мир во всем мире»? В. И. Аманов, г. Коломна   Христос стал посреди учеников и сказал: «Мир вам». Тот, Кто поставил Себя в этот день посреди Своих учеников, занял центральное место в мире, взойдя на престол, по праву принадлежащий Ему. В сердце человеческой истории. Для всех людей, всех народов и всех времен, для всей земли, для мира видимого и невидимого Господь пожелал этого мира, принес его и дал его. В этот день Господь распятый и воскресший со властью занял место посреди всего человеческого рода, который то пляшет от радости, то печалится до смерти, посреди глупости и мудрости, посреди тех, кто слишком уверен в себе и кто слишком боязлив, посреди верующих и неверующих, потому что Он Господь всяческих. Посреди всех болезней и природных катастроф, всех войн и революций, договоров о перемирии и разрывов их, посреди всех наших достижений и застоев, и упадка, посреди всего человеческого несчастья невинного или заслуженного, Он явил Себя и открыл Себя, как Тот, Кто был, Кто есть и Кто будет: «Мир вам», и показал руки и ребра Свои. Посреди стольких трав и очень сорных трав, это зерно было посеяно в этот день, и созрело, обещая великую жатву.

http://moral.ru/dom_0510.html

  БОГОСЛОВИЕ Пред Крестом и Евангелием В издательстве " Даниловский благовестник " вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Пред Крестом и Евангелием " . В ней собраны избранные проповеди , произнесенные отцом Александром на пассиях за 35 лет священнического служения. Предлагаем вашему вниманию вступление и предисловие к книге. Православная служба — пассия (греч. «страдание») — была составлена относительно поздно, в середине XVII века. Однако с самого начала эта служба была с любовью и благоговением воспринята православным народом. Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов) — как правило, по воскресным вечерам Великого поста. За каждой пассией прочитываются Евангелия о страданиях Христовых: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. Некоторые священники уклоняются от служения пассий, считая, что они католического происхождения. Их предубеждение ошибочно. Достаточно сказать, что митрополит Петр (Могила), один из первых создателей этой службы, пропагандировал ее в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Во все времена наша Церковь смело заимствовала различные формы совне, если можно было с их помощью успешней донести до людей благовестие Христово. Так в древности православные переняли у ариан крестные ходы и антифонное пение, которыми еретики привлекали к себе простой народ. Так была установлена литургическая дата Рождества Христова — 25 декабря (по старому стилю), чтобы обратить взор язычников от солнца, которому они приносили поклонение в день поворота зимы на лето, к Солнцу правды — Христу. Так чин погребения перед Плащаницей Божией Матери — одно из драгоценнейших богослужений Православной Церкви, несмотря на его позднее происхождение. Ранний чин пассии отличается краткостью и строгостью. Нет ни канона, ни акафиста, с их попыткой затронуть наши чувства реалистическими подробностями распятия.

http://moral.ru/pered_krestom.html

  Об исповеди   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступили в новый церковный год. И это наше стояние перед светом Рождества Христова, Пасхи Господней, Фаворским светом и перед всеми праздниками церковными говорит нам о том, что мы должны позаботиться об исповеди в течение года, о том, что исповедь неотделима от молитвы и возможна только перед Светом, все проникающим, перед Светом, любящим нас. Исповедь возможна, когда Сама Божия Матерь и все святые, которым мы будем молиться, молятся о том, чтобы была побеждена в нас всякая тьма. Исповедь - это то, что всегда является существенно важным в жизни христианина. И к пониманию этого мы должны снова и снова возвращаться. Но особенно значительным это делается тогда, когда наступит Рождественский, Великий, Петров или Успенский пост. Исповедь важна, потому что в ней мы перед лицом Церкви, перед лицом священника, представляющего Церковь, исповедуем свое отвержение зла, царствующего в мире. Мы исповедуем свое несогласие с грехом, свое отвержение дел сатаны, которые присутствуют в грехах. Всю мерзость и растление греха в мире, который хочет нас тоже растлить. " Не хочу, не желаю, не принимаю. Отойди от меня, сатана " . Эта молитва святого Димитрия Ростовского и святого Тихона Задонского по отношению к хульным и скверным помыслам, собственно, и составляет сущность покаяния и исповеди. Мы уже отверглись сатаны и всех дел его в таинстве Крещения. Исповедь, покаяние - это второе крещение. И каждый день мы должны отвергаться этих темных дел. Есть даже обычай у некоторых православных христиан, что всякий день перед тем, как покинуть свой дом, осенять себя крестным знамением и произносить ту самую молитву, которую человек произносит в таинстве Крещения: " Отвергаюсь тебя, сатана, гордыни твоей, служения твоего и всех дел твоих " . Это отвержение должно быть постоянным. Но исповедь есть венец всего. Две опасности угрожают исповеди. Первая опасность заключается в том, что многие из нас, забывая о том, что открывают нам наши праздники, существующие ради нашего преображения, не видя, что Моисей повержен перед светом Христовым, продолжают приносить свою исповедь только по заповедям Моисеевым, которые составляют нравственный фундамент жизни Ветхого Завета. Он не упраздняется, разумеется, и в Новом Завете, но не может быть достаточным для христианина.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_10...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010