Покров и хранилище икона Твоя бысть, Владычице, еюже от врагов мысленных избавляются, прибегающи, иноков совокупления и верных соборы, душею и сердцем славословят Тя, Богомати. Призывание имени Твоего воистину душам есть очистилище и скверных мыслей истребление, и отгнание лукавых духов, Богородице Приснодево. Поем вси благоговейно икону Твою пречистую, в храм Твой входящи, в Божественное веселие, и душам исцеление почерпаем, Богоневесто. Кондак, глас 4. Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоея, обоя весело торжествующе вопием: сохрани раб Твоих благодатию, Владычице. Икос Древле израильтеский люд столпом огня путенаставивый и чермную волну сему подславы в знамение свободы от работы мучительския, Той и ныне икону Своея Матере огнеобразну показует, во извество безмерныя благости и Хранительницу, море пешеходящую, Святоименной Горе подает; тем по долгу благодать почитающе, вопием: сохрани раб Твоих благодатию, Владычице. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи радованною ногою, яко во цветнице ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших. О пастве Твоей Предстательница буди, Чистая Дево, и древния милости Твоя покажи на рабех Твоих, Бога рождшая, православно Сыну Твоему зовущих: благословен Бог отец наших. Познаша, Владычице, роди агарянстии силу Твою, находящи суетно на любезную паству Твою, и падоша безчестною смертию праведно, Чистая Богоблаженная. Блажен, Владычице, Божественный храм Твоея светлости, стяжав внутрь, яко велие сокровище, подобия Твоего Божественное изображение, егоже ныне целующе, славословим Христа, Тя прославльшаго. Исполнися, Пречистая, уст Твоих Божественное проречение, блажат Тя Ангелов и человеков множества и поют согласно Рождество Твое: благословен Бог отец наших. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь халдеиский мучитель, Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею, спасены сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-umili...

Что день молитву сию чти, да в наглой смерти не даст Христос Господь никогда умрети. Поклонение Пресвятой Богородице Приидите, поклонимся Царице нашей Богородице. Приидите, поклонимся Деве Марии Царице нашей Богородице. Приидите, поклонимся и припадем к Самой Госпоже Деве Марии Царице нашей Богородице. Покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надежде ненадеждных, помощнице немощным, ходатаице всем грешным, Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных: и буди нам, молимся, заступница святыми Твоими молитвами. Покланяемся Твоему благословенному зачатию и рождению от святых Ти родителей, от Иоакима и Анны, молим Тя, Госпоже наша, даждь нам житие безгрешно зачати, и родити плоды покаяния. Покланяемся Твоему введению в церковь Господню, трилетствовавшая Отроковице, и молим Тя, свете наш, церковь нас соделай Святому Духу молитвами Твоими. Покланяемся благовещению Твоему, пречистая Богородице Дево, егда действием Святого Духа со гласом Архангельским зачала еси Слово Отчее, и молим Тя, свете наш, нам отчаянным благовести спасение. Покланяемся рождению Твоему, егда воплотила и родила еси Христа Спаса миру, и явилася еси Матерь Богу, от всея твари славима и превозносима, и молим Тя, свете наш, являй Себе Матерь милосерду ныне и во век будущий. Покланяемся очищению Твоему нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, и молим Тя, свете наш, очисти нас от всякие скверны плоти и духа молитвами Твоими. Покланяемся и почитаем болезни Твоя, яже претерпела еси во время вольные страсти Сына Твоего, егда собыстся Симеоново проречение: Тебе же самой душу оружие пройдет, и молим Тя, свете наш, болезни душевные и телесные избави нас. Покланяемся Тебе, Госпоже, воспоминающе радость Твою, юже имела еси во время воскресения Сына Твоего, и молим Тя, свете наш, радости духовные не лиши нас. Покланяемся честному и славному успению Твоему, и молим Тя, свете наш, усни страсти наша плотские помощию Твоею. О Пресвятая Владычице Богородице! Приими сие малое моление, и принеси е Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет и просветит Тебе ради души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Диаконы особого обращения не имеют (отец диакон). Священноначалие Русской Православной Церкви. Слова " Патриарший Экзарх " , обозначающие правящих архиереев обширных территорий, пишутся с прописной буквы. Слово " экзарх " в значении представитель пишется со строчной буквы: экзарх Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Священный Синод. Церковные праздники Праздник Пасхи и все слова, кроме служебных, в названиях всех двунадесятых праздников пишутся с прописной буквы (кроме слова храм: Введение во храм Пресвятой Богородицы): Пасха, Святая Пасха, а также Антипасха, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, День Святого Духа, но день Пятидесятницы, Троицы - День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим - Неделя ваий. В названиях великих недвунадесятых праздников с прописной буквы пишется обязательно первое слово: Обрезание Господне, Рождество святого Иоанна Предтечи, Усекновение главы святого Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы, но: память святых апостолов Петра и Павла. а) Обновление святого храма Воскресения - Воскресение Словущее. Положение честной ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа (Нерукотворенный образ - название, ставшее собственным), Первое и Второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, но: праздник Обретения и Преполовение Пятидесятницы и т.д. б) Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в) в день перенесения мощей... обретения мощей... г) Новолетие В названиях праздников, посвященных святым, без указания на событие или обстоятельства, связанные с установлением праздника, все слова пишутся со строчной буквы: память пророка Илии, память священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Празднование в честь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " (не " иконе " и не " иконы " ). Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Святки. Названия постов, Недель и дней седмичных

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Рейтинг изображения: 2 (130) , (7) . Описание: Богоматерь Килемская? [Державная]. Артемий Сорокин. Рисунок. 44 х 36 см. 15 февраля 1839 г. Внизу – пояснительная надпись " Сия Святая Икона изображена в лето от Рождества Христова 1827 д. Артемием Сорокиным " . Частное собрание. Файл 31119.jpg:   Размер: 807x1000, 0.81 MPix, 187 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (103) , (3) . Описание: Икона Богородицы " Журавлевская " . Икона находилась в Восьмипрестольном Храме Воскресения Христова 1830 г.постройки в дер.Журавлево (Суглицкий погост), Бокситогорского р-на Ленинградской области. На иконе Богородица изображена в рост, с Младенцем на руках, идущей (грядущей - в движении) по облакам, у Младенца видна пяточка - как на иконе Владимирской Божиией Матери типа " Умиление " . Во время гонений на церковь когда храм закрывали (в 1930-х годах) икона была сохранена благодаря местным жителям. Поз[...] Файл 31380.jpg:   Размер: 1181x1772, 2.09 MPix, 370 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (158) , (9) . < > Описание: Образ Пресвятой Богородицы Исаковской (Обретение Образа в 1659 г.). Россия, начало ХХ в. Дерево, масло. 27 х 21 см. Частное собрание. Файл 31557.jpg:   Размер: 679x900, 0.61 MPix, 200 Kb. Дата: 2018-03-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (104) , (6) . Описание: Икона Божией Матери Кульдурская (подобие " Взыграния " ). Храм во имя Рождества Богородицы Биробиджанской епархии пос. Кульдур (Еврейская Автономная Область). Икона Божией Матери Кульдурская доступна для поклонения в храме во имя Рождества Богородицы Биробиджанской епархии пос. Кульдур (Еврейская Автономная Область). В канун великого двунадесятого праздника – Рождества Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – в Приход поселка Кульдур Еврейской автономной[...] Файл 31558.jpg:   Размер: 1053x1280, 1.35 MPix, 297 Kb. Дата: 2018-03-30, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (7) . Описание: Умиление Пресвятой Богородицы. Клеймо иконы " Явленные иконы Богородицы " . Конец XVIII – начало XIX века. Дерево, левкас, темпера. 88,5 х 69,5 х 3,3. Из Иоанно-Богословской церкви в Череповце. Череповецкое музейное объединение.

http://pravicon.com/icon-613-photo

Георгий Схоларий ссылается на авторитет св. Марка Ефесского. И. вот, в своем слове на закате своей жизни, последнем, произнесенным из числа Богородичных проповедей, опять св. Георгий Схоларий дает почувствовать свою духовную близость с великим исповедником Церкви. Так, он просит Божию Матерь взять его отсюда «в отеческом Благочестии» (т. е. Православии). Невольно вспоминаются слова св. Марка Ефесского в заключении его «Исповедания веры»: «Да не приключится мне сего (т. е. отпадения от православного исповедания), о, Утешителю Благий! Но имея от Твоего учения и Тобою одухотворенных мужей, да приложусь к Отцам моим, вынося отсюда, если не иное что, так — Православие!». И в послании к Вселенскому Патриарху св. Марк Ефесский так пишет в заключение «Будем исповедывать до последнего издыхания с великим дерзновением благой залог Святых Отцев: исповедание, известное нам с детства, которое мы в начале произносили и с которым в конце отойдем отсюда, унося если не иное что, так Православие!» И в письме к афонским монахам св. Марк призывает сохранять свою православную веру незыблемой, и говорит далее: «С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения». Слово на преставление пресвятый владычицы нашей Богородицы, написанное и прочитанное в Патриаршей Обители «Блаженнейшей», когда в третий раз мы были вынуждены отправиться туда. Индикт 12-й 1. Начало года приносит память Рождества Блаженной Девы, ставшее для всех людей началом рождения в истине и в духе, а настоящий конец года рождает память о Ее Преставлении от земли, ставя словно некую печать в ряду праздников Владычицы и празднуемых в них Божественных дарованиях, чтобы, таким образом, как бы в постоянной орбите, Матерь Бога Слова была Пределом для нас и плотской, а не только духовной жизни. Потому что после Божественного Провидения Она является образцом для нас настоящей жизни тем именно, что Она явилась, вместе с Богом, Виною для нас вечной жизни как в силу Своего служения Таинству (Воплощения Христова), выполняя для сего назначение соестеетвенного орудия, а равно и тем, что Она Своим образом жизни была (для всех) и образцом, и предтечею.   И вот всем людям, и мне вместе со всеми дается из года в год эта великая радость, такое счастие устрояется — потому что составлявшие законы соблюдения праздников делали это не столько по той причине, что так им было угодно сделать, сколько распределяли все согласно действительному соответствию вещам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Молитвы Тропарь Рождества Богородицы , глас 4 Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив  смерть , дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Кондак Рождества Богородицы, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. Величание Рождества Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Молитва первая на Рождество Богородицы О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва вторая

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/573...

Явление ангела Иоакиму. Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни . Около 1100 Мозаика. Церковь Успения Богоматери, Дафни Святые Иоаким и Анна Зачатие Пресвятой Богородицы (г.Усть-Илимск) Зачатие Пресвятой Богородицы Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва Пьетро Каваллини. Рождество Богородицы. Базилика св. Марии, Рим. 1296-1300 Новгород. Середина XIVb. Третьяковская галерея, Москва Рождество Богородицы. Фреска Дионисия XV век Икона РождестваБогородицы в Глинской пустыни (начало XVI в.). Являлась главной святыней Глинской пустыни, принадлежавшей Курской губернии. В исторических записях обители сохранились описания многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой. Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы Тропарь Рождества Богородицы , глас 4 Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив  смерть , дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную. Кондак Рождества Богородицы, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея. Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей. Величание Рождества Богородицы Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое. Молитва первая на Рождество Богородицы О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества.

http://pravmir.ru/rozhdestvo-presvyatoj-...

По наблюдениям исследователей, праздник вошел в устав в в., в Киевской Руси. Проложное сказание и текст службы известны по рукописям XIII–XIV вв., иконы – с XV в. Однако автор сказания анонимен, идеи, заложенные в тексте, имеют общехристианский характер. Автор свидетельствует об утверждении праздника, но не называет ни имени учредителя праздника, ни указывает на тот факт, насколько праздник «удален во времени и пространстве от момента видения чуда во Влахернской церкви», и «признаков специальной привязанности праздника именно к Русской земле нет». (См. подробнее: Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С. 52–63). Существует мнение, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлено праздновать 1 октября, потому что осеннее время, по окончании полевых работ и молотьбы, самое удобное к празднованию и потому что в этом месяце нет богородичных праздников, как например в ближайшие месяцы 8 сентября (праздник Рождества Пресвятой Богородицы) и 21 ноября (Вход во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии). Бесспорным является тот факт, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы – важнейший православный праздник, отмечаемый на Руси и известный еще в домонгольский период. М. Б. Плюханова считает, что очень важным для средневековой Руси «оказалось заложенное в символе Покрова общественное начало». Исследовательница видит специфику этого праздника на Руси в почитании образов церкви как «покрова, ограды, защиты». В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвященных празднику Покрова Пресвятой Богородицы: проложное сказание «О видении св. Андрея и Епифания, како видеста на воздусе св. Богородицу»; «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодвы Мариа»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодви Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия». Текст публикуемого здесь проложного сказания стабилен, в рукописных списках встречаются лишь небольшие разночтения, сказание фиксируется уже в составе Прологов XII–XIII вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После молитвы долго и с большим вниманием преподобные осматривали местность. Было избрано место для построения храма, которое и было отмечено водруженным деревянным крестом, сделанным тут же из связанных гибкой ивовой веткой двух зеленеющих молодых деревцев. Перед этим крестом снова святые подвижники преклонили свои колена, прося Бога ниспослать свое благословение и помощь создать Святой храм в честь Его Пресвятой Матери. Отметили место для келий и служб монастырских, для огорода, для хранения овощей. Назначено было место, где должна была проходить ограда и где стоять монастырским воротам. Все было внимательно осмотрено, все было обсуждено и обдумано. Через несколько времени на этом месте прп. Феодор с теми немногими иноками, которые пришли сюда с ним, приступили к построению храма во имя Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Честного Ее Рождества «и около нея келии и вся по чину зело изрядно и общее житие учини». Храм был построен в 1370 году. Глуха и пустынна была местность, скромна и тиха была жизнь пустынников. Сосредоточенные на молитве и труде, они проводили время или в храме за чтением молитв и общем пении псалмов, иногда, быть может, при тусклом свете дымящейся лучины, или в кельях, занятые каждый своим трудом, своею работою, чуждые суеты внешнего мира. Но как ни таились, как ни укрывались эти любители уединения и безмолвия, совершенно укрыться они все-таки не могли. Слава о добродетельной и благочестивой жизни Феодора стала распространяться все более и более и к нему стали приходить многие со своими думами, мольбами и упованием, получить от него добрый совет и утешение в печальные минуты своей жизни. Эта все возраставшая слава и эти, все умножавшиеся посетители, тяготили прп. Феодора. Избегая этих посетителей, он задумал тайно от своих сподвижников избрать себе другое место , где бы ничто не могло нарушить его уединения и отвлекать его от молитвенной беседы с Одним только Господом. С этой целью он стал искать такое место; но, сколько ни ходил он, нигде не мог найти тех удобств, какие представляла Симоновская местность, и поэтому он снова возвратился сюда.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

Я очень рад, что сегодня в этом храме прозвучало приветствие губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева, потому что до сих пор следы и раны минувшего века тревожат наши сердца, и владыка Тихон в своем приветствии вспоминал эти минувшие испытания нашей Церкви. А радостно мне потому, что мы живем в свободной России, и молодое поколение наших христиан даже не знает, что можно как-то препятствовать свободе веры. Я очень признателен Андрею Юрьевичу, который вместе со мной является сопредседателем Благотворительного фонда по восстановлению порушенных святынь. Губернатор сам показывает всем пример: напротив здания правительства Московской области в Красногорске его попечением был воздвигнут огромный храм, который Святейший Патриарх Кирилл освятил и принял решение именовать собором. Радостно жить, когда рука об руку Церковь и власть заботятся не только о физическом, но и о духовно-нравственном состоянии народа. Я не случайно сегодня приехал в эту святую обитель. 640 лет тому назад состоялась Куликовская битва, после которой преподобный Сергий благословил создать на этом месте храм Божий, монастырь. Многое пришлось видеть этой обители: когда я был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским и посетил это место, то увидел здесь свалку, а нам предлагали в Коломне избрать для восстановления один из монастырей. Блаженнопочивший владыка Григорий, который похоронен рядом с этим храмом, он был тогда еще священником, увидев весь этот ужас, сказал: " Нам здесь смотреть нечего, невозможно восстановить этот монастырь, надо искать что-то другое " . Но милостью Божией, жертвенностью людей, мы восстановили эту обитель, и уже много-много лет здесь возносится монашеская молитва. К этому дню был отреставрирован этот благолепный храм, и мое сердце потянулось сюда, чтобы освятить его, совершить здесь Божественную литургию и поблагодарить Господа за Его великие милости, которые Он, несмотря на наше недостоинство, продолжает щедро подавать. Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые высокие гости, особенно Денис Юрьевич, который так печется о духовном возрождении Коломны, всех вас горячо благодарю, низко кланяюсь и прошу ваших святых молитв. Я благодарен, что в этот день вы собрались здесь для совместной молитвы. Мне хочется персонально поблагодарить тех, которые своими жертвами и трудами приблизили этот праздник, восстановив собор в честь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы».

http://patriarchia.ru/db/text/5694883.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010