Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году монастырь был открыт и восстановлен как мужской. В 1964 году обитель снова была закрыта атеистической, богоборческой державой. Лишь только в 1996 году монастырь был возрожден. «Монастыри и храмы Украинской Православной Церкви» Городищенский Рождества-Богородичный монастырь - православный мужской монастырь в селе Городище Хмельницкой области находится в ведении Шепетовской епархии. В 1538 году владелец местечка Городище, князь Корецкий Богуш Федорович основал здесь православную обитель и в 1576 году завещал своему сыну Иоакиму беречь в этой обители Православие. В нач. XVIII века монастырь обеднел и прекратил своё существование. В 1746-1782 гг. князья С. и И. Любомирские (владельцы Городища с кон. XVII в.) на свои средства и на деньги пана Я. Погрошевского возвели на месте прежней обители каменный католический костёл с усыпальницей волынских знаменитых католиков и при нём монастырь ордена кармелитов. В 1832 году, спустя 37 лет после Третьего раздела Речи Посполитой (1795) и после участия монахов-кармелитов в Польском восстании (1830-1831 гг.), кляштор был упразднён, а его костёл после проведённой реставрации стал православным приходским храмом. В 1858 году по указу Святейшего Синода при храме учредили женскую обитель Рождества Пресвятой Богородицы. В том же году сюда, по ходатайству управляющего Волынской епархией архиепископа Арсения, перевели монахинь из Полонского Успенского монастыря во главе с игуменьей Василисой. Согласно штату монастырь, отнесённый к III классу, получал от казны государства 1564 рублей в год. Кроме того, ему поступали прибыли от трёх мукомольных водяных мельниц, с участка леса из казённых оброчных статей. По воспоминаниям очевидцев от монастыря был проложен подземный ход, ведший аж до самого Киева! Во 2-й пол XIX в. монастырский ансамбль построек дополнили здания училища и гостиница, а в 1902 году - каменный тёплый храм Рождества Иоанна Предтечи. Монастырь содержал училище для приходящих девушек, школу для сирот, больницу и странноприимный дом. В 1923 году обитель местные власти закрыли. После выселения монахинь и насельниц, коих в то время было огромное количество, в монастырских постройках разместили школу для кадров компартии Украинской ССР, с 1926 по 1936 гг. здесь находился комсомольский санаторий ЦК ВЛКСМ Украины, с 1936 года - военные госпитали и санаторий командного состава Киевского особого округа. После оккупации Хмельничины немецко-фашистскими войсками, летом 1941 года сюда вернулись несколько инокинь со схимонахиней Херувимой, а в одном их трёх храмов вновь стали проводиться службы. Монастырь функционировал и в советское время. В 1944 году в нём подвизались 32 монахини, в 1954 - 63, в 1958 - 70. В июне 1960 года, во время т. н. " хрущёвских антирелигиозных гонений " , обитель вновь закрыли, а в зданиях разместили помещения для пациентов и персонала психиатрической больницы.

http://sobory.ru/article/?object=26208

В монастыре три церкви - все каменные: 1) Соборная двухэтажная с тремя престолами в каждом этаже; средний престол в верхнем этаже во имя Рождества Пресв. Богородицы, правый во имя Рождества Иоанна Предтечи и левый во имя Василия Блаженного, Московского чудотворца. В нижнем этаже средний престол во имя преп. Иосифа и Георгия, иже в Малеи, левый во имя Рождества Христова и правый еще не освящен; 2) Теплая церковь трехпрестольная, с средним алтарем во имя преподобного Никандра Псковского, с правым во имя вмчк. и целителя Пантелеймона и с левым во имя равноапостольного князя Владимира; 3) теплая церковь при настоятельских кельях, во имя Успения Божией Матери, выстроенная при самом основании монастыря. Постоянными средствами содержания монастыря служат: 1) усадебная земля около монастыря в количестве 14 1/2 д., полевая в даче с. Глухих Полян в количестве 42 д., пожертвованная купцом Струковым, и в Веневском уезде при с. Городенце 60 д„ пожертвованных в 1889 г. отставным вахтером Феодором Ананским: 2) % с капитала в 110697 руб. Монастырская школа помещается в Чулковой слободе. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Монастыри и монастырские церкви, стр. 766 Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы - это основанный в её честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле. Начало XIX века является фактической датой основания монастыря в Щеглове. Ранее в Туле уже существовал мужской монастырь. В страшный день 22 июня 1552 г. отогнали туляне 30-ти тысячную рать хана Девлет-Гирея. В благодарность за спасение Тулы, на костях убиенных воинов, на месте, где особенно много полегло защитников города, воздвигается монастырь в честь пострадавшего за правду Предтечи Иоанна. Это был первый в Туле монастырь, основанный в 1553 году у юго-восточной стены Тульского кремля. С этого года положено начало организованному мужскому монашескому житию в Туле. Можно установить преемственную связь монашеских обителей в Туле. В 1799 г. решением Священного Синода была открыта самостоятельная Тульская епархия. Именно с этого года начинает явственно проступать образование организованного «монашеского жития» в Земле Тульской. В 1801 году Иоанно-Предтечев монастырь был упразднен, и в нем разместился архиерейский штат открытой Тульской епархии. Однако, «граждане многолюдной Тулы, скорбящие об упразднении Предтечевой обители сердечно желали восстановить прежнюю или основать новую монашескую общину». Этим ходатайством жителей Тулы было предопределено создание нового монастыря, и им оказалась «Богородичная мужская обитель, что в Щеглове».

http://sobory.ru/article/?object=00878

Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В конце 14 века инок Арсений, уроженец Великого Новгорода, пришёл со Святой горы Афон в далёкие северные земли с тем, чтобы здесь, на одном из ладожских островов, основать обитель во имя Пресвятой Богородицы. Долгое время провёл он скитаясь по Ладожскому озеру и ища место для монашеского жития. Так в 1393 году прибыл Арсений на остров Коневец, находящийся в северной части Ладожского озера, у западного его берега. Арсений поселяется на острове и проживает на нём несколько лет в полном уединении от мира. Прослышав о славе одинокого подвижника, к нему постепенно начинают стекаться ученики, составляя тем самым первую монашескую братию. С этого времени начинает свою жизнь Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь. За более чем 600 лет своей истории переживал монастырь и славные, и печальные времена. Дважды подвергалась обитель разорению от шведов, один раз в 16 и второй раз в 17 веке. С 1944 по 1990 годы монастырь был закрыт, на территории острова расположились военно-морская часть и закрытый испытательный полигон, а братия была вынуждена искать спасение в эвакуации в Финляндии. Монастырские земли передали церкви только в 1991г. Остатки военной базы до сих пор находятся на острове, но остался ли там кто из военных не знаю (К.Ф.) К сожалению, ввиду неоднократного разорения обители в 16 и 17 веках шведами, ни одной постройки, относящейся к древнему периоду истории Коневского монастыря, на острове не сохранилось. Строительство Коневского монастыря началось сразу же по возобновлении обители в 1721 году и продолжалось вплоть до начала 20 столетия. Основная часть монастырских зданий, включая монастырское каре и главный соборный храм во имя Рождества Богородицы, была сооружена в первой половине 19 века. В настоящий момент (2003 г.) комплекс монастырских зданий, сильно пострадавший за годы запустения монастыря в советское время, реставрируется. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809). Старейшая по времени основания постройка обители.

http://sobory.ru/article/?object=00111

«Соборно-епископцы» захватили Мгарский в честь Преображения Господня мужской монастырь близ Лубен. В городе имелось 5 храмов. Иоанно-Предтеченскую ц. власти передали автокефалистам-липковцам, здесь служил автокефальный «архиепископ Лубенский» Иосиф Оксиюк. Троицкий собор и кладбищенский Всехсвятский храм были заняты «соборно-епископцами». В ведении РПЦ остались Рождество-Богородицкий собор и Николаевский храм. Однако «соборно-епископцы» поставили целью захватить в Лубнах все правосл. храмы. 1 апр. 1927 г. инициативная группа раскольников из 62 чел. подала в Лубенский окрисполком заявление о создании при Рождество-Богородицком соборе общины «для проведения в жизнь соборноправности, чего не дает нам славянское (тихоновское) течение». В целях противодействия усиливавшимся лубенским раскольникам 15 сент. 1926 г. в Москве заместитель местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергий (Страгородский) и еще неск. архиереев хиротонисали архим. Аркадия (Остальского) во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В окт. 1926 г. еп. Аркадий был арестован и выслан в Харьков, выезд из города ему был запрещен. Неск. раз еп. Аркадий нелегально ездил на Полтавщину, встречался с местным духовенством, в т. ч. в Лубнах. Чтобы поднять дух прихожан, еп. Аркадий тайно приехал в Лубны в апр. 1927 г., на Пасху, и отслужил литургию в Рождество-Богородичном храме. После кончины 17 марта 1927 г. Полтавского архиеп. Григория еп. Аркадий периодически служил не только в Лубнах, но и в др. частях епархии в обход запрета ГПУ. Это привело к его высылке из Украинской ССР. Еп. Леонтий (Филиппович) сообщает: «[Еп. Аркадия] схватили и отправили в ссылку на вольное поселение на Кавказ, засадив в глухую осетинскую деревню на три года. Пробыв в таком безлюдном одиночестве около года, владыка задумал было бежать. И решил ездить по обширной России под видом странника и проповедовать, насколько возможно, слово Божие». Находясь на полулегальном положении, еп. Аркадий в 1927-1928 гг. сохранял связи с укр. паствой, имел духовных чад в Киеве, в Полтаве и в других городах, периодически совершал богослужения в частных домах, за богослужением поминал митр. Сергия (Страгородского). Весной 1928 г. еп. Аркадий приехал в Ленинград, где митр. сщмч. Серафим (Чичагов) предложил ему стать своим викарием. В мае 1928 г. еп. Аркадий отправился в Москву для получения разрешения на служение в Ленинграде от ОГПУ и был арестован. Впосл. Л. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2110753.html

7 июля 2019 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь Выборгской епархии, где совершил чин великого освящения верхнего храма собора Рождества Пресвятой Богородицы, после чего возглавил Божественную литургию и хиротонию архимандрита Игнатия (Григорьева) во епископа Чистопольского и Нижнекамского в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии митрополита Тверского и Кашинского Саввы, митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, Патриаршего Экзарха Юго-Востока Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима, духовенства Выборгской епархии, Санкт-Петербурга и Татарстанской митрополии. Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих воинов-подводников, в море Баренцевом при исполнении долга своего жизнь положивших». На богослужении присутствовали: губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко, председатель Законодательного собрания Ленинградской области С.М. Бебенин, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга В.С. Макаров, главы районных администраций Ленинградской области и Республики Татарстан. По окончании Литургии Святейший Владыка освятил памятник преподобному Арсению Коневскому, созданный к 625-летию обители и установленный у центрального причала острова Коневец, посетил часовню преподобного Арсения Коневского и пообщался с паломниками. 21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице и праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Тверскую епархию.

http://mospat.ru/ru/news/46160/

В монастыре хранится множество святынь: частица мощей свт. Николая, привезенная из г. Бари, стопа преподобного Антония, старца Оптинского, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня, иконы с мощами святых: преподобных отцов Киево-Печерских, преподобных старцев Оптинских, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Феодосия Тотемского, святителя Иоанна Тобольского, преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, основанный в конце XV века, является местом подвигов блаженного Андрея Христа ради юродивого и преподобного исповедника Георгия (Лаврова). Здесь в возрожденной в 2001 г. обители, находится точный список иконы с чудотворного образа святого великомученика Георгия Победоносца, находящегося в обители Зограф на святой горе Афон. Образ почитается как чудотворный, и через молитвы перед ним люди получают исцеления. В Богородично-Рождественской Девичьей пустыни в селе Барятино хранится чудотворная икона Божией Матери " Ломовская " (25 июня). Название иконы происходит от слова " разломанная " . По преданию, этот образ нашли в реке Угре. Её части, ничем не скреплённые, плыли вместе по воде. Благочестивые верующие сделали для иконы серебряную ризу, которую украсили крестами. Вскоре икона прославилась чудесами исцелений. До революции чудотворная икона находилась в церкви Рождества Христова, построенной на том месте, где он был найден. Когда храм закрыли, то икону перенесли в храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Барятино. С открытием монастыря он стал главной его святыней. Любят паломники посещать Спаса-Нерукотворнаго пустынь в с. Клыково недалеко от Козельска. Расположена она в тихом живописном месте. В нем имеется много святынь. Здесь провела последние годы жизни схимонахиня Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Многие храмы имеют свои святыни, которые почитаются калужанами. Свято-Георгиевский собор в Калуге имеет почитаемые образы Божией Матери " Утоли моя печали " и Иерусалимская, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым, а также иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В соборе с 1934 по 1937 гг. служил священномученик Августин (Беляев).

http://religare.ru/2_96420.html

Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица - Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы. На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода - в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь ); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

Внутри монастыря две церкви каменные, крепкие. Первая соборная церковь, двухэтажная, о пяти главах, вызолоченных с крестом червонным золотом, покрыта железом, окрашенным медянкою. В верхнем этаже ее один престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященный 16 августа 1780 г. Преосвященным Иеронимом, епископом Владимирским. В нижнем этаже престол в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Вторая церковь больничная, малая, в ней один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, освящена настоятелем иеромонахом Венедиктом 6 июня 1782 г. Обе церкви снабжены утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. Ризница и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви. На северной стороне соборной церкви, в полу-сажени от стены притвора над могилою возобновителя и настоятеля Санаксарского монастыря старца Феодора (Ушакова) построена с разрешения епархиального начальства в 1906 г. каменная о пяти главах часовня, осененная пятью зеркальными крестами, и покрыта окрашенным железом. Колокольня над святыми вратами, открываемыми только при торжественных случаях, состоит их четырех ярусов с главою и крестом вызолоченными. Во втором ярусе ее устроена малая, холодная церковь с крестом в честь Преображения Господня, освящена в 1776 г. настоятелем иеромонахом Иоилем. Колокольный звон достаточно сильный и благозвучный, главный колокол в 237 пудов. Восемь каменных корпусов, из них пять двухэтажных для братской трапезы, кухни, хлебопекарни и кладовых, и один одноэтажный, примыкающий к церкви Владимирской иконы Божией Матери, для богадельни. В связи с ним устроены помещения для приема епархиального Архипастыря во время обозревании им епархии. Одно каменное одноэтажное малое здание для погребов и квасоварни. Между перечисленными зданиями по углам простенки с 5 башнями, симметрично расположенными. Сзади корпусов сажени на 2 кругом монастырь обнесен каменною стеною, покрытою окрашенным тесом. Вышина этой стены около полутора сажени, сделана она для укрепления площади, искусственно устроенной посредством насыпи земли с раздолбленным кирпичом для монастырских церквей и зданий.

http://sobory.ru/article/?object=04080

Название Задонский остается и до сих пор, так как в селении Тешевке в 1779 году учрежден был уездный город, который стал называться Задонск. Богородицким он называется в честь Богородицы, икона которой здесь издавна всеми почитается, и ее имени посвящен главный Владимирский храм Задонского монастыря. Таково было начало основания монастыря. В 1692 году весь монастырь и его деревянная церковь сгорели, но храмовая икона Владимирской Божьей Матери, принесенная Кириллом и Герасимом, осталась среди пожара совершенно неповрежденной. Обнаружение этой чудодейственной благодатной силы, проистекающей от честной иконы Владимирской Божьей Матери, еще более усилило веру молящихся пред нею. С 1693 по 1697 год настоятелем Задонской обители игуменом Трифоном была сооружена вторая деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божьей Матери на месте прежней сгоревшей, а также были восстановлены все прежние монастырские постройки. В 1736 году настоятель игумен Ефимий II (в схиме Евсевий) приступил к строительству первой каменной церкви с двумя приделами; главный престол был освящен в 1741 году в прежнее наименование Сретенья Богородичной иконы Владимирской. Правый придел – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, а левый – во имя Евсевия, епископа Самосадского. Также игумен Ефимий построил на западе переднюю часть каменной ограды, ворота которой вели внутрь монастыря. Напротив соборной церкви была сооружена каменная колокольня в готическом стиле, которая примыкала своей передней стороной к западной ограде; внутри колокольни на первом этаже был устроен храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни были построены в два этажа кельи с кладовыми для настоятеля и казначея, а также были приобретены ризница и престольная утварь. До революции от этой утвари оставались серебряный напрестольный крест со святыми мощами и Евангелие. Слава Задонской обители особенно возросла в связи с именем Святителя Тихона I Соколовского, который в 1769 году, в Великий пост, переселился сюда, оставив Воронежскую кафедру по любви к безмятежному житию и безмолвию.

http://sobory.ru/article/?object=00450

агрогородка Щорсы Новогрудского р-на, в ней находилась местночтимая чудотворная икона вмч. Димитрия. По преданию, храм был построен по обету, данному родоначальником магнатского рода Хребтович в благодарность вмч. Димитрию за избавление от гибели во время неудачной битвы с татарами. В XIV в. была построена церковь в мест. Крево (ныне деревня Сморгонского р-на). В 1508 г. в Дятлове кн. Константин Острожский заложил храм во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1532 г. заботами виленского воеводы, канцлера ВКЛ Альбрехта (Альберта) Гаштольда был заложен православный храм свт. Николая Чудотворца в Юратишках (ныне Ивьевского р-на). В 1533-1550 гг. в пос. Мир (ныне Кореличского р-на) на месте более древнего храма была воздвигнута каменная ц. Св. Троицы. В сер. XVI в. был построен храм в Белице (ныне Лидского р-на), в 1586 г.- храм на территории совр. дер. Ст. Переволока Слонимского р-на. В 1568 г. в Новогрудке действовали 10 правосл. церквей: Воскресенская, Крестовоздвиженская, Свято-Троицкая, Успенская, Покровская, Иоанновская, Николаевская, Борисоглебская, Симеоновская и Параскевинская (Пятницкая). В 1595 г. Новогрудок получил герб с изображением арх. Михаила. В 1622 г. Константин Долмат основал в Дятлове Преображения Господня Дятловичский мужской монастырь , к-рый сразу же был приписан к Киево-Печерскому мон-рю (см. Киево-Печерская лавра ), во главе Дятловичского мон-ря стояли киево-печерские монахи. (Возможно, Дятловичский мон-рь был основан ранее - в 1570.) Дятловичский мон-рь, располагавший обширными владениями, являлся крупнейшим правосл. мон-рем в Полесье, благодаря поддержке Киево-Печерского мон-ря он не был захвачен униатами в период господства унии, сохранялся как важнейший центр Православия на белорус. землях. В регионе существовали 2 др. мужских мон-ря: Троицкий в Гольшанах, известный с 1556 г., и Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный в с. Голдове (ныне деревня Лидского р-на), основанный в 1633 г. и в 1650 г. приписанный к виленскому Свято-Духову мон-рю (см.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010